Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

256
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / психологическое благополучие / алкогольная зависимость / студенты / value orientations / psychological well-being / alcohol addiction / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Метельская Мария Андреевна, Продовикова Анастасия Геннадьевна

Проблема исследования состояла в определении особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов, склонных к алкогольной зависимости. Среди различных психологических факторов алкоголизма первостепенное значение имеют личностные особенности индивидуума. Употребление алкоголя является одним из способов снятия напряжения, средством подавления тревоги, страха, вины, неудовлетворенности. Однако есть и другая мотивация приема спиртных напитков – это стремление искусственно вызывать положительные эмоции, стимулировать хорошее настроение, эйфорию, увеличить эмоциональную активность. В исследовании приняли участие 35 студентов Пермского университета, не имеющих проблем с алкоголем, 33 студента, употребляющих алкоголь в угрожающих здоровью количествах, и 30 студентов со склонностью к алкогольной зависимости. Диагностический инструментарий включал в себя опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко). Ценностный опросник Шварца и методики для выявления расстройств, связанных с употреблением алкоголя. Методами статистической обработки были выбраны критерий КраскелаУоллеса и коэффициент корреляции Пирсона. Выявлено, что чем сильнее у студентов склонных к зависимости от алкоголя выражено ощущение собственного бессилия и неспособности что-то изменить или улучшить в своей жизни, тем в большей степени они видят ценность в получении удовольствия и наслаждения, желают чего-то нового, относятся с пониманием и терпением, как к близкому, так и к отдаленному окружению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Метельская Мария Андреевна, Продовикова Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS PRONE TO ALCOHOL DEPENDENCE

The problem of the study was to identify the features of value orientations and psychological well-being of students prone to alcohol addiction. Among the various psychological factors of alcoholism, the personal characteristics of an individual are of paramount importance. Alcohol consumption is one of the ways to relieve tension, a means of suppressing anxiety, fear, guilt, dissatisfaction. However, there is another motivation for taking alcoholic beverages – this is the desire to artificially evoke positive emotions, stimulate a good mood, euphoria, and increase emotional activity. The study involved 35 students of Perm University who do not have problems with alcohol, 33 students who consume alcohol in health-threatening quantities and 30 students with a tendency to alcohol addiction. Diagnostic tools included the questionnaire "Scale of Psychological Well-being" by C. Ryff (adaptation by T.D. Shevelenkova, P.P. Fesenko), Schwartz's value questionnaire and methods for identifying alcohol-related disorders. The Kraskel-Wallace criterion and the Pearson correlation coefficient were selected by statistical processing methods. It was revealed that the more strongly the students who are prone to alcohol dependence have a feeling of their own impotence and inability to change or improve something in their lives, the more they see the value in getting pleasure and enjoyment, desire something new, treat with understanding and patience, both close and distant surroundings.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 74-84. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 74-84.

Научная статья УДК 159.9.07

doi : 10.24412/2712-827Х-2022-9-74-84

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

1 2 Мария Андреевна Метельская , Анастасия Геннадьевна Продовикова

1,2

' Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

1 metelskaya_1998@mail.ru

2 arilama@yandex.ru

Аннотация. Проблема исследования состояла в определении особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов, склонных к алкогольной зависимости. Среди различных психологических факторов алкоголизма первостепенное значение имеют личностные особенности индивидуума. Употребление алкоголя является одним из способов снятия напряжения, средством подавления тревоги, страха, вины, неудовлетворенности. Однако есть и другая мотивация приема спиртных напитков - это стремление искусственно вызывать положительные эмоции, стимулировать хорошее настроение, эйфорию, увеличить эмоциональную активность. В исследовании приняли участие 35 студентов Пермского университета, не имеющих проблем с алкоголем, 33 студента, употребляющих алкоголь в угрожающих здоровью количествах, и 30 студентов со склонностью к алкогольной зависимости. Диагностический инструментарий включал в себя опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко). Ценностный опросник Шварца и методики для выявления расстройств, связанных с употреблением алкоголя. Методами статистической обработки были выбраны критерий Краскела-Уоллеса и коэффициент корреляции Пирсона. Выявлено, что чем сильнее у студентов склонных к зависимости от алкоголя выражено ощущение собственного бессилия и неспособности что-то изменить или улучшить в своей жизни, тем в большей степени они видят ценность в получении удовольствия и наслаждения, желают чего-то нового, относятся с пониманием и терпением, как к близкому, так и к отдаленному окружению.

Ключевые слова: ценностные ориентации, психологическое благополучие, алкогольная зависимость, студенты.

Для цитирования: Метельская М.А., Продовикова А.Г. Особенности ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов, склонных к алкогольной зависимости // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 74-84. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-74-84

Original article

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF STUDENTS PRONE TO ALCOHOL DEPENDENCE

12 Maria A. Metelskaya , Anastasia G. Prodovikova

1,2 Perm State National Research University, Perm, Russia

1 metelskaya_1998@mail.ru

2 arilama@yandex.ru

© Метельская М.А., Продовикова А.Г., 2022

Abstract. The problem of the study was to identify the features of value orientations and psychological well-being of students prone to alcohol addiction. Among the various psychological factors of alcoholism, the personal characteristics of an individual are of paramount importance. Alcohol consumption is one of the ways to relieve tension, a means of suppressing anxiety, fear, guilt, dissatisfaction. However, there is another motivation for taking alcoholic beverages - this is the desire to artificially evoke positive emotions, stimulate a good mood, euphoria, and increase emotional activity. The study involved 35 students of Perm University who do not have problems with alcohol, 33 students who consume alcohol in health-threatening quantities and 30 students with a tendency to alcohol addiction. Diagnostic tools included the questionnaire "Scale of Psychological Well-being" by C. Ryff (adaptation by T.D. Shevelenkova, P.P. Fesenko), Schwartz's value questionnaire and methods for identifying alcohol-related disorders. The Kraskel-Wallace criterion and the Pearson correlation coefficient were selected by statistical processing methods. It was revealed that the more strongly the students who are prone to alcohol dependence have a feeling of their own impotence and inability to change or improve something in their lives, the more they see the value in getting pleasure and enjoyment, desire something new, treat with understanding and patience, both close and distant surroundings.

Keywords: value orientations, psychological well-being, alcohol addiction, students.

For citation: Metelskaya M.A., Prodovikova A.G. Features of value orientations and psychological well-being of students prone to alcohol dependence. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:74-84. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-74-84

Введение

По данным Росстата и ЕГАИС в России в 2019 - начале 2020 гг. 2 % страдают от алкогольной зависимости, 5 % никогда не пробовали алкоголь, и остальные 93 % не проходят лечение и никогда не обращались за помощью по причине алкогольной зависимости. Статистика показывает, что среди взрослого населения страны алкоголь употребляют 80 % мужчин и 55 % женщин. В общей группе риска находятся молодые люди, которые только начинают самостоятельно жить и не имеют большого жизненного опыта. Необходимым представляется выявление групп риска среди студентов и исследование их психологических особенностей [Злоупотребление и зависимость 2021]. И.М. Грязнов выявил изменения в ценностных ориентациях лиц с алкогольной зависимостью, на первый план в иерархии ценностных ориентаций выходят ценности, связанные с влечением к алкоголю [Грязнов 2015: 7]. Е.А. Уваров, М.Г. Рябова отмечают, что показатели психологического благополучия зависимых значительно ниже показателей в общей популяции [Уваров, Рябова 2009].

С.Л. Валов, Е.М. Кинч, А.Д. Тетерина, Д.А. Чонтян занимались выявлением группы риска алкогольной зависимости среди студентов медицинских и немедицинских вузов. Они пришли к выводу, что студенты немедицинских вузов больше склонны к зависимости от алкогольной продукции, а также что проблема алкоголизма больше распространена среди юношей [Валов, Кинч, Тетерина, Чонтян 2020: 241]. Изучение связи ценностных ориентаций и психологического благополучия занимались Т.С. Пилишвили, А.И. Савушкина, А.Л. Данилова, Т.Н. Соруко. Они выявили, что существует следующая прямая связь между феноменами: между стремлением к позитивным отношениям с окружающими и сдерживанием, предотвращением собственных потенциально вредных для социума действий; между открытостью новому опыту и проявлением социальной компетентности. Кроме того, выявлены следующие обратные корреляции: отсутствие чувства направленности жизни связано с несамостоятельностью мышления при выборе способов действия в жизни; отсутствие жизненных целей, целеустремленность связаны с низкой автономностью [Пилишвили, Савушкина, Данилова, Соруко 2021; см. также [Амбросова, Митрофанова 2019].

Д.Г. Амбросова, О. Г. Митрофанова занимались изучением «взаимосвязи ценностных ориентаций и психологического благополучия у белорусских студентов». Результаты исследования позволяют говорить о том, что наиболее предпочитаемыми ценностями студентов-белорусов являются «самостоятельность» и «безопасность». У студентов ярко выражена исследовательская активность, самостоятельность мышления, потребность в автономности и независимости. Безопасность других людей и себя являются важными для белорусских респондентов. Наименее значимые ценности - «конформность» и «традиции» [Амбросова,

Митрофанова 2019]. Исследованием на тему «Особенности и противоречия в ценностных ориентациях больных алкоголизмом» занимались Т.Ю. Ледванова, А.В. Коломейчук. Ведущими в качестве нормативных идеалов больными алкоголизмом были выбраны: безопасность, традиция и конформность. Ведущими ценностями на уровне поведения у тех же больных оказались: стимуляция, гедонизм и самостоятельность [Ледванова, Коломейчук 2014].

Проблемой нашего исследования выступает недостаток данных об особенностях ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов, склонных к алкогольной зависимости. В связи с этим, предметом исследования выступают особенности ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов, склонных к зависимости от спиртных напитков. Цель исследования заключается в выявлении особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов, склонных к зависимости от спиртосодержащей продукции. Алкоголизм - это прогредиентное заболевание, сопровождающееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией [Морозов, Иванец 1983: 10]. Среди различных психологических факторов алкоголизма первостепенное значение имеют личностные особенности индивидуума. Употребление алкоголя является одним из способов снятия напряжения, средством подавления тревоги, страха, вины, неудовлетворенности и т. д. Однако есть и другая мотивация приема спиртных напитков - это стремление искусственно вызывать положительные эмоции, стимулировать хорошее настроение, эйфорию, увеличить эмоциональную активность.

В классификации А.А. Портнова, И.Н. Пятницкой [Портнов, Пятницкая 1973: 145] даются четкие границы алкоголизма. По частоте употребления алкогольных напитков и степени злоупотребления выделяют следующие группы лиц.

1-я. Употребляющие алкогольные напитки редко (по праздникам - в среднем не чаще одного раза в месяц), в небольших количествах. Сюда же можно отнести лиц, вовсе не употребляющих алкогольные напитки.

2-я. Употребляющие алкогольные напитки умеренно (1-3 раза в месяц, но не чаще одного раза в неделю), в сравнительно небольших количествах.

3-я. Злоупотребляющие алкоголем:

а) без признаков алкоголизма, т. е. употребляющие алкоголь несколько раз в неделю в больших количествах.

б) с начальными признаками алкоголизма - при наличии психической зависимости и измененной реактивности организма на алкоголь, что соответствует I стадии алкоголизма по А. А. Портнову, И. Н. Пятницкой;

в) с выраженными признаками алкоголизма, когда появляются признаки физической зависимости от алкоголя, характерной для II стадии болезни.

Понятие «ценность» исследуется с разных сторон в философии, социологии, культурологии, педагогике, психологии. Мы рассмотрим понятие с точки зрения психологии. Э. Фромм говорит о потребности в таких ценностях, которые могут направлять поступки и чувства личности. Он ценностные ориентации разделяет на две разные категории: осознаваемые и официально признанные ценности, а также бессознательные и действительные ценности [Фромм 2009: 23]. Д. Рисмен уделяет большое внимание происхождению ценностных ориентаций человека. В его понимании значимое влияние могут оказывать субъективные мировоззренческие взгляды и правила социальной среды. Окружение может отвергать, признавать или даже одобрять те или иные ценностные ориентации, тем самым навязывать индивиду определенный стандарт [Рисмен 1993: 147].

В теории личности А. Маслоу ядром является потребность личности в самоактуализации. Основываясь на этом, психолог выделяет две группы ценностей: ценности бытия, которые присущи только самоактуализирующимся людям, и являются высшими ценностями; и дефицитарные ценности, то есть низшие, которые необходимы исключительно для

удовлетворения какой-либо потребности [Маслоу 1999: 105]. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: 1) Общественные идеалы как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни; 2) Предметно-воплощенные ценности как произведения материальной и духовной культуры человечества; 3) Личностные ценности. [Леонтьев 1992: 15]. В.Ф. Анурин говорил о том, что ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и одновременно определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [Анурин 1982: 116].

В нашей работе мы придерживались взглядов Ш. Шварца. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [Карандашев 2004: 27]. В науке сложилось два направления исследования благополучия человека: гедонистическое (субъективное благополучие) и эвдемоническое (психологическое благополучие). Понятие «психологическое благополучие» впервые встречается в работе Н. Брэдберна (гедонистический подход) в 1969 г. Учёный считает, что психологическое благополучие строится на взаимосвязи двух аффектов: позитивного и негативного. Показателем психологического благополучия является разница между этими двумя самоощущениями, которая так же отражает общее ощущение удовлетворенности жизнью. Если суммарно позитивные переживания превышают накопленные негативные переживания, то человек ощущает себя счастливым, удовлетворённым, что способствует более высокому уровню психологического благополучия. Определяющим фактором психологического благополучия является субъективная оценка состояния индивида [Брэдберн 2005: 4]. Э. Динер вводит близкое понятие «субъективного благополучия». Он выделил структуру субъективного благополучия: приятные эмоции, неприятные эмоции и удовлетворение. Автор уравнивает субъективное благополучие и переживание счастья [Diener 1984: 543].

В объективном подходе (эвдемонистическим) психологическое благополучие связывают с объективными показателями. В работе мы опираемся на концепцию К. Рифф, которая определяет психологическое благополучие как базовый субъективный конструкт, который показывает оценку функционирования человека в соответствии с его вершиной потенциальных возможностей [Ryff 1995: 100]. В концепции К. Рифф психологическое благополучие состоит из следующих шести компонентов: 1) самопринятие (принятие себя, понимание своих чувств, возможностей и способностей); 2) положительные отношения с другими (стремление поддерживать отношения); 3) жизненные цели (наполненность жизни смыслом); 4) управление окружением (способность использовать возможности среды для духовного роста и оптимального функционирования); 5) личностный рост (потребность в саморазвитии, открытость опыту); 6) автономия (личная ответственность, способность противостоять давлению извне) [Шевеленкова, Фесенко 2005: 101]. Изучение разных компонентов психологического благополучия позволяет объективно соединить внешнее поведенческое проявление с субъективной самооценкой своего самоощущения удовлетворенности жизнью.

Таким образом, нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Студенты, склонные к алкогольной зависимости, отличаются низкими показателями психологического благополучия [Уваров, Рябова 2009];

2. У студентов, склонных к алкогольной зависимости, отсутствуют цели в жизни или являются не выраженными тогда, когда большое значение имеет гедонизм [Грязнов 2015: 6];

3. Склонные к зависимости от спиртных напитков студенты в первую очередь ориентированы на получение удовольствия (гедонизм) и не заинтересованы в личных успехах (достижение) [Грязнов 2015: 18];

4. Существуют как прямые, так и обратные связи между ценностными ориентациями и психологическим благополучием у студентов, склонных к зависимости от алкоголя.

Метод

Участники исследования

Исследование, посвященное особенностям ценностных ориентаций и психологического благополучия студентов, склонных к алкогольной зависимости, проводилось на базе Пермского государственного национального исследовательского университета с использованием онлайн - платформы Интернет-пространства - Google Form.

Все испытуемые были распределены по трём группам согласно полученным результатам по двум методикам, диагностирующим наличие проблем с алкоголем (методика AUDIT, методика MAST). (см. Табл.1)

Таблица 1. Особенности состава групп студентов

Группа Общее количество респондентов Количество мужчин и женщин Средний возраст, лет

Группа студентов, не имеющих проблем с алкоголем 35 Ж - 25 М - 10 21.9

Группа студентов, употребляющих алкоголь в угрожающих здоровью количествах 33 Ж - 22 М - 11 22.2

Группа студентов со склонностью к алкогольной зависимости 30 Ж - 18 М - 12 22.7

В исследовании приняли участие 98 человек, среди них 33 мужчины и 65 женщин. Возраст участников от 18 до 25 лет, средний возраст составил 22 года, стандартное отклонения 1,72 года. Из них 18 студентов заочной формы обучения, и 80 студентов, обучающихся очно. Исследование проходило с 1 октября по 5 ноября 2021 г.

В исследовании использовался следующий психодиагностический инструментарий:

1. Тест ценности Шварца (Ценностный опросник Шварца /Методика Шварца) [Карандашев 2004] для исследования динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

2. «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко) [Шевеленкова, Фесенко 2005] для оценки уровня психологического благополучия отдельных его компонентов (позитивные отношения, управление средой, автономия, личностный рост, цель в жизни, самопринятие).

3. AUDIT (Тест по выявлению расстройств, связанных с употреблением алкоголя) [Корчагина, Фадеева, Зенцова, Григорьева 2013: 28].

4. Мичиганский скрининг-тест на алкоголизм MAST (Michigan Alcoholism

Screening Test) [Tulevski 1989: 255].

Математические методы обработки данных

С помощью критерия Колмогорова - Смирнова было выявлено, что первичные данные соответствуют закону нормального распределения. Поэтому в дальнейшем для сравнительного анализа мы использовали критерий Краскела-Уоллеса для сравнения всех трех выборок между собой. Для проверки гипотез о связях между переменными применялся коэффициент корреляции Пирсона. Статистическая обработка проводилась в программе SPSS 17.0.

Результаты исследования

Результаты корреляционного анализа показали, что существуют следующие статистически значимые взаимосвязи между показателями ценностных ориентаций и психологическим благополучием студентов разных групп.

В группе студентов, не имеющих проблем с алкоголем, выявлены следующие прямые тесные связи на уровне значимости 0,01 (см. Рис.1):

1. Шкала «Самостоятельность» образует связи с такими показателями как «Автономия» (r=0,635), «Психологическое благополучие» (r=0,489) и «Личностный рост» (r=0,622). То есть, чем более студенты, способны быть независимыми, противопоставлять своё мнение мнению большинства (то есть обладающие автономией), тем более они являются ценителями своей самостоятельности, которая проявляется в свободе мыслей и выбора действий. С другой стороны, чем сильнее студенты стремятся развиваться, учиться и

осваивать новое, тем у них больше самостоятельность. А также чем выше у студентов проявляется самостоятельность и ответственность за свою жизнь, тем более высокие показатели психологического благополучия.

2. Шкала «Автономия» связана также со шкалой «Стимуляция» (г=0,679). Чем выше независимость от мнения окружающих, тем в большей мере студенты стремятся к новизне и к глубоким переживаниям (стимуляции).

3. Показатель «Личностный рост» связан с показателем «Достижения» (г=0,454), Другими словами, чем выше у студентов стремление к развитию собственной личности, тем выше ориентированность на личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.

Рис. 1. Корреляционная плеяда показателей компонентов психологического благополучия и ценностных ориентаций у студентов, не употребляющих алкоголь

В группе студентов с угрожающим уровнем употребления спиртных напитков, выявлена прямая тесная связь на уровне значимости 0,01 между шкалами (см. Рис.2):

1. Шкала «Достижения» образует прямые связи со шкалами «Управление средой» (г=0,623), «Психологическое благополучие» (г=0,574), «Цели в жизни» (г=0,571), «Позитивное отношение» (г=0,514), «Личностный рост» (г=0,451). Чем выше у студентов способность добиваться желаемого, тем более они склонны преодолевать трудности на пути к своей цели, стремятся быть социально компетентными, добиваться успехов, берут на себя ответственность за свою жизнь, мысли и действия, проявляют самостоятельность в принятии решений, относятся доброжелательно по отношению к своему близкому окружению и к обществу в целом.

2. Шкала «Самостоятельность» образует прямые связи с такими показателями как «Автономия» (г=0,714), «Управление средой» (г=0,673), «Психологическое благополучие» (г=0,645), «Личностный рост» (г=0,572), «Самопринятие» (г=0,542). Таким образом, чем выше студенты, ценят свою самостоятельность, тем в большей мере они обладают самоконтролем и самоуправлением, способны быть независимыми, противопоставлять свое мнение мнению большинства, они стремятся добиваться желаемого. Эти студенты желают учиться, развиваться, хотят ощущать собственный прогресс. Они положительно себя оценивают, принимают себя таких, какие они есть. Самостоятельные студенты в большей степени ощущают свое психологическое благополучие. Также ценностью для таких студентов является уважение, принятие и сохранение традиций и ритуалов.

Шкала «Управление средой» образует прямые связи со шкалами «Самостоятельность» (г=0,673), «Достижения» (г=0,623), «Традиции» (г=0,515), «Универсализм» (г=0,540), «Доброта» (г=0,495). Чем выше у студентов ощущение контроля над их окружением, над событиями своей жизни, тем в большей мере ценность для них представляют собственная социальная компетентность и стремление к успеху, они способны преодолевать трудности

для достижения желаемого, готовы прилагать усилия для собственного развития. Они чувствуют осознанность своего существования, ставят перед собой цели в жизни, умеют выстраивать близкие и доверительные отношения с окружающими.

Обратная тесная связь на уровне значимости 0,001 выявлена между шкалами «Цели в жизни» и «Гедонизм» (г=-0,555) (см. Рис. 2). Чем выше ценится студентом, который употребляет опасное для здоровья количество алкоголя, наслаждение и чувство удовольствия, тем сильнее выражен недостаток направленности, перспективы и цели, которые бы определяли его будущее.

©/ А с«,

(г = -0,555)

Рис. 2. Корреляционная плеяда показателей компонентов психологического благополучия и ценностных ориентаций у студентов, с угрожающим уровнем употребления алкоголя

Примечание: «----» - отрицательные связи, «_» положительные связи (прир<0,01)

Обратимся к описанию результатов корреляционного анализа в группе студентов с опасным для здоровья употреблением алкоголя. Здесь выявлены следующие корреляции: прямая тесная связь на уровне значимости 0,01 между шкалами «Позитивное отношение» и «Доброта» (г=0,547) (см. Рис.3) Чем больше студенты из этой группы способны к установлению контактов с окружающими, выстраиванию позитивных отношений, тем выше они ценят доброжелательные и доверительные отношения с близкими людьми.

Также в этой группе выявлены обратные тесные связи на уровне значимости 0,001 выявлена между шкалами (см. Рис.3):

1. Шкала «Позитивное отношение» образует обратные связи со шкалами «Стимуляция» (г=-0,672), «Самостоятельность» (г=-0,663) «Власть» (г=-0,490). Чем больше у студентов, склонных к алкогольной зависимости, развита способность устанавливать доверительные отношения и поддерживать позитивные контакты, тем меньше они нуждаются в достижении социального статуса и престижа, в контроле и подчинении окружающих. Они не готовы брать на себя ответственность за свои мысли, действия и жизнь в целом. Они не стремятся к новизне, их переживания носят поверхностный характер.

2. Шкала «Управление средой» образует обратные связи со шкалами «Гедонизм» (г=-0,736), «Стимуляция» (г=-0,546), «Универсализм» (г=-0,500). Чем сильнее студенты ощущают собственное бессилие и неспособность что-то изменить или улучшить в своей жизни, тем в большей степени они видят ценность в получении удовольствия и наслаждения, желают чего-то нового, относятся с пониманием и терпением, как к близкому, так и к отдаленному окружению.

Рис. 3. Корреляционная плеяда показателей компонентов психологического благополучия

и ценностных ориентаций у студентов, склонных к алкогольной зависимости Примечание: «----» - отрицательные связи, «_» положительные связи (прир<0,01)

Результаты сравнительного анализа групп испытуемых по критерию Краскела-Уоллеса следующие. Были установлены значимые различия на уровень значимости р<0,05 между группами по шкалам методики психологического благополучия. Показатели по следующим шкалам психологического благополучия в группе студентов, не имеющих проблем с алкоголем значимо выше этих же показателей по шкалам в группе студентов, склонных к алкогольной зависимости: «управление средой» (р=0,031), «личностный рост» (р=0,008), «цели, а жизни» (р=0.023), «самопринятие» (р=0,001), «психологическое благополучие» (р=0,011). Это говорит о том, что особенностями студентов, склонных к алкогольной зависимости, является ощущение собственного бессилия и неспособности изменить свою жизнь, отсутствие веры в свои способности к переменам, отсутствие целей в жизни и направленности, которые бы определяли будущее. У них проявляется неприятие определенных качеств своей личности, неудовлетворенность своим прошлым. А так же их ощущение своего психологического благополучия имеет низкие показатели.

По показателям ценностных ориентаций между группами студентов значимых различий не обнаружено.

Обсуждение результатов

Мы видим, что группа студентов, с угрожающим уровнем употребления алкоголя, отличается большим количеством установленных прямых связей между показателями ценностных ориентаций и психологического благополучия. Группа студентов, склонных к алкогольной зависимости, отличается наличием большого количества обратных связей между показателями изучаемых феноменом. Это может быть связано с тем, что ценности, которые являются для таких студентов значимыми, снижают уровень психологического благополучия. Сходством этих двух групп является то, что преобладание гедонизма, то есть ценности в получении удовольствия и наслаждения, заставляет студентов чувствовать себя бессильными перед изменениями своей жизни, у них отсутствуют цели.

Различие между группами в установленных корреляционных связях заключается в том, что те студенты с угрожающим здоровью уровнем употребления алкоголя, которые относятся с пониманием и терпимостью к окружающим людям, стремятся преодолевать трудности и

реализовывать свои цели. Они чувствуют в себе силы, энергию, активно взаимодействуют с обществом при реализации своей деятельности. А студенты, склонные к алкогольной зависимости, наоборот ощущают себя некомпетентными, бессильными в своей жизни в то время, как относятся к обществу с пониманием и терпимостью. Студенты из этой группы могут ощущать себя не на одном уровне с остальными людьми. Образ жизни и успехи окружения не мотивируют студентов к действиям, которые могли бы помочь изменить и свою жизнь. Различие наблюдается в уровне психологического благополучия. Студенты, не имеющие проблем с алкоголем, ощущают себя намного благополучнее в психологическом плане, чем те студенты, чей уровень употребления алкоголя угрожает здоровью. А такие студенты имеют показатели психологического благополучия выше, чем студенты, которые отличаются склонность к зависимости от алкоголя. Эти данные согласуются с результатами исследования Е.А. Уварова, М.Г. Рябовой [Уварова, Рябова 2009].

Заключение

Чем выше ценится студентом, который употребляет опасное для здоровья количество алкоголя, наслаждение и чувство удовольствия, тем сильнее выражен недостаток направленности, перспективы и цели, которые бы определяли его будущее. Чем больше у студентов, склонных к алкогольной зависимости, развита способность устанавливать доверительные отношения и поддерживать позитивные контакты, тем меньше они нуждаются в достижении социального статуса и престижа, в контроле и подчинении окружающих. Они не готовы брать на себя ответственность за свои мысли, действия и жизнь в целом. Они не стремятся к новизне, их переживания носят поверхностный характер. Чем сильнее студенты ощущают собственное бессилие и неспособность что-то изменить или улучшить в своей жизни, тем в большей степени они видят ценность в получении удовольствия и наслаждения, желают чего-то нового, относятся с пониманием и терпением, как к близкому, так и к отдаленному окружению.

Особенностями студентов, склонных к алкогольной зависимости, является ощущение собственного бессилия и неспособности изменить свою жизнь, отсутствие веры в свои способности к переменам, отсутствие целей в жизни и направленности, которые бы определяли будущее. У них проявляется неприятие определенных качеств своей личности, неудовлетворенность своим прошлым. А также их психологическое благополучие имеет низкие показатели.

Ограничения проведенного исследования связаны с объёмом выборки и ограниченной репрезентативностью онлайн-исследования. Выборка не уравновешена по полу (из 98 студентов, принявших участие в исследовании, 65 женщин). Перспективы изучения данной темы поэтому видятся в дальнейших более масштабных исследованиях на выборке студентов разных вузов России, в привлечении диагностического инструментария, измеряющего разные аспекты мотивационной сферы студентов, употребляющих алкоголь.

Список литературы

1. Амбросова Д.Г., Митрофанова О.Г. Взаимосвязь ценностных ориентаций и психологического благополучия у белорусских студентов [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. 2019. № 12 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tsennostnyh-orientatsiy-i-psihologicheskogo-blagopoluchiya-u-belorusskih-studentov (дата обращения: 07.12.2021).

2. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: сб. науч. тр. Горький: Изд-во «Горьковский государственный университет», 1982. С. 116-129.

3. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. Ярославль: ИНФРА, 2005. 13 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Валов С.Л., Кинч Е.М., Тетерина А.Д., Чонтян Д.А. Выявление группы риска алкогольной зависимости среди студентов медицинских и немедицинских вузов // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2020. С. 240-244.

5. Грязнов И.М. Взаимосвязи ценностно-смысловых и личностных особенностей лиц с алкогольной зависимостью. Автореф. ... к. психол. н. Казань, 2015. 23 с.

6. Злоупотребление и зависимость [Электронный ресурс]. URL: https://alkoinfo.ee/ru/ (дата обращения: 05.05.2021).

7. Карандашев Ю.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

8. Корчагина Г.А., Фадеева Е.В., Зенцова Н.И., Григорьева А.А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Методические рекомендации. 2013. 56 с. URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p 1 ai/file/e8dd59977cc06ad09fe7ff20e7e9716a (дата обращения: 04.12.2021).

9. Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В. Особенности и противоречия в ценностных ориентациях больных алкоголизмом [Электронный ресурс] // Тюменский медицинский журнал. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-protivorechiya-v-tsennostnyh-orientatsiyah-bolnyh-alkogolizmom (дата обращения: 07.12.2021).

10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992. 17 с

11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 304 с.

12. Морозов Г.В., Иванец Н.Н. Алкоголизм: клиника, терапия, судебно-психиатрическое значение. М., 1983. 162 с.

13. Пилишвили Т.С., Савушкина А.И., Данилова А.Л., Соруко Т.Н.К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-studentov-psihologov (дата обращения: 07.12.2021).

14. Портнов А.А., Пятницкая И.Н. Клиника алкоголизма. Л.: Медицина, 1973. 368 с.

15. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. С. 144-151.

16. Уваров Е.А., Рябова М.Г. Психологический анализ качества жизни лиц с алкогольной зависимостью и его психологические детерминанты [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского государственного университета. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-kachestva-zhizni-lits-s-alkogolnoy-zavisimostyu-i-ego-psihologicheskie-determinanty (дата обращения: 04.12.2021).

17. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 2009. 415 с.

18. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.

19. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. P. 542-575.

20. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Direction in Psychological Science. 1995. No. 4. P. 99-104.

21. Tulevski I. G. Michigan alcoholism screening test (MAST) - its possibilities and shortcomings as a screening device in a pre-selected non-clinical population // Drug and Alcohol Dependence. 1989. Vol. 24, No. 3. P. 255-260.

References

1. Ambrosova D.G., Mitrofanova O.G. Vzaimosvyaz' tsennostnykh orientatsii i psikhologicheskogo blagopoluchiya u belorusskikh studentov [Relationship between value orientations and psychological well-being among Belarusian students]. Ogarev-Online, 2019, no. 12 (133). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tsennostnyh-orientatsiy-i-psihologicheskogo-blagopoluchiya-u-belorusskih-studentov (accessed: 07.12.2021).

2. Anurin V.F. Tsennostnye orientatsii i ikh vliyanie na formirovanie potrebnostei [Value orientations and their influence on the formation of needs]. Sotsiologiya vysshei shkoly. Podgotovka spetsialistov dlya narodnogo khozyaistva: sb. nauch. tr. Gor'kii, 1982, pp. 116-129. (In Russ.).

3. Bredbern N. Struktura psikhologicheskogo blagopoluchiya [Structure of psychological well-being]. Yaroslavl, INFRA, 2005, 13 p. (In Russ.).

4. Valov S.L., Kinch E.M., Teterina A.D., Chontyan D.A. Vyyavlenie gruppy riska alkogol'noi zavisimosti sredi studentov meditsinskikh i nemeditsinskikh vuzov [Identification of the risk group for alcohol addiction among students of medical and non-medical universities]. Nauka, obrazovanie, innovatsii: aktual'nye voprosy i sovremennye aspekty: sbornik statei V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, MTsNS «Nauka i Prosveshchenie», 2020, pp. 240-244. (In Russ.).

5. Gryaznov I.M. Vzaimosvyazi tsennostno-smyslovykh i lichnostnykh osobennostei lits s alkogol'noi zavisimost'yu [Relationships of value-semantic and personal characteristics of persons with alcohol dependence]. Abstract of Ph. D. thesis. Kazan, 2015, 23 p. (In Russ.).

6. Zloupotreblenie i zavisimost' [Abuse and addiction]. (In Russ.). Available at: https://alkoinfo.ee/ru/ (accessed: 05.05.2021).

7. Karandashev Yu.N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostei lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz Methodology for the Study of Personal Values: Concept and Methodological Guide]. St. Petersburg, Rech, 2004, 70 p. (In Russ.).

8. Korchagina G.A., Fadeeva E.V., Zentsova N.I., Grigor'eva A.A. Organizatsiya meropriyatii po rannemu vyyavleniyu sluchaev upotrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Organization of activities for the early detection of cases of psychoactive substance use in educational institutions]. Metodicheskie rekomendatsii, 2013, 56 p. (In Russ.). Available at: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p 1 ai/file/e8dd59977cc06ad09fe7ff20e7e9716a (accessed: 04.12.2021).

9. Ledvanova T.Yu., Kolomeichuk A.V. Osobennosti i protivorechiya v tsennostnykh orientatsiyakh bol'nykh alkogolizmom [Features and contradictions in the value orientations of patients with alcoholism]. Tyumenskii meditsinskii zhurnal, 2014, no. 1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.rn/article/nosobennosti-i-protivorechiya-v-tsennostnyh-orientatsiyah-bolnyh-alkogolizmom (accessed: 07.12.2021).

10. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii [Meaningful Orientation Test]. Moscov, Smysl, 1992, 17 p. (In Russ.).

11. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, Evraziya, 1999, 304 p. (In Russ.).

12. Morozov G.V., Ivanets N.N. Alkogolizm: klinika, terapiya, sudebno-psikhiatricheskoe znachenie [Alcoholism: clinic, therapy, forensic psychiatric significance]. Moscov, 1983, 162 p.

13. Pilishvili T.S., Savushkina A.I., Danilova A.L., Soruko T.N.K. Psikhologicheskoe blagopoluchie i tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti studentov-psikhologov [Psychological well-being and the value-semantic sphere of the personality of psychology students]. Obrazovanie i nauka, 2021, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-i-tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-studentov-psihologov (accessed: 07.12.2021).

14. Portnov A.A., Pyatnitskaya I.N. Klinika alkogolizma [Clinic of alcoholism]. Leningrad, Medi-tsina, 1973, 368 p. (In Russ.).

15. Rismen D. Nekotorye tipy kharaktera i obshchestvo [Some types of character and society]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 1993, pp. 144-151. (In Russ.).

16. Uvarov E.A., Ryabova M.G. Psikhologicheskii analiz kachestva zhizni lits s alkogol'noi zavisimost'yu i ego psikhologicheskie determinanty [Psychological analysis of the quality of life of persons with alcohol dependence and its psychological determinants]. Vestnik TGU, 2009, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-kachestva-zhizni-lits-s-alkogolnoy-zavisimostyu-i-ego-psihologicheskie-determinanty (accessed: 04.12.2021).

17. Fromm E. Psikhoanaliz i etika [Psychoanalysis and ethics]. Moscov, 2009, 415 p. (In Russ.).

18. Shevelenkova T.D., Fesenko T.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of the individual ]. Psikhologicheskaya diagnostika, 2005, no. 3, pp. 95-121. (In Russ.).

19. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. P. 542-575.

20. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Direction in Psychological Science. 1995. No. 4. P. 99-104.

21. Tulevski I. G. Michigan alcoholism screening test (MAST) - its possibilities and shortcomings as a screening device in a pre-selected non-clinical population // Drug and Alcohol Dependence. 1989. Vol. 24, No. 3. P. 255-260.

Информация об авторах М.А. Метельская - выпускница специалитета "Клиническая психология", Пермский государственный национальный исследовательский университет;

А.Г. Продовикова - кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the authors M.A. Metelskaya - Graduate of the Specialty "Clinical Psychology", Perm State National Research University;

A.G. Prodovikova - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Perm State National Research University.

Статья поступила в редакцию 28.11.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 15.01.2022.

The article was submitted 28.11.2021; approved after reviewing 15.12.2021; accepted for publication 15.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.