Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности'

Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
969
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗ ОТВЕТСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА / VALUE-SENSE SPHERE / VALUES OF THE PERSON / LIFE ORIENTATIONS / ADOLESCENTS / RESPONSIBILITY / IMAGE OF A RESPONSIBLE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна

В данной статье отражены результаты исследования особенности ценностей личности, смысложизненных ориентаций, уровни и виды ответственности, а также образ ответственного человека у современных подростков. В ходе исследования видов ответственности, мы установили, что у респондентов преобладает такой ее вид как «Нормативность». Смысложизненные ориентации у современных подростков достаточно сформированы, причем, у мальчиков уровень развития их выше, чем у девочек. Ведущими ценностями на уровне нормативных идеалов стали ценности «Самостоятельность», «Доброта» и «Универсализм». В профиле личности самыми значимыми оказались ценности «Гедонизм» и «Стимуляция». Сделан вывод о то, что общий показатель осмысленности жизни и локус контроля жизнь, связаны с ценностью «Безопасность». Исследование образа ответственного человека продемонстрировало высокую самооценку подростков своей ответственности, при этом, несмотря на общую тенденцию оценивать ответственность как положительное качество, подростки, не склонны осуществлять это в конкретных действиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the value-sense sphere of adolescents with different levels and types of responsibility

This article reflects the results of the research of the peculiarities of personal values, life orientations, levels and types of responsibility, as well as the image of a responsible person in modern adolescents. During the research of the types of responsibility, we found that the respondents are dominated by its kind as "Normativity". Life orientations in modern adolescents are sufficiently formed and boys’ level of development is higher than girls’. The leading values at the level of normative ideals were the values "Independence", "Kindness" and "Universalism". "Hedonism" and "Stimulation" were the most significant. The conclusion has shown that the factor of the meaningfulness of life and the locus of control life, associated with the value of "Security". The study of the image of a responsible person demonstrated a high self-esteem of adolescents of their responsibility, while despite the general tendency to assess responsibility as a positive quality; adolescents are not inclined to implement it in concrete actions.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности»

УДК 159.922.7

Татьяна Викторовна Слотина

г. Санкт-Петербург

Особенности ценностно-смысловой сферы подростков с разным уровнем и видами ответственности

В данной статье отражены результаты исследования особенности ценностей личности, смысложизненных ориентаций, уровни и виды ответственности, а также образ ответственного человека у современных подростков. В ходе исследования видов ответственности, мы установили, что у респондентов преобладает такой ее вид как «Нормативность». Смысложизненные ориентации у современных подростков достаточно сформированы, причем, у мальчиков уровень развития их выше, чем у девочек. Ведущими ценностями на уровне нормативных идеалов стали ценности «Самостоятельность», «Доброта» и «Универсализм». В профиле личности самыми значимыми оказались ценности «Гедонизм» и «Стимуляция». Сделан вывод о то, что общий показатель осмысленности жизни и локус контроля - жизнь, связаны с ценностью «Безопасность». Исследование образа ответственного человека продемонстрировало высокую самооценку подростков своей ответственности, при этом, несмотря на общую тенденцию оценивать ответственность как положительное качество, подростки, не склонны осуществлять это в конкретных действиях.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценности личности, смысложизненные ориентации, подростки, ответственность, образ ответственного человека.

Tatyana Viktorovna Slotina

St. Petersburg

The peculiarities of the value-sense sphere of adolescents with different

levels and types of responsibility

This article reflects the results of the research of the peculiarities of personal values, life orientations, levels and types of responsibility, as well as the image of a responsible person in modern adolescents. During the research of the types of responsibility, we found that the respondents are dominated by its kind as "Normativity". Life orientations in modern adolescents are sufficiently formed and boys' level of development is higher than girls'. The leading values at the level of normative ideals were the values "Independence", "Kindness" and "Universalism". "Hedonism" and "Stimulation" were the most significant. The conclusion has shown that the factor of the meaningfulness of life and the locus of control - life, associated with the value of "Security". The study of the image of a responsible person demonstrated a high self-esteem of adolescents of their responsibility, while despite the general tendency to assess responsibility as a positive quality; adolescents are not inclined to implement it in concrete actions.

Keywords: value-sense sphere, values of the person, life orientations, adolescents, responsibility, image of a responsible person.

Введение. Социализация личности в подростковом возрасте - это не только переход от детства к самостоятельной взрослости, это и вступление в ответственную общественную жизнь. Подростки отчасти бессознательно, отчасти осознанно ведут постоянный поиск ценностных ориентиров, пытаются выстроить приоритеты и понять смысл своей жизни и жизни других людей.

Сегодня основной ценностью образования и воспитания становится формирование и развитие стойкой личностной позиции подростка и юноши по отношению к себе, окружающим людям и обществу. Данная позиция предполагает развитие устойчивой ценностно-смысловой сферы личности, развитого уровня ответственности. В статье № 3 закона об образовании РФ пунктом 3 отмечается «...приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.» [6]. В ней подчеркивается

ведущая роль формирования общекультурных ценностей, среди которых стоит и развитие ответственности современного школьника.

При этом, учитывая специфику современной школьной занятости с приоритетной направленностью на подготовку к ЕГЭ, у подростков существенно снижается время на духовное и социальное общение со сверстниками, родителями, значимыми взрослыми. Наблюдается отсутствие возможности для формирования доверительных отношений, участия в совместной деятельности, где присутствует неоценимый опыт принятия ответственности за себя, за других и за общее дело, где «на практике» проверяются общекультурные ценности и смыслы. Ещё А.С. Макаренко правомерно отмечал, что феномен ответственности является социальным качеством личности, и показал, что ответственность рождается на отношениях зависимости.

Особенности семьи, в которой проживает подросток также оказывает огромное влияние на формирование его ценностно-смысловой сферы. Так, в исследовании Е.И. Бережковой (2017) было выявлено, что ценностные ориентации, а также средства достижения цели различаются у подростков из семей разного социального статуса, а родительское поведение, стиль воспитания влияют на формирование у детей ценностей [2].

Согласно суждению многих авторов, ответственность, как субъектное качество имеет непосредственную связь с личностью человека и его жизнедеятельностью (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов, Д.А. Леонтьев, К. Муздыбаев, Л.И. Дементий). Так, К. Муздыбаев отмечает: «Чем больше степень самоопределения личности, тем больше и степень её ответственности» [3, с.22], К.А. Абульханова заметила, что ответственность - это «...регуляция поведения на основе предвидения его последствий» [1], Л.И. Дементий и Н.В. Лейфрид пишут о том, что «ответственность в значительной мере предопределяет особенности представлений об успехе, а, следовательно, и выработку стратегий поведения в ситуациях достижения» [3].

Проблема понимания ответственности личности как интегрального, структурообразующего качества до сих пор остается в тени научного знания. Нами обнаружено сравнительно небольшое число научно-исследовательских работ в области психологии, посвященных изучению ответственности подростков. Среди них: диссертационное исследование Т.В. Слотиной, где доказывается связь ответственности со смысложизненной концепцией в подростковом возрасте [4]. В диссертации О.В. Мухлыниной предпринимается попытка анализа воспитательного процесса ответственности у подростков, который происходит более эффективно при одновременном повышении гармонических и снижении агармонических составляющих [5]. Фомина Н.А., Теняева О.В. исследовали особенности ответственности как системного свойства личности подростков с девиантным поведением.

Обозначим противоречие между потребностью современного образования в развитии и воспитании целостной активной, ответственной за свои поступки личности со стойкой системой ценностей и смыслов и недостаточной проработанностью как в теоретической, так и в практической областях реализации данной потребности. Эмпирическое исследование вышеназванной проблемы осуществлялось магистром В.Н. Матистович под руководством доцента Т.В. Слотиной в 2018 году.

Организация исследования. Целью нашего исследования стало: выявление особенностей ценностей личности, смысложизненных ориентаций подростков с разным уровнем и видами ответственности.

Предмет исследования: сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы личности подростков с разными видами и уровнями ответственности.

Объект исследования: учащиеся подросткового возраста. Выборку составили учащиеся 7-х и 9-х классов, все испытуемые в возрасте от 12 до 16 лет.

Гипотеза: существуют различия в ценностно-смысловой сфере личности подростков с разными видами и уровнем ответственности.

Мы использовали следующий методический инструментарий:

1. Методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца.

2. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьев.

3. Опросник «Диагностика личностного симптомокомплекса ответственности», автор И.А. Кочарян.

4. Для выявления особенностей образа ответственного человека у подростков мы использовали полупроективную методику «СОЧ(И)» (Структура образа человека иерархический) автор В.Л. Ситников.

При обработке собранных данных использовались статические методы: ^критерий Стьюдента, F-критерий Фишера, коэффициент корреляции Пирсона, критерий Вилкоксона.

Результаты исследования. В ходе исследования видов ответственности, мы установили, что у респондентов преобладает такой ее вид как «Нормативность» (73%). Другими словами, можно отметить, что современные подростки стремятся соответствовать социальным правилам поведения, поддерживают установленные понятия, нормы, принципы, испытывают страх нарушения некоторых запретов. Данная ответственность показывает высокий уровень конформности наших исследуемых, что является характерным для данного возраста. Подростки в силу того, что еще являются чрезмерно зависимыми от субъектов институтов социализации и общества в целом, пытаются своим поведением доказать противоположное, при этом лишь подчеркивают эту зависимость. Подтверждение этому находим мы в теории морального сознания Л. Кольберга.

Исследование ценностно-смысловой сферы личности позволило сделать такие выводы. Смысложизненные ориентации сформированы, у мальчиков уровень развития их выше, чем у девочек, что не противоречит ранее полученным результатам в наших исследованиях [4]. Ведущими ценностями на уровне нормативных идеалов стали ценности «Самостоятельность» (22%), «Доброта» и «Универсализм» по 19%. В профиле личности самыми значимыми оказались ценности «Гедонизм» (21%) и «Стимуляция» (19%). Важно отметить, что вышеназванные ценности имеют различные показатели на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Ценности «Универсализм» и «Доброта» подростки намного чаще выбирают на уровне нормативных идеалов, чем в профиле личности. Предполагаем, что данный выбор стал результатом эффекта социальной желательности, во-первых, поскольку они не являются свойственными для подростков, но общепризнаны как значимые, во-вторых, на уровне индивидуальных приоритетов на 1 место выходит ценность «Гедонизм», противоречащая вышеназванным ценностям, которые на уровне индивидуальных приоритетов стали самыми незначимыми. Меньше всего выборов на уровне нормативных идеалов получила ценность «Стимуляция» (2%), а на уровне индивидуальных приоритетов «Традиции» (3%) и «Власть» (1%). По нашим наблюдениям, ценность «Традиции» уже на протяжении двух десятков лет редко становится приоритетной, как у школьников, так и у студентов. Возможно, это связано с общей потерей молодежи жизненных ориентиров, о чем нередко заявляют современные психологи, социологи и педагоги, и нежеланием возвращаться к имеющимся ранее ценностям.

Интересна ситуация с выбором ценности «Стимуляция», которая оказалась одной из самых значимых при выборе способов поведения в реальной жизни, и на последних местах как нормативный компонент на уровне сознания. Эта ценность относится к группе «Открытость изменениям» в теории Ш. Шварца, ее смысл заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям. Таким образом, можно

предположить, что в этой области у подростков происходит внутриличностный конфликт - противоречие: внешнее влечение ко всему новому, ярким событиям и переживаниям и внутренняя закрытость от этого. Вместе с тем, самостоятельность, забота о других - ценности той же группы оказались предпочитаемыми на уровне нормативных приоритетов, что в очередной раз подчеркивает чрезмерную зависимость от общества, навязывающего некие ценности. Смеем предположить, что речь идет о размытости ценностных ориентиров для современных подростков, которые наиболее чувствительны к различного рода социальным изменениям.

Дальнейшее исследование видов ответственности обнаружило, что показатели осмысленности жизни, процесс жизни, результативность жизни и локус контроля выше у подростков с нормативным видом ответственности, т.е. для большей части нашей выборки. Также для этой группы подростков характерными являются ценности «Доброта» и «Конформность», причем последняя из них важна как на общественном, так и на уровне индивидуальных приоритетов. Данный факт является показателем осмысленности выбора и отсутствием внутриличностного конфликта, связанного с межличностными отношениями. В этой же группе подростков общий показатель осмысленности жизни, локуса контроля - жизнь, локуса контроля - Я связаны с такими ценностями в профиле личности как - «Безопасность», «Стимуляция».

У подростков с другими видами ответственности общий показатель осмысленности жизни связан с такими ценностями профиля личности, как - «Достижения», «Безопасность», «Конформность» и с ценностями - «Достижения» и «Традиции». Значение локуса контроля - Я коррелирует только с ценностью профиля личности -«Достижения». Таким образом, мы делаем вывод о том, что ценностно-смысловая сфера личности подростков зависит от уровня выраженности вида ответственности.

Важно подчеркнуть, что подростки с высоким уровнем нормативной ответственности выделяют «Универсализм», как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. Это говорит об особенностях именно этих подростков, т.е. с высоким уровнем ответственности, которая заключается в том, что для них в действительности, важна эта ценность, а не является результатом эффекта социальной желательности. Таким образом, выдвинутое нами предположение о влиянии механизма социальной желательности действует лишь относительно подростков с другими видами ответственности.

На уровне индивидуальных приоритетов ценности «Безопасность» и «Доброту» активнее выбирают подростки с высоким уровнем нормативной ответственности, а подростки со средним уровнем считают важными эти же ценности чаще на уровне нормативных идеалов.

Изучив связь уровня ответственности и сысложизненных ориентаций можно заключить, что чем выше виды ответственности, кроме нормативного, тем более развита смысловая сфера личности подростков. Подростки с высоким уровнем нормативной ответственности имеют высокие показатели смысложизненных ориентаций по шкалам -цели в жизни, локус контроля -Я, а со среднем уровнем нормативной ответственности имеют высокие показатели по шкалам - общий показатель осмысленности жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля - жизни.

Также мы установили, что у подростков со всеми видами ответственности обнаружена прямая корреляционная связь на достоверном уровне значимости между общим показателем осмысленности жизни, локус контроля - жизнь с ценностью профиля личности - «Безопасность», остальные корреляционные связи оказались различными. Таким образом, можно сказать, что чем выше общий показатель осмысленности жизни и локус контроля - жизни, тем более безопасно себя чувствуют подростки. Верно и обратное утверждение.

Исследование образа Я и образа «Ответственного человека» позволило говорить о том, что первый ранг характеристик этих образов у подростков совпадает, они связаны с особенностями поведения личности как субъекта взаимодействия, что является косвенным свидетельством высокого уровня самооценки ответственности в исследуемой выборке. Подтверждает наше предположение и анализ частотного словаря, который показал, что из 20 наиболее частых описаний образа «Я» и образа «Ответственный человек» присутствует 7 совпадений. Далее в образе «Я» присутствуют эмоционально-личностные характеристики, в представлении же «Ответственного человека» - личностно-волевые характеристики. При этом, сравнительный анализ позволил нам выявить различия в исследуемых образах. Так, при описании ответственного человека подростки чаще используют волевые и поведенческие характеристики, при описании же образа Я прибегают к конвенциональным, телесно-физическим и эмоционально-личностным характеристикам. По модальности тоже найдены значимые различия. Подростки используют при описании образа «Ответственного человека» чаще позитивные качества. Нейтральные и отрицательные характеристики подростки чаще используют, когда описывают образ «Я». Таким образом образ ответственного человека имеет позитивную окраску и ярко выраженный деятельностный компонент, другими словами проявляет себя в деятельности. Образ Я обладает типичными характеристиками данного возраста: общепринятыми, телесными и эмоциональными. Можем предположить, что несмотря на общую тенденцию оценивать себя как ответственных людей, подростки, не склонны осуществлять это в конкретных действиях. На наш взгляд, это вполне соответствует возрастным особенностям наших респондентов и имеет позитивную перспективу развития.

Выводы и заключение. В ходе исследования гипотеза подтвердились. Результаты исследования показали, что ценностно-смысловая сфера личности будет различаться у подростков с разным уровнем и видами ответственности.

Нами были выявлены наиболее предпочитаемые ценности на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у подростков. На уровне нормативных идеалов у девушек и у юношей выделялась ценности - «Самостоятельность», «Универсализм» и «Доброта». В то же время на уровне индивидуальных приоритетов девушки и юноши выделяли ценности - «Гедонизм» и «Стимуляция». В целом результаты свидетельствуют о недостаточно сформированной системе ценностей личности и зависимости собственных поведенческих паттернов от социальной группы.

Было выявлено, что большинство подростков выбирают такой вид ответственности, как нормативность. Подростки, которые сомневаются в новых идеях, отрицают перемены, будут выбирать ценности, которые направлены на сохранение обычаев, общего благополучия и безопасности. Но в то же время большинство подростков отвергают ценность «Традиции». Этот результат может свидетельствовать о наличии мотивационного или ролевого внутриличностного конфликта.

Таким образом, ценностно-смысловая сфера личности подростков тесно связана с видами и уровнями их ответственности.

Результаты данной работы позволяют лучше понять многоаспектность проблемы ответственности и ее детерминант, а также сущностные характеристики ценностно-смысловой сферы личности, характерные для современных подростков. Хотелось бы также отметить, что не все полученные факты легко поддаются объяснению и нахождению параллелей с другими исследованиями, поэтому развитие данного направления как более глубокого и широкого планируем осуществить в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абульханова, К.А. Типология активности личности [Текст] / К.А. Абульханова // Психологический журнал. - 1985. - Т. 6, № 5. - С. 3.

2. Бережкова, Е.И. Ценностные ориентации подростков из неблагополучных и благополучных семей [Электронный ресурс] / Е.И. Бережкова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-podrostkov-iz-neblagopoluchnyh-i-blagopoluchnyh-semey. - 10.06.2019.

3. Дементий, Л.И. Ответственность как детерминанта социальных представлений об успехе и условиях его достижения [Электронный ресурс] / Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид // Вестник ОмГУ. - 2012. - №3 (65). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-determinanta-sotsialnyh-predstavleniy-ob-uspehe-i-usloviyah-ego-dostizheniya. - 10.06.2019.

4. Мухлынина, О.В. Воспитание ответственности у подростков на основе многомерно-фукционального подхода [Текст] / О.В. Мухлынина // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования : приложение. - 2007. - № 2(6). - С. 73-80.

5. Слотина, Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков [Текст] / Т.В. Слотина, - СПб., 2002. - 231 с.

6. Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/3.html -10.06.2019.

REFERENCES

1. Abul'hanova K.A. Tipologija aktivnosti lichnosti [Typology of personal activity]. Psihologicheskij zhurnal [Психологический журнал], 1985, vol. 6, no. 5, pp. 3.

2. Berezhkova E.I. Cennostnye orientacii podrostkov iz neblagopoluchnyh i blagopoluchnyh semej [Elektronnyj resurs] [Value orientations of adolescents from dysfunctional and prosperous families]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina [Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin], 2017, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-podrostkov-iz-neblagopoluchnyh-i-blagopoluchnyh-semey (Accessed 10.06.2019).

3. Dementij L.I., Lejfrid N.V. Otvetstvennost' kak determinanta social'nyh predstavlenij ob uspehe i uslovijah ego dostizhenija [Elektronnyj resurs] [Responsibility as a determinant of social ideas about success and the conditions for its achievement]. Vestnik OmGU [Bulletin of Omsk State University], 2012, no. 3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-kak-determinanta-sotsialnyh-predstavleniy-ob-uspehe-i-usloviyah-ego-dostizheniya (Accessed 10.06.2019).

4. Muhlynina O.V. Vospitanie otvetstvennosti u podrostkov na osnove mnogomerno-fukcional'nogo podhoda [Raising responsibility in adolescents based on a multidimensional-functional approach]. Obrazovanie i nauka. Izvestija Ural'skogo otdelenija Rossijskoj Akademii obrazovanija: prilozhenie [Education and science. Bulletin of the Ural Branch of the Russian Academy of Education], 2007, no. 2 (6), pp. 73-80.

5. Slotina T.V. Smyslozhiznennaja koncepcija i agressivnost' uchashhihsja-podrostkov [Meaningful concept and aggressiveness of teenage students]. Saint-Petersburg, 2002. 231 p.

6. Stat'ja 3. Osnovnye principy gosudarstvennoj politiki i pravovogo regulirovanija otnoshenij v sfere obrazovanija [Elektronnyj resurs] [Article 3. Basic principles of state policy and legal regulation of relations in the field of education]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/3.html (Accessed 10.06.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.В. Слотина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7304-7446.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.V. Slotina, Ph. D. in Psychology, Associate Professor at the Department of Age Psychology and Family Pedagogy, Herzen Federal State Budgetary University, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7304-7446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.