Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов бакалавриата с разной мотивационной направленностью в учении'

Особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов бакалавриата с разной мотивационной направленностью в учении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА БАКАЛАВРИАТА / "ЯДРО" ЦЕННОСТНОЕ / "ЦЕННОСТНОСТЬ" И "ДОСТУПНОСТЬ" В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В УЧЕНИИ / ФОРМАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ В УЧЕНИИ / THE PERSONALITY OF THE STUDENT OF BAKALAVRIATA / "NUCLEUS" VALUE / "TSENNOSTNOST" AND "ACCESSIBILITY" IN THE VALUESEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY / MOTIVATIONAL DIRECTIVITY IN THE STUDY / FORMAL SUCCESS IN THE STUDY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Резниченко Мария Андреевна, Шитикова Елена Вячеславовна

Показано, что в ценностно-смысловой сфере студентов балавриата существует иерархия и дезинтеграция ценностей, которые возрастают при доминировании направленности мотивации учения на овладение профессией и низкой формальной успешности в учении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Резниченко Мария Андреевна, Шитикова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF THE VALUE- SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY OF THE STUDENTS OF BAKALAVRIATA WITH THE DIFFERENT MOTIVATIONAL DIRECTIVITY IN THE STUDY

It is shown that in the valuesemantic sphere of the students of balavriata there is a hierarchy and the disintegration of values, which grow with the domination of the directivity of the motivation of study to the mastery of profession and the low formal success in the study.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов бакалавриата с разной мотивационной направленностью в учении»

средством, с помощью которого расширяется круг реального общения, нарабатываются эффективные приемы взаимодействия с окружающими.

Литература:

1. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №1. - С. 90-100.

2. Жиркова И. С., Сергеева Е. Д. Взаимосвязь склонности к Интернет-аддикции и уровня значимости отношений окружающих у подростков и юношей / И. С. Жиркова, Е. Д. Сергеева // Современная психология образования: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Воронеж, 2016. - С. 86-89.

3. Котова С. С., Хасанова И. И. Особенности Интернет-зависимого и аддиктивного поведения молодежи / С. С. Котова, И. И. Хасанова // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 55-61.

4. Котюх В. А. Становление гражданских компетенций в системе образовательного учреждения дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания / В. А. Котюх // Инновационные технологии в гражданском и патриотическом воспитании: сборник материалов региональной науч.-практ. конф. - Воронеж, 2011. - 384 с.

5. Ланина Н.В., Пушкина Т.Ф. Компьютер как ресурс творческого развития личности и профилактики ее дезадаптации / Н.В. Ланина, Т.Ф. Пушкина // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения: материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - Краснодар, 2017. - С. 147-152.

6. Ларина З.В. Компьютерные игры: вред или польза? / З. В. Ларина // Духовно-нравственное воспитание современной молодежи: проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. -Воронеж, 2010. - С. 183-185.

7. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать / Е. Ф. Польшакова // Физкультура в школе. - 2002. -№ 5. - С. 9-12.

8. Рипа М. Д., Кулькова И. В. Компьютерная болезнь и ее профилактика - актуальная научно-практическая проблема / М. Д. Рипа, И.В. Кулькова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 7. - С. 19-22.

9. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. - 1999. — Т. 20. - № 1. - С. 86-102.

10. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К. С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Резниченко Мария Андреевна

Белгородский государственный научно-исследовательский университет (г. Белгород); старший преподаватель Шитикова Елена Вячеславовна

Белгородский государственный научно-исследовательский университет (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА С РАЗНОЙ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В УЧЕНИИ

Аннотация. Показано, что в ценностно-смысловой сфере студентов балавриата существует иерархия и дезинтеграция ценностей, которые возрастают при доминировании направленности мотивации учения на овладение профессией и низкой формальной успешности в учении.

Ключевые слова: личность студента бакалавриата, «ядро» ценностное, «ценностность» и «доступность» в ценностно-смысловой сфере личности, мотивационная направленность в учении, формальная успешность в учении.

Annotation. It is shown that in the value- semantic sphere of the students of balavriata there is a hierarchy and the disintegration of values , which grow with the domination of the directivity of the motivation of study to the mastery of profession and the low formal success in the study.

Keywords: the personality of the student of bakalavriata, "nucleus" value, "tsennostnost" and "accessibility" in the value- semantic sphere of personality, motivational directivity in the study, formal success in the study.

Введение. Ценностные ориентации и личностные смыслы являются важнейшими компонентами ценностно-смысловой сферы личности, выполняющие функции регуляторов поведения и зависящие от многих факторов, в том числе от психологических и возрастных особенностей развития личности. В период обучения в вузе происходят существенные изменения в системе личностных смыслов и ценностных ориентаций личности. Ценностно-смысловые компетенции, как ключевые, обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом. Ценность, став реальным мотивом и являясь источником осмысленности бытия, ведет к личностному росту и совершенствованию -«ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [2]. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Отсутствие внутренних резервов разрешения кризиса юности может привести к образованию «внутреннего конфликта» или «внутреннего вакуума» (В. Франкл). Система ценностей выступает в данном случае как «психологический орган» измерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и «надындивидуальной сущности» личности. Ф.Е. Василюк [2] полагает, что ценности последовательно приобретают форму «знаемых» мотивов, мотивов смыслообразующих и, наконец, одновременно смыслообразующих и реально действующих. В процессе приобретения новых мотивационных качеств происходит своего рода скачок в степени осознанности ценностей, в результате которого «ценность из «видимого», из объекта превращается в то, благодаря чему видится все остальное, - во внутренний смысловой свет».

Цель исследования: выявить особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов бакалавриата с разной мотивационной направленностью в учении.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что у студентов бакалавриата:

- существует иерархия ценностей в ценностно-смысловой сфере личности, ядро которых составляют наиболее значимые ценностные ориентации: «Любовь», «Счастливая семейная жизнь», «Доброта», «Целеустремленность»;

- содержание ценностно-смысловой сферы личности связано с доминированием мотивации учебной деятельностью («на приобретение знаний», «на овладение профессией», «на получение диплома»): чем выше уровень мотивации «овладения профессией», тем более значимыми являются ценности познания (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие и свободы (свобода как независимость в поступках и действиях);

- в ценностно-смысловой сфере личности существует разрыв между ценностью и доступностью, приводящий к дезинтеграции (рассогласованности) личности; уровень дезинтеграции возрастает при доминировании направленности мотивации на «овладение профессией» и низкой формальной успешностью в учении.

Методики исследования:

1. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД) (Е.Б. Фанталова);

2. Методика «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова);

3. Методика по определению мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина)

Выборка и база исследования. Исследование проводилось в ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт и искусств и культуры». В нем приняли участие студенты бакалавриата второго года обучения в количестве 82 человек с разным уровнем формальной успешности в учении (на основе среднего бала успеваемости): высокий уровень формальной успешности у 64,7 % испытуемых, средний уровень - 20,7 %, низкий уровень - 14,6 %.

Изложение основного материала статьи. По результатам исследования были выделены группы с разным уровнем дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере: высоким, средним, низким (рис. 1.). Высокий уровень дезинтеграции (50 - 72 б.) имеют 7% студентов, средний уровень - (37 - 49 б.) имеют 29% студентов, низкий уровень дезинтеграции (0 - 36 б.) имеют 64% студентов.

Рисунок 1. Распределение студентов по уровню дезинтеграции (по соотношению Ц и Д) в ценностно-смысловой сфере, в целом по выборке, (%)

Такое распределение по уровням дезинтеграции вполне характерно для изучаемого нами периода юности. Поскольку особенностью юношеского возраста является развитие самосознания, формирование личностных смыслов, то возникает определенная внутренняя напряженность, порождающая кризис. Отсутствие внутренних резервов разрешения кризиса может приводить к образованию «внутренних конфликтов» или «внутренних вакуумов».

Ценностно-смысловая сфера студентов бакалавриата представлена в виде 12 ценностных ориентаций (сфер): «Активная, деятельная жизнь», «Здоровье (физическое и психическое)», «Интересная работа», «Красота природы и искусства», «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», «Наличие хороших и верных друзей», «Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)», «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)», «Свобода как независимость в поступках и действиях», «Счастливая семейная жизнь»» Творчество (возможность творческой деятельности)». На рис. 2 представлены названные ценностные ориентации по соотношению показателя «ценность» - «доступность» в целом по выборке, что позволяет проанализировать ценностно-смысловую сферу студентов бакалавриата на предмет выявления интегрированности и иерархичности.. Такое соотношение между двумя плоскостями сознания, а именно между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что

является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости» является подвижным, постепенно меняющимся в процессе деятельности, в зависимости от жизненных обстоятельств существенных детерминант мотивационно-личностной сферы. Интегральный показатель «ценность» - «доступность» в таких ценностных ориентациях как: «Здоровье (физическое и психическое здоровье)», «Интересная работа», «Наличие хороших и верных друзей», «Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)», «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)», «Свобода как независимость в поступках и действиях», не имеет значительного расхождения. Следует отметить, что «Ценность» и «Доступность» не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д.

Рисунок 2. Выраженность соотношения «ценности» и «доступности» в конкретных ценностных ориентациях студентов, в целом по выборке, ср. б. (мах = 11)

Особый интерес представляет так называемая «нейтральная зона», когда «ценность» и «доступность» в достаточной степени совпадают. Эти сферы представляют собой своего рода «бесконфликтную» зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают. По нашим данным в сферах «Активная, деятельная жизнь», «Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)», «творчество (возможность творческой деятельности)» «доступность» значительно превышает «ценность», что позволяет сделать предположение о том, что эти сферы находятся в зоне «внутреннего вакуума», то есть на «избыточность» присутствия чего-либо при отсутствии интереса к этому в жизни, в конкретной ситуации. Значительное превышение «ценности» над «доступностью» указывает на наличие «внутреннего конфликта» у студентов бакалавриата в сфере «Счастливая семейная жизнь», «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)». Наиболее ценными и значимыми для студентов являются сферы «Любви», «Счастливой семейной жизни», «Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)», актуальность их настолько велика, что достигает зоны «внутреннего конфликта», заключающегося в значительном превышении «ценности» над «доступностью», в то время как когнитивные ценности, такие как «Красота природы и искусства», «Творчество (возможность творческой деятельности)», «Познание» не имеют для студентов серьезного значения, отходя на задний план и составляя в совокупности зону «внутреннего вакуума», а доступными являются «Активная жизнь», «Наличие верных друзей», «Познание» и «Творчество». При этом существенный разрыв между ценностью и доступностью в зоне «внутреннего вакуума» имеют ценности «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество», что оказывает существенное влияние на рассогласование в ценностно-смысловой сфере личности студента.

Выявилась специфика ценностно-смысловой сферы личности у студентов в группах с разной формальной успешностью в учении. Они представлены в таблице 1. Были выявлены статистически значимые различия по показателям ценностно-смысловой сферы студентов «Активная, деятельностная жизнь» (ценность:Нэмп=8,503), при р< 0,01 и «Искренность» (ценность: Нэмп=5,497 и доступность: Нэмп= 5,842 на достоверном уровне значимости р<0,05. (непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса). Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты, имеющие высокий уровень формальной успешности будут иметь более высокую значимость таких ценностей, как «Активная деятельная жизнь» в плане ее ценности и искренности, которая для них и ценна и доступна в реализации. Также статистически был подтвержден результат о том, что студенты, имеющие низкий уровень формальной успешности, более значимыми считают ценности: «Наличие хороших и верных друзей» (ценность:Нэмп=8,730, при р<0,01), «Красота вещей» (ценность: Нэмп=17,943, при р<0,01) и «Общение» (ценность: Нэмп=7,208 и доступность: Нэмп=7,734, при р< 0,05. Студенты, имеющие средний уровень формальной успешности более значимыми считают ценности: «Снисходительность к слабостям других» (ценность:Нэмп=7,741 и доступность: Нэмп=7,741), при р<0,01; «Общительность» (ценность: Нэмп=6,476 и доступность: Нэмп=7,179), при р< 0,05.

Таблица 1

Выраженность показателей ценностно-смысловой сферы личности студентов в группах с разной

формальной успешностью в учении

№ п/п Показатели ценностно-смысловой сферы Уровни формальной успешности в учении Н эмп.

Низкий Средний Высокий

1. Активная, деятельностная жизнь Ц 2,33 3,12 3,90 8,503**

Д 4,58 5,47 6,25 4,630

2. Наличие хороших и верных друзей Ц 8,08 6 5,53 8,730**

Д 7,42 6 6,34 2,242

3. Искренность Ц 1,67 4,59 5,58 5,497*

Д 1,42 3,82 4,81 5,842*

4. Общение Ц 3,67 1,18 0,91 7,208*

Д 3,25 0,94 0,83 7,734*

5. Общительность Ц 0,75 2,82 0,89 6,476*

Д 0,75 2,24 0,55 7,179*

6. Красота вещей Ц 2,5 0 0 17,943**

Д 1,67 0 0 17,938

7. Снисходительность к слабостям других Ц 0 1 0 7,741**

Д 0 0,47 0 7,741**

Примечание: * - р< 0,05; ** - р<0,01

Мотивационную направленность студентов бакалавриата в учении мы рассматривали с учетом формальной успешности ( рис. 3).

Рисунок 3. Выраженность показателей мотивационной направленности студентов, по группам

формальной успешности, ср. б.

Для высокого уровня формальной успешности характерно преобладание мотива «приобретение знаний» (8,1 б.), но при этом второе место занимает мотив «получение диплома» (5,8), что свидетельствует о внешней направленности мотива «приобретение знаний», мотив «овладение профессией находится на третьем месте (5,3 б.), что также является показателем отсутствия понимания дальнейшей перспективы профессионального самоопределения.

При среднем уровне формальной успешности мы можем констатировать адекватность выбора студентом профессии и удовлетворенности ею, т.к. доминируют мотивы «приобретение знаний» (8,7 б.) и «овладение профессией» (5,6 б.). Мотив «получение диплома» (4,9 б.), не является ведущим.

Студенты с низким уровнем формальной успешности в качестве ведущего мотива выбрали мотив

«получение диплома» (5,9 б.), вторым по значимости выступает мотив «приобретение знаний» (5,7 б.), мотив «овладение профессией» (5,2 б.) занимает последнее место в мотивационной сфере этой группы студентов. Можно сделать вывод о том, что у студентов данной группы присутствует стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, обнаруживается тенденция к поиску каких-либо обходных путей при сдаче зачетов и экзаменов.

Далее рассмотрим выраженность характеристик ценностно-смысловой сферы личности студентов с разной мотивационной направленностью в учении. Результаты представлены на рис. 4.

Рисунок 4. Выраженность соотношения «ценности» и «доступности» в ценностных ориентациях студентов в группе с доминирующей мотивационной направленности на «приобретение знаний», ср. б.

(мах = 11)

У студентов, имеющих мотивационную направленность на «приобретение знаний», доминируют такие ценности, как «Любовь», «Наличие верных друзей», «Познание», «Счастливая семейная жизнь» в плане ее значимости, ценности. В плане доступности «Активная жизнь», «Наличие верных друзей», «Познание», «Творчество».Существенное влияние на уровень дезинтеграции в зоне конфликта оказывают ценности «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», в зоне «внутреннего вакуума» «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество».

У студентов, имеющих мотивационную направленность на «овладение профессией» (рис.5), в плане ее значимости, ведущими выступают такие ценности, как «Любовь», «Уверенность в себе», «Счастливая семейная жизнь», «Творчество» в плане доступности «Любовь», «Наличие верных друзей».

11 10

9

Рисунок 5. Выраженность соотношения «ценности» и «доступности» в ценностных ориентациях студентов в группе с доминирующей мотивационной направленности на «овладение профессией», ср. б.

(мах = 11)

Уровень дезинтеграции в ценностно-смысловой сфере формируют в зоне «внутреннего конфликта» такие ценности как «Здоровье», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», в зоне

«внутреннего вакуума» находятся ценности «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество».

У студентов, имеющих мотивационную направленность на «получение диплома» (рис.6), доминируют такие ценности, как «Здоровье», «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь» в плане ее значимости, ценности. В плане доступности - «Активная жизнь», «Наличие верных друзей», «Познание», «Творчество». Существенное влияние на уровень дезинтеграции в зоне конфликта оказывают ценности «Здоровье», «Любовь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», в зоне «внутреннего вакуума» «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Свобода», «Творчество».

11 10

9

Рисунок 6. Соотношение «ценности» и «доступности» в ценностных ориентациях студентов в группе с доминирующей мотивационной направленности на «получение диплома», ср. б. (мах = 11)

Ценности, оказавшиеся в зоне конфликта, т.е. ценности которые значимы, важны, но недостаточно доступны в жизни, объяснимы с позиции возрастного развития в период юности, но при этом настораживает то, что ценности «Активная жизнь», «Красота природы и искусства», «Творчество» оказались в зоне «внутреннего вакуума», т.е. они доступны, но не ценны у студентов творческих специальностей. Это подтверждает наше предположение, о том, что мотивационная направленность у студентов не достаточно сформирована, в связи с неосознанностью смысла своего обучения в вузе и отсутствия четкой дальнейшей перспективы для трудоустройства в рамках выбранной профессии.

В целях подтверждения и уточнения иерархичности ценностно-смысловой сферы личности студентов бакалавриата нами более детально было исследовано ценностное «ядро». В него вошли такие ценности, как «Целеустремленность», «Искренность», «Доброта», «Честность», «Чувство юмора», «Дружелюбие», «Уважение к людям», «Прощение», Понимание других людей», «Любовь», «Семья», «Работоспособность». Наиболее значимыми из них являются «Целеустремленность», «Искренность», «Доброта», «Честность», «Любовь», т.е. характерологические качества личности, и одно из самых высоких проявлений человеческих чувств - чувство любви, но перечисленные ценности находятся в зоне «внутреннего конфликта», т.е. они значимы, но недостаточно доступны, что в свою очередь отразится на уровне дезинтеграции, рассогласованности ценностно-смысловой сферы личности, что характерно для периода внутренней напряженности, свойственному юности (Рис. 7).

9 -

8

Рисунок 7. Соотношение «ценности» и «доступности» показателей ядра ценностно-смысловой сферы студентов в целом по выборке, ср. б. (мах = 10)

Выводы. Таким образом, образовательное пространство вуза, в частности, пространство бакалавриата, определяет формирование целей, проектирование моделей будущей жизни, поиск и обретение смыслов, способствует включению студентов в процесс социализации и будущей профессиональной деятельности, позволяет моделировать и проектировать настоящее и будущее. Оно создает для студента исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью саморазвития, сохранения социальной целостности и личной самореализации, что в свою очередь сопряжено с включением в принципиально новые виды деятельности, расширением круга личностно значимых отношений и коренной перестройкой образа жизни сообразного новым условиям и задачам, которые порой противоречат сиюминутным желаниям студента и его возможностям. Умение определить свои цели, найти свое место в жизни - важный показатель личностной зрелости в юношеском возрасте. Характер соотношения «Ценности» и «Доступности» свидетельствует о побудительной силе разных мотивов учения и возникновении внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах. Отсутствие внутренних резервов разрешения кризиса юности может привести к образованию «внутреннего конфликта» или «внутреннего вакуума». Одним из ведущих факторов, влияющих на развитие ценностно-смысловой сферы, в юношеском возрасте выступает учебная деятельность, ее интеллектуальная насыщенность.

Литература:

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие.- М.: Логос, 2006. - 184 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1994. - 200 с.

3. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. -М.: Логос, 2010. - 336.

4. Клименко И.В. Формирование мотивационно-ценностной профессиональной направленности студентов вуза // Вестник практической психологии образования. - М. - 2012. - №1, 2. - С. 44 - 55.

5. Фанталова Е.Б. Внутренний конфликт, внутренний вакуум и нейтральная зона как ценностно-ориентированные личностные конструкты в экзистенциальном пространстве человека // Вопросы. Гипотезы. Ответы:Наука XXI века: Монография. Краснодар, 2012.

6. Фанталова Е.Б. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» вразличных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал№2 (66). М., 2011.

Психология

УДК 159.923:316.485

аспирант Русанова Надежда Александровна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); доктор психологических наук, профессор Вербина Галина Георгиевна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К ВОПРОСУ О ВРЕМЕННОЙ И ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Аннотация. Наравне с изучением обычных, непременных, остающихся неизменными при определенных преобразованиях механизмов, детерминирующих характер существования, развития, образа жизни, поступков и деятельность индивида, таких как: мотивы, диспозиции личности, современная психология оказалась перед новыми актуальными проблемами, касающимися исследований различных видов перспективы личности. Авторы ставят целью в рамках социальной психологии рассмотреть научные концепции, определяющие понятие и характерные особенности временной и жизненной перспектив личности. В статье изложены представления К. Левина, Ж.Р. Нюттена, В.И. Ковалева, К.А. Абульхановой-Славской, Е.Б. Быковой, Ж.А. Леснянской о временной и жизненной перспективе. Резюмировано: временные и жизненные перспективы личности воспитателя зависят от достигнутого ею уровня внутреннего и нравственного развития, материального благосостояния, ценностного выражения и создают благоприятные условия для ее самореализации.

Ключевые слова: личность воспитателя, жизненная перспектива, временная перспектива, жизненный путь, содержательность, внутренний смысл, профессиональный рост, образ будущего.

Annotation.On an equal basis with studying usual, indispensable, remaining invariable at certain transformations of the mechanisms determining the nature of existence, development, a way of life, acts and activity of the individual such, as: motives, dispositions of the personality, the modern psychology has appeared before the new current problems concerning researches of different types of prospect of the personality. Authors set as the purpose within social psychology to consider the scientific concepts defining a concept and characteristics of temporary and vital prospects of the personality. In article K.Levin, J.R. Nuttin, V.I. Kovalev, K.A. Abulkhanova-Slavskaya, E.B. Bykova, Zh.A. Lesnianskaya representations of the temporary and vital prospect are stated. It is summarized: temporary and vital prospects of the identity of the tutor depend on the level of internal and moral development, material well-being, valuable expression reached by her and create favorable conditions for her self-realization.

Keywords: identity of the tutor, vital prospect, temporary prospect, course of life, pithiness, inner meaning, professional development, image of the future.

Введение. Заявленная в названии статьи проблема является актуальной для настоящего времени, так как научные исследования, связанные с организацией работы в области перспективы личности воспитателя, обозначили их главное значение в руководстве личностью воспитателя временем своего жизненного пути. Можно предположить, что заранее намеченные жизненные замыслы, соответствующие индивидуальным особенностям личности воспитателя, системе ее знаний и опыта, обуславливающие предрасположенность к осуществлению профессиональной деятельности, что замыслы, совпадающие с наличием благоприятных обстоятельств в ходе жизни, способствующих их достижению и осуществлению, являются начальным тезисом, утверждающим характер устройства деятельного участия личности воспитателя в организации времени созидания своего будущего.

Жизнь современного общества проходит в условиях и событиях, меняющихся со стремительной скоростью. Совершенствуются технические устройства, а также область человеческой деятельности, связанная с их изготовлением, применением, усовершенствованием; появляются новые благоприятные условия для целенаправленной деятельности человека, требующей умственного или физического напряжения и определенной подготовки. Становится иной система воззрений, мыслей, убеждений, знаний, степень их понимания. Система проявляется в разных формах общественного сознания и отражает существенные, затрагивающие наиболее важные интересы социальных групп и классов, меняются отношения людей в общественной среде [1, с. 98].

Социальная система требует от личности быстроты хода собственной жизни, удовлетворения множества материальных и духовных потребностей и запросов, достижения собственных устремлений и раскрытия своих способностей, вследствие чего приоритетной становится важность планирования событий, определения их порядка и последовательности в протекании времени своей жизни, важность бережного отношения к его расходованию.

Одновременно всеохватные социальные изменения способны породить в личности и мощные стрессы, дисбалансы, невротизм, способны глубоко травмировать психику - вплоть до деградации и дезинтеграции личности.

Современное общество должно оказывать реальное противодействие повреждающим факторам, пересмотреть ценностные ориентиры и цели, найти объединяющие объяснительные принципы жизни, удовлетворяющие стремление к целостности личности, гармоничности бытия в мире не только на уровне индивидуальности, но и малых, и больших групп [2].

Необходимо возникновение новой «нравственной психологии», которая бы выделила в качестве предметов своего исследования такие вечные темы, как свободу, ответственность, любовь, ценности, смысл, веру, устремленность в будущее [3].

В связи с указанными особенностями в современных условиях личности воспитателя необходимо обладать инициативой, предприимчивостью, способностью к совершению самостоятельных активных действий в отношении выстраивания линии своего жизненного пути и будущей перспективы.

Формулировка цели статьи. Целью исследования являются временные и жизненные перспективы личности воспитателя.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. познакомиться с научными психологическими концепциями отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением временной и жизненной перспектив;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.