Научная статья на тему 'Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности личности студента'

Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности личности студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
695
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ДОСТУПНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / VALUES SPHERE OF THE PERSONALITY / DECOMPOSITION VALUES-MOTIVATIONAL SPHERE / ATTRACTIVE AND ACCESSIBLE VALUES / THE STUDENTS CREATIVE SPECIALIZATION / THE STUDENTS-PHILOLOGISTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышев Иван Викторович

В статье раскрываются жизненно важные ценности, определяющие развитие личности молодых людей. Автором представлены результаты эмпирического исследования особенностей ценностной сферы личности у будущих специалистов в системе профессий «человек художественный образ» и «человек знак», в частности, студентов, ориентированных на творчество, и студентов филологического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малышев Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Valuem-Semantic Sphere Depending on a Professional Orientation of the Person of the Student

In article the vital values determining development of the person of young people are opened. The author submits results of empirical research of features of valuable sphere of the person at the future experts in system of trades person artistic image and person sign, in particular students focused on creativity and students of philological faculty.

Текст научной работы на тему «Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности личности студента»

5 Balint M. Thrills and Regressions. L., 1959.

6 Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР М., 1983. С. 66-73.

7 Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психол. журн. 1994. № 3. С. 99-105.

8 BurnS.M., LaverG.D. Normative and informational pressure in conformity to the male role: Males', females', and friends' masculinity ideologies. Los Angeles, 1994.

9 Ibid.

10 Ниазашвили А.Г. Индивидуальные различия склонности к риску в разных социальных ситуациях развития личности. М., 2007.

УДК 159.923

И.В. МАЛЫШЕВ

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности

личности студента

В статье раскрываются жизненно важные ценности, определяющие развитие личности молодых людей. Автором представлены результаты эмпирического исследования особенностей ценностной сферы личности у будущих специалистов в системе профессий «человек — художественный образ» и «человек — знак», в частности, студентов, ориентированных на творчество, и студентов филологического факультета.

Ключевые слова: ценностная сфера личности, дезинтеграция ценностно-мотивационной сферы, привлекательные и доступные ценности, профессиональная направленность.

I.V. MALYSHEV Characteristics of Valuem-Semantic Sphere Depending on a Professional Orientation of the Person of the Student

In article the vital values determining development of the person of young people are opened. The author submits results of empirical research of features of valuable sphere of the person at the future experts in system of trades "person — artistic image" and "person — sign", in particular students focused on creativity and students of philological faculty.

Key words: values sphere of the personality, decomposition values-motivational sphere, attractive and accessible values, the students creative specialization, the students-philologists.

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий в российском обществе, как и во всем мире, произошли серьезные изменения глобального характера (экономическая нестабильность, экологические проблемы, переоценка ценностей и др.), которые по-новому заставили взглянуть на проблему личности и ее возможности в разрешении имеющихся проблем.

Современные условия предъявляют высокие требования, в первую очередь, к самой личности, которой необходимо быть готовой к постоянным переменам, здоровой конкуренции, но без потери своего «Я», прежнего опыта и принципов. Вряд ли это возможно без комплексного изучения личности, цен-ностно-мотивационной сферы современного молодого человека с помощью хорошо зарекомендовавших себя на практике методов психологического исследования.

Изучение ценностей имеет важное значение в понимании личности и многих явлений,

с ней взаимосвязанных. Понятия «ценность», «ценностные ориентации» достаточно широко используются в философии, социологии и психологии для обозначения абстрактных идей, представлений, их свойств, воплощающих в себе идеалы и приобретающих качество эталона. Несмотря на длительную историю изучения проблемы, понятие «ценность» не имеет однозначных определений. Известно несколько форм существования ценности: она может выступать как общественный идеал, в таком случае ценности будут общечеловеческими. Сюда относятся истина, красота, справедливость. Другие ценности — конкретно-исторические: это — равенство, демократия. «Ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные — один из источников мотивации ее поведения»1.

© И.В. Малышев, 2010

Прежде чем стать ценностью, ее носитель (человек) или явление, теория, замысел, идея должны стать значимыми для личности, иметь смысл, быть зафиксированы в психике, в сознании в какой-либо форме.

Ценности имеют разные полюсы (положительный или отрицательный), разный вес в сравнении друг с другом. Они организованы в систему ценностных ориентаций, находящуюся в иерархической зависимости от приоритета, значимости для носителей ценностей. Из этого следует деление ценностей на базовые и периферические. «Человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой, обществом и духовным миром личнос-ти»2. Они хорошо осознаются личностью, являются важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида.

Ценностные ориентации образуют качественную составляющую направленности личности, основу ее мировоззрения и отношения к окружающему миру, поскольку «в ходе освоения и преобразования окружающей действительности человек вступает в ценностно-нормативное отношение с ней, характер которого, содержание ценностей для разных людей различны»3. Они являются основой активности человека и их важная функция, как полагает А.И. Донцов, — направлять и корректировать процесс целеполагания человека.

Формирование индивидуальных ценностей представляет собой процесс интериори-зации (присвоения) личностью социальных ценностей4. Так, вхождение личности в новую систему приводит к необходимости присвоения новых ценностей, смене приоритетов в сформированной к этому времени системе ценностей. При отсутствии такой возможности у личности возникает психологический дискомфорт, который приводит к конфликту с системой и (или) переходу в другую систему. Непротиворечивость ценностных ориентаций при субъективном предпочтении тех или иных ценностей (творчество, семья, материальный достаток и т. д.) является важным показателем устойчивости личности. К основным детерминантам ценностных ориентаций относятся мотивы, интересы, потребности, способности, деятельность, условия жизни и т. д.5

Попытки определения структуры ценностей личности предпринимались многими учеными. Одну из первых классификаций

ценностей предложил Г. Олпорт6. В характеристиках зрелой личности он отмечал важность объединяющей философии жизни, которая основана на ценностях, на убеждениях человека в том, что важно в жизни, а что — нет. В соответствии с его моделью, у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей, представляющие собой личностные черты более глубокого уровня. На основании ценностных ориентаций он выделил шесть типов личностей: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный.

В. Франкл выделил ценности: творчества, переживания (переживание ценности эмоционально), отношения (отношения человека к факторам, ограничивающим его жизнь)7.

В.Я. Ядов предложил иерархическую организацию системы диспозиционных образований, которая включает классификацию, состоящую из четырех видов: ценности-идеалы, ценности-нормы, ценности-цели, цен-ности-средства8. На нижнем уровне системы диспозиции располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. На втором — социально фиксированные установки, формирующиеся на основе потребности человека в конкретной социальной среде. Третий уровень включает базовые социальные установки, которые отвечают за регуляцию общей направленности интересов личности в конкретных сферах социальной активности. Высший уровень состоит из системы ценностных ориентаций личности, соответствующих высшим социальным потребностям: в его функцию входит отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения.

Необходимо отметить, что не существует единой универсальной классификации ценностей: каждая концептуальная модель создана для решения определенных задач. Так, Е.Б. Фанталова предложила метод исследования, который выявляет и ценностные приоритеты личности, и общую степень диссоциации в мотивационно-личностной сфере по всему списку ценностей9. Он направлен на раскрытие внутренних конфликтов, выявляет их локализацию и выраженность в ценност-но-мотивационной сфере.

Ценностная сфера личности включает систему мотивов и ценностей, определяющих социальное и профессиональное поведение человека, и оказывает влияние на про-

дуктивность его деятельности и в целом — на развитие личности. Особое значение в данном контексте приобретает изучение ценностной сферы личности на примере будущих специалистов гуманитарной направленности, а именно студентов, профессиональными областями которых являются «человек — художественный образ» и «человек — знак». Выявление принципиальных особенностей ценностно-мотивационной сферы личности студента и степени ее дезинтеграции с помощью хорошо зарекомендовавших себя методов исследования представляет научно-практический интерес. Сегодняшние студенты, став специалистами, способны повлиять на умы будущих поколений, передавая свои ценности и представления о человеческих взаимоотношениях в обществе. Исходя из этого, целью данного исследования является изучение особенностей ценностной сферы личности студентов профессиональной направленности «человек — художественный образ» (музыканты и актеры) и «человек — знак» (филологи).

Выборку исследования составили студенты отделения музыкального и театрального отделения колледжа имени Е.Н. Курганова, студенты театрального факультета Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (всего 42 испытуемых), студенты филологического факультета Педагогического института Саратовского государственного университета (42 испытуемых). Всего в исследованиях участвовали 84 человека в возрасте от 19 лет до 21 года.

В эмпирическом исследовании для изучения ценностно-мотивационной сферы личности студентов использовалась методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах»10. Для статистической обработки данных применен метод определения средних, параметрический метод сравнения двух независимых выборок ^-критерий Стьюдента).

Сравнительный анализ выраженности показателей ценностной сферы у студентов профессиональной направленности «человек — художественный образ» (актеры и музыканты) свидетельствует, что вершину ценностной иерархии (наиболее привлекательные) занимают ценности, связанные со здоровьем, счастливой семейной жизнью, творчеством и имеющие межличностную направленность — «наличие хороших и верных

друзей». Основание иерархии составляют ценности, отражающие эстетические свойства природы и искусства, активную деятельную жизнь. К средним по значимости относятся ценности: «материально-обеспеченная жизнь», «интересная работа», «уверенность в себе», «познание» (возможность расширения своего образования, кругозора, культуры и интеллектуального развития), «свобода как независимость в поступках и действиях». В выборке студентов в системе «человек — знак» (филологи) — аналогичные показатели ценностной иерархии, однако ценности «красота природы и искусства» и «творчество» менее привлекательны.

Из анализа ценностной сферы по критерию «доступность» следует, что наиболее доступными ценностями для большинства студентов независимо от их профессиональной ориентации (филологи, представители творческих профессий) являются: «активная, деятельная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «творчество» и «познание», к малодоступным относится «материально-обеспеченная жизнь». Средними по доступности являются: «здоровье», «интересная работа», «красота природы и искусства», «любовь», «уверенность в себе» и «свобода как независимость в поступках и действиях». Незначительные различия между испытуемыми двух групп обнаружены в выборе ценности «счастливая семейная жизнь»: для филологов она приближается к малодоступной, для студентов направленности «человек — художественный образ» она является средней по значению.

Статистически значимые различия ценностной сферы у будущих актеров и филологов выявлены (по критерию привлекательности) по следующим ценностям: «красота природы и искусства» и «творчество». По критерию доступности сюда относится ценность «творчество».

На основании разницы между критериями «привлекательность» и «доступность» у 65 % испытуемых (будущих актеров) выявлен низкий уровень дезинтеграции ценностно-мо-тивационной сферы личности, только у 35 % студентов отмечается средний или высокий ее уровень. Напротив, у филологов низкий уровень дезинтеграции ценностно-мотива-ционной сферы отмечен только у 40 %, у 60 % он средний или высокий.

Из результатов анализа ценностной сферы личности у студентов группы «человек

Психология

— художественный образ» следует, что ценность «творчество» (возможность творческой деятельности) является ведущей. Это подтверждается в оценке по двум критериям (средний балл 7,3). Сюда также следует отнести ценности «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Наличие высоких результатов по данным ценностям отражает особенность студентов данной специализации, их направленность на творчество и является хорошим показателем для их дальнейшей профессионализации и социальной адаптации. В то же время заметно снижение активности (ценность «активность»), без которой невозможна успешная реализация в деятельности будущих специалистов. Вызывает интерес недостаточно высокий показатель по критерию привлекательности ценности «материально-обеспеченная жизнь», т. е. данная ценность не является значимой. Возможно, это связано как с индивидуальными особенностями личности студентов творческой направленности, так и низкой доступностью данной ценности для большинства людей, занимающихся творчеством (3,2 балла). У студентов группы «человек — знак» ведущими являются ценности «счастливая семейная жизнь», «любовь» и «наличие хороших и верных друзей».

Вызывает определенные опасения низкая привлекательность у студентов, ориентированных на творчество, и особенно у филологов, ценности «красота природы и искусства» (3,8 и 2,3). Ведь развитие эстетических качеств позволяет наиболее полно раскрыть себя в будущей профессиональной деятельности, оно необходимо для постоянного пополнения творческого потенциала и является источником вдохновения при создании культурных ценностей. Для специалистов гуманитарной направленности развитие данных качеств особенно значимо. Здесь мы видим явную негативную тенденцию, которая в целом ограничивает возможности студентов на пути реализации себя в своей профессии, в духовном и нравственном самосовершенствовании. Несмотря на это, наиболее привлекательными для большинства испытуемых являются ценности социальной и межличностной направленности, что отражено в ценностях: «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей». Однако необходимо отметить, что студенты испытывают явную потребность в данных ценностях, так как по критерию «доступность» ценность, отражающая

счастливую семейную жизнь, малодоступна. Заметно, что многие студенты считают жизненно важной ценность «здоровье», которое, однако, по критерию «доступность» является среднезначимой. Нельзя исключать, что половина студентов нуждается в укреплении здоровья.

Важное значение в оценке ценностно-мотивационной сферы личности имеет показатель дезинтеграции: у студентов группы «человек — художественный образ» он сравнительно низкий, что характеризует стабильность ценностной сферы испытуемых и в целом личности. Это хороший показатель для будущих творческих работников, его среднее значение равно 29 баллам. В выборке студентов-филологов мы видим, что показатель дезинтеграции имеет в основном средний или даже высокий уровень. Возможно, не последнюю роль в этом процессе играет иерархия ряда ценностей в структуре личности, в частности отражающих творческие возможности будущих педагогов и формирование у них эстетических чувств.

Оценивая иерархию ценностной сферы в целом, можно сказать, что, несмотря на некоторую противоречивость, в результатах двух групп прослеживается позитивная для студентов тенденция их дальнейшей профессиональной реализации. Особенно это характерно для студентов группы «человек — художественный образ», так как они имеют определенную творческую ориентацию. Однако недостаточная значимость ценности «активность» и, соответственно, преобладание пассивности, а также отсутствие стремления в эстетическом проявлении чувств (ценность «красота природы и искусства»), скорее всего, тормозит позитивное начало личности, не дает ей возможности развиваться полноценно.

В целом результаты исследования показывают, что определенная иерархия ценностных предпочтений позитивно влияет на стабильность личности. Наглядно это следует из показателя дезинтеграции ценностно-мотивационной сферы, который сравнительно низок у студентов группы «человек — художественный образ» по сравнению со студентами-филологами. Ценностные ориентации студентов двух видов профессиональной направленности имеют незначительные различия. В то же время наибольшую актуальность для личности студентов первой группы имеет ценность творчества, что отражает их

профессиональные намерения. Несмотря на сравнительно позитивные показатели в ценностной сфере личности, дальнейшая социальная и профессиональная адаптация у большинства студентов будет зависеть от повышения их уровня активности и стремления к познанию, раскрытию личностных проявлений в плане адекватного

восприятия окружающей действительности, воспитания эстетических чувств (любви к прекрасному). В связи с этим целесообразна коррекционная работа с определенной категорией студентов, которая, в свою очередь, должна быть направлена на повышение значимости ценностей, полезных в будущей профессиональной деятельности.

Примечания

1 Психологический словарь / под общ. ред. Ю.Л. Неймера. Ростов н/Д, 2003.

2 Там же. С. 585.

3ДонцовА.И. О ценностных факторах формирования личности // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательный процесс. М., 1975. С. 130-140.

4 Донцов А.И. К вопросу о механизмах формирования личности // Психологические исследования. 1975. Вып. 5. С. 21-34.

5 Психологический словарь / под общ. ред. Ю.Л. Неймера. С. 585.

6 ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 2000.

7 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

8 Цит. по: Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. 1994. № 1. С. 35-52.

9 Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» // Журн. практич. психолога. 1996. № 2. С. 32-37.

10 Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001.

УДК 159.9

Е.П. КРЕТОВА

Южный федеральный университет (г Краснодар) E-mail: [email protected]

Социальный интеллект как фактор эффективной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются представления о социальном интеллекте, концепции социального интеллекта. Выделяется структура социального интеллекта и источники его развития, приводится сравнение эмоционального и социального интеллектов. Указывается на особенности отношений у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: социальный интеллект, отношения, источники развития социального интеллекта, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

E.P. KRETOVA

Social Intelligence as the Factor of Effective Activity of Employees

Criminally-Executive System

In article representations about social intelligence, the concept of social intelligence are considered. The structure of social intelligence and sources of its development is allocated, comparison of emotional and social intelligence is resulted. It is underlined features of relations at employees criminally-executive system.

Key words: social intelligence, relations, sources of development of social intelligence, employee criminally-executive system.

Существует множество профессий, в которых необходимо развитие социального интеллекта. К числу таких профессий, можно отнести и службу в уголовно-исполнительной системе. Специалисты, работающие в уголовно-исполнительной системе, должны

иметь определенный уровень адекватности и успешности социального взаимодействия.

Актуальность данной проблемы обусловлена сложностью изучения; как отмечает Л.И. Беляева, исследований, посвященных проблемам заключенных, гораздо больше,

© Е.П. Кретова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.