Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая сфера личности студентов различных групп диспансерного учета'

Ценностно-смысловая сфера личности студентов различных групп диспансерного учета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ / THE NEEDS OF THE PERSONALITY / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / PERSONAL VALUES / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / AXIOLOGICAL SPHERE / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / PSYCHICAL SELF-REGULATION / ДЕЗИНТЕГРАЦИИ В МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ / DISINTEGRATION IN MOTIVATIONAL-PERSONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колкова Светлана Михайловна, Вишнякова Нина Николаевна

В статье освещается проблема формирования «психо-соматической личности» с деформациями в структуре ценностно-смысловой сферы. Приведены данные исследования ценностно-смысловой сферы личности студентов, принадлежащих к различным группам диспансерного учета. Сделаны выводы о различиях и сходствах между этими группами. Подчеркивается важность своевременного заострения внимания на формировании ценностно-смысловой сферы личности студентов, являющихся группой риска возникновения психосоматических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS'' PERSONALITY BELONGING TO DIFFERENT GROUPS OF DISPENSARY

The article highlights the problem of the formation of «psychosomatic personality» with deformations in the structure of axiological sphere. It presents the data of the study of axiological sphere of the personality of students belonging to different groups of dispensary. There are the conclusions made about the differences and similarities between these groups. The importance of a timely focus attention on the formation of axiological sphere of the personality of students who are at risk of occurrence of psychosomatic diseases is highlighted.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая сфера личности студентов различных групп диспансерного учета»

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ДИСПАНСЕРНОГО УЧЕТА

THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS' PERSONALITY BELONGING TO DIFFERENT GROUPS OF DISPENSARY

СМ. Колкова, H.H. Вишнякова S.M. Kolkova, N.N. Vishnyakova

Потребности личности, личностные ценности, цен-ностно-смысловая сфера, психическая саморегуляция, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. В статье освещается проблема формирования «психосоматической личности» с деформациями в структуре ценностно-смысловой сферы. Приведены данные исследования ценностно-смысловой сферы личности студентов, принадлежащих к различным группам диспансерного учета. Сделаны выводы о различиях и сходствах между этими группами. Подчеркивается важность своевременного заострения внимания на формировании ценностно-смысловой сферы личности студентов, являющихся группой риска возникновения психосоматических заболеваний.

The needs of the personality, personal values, axi-ological sphere, psychical self-regulation, disintegration in motivational-personal sphere. The article highlights the problem of the formation of «psychosomatic personality» with deformations in the structure of axiological sphere. It presents the data of the study of axiological sphere of the personality of students belonging to different groups of dispensary. There are the conclusions made about the differences and similarities between these groups. The importance of a timely focus attention on the formation of axiological sphere of the personality of students who are at risk of occurrence of psychosomatic diseases is highlighted.

Наличие любого хронического заболевания у человека проявляется нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройствами биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, ограничением свободы. Человеку приходится менять стратегию своего поведения, механизмы его психической саморегуляции могут носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер [Бройтигам и др., 1999].

Исследования в области изучения личности больного позволяют предположить, что в процессе формирования «психосоматической личности» определяющую роль могут играть деформации в структуре ценностно-смысловой сферы. Соответственно, есть основания считать, что исследование ценностно-смысловой сферы представителей молодого поколения,

как здоровых, так и имеющих в анамнезе хроническое заболевание, может способствовать поиску новых путей их психопрофилактики и медико-психологического сопровождения [Дусказиева, 2015].

Исследование проводилось на базе университетской клиники семейной медицины КрасГМУ с респондентами 18-19 лет. К первой группе принадлежали 96 респондентов (здоровые), ко второй - 110 респондентов (лица, имеющие в анамнезе острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функциях жизненно важных органов и не влияющее на трудоспособность), третью группу составил 101 респондент (больные хроническими заболеваниями, с компенсированным течением заболевания, редкими и непродолжительными потерями нетрудоспособности).

Использовалась методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД), которая позволяет определить иерархию ценностей, включающих в себя степень внутриличностной диссоциации и уровень наиболее выраженного внутреннего рассогласования [Фанталова, 2001].

По результатам исследования для здоро-

вых студентов наиболее значимой является ценность «счастливая семейная жизнь», следующие по значимости «любовь», «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь». Для этой группы характерно невысокое стремление к творчеству, переживанию прекрасного, познанию, активной деятельной жизни, интересной работе (рис. 1).

11 10

9 В 7 6 5 4

2 1

0

1

А 11

»*

к Й \ 1 ^ \ > '7V ' i

J 1 г LA V / ^ ж \ / *

\ ч V л

/ чу; J i

1 J > 1 i

\ й у i 4

-*

Ценность 'Доступность

3 4 5 6 7 Ценности

10 11 12

Рис. 1. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах в 1 группе диспансерного учета: 1 - активная, деятельная жизнь; 2 - здоровье; 3 - интересная работа; 4 - красота природы и искусства; 5 - любовь; 6 - материально обеспеченная жизнь; 7-наличие хороших и верных друзей; 8 - уверенность в себе; 9 - познание; 10 - свобода как независимость в поступках и действиях; 11 - счастливая семейная жизнь; 12 - творчество

Имеющаяся разность ценности и доступности в отношении счастливой семейной жизни, материального благополучия, здоровья могут говорить о наличии внутреннего конфликта, когда присутствует потребность, но оказываются достаточно слабыми те побудительные мотивы к достижению цели, которые должны быть задействованы в данной сфере жизни. При большой разности у человека возникает ощущение безнадежности по поводу достижимости цели,

При изучении во второй группе иерархии указанных ценностей наиболее значимыми для испытуемых выступают такие ценности, как: «счастливая семейная жизнь», «любовь», «на-

личие хороших и верных друзей», затем «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь», далее следуют «уверенность в себе» и «свобода как независимость в поступках». Последние места в иерархии ценностей занимают: «творчество», «красота природы и искусство», «активная, деятельная жизнь», «интересная работа» и «познание».

Анализируя показатели ценностей по их «доступности», отметим, что наиболее доступными для респондентов данной группы являются: «наличие хороших и верных друзей», «познание», «активная, деятельная жизнь», «красота природы и искусства» и «творчество» (рис. 2).

С

га

Щ

3

I

с

га'

о

ь

х к т га н о

Рч < ^

о **

о о о Q

Й

0

1

ж

ä

P*S

w о

W V S

S t-i <с

Щ W

с

«

2 К

Н

и

щ

PQ

11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

1

л f \

/\

Г\ i /

Л 1 V .J 1

J\ V у \ vr

V I

t А \ 1 \

V \ V

ь

■ Ценность 'Доступность

1 2 3 4 5 6 7 В

Ценности

10 11

12

Рис. 2. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах во 2 группе диспансерного учета

Для третьей группы значимой ценностью является также «счастливая семейная жизнь», следующие по значимости: «любовь», «здоровье», «материально обеспеченная жизнь» и «уверенность в себе». Наименьшее место в иерархии представленных методикой ценностей занимают ценности: «красота природы и искусство»,

«творчество», «активная деятельная жизнь», и «познание». При этом наиболее доступными для них являются ценности: «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «познание», «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество», «любовь» и «активная, деятельная жизнь» (рис. 3).

11

10 9 В

7 Б

jj ^ _

п 5

ш

4 3 2 1

О

6 7 Ценности

1

Л

к /

к 1 % 1' у у J ' \

I 1 V ч ч "Ч *

\ А

1 \ » \ V г \

t А » \ 1 1

\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

-Jb

10 11 12

Ценность > Доступность

Рис. 3. Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах в 3 группе диспансерного учета

При изучении соотношения ценности и дос- наиболее значимые внутренние конфликты в сфе-тупности в различных жизненных сферах у сту- pax: «счастливая семейная жизнь», «материально дентов трех групп диспансерного учета выявлены обеспеченная жизнь», «здоровье» и «любовь».

По параметру дезинтеграции в мотива-ционно-личностной сфере у 21 % студентов средний уровень дезинтеграции, т, е. желания в некоторой степени превосходят возможности, у 51 % испытуемых низкий уровень (жела-

ния в основном удовлетворены) и у 21,9 % респондентов отмечается высокий уровень дезинтеграции. Примерно такая же картина наблюдается во второй и третьей группах диспансерного учета (рис. 4).

60%

51,00%

50,00%

50%

47,50%

40%

30%

20%

10%

0%

27,10%

29,70%

25,50%

21.90%

24,50%

22,80%

Згр

Iь-иакии -средний ">еысокии

Рис. 4. Уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере в трех группах

Полученные данные показывают, что даже в группе здоровых около 49 % человек можно отнести к группе риска возникновения психосоматических заболеваний. Примерно такая же картина наблюдается во второй (50 %) и третьей (52,5 %) группах. Статистически значимых различий нет.

Таким образом, представляет интерес дальнейшее изучение личностных особенностей студентов в зависимости от принадлежности к группе диспансерного учета, таких как алекситимический радикал в структуре личности, уровень субъективного контроля, психоло-

гическое благополучие и нервно-психическая

адаптация.

Библиографический список

1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: пер. с нем. М.: Гэотар Медицина, 1999. 376 с.

2. Дусказиева Ж.Г. Особенности материнского отношения к соматически ослабленным мальчикам // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1. С. 145-148.

3. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. М.: Бахрах, 2001.128 с.

С га

Щ 3

I

с

га'

о

ь

х к т га н о

Рч < ^

о **

о о о Q

i w н К о

Си

И

I

0

1

ж

ä

P*S

w о

W V S

ь

и

<С Щ

W

с

«

2 К

н и ш

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.