Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций в мотивационно-личностной сфере студентов специальности «Лечебное дело»'

Особенности ценностных ориентаций в мотивационно-личностной сфере студентов специальности «Лечебное дело» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
383
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВНУТРЕННИЙ ВАКУУМ / ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ / МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / СТУДЕНТЫ ВУЗА / VALUABLE ORIENTATIONS / INTERNAL VACUUM / INTERNAL CONFLICT / MOTIVATIONAL AND PERSONAL SPHERE / STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Алексеева Людмила Фоминична, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна

Представлен анализ исследования ценностных ориентаций студентов первого, третьего и шестого курсов Сибирского государственного медицинского университета, обучающихся по специальности «лечебное дело». Выявлены актуальные ценности, направляющие активность и основную позицию в жизни студентов, определены особенности внутреннего вакуума, внутреннего конфликта и нейтральной зоны. Обозначены доминирующие в условиях образовательной среды ценности студентов-медиков, составляющие ядро мотивационно-личностной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Алексеева Людмила Фоминична, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS IN THE MOTIVATIONAL AND PERSONAL SPHERE OF STUDENTS OF THE SPECIALTY “MEDICAL BUSINESS”

The article presents the analysis of research of valuable orientations of students of the first, third and sixth years of study of the Siberian state medical university who specialize in “medical business”. The authors point out topical values that lead the activity and main position in the lives of students, special features of the internal vacuum, the internal conflict and the neutral zone. The values of medical students dominating in the conditions of the educational environment being the center of the motivational and personal sphere are designated.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций в мотивационно-личностной сфере студентов специальности «Лечебное дело»»

л

Общая психология, психология личности, история психологии

Т.Г. Бохан, Л.Ф. Алексеева, М.В. Шабаловская, С.А. Морева

Особенности ценностных ориентаций в мотивационно-личностной сфере студентов специальности «лечебное дело»

Представлен анализ исследования ценностных ориентаций студентов первого, третьего и шестого курсов Сибирского государственного медицинского университета, обучающихся по специальности «лечебное дело». Выявлены актуальные ценности, направляющие активность и основную позицию в жизни студентов, определены особенности внутреннего вакуума, внутреннего конфликта и нейтральной зоны. Обозначены доминирующие в условиях образовательной среды ценности студентов-медиков, составляющие ядро моти-вационно-личностной сферы.

Ключевые слова: ценностные ориентации, внутренний вакуум, внутренний конфликт, мотивационно-личностная сфера, студенты вуза.

Проблема изучения ценностных ориентаций является одной из центральных в психологии. Исследование ценностных ориентаций опирается на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных ученых (Б.С. Алишев, В. Дильтей, К. Клакхон, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, М.Г. Рогов, М. Рокич, В.С. Собкин, В.А. Ядов и др.). Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, являющийся составной частью системы отношений личности, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [1; 4; 6; 7; 13, с. 34].

Ценностные ориентации определяют выбор значимых целей и способов их достижения. Их рассматривают как предпочтения или отвержения определенных смыслов, жизнеорганизующие начала,

которые обеспечивают готовность личности вести себя определенным к способом, что становится особо значимым в критических, конфликтных и | о просто напряженных ситуациях, где ценностные ориентации определяют | § выбор способа взаимодействия с другими людьми. Большое значение с ^ имеет содержание доминирующих в системе ценностных ориентаций компонентов. Система ценностных ориентаций каждого человека иерархична и динамична [3; 10; 14]. Ценностные ориентации могут вступать в противоречие друг с другом и порождать внутриличностный конфликт, который представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой [2].

Характерная для студентов проблема выбора жизненных ценностей, формирование внутренней позиции, мировоззрения, осознание убеждений, направляющие активность и определяющие основную позицию в жизни, (В.С. Мухина, Л.И. Божович, В.И. Слободчиков, В.Е. Клочко) явилась основополагающей для возникновения исследовательского интереса к изучению ценностно-смысловых ориентаций студентов медицинских специальностей [5; 8]. Именно в юношеском возрасте происходит профессиональное и личностное самоопределение, формируется система личностных ценностей, определяющая особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, тем самым в определенной мере детерминируя ее поведение и способствуя успешной социализации. В настоящее время недостаточно изученными остаются ценностные ориентации у студентов на этапах высшего медицинского образования, влияющие на структуру мотивов учебной деятельности и представляющие ядро личностной сферы [9; 11; 12].

Эмпирическую базу исследования составили 227 человек, студенты первого, третьего, шестого курсов лечебного факультета Сибирского государственного медицинского университета.

В исследовании была использована методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» из системы «Диагностика внутреннего конфликта» (Е.Б. Фанталова, 2001).

Качественный анализ позволил выявить актуальные для респондентов ценностные ориентации (таблица 1).

Таблица 1

Ценностно-смысловые ориентации студентов специальности «лечебное дело»

№ п/п Понятия -ценности 1 курс (п = 88) 3 курс (п = 72) 6 ю фс (п = 67)

Ц Д К Ц Д К Ц Д К

1. Активная, деятельная жизнь 3,02 5,94 - 2,92 2,25 4,45 - 2,20 1,97 4,30 - 2,33

2. Здоровье 6,21 5,14 1,07 5,22 3,76 1,46 5,55 3,52 2,03

3. Интересная работа 4,66 3,86 0,80 3,91 3,23 0,68 3,35 3,42 - 0,07

4. Красота природы и искусства 1,92 4,72 - 2,80 1,06 3,84 - 2,78 0,87 3,41 - 2,54

5. Любовь 6,69 4,76 1,93 5,59 3,65 1,94 5,36 3,79 1,57

6. Материально-обеспеченная жизнь 4,68 2,90 1,78 3,95 2,62 1,33 4,07 2,73 1,34

7. Наличие хороших и верных друзей 6,27 6,00 0,27 5,31 5,07 0,24 4,35 4,28 0,07

8. Уверенность в себе 5,61 5,59 0,02 4,38 4,44 - 0,06 4,18 3,88 0,30

9. Познание 4,32 6,30 - 1,98 3,21 5,35 - 2,14 3,08 4,29 - 1,21

10. Свобода как независимость в поступках и действиях 4,67 4,91 - 0,24 3,84 3,90 - 0,6 3,71 3,47 0,24

11. Счастливая семейная жизнь 7,61 3,33 4,28 6,18 2,82 3,36 6,07 3,61 2,46

12. Творчество 2,41 4,51 - 2,10 1,80 3,94 - 2,14 1,53 3,27 - 1,74

Ц - параметр «Ценность», Д - параметр «Доступность», В - индекс расхождения «Ценность

- Доступность».

Самый высокий уровень по параметру «Ценность» у респондентов всех курсов преобладает в сфере «Счастливая семейная жизнь»: 7,61 балла (1 курс); 6,18 баллов (3 курс); 6,07 баллов (6 курс). Низкий уровень по параметру «Ценность»у студентов всех курсов наблюдается в сфере «Красота природы и искусства»: 1,92 балла (1 курс); 1,06 (3 курс); 0,87 (6 курс).

По параметру «Доступность» самый высокий уровень у респондентов первого и третьего курсов преобладает в сфере «Познание» - 6,30 и 5,35 балла; у студентов шестого курса «Активная, деятельная жизнь» - 4,30 балла. Низкий уровень по параметру «Доступность» у студентов всех курсов наблюдается в сфере «Материально-обеспеченная жизнь»: 2,90 балла (1 курс); 2,62 балла (3 курс); 2,73 балла (6 курс).

Высокий уровень индекса расхождения «Ц - Д» (Д) у респондентов первого курса наблюдается в сфере «Счастливая семейная жизнь»

- 4,28 балла. У студентов третьего и шестого курсов уровень индекса расхождения «Ц-Д» (Д) - низкий во всех сферах, в пределах нормы.

Полученные данные 1, 3 и 6 курсов (таблица 2) отражают уровень внутреннего вакуума (ВВ), внутреннего конфликта (ВК) и нейтральной зоны (НЗ).

Таблица 2

Данные внутреннего конфликта, внутреннего вакуума, нейтральной зоны студентов специальности «лечебное дело»

№ п/п Понятия -ценности 1 курс (п = 88) 3 курс (п = 72) 6 ку рс (п =67)

ВК ВВ НЗ ВК ВВ НЗ ВК ВВ НЗ

1. Активная, деятельная жизнь 1,0 47,7 51,3 1,4 43,0 55,6 0 43,3 56,7

2. Здоровье 19,3 6,8 73,9 34,7 9,7 55,6 40,3 6,0 53,7

3. Интересная работа 21,5 7,9 70,6 15,3 6,9 77,8 9,0 12,0 79,0

4. Красота природы и искусства 1,0 45,5 53,5 0 54,2 45,8 1,5 50,8 47,7

5. Любовь 34,1 2,3 63,6 44,4 5,6 50,0 32,8 3,0 64,2

6. Материально-обеспеченная жизнь 37,5 7,9 54,6 27,8 8,3 63,9 31,3 4,5 64,2

7. Наличие хороших и верных друзей 14,8 5,7 79,5 16,7 11,1 72,2 9,0 10,5 80,5

8. Уверенность в себе 13,6 14,8 71,6 11,1 15,3 73,6 16,4 9,0 74,6

9. Познание 2,3 31,8 65,9 4,2 44,4 51,4 6,0 31,3 62,7

10. Свобода как независимость в поступках и действиях 11,4 15,9 72,7 18,1 18,1 63,8 10,5 13,4 76,1

11. Счастливая семейная жизнь 64,8 1,0 34,2 56,9 1,4 41,7 43,3 0 56,7

12. Творчество 2,3 34,1 63,6 43,0 43,0 55,6 1,5 34,4 64,1

У респондентов всех курсов высокий уровень «Внутреннего конфликта» наблюдается в сфере «Счастливая семейная жизнь»: 64,8% (1 курс); 56,9% (3 курс); 43,3% (6 курс). Самый низкий уровень у первого курса в сферах «Активная, деятельная жизнь» и «Красота природы и искусства» - 1%; у третьего курса - в сфере «Активная, деятельная жизнь» - 1,4%; у шестого курса - в сферах «Красота природы и искусства» и «Творчество» - 1,5%.

Самый высокий уровень «Внутреннего вакуума» у респондентов первого курса наблюдается в сфере «Активная, деятельная жизнь» -47,7% и в сфере «Красота природы и искусства» - 45,5%; у студентов третьего и шестого курсов в сфере «Красота природы и искусства» - 54,2% и 50,8%. Самый низкий уровень «внутреннего вакуума» у первого курса выявлен в сферах «Счастливая семейная жизнь» - 1% и «Любовь» - 2,3%; у третьего курса - в сфере «Счастливая семейная жизнь» - 1,4%; у шестого курса в сфере «Любовь» - 3,0%.

Самый высокий уровень «Нейтральной зоны» у респондентов первого и шестого курсов наблюдается в сфере «Наличие хороших и верных

. х друзей» - 79,5% и 80,5%; у студентов третьего курса - в сфере 181 «Интересная работа» - 77,8%.

^ I ^

Таким образом, для студентов 1 курса из предложенных ценностей |= | ^ самыми важными и значимыми являются «Счастливая семейная жизнь», |т§о «Любовь», «Наличие верных друзей» и «Здоровье»; наименее ценным ° 5 ^ - «Красота природы и искусства». Более всего доступно «Познание», «Наличие хороших и верных друзей» и «Активная, деятельная жизнь»; наименее доступным является «Материально-обеспеченная жизнь». Самый высокий показатель рассогласования и дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере наблюдается в области «Счастливая семейная жизнь». Внутренний конфликт также ярко выражен в сфере «Счастливая семейная жизнь», он в этой области является доминирующим в мотивационно-личностной сфере. Внутренний вакуум преобладает в сферах «Активная, деятельная жизнь» и «Красота природы и искусства». Внутренняя идентичность, интегрированность и гармония более всего выражена в сфере «Уверенность в себе». Нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают, представляют сферы «Наличие хороших и верных друзей», «Здоровье» и «Свобода как независимость в поступках и действиях». Нейтральная зона доминирует в мотивационно-личностной сфере в 11 показателях из 12.

Для студентов 3 курса из предложенных ценностей самыми важными и значимыми являются «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей» и «Здоровье»; наименее ценным - «Красота природы и искусства». Более всего доступно «Познание», «Наличие хороших и верных друзей», «Активная, деятельная жизнь», и «Уверенность в себе»; наименее доступным является «Материально-обеспеченная жизнь» и сфера «Счастливая семейная жизнь».Уровень индекса расхождения «Ц - Д» (Д) находится в пределах нормы по всем показателям. Внутренний конфликт ярко выражен в сфере «Счастливая семейная жизнь», в этой области он является доминирующим в мотивационно-личностной сфере. Внутренний конфликт также наблюдается в сферах «Любовь» и «Творчество», отсутствует - в сфере «Красота природы и искусства». Внутренний вакуум преобладает в сфере «Красота природы и искусства», в этой области он является доминирующим в мотивационно-личностной сфере. Внутренний вакуум также наблюдается в сферах «Познание», «Активная, деятельная жизнь» и «Творчество».

Внутренняя идентичность, интегрированность и гармония более всего выражена в сферах «Уверенность в себе» и «Наличие хороших и верных

друзей». Нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают, представляют сферы «Интересная работа», «Уверенность в себе» и «Наличие хороших и верных друзей». Нейтральная зона доминирует в мотивационно-личностной сфере в 10 показателях из 12.

Для студентов 6 курса из предложенных ценностей самыми важными и значимыми являются «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Любовь»; наименее ценным - «Красота природы и искусства». Более всего доступны «Активная, деятельная жизнь», «Познание», «Наличие хороших и верных друзей», наименее доступным является «Материально-обеспеченная жизнь». Уровень индекса расхождения «Ц - Д» (Д) находится в пределах нормы по всем показателям. Внутренний конфликт ярко выражен в сферах «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь», отсутствует в сфере «Активная, деятельная жизнь». Внутренний вакуум преобладает в сфере «Красота природы и искусства», в этой области он является доминирующим в мотивационно-личностной сфере. В сфере «Счастливая семейная жизнь» внутренний вакуум отсутствует. Внутренняя идентичность, интегрированность и гармония более всего выражена в сферах «Интересная работа» и «Наличие хороших и верных друзей». Нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают, также представляют сферы «Наличие хороших и верных друзей» и «Интересная работа». В мотивационно-личностной сфере нейтральная зона доминирует в 11 показателях из 12. ьо

50 40 30 20 10 0

к! 1 ■

| 1

ь. 1 н

■ 1 курс

■ 3 курс □ 6 курс

123456789 10 11 12 Ценности-сферы

Рис. 1. Уровень внутреннего вакуума у студентов 1, 3, 6 курсов. Здесь и далее (рис. 1-3): 1 - «Активная, деятельная жизнь»; 2 - «Здоровье»; 3 - «Интересная работа»; 4 - «Красота природы и искусства»; 5 - «Любовь»; 6 -«Материально-обеспеченная жизнь»; 7 - «Наличие хороших и верных друзей»; 8 - «Уверенность в себе»; 9 - «Познание»; 10 - «Свобода как независимость в поступках и действиях»; 11 - «Счастливая семейная жизнь»; 12 - «Творчество».

ООО

Ю О о О § о

Данные 1, 3 и 6 курсов по полученным результатам представлены на гистограмме (рис. 1-3), которая отражает уровень внутреннего вакуума, внутреннего конфликта и нейтральной зоны по рассматриваемым сферам.

Данные показывают наличие достоверных различий в уровне внутреннего вакуума в сфере «Красота природы и искусства» между студентами 3 и 1 курсов (р < 0,05); в сфере «Познание» - между 3 и 1, 6 курсами (р < 0,01); в сфере «Творчество» - между 3 и 1, 6 курсами (р < 0,05) (рис. 1). По выделенным сферам у студентов третьего курса наиболее высокие результаты, что говорит о неудовлетворенности в конкретных жизненных сферах. Наблюдается значительный разрыв между показателями «Ценность» и «Доступность» (Д > Ц), когда потребности желаемого ниже возможности его удовлетворения.

Рис. 2. Уровень внутреннего конфликта у студентов 1, 3, 6 курсов

Полученные данные показывают наличие достоверных различий в уровне внутреннего конфликта, когда потребности желаемого выше возможности его удовлетворения в сфере «Здоровье» между студентами 3, 6 и 1 курсов (р < 0,01); в сфере «Любовь» - между студентами 3 и 1, 6 курсов (р < 0,05); в сфере «Материально-обеспеченная жизнь» - между студентами 1 и 3 курсов (р < 0,05); в сфере «Счастливая семейная жизнь» - у студентов 1, 3 и 6 курсов (р < 0,01) (рис. 2).

Рис. 3. Уровень нейтральной зоны у студентов 1, 3, 6 курсов.

Данные (рис. 3) показывают уровень нейтральной зоны, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают. Достоверные различия выявлены в сфере «Здоровье» между 1 и 3, 6 курсами (р < 0,01); в сфере «Любовь» - между студентами 1, 6 и 3 курсов (р < 0,05); в сфере «Познание» - между студентами 1, 6 и 3 курсов (р < 0,01); в сфере «Счастливая семейная жизнь» - между студентами 1, 3 и 6 курсов (р < 0,01).

Выводы

Выявляя особенности ценностно-смысловых ориентаций студентов, определяющих пространство их самореализации, можно отметить, что для студентов 1 курса самыми важными и значимыми являются «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Наличие верных друзей» и «Здоровье»; наименее ценным - «Красота природы и искусства». Более всего доступно «Познание», «Наличие хороших и верных друзей» и «Активная, деятельная жизнь»; наименее доступным является «Материально-обеспеченная жизнь». Самый высокий показатель рассогласования и дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере наблюдается в области «Счастливая семейная жизнь». Внутренняя идентичность, интегрированность и гармония более всего выражена в сфере «Уверенность в себе».

Для студентов 3 курса самыми важными и значимыми являются «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей» и «Здоровье»; наименее ценным - «Красота природы и искусства». Более всего доступно «Познание», «Наличие хороших

я и верных друзей», «Активная, деятельная жизнь» и «Уверенность в себе»; наименее доступным является «Материально-обеспеченная

^ I ^

11 § жизнь» и сфера «Счастливая семейная жизнь». Внутренний конфликт |= | ^ ярко выражен в сфере «Счастливая семейная жизнь». Внутренняя Л § о идентичность, интегрированность и гармония более всего выражена в ° 5 ^ сферах «Уверенность в себе» и «Наличие хороших и верных друзей».

Для студентов 6 курса самыми важными и значимыми являются «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Любовь»; наименее ценным

- «Красота природы и искусства». Более всего доступны сферы «Активная, деятельная жизнь», «Познание», «Наличие хороших и верных друзей», наименее доступным является «Материально-обеспеченная жизнь». Внутренний конфликт ярко выражен в сферах «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь» и отсутствует в сфере «Активная, деятельная жизнь». Внутренняя идентичность, интегрированность и гармония более всего выражена в сферах «Интересная работа» и «Наличие хороших и верных друзей».

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Самый высокий уровень внутреннего вакуума у студентов 1, 3 и 6 курса наблюдается в сферах «Активная, деятельная жизнь» и «Красота природы и искусства»; у 3 курса дополнительно в сферах «Познание» и «Творчество». В остальных сферах уровень внутреннего вакуума средний и низкий у у студентов всех трех курсов. Отсутствие внутреннего вакуума наблюдается у 6 курса в сфере «Счастливая семейная жизнь».

2. Самый высокий уровень внутреннего конфликта у студентов 1, 3 и 6 курса выражен в сфере «Счастливая семейная жизнь»; у 3 курса -дополнительно в сфере «Любовь», у 6 курса - в сфере «Здоровье». В остальных сферах уровень внутреннего конфликта средний и низкий у студентов всех трех курсов. Отсутствие внутреннего конфликта наблюдается у студентов 3 курса в сфере «Красота природы и искусства» и у студентов 6 курса в сфере «Активная, деятельная жизнь».

3. Высокий показатель нейтральной зоны, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают, представляют у студентов 1, 3 и 6 курса - сферы «Наличие хороших и верных друзей», у 1 курса дополнительно - «Здоровье» и «Свобода как независимость в поступках и действиях», у 3 и 6 курса - «Интересная работа» и у 3 курса

- «Уверенность в себе».

4. В мотивационно-личностной сфере нейтральная зона доминирует у студентов 1 и 6 курса в 11 показателях из 12, у 3 курса - в 10 показателях из 12. Самыми важными и значимыми ценностями, составляющими ядро мотивационно-личностной сферы для студентов 1, 3 и 6 курса, являются

f

«Счастливая семейная жизнь», «Любовь», «Здоровье» и «Наличие _ к хороших и верных друзей». | <5

te 9

0J г^ С с

Библиографический список х

1. Алишев Б.С. О психологической сущности ценностей // Психология человека в современном мире. Т. 1: Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути: Материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (15-16 окт. 2009 г.). М., 2009. С. 7-14.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб., 2013.

3. Галкина Г.А., Грибкова Е.И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения // Совр. проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 432-438.

4. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005.

6. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.

7. Львова С.В., Унру О.В. Ценность: вариативность значений и смыслов в процессе развития общества // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 59-64.

8. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

9. Сидоров Д.Г. Динамика ценностных ориентаций студентов в период обучения // Приволжский научный журнал. 2013. № 1. С. 150-153.

10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.

11. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 19 (1). С. 82-97.

12. Korosteleva T.V. Economic activity and «monetary» behaviour of students // Science, Technology and Higher Education: Materials of the international research and practice conference. 2012. December 11-12. Vol. II. Westwood Canada, 2012. Р. 295-298.

13. Rokeach M. The nature of human values. NY, 1997.

14. Ryan M.R., Deci E.L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development and Well-Being // American Psychologist. 2000. № 50. P. 68-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.