Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
320
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ценностно-мотивационная сфера / ценностные ориентации / мотивация / поведение / личность. / value-motivation sphere / value orientations / motivation / behavior / personality.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна, Белюшина Ирина Валентиновна

Авторы рассматривают понятия «ценностно-мотивационная направленность» и «ценностно-мотивационная сфера». В статье даются определения ценностных ориентаций и мотивации. Авторы анализируют факторы, влияющие на ценностно-мотивационную сферу современной молодёжи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна, Белюшина Ирина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE VALUE AND MOTIVATION SPHERE OF MODERN YOUTH

The authors considers the concepts of “value-motivational orientation” and “value-motivational sphere.” The article gives definitions of value orientations and motivation. The authors analyzes the factors affecting the value-motivation sphere of modern youth

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ»

Л ^ Î.sis^*

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОИ СФЕРЫ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

FEATURES OF THE VALUE AND MOTIVATION SPHERE OF MODERN YOUTH

© Колокольцева Ольга Владимировна

Olga V. Kolokoltseva кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).

PhD (Sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing (St. Petersburg).

И [email protected]

© Белюшина Ирина Валентиновна

Irina V. Belyushina кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).

PhD (Pedagogical), Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Applied Psychology, St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation (St. Petersburg).

И [email protected]

Аннотация: Авторы рассматривают понятия «ценностно-мотивационная направленность» и «ценностно-мотивационная сфера». В статье даются определения ценностных ориентации и мотивации. Авторы анализируют факторы, влияющие на ценностно-мотивационную сферу современной молодёжи.

Ключевые слова: ценностно-мотивационная сфера, ценностные ориентации, мотивация, поведение, личность.

Abstract: The authors considers the concepts of "value-motivational orientation "and "value-motivational sphere." The article gives definitions of value orientations and motivation. The authors analyzes the factors affecting the value-motivation sphere of modern youth.

Key words: value-motivation sphere, value orientations, motivation, behavior, personality.

МО

[отивация молодежи является одной из сложных проблем в условиях современного развития социума. Ценностно-мотивационная сфера молодежи, обучающейся на программах среднего профессионального образования, выделяется в отдельную наиболее сложную проблему, которая складывается из множества составляющих, в том числе, таких как отрицание необходимости создания семьи, игнорирование взаимоотношений с родителями, нежелание получить образование и специальность, желание работать в низкооплачиваемой сфере обслуживания, отсутствие желания изменить свою жизнь и повысить свой социальный статус.

Молодые люди, получающие среднее профессиональное образование, отличаются зачастую сложной жизненной ситуацией, часто это дети из неполных, неблагополучных

семей, сироты, многие приезжают на обучение из других регионов, часто из провинции. На них сильно давит мегаполис, некоторые вынуждены вернуться на Родину и бросить обучение. Многие, испытывая серьезные материальные трудности, вынуждены идти работать, чтобы оплатить жилье и хоть что-то заработать на жизнь. Работают студенты преимущественно в сфере обслуживания и общепита, зачастую неофициально, получают низкую заработную плату. В данной ситуации они приоритет отдают совсем не образованию, а работе, а точнее зарабатыванию на жизнь и стремлению выжить в условиях крупного мегаполиса. Образование как ценность, как маркер социального статуса, для современной молодежи, попадающей учиться в СПО, практически отсутствует.

Другой важный аспект проблемы - это «временное обучение» у относительно мотиви-

рованных к обучению студентов, то есть желая поступить на программу высшего образования, но не поступив на неё, студент приходит на программу СПО временно, многие не оставляют идею пойти на программы высшего образования, пересдают ЕГЭ и, получив улучшенные результаты, поступают на следующий год в вузы, соответственно, отчисляются из образовательной организации СПО.

В результате всех этих процессов происходят потеря обучающихся и невыполнение государственного задания по обучению на программах среднего профессионального образования.

Исследование мотивационно-ценност-ной сферы нашло своё отражение в изучении ценностно-мотивационной направленности личности, которая учёными определяется как психологическое свойство личности, в котором представлена вся система побуждений к деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Однако категория ценностно-мотивационной направленности и ценностно-мотивационной сферы личности не являются тождественными, каждая из этих категорий имеет свои особенности. Так, исследование ценностно-мотивационной направленности личности, нашло своё отражение в работах многих выдающихся учёных, а именно

B. Н. Мясищева (1962), Н. Д. Левитова (1963), А. Н. Леонтьева (1983), А. А. Бодалёва (1991),

C. Л. Рубинштейна (1999), Е. А. Климова (1998),

A. Г. Ковалёва (1966), А. Н. Леонтьева (1983), С. С. Мартынова (1976), Л. М. Митиной (1998), К. К. Платонова (1986), А. Д. Сазонова (1989), Н. В. Самоукиной (1999) и др.

При рассмотрении ценностно-мотива-ционной сферы важное значение имеет содержание категорий ценностных ориентаций и мотивации. Научными исследованиями ценностей стали заниматься знаменитые психологи Г. Олпорт (1897), Э. Фромм (1900),

B. Франкл (1905), А. Маслоу (1908), М. Рокич (1918), Л. Кольберг (1927), др., а также российские исследователи В. П. Тугаринов (1898), В. Н. Мясищев (1902), Б. Г. Ананьев (1907), В. А. Ядов (1929), А. Г. Асмолов (1949) [1].

Категория ценностных ориентаций была изначально введена в научный оборот известным социологом Т. Парсонсом (1902). По его мнению, ценностная ориентация - это индивидуальное или групповое структурирование ценностей личности по уровню значимости, в котором одним ценностям отдаётся больший приоритет, чем другим, и это влияет на выбор целей деятельности, а также и средств для их достижения. Ценностные ориентации выступают в качестве важнейшего элемента сознания личности человека, так как в них преломляются эстетические, нравственные, политические, правовые, экономические, экологические, мировоззренческие знания, представления и убеждения [2, с. 25].

Таким образом, ценностные ориентации характеризуют направленность и особенно-

сти развития личности, а также позволяют ей дать представления о мире и себе, отражать персональный вектор поведения в обществе через смысл своих действий. Ценностные ориентации отражают отношение человека действиям других людей, а также мотивационную составляющую поступков и различной активности. Ценностями в конечном счёте определяется жизненный вектор личности, её сфера деятельности и мировоззренческая позиция. Ценностные ориентации связаны со многими факторами, а в современных условиях детерминанты ценностных ориентаций усложняются и наполняются новым содержанием.

Рассматривая научную литературу, можно сделать вывод о наличии некоторых совпадении понятий «ценностные ориентации личности» с категориями, определяющими мотивационную сферу. В частности, А. Маслoу (1908) фактически не разделялись такие понятия, как «ценность», «потребность» и «мотив» [3, с. 89].

В рамках данного исследования актуальное значение имеет рассмотрение мотивации. Категория мотивация в различных источниках рассматривается с различных точек зрения. Наибольший интерес в контексте ценностных ориентаций имеет деятельностный подход в рассмотрении мотивация. В рамках этого подхода мотивация является одной из стадий деятельности, где происходит формирование её информационной программы, которая определяется сознательным целеполаганием и вариантами её применения. В целях понимания специфики работы этих информационных механизмов, следует обратиться к анализу понятия сознания и разных подходов к определению роли сознания в различных формах активности человека. Это даст представление о более объективной позиции относительно мотивационной структуры личности и границ действия самих информационных механизмов [4, с. 9].

Сознание принимает активное участие в мотивации поведения субъекта деятельности который осуществляет целеполагание и обдумывает варианты реализации деятельности. Удовлетворение потребности всегда сильно связанным с параметрами её осмысления. Мотивационная стадия развития деятельности человека довольно субъективна, но имеет и объективные основания возникновения поведения [5].

В психологическом понимании мотивация рассматривается в качестве особой системы стимулов и мотивов, что в-целом даёт возможность рассматривать действия установок и потребностей. В философском понимании закономерность возникновения мотивации обладает сложным и неоднозначным характером, следовательно, её изучение обуславливается тем, чтобы достать из появления каждой потребности и развития каждой цели подкрепление, а также научиться адекватно мотивировать собственные поступки

84

Базис. 2022. № 2(12). www.engels.ruc.su/science/basis/

%

sisi®'

с позиции этического и культурного компонента [4, с. 9].

Характеризуя особенности ценностно-мо-тивационной сферы современной молодёжи можно отметить некоторые деструктивные тенденции, проявляющиеся, например, в утрате интереса к таким ценностям как семья, здоровье, образование, профессия и карьера, духовные ценности. Подобная ситуация вызвана целым комплексом причин, то есть выступает в качестве полидетерминированного феномена современного общества.

Во-первых, можно наблюдать определённый разрыв во взаимосвязи элементов структуры ценностно-мотивационной сферы молодёжи, то есть разрыв в ценностных ориентациях, установках, мотивации и самом поведении. Зачастую это обусловлено социальной аномией, характеризующейся прежде всего дезориентацией людей, а в первую очередь, молодёжи, в социуме.

Во-вторых, имеется так называемый «по-коленческий разрыв», то есть разрыв в преемственности ценностей поколений. Согласно теории поколений, которая постоянно дополняется, идя в ногу со временем и современными тенденциями, каждое последующее поколение имеет свои индивидуальные особенности и характеристики, в том числе и разные системы ценностей, что, разумеется объективно, но проблема заключается в отсутствии преемственности ценностей и их передачи из поколения в поколение, зачастую это уже не просто разрыв, а огромная пропасть.

В-третьих, экономический кризис, который коснулся многих семей. В этих условиях

на первое место выходит «борьба за выживание», работа, приносящая хоть какой-то доход, в ущерб здоровью, как физическому, так и психическому, образованию, получению интересной профессии, саморазвитию. Всё это является благодатной почвой для того, чтобы создать стрессовую ситуацию и нарушить эмоциональный фон практически всех членов семьи, а молодёжь оказывается наиболее уязвимой. Это подтверждается ростом так называемых панических атак, депрессивными расстройствами, и как следствие, психосоматическими заболеваниями в молодёжной среде.

В-четвёртых, воздействие на психику молодых людей агрессивного информационного потока, прежде всего через рекламу, компьютерные игры и Интернет, социальные сети, активными пользователями которых, являются современные молодые люди. Очень распространённым в молодёжной среде становится интернет-зависимость, отчуждение от реальных отношений, вытеснение их различного рода виртуальными суррогатами.

В-пятых, нельзя не сказать о жёсткой социальной стратификации современного общества, в котором мобильность, в частности по вертикали в форме восхождения, практически невозможна, а огромный разрыв между уровнем благосостояния у представителей различных социальных страт огромен. Это также является причиной деструктивных тенденций ценност-но-мотивационной сферы молодёжи.

Материалы поступили в редакцию 29.09.2022 г.

Библиографический список (References)

1. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев. - Текст : непосредственный / / Вопросы философии. - 2016. - № 4. - С. 15-26. - ISSN 0042-8744.

2. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М. : Академический проект, 2018. - 435 с. - ISBN 978-5-8291-2254-6. - Текст : непосредственный.

3. Маслоу, А. Х. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Х. Маслоу. - 3-е издание. - [б. м.] Питер, 2003. - 352 с. - ISBN 5-318-00616-7. -Текст : непосредственный.

4. Карева, В. В. Ценностно-мотивационная сфера студентов с разным уровнем самооценки / В. В. Карева. - Текст : электронный. - URL: http:// elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9796/2/Kareva2.pdf (дата обращения: 28.09.2022).

5. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - URL: https://docs.google.com/ gview?url=https://www.phantastike.com/ motivation/achievement_motivation/doc/ (дата обращения: 28.09.2022). - Текст : электронный.

1. Leont'ev, D. A. (2016). Cennost' kak mezhdisciplinarnoe ponjatie: opyt mnogomernoj rekonstrukcii [Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction]. Voprosy filosofii. No. 4. P. 15-26. ISSN 0042-8744.

2. Parsons, T. (2018). O strukture social'nogo dejstvija [On the structure of social action]. Moscow. Akademicheskij proekt. 435 p. ISBN 978-5-82912254-6.

3. Maslou, A. H. (2003). Motivacija i lichnost': per. s angl. [Motivation and personality]. Piter. 352 p. ISBN 5-318-00616-7.

4. Kareva, V. V. (2018). Cennostno-motivacionnaja sfera studentov s raznym urovnem samoocenki [Value-motivational sphere of students with different levels of self-esteem]. URL: http://elar. uspu.ru/bitstream/uspu/9796/2/Kareva2.pdf (accessed 28 September, 2022).

5. Hekhauzen, H. (2001). Psihologija motivacii dostizhenija [Psychology of achievement motivation]. Sankt-Peterburg. Rech'. URL: https://docs. google.com/gview?url=https://www.phantastike. com/motivation/achievement_motivation/doc/ (accessed 28 September, 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.