Научная статья на тему 'Взаимосвязь образа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО И ЦЕННОСТНОМОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА)'

Взаимосвязь образа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО И ЦЕННОСТНОМОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ будущего / профессиональное будущее / конструирование будущего / мотивационно-ценностная сфера / личностные факторы / vision of the future / professional future / construction of the future / motivational-value sphere / personality factors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михальский Алексей Владимирович

На основании представлений о конструировании профессионального будущего специалистов не только влиянием социальных факторов, но и собственными ценностями и системой мотивации показано, что ценностно-мотивационная сфера личности определяет стратегию поведения в процессе конструирования профессионального будущего и претерпевает трансформацию по мере освоения профессии. В статье описаны особенности ценностно-мотивационной сферы личности учащейся молодежи и связь их с пониманием ими профессионального будущего, а итакже компоненты ценностно-мотивационной сферы личности, рассматриваемые в контексте изучения профессиональной деятельности в соответствии с описанными в статье критериальными характеристиками мотивационно-ценностного отношения к профессиональному будущему как качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interconnection between FUTURE PROFESSIONAL IMAGINATION AND VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE (ON THE EXAMPLE OF HIGH SCHOOL STUDENTS)

On the basis of ideas about designing the professional future of specialists not only by influence of social factors, but also by their own values and motivation, it is shown that the valuemotivational sphere of personality defines the strategy of behavior in the process of constructing the professional future and undergoes a transformation in the process of professional development. The article describes the features of valuemotivational sphere of personality of students and their relation to the understanding of the professional future; the components of valuemotivational sphere of the person, considered in the context of the study of professional activity in accordance with those described in the article criterial characteristics of motivational and value attitude to the professional future as personality traits.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь образа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО И ЦЕННОСТНОМОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА)»

УДК 159.9

Михальский Алексей Владимирович

доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета [email protected]

Взаимосвязь образа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО И ЦЕННОСТНОМОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА)

Aleksei V. Mikhalskii

associate professor of psychology Faculty of pedagogics and psychology Moscow State Pedagogical University [email protected]

The interconnection between

FUTURE PROFESSIONAL IMAGINATION AND VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE (ON THE EXAMPLE OF HIGH SCHOOL STUDENTS)

Аннотация. На основании представлений о конструировании профессионального будущего специалистов не только влиянием социальных факторов, но и собственными ценностями и системой мотивации показано, что ценностно-мотивационная сфера личности определяет стратегию поведения в процессе конструирования профессионального будущего и претерпевает трансформацию по мере освоения профессии. В статье описаны особенности ценностно-мотивационной сферы личности учащейся молодежи и связь их с пониманием ими профессионального будущего, а итакже компоненты ценностно-мотивационной сферы личности, рассматриваемые в контексте изучения профессиональной деятельности в соответствии с описанными в статье критериальными характеристиками мотивационно-ценностного отношения к профессиональному будущему как качества личности.

Ключевые слова: образ будущего, профессиональное будущее, конструирование будущего, мотивационно-ценностная сфера, личностные факторы.

Annotation. On the basis of ideas about designing the professional future of specialists not only by influence of social factors, but also by their own values and motivation, it is shown that the value-motivational sphere of personality defines the strategy of behavior in the process of constructing the professional future and undergoes a transformation in the process of professional development. The article describes the features of value-motivational sphere of personality of students and their relation to the understanding of the professional future; the components of value-motivational sphere of the person, considered in the context of the study of professional activity in accordance with those described in the article criterial characteristics of motivational and value attitude to the professional future as personality traits.

Keywords: vision of the future, professional future, construction of the future, motivational-value sphere, personality factors.

В отечественной и зарубежной психологии подход к изучению психологических потенциалов личности и группы разрабатывался, в частности, в русле исследований творческих, учебных, производственных групп и коллективов. Мы можем констатировать, что в направлении исследований потенциала личности и групп наиболее интересные и перспективные исследования проводились именно в отечественной психологии [8].

Важнейшим компонентом конструирования профессионального будущего, по мнению ГМ. Андреевой, являются следующие моменты: понятие о взаимоотношениях между прошлым, настоящим и будущим и соотнесение этих понятий с событиями, происходящими в жизни индивида. Суть подобного соотнесения заключается в том, что перед человеком открывается воз-

можность не только перемещения себя в различные социальные группы, но и возможность, так сказать, перемещаться во времени, сопоставляя своё место в прошлом, настоящем и будущем этих социальных групп. Таким образом, появляется возможность сопоставить, каким человек воспринимал себя вчера, каким видит сегодня и каким будет видеть себя завтра, т.е. происходит формирование концепции «возможных Я» [2].

По мнению Д.А. Леонтьева, индивид имеет способность к мышлению одновременно в трех временных измерениях, давая оценку своему прошлому, настоящему и будущему и соотнося их с возможностями своего собственного развития. В этом контексте каждое время обладает той или иной значимостью, представляя собой субъективную ценность [11].

116

В современных условиях конструирование профессионального будущего подразумевает не только владение на высоко профессиональном уровне знаниями, умениями и навыками, но и представление индивида о себе как о высоко профессиональной личности. Одним из важнейших компонентов такого конструирования является мотивационно-ценностное отношение к профессии. Рассмотрение вопроса о мотивационно-ценностном отношении к конструированию профессионального будущего показало, что данное явление представляет собой весьма многогранный социально-философский и психологический феномен. Он включает в себя такие взаимосвязанные между собой явления, как «профессионализм», «деятельность», «ценность», «мотивация», «будущее», «психология», имеющие неоднозначные теоретические трактовки и определения в научных исследованиях [9].

Имеющаяся в литературе совокупность положений и идей позволяет рассматривать мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональному будущему как своеобразно образованную структуру в сознании индивида, которая характеризуется той или иной степенью изменчивости.

Критериями для конгломерации мотивационноценностного отношения студентов и образа профессионального будущего могут являться следующие:

- шкала ценностей: осознание ценностей; отношение к ценностям; выбор ценностей; реализация ценностей в повседневной жизни;

- понимание роли профессиональной деятельности в профессионально-личностном развитии, отношение к профессии; уровень (качество) профессиональной подготовки;

- осознание принципов и способов организации своей личной и профессиональной деятельности, реализация своей личной и профессиональной деятельности [14].

В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированное™ мотивационно-

ценностного отношения студентов к конструированию своего профессионального будущего, определяются следующие уровни мотивационно-ценностного отношения: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный [4].

Процесс формирования мотивационно-ценностного отношения специалиста к профессиональному будущему носит длительный и противоречивый характер, он продолжается на протяжении всего обучения в вузе, имеет неоднозначный характер на каждом этапе профессионального образования. В своих исследованиях Л.В. Мокроусова выявила, что мотивационно-ценностное отношение будущих специалистов к профессиональному будущему слабо сформировано [14].

Т.М. Лавринович (2014) в своей статье отмечает, что ведущим мотивом конструирования профессионального будущего у студентов является мотив социальной полезности труда. При этом, мотив профессионального мастерства выражен менее всего. Это объясняется тем, что, скорее всего, на начальных этапах профессионализации личности этот мотив еще не сформирован и не является актуальным [10].

В структуре Я - концепции образ будущего представлен как ценностно-смысловое и эмоциональное образование, определяющее вектор изменений и развития личности. Работа психолога с образом будущего позволяет целенаправленно формировать (оптимизировать) смысловое будущее и (гармонизировать) профессиональное самоопределение личности.

Серия проведенных автором исследований включала в 2011 году пилотажное исследование группы студентов (N = 14 чел., доп. спец. психология) с использованием методик: «Описание будущего» (ср. Г. Олпорт - как Вы видите себя через 5 лет) и «Ценностные ориентации» (Ш. Шварц), а в 2012 году проводилось исследование 3 групп студентов (N = 38 чел., специализации: филология, история, лит-pa) с использованием методики «семантический дифференциал» Ч. Осгуда по понятиям «Будущее», «Я через год», «Я через 10 лет», «Наука», «Искусство», «Психология» (табл. 1).

Таблица 1

Семантическая близость понятий у студентов филологического факультета МПГУ (меньшие значения отражают близость понятий)

Наука Искусство Психология Будущее 1 год 10 лет

Наука 0,00 2,25 1,19 1,74 1,76 1,65

Искусство 2,25 0,00 1,46 0,68 0,73 0,80

Психология 1,19 1,46 0,00 1,09 1,00 0,80

Будущее 1,74 0,68 1,09 0,00 0,20 0,35

1 год 1,76 0,73 1,00 0,20 0,00 0,20

10 лет 1,65 0,80 0,80 0,35 0,20 0,00

Усредненные значения по факторам EPA микроварианта семнатического дифференциала

Ч. Осгуда представлены в таблице 2. Анализи-

ровались оценки по шкалам «Оценка», «Сила», «Активность» понятий «Будущее», «Я через год», «Я через 10 лет».

117

Таблица 2

Значения факторов семантического дифференциала временной перспективы студентов филологического факультета МПГУ

Оценка Сила Активность

Будущее 0,72 0,55 0,78

1 год 0,47 0,18 0,56

10 лет -0,2 0,22 0,22

Анализ результатов исследования позволяет отметить, что:

1) образ будущего студентов включает профессиональную деятельность по выбранному при поступлении в ВУЗ направлению (более 70 % описывают себя в специальности в будущем);

2) характерно описание развития карьеры в динамике (около 30 % респондентов упоминают более высокую должность или расширение профессиональных умений в 15-летнем срезе);

3) в образе будущего респондентов присутствуют не только материальные объекты-цели (часто -достаточно серьезные, как жилище, машина), но и сложные профессиональные ролевые образы (директор школы, издатель, автор нескольких книг и др.), а также социально-коммуникативные категории (семья, количество детей, наличие социальных контактов и связей и др.);

4) о новых перспективах, которые могут возникнуть через 5 лет, говорят около 15 % респондентов, а о перспективах, которые могут появиться через 15 лет, упоминают только единицы ре-

спондентов: феномен «сужения поля перспективы» в пространстве выборов в зависимости от близости по времени;

5) ценностная структура не дифференцирована, образ личного будущего, в целом, позитивен, ориентирован на профессию, не ориентирован на благосостояние (преобладание ценностей Доброта, Самостоятельность, Достижение);

6) чем дальше по времени перспектива, тем более пессимистично репрезентируется будущее (становится неприятным, слабым, медленным - см. диаграмму 1);

7) восприятие субъективного будущего студентами филологического факультета семантически ближе к искусству, чем к науке.

Отметим, что проблема конструирования образа профессионального будущего и его связи с ценностно-мотивационной сферой учащейся молодежи, очевидно, исследована недостаточно. Мы можем лишь наметить основные направления будущей работы, а именно: разработку понятийно-категориального аппарата; выделение и разработку закономерностей построения образов профессионального будущего в контексте формирования ценностно-мотивационной сферы у учащейся молодежи; выявление функций и механизмов развития образоформирующих структур в психике; передачу образов профессионального будущего в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации и местонахождение прикладного применения полученных новых знаний в практической психологии.

Литература:

1. Абасов ЗА. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социология. 2006. № 4. С. 105-110.

2. Андреева ГМ. Психология социального познания. М., 2000. 169 с.

3. Бочарова Е.Е. Конструирование образа будущего учащейся молодежью как аспект ее социального самоопределения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. № 3 (10). С. 68-73.

4. Волкова HJ3. Типология карьерных стратегий молодых специалистов // Вопросы психологии. 2006. С. 142-147.

5. Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В. В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Вопросы психологии. 2006. С. 99-105.

6. Журавлева НА. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-

экономических изменений // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 35-42.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. 336 с.

Literature:

1. Abasov Z.A. Designing of professional strategy by students of pedagogical higher schools // Sociology. 2006. № 4. P. 105-110.

2. Andreeva G.M. Psychology of social cognition. Moscow, 2000. 169 p.

3. Bocharov E.E. Construction of the image of the future by the students as an aspect of their social self-determination // Proceedings of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2010. № 3 (10). P. 68-73.

4. Volkova N.V. The typology of career strategies of young professionals // Questions of psychology. 2006. P. 142-147.

5. Vybornova V.V. Mainstreaming of professional self-determination of youth / V.V. Vybornova, E.A. Dunaev // Questions of psychology. 2006. P. 99-105.

6. Zhuravleva N.A. The dynamics of the value orientations of young people in terms of social and economic change // Psychological Journal. 2006. V. 27. № 1. P. 35-42.

7. Zeer E.F. Professions psychology : manual for students. 2nd ed. M. : Academic Project; Ekaterinburg : Business Book, 2003. 336 p.

118

8. Климов ЕЛ. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учебное пособие. М. Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320 с.

9. Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ // Вестн. Моек. ун-та. Сер. 14, Психология. 2006. № 1. С. 82-89.

10. Лавринович Т.М. Особенности ценностно-

мотивационной сферы личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.

2014. № 4 (7). С. 27-37.

11. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.

12. Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Как вести за собой. М., 1982. 198 с.

13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Питер, 2011. 352 с.

14. Мокроусова Л.В. Формирование мотивационноценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности: на примере индустриально-педагогического факультета : авто-реф. дисс. ... канд.пед.наук. Курск, 2007. 24 с.

15. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.

8. Klimov E.A. The path to professionalism (Psychological opinion): tutorial. M. : Moscow Psychological and Social Institute: Flinta, 2003. 320 p.

9. Krinchik E.P. Some problems of professional formation of students in the Faculty of Psychology of Moscow State University. Bulletin of Moscow University. Series: 14. Psychology. 2006. № 1. P. 82-89.

10. Lavrinovich T.M. Features of value-motivational sphere of the personality of the future psychologists at different stages of the process of professionalization // Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. 2014. № 4 (7). P. 27-37.

11. Leont’ev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of the sense of reality. M. : Smysl, 2003. 487 p.

12. Lomov B.F. The joint (group) activities of people, the formation of labor collectives and psychological aspects of management // How to lead. M., 1982. 198 p.

13. Maslow A. Motivation and Personality. SPb. : Piter, 2011. 352 p.

14. Mokrousova L.V. Formation of the motivational and value attitude to the future specialist professional activity: the example of the industrial-pedagogical faculty : abstract. dis. ... cand .ped. Sciences. Kursk, 2007. 24 p.

15. Moscovichi S. Social representations: a historical look // Psychological Journal. V. 16 1995. № 1. P. 3-18

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.