УДК 37.015.3
Лежнева Екатерина Александровна
преподаватель кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА [1]
Lezhneva Ekaterina Aleksandrovna
Lecturer, Psychology Department, Mordovian State Pedagogical Institute
THE TRENDS OF THE MOTIVATIONAL BASIS CHANGE OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS' PROFESSIONAL STRATEGY [1]
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования мотивационной основы профессиональной стратегии студентов - педагогов-психологов. Автором изложено содержание опытно-экспериментальной программы, направленной на формирование мотивационной основы профессиональной стратегии, представлены данные о результативности программы.
Ключевые слова:
будущий педагог-психолог, профессиональная стратегия, мотивационная основа, типы и виды мотивационной основы профессиональной стратегии, опытно-экспериментальная программа.
Summary:
The article deals with the development of the motivational basis of professional strategy of students - future educational psychologists. The author outlines the content of an experimental program aimed at the formation of the motivational basis of professional strategies, presents evidence of program efficiency.
Keywords:
future educational psychologist, professional strategy, motivational basis, types and kinds of motivational basis professional strategy, experimental program.
Исследуя проблему профессионального развития, многие ученые обращаются к поиску и выделению различных моделей построения профессионального будущего. Важным показателем, определяющим профессиональное развитие, является профессиональная стратегия личности. Рассмотрением профессиональных стратегий занимались представители различных наук, однако в педагогической психологии эта проблема раскрыта недостаточно. Содержание и классификация профессиональных стратегий в основном изучались в рамках социологии и акмеоло-гии (С.А. Минюрова [2], М.Г. Солнышкина [3], И.И. Харченко [4] и др.).
Студенчество представляет собой особый период, когда к человеку предъявляются повышенные требования при планировании профессионального будущего. Выбор профессии - довольно сложный и иногда долгий мотивационный процесс, а мотивы выбора профессии и профессиональной деятельности являются одними из важнейших факторов, которые определяют успешность адаптации к вузу, обучения, формирования профессионального самосознания, выбора направления дальнейшего образования и построения карьеры [5].
Большинство авторов (Э.Ф. Зеер [6], А.К. Маркова [7], Л.М. Митина [8] и др.) утверждают, что профессиональная стратегия вырабатывается при вхождении субъекта в трудовую деятельность и накоплении профессионального опыта. Однако мотивационная основа профессиональной стратегии начинает закладываться на этапе выбора профессии (чаще всего стихийно) и впервые проявляется на вузовском этапе профессионального образования.
Мотивационная основа профессиональной стратегии (МОПС) - это система мотивацион-ных образований, которая побуждает к постановке цели учебной и будущей профессиональной деятельности, направляет, активизирует, регулирует процесс ее осуществления, задает вектор-ность профессионального будущего. Она обнаруживается в степени активности и ответственности личности при решении задач профессионально-личностного развития, желании и стремлении реализовать свои профессиональные интересы и намерения, ценностном отношении к учебной и будущей профессиональной деятельности.
Требования, предъявляемые к личности педагога-психолога, указывают на необходимость рассмотрения проблемы мотивационного аспекта как ведущего фактора активизации и регуляции его профессиональных планов, что повышает значимость формирования у него мотивационной основы, позволяющей строить и реализовать профессиональную стратегию. Особенно важно формировать конструктивные типы МОПС у будущего педагога-психолога, так как принятие профессиональных стандартов, несомненно, определяет его особое место в системе образования и способствует укреплению его позиций. Современному обществу нужен выпускник вуза, готовый и способный к эффективному выполнению трудовых функций.
В зависимости от сформированности мотивационной основы профессиональной стратегии будущего психолога выделяются конструктивный и неконструктивный типы МОПС. Конструктивный тип включает следующие виды МОПС: активная конструктивная внутренняя, активная конструктивная внешняя, среднеактивная конструктивная внутренняя, среднеактивная конструктивная внешняя. Неконструктивный тип МОПС представлен такими ее видами, как выжидательно-отстраненная неконструктивная, пассивная неконструктивная [9].
С целью формирования МОПС будущих педагогов-психологов нами разработана и внедрена программа, которая реализовывалась со студентами в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин, организации занятий психологического кружка, вовлечения студентов в тре-нинговую работу и при выполнении системы заданий производственной практики.
В процессе изучения психолого-педагогических дисциплин содержание некоторых тем было обогащено специально разработанными адресными развивающими заданиями, которые способствовали формированию базовых научных знаний о потребностно-мотивационной и ценностно-смысловой сферах личности, ее направленности, компонентах сознания и самосознания; осознанию и пониманию специфики будущей профессии.
На занятиях психологического кружка «Мое профессиональное будущее» особое внимание уделялось исследованию параметров МОПС, определению ее типа, анализу учебной успеваемости и активизации научно-исследовательской деятельности, прогнозированию профессионального будущего. Важную роль при этом играла ориентация студентов на личностное и профессиональное саморазвитие, которое основывается на деятельностном преобразовании личностью себя, порождается потребностями в самоизменении и осуществляется в деятельности, направленной на достижение профессионально значимых целей [10].
Практические приемы и методы формирования МОПС осваивались студентами в ходе психологического тренинга, который обеспечивал: осознание обучающимися своих мотивационных, личностных и профессиональных ресурсов; активизацию процессов изучения/самоизучения, развития/саморазвития, коррекции/самокоррекции параметров МОПС; приобретение умений и навыков построения профессиональной стратегии. Как указывает Ю.В. Варданян, участие студентов в системе тренингов «существенно обогащает профессиональную стратегию личности новым ценным содержанием и технологиями его применения, ориентирует на устранение психологических угроз, создание атмосферы сотрудничества, эмоционального благополучия» [11, с. 18].
Важным источником формирования МОПС является производственная практика, которая предоставляет студенту возможности актуализировать, осознать и закрепить ее в реальных условиях профессиональной деятельности. В процессе прохождения практики и по ее завершении студентам предлагались задания, ориентирующие на обращение к собственным мотивационным, личностным и профессиональным ресурсам, актуализацию и развитие мотивационно-ценностного отношения к профессии, осознание цели предстоящей профессиональной деятельности.
После реализации характеризуемой программы определялись тенденции изменения вида МОПС будущих педагогов-психологов. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Изменения видов мотивационной основы профессиональной стратегии
студентов
Количество студентов, %
Констатирующий этап Контрольный этап
АКВн АКВш СКВн СКВш ВОН ПН
АКВн 5 5 - - - - -
АКВш 10 5 5 - - - -
СКВн 15 10 - 5 - - -
СКВш 20 10 10 - - - -
ВОН 25 - 5 10 5 5 -
ПН 25 - - 10 10 5 -
Всего 30 20 25 15 10 -
Условные обозначения: АКВн - активная конструктивная внутренняя; АКВш - активная конструктивная внешняя; СКВн - среднеактивная конструктивная внутренняя; СКВш - среднеактивная конструктивная внешняя; ВОН - выжидательно-отстраненная неконструктивная; ПН - пассивная неконструктивная.
Как видим из таблицы 1, произошли положительные изменения видов МОПС студентов. Так, увеличение количества студентов с активным конструктивным внутренним видом МОПС (с 5 до 30 %) произошло за счет обогащения таких видов мотивационной основы, как среднеактивная конструктивная внутренняя (+10 %) и среднеактивная конструктивная внешняя (+10 %). Увеличение количества студентов с активным конструктивным внешним видом МОПС (с 10 до 20 %) обусловлено обогащением таких видов мотивационной основы, как среднеактивная конструктивная
внешняя (+10 %) и выжидательно-отстраненная неконструктивная (+5 %). Возрастание количества студентов со среднеактивным конструктивным внутренним видом МОПС (с 15 до 25 %) произошло благодаря переходу студентов из выжидательно-отстраненной неконструктивной (+10 %) и пассивной неконструктивной (+10 %) МОПС. Следовательно, количество студентов с конструктивными типами МОПС на контрольном этапе исследования значительно возросло.
Таким образом, разработанная и внедренная программа оказалась эффективной. Формирование МОПС будущего педагога-психолога - это сложный и длительный процесс. В результате исследования выявлена возможность использования развивающего потенциала психолого-педагогических дисциплин и внеучебных форм работы для достижения цели опытно-экспериментального исследования. Созданная и апробированная программа способствует формированию конструктивных типов МОПС будущего педагога-психолога.
Ссылки и примечания:
1. Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Ев-севьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).
2. Минюрова С.А. Психологические основания выбора стратегий саморазвития в профессии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009. 46 с.
3. Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности. М., 2006.
4. Харченко И.И. Формирование и реализация образовательных и профессиональных стратегий современной молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новосибирск, 2007. 27 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М., 2013.
6. Борисова У.С., Мельникова Н.М. Ценностно-мотивационная сфера студентов вуза (на примере исследования студенческой молодежи Республики Саха (Якутия)) // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 7. С. 16-21.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
8. Митина Л.М. Психология профессионального развития личности: теоретико-методологические проблемы // Российский научный журнал. 2010. № 14. С. 57-63.
9. Лежнева Е.А. Формирование мотивационной основы профессиональной стратегии психолога : учеб. пособие / под ред. Ю.В. Варданян. Саранск, 2015.
10. Гаранина Ж.Г. Самообразование в структуре профессионального саморазвития будущих специалистов [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 2. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhur-nala/spp/2015-2/garanina.pdf (дата обращения: 21.10.2016).
11. Варданян Ю.В. Психологическая безопасность в контексте развития профессиональной стратегии студента педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3 (19). С. 13-18.
References:
Borisova, US & Melnikova, NM 2016, 'The value-motivational sphere of students of high school (for example, studies of students of the Republic of Sakha (Yakutia))', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 7, pp. 16-21, (in Russian).
Garanina, ZG 2015, 'Self-education in the structure of professional self-development of future professionals', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 2, viewed 21 October 2016, <http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2015-2/garanina.pdf>, (in Russian).
Kharchenko, II 2007, The formation and implementation of educational and professional strategies of modern youth, PhD thesis abstract, Novosibirsk, 27 p., (in Russian).
Lezhneva, EA 2015, Formation of motivational bases of professional psychologist strategy, Saransk, (in Russian). Markova, AK 1996, Psychology of professionalism, Moscow, (in Russian).
Minyurova, SA 2009, Psychological bases of self-selection strategies in the profession, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 46 p., (in Russian).
Mitina, LM 2010, 'Professional development of Personality Psychology: theoretical and methodological problems', Rossiyskiy nauchnyy zhurnal, no. 14, pp. 57-63, (in Russian).
Solnyshkina, MG 2006, Professional identity strategy, Moscow, (in Russian).
Vardanyan, YV 2014, 'Psychological safety in the context of the development of professional pedagogical high school student strategy', Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye, no. 3 (19), pp. 13-18, (in Russian). Zeer, EF 2013, Vocational Education Psychology, Moscow, (in Russian).