Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапшин Виталий Евгеньевич, Шаманин Николай Владимирович

Статья посвящена изучению ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению. Делается предположение о том, что ценностно-мотивационная сфера личности подростков, склонных к девиантному поведению, имеет ряд особенностей, затрудняющих их адаптацию в социуме. Авторами отмечается значимость ценностно-мотивационной сферы личности для регуляции поведения подростков. Полученные эмпирические данные могут быть полезны школьным психологам при работе с подростками, склонными к девиантному поведению.The article is devoted to the accentuation of the character of tubinfected convicts. The research described in the article is aimed at identifying the interrelationships of certain types of accentuations of the character of tubified convicts with their life-meaning orientations. It was held in the medical correctional institution No. 8 of the Department of the Federal Penitentiary Service in the Altai Region. The methods of testing and mathematical statistics (correlation analysis) were used to conduct the study. 316 tubinfected convicts were examined using the following methods: the test for studying life-meaning orientations (D. A. Leontiev), K. Leonhard and N. Shmishek’s questionnaire. As a result of the conducted research, it was found that the stuck and emotive types of accentuation of the character of tubinfected convicts do not have correlations with any element of life-meaning orientations. Hyperactive, exalted and demonstrative types have a positive, but statistically not high correlation with the life-meaning orientations of the infected convicts. Pedantic, dysthymic and anxious types of accentuation of the character of tubinfected convicts have a negative statistical relationship with life-meaning orientations, which is not of a high statistically significant nature. Tubinfected convicts of cycloid, excitable types have a negative correlation with all elements of life-meaning orientations at the level of high statistical significance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК 159.922.8

DOI 10.33463/2072-8336.2022.1(58).054-063

ОСОБЕННОСТИ

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ,

СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В. Е. Лапшин, Н. В. Шаманин

Для цитирования

Лапшин, В. Е. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению / В. Е. Лапшин, Н. В. Шаманин // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 1(58). - С. 54-63. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.1(58).054-063.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация.! Статья посвящена изучению ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению. Делается предположение о том, что ценностно-мотивационная сфера личности подростков, склонных к девиантному поведению, имеет ряд особенностей, затрудняющих их адаптацию в социуме. Авторами отмечается значимость ценностно-мотивационной сферы личности для регуляции поведения подростков. Полученные эмпирические данные могут быть полезны школьным психологам при работе с подростками, склонными к девиантному поведению.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотивационная сфера, подростковый возраст, девиантное поведение, молодежь, подростковый возраст.

© Лапшин В. Е., Шаманин Н. В., 2022

Подростковый возраст не случайно считается «переломным» в контексте становления и развития личности. Одним из наиболее значимых преобразований, по мнению Д. Б. Эльконина, является субъективное ощущение чувства взрослости, становление самосознания как интегрального компонента личности, а также формирование мировоззрения, жизненных планов, системы ценностей и установок. В связи с этим роль и значение ценностно-моти-вационной сферы личности сложно переоценить, ведь данная сфера, являясь многокомпонентным, многоуровневым образованием, выполняет функции отражения личностно значимых смыслов, детерминирующих отношение, поведение и установки личности. Однако современные социально-экономические реалии предполагают трансформацию системы ценностей, что, без-

условно, может привести к кризисам системы воспитания. Значительное влияние на формирование ценност-но-мотивационной сферы личности современного подростка оказывают также современные информационные технологии. Интернет-коммуникации прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня не только подростки, но и взрослые не представляют свою жизнь без мес-сенджеров, социальных сетей, видео-и аудиоресурсов, содержание контента которых не всегда соответствует нормам морали и общества. Особенную значимость интернет-технологии представляют для подростков, поскольку в процессе формирования нравственно-ценностных установок подросток ориентируется больше на внешнее одобрение сверстников, подражая и ориентируясь на популярных ведущих, артистов, блогеров и стримеров.

Таким образом, изменения в образе жизни, снижение уровня жизни в современных условиях приводит к увеличению числа подростков, склонных к девиантному поведению.

Подходов к изучению девиантно-го поведения подростков очень много. При всем многообразии под девиант-ным поведением чаще всего понимаются те формы и модели поведения, которые отличаются от общепринятых в социуме. Как правило, девиантное поведение принято делить на три типа: деструктивное (включающее в себя ау-тоагрессивное поведение), асоциальное (направленное на причинение вреда не только себе, но и другим членам общества) и противоправное (связано с нарушением законов). Не секрет, что для многих подростков временные отклонения от норм поведения являются повседневной обыденностью и им не

придается существенного значения. Как правило, данные отклонения могут быть достаточно легко скорректированы посредством усилий родителей, учителей и воспитателей. В то же время игры и проступки некоторых подростков выходят за грань допустимого в большей степени. Коррекционно-воспитательная работа с ними не приносит желаемого результата, протекая со значительными сложностями и затруднениями. Именно таких подростков относят к категории «склонные к девиантному поведению».

Состав подростков, склонных к де-виантному поведению, далеко не однороден, и причины возникновения девиаций неодинаковы. Однако возникновение большинства девиаций обусловливается тремя основными факторами:

1)биологическими;

2)психологическими;

3) социальными.

К биологическим факторам, как правило, относятся различные физиологические, физические или анатомические особенности или отклонения, то есть изменения во внешности, сенсорные дефекты (нарушения зрения, слуха), речевые нарушения, внешняя непривлекательность, вызывающие со стороны сверстников негативную реакцию. Вследствие этого девиантное поведение является некой защитной реакцией на негативное восприятие подростка. Как правило, биологические факторы сложно изменить или подкорректировать, поэтому девиации, обусловленные ими, являются наиболее переживаемыми подростками.

К психологическим факторам часто относят нервно-психические заболевания и расстройства. Однако чисто психологические причины

также возможны: повышенная тревожность, мнительность, впечатлительность и излишняя эмоциональность -вот далеко не полный перечень возможных предикторов девиантного поведения.

К социальным факторам относят прежде всего недочеты в воспитании (специфичность детско-родительских отношений, отсутствие одного или обоих родителей, проблемы в школе, социально-экономическое положение семьи, социально-психологический и моральный климат в семье, школе). Социальные причины возникновения де-виантного поведенияу подростковнаи-более актуальны в период перехода к «миру взрослых». Именно в подростковом возрасте закладываются основы мировоззрения, система ценностей, которая в дальнейшем обусловливает все аспекты жизни и деятельности личности.

Необходимо отметить, что в ряде случаев возникновение девиантного поведения является результатом актуализации одного из этих факторов, в других случаях значимым становится сочетание (или комплекс) биологических, психологических и социальных факторов. Когда появившиеся сложности не могут быть преодолены, детей относят к группе трудных. Однако с данной категорией детей тоже далеко не все однозначно, так как в группу «трудных» часто относят педагогически и социально запущенных детей, к которым учитель (или воспитатель) не смог найти правильного подхода.

В постановке эмпирической части исследования мы исходили из основной цели исследования: изучить особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению.

В связи с этим были выделены основные этапы эмпирической части исследовательской работы.

На первом этапе нашего исследования испытуемым предлагалось (на бланках) письменно ответить на вопросы, касающиеся особенностей ценностно-мотивационной сферы личности.

В качестве испытуемых были привлечены подростки, находящиеся в стационарном отделении государственного казенного учреждения социального обслуживания Владимирской области «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», и учащиеся Муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 15».

Выборка составила 40 человек (20 человек - подростки, склонные к девиантному поведению, и 20 человек -подростки, не склонные к девиантному поведению).

Социально-психологические установки подростков в мотивационно-по-требностной сфере нами были изучены с помощью методики О. Ф. Потемкиной. Для соблюдения чистоты сбора эмпирических данных диагностика проводилась с каждым подростком индивидуально. Полученные эмпирические результаты в обобщенном варианте представлены на рисунке 1.

В ходе диагностики установлено, что для подростков, склонных к де-виантному поведению, наиболее характерна ориентация на результат (среднее значение 7,2 балла). Следовательно, склонные к девиантно-му поведению подростки могут достигать результата в своей деятельности вопреки внешним негативным

Рис. 1. Изучение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере подростков, склонных к девиантному поведению

Рис. 2. Изучение социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере подростков, не склонных к девиантному поведению

обстоятельствам. Для этих лиц характерна меньшая процессуальная направленность (5,2 балла). Однако необходимо отметить также выраженность у данных испытуемых ориентации на власть и ориентации на

деньги (среднее значение по 6,8 балла). Наименьшее выражение у указанных испытуемых наблюдается по шкале «Ориентация на альтруизм» (среднее значение 3 балла). Следовательно, подростки, склонные к де-

виантному поведению, не разделяют альтруистические ценности, их в меньшей степени характеризует направленность на бескорыстную помощь окружающим людям.

В результате проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что что у подростков контрольной группы, не склонных к девиантному поведению, преобладает ориентация на процесс (среднее значение 7,8 баллов) (рис. 2). В отличие от подростков, склонных к девиантному поведению, не склонные к такому поведению несовершеннолетние характеризуются выраженной процессуальной направленностью со снижением результативности деятельности. Преобладание ориентации на процессуальную составляющую деятельности снижает ее результативность, поскольку данными подростками в большей степени движет заинтересованность в деятельности, в то время как для того, чтобы конкретный результат в деятельности был достигнут, необходимо преодолеть себя и сосредоточиться на выполнении обычной повседневной рутинной работы, негативное отношение к которой у этих испытуемых выражено и трудно преодолимо. Интересными, на наш взгляд, представляются результаты по шкале «Ориентация на свободу». Средние значения по данной шкале (7,6 баллов) свидетельствуют о том, что свобода является значимым ориентиром в постановке актуальных жизненных планов и целей рассматриваемой группы подростков, что проявляется в их стремлении к свободе выбора и поведения. Однако, на наш взгляд, ориентация на свободу для подросткового возраста не носит выраженный характер и не зависит от личностных особенностей, а отражает лишь возрастные

особенности испытуемых. Именно в подростковом возрасте любое ущемление свобод, подчинение определенным требованиям вызывает оппозиционную реакцию и часто приводит к конфронтации. Необходимо также отметить достаточно низкую выраженность ориентации на деньги, следовательно, для данных подростков материальное вознаграждение не является доминирующим стремлением (среднее значение 4 балла). Направленность на альтруизм находится выше средних значений, следовательно, для подростков, не склонных к девиантному поведению, характерно в некоторой степени бескорыстное желание помочь другим людям (среднее значение 7,2 балла) (рис. 3).

В результате сравнительного анализа установлены наиболее значимые расхождения по показателям шкалы «Ориентация на альтруизм». Следовательно, для подростков, не склонных к девиантному поведению, характерен мотив предоставления помощи, который не связывается сознательно с собственными эгоистичными интересами. Подростков, склонных к девиантному поведению, характеризует более высокая ориентация на результат, на эгоизм, на власть и на деньги. В то же время у подростков, не склонных к де-виантному поведению, преобладает процессуальная направленность.

Интересно также отметить, что ориентация на свободу выше у подростков, не склонных к девиантному поведению. Мы можем предположить, что субъективное ощущение свободы выше у подростков, склонных к девиантному поведению, соответственно, и ориентация на подобную установку ниже. Подростки, не склонные к девиантному поведению, в большей степени расположены считать себя ограниченными в своей

■ Подростки, склонные к девиантному поведению

■ Подростки, не склонные к девиантному поведению

Рис. 3. Сравнительный анализ особенностей социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере

■ Подростки, склонные к девиантному поведению

■ Подростки, не склонные к девиантному поведению

Рис. 4. Изучение терминальных ценностей подростков

свободе из-за реализации множества социальных ролей. У них создается иллюзия того, что они несвободны в выборе своего поведения, так как их поведение в большей степени зависит от социальных ожиданий родите-

лей, педагогов или другого значимого окружения.

Достоверность выявленных эмпирических различий нами была подтверждена критерием и Манна - Уитни, поскольку данный критерий позволя-

ет выявлять различия между малыми выборками, оптимально подходя для нашего исследования, где п1 = п2 = 20. иКр = 114 при р < 0,01 и иКр = 139 при р < 0,05.

В результате математико-стати-стического анализа различия можно считать достоверными по шкалам ориентации на процесс (р < 0,01), ориентации на результат (р < 0,01), ориентации на альтруизм (р < 0,01), ориентации на эгоизм (р < 0,01), ориентации на деньги (р < 0,01) и ориентации на свободу (р < 0,01).

Для изучения особенностей терминальных ценностей подростков нами была использована методика «Опросник терминальных ценностей (отец)» И. Г. Сенина. Были получены следующие результаты, представленные на рисунке 4.

Как видно из рисунка 4, у подростков, склонных к девиантному поведению, основной терминальной ценностью является материальное положение (среднее значение 5,4 балла). Предпочтение материальных ценностей отражает стремление подростков, склонных к девиантному поведению, к улучшению материального достатка и финансового благополучия. Материальное положение оценивается данными испытуемыми как один из главных критериев успешности жизни, детерминирующих чувство собственного достоинства, значимости и самооценки. На наш взгляд, эта ценность может быть актуализирована вследствие затруднительного материального положения подростков, склонных к девиантному поведению, то есть для указанных подростков материальные ценности являются атрибутом успешности. Возможно, сложное материальное положение в семье продуцирует

компенсаторные реакции этих подростков. Ценность «сохранение собственной индивидуальности» (среднее значение 5 баллов) имеет показатели выше нормативных. Следовательно, подростки, склонные к девиантному поведению, стремятся к собственной аутентичности и независимости от других, что подтверждается показателями ориентации на свободу (по методике О. Ф. Потемкиной). Для данных подростков важной ценностью является сохранение неповторимости и уникальности своей личности. Они ценят собственные взгляды, убеждения, свой неповторимый стиль и образ жизни. Эти подростки считают себя «уникальными» во всех сферах жизнедеятельности личностями, стремясь (по их мнению) как можно меньше поддаваться влиянию общества, современных тенденций, а часто поступать наперекор, вопреки.

Необходимо отметить, что для подростков, не склонных к девиантному поведению, доминирующей терминальной ценностью является ценность «достижение» (среднее значение 5,6 балла). Преобладание данной ценности показывает стремление подростков, не склонных к девиантному поведению, к достижению конкретных и ощутимых результатов как в текущий период, так и в долгосрочной перспективе. Такие подростки более тщательно планируют свою жизнь, подходя более ответственно к формированию жизненных целей и этапов их достижения. Укажем, что для подростков, склонных к девиантно-му поведению, рассматриваемая ценность не является значимой (среднее значение 4,8 балла). На наш взгляд, это обусловлено направленностью подростков, не склонных к девиантному поведению, на настоящее, стремлени-

ем жить сегодняшним днем и получать удовольствие от жизни здесь и сейчас.

Для подростков, не склонных к де-виантному поведению, важное значение имеет ценность «социальные контакты» (среднее значение 5,4 балла). Таким образом, подростки, не склонные к девиантному поведению, в большей степени стремятся к установлению большого числа социальных контактов, формированию благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Полагаем, что данные результаты также соотносятся с показателями «сохранение собственной индивидуальности». У подростков, склонных к де-виантному поведению, ценность «социальные контакты» не представлена (среднее значение 3,5 балла). В результате этого можно сделать вывод о том, что подростки, склонные к девиантно-му поведению, не расположены искать и развивать активные социальные контакты, ориентируясь в первую очередь на себя, на сохранение собственной индивидуальности, уникальности, ча-

сто противопоставляя себя другим, обществу, в то время как подростки, не склонные к девиантному поведению, ориентированы на социум и развиваются в контексте группового взаимодействия.

В результате математико-стати-стического анализа различия можно считать достоверными по шкалам «Высокое материальное положение» ^ < 0,01), «Активные социальные контакты» ф < 0,01), «Развитие себя» ^ < 0,01), «Достижение» ^ < 0,01), «Сохранение собственной индивидуальности» ф < 0,01) и «Креативность» ^ < 0,05).

Смысложизненные ориентации подростков были изучены нами с помощью одноименной методики СЖО Д. А. Леонтьева. Полученные результаты представлены на рисунке 5.

В результате проведенного исследования установлено, что подросткам, склонным к девиантному поведению, свойственна большая ориентация на процесс жизни (среднее значение

■ Подростки, склонные к девиантному поведению

■ Подростки, не склонные к девиантному поведению

Рис. 5. Изучение смысложизненнных ориентаций подростков

28 баллов), то есть данные показатели подтверждают предположение о том, что такие подростки в большей степени пытаются получить удовольствие от жизни, от ее процессуальной составляющей, насыщенной различными эмоциями. Однако, на наш взгляд, данные показатели не несут информации о положительном восприятии жизни, а лишь отражают интенсивность переживаний. Показатели процессуальной направленности жизни подростков, не склонных к девиантному поведению, ниже (среднее значение 24,4 балла), что, по нашему мнению, отражает большую нацеленность на будущее при субъективной неудовлетворенности настоящим. Это подтверждается показателями результативности жизни. Среднее значение по этому критерию у подростков, склонных к девиантному поведению, также выше, что свидетельствует о том, что эти подростки больше ориентированы на осмысление прошлого, понимание причин поступков и ситуаций, в то время как подростки, не склонные к девиантному поведению, в большей степени не удовлетворены прожитой частью жизни при ориентации на достижения в будущем. Интересно также отметить, что подростки, не склонные к девиантному поведению, в большей степени считают себя хозяевами жизни, в то время как подростки, склонные к девиантному поведению, больше полагаются на случай и фатализм, не считая себя способными управлять значимыми событиями своей жизни.

В результате математико-статисти-ческого анализа различия можно считать достоверными по шкалам «Цели в жизни» (р < 0,05) и «Локус контроля - Я» (р < 0,05).

Таким образом, в результате проведенного исследования достовер-

но установлено, что для подростков, склонных к девиантному поведению, характерно специфическое своеобразие ценностно-мотивационной сферы. Подростки, склонные к девиантному поведению, больше ориентированы на результат, на деньги и на власть, считают материальное положение одним из важнейших показателей успешности жизни, стремятся к сохранению собственной целостности и индивидуальности, а также живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем. На наш взгляд, полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования результаты будут интересны педагогам, психологам и социальным работникам для организации работы, профилактики нарушений поведения в подростковом возрасте. В дальнейшем материалы исследования могут быть расширены и дополнены.

Библиографический список

1. Ефимова О. И., Гатина И. С., Ощеп-ков А. А. Исследование динамики структуры ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. Т. 18, № 4. С. 15-23.

2. Закревская О. В. Особенности ценностных ориентаций старших подростков // Система ценностей современного общества. 2013. № 29. С. 97-103.

3. Иванова С. А., Егорова В. Н. Межпоколенное взаимодействие в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 4(45). С. 22-26.

4. Ощепков А. А., Салахова В. Б. Экспериментальное исследование социально-психологической коррекции цен-

ностно-мотивационной сферы личности подростка, склонного к девиантно-му поведению // Симбирский научный вестник. 2017. № 3(29). С. 59-65.

5. Ощепков А. А., Салахова В. Б., Романова А. В. К проблеме формирования ценностно-мотивационной сферы личности современной молодежи, склонной к девиантному поведению // Власть. 2016. Т. 24. № 11. С. 83-86.

6. Рубцова Н. Е., Колиенко Н. С. Роль творческих способностей в мыслительной деятельности подростков в выборе стратегий совладающего поведения // Психология совладающего поведения : материалы Междунар. на-уч.-практ. конф. (Кострома, 16-18 мая 2007 г.). Кострома : Изд-во Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 150-151.

7. Сергеева Т. Б., Глуханюк Н. С., Борисов Г И. Ценностно-мотивационные

показатели в позднем возрасте: результаты исследования // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 3. С. 133-140.

8. Шефрукова Р. Д. Нравственное воспитание как условие предупреждения аддиктивного поведения студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала : Дагестанский государственный педагогический университет, 2009. 18 с.

9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах:избр.пси-хол. тр. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. 416 с.

10. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система : монография. Кемерово : Куз-бассвузиздат, 2000. 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.