УДК 159.922.7
DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).033-040
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
А. С. Душкин, Н. А. Гончарова
Для цитирования
Душкин, А. С. Индивидуально-психологические ресурсы личности несовершеннолетних в профилактике их вовлечения в совершение антиобщественных действий / А. С. Душкин, Н. А. Гончарова // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). - С. 33-40. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.1(54).033-040.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики деви-антного поведения несовершеннолетних, ориентирующая общественные институты взаимодействия с подростками на область использования ресурсного гуманистического подхода к конструктивному индивидуально-психологическому потенциалу личности. В условиях ценностно неопределенной информационной среды, доступной для легкого восприятия и подражания, механизмы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий значимо изменились и представляют собой безличностную форму источника навязывания материальных и идеологических образцов развлекательно-гедонистической направленности. При этом используются технологии культи-
© Душкин А. С., Гончарова Н. А., 2021
вирования деструктивных индивидуально-психологических качеств личности, что обнаруживается в исследовании показателей склонности к деви-антому поведению, представленных в данной статье. В результате эмпирического исследования установлено, что наряду с комплексом отрицательных индивидуально-психологических показателей определяется значимое количество ресурсных возможностей личности несовершеннолетних с де-виантным поведением, которые необходимо использовать в профилактике их вовлечения в совершение антиобщественных действий. Значимыми для развития выступают личностные свойства общительности, коммуникативных умений, пластичности во взаимоотношениях, позволяющие использовать потенциал интимно-личностного взаимодействия и ведущей деятельности
в работе с подростками. Существенные ресурсные возможности кроются в установленной нестабильности самоотношения, что в рамках организации ценностно-организационной среды профилактики позволяет ориентироваться на имеющиеся положительные индивидуально-психологические начала личностного самоконтроля и критичности. В рамках представленных в статье результатов исследования выявлено закономерное для данного возраста и девиантной направленности личности явление несформированности смыс-ложизненных ориентаций несовершеннолетних. Ценностно-смысловая сфера личности предоставляет широкие возможности для профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, детерминируемые чувствительностью возраста к общечеловеческим ценностям, справедливости, чести, гуманизму и готовностью психики к их восприятию и осмыслению.
Ключевые слова: девиантное поведение, индивидуально-психологические ресурсы, личность несовершеннолетних, вовлечение в совершение антиобщественных действий, смысло-жиненные ориентации.
Современные социально-экономические проблемы, возникшие на фоне пандемии и общемирового кризиса, обостряют состояние нестабильности общественного сознания и провоцируют ситуации вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия, массовые протесты, агрессивное противодействие сотрудникам правоохранительных органов с применением насилия над личностью. З. О. Расулова справедливо отмечает: «Общественная опасность вовлечения
несовершеннолетних лиц в совершение антиобщественных действий заключается в том, что еще не сформировавшаяся личность под воздействием взрослого перенимает негативные привычки, воспринимает информацию, губительно влияющую на нее, что наносит сильнейший вред последующему развитию подростка. Последний не обладает психологической устойчивостью в силу незрелости, отсутствия образования, неадаптированности к жизни и окружающей действительности, несформированности ценностных ориентиров» [6].
Актуальные события показывают, как влияет на нарушение общественной безопасности информационная среда, несущая призывы несовершеннолетних к противоправным действиям, результат которых - разрушение неустойчивой в период подросткового и раннего юношеского возраста психики, нарушение естественного хода нравственного становления личности. Общедоступная интернет-информация, систематически «манипулирующая» сознанием несовершеннолетних посредством навязывания ложных ценностей, обещаний и психического воздействия, в наибольшей степени оказывает влияние на подростков, и без того переживающих сложные психические состояния отрицания, имитации, подражания и эмансипации. Наиболее уязвимыми в ситуации вовлечения в антиобщественную деятельность являются несовершеннолетние, склонные к отрицательным формам девиантного поведения, для которых понятие нормы поведения практически отсутствует, поэтому даже слабый призыв к мести и обещание безнаказанности выступает значимым мотивом совершения правонарушения.
Существующая система профилактики девиантного поведения не учитывает появившиеся новые факторы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, источником которых выступают современные, массово доступные средства связи и интернет. Правоохранительные органы сталкиваются с последствиями вовлечения и фактами девиантного поведения, при этом причины остаются незыблемыми, и условия проявления отклонений обладают высокой степенью вероятности провоцирования преступлений [3]. Именно поэтому профилактика должна начинаться задолго до столкновения несовершеннолетнего с системой правосудия, а технологии предупреждения девиантных проявлений должны использовать возможности сензитивного периода и ресурсы индивидуально-психологических свойств личности. В данном случае это согласованность психологических закономерностей подросткового периода и идеологическихустановок, содержания культурно-воспитательных мероприятий и реальных способностей несовершеннолетних, организационно-управленческих решений и механизмов ведущей деятельности в формировании личности. Анализ условий и детерминирующих обстоятельств, поиск новых средовых факторов и резервных возможностей индивидуальности несовершеннолетних позволяют обеспечить результативность воспитания, исправления и перевоспитания, а также предотвратить совершение противоправных действий [2].
Систему необходимых мер по профилактике девиантного поведения устанавливает и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-
зорности и правонарушений несовершеннолетних». Так, в ст. 1 данного Закона профилактика правонарушений несовершеннолетних понимается в качестве системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Профилактика девиантного поведения может быть успешной при условии целенаправленного и систематического воздействия на личность, в первую очередь в сфере нравственного становления, результаты которого постепенно трансформируются из количественных показателей в качественные [1, 4]. Это становится возможным в цикличном переживании многочисленных ситуативных обстоятельств, способствующих проявлению положительных свойств личности несовершеннолетнего и предупреждающих решимость при вовлечении в антиобщественные действия и иные посягательства на общекультурные ценности.
Актуальные исследования результатов профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия показывают, что существует ряд проблем, которые порождены внешними факторами, связанными с ценностной средой семьи и ближнего круга общения несовершеннолетних [5, 7]. Преодолеть данный барьер возможно только при помощи психологической интервенции, что позволит устранить отрицательные образцы поведения и подражания. Таких возможностей нет ни у образовательных организаций, ни у правоохранительных органов, ни у государства в целом, поэтому речь идет о комплексном воздей-
ствии различных социальных структур, участвующих в профилактике и призванных оказать помощь в нейтрализации негативных качеств личности [8, с. 194]. Для этого необходимо изучить совокупность личностных инди-видуально-психологическихпоказате-лей несовершеннолетних и выделить системно взаимосвязанные положительные свойства, на которые можно опереться в психокоррекционной работе и использовать их в качестве психологического ресурса. Такой «ресурсный подход» позволяет обратиться к духовным возможностям личности, он несет в себе положительный заряд гуманистической направленности и позволяет несовершеннолетнему устанавливать и развивать конструктивные способы взаимодействия со средой.
Цель исследования заключалась в анализе совокупности разнонаправленных индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних лиц девиантного поведения и установлении факторов, обладающих потенциальным ресурсом развития положительных качеств личности.
В ходе исследования проверялась гипотеза о наличии конструктивного индивидуально-психологического потенциала несовершеннолетних, способного противостоять вовлечению в антиобщественные действия.
Выборка исследования была представлена несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УМВД России по Липецкой области в количестве 100 человек.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось при помощи комплекса методик: факторный личностный опросник Р. Кеттел-
ла (HSPQ, подростковая форма), методика исследования самоотношения (МИС), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [2]. Математическая обработка эмпирических значений производилась при помощи специализированных пакетов прикладных программ «Exсel 7.0» и «SPSS 17.0 for Windows».
Описание результатов
Анализ общего профиля личности показал высокую степень уязвимости несовершеннолетних, что в ситуации вовлечения в антиобщественные действия будет провоцировать активизацию конформности и эмоциональной неустойчивости. Совокупность показателей индивидуально-психологических свойств, детерминирующих возможность вовлечения, отражена на рисунке 1.
Область психологических ресурсов, необходимых для психологической профилактики, представлена показателями общительности, доминантности, сдержанности, индивидуализма, напряженности, чувствительности (рис. 2).
Значимым ресурсом индивидуально-психологических качеств для противостояния негативным влияниям являются показатели способности к установлению отношений, гибкость при взаимодействии с другими, доброжелательность и наличие чувства сопереживания. Несмотря на общую девиантную направленность, отмечается лидерский потенциал, демократичность и упорство, сдержанность и эффективность. Имеется определенная предрасположенность к индивидуальным действиям интеллектуального характера и адекватной оценке собственных ошибок. Высокая работоспособность, энергичность и мотивиро-
-&
Рис. 1. Показатели индивидуально-психологических свойств несовершеннолетних, детерминируюшие возможность вовлечения в антиобщественные действия
6,9 7,1
Ш11
Общительность Доминантность Сдержанность Индивидуализм Напряженность
Рис. 2. Показатели индивидуально-психологических свойств несовершеннолетних, детерминирующие возможность профилактики вовлечения в антиобщественные действия
ванность позволяют прогнозировать реальную возможность реализации данного потенциала в положительных результатах учебной деятельности.
Исследование показателей самоотношения позволилоустановить наличие значений, которые необходимо использовать в профилактике вовлечения в антиобщественные действия (рис. 3).
В результате анализа показателей самоотношения установлено, что общий уровень значений находится на уровне средних, без выраженной отрицательной позиции. Отмечается до-
статочно высокий риск подверженности вовлечения в антиобщественные действия в силу несформированности стабильной Я-концепции и зависимости самооценки от стрессогенных обстоятельств. Ряд собственных качеств оценивается несовершеннолетними в качестве уникальных, и вместе с тем определенные позитивные способности явно недооцениваются.
В целях формирования позитивного самоотношения, конструктивной Я-концепции личности и профилактики вовлечения несовершеннолетних в
6
6,4 6,4 6,4 6,4
Ш5,6 5,6
мин
-ОО (Б-ОЩ-О .оси
£ Ез н ш 1 Ез н Ез К £ 1
о о от О К о Ко л-
О О 5
сс О
Рис. 3. Показатели значений самоотношения несовершеннолетних
антиобщественные действия необходимо использовать имеющиеся у них тенденции к уверенному поведению, что в стабильной ситуации обеспечивает им сохранение работоспособности, мотивацию ориентации на успех. Саморуководству несовершеннолетних при таких условиях будет способствовать имеющийся ресурс выраженной способности к личному контролю,пониманию собственных достоинств и умение критиковать отдельные собственные недостатки.
Исследование показателей предрасположенности к отклоняющемуся поведению позволило установить высокие значения по многим параметрам, свидетельствующим о склонности к нарушению норм и правил, аддиктивному и делинквентному поведению, низком уровне волевого контроля эмоциональных реакций. Вместе с тем остается возможность для предупреждения вовлечения в антиобщественные действия в общих показателях, свидетельствующих об отсутствии агрессивных устремлений, в том числе самоагрессии.
Имеющаяся девиантная направленность личности несовершенно-
летних детерминирует неопределенность смысложизненных ориентаций, которые в исследуемой группе существенно ниже нормативных тестовых значений (рис. 4).
Несовершеннолетние не определились с жизненными целями, считают собственную жизнь неинтересной, однообразной и ненасыщенной эмоциональными впечатлениями. В соответствии с этим отмечаются низкие значения в оценке ее результативности, удовлетворенности самореализацией. Общий показатель смыложизненных ориентаций находится ниже значений нормативного показателя (89,2/103,1).
Логика проведенного исследования проблем вовлеченности несовершеннолетних в антиобщественные действия совпадает с имеющимися научными сведениями о нормативных периодах формирования терминальных ценностей, в данном случае ценностях-целях. В подростковом возрасте таких целей еще не может быть по определению, и именно этот факт необходимо использовать в предупреждении и профилактике девиантного поведения. Это тот самый резерв, позволяющий
35 30 25 20 15 10 5 0
Группа Норма
Рис. 4. Показатели смысложизненных ориентации несовершеннолетних
использовать потенциал сенситивного периода формирования ценностной направленности и оформления будущей структуры личности. Личностное становление следует основным законам социальной адаптации, основу которой составляет процесс интериоризации требований социального порядка и нормативности. В связи с этим основная задача профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий состоит в изменении смысложизненных ориента-ций при помощи имеющихся психических индивидуально-психологических резервов личности и развития личностного потенциала.
Выводы
1. Проблема вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия требует применения новых технологий профилактики, связанных с анализом совокупности индивидуально-психологических особенностей, представляющих потенциальный резерв личностного развития.
2. В психической структуре организации личности в период несовершеннолетия существует определенная
дихотомическая система взаимосвязанных параметров, которые взаимно дополняют друг друга, и при соответствующих условиях их качественная составляющая может быть изменена под влиянием не только внешних, но и внутренних факторов в процессе осознания ценностного содержания различных явлений.
3. Эмпирическое исследование показало наличие значимых психических резервов, представленных совокупностью индивидуально-психологических особенностей, которые занимают либо промежуточное «пограничное» значение, либо имеют выраженные положительные характеристики,необходимые для конструктивных приспособительных действий в нормативных обстоятельствах.
4. Совокупность ресурсных возможностей в личностной сфере представлена показателями коммуникативных умений, доброжелательности, упорства в достижении желаемых целей, легкости мотивации к деятельности и ориентации на успех, высокой работоспособности, коррелирующей с интеллектуальным потенциалом.
5. В сфере самоотношения психические ресурсы определяются тенденциями уверенности в отношениях с референтной группой, способностями к личному контролю и самокритичности, что для стадии формирования Я-кон-цепции выступает в качестве значимого фактора, который при соответствующих средовых условиях и воздействии будет детерминировать саморуководство в развитии личностных структур.
6. Существенный ресурс профилактики представляет собой ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетних, которая на общем фоне девиантной направленности характеризуется низкими значениями. В работе с подростками данный фактор пока не может быть представлен оформленными и целостными индивидуальными показателями в силу возрастных закономерностей, но становление отдельных элементов смысложизненных ориентаций начинается именно в данный период. На следующих этапах развития (юность, ранняя взрослость) первичные смысловые представления постепенно оформляются в образ стабильных ценностей, поэтому нравственно-гуманистическая направленность ценностно-организационной среды выполняет детерминирующую роль.
Библиографический список
1. Вилкова А. В., Литвишков В. М., Никитина И. Н. Анализ психологических исследований, посвященных проблемам несовершеннолетних преступников // Вестник Самарского института. 2019. № 4(35). С. 123-130.
2. Душкин А. С. Психологическое сопровождение профилактической
деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел : монография. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. 136 с.
3. Евланова О. А., Красникова Е. В., Павловская Н. В. Некоторые особенности личности несовершеннолетнего преступника // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 6(80). С. 25-30.
4. Злоказов К. В., Ильянкова Е. И. Роль особенностей личности в репрезентации несовершеннолетними регламентированного социального пространства // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 81-90. DOI: 10.26170/po20-03-09.
5. Польшиков А. В., Буданова Е. А. Проблемы предупреждения преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 2. С. 202-210.
6. Расулова З. О. Актуальные проблемы профилактики вовлечения несовершеннолетних лиц в совершение антиобщественных действий // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 3. URL : https://doi. org/10.24158/pep.2019.3.6 (дата обращения: 11.02.2021).
7. Сокол Ю. В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий как объект междисциплинарных исследований // Общество и право. 2011. № 4(36). С. 267-269.
8. Щеголева А. Н., Новикова Е. П. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 1. С. 190-195.