Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ВОВЛЕЧЕНИЕ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / СМЫСЛОЖИНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Гончарова Наталья Андреевна

В статье рассматривается проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, ориентирующая общественные институты взаимодействия с подростками на область использования ресурсного гуманистического подхода к конструктивному индивидуально-психологическому потенциалу личности. В условиях ценностно неопределенной информационной среды, доступной для легкого восприятия и подражания, механизмы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий значимо изменились и представляют собой безличностную форму источника навязывания материальных и идеологических образцов развлекательно-гедонистической направленности. При этом используются технологии культивирования деструктивных индивидуально-психологических качеств личности, что обнаруживается в исследовании показателей склонности к девиантому поведению, представленных в данной статье. В результате эмпирического исследования установлено, что наряду с комплексом отрицательных индивидуально-психологических показателей определяется значимое количество ресурсных возможностей личности несовершеннолетних с девиантным поведением, которые необходимо использовать в профилактике их вовлечения в совершение антиобщественных действий. Значимыми для развития выступают личностные свойства общительности, коммуникативных умений, пластичности во взаимоотношениях, позволяющие использовать потенциал интимно-личностного взаимодействия и ведущей деятельности в работе с подростками. Существенные ресурсные возможности кроются в установленной нестабильности самоотношения, что в рамках организации ценностно-организационной среды профилактики позволяет ориентироваться на имеющиеся положительные индивидуально-психологические начала личностного самоконтроля и критичности. В рамках представленных в статье результатов исследования выявлено закономерное для данного возраста и девиантной направленности личности явление несформированности смысложизненных ориентаций несовершеннолетних. Ценностно-смысловая сфера личности предоставляет широкие возможности для профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, детерминируемые чувствительностью возраста к общечеловеческим ценностям, справедливости, чести, гуманизму и готовностью психики к их восприятию и осмыслению.The article is devoted to the problem of deviant behavior prevention among juveniles, which focuses public institutions of interaction with adolescents on the use of a resource-based humanistic approach to the constructive individual psychological potential of the personality. In the conditions of a value-uncertain information environment, accessible for easy perception and imitation, the mechanisms of involving juveniles in committing antisocial actions have significantly changed and represent an impersonal form of the source of imposing material and ideological patterns of entertainment-hedonistic orientation. At the same time, technologies are used to cultivate destructive individual psychological qualities of the personality, which is found in the study of indicators of the tendency to deviant behavior presented in this article. As a result of an empirical study, it was found that along with a set of negative individual psychological indicators, a significant number of resource capabilities of the personality of juveniles with deviant behavior are determined, which should be used in the prevention of their involvement in the commission of antisocial actions. The personal properties of sociability, communication skills, plasticity in relationships are significant for the development, allowing to use the potential of intimate and personal interaction and leading activities in work with adolescents. Significant resource opportunities lie in the established instability of self-attitude, which, within the framework of the organization of the value-organizational environment of prevention, allows us to focus on the existing positive individual psychological principles of personal self-control and criticality. Within the framework of the research results presented in the article, the phenomenon of the lack of formation of the meaning-life orientations among juveniles, which is natural for this age and deviant orientation of the personality, is revealed. The value-semantic sphere of the personality provides ample opportunities for preventing the involvement of juveniles in the commission of antisocial actions, determined by the sensitivity of the age to universal values, justice, honor, humanism and the readiness of the psyche to perceive and comprehend them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Гончарова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

УДК 159.922.7

DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).033-040

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

А. С. Душкин, Н. А. Гончарова

Для цитирования

Душкин, А. С. Индивидуально-психологические ресурсы личности несовершеннолетних в профилактике их вовлечения в совершение антиобщественных действий / А. С. Душкин, Н. А. Гончарова // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). - С. 33-40. - DOI : 10.33463/2072-8336.2021.1(54).033-040.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики деви-антного поведения несовершеннолетних, ориентирующая общественные институты взаимодействия с подростками на область использования ресурсного гуманистического подхода к конструктивному индивидуально-психологическому потенциалу личности. В условиях ценностно неопределенной информационной среды, доступной для легкого восприятия и подражания, механизмы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий значимо изменились и представляют собой безличностную форму источника навязывания материальных и идеологических образцов развлекательно-гедонистической направленности. При этом используются технологии культи-

© Душкин А. С., Гончарова Н. А., 2021

вирования деструктивных индивидуально-психологических качеств личности, что обнаруживается в исследовании показателей склонности к деви-антому поведению, представленных в данной статье. В результате эмпирического исследования установлено, что наряду с комплексом отрицательных индивидуально-психологических показателей определяется значимое количество ресурсных возможностей личности несовершеннолетних с де-виантным поведением, которые необходимо использовать в профилактике их вовлечения в совершение антиобщественных действий. Значимыми для развития выступают личностные свойства общительности, коммуникативных умений, пластичности во взаимоотношениях, позволяющие использовать потенциал интимно-личностного взаимодействия и ведущей деятельности

в работе с подростками. Существенные ресурсные возможности кроются в установленной нестабильности самоотношения, что в рамках организации ценностно-организационной среды профилактики позволяет ориентироваться на имеющиеся положительные индивидуально-психологические начала личностного самоконтроля и критичности. В рамках представленных в статье результатов исследования выявлено закономерное для данного возраста и девиантной направленности личности явление несформированности смыс-ложизненных ориентаций несовершеннолетних. Ценностно-смысловая сфера личности предоставляет широкие возможности для профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, детерминируемые чувствительностью возраста к общечеловеческим ценностям, справедливости, чести, гуманизму и готовностью психики к их восприятию и осмыслению.

Ключевые слова: девиантное поведение, индивидуально-психологические ресурсы, личность несовершеннолетних, вовлечение в совершение антиобщественных действий, смысло-жиненные ориентации.

Современные социально-экономические проблемы, возникшие на фоне пандемии и общемирового кризиса, обостряют состояние нестабильности общественного сознания и провоцируют ситуации вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия, массовые протесты, агрессивное противодействие сотрудникам правоохранительных органов с применением насилия над личностью. З. О. Расулова справедливо отмечает: «Общественная опасность вовлечения

несовершеннолетних лиц в совершение антиобщественных действий заключается в том, что еще не сформировавшаяся личность под воздействием взрослого перенимает негативные привычки, воспринимает информацию, губительно влияющую на нее, что наносит сильнейший вред последующему развитию подростка. Последний не обладает психологической устойчивостью в силу незрелости, отсутствия образования, неадаптированности к жизни и окружающей действительности, несформированности ценностных ориентиров» [6].

Актуальные события показывают, как влияет на нарушение общественной безопасности информационная среда, несущая призывы несовершеннолетних к противоправным действиям, результат которых - разрушение неустойчивой в период подросткового и раннего юношеского возраста психики, нарушение естественного хода нравственного становления личности. Общедоступная интернет-информация, систематически «манипулирующая» сознанием несовершеннолетних посредством навязывания ложных ценностей, обещаний и психического воздействия, в наибольшей степени оказывает влияние на подростков, и без того переживающих сложные психические состояния отрицания, имитации, подражания и эмансипации. Наиболее уязвимыми в ситуации вовлечения в антиобщественную деятельность являются несовершеннолетние, склонные к отрицательным формам девиантного поведения, для которых понятие нормы поведения практически отсутствует, поэтому даже слабый призыв к мести и обещание безнаказанности выступает значимым мотивом совершения правонарушения.

Существующая система профилактики девиантного поведения не учитывает появившиеся новые факторы вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, источником которых выступают современные, массово доступные средства связи и интернет. Правоохранительные органы сталкиваются с последствиями вовлечения и фактами девиантного поведения, при этом причины остаются незыблемыми, и условия проявления отклонений обладают высокой степенью вероятности провоцирования преступлений [3]. Именно поэтому профилактика должна начинаться задолго до столкновения несовершеннолетнего с системой правосудия, а технологии предупреждения девиантных проявлений должны использовать возможности сензитивного периода и ресурсы индивидуально-психологических свойств личности. В данном случае это согласованность психологических закономерностей подросткового периода и идеологическихустановок, содержания культурно-воспитательных мероприятий и реальных способностей несовершеннолетних, организационно-управленческих решений и механизмов ведущей деятельности в формировании личности. Анализ условий и детерминирующих обстоятельств, поиск новых средовых факторов и резервных возможностей индивидуальности несовершеннолетних позволяют обеспечить результативность воспитания, исправления и перевоспитания, а также предотвратить совершение противоправных действий [2].

Систему необходимых мер по профилактике девиантного поведения устанавливает и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-

зорности и правонарушений несовершеннолетних». Так, в ст. 1 данного Закона профилактика правонарушений несовершеннолетних понимается в качестве системы социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Профилактика девиантного поведения может быть успешной при условии целенаправленного и систематического воздействия на личность, в первую очередь в сфере нравственного становления, результаты которого постепенно трансформируются из количественных показателей в качественные [1, 4]. Это становится возможным в цикличном переживании многочисленных ситуативных обстоятельств, способствующих проявлению положительных свойств личности несовершеннолетнего и предупреждающих решимость при вовлечении в антиобщественные действия и иные посягательства на общекультурные ценности.

Актуальные исследования результатов профилактики вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия показывают, что существует ряд проблем, которые порождены внешними факторами, связанными с ценностной средой семьи и ближнего круга общения несовершеннолетних [5, 7]. Преодолеть данный барьер возможно только при помощи психологической интервенции, что позволит устранить отрицательные образцы поведения и подражания. Таких возможностей нет ни у образовательных организаций, ни у правоохранительных органов, ни у государства в целом, поэтому речь идет о комплексном воздей-

ствии различных социальных структур, участвующих в профилактике и призванных оказать помощь в нейтрализации негативных качеств личности [8, с. 194]. Для этого необходимо изучить совокупность личностных инди-видуально-психологическихпоказате-лей несовершеннолетних и выделить системно взаимосвязанные положительные свойства, на которые можно опереться в психокоррекционной работе и использовать их в качестве психологического ресурса. Такой «ресурсный подход» позволяет обратиться к духовным возможностям личности, он несет в себе положительный заряд гуманистической направленности и позволяет несовершеннолетнему устанавливать и развивать конструктивные способы взаимодействия со средой.

Цель исследования заключалась в анализе совокупности разнонаправленных индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних лиц девиантного поведения и установлении факторов, обладающих потенциальным ресурсом развития положительных качеств личности.

В ходе исследования проверялась гипотеза о наличии конструктивного индивидуально-психологического потенциала несовершеннолетних, способного противостоять вовлечению в антиобщественные действия.

Выборка исследования была представлена несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УМВД России по Липецкой области в количестве 100 человек.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось при помощи комплекса методик: факторный личностный опросник Р. Кеттел-

ла (HSPQ, подростковая форма), методика исследования самоотношения (МИС), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [2]. Математическая обработка эмпирических значений производилась при помощи специализированных пакетов прикладных программ «Exсel 7.0» и «SPSS 17.0 for Windows».

Описание результатов

Анализ общего профиля личности показал высокую степень уязвимости несовершеннолетних, что в ситуации вовлечения в антиобщественные действия будет провоцировать активизацию конформности и эмоциональной неустойчивости. Совокупность показателей индивидуально-психологических свойств, детерминирующих возможность вовлечения, отражена на рисунке 1.

Область психологических ресурсов, необходимых для психологической профилактики, представлена показателями общительности, доминантности, сдержанности, индивидуализма, напряженности, чувствительности (рис. 2).

Значимым ресурсом индивидуально-психологических качеств для противостояния негативным влияниям являются показатели способности к установлению отношений, гибкость при взаимодействии с другими, доброжелательность и наличие чувства сопереживания. Несмотря на общую девиантную направленность, отмечается лидерский потенциал, демократичность и упорство, сдержанность и эффективность. Имеется определенная предрасположенность к индивидуальным действиям интеллектуального характера и адекватной оценке собственных ошибок. Высокая работоспособность, энергичность и мотивиро-

-&

Рис. 1. Показатели индивидуально-психологических свойств несовершеннолетних, детерминируюшие возможность вовлечения в антиобщественные действия

6,9 7,1

Ш11

Общительность Доминантность Сдержанность Индивидуализм Напряженность

Рис. 2. Показатели индивидуально-психологических свойств несовершеннолетних, детерминирующие возможность профилактики вовлечения в антиобщественные действия

ванность позволяют прогнозировать реальную возможность реализации данного потенциала в положительных результатах учебной деятельности.

Исследование показателей самоотношения позволилоустановить наличие значений, которые необходимо использовать в профилактике вовлечения в антиобщественные действия (рис. 3).

В результате анализа показателей самоотношения установлено, что общий уровень значений находится на уровне средних, без выраженной отрицательной позиции. Отмечается до-

статочно высокий риск подверженности вовлечения в антиобщественные действия в силу несформированности стабильной Я-концепции и зависимости самооценки от стрессогенных обстоятельств. Ряд собственных качеств оценивается несовершеннолетними в качестве уникальных, и вместе с тем определенные позитивные способности явно недооцениваются.

В целях формирования позитивного самоотношения, конструктивной Я-концепции личности и профилактики вовлечения несовершеннолетних в

6

6,4 6,4 6,4 6,4

Ш5,6 5,6

мин

-ОО (Б-ОЩ-О .оси

£ Ез н ш 1 Ез н Ез К £ 1

о о от О К о Ко л-

О О 5

сс О

Рис. 3. Показатели значений самоотношения несовершеннолетних

антиобщественные действия необходимо использовать имеющиеся у них тенденции к уверенному поведению, что в стабильной ситуации обеспечивает им сохранение работоспособности, мотивацию ориентации на успех. Саморуководству несовершеннолетних при таких условиях будет способствовать имеющийся ресурс выраженной способности к личному контролю,пониманию собственных достоинств и умение критиковать отдельные собственные недостатки.

Исследование показателей предрасположенности к отклоняющемуся поведению позволило установить высокие значения по многим параметрам, свидетельствующим о склонности к нарушению норм и правил, аддиктивному и делинквентному поведению, низком уровне волевого контроля эмоциональных реакций. Вместе с тем остается возможность для предупреждения вовлечения в антиобщественные действия в общих показателях, свидетельствующих об отсутствии агрессивных устремлений, в том числе самоагрессии.

Имеющаяся девиантная направленность личности несовершенно-

летних детерминирует неопределенность смысложизненных ориентаций, которые в исследуемой группе существенно ниже нормативных тестовых значений (рис. 4).

Несовершеннолетние не определились с жизненными целями, считают собственную жизнь неинтересной, однообразной и ненасыщенной эмоциональными впечатлениями. В соответствии с этим отмечаются низкие значения в оценке ее результативности, удовлетворенности самореализацией. Общий показатель смыложизненных ориентаций находится ниже значений нормативного показателя (89,2/103,1).

Логика проведенного исследования проблем вовлеченности несовершеннолетних в антиобщественные действия совпадает с имеющимися научными сведениями о нормативных периодах формирования терминальных ценностей, в данном случае ценностях-целях. В подростковом возрасте таких целей еще не может быть по определению, и именно этот факт необходимо использовать в предупреждении и профилактике девиантного поведения. Это тот самый резерв, позволяющий

35 30 25 20 15 10 5 0

Группа Норма

Рис. 4. Показатели смысложизненных ориентации несовершеннолетних

использовать потенциал сенситивного периода формирования ценностной направленности и оформления будущей структуры личности. Личностное становление следует основным законам социальной адаптации, основу которой составляет процесс интериоризации требований социального порядка и нормативности. В связи с этим основная задача профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий состоит в изменении смысложизненных ориента-ций при помощи имеющихся психических индивидуально-психологических резервов личности и развития личностного потенциала.

Выводы

1. Проблема вовлечения несовершеннолетних в антиобщественные действия требует применения новых технологий профилактики, связанных с анализом совокупности индивидуально-психологических особенностей, представляющих потенциальный резерв личностного развития.

2. В психической структуре организации личности в период несовершеннолетия существует определенная

дихотомическая система взаимосвязанных параметров, которые взаимно дополняют друг друга, и при соответствующих условиях их качественная составляющая может быть изменена под влиянием не только внешних, но и внутренних факторов в процессе осознания ценностного содержания различных явлений.

3. Эмпирическое исследование показало наличие значимых психических резервов, представленных совокупностью индивидуально-психологических особенностей, которые занимают либо промежуточное «пограничное» значение, либо имеют выраженные положительные характеристики,необходимые для конструктивных приспособительных действий в нормативных обстоятельствах.

4. Совокупность ресурсных возможностей в личностной сфере представлена показателями коммуникативных умений, доброжелательности, упорства в достижении желаемых целей, легкости мотивации к деятельности и ориентации на успех, высокой работоспособности, коррелирующей с интеллектуальным потенциалом.

5. В сфере самоотношения психические ресурсы определяются тенденциями уверенности в отношениях с референтной группой, способностями к личному контролю и самокритичности, что для стадии формирования Я-кон-цепции выступает в качестве значимого фактора, который при соответствующих средовых условиях и воздействии будет детерминировать саморуководство в развитии личностных структур.

6. Существенный ресурс профилактики представляет собой ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетних, которая на общем фоне девиантной направленности характеризуется низкими значениями. В работе с подростками данный фактор пока не может быть представлен оформленными и целостными индивидуальными показателями в силу возрастных закономерностей, но становление отдельных элементов смысложизненных ориентаций начинается именно в данный период. На следующих этапах развития (юность, ранняя взрослость) первичные смысловые представления постепенно оформляются в образ стабильных ценностей, поэтому нравственно-гуманистическая направленность ценностно-организационной среды выполняет детерминирующую роль.

Библиографический список

1. Вилкова А. В., Литвишков В. М., Никитина И. Н. Анализ психологических исследований, посвященных проблемам несовершеннолетних преступников // Вестник Самарского института. 2019. № 4(35). С. 123-130.

2. Душкин А. С. Психологическое сопровождение профилактической

деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел : монография. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. 136 с.

3. Евланова О. А., Красникова Е. В., Павловская Н. В. Некоторые особенности личности несовершеннолетнего преступника // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 6(80). С. 25-30.

4. Злоказов К. В., Ильянкова Е. И. Роль особенностей личности в репрезентации несовершеннолетними регламентированного социального пространства // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 81-90. DOI: 10.26170/po20-03-09.

5. Польшиков А. В., Буданова Е. А. Проблемы предупреждения преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 2. С. 202-210.

6. Расулова З. О. Актуальные проблемы профилактики вовлечения несовершеннолетних лиц в совершение антиобщественных действий // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 3. URL : https://doi. org/10.24158/pep.2019.3.6 (дата обращения: 11.02.2021).

7. Сокол Ю. В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий как объект междисциплинарных исследований // Общество и право. 2011. № 4(36). С. 267-269.

8. Щеголева А. Н., Новикова Е. П. Особенности виктимности несовершеннолетних и пути ее снижения // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 1. С. 190-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.