Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (АВТОРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)'

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (АВТОРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шайкова Марина Витальевна

Процессы, происходящие в нашем обществе (экономические, культурные, политические, социальные), создают определенную взаимосвязь между формированием личности несовершеннолетнего и его включенностью в социализацию. Начиная с раннего возраста подросток старается усвоить и принять социальные роли, а затем действует в соответствии с правовыми и социальными нормами. Так происходит нравственное и психологическое становление несовершеннолетнего как члена общества, но не всегда несовершеннолетний находится в рамках правовых и нравственных отношений [1]. Возникает так называемый правовой нигилизм, когда несовершеннолетний, стремясь самоутвердиться в социуме, отвергает все нормы и правила. У несовершеннолетнего происходит деформация ценностных ориентаций и формируется асоциальное и противоправное поведение. «В процессе изучения нами девиантного поведения подростков на основе анализа автобиографий, бесед, длительных наблюдений, анализа и ознакомления с характеристиками выделяем приоритетные факторы. Чаще всего встречается комбинация нескольких факторов риска: поведение не подчиняется правовым и социальным нормам, межличностное взаимодействие происходит в криминальных референтных группах, где особую роль играет внутригрупповая субкультура: жестокость, агрессия и т. д. Целью эмпирического исследования явилось комплексное изучение ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. В исследовании использовались методы: теоретические (анализ психологической литературы; обобщение и систематизация), количественный и качественный анализ, методы обработки результатов исследования (ранговая корреляция по Спирмену, сравнение эмпирического и равномерного распределения), эмпирические (тестирование и опрос), «Альтернативные ценностные суждения» Н. И. Лапина, «Ценностные ориентации» М. Рокича, Ценностные ориентации личности (ЦОЛ), Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шайкова Марина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The processes, taking place in our society, (economic, cultural, political, social) form a certain relationship between the formation of a juvenile’s personality and his involvement in socialization. Starting from an early age, a teenager tries to learn and accept social roles, and then begins to act according to legal and social norms, thus there is a moral and psychological formation of a juvenile as a member of society, but not always a juvenile acts within the framework of legal and moral relations. There is a so-called legal nihilism, when a juvenile, seeking to assert himself in society, rejects all norms and rules. There is a deformation of value orientations and asocial and illegal behavior is formed among juveniles. In the process of studying the deviant behavior of adolescents based on the analysis of autobiographies, conversations, long-term observations, analysis and familiarization with the characteristics, we identify priority factors. Most often there is a combination of several risk factors: behavior does not comply with legal and social norms, interpersonal interaction occurs in criminal reference groups, where a special role is played by an intragroup subculture: cruelty, aggression, etc. The aim of the empirical study was a comprehensive study of the value orientations of juvenile offenders. The following methods were used in the study: theoretical (analysis of psychological literature; generalization and systematization) quantitative and qualitative analysis, methods of processing research results (Spearman’s rank correlation, comparison of empirical and uniform distribution), empirical (testing and survey); “Alternative value judgments” by N. I. Lapin, “Value orientations” by M. Rokich, “Value orientations of the individual”, “Express diagnostics of personality’s social values”.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (АВТОРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)»

УДК 159.9:343.815

DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).006-012

ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (АВТОРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ!

М. В. Шайкова

Для цитирования

Шайкова, М. В. Психолого-правовой подход к процессу социализации личности несовершеннолетних правонарушителей (авторское исследование) / М. В. Шайкова // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). -С. 6-12. - DOI : 10.33463/2072-8336.20211 (54).006-012.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Процессы, происходящие в нашем обществе (экономические, культурные, политические, социальные), создают определенную взаимосвязь между формированием личности несовершеннолетнего и его включенностью в социализацию. Начиная с раннего возраста подросток старается усвоить и принять социальные роли, а затем действует в соответствии с правовыми и социальными нормами. Так происходит нравственное и психологическое становление несовершеннолетнего как члена общества, но не всегда несовершеннолетний находится в рамках правовых и нравственных отношений [1]. Возникает так называемый правовой нигилизм, когда несовершеннолетний, стремясь самоутвердиться в социуме, отвергает все нормы

© Шайкова М. В., 2021

и правила. У несовершеннолетнего происходит деформация ценностных ори-ентаций и формируется асоциальное и противоправное поведение.

«В процессе изучения нами деви-антного поведения подростков на основе анализа автобиографий, бесед, длительных наблюдений, анализа и ознакомления с характеристиками выделяем приоритетные факторы. Чаще всего встречается комбинация нескольких факторов риска: поведение не подчиняется правовым и социальным нормам, межличностное взаимодействие происходит в криминальных референтных группах, где особую роль играет вну-тригрупповая субкультура: жестокость, агрессия и т. д.

Целью эмпирического исследования явилось комплексное изучение ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей.

В исследовании использовались методы: теоретические (анализ психологической литературы; обобщение и систематизация), количественный и качественный анализ, методы обработки результатов исследования (ранговая корреляция по Спирмену, сравнение эмпирического и равномерного распределения), эмпирические (тестирование и опрос), «Альтернативные ценностные суждения» Н. И. Лапина, «Ценностные ориентации» М. Рокича, Ценностные ориентации личности (ЦОЛ), Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, социализация, эмпирическое исследование, психосоциальные черты личности, ценностные ориентации, методы и методики.

Введение

Преступность несовершеннолетних является частью общей преступности. Она напрямую зависит от факторов субъективных и объективных. Для правонарушений и преступлений несовершеннолетних особое значение имеют субъективные факторы, такие как семья, школа, микросоциум, где несовершеннолетние принимают первый негативный опыт: от обычного непослушания и озорства до употребления спиртных напитков, психотропных веществ.

Именно поэтому мы считаем, что личность несовершеннолетнего правонарушителя основывается на психосоциальных чертах, основу которых составляют асоциальные и негативные привычки, которые подросток получает в неблагополучной семье и референтных группах.

Социализация, которая проходит в семьях подростков, имеет огромное

значение для формирования личности несовершеннолетних [4], потому что преступное поведение обусловлено различными факторами, как личностными, так и связанными с семьей, способствующими асоциальному и де-линквентному поведению [5].

Процедура и методы исследования

В эмпирическом исследовании анализируются ценностные ориентации выборки несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УМВД России по Курской области. Для выявления и определения ценностных ориентаций и значимых психосоциальных черт личности у несовершеннолетних правонарушителей нами было проведено эмпирическое исследование. Выборка несовершеннолетних правонарушителей состояла из 70 подростков мужского пола в возрасте от 9 до 17 лет. Была собрана информация о социально-демографических, психосоциальных характеристиках при помощи изучения личных дел, анкет, медицинских документов, имеющихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УМВД России по Курской области.

Для проведения исследования был сформирован блок методик: «Альтернативные ценностные суждения» Н. И. Лапина, «Ценностные ориентации» М. Рокича, Диагностика ценностных ориентаций личности (ЦОЛ), Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.

При использовании методики «Альтернативные ценностные суждения» Н. И. Лапина получены следующие результаты. Универсальные ценности: 5 -интегрирующих; 3 - дифференцирую-

щих. Интегрирующие ценности объединяют поведение несовершеннолетних, тогда как дифференцирующие способствуют развитию криминогенных потребностей, тем самым формируют антиобщественное поведение. По мнению несовершеннолетних правонарушителей, основной ценностью считается объединение как в референтной группе, так и в обществе в целом, то есть так называемая защищенность.

Доминирующие ценности: 14 - интегрирующих, 10 - доминирующих, 7 - смысложизненных, 4 - витальных, 4 - интеракционистских, 9 - социали-зационных. Следует отметить, что среди доминирующих ценностей интегрирующие ценностные суждения занимают приоритетную позицию. По сравнению с альтернативными ценностями увеличилось число ценностей, которые основываются на социальных и правовых нормах, что говорит о становлении процесса включенности в социализацию несовершеннолетних, так как в подростковом возрасте начинается процесс расширенной социализации, возможно, не только в благоприятную окружающую социальную обстановку, что способствует возникновению чувства недостаточной защищенности.

Маргинальные ценности: 4 - интегрирующих, 4 - дифференцирующих, 3 - смысложизненные, 1 - витальная,

3 - интеракционистские, 1 - социали-зационнная. Ценности меньшинства:

4 - дифференцирующие, 3 - смысложизненные, 1 - витальная, 3 - инте-ракционистские, 1 - социализацион-ная. Всего было выделено 4 ценности меньшинства - все дифференцирующие: 1 - смысложизненная, 3 - инте-ракционитские. Несовершеннолетние, выбравшие ценности меньшинства,

скорее всего столкнутся с проблемами социализации, дефицитом эмоционального интеллекта.

Интегрирующие ценностные суждения составляют основу ядра ценностей и доминирующих ценностей, в то время как ценности меньшинства представлены лишь дифференцирующими ценностными суждениями. Маргинальные ценности в равной степени представлены как интегрирующими, так и дифференцирующими ценностными суждениями. Эта структура ценностных ориентаций может говорить о ее конфликтности.

Цель исследования характера ценностных установок правонарушителей с помощью методики М. Рокича -определить соответствие иерархии инструментальных и терминальных ценностей.

Мы рассмотрели каждую ценность в отдельности, их места в иерархиях испытуемых следующие. Значимость ценности «хорошая психологическая адаптация и разнообразные личностные характеристики нормативного поведения» варьирует с первой позиции до последней. Двадцать четыре подростка поставили ее на 1 -е место, двенадцать - на 17-е. Есть серединные оценки: 7-я позиция - 17,1 % подростков и 9-я позиция - 20 % подростков -полноценное включение в социум, в соответствии с возрастными особенностями личности. Максимальное количество подростков поставили ее на 3-е и 11-е места, то есть определение значимости этой ценности множественно. Абсолютное большинство исследуемых отдали лидирующее место в иерархии ценности «здоровье (физическое и психическое)» (57,1 % подростков - 1-е место, 25,7 % - 2-е, 17,1 % - 3-е). Виден разброс выбора

ценности «интересная работа», но явно преобладают серединные значения иерархии над крайними; максимальное число подростков (20 %) поставили ее на 9-е место.

На 18-ю позицию красоту природы и искусства отнесли 17,1 % подростков. На 4, 5, 6, 10-е места ее поставили по 17,1 % подростков. В ценности «стабильная, благополучная и обеспеченная жизнь» преобладают 1-е позиции (17,1 % подростков поставили ее на 3-е место, 20 % подростков -на 4-е место). «Наличие хороших и верных друзей» - эта ценность имеет высокую значимость для большинства исследуемых подростков (на 2, 3, 8-ю позиции отнесли по 14,2 % человек, на 4-ю и 6-ю по

17.1 % несовершеннолетних). В указанной ценности преобладают последние позиции (5, 12, 17-е места -по 17,1 % человек, 9, 16-е места по

14.2 % человек, 15, 18-е места - по 11,4 % человек) . «Обучение(получение образования, расширение интеллектуальных и культурных способностей и умений)» - максимальное число исследуемых (22,9 %) поставили эту ценность на 6-ю позицию. Распределение значимости данной ценности весьма равномерно, максимальное число исследуемых подростков (25,7 %) поставили ее на 12-е место.

«Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)» - в этой ценности доминируют последние позиции в иерархии, максимальное число испытуемых (20 %) поставили на 13-е и 14-е места. Независимость и свободу в поведении и личной жизни максимальное число подростков (28,5 %) поставили на 14-е место. Большое число исследуемых подростков (31,4 %) поста-

вили ценность «счастливая семейная жизнь» на 8-ю позицию. Ценность «совершенствование себя и других, общества и мира в целом» занимает последние позиции в иерархии, максимальное число исследуемых (37,1 %) поставили ее на 16-ю позицию. Большинство несовершеннолетних (45,7 %) поставили ценность «творчество (возможность творческой деятельности)» на 17-е место. Отказ от сомнений и уверенность в себе максимальное число испытуемых (28,5 %) поставили на 9-ю позицию.

Изучение инструментальных ценностей показало следующие результаты: несовершеннолетние правонарушители поставили на 1-е место в иерархии аккуратность - 57,1 %, на 2-ю позицию - хорошее воспитание (48,6 %). Высокие запросы (требования и притязания) располагаются на первых позициях в иерархии ценностей, максимальное число подростков поставили эту ценность на 2-е и 4-е места (по 25,7 % человек). Жизнерадостность (чувство юмора), 20 % несовершеннолетних поставили на 4-ю позицию. Разброс позиций ценности «исполнительность (дисциплинированность)» очень велик, в основном преобладают промежуточные места. Независимость (принимать самому все решения) максимальное количество несовершеннолетних (17,1 %) поставили на 9-е и 14-е места. Непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других максимальное число испытуемых (17,1 %] определили на 14-ю и 16-ю позиции.

Ценности «образованность (высокий потенциал умственных и интеллектуальных способностей)», «ответственность» занимают последние и промежуточные позиции в иерархии, максимальное число испытуемых по-

ставили их на 15-ю позицию. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 20 % правонарушителей определили на 11-ю позицию. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов носит множество по всем ступеням ранжирования. По этой позиции наши эмпирические данные подтвердили исследование Н. В. Ванюхиной и Р. Р. Исмаи-ловой: «Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), максимальное число правонарушителей (22,8 %) поставили данную ценность на 17 позицию» [5]. Основное число несовершеннолетних (20 %) поставили указанную ценность на 8-ю позицию.

Максимальное число испытуемых поставили широту взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) на 10-ю позицию (20 %), честность (правдивость, искренность) - на 5-ю и 17-ю позиции (22,8 %), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - на 3-ю и 6-ю позиции (22,8 %), чуткость (заботливость) - на 3-ю позицию (25,7 %).

Таким образом, мы считаем, что терминальные ценности оцениваются подростками однородней, чем инструментальные, их структура носит более сформированный характер.

С целью определения направленности личности несовершеннолетних на себя, на группу, на деятельность мы использовали Диагностику ценностных ориентаций личности (ЦОЛ) [6].

У 50 % испытуемых доминирующим фактором является Ф2(ориентация на группу), он раскрывает личность подростка по следующим параметрам: не инициативный, подвержен влиянию группы, старается быть на вторых ролях, не стремится помочь товарищам,

не придерживается основных норм и правил, существующих в группе. У 30 % испытуемых доминирует фактор Ф1 (ориентация на себя). Этот показатель является средним, так как несовершеннолетние в основном занимаются интересующими их делами. Не всегда прислушиваются к советам и мнению взрослых, отсутствует чувство сострадания и жалости к людям вообще и младшим по возрасту в частности. У 20 % испытуемых доминирует фактор Ф3 (ориентация на дело). Данный показатель выступает в качестве основного в характеристике личности несовершеннолетних с нормативными ценностными установками, так как эти подростки придерживаются норм и правил, существующих в обществе, стараются выполнять все, что им поручат взрослые. Хорошо учатся. Стремятся к развитию и самосовершенствованию себя как личности.

Цель исследования социальных ценностей подростков при помощи Экспресс-диагностики социальных ценностей личности - выявить личные, профессиональные и социально-психологические ориентации и предпочтения.

Исходя из среднего арифметического значения наиболее значимые ценности - финансовые и семейные. Это можно объяснить значимостью для подростков семьи и материального благосостояния. Мы обратили внимание на то, что у этих ценностей невысокие размах, дисперсия и стандартное отклонение, это говорит об однородности оценок, данных испытуемыми. Практически все исследуемые сходятся в большой значимости этих ценностей. Наименьшая значимость имеется по среднему арифметическому у общественных ценностей, причем раз-

мах, дисперсия и стандартное отклонение достаточно значимы. Исходя из этого, мы предполагаем, что разброс мнений по значимости этой ценности весьма велик, но наибольший размах по духовным и физическим ценностям, что говорит о разбросе мнений у подростков относительно их значимости.

Что касается психосоциального профиля несовершеннолетних правонарушителей, то исследуемые - это подростки мужского пола со следующими наиболее распространенными характеристиками: низкая успеваемость в школе, недостаточные или низкие социальные навыки, воспитание в неблагополучной семье или в семье с одним родителем (преимущественно с матерью).

Выводы

Результаты проведенного нами эмпирического исследования следующие: показатель корреляции между интегрирующими и дифференцирующими ценностями высоко значим, терминальные ценности оцениваются несовершеннолетними однородней, чем инструментальные, их структура носит более сформированный характер, структура ценностных ориентации несовершеннолетних с девиантным поведением включает в себя положительные элементы, такие как дружба, взаимопомощь, свободное времяпрепровождение, материальное благосостояние, то есть никто не включен в группу риска, но несовершеннолетние склонны низко оценивать исполнительность, жизнерадостность, широту взглядов, непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других.

Мы солидарны с Х. Н. Садыковой, которая считает, что «обращает на себя внимание тот факт, что потребность во взаимопомощи в отношении родите-

лей молодежью не рассматривается как ценность» [8], то есть подростки ставят на первое место референтную группу. В связи с этим особого внимания заслуживают подростки, у которых преобладал фактор Ф2 (ориентация на группу), такие несовершеннолетние - скрытные, избегают совместной деятельности, не стараются принимать общие идеи и цели, которые ставятся перед группой.

Полученные данные, на наш взгляд, отражают существенную характеристику процесса социализации несовершеннолетних правонарушителей [7], что показывает их отстраненность от социума и способствует совершению ими правонарушений и преступлений [8]. Так как корреляция между терминальными ценностями сильней, чем между инструментальными, что говорит о том, что ценности-цели у подростков-правонарушителей с различным видом поведения, одинаковые, а пути их достижения - ценности-средства - отличаются, необходимо особое внимание уделить коррекционной и профилактической работе и развитию инструментальных ценностей.

Мы также поддерживаем точку зрения О. Ю. Тимур, которая считает, что «необходимо помнить, что методики констатируют лишь начальный уровень развития тех или иных способностей» [3]. Мы выявили также значимость семьи для несовершеннолетних правонарушителей и считаем, что этот фактор следует учитывать при коррекционной работе и проводить ее в отношении семей несовершеннолетних.

Библиографический список

1. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 400 с.

2. Шайкова М. В. Концептуальный подход к формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей // Прикладная юридическая психология. 2020. № 2(51). С. 82-87.

3. Тимур О. Ю. Коммуникативные и организаторские способности и ценностные ориентации подростков-воспитанников интернатных учреждений // Вестник московского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. 2018. № 4(46). С. 112-122.

4. Орсаева Р. А. Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 6-2(11). С. 124-129.

5. Ванюхина Н. В., Исмаилова Р. Р. Программа формирования ценностных ориентаций учащихся среднего профессионального образования // Азимутнаучных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2(11). С. 123-125.

6. Константинова М. С. Правовая регламентация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Социальные отношения. 2015. № 4(15). С. 67-72.

7. Шайкова М. В. Психологические технологии и стратегии работы социального психолога в школе // Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 14-15 нояб. 2013 г.) : в 2 т. Ростов н/Д, 2013. С. 285-288.

8. Садыкова Х. Н. Интегрирующие и дифференцирующие ценности в структуре ценностных ориентаций представителей различных поколений // Sociologie Clovéka, 2017, iss. 2, pp. 42-47.

9. Корягина Н. А. Социальная психология: теория и практические методы. М. : Юрайт, 2020. 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.