УДК 159.9:343.815
DOI 10.33463/2072-8336.2021.1(54).006-012
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ (АВТОРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ!
М. В. Шайкова
Для цитирования
Шайкова, М. В. Психолого-правовой подход к процессу социализации личности несовершеннолетних правонарушителей (авторское исследование) / М. В. Шайкова // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 1(54). -С. 6-12. - DOI : 10.33463/2072-8336.20211 (54).006-012.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Процессы, происходящие в нашем обществе (экономические, культурные, политические, социальные), создают определенную взаимосвязь между формированием личности несовершеннолетнего и его включенностью в социализацию. Начиная с раннего возраста подросток старается усвоить и принять социальные роли, а затем действует в соответствии с правовыми и социальными нормами. Так происходит нравственное и психологическое становление несовершеннолетнего как члена общества, но не всегда несовершеннолетний находится в рамках правовых и нравственных отношений [1]. Возникает так называемый правовой нигилизм, когда несовершеннолетний, стремясь самоутвердиться в социуме, отвергает все нормы
© Шайкова М. В., 2021
и правила. У несовершеннолетнего происходит деформация ценностных ори-ентаций и формируется асоциальное и противоправное поведение.
«В процессе изучения нами деви-антного поведения подростков на основе анализа автобиографий, бесед, длительных наблюдений, анализа и ознакомления с характеристиками выделяем приоритетные факторы. Чаще всего встречается комбинация нескольких факторов риска: поведение не подчиняется правовым и социальным нормам, межличностное взаимодействие происходит в криминальных референтных группах, где особую роль играет вну-тригрупповая субкультура: жестокость, агрессия и т. д.
Целью эмпирического исследования явилось комплексное изучение ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей.
В исследовании использовались методы: теоретические (анализ психологической литературы; обобщение и систематизация), количественный и качественный анализ, методы обработки результатов исследования (ранговая корреляция по Спирмену, сравнение эмпирического и равномерного распределения), эмпирические (тестирование и опрос), «Альтернативные ценностные суждения» Н. И. Лапина, «Ценностные ориентации» М. Рокича, Ценностные ориентации личности (ЦОЛ), Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, социализация, эмпирическое исследование, психосоциальные черты личности, ценностные ориентации, методы и методики.
Введение
Преступность несовершеннолетних является частью общей преступности. Она напрямую зависит от факторов субъективных и объективных. Для правонарушений и преступлений несовершеннолетних особое значение имеют субъективные факторы, такие как семья, школа, микросоциум, где несовершеннолетние принимают первый негативный опыт: от обычного непослушания и озорства до употребления спиртных напитков, психотропных веществ.
Именно поэтому мы считаем, что личность несовершеннолетнего правонарушителя основывается на психосоциальных чертах, основу которых составляют асоциальные и негативные привычки, которые подросток получает в неблагополучной семье и референтных группах.
Социализация, которая проходит в семьях подростков, имеет огромное
значение для формирования личности несовершеннолетних [4], потому что преступное поведение обусловлено различными факторами, как личностными, так и связанными с семьей, способствующими асоциальному и де-линквентному поведению [5].
Процедура и методы исследования
В эмпирическом исследовании анализируются ценностные ориентации выборки несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УМВД России по Курской области. Для выявления и определения ценностных ориентаций и значимых психосоциальных черт личности у несовершеннолетних правонарушителей нами было проведено эмпирическое исследование. Выборка несовершеннолетних правонарушителей состояла из 70 подростков мужского пола в возрасте от 9 до 17 лет. Была собрана информация о социально-демографических, психосоциальных характеристиках при помощи изучения личных дел, анкет, медицинских документов, имеющихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при УМВД России по Курской области.
Для проведения исследования был сформирован блок методик: «Альтернативные ценностные суждения» Н. И. Лапина, «Ценностные ориентации» М. Рокича, Диагностика ценностных ориентаций личности (ЦОЛ), Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.
При использовании методики «Альтернативные ценностные суждения» Н. И. Лапина получены следующие результаты. Универсальные ценности: 5 -интегрирующих; 3 - дифференцирую-
щих. Интегрирующие ценности объединяют поведение несовершеннолетних, тогда как дифференцирующие способствуют развитию криминогенных потребностей, тем самым формируют антиобщественное поведение. По мнению несовершеннолетних правонарушителей, основной ценностью считается объединение как в референтной группе, так и в обществе в целом, то есть так называемая защищенность.
Доминирующие ценности: 14 - интегрирующих, 10 - доминирующих, 7 - смысложизненных, 4 - витальных, 4 - интеракционистских, 9 - социали-зационных. Следует отметить, что среди доминирующих ценностей интегрирующие ценностные суждения занимают приоритетную позицию. По сравнению с альтернативными ценностями увеличилось число ценностей, которые основываются на социальных и правовых нормах, что говорит о становлении процесса включенности в социализацию несовершеннолетних, так как в подростковом возрасте начинается процесс расширенной социализации, возможно, не только в благоприятную окружающую социальную обстановку, что способствует возникновению чувства недостаточной защищенности.
Маргинальные ценности: 4 - интегрирующих, 4 - дифференцирующих, 3 - смысложизненные, 1 - витальная,
3 - интеракционистские, 1 - социали-зационнная. Ценности меньшинства:
4 - дифференцирующие, 3 - смысложизненные, 1 - витальная, 3 - инте-ракционистские, 1 - социализацион-ная. Всего было выделено 4 ценности меньшинства - все дифференцирующие: 1 - смысложизненная, 3 - инте-ракционитские. Несовершеннолетние, выбравшие ценности меньшинства,
скорее всего столкнутся с проблемами социализации, дефицитом эмоционального интеллекта.
Интегрирующие ценностные суждения составляют основу ядра ценностей и доминирующих ценностей, в то время как ценности меньшинства представлены лишь дифференцирующими ценностными суждениями. Маргинальные ценности в равной степени представлены как интегрирующими, так и дифференцирующими ценностными суждениями. Эта структура ценностных ориентаций может говорить о ее конфликтности.
Цель исследования характера ценностных установок правонарушителей с помощью методики М. Рокича -определить соответствие иерархии инструментальных и терминальных ценностей.
Мы рассмотрели каждую ценность в отдельности, их места в иерархиях испытуемых следующие. Значимость ценности «хорошая психологическая адаптация и разнообразные личностные характеристики нормативного поведения» варьирует с первой позиции до последней. Двадцать четыре подростка поставили ее на 1 -е место, двенадцать - на 17-е. Есть серединные оценки: 7-я позиция - 17,1 % подростков и 9-я позиция - 20 % подростков -полноценное включение в социум, в соответствии с возрастными особенностями личности. Максимальное количество подростков поставили ее на 3-е и 11-е места, то есть определение значимости этой ценности множественно. Абсолютное большинство исследуемых отдали лидирующее место в иерархии ценности «здоровье (физическое и психическое)» (57,1 % подростков - 1-е место, 25,7 % - 2-е, 17,1 % - 3-е). Виден разброс выбора
ценности «интересная работа», но явно преобладают серединные значения иерархии над крайними; максимальное число подростков (20 %) поставили ее на 9-е место.
На 18-ю позицию красоту природы и искусства отнесли 17,1 % подростков. На 4, 5, 6, 10-е места ее поставили по 17,1 % подростков. В ценности «стабильная, благополучная и обеспеченная жизнь» преобладают 1-е позиции (17,1 % подростков поставили ее на 3-е место, 20 % подростков -на 4-е место). «Наличие хороших и верных друзей» - эта ценность имеет высокую значимость для большинства исследуемых подростков (на 2, 3, 8-ю позиции отнесли по 14,2 % человек, на 4-ю и 6-ю по
17.1 % несовершеннолетних). В указанной ценности преобладают последние позиции (5, 12, 17-е места -по 17,1 % человек, 9, 16-е места по
14.2 % человек, 15, 18-е места - по 11,4 % человек) . «Обучение(получение образования, расширение интеллектуальных и культурных способностей и умений)» - максимальное число исследуемых (22,9 %) поставили эту ценность на 6-ю позицию. Распределение значимости данной ценности весьма равномерно, максимальное число исследуемых подростков (25,7 %) поставили ее на 12-е место.
«Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)» - в этой ценности доминируют последние позиции в иерархии, максимальное число испытуемых (20 %) поставили на 13-е и 14-е места. Независимость и свободу в поведении и личной жизни максимальное число подростков (28,5 %) поставили на 14-е место. Большое число исследуемых подростков (31,4 %) поста-
вили ценность «счастливая семейная жизнь» на 8-ю позицию. Ценность «совершенствование себя и других, общества и мира в целом» занимает последние позиции в иерархии, максимальное число исследуемых (37,1 %) поставили ее на 16-ю позицию. Большинство несовершеннолетних (45,7 %) поставили ценность «творчество (возможность творческой деятельности)» на 17-е место. Отказ от сомнений и уверенность в себе максимальное число испытуемых (28,5 %) поставили на 9-ю позицию.
Изучение инструментальных ценностей показало следующие результаты: несовершеннолетние правонарушители поставили на 1-е место в иерархии аккуратность - 57,1 %, на 2-ю позицию - хорошее воспитание (48,6 %). Высокие запросы (требования и притязания) располагаются на первых позициях в иерархии ценностей, максимальное число подростков поставили эту ценность на 2-е и 4-е места (по 25,7 % человек). Жизнерадостность (чувство юмора), 20 % несовершеннолетних поставили на 4-ю позицию. Разброс позиций ценности «исполнительность (дисциплинированность)» очень велик, в основном преобладают промежуточные места. Независимость (принимать самому все решения) максимальное количество несовершеннолетних (17,1 %) поставили на 9-е и 14-е места. Непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других максимальное число испытуемых (17,1 %] определили на 14-ю и 16-ю позиции.
Ценности «образованность (высокий потенциал умственных и интеллектуальных способностей)», «ответственность» занимают последние и промежуточные позиции в иерархии, максимальное число испытуемых по-
ставили их на 15-ю позицию. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 20 % правонарушителей определили на 11-ю позицию. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов носит множество по всем ступеням ранжирования. По этой позиции наши эмпирические данные подтвердили исследование Н. В. Ванюхиной и Р. Р. Исмаи-ловой: «Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), максимальное число правонарушителей (22,8 %) поставили данную ценность на 17 позицию» [5]. Основное число несовершеннолетних (20 %) поставили указанную ценность на 8-ю позицию.
Максимальное число испытуемых поставили широту взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) на 10-ю позицию (20 %), честность (правдивость, искренность) - на 5-ю и 17-ю позиции (22,8 %), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - на 3-ю и 6-ю позиции (22,8 %), чуткость (заботливость) - на 3-ю позицию (25,7 %).
Таким образом, мы считаем, что терминальные ценности оцениваются подростками однородней, чем инструментальные, их структура носит более сформированный характер.
С целью определения направленности личности несовершеннолетних на себя, на группу, на деятельность мы использовали Диагностику ценностных ориентаций личности (ЦОЛ) [6].
У 50 % испытуемых доминирующим фактором является Ф2(ориентация на группу), он раскрывает личность подростка по следующим параметрам: не инициативный, подвержен влиянию группы, старается быть на вторых ролях, не стремится помочь товарищам,
не придерживается основных норм и правил, существующих в группе. У 30 % испытуемых доминирует фактор Ф1 (ориентация на себя). Этот показатель является средним, так как несовершеннолетние в основном занимаются интересующими их делами. Не всегда прислушиваются к советам и мнению взрослых, отсутствует чувство сострадания и жалости к людям вообще и младшим по возрасту в частности. У 20 % испытуемых доминирует фактор Ф3 (ориентация на дело). Данный показатель выступает в качестве основного в характеристике личности несовершеннолетних с нормативными ценностными установками, так как эти подростки придерживаются норм и правил, существующих в обществе, стараются выполнять все, что им поручат взрослые. Хорошо учатся. Стремятся к развитию и самосовершенствованию себя как личности.
Цель исследования социальных ценностей подростков при помощи Экспресс-диагностики социальных ценностей личности - выявить личные, профессиональные и социально-психологические ориентации и предпочтения.
Исходя из среднего арифметического значения наиболее значимые ценности - финансовые и семейные. Это можно объяснить значимостью для подростков семьи и материального благосостояния. Мы обратили внимание на то, что у этих ценностей невысокие размах, дисперсия и стандартное отклонение, это говорит об однородности оценок, данных испытуемыми. Практически все исследуемые сходятся в большой значимости этих ценностей. Наименьшая значимость имеется по среднему арифметическому у общественных ценностей, причем раз-
мах, дисперсия и стандартное отклонение достаточно значимы. Исходя из этого, мы предполагаем, что разброс мнений по значимости этой ценности весьма велик, но наибольший размах по духовным и физическим ценностям, что говорит о разбросе мнений у подростков относительно их значимости.
Что касается психосоциального профиля несовершеннолетних правонарушителей, то исследуемые - это подростки мужского пола со следующими наиболее распространенными характеристиками: низкая успеваемость в школе, недостаточные или низкие социальные навыки, воспитание в неблагополучной семье или в семье с одним родителем (преимущественно с матерью).
Выводы
Результаты проведенного нами эмпирического исследования следующие: показатель корреляции между интегрирующими и дифференцирующими ценностями высоко значим, терминальные ценности оцениваются несовершеннолетними однородней, чем инструментальные, их структура носит более сформированный характер, структура ценностных ориентации несовершеннолетних с девиантным поведением включает в себя положительные элементы, такие как дружба, взаимопомощь, свободное времяпрепровождение, материальное благосостояние, то есть никто не включен в группу риска, но несовершеннолетние склонны низко оценивать исполнительность, жизнерадостность, широту взглядов, непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других.
Мы солидарны с Х. Н. Садыковой, которая считает, что «обращает на себя внимание тот факт, что потребность во взаимопомощи в отношении родите-
лей молодежью не рассматривается как ценность» [8], то есть подростки ставят на первое место референтную группу. В связи с этим особого внимания заслуживают подростки, у которых преобладал фактор Ф2 (ориентация на группу), такие несовершеннолетние - скрытные, избегают совместной деятельности, не стараются принимать общие идеи и цели, которые ставятся перед группой.
Полученные данные, на наш взгляд, отражают существенную характеристику процесса социализации несовершеннолетних правонарушителей [7], что показывает их отстраненность от социума и способствует совершению ими правонарушений и преступлений [8]. Так как корреляция между терминальными ценностями сильней, чем между инструментальными, что говорит о том, что ценности-цели у подростков-правонарушителей с различным видом поведения, одинаковые, а пути их достижения - ценности-средства - отличаются, необходимо особое внимание уделить коррекционной и профилактической работе и развитию инструментальных ценностей.
Мы также поддерживаем точку зрения О. Ю. Тимур, которая считает, что «необходимо помнить, что методики констатируют лишь начальный уровень развития тех или иных способностей» [3]. Мы выявили также значимость семьи для несовершеннолетних правонарушителей и считаем, что этот фактор следует учитывать при коррекционной работе и проводить ее в отношении семей несовершеннолетних.
Библиографический список
1. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 400 с.
2. Шайкова М. В. Концептуальный подход к формированию девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей // Прикладная юридическая психология. 2020. № 2(51). С. 82-87.
3. Тимур О. Ю. Коммуникативные и организаторские способности и ценностные ориентации подростков-воспитанников интернатных учреждений // Вестник московского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. 2018. № 4(46). С. 112-122.
4. Орсаева Р. А. Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 6-2(11). С. 124-129.
5. Ванюхина Н. В., Исмаилова Р. Р. Программа формирования ценностных ориентаций учащихся среднего профессионального образования // Азимутнаучных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2(11). С. 123-125.
6. Константинова М. С. Правовая регламентация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Социальные отношения. 2015. № 4(15). С. 67-72.
7. Шайкова М. В. Психологические технологии и стратегии работы социального психолога в школе // Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 14-15 нояб. 2013 г.) : в 2 т. Ростов н/Д, 2013. С. 285-288.
8. Садыкова Х. Н. Интегрирующие и дифференцирующие ценности в структуре ценностных ориентаций представителей различных поколений // Sociologie Clovéka, 2017, iss. 2, pp. 42-47.
9. Корягина Н. А. Социальная психология: теория и практические методы. М. : Юрайт, 2020. 316 с.