Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков'

Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1633
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИКА / VALUES / DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова А. Н.

В статье представлены некоторые результаты исследования, проведенного с целью изучения повседневной жизни современных подростков и анализа их системы отношений с точки зрения риски защитных факторов девиантного поведения. Анализируется структура ценностей современных подростков, выделяются особенности ценностных предпочтений подростков с нормативным поведением и девиантных подростков. В выводах обсуждаются возможности развития профилактических мер с учетом субъективных факторов девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values and behavioral risks of modern adolescents

The paper discusses some results of a research into the everyday life of modern adolescents, with an emphasis on risk and protective factors of deviant behavior. The author analyzes the structure of values of modern adolescents. The value systems of different groups of adolescents (both with deviant and normative behavior) are examined. As a result, some challenges for elaborating preventative programs are identified.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков»

УДК 316.328

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3

А. Н. Смирнова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РИСКИ ПОДРОСТКОВ

В современном обществе особую остроту и актуальность имеет проблема подростковой девиантности, поэтому необходимо принять эффективные меры для ее решения на теоретическом и практическом уровнях. Исследователи и практики говорят о необходимости развития комплексного подхода к ее профилактике, об интеграции современных идей и разработок, накопленных в различных областях знаний. Важно также организовать углубленные исследования причин девиантного поведения, проанализировать соотношение факторов риска и защитных факторов в природе подростковой девиантности.

Для разработки действенных профилактических программ необходимо принимать во внимание видение самими клиентами (подростками) той ситуации, в которой они находятся, природу их отношения к себе и систему отношений с другими. Ведь то, что не соотнесено с интересами и потребностями человека, не имеет для него ценности. Если сказать, используя термины последователей понимающей социологии, соотнесение проводимой профилактической деятельности с субъективным взглядом клиентов «придаст ей смысл». Сообщение смысла одновременно придает ему ценность. Тогда вовлеченность в работу по этим программам становится «социальным действием», которому свойственны две характеристики: осознание значения, которое сам деятель придает своему поступку, то есть его субъективный смысл, и осведомленность деятеля о том, каковы ожидания и требования окружающих людей к его поведению (так называемая «ориентация на других») [1].

Исходя из методологии понимающей социологии, мы можем проанализировать социальные действия, посредством проникновения (их понимания и интерпретации) в те смыслы и значения, которые им придают сами люди. Вслед за Максом Вебером можно говорить о том, что это становится задачей социологии, которая «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [2, с. 602]. Эти причинно-следственные связи могут быть обнаружены в субъективном значении событий для его участников. Таким образом, задача социологии состоит в том, чтобы понять эти значения. Понять — значит выяснить субъективные значения событий.

Что нам важно понимать о подростках как о клиентах профилактических программ? Какой смысл и значение они придают своему поведению, что вовлекает их в совершение девиантных поступков? Что для них является отклонением от нормы в поведении, а что нет? Какие цели и ценностные ориентации (их роль особенно значима, так как именно ценности становятся мощными мотиваторами поведения) присущи современным подросткам? А. Г. Здравомыслов писал: «Духовные стремления, принципы, нормы нравственности относятся не столько к сфере действия интересов, сколько к области ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь дальнейшее развитие: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, "превращаются" в ценности» [3, с. 160]. Возможно, зная особенности восприятия

© А. Н. Смирнова, 2011

подростками окружающей действительности, субъективные значения, которыми они наделяют свои поступки, систему ценностей, которая им присуща, специалисты в различных областях смогут разработать более действенные программы профилактики их девиантного поведения.

Автором проведено исследование с целью изучения отношения подростков к жизненно важным сферам их деятельности и анализа полученных результатов с точки зрения основных риск- и защитных факторов девиантного поведения. В исследовании были использованы следующие методы:

1. Авторская анкета, в которой выделены блоки вопросов для выяснения взаимоотношений подростков с окружающей средой (родителями, сверстниками, учителями), нравственных ориентиров подростков, их планов на будущее, отношения к различным формам девиантного поведения, а также к некоторым социальным проблемам, институтам и проводимым профилактическим программам.

2. Проектированная методика «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви), использование которой «обогащает» результаты анкетирования. Данная процедура позволяет выявить глубинную систему отношений подростка к самому себе, своей семье, к друзьям, представителям своего и противоположного пола, отношение к испытываемым страхам и опасениям, к прошлому и будущему, а также жизненные цели и ценности. Методика была частично модифицирована в соответствии с целями исследования — добавлены незаконченные предложения, позволяющие выявить отношение подростков к курению, алкоголю, наркотикам, различным формам делинквент-ного поведения.

3. Используемая в психологии методика «Самоактуализационный тест» (САМОАЛ), основаннная на теории самоактуализации А. Маслоу. Выделенные в ней шкалы ценностей, потребности в познании, самопонимания, ориентации во времени, взгляд на природу человека, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, ауто-симпатия, контактность, гибкость в общении также позволяют выявить некоторые элементы ценностно-мотивационной, смысловой сферы современных подростков.

Совмещение количественных и качественных методов исследования позволяет приблизиться к пониманию повседневной жизни современных подростков, субъективных значений их действий.

В исследовании приняли участие 553 подростка в возрасте от 11 до 18 лет, основную выборку (79,9%) составили подростки 13-15 лет. Выборка была разделена на группы: подростки с нормативным поведением — 191 чел. (34,5%), подростки группы риска (положительные ответы о курении, употреблении алкоголя, отмечены проблемы с милицией) — 249 чел. (45%) и девиантные подростки, употребляющие наркотики и/или стоящие на учете в милиции — 113 чел. (20,4%).

Не имея возможности здесь представить все полученные результаты исследования, в данной статье остановимся на описании тех из них, которые вскрывают структуру ценностей подростков, относящихся к каждой из этих групп.

В философии, социологии, этике и психологии существует множество трактовок и определений ценностей, проведены исследования, направленные на изучение ценностных ориентаций людей. Одним из наиболее богатых и методически обоснованных направлений исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в 60-70 годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность М. Рокич

определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» [цит по: 4].

Для целей нашего исследования используется наиболее общее понятие «ценность» как нечто наиболее важное и значимое для человека. Согласно М. Веберу, можно говорить о ценностях, как о том, на что человек ориентируется в своей жизни, что принимает во внимание, что дает ему возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих впечатлений, мыслей и желаний. Таким образом, суждения подростков о том, что они хотели бы в жизни больше всего и что может сделать их счастливыми, могут быть рассмотрены как проекция их жизненных ценностей1. Преимущество этого состоит в том, что подросткам не предлагалось какого-то изначально заданного набора ценностей, что могло подталкивать их к тому или иному выбору, вдобавок классическая процедура ранжирования ценностей может быть достаточно трудоемка и утомительна для подростков. В то время как, заканчивая предложения, подросток в достаточно мягкой и даже игровой форме может «обнажить» свои истинные желания и цели. В определенной степени снимается эффект социальной «желательности», так как респонденты реже контролируют норму, если самостоятельно формулируют свои мысли.

Был проведен контент-анализ 1036 суждений подростков, которыми они заканчивали предложения. В качестве категории для анализа была выбрана типология ценностей, предложенная Н. И. Лапиным и его коллегами в рамках фундаментального исследования базовых ценностей россиян («Наши ценности сегодня» — пять волн общероссийского мониторинга в 1990, 1994, 1998, 2002 и 2006 гг.). Группа разработчиков пришла к оптимальному перечню из 14 базовых ценностей, которые могут быть рассмотрены с учетом различных типологических оснований: это наиболее общие, базовые ценности, представляющие терминальные ценности-цели и инструментальные ценности-средства, которые могут быть дифференцированы на культурные типы (традиционные, общечеловеческие, современные) и соотнесены с потребностями индивидов (витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные) [5, 6]. Некоторые подростковые суждения были оценены со знаком «минус», что означало отрицание респондентом той или иной ценности.

В соответствии с данной типологией ценностей, ниже представлены полученные результаты, раскрывающие психологию подросткового возраста и особенности восприятия современными подростками окружающей действительности. Табл. 1 иллюстрирует ранжирование ценностей подростков и их распространенность в зависимости от принадлежности к группе (сравнивались только 2 группы: группа подростков с нормативным поведением и группа девиантных подростков).

1. Большинство суждений подростков можно отнести к ценностной категории «Благополучие» (доходы, комфорт своей жизни, здоровье). «Жить богато», «иметь много денег», «стать миллионером» — те желания, цели и то, что может сделать счастливыми — 21,7% респондентов (78 суждений). Комфортабельная жизнь и наличие всех ее атрибутов («большой дом у моря», «устроить будущее» «иметь виллу, машину, кра-

1 В рамках работы по методике «Незаконченные предложения» респондентам предлагалось закончить следующие предложения: «Я всегда хотел(а) ...», «Я мог(ла) бы быть очень счастливым (-ой) ...», «Моим скрытым желанием в жизни ...», «Больше всего я хотел(а) бы в жизни ...»

Таблица 1. Структура ценностей современных подростков

Ценности, их распространенность Ранг Количество положительных суждений Количество отрицательных суждений % от всех ответов Подростки группы «норма» (%) Девиантные подростки (%)

Благополучие 1 190 0 18,3 20,5 9,5

Семья 2 148 0 14,2 14,1 16,5

Авторитетность 3 84 0 8,1 10,2 4,5

Вольность 4 71 0 6,8 3,1 10,5

Жизнь 5 62 33 5,98 (3,2) 5,7 (1,6) 7,0 (3,5)

Работа (учеба) 6 54 4 5,2 (0,4) 7,8 (0,8) 1,0

Общение 7 39 5 3,8 (0,5) 4,3 (0,2) 1,5 (0,5)

Свобода 8 38 0 3,7 3,9 2,5

Инициативность 9 23 2 2,2 (0,2) 3,1 (0,1) 0,5

Нравственность 10 22 0 2,1 2,05 1,5 (0,5)

Независимость 11 14 0 1,35 1,6 0,0

Традиционность 12 11 0 1,2 1,0 2,0

Самопожертвование 13 4 0 0,4 0,2 0,5

Законность 14 3 26 0,3 (2,5) 0,6 (0,4) 0,0 (9,0)

759 71 80,1

ОТКАЗ (пропуск, «не знаю», «не скажу») 206 19,8 18,4 29,0

савицу жену-модель», «Мерседес и 10000000 долларов», «телефон самый навороченный», «у меня было все, что я хочу», «мне купили скутер» и др.) — то, что ценится многими подростками (97 суждений). 6 суждений касались желания уехать из России и жить в других странах («уехать отсюда», «жила бы в Германии» и др.). Здоровье и здоровый образ жизни как показатель благополучия («быть здоровой», «заниматься спортом», «чтобы никто из моих близких не болел») был отмечен лишь в 9 суждениях. Такой акцент на материальные ценности может быть объяснен неудовлетворенностью подростками своим материальным положением, а также тем, что современным подросткам в большей степени присуща ценностная ориентация «иметь» нежели «быть», что в значительной степени зависит и от культурных норм современного российского общества. Подростки стремятся к благополучной жизни в соответствии с образом успешного человека как богатого на шикарном автомобиле с телефоном последнего поколения, иными словами, образом, навязанным в числе прочего и СМИ.

2. Семья. В этой категории оказались суждения, подчеркивающие важность родительской семьи (33,8% суждений в данной категории): желание иметь обоих родителей и хорошие отношения с ними, отсутствие проблем в семье («жить с родителями», «был отец», «в семье не было проблем», «родители не ссорились, мира в доме»), иметь

братьев и сестер, расширенную семью («у меня была бабушка», «иметь сестру или брата, и чтобы меня поддерживали» и др.).

Оказалось важным и личное счастье (66,2%): любовь («встретила любовь», «познакомиться с девушкой», «любить и быть любимой» и др.), создание собственной семьи и продолжение рода («в будущем иметь суперскую семью», «я поженился», «стать хорошей мамой», «иметь ребенка» и др.). Данные отражают все еще большую значимость родительской семьи для подростков, но и уже выходящие на первый план любовные отношения.

3. Авторитетность — способность оказывать влияние на других, иметь власть над ними, конкурировать и добиваться успеха, победы. В подростковом возрасте умение влиять на других людей, добиваться их расположения, быть лучше всех приобретает все большую значимость. Это и нашло отражение в суждениях 23,2% подростков: «быть первым во всем», «быть лучшим», «чтобы меня уважали», «стать знаменитостью», «крутым и сильным» и др.

4. Вольность может рассматриваться как архаичная «свобода от.» ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности. Стремление к развлечениям, необременительному времяпровождению, отсутствию обязанностей, приятной свободной от дел жизни было выражено в таких суждениях как «гулять допоздна», «провести жизнь весело», «<все игры на свете», «не было школы». В контексте подростковой психологии эта ценность может также пониматься как огульное стремление к различным формам социально-ролевого экспериментирования, в том числе и в де-виантном проявлении («нажраться», «анархия!», «отыиметь девушку», «женщину резиновую»).

5. Жизнь человека как высшая ценность, самоценность, стремление к внутренней гармонии, познанию себя, счастью как состоянию высшего удовлетворения жизнью («быть счастливой», «познать саму себя», «больше узнать о своей жизни», «жить» и др.). Подростковый возраст выделяется как критический период для формирования личностного самоопределения, связанного с выработкой идентичности и соответствующих механизмов самоорганизации и управления своим поведением. Эти процессы проявляются в повышенном интересе в этом возрасте к самому себе и смыслу своего существования: «Кто я?», «Зачем я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Кем я стану?», «Кем я хочу и должен быть?». Сложность психических процессов на данной стадии также вызывает тревожные драматичные переживания подростков, эмоциональную неуравновешенность, кризис идентичности может переживаться как «потеря себя» и сопровождаться резкими колебаниями по шкале самооценки от чувства полного ничтожества до бреда величия. Этим можно объяснить и большое количество негативных суждений в данной категории (34,7%): «родилась другой», «быть другим», «ничего не хотела бы», «нырнуть в бездну», «умереть и жить дальше» и др.

6. Работа (учеба) — получение образования и профессия как самоценный смысл жизни, а также как средство заработать и приобрести уважение. В данной категории могут быть выделены ценность познания, расширения своего кругозора, интеллектуальное развитие. Подростковый возраст — это важный период для профессионального самоопределения, смены ролей, принятия важных решений, касающихся профессии и дальнейшей жизни. Выделялись суждения, отражающие желание хорошо учиться («хорошо учиться», «учиться только на 5» и др.), расширения своего образования («хорошо знать историю», «знать много языков» и др.), стать каким-то конкретным

специалистом (дизайнером, ветеринаром, механиком, программистом и др.), найти любимое дело («найти любимую работу», «нашел любимое дело в жизни» и др.) или просто получить высшее образование («поступить с институт», «в университет» и др.).

7. Общение. В подростковом возрасте общение представляет большую ценность, а общение со сверстниками порой превращается в смысл существования. Группа становится ведущим фактором развития личности. Протекание процессов формирования идентичности, смены социальной позиции, постоянной переоценки ценностей неотделимо от общения с ближайшим социальным окружением. Были выделены следующие субкатегории: быть среди людей, хорошие, понимающие взаимоотношения (34,2% суждений в данной категории) — «быть среди всех», «меня понимали», «доброго отношения к себе», дружба (34,2%) — «быть с друзьями» «много друзей», общение с животными (31,6%) — «иметь кота», «иметь свою лошадь (я их очень люблю!)», «чтобы свинка вернулась».

8. Свобода в современном, либеральном значении этого термина как «свободы для...» реализации социально позитивных потребностей и способностей индивида. Стремление подростков к максимально полному использованию своих возможностей, сил и способностей, полноте и эмоциональной насыщенности жизни, возможности творческой деятельности. Находясь на особой стадии развития между детством и взрослостью, подросток ощущает все более открывающиеся перед ним возможности нахождения себя. Эта ценность отражает, насколько подростки видят для себя пути проживания творческой и насыщенной жизни: «воплотить свою мечту», «объездить мир», «увидеть Лондон», «что-нибудь очень интересное» и др.

9. Инициативность, предприимчивость. Желание подростков достигать поставленных целей и естественная в этом возрасте потребность выразить себя, выделиться: «добиться своей цели», «полететь в космос», «прыгнуть с парашютом» и др.

10. Нравственность как качество человека вести себя в соответствии с общечеловеческими морально-этическими нормами. Можно выделить суждения подростков с точки зрения не только их желания становиться лучше («стать человеком», «быть лучше» и др.), но и желания видеть окружающий мир лучшим («мир на всей земле», «все были добрые и не дрались» и др.).

11. Независимость, способность быть индивидуальностью, жить по своим критериям. В рамках данного исследования данная ценность рассматривалась в качестве осознаваемого подростком «чувства взрослости». Желание стать взрослым, самостоятельным, отделиться от родителей — одна из отличительных черт подросткового периода. При этом в исследовании только 5,4% подростков выразили это стремление: «повзрослеть», «могла жить без родителей», «быть самостоятельным» и др.

12. Традиционность — уважение к традициям, жить как все, зависимость от окружающих обстоятельств. Суждения типа «стать большой, работать, быть замужем», «научиться жить так, как нужно» и стремление к «спокойной жизни» не получили широкого распространения среди подростков.

13. Самопожертвование как готовность помогать другим, даже в ущерб себе. Альтруистические ценности не осознаны современными подростками, только 4 суждения можно отнести к этой категории: «делать добро», «имел много денег и всем помогал», «стать спасателем», «всем хорошо».

14. Наименее значимой и распространенной оказалась ценность «законность», рассматриваемая как установленный государством порядок, который обеспечивает

безопасность индивида, равноправность его отношений с другими. 2 суждения, которые были отнесены к этой категории — «жить без опаски» и «<...не было преступлений и опасностей». При этом данная категория занимает 2-е место (26 высказываний) в рейтинге отрицаемых ценностей в связи с распространенностью ярко выраженных антисоциальных желаний девиантных подростков (24% подростков этой группы высказались в той или иной степени в противозаконном «ключе»). Были высказаны 17 суждений, связанных с употреблением наркотиков: «1 кг гаша», «был наркотик», «нюхнуть», «пыхнуть» и др.; 9 суждений связаны с желанием проявлять насилие: «убивать», «убить всех», «убить мента» и др.

Сравнивая структуру ценностей подростков разных групп, можно представить следующие отличительные особенности. В рейтинге ценностей девиантных подростков (табл. 1) высший ранг имеет «семья» (с преобладанием суждений субкатегории «личное счастье», отражающих ценности «любви», — 60% суждений данной категории). На второе место выходит ценность «вольность», которая, согласно проведенному корреляционному анализу, выступает специфически важной для этой группы подростков (р = 0,219 при р < 0,01). Ценность «работа, учеба» «опускается» в рейтинге ценностей девиантных подростков до 10-го места (у подростков с нормативным поведением — 4-е!), что демонстрирует факт отсутствия выраженной потребности в познании, планов на получение профессии. Потребность в познании — одна из ключевых характеристик самоактуализирующейся личности, ее слабая выраженность у девиантных подростков была подтверждена наличием значимой отрицательной корреляционной связи по методике САМОАЛ (р = -0,218 при р < 0,01). Здесь же можно отметить, что процесс самоактуализации у девиантных подростков менее выражен по сравнению с подростками других групп (р = -0,230 при р < 0,01).

В целом данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать некоторые выводы относительно системы ценностей современных подростков и их восприятия окружающей действительности, во многом структурированных посредством этих ценностей:

1. Лидирующие позиции в рейтинге ценностей современных подростков занимает семья: будь то значимость отношений с родителями, любовь или создание собственной семьи.

2. У девиантных подростков отмечается сниженная потребность в познании и выраженное стремление к «вольности» как «свободе от..» (зачастую в противозаконном «ключе»).

3. В структуре ценностей подростков преобладают ценности индивидуального характера, для одних это комфортабельная, материально обеспеченная жизнь, для других — развлечения и необременительное времяпровождение, для третьих — получение образования и желание «устроить будущее».

4. Несмотря на предпочтение материальных ценностей, подростков волнуют вопросы познания себя, желания быть любимыми и умения оказывать влияние на других людей.

5. Большое в процентном соотношении количество респондентов, не сумевших или затруднившихся закончить предложения об их желаниях и целях (206 «отказов»), говорит о том, что система ценностей современных подростков не является в полной мере проясненной и отрефлексированной.

Таким образом, в профилактику девиантного поведения подростков необходимо включать работу с ценностно-мотивационной сферой подростков, помощь им в познании себя, развивать их коммуникативные навыки, включать элементы профкон-сультационной и профориентационной работы, помогать подросткам в переходе от ориентации на «свободу от.. » на ориентацию «свободу для..». При реализации принципа, получившего в англоязычной литературе название «4 Cs» [б], профилактические мероприятия должны быть направлены на личностный рост (Consciousness-raising), формирование социальной компетентности (Competencies), расширение социальных контактов и эмоционально-окрашенных межличностных связей (Connection with others), изменение норм и ценностей подростков и окружающей его среды (Change in community norms and values). Это позволит сделать профилактику более действенной и значимой для клиентов.

Литература

1. Кравченко Е. И. Макс Вебер. М.: Весь мир, 2009. 223 с.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

3. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 198б. 223 с.

4. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

5. Лапин Н. А. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 199б. № 5. С. 3-23.

6. Encyclopaedia of Primary Prevention and Health. Promotion / (ed. by) ^omas Gullotta and Martin Bloom. New York: Kluwer. Academic/Plenum Publishers, 2003.

7. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / сост. и ред. Н. И. Лапин и Л. А. Беляева. М.: Academia, 2009.

Статья поступила в редакцию 29 марта 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.