УДК 37
Можаева М.И.
магистрант кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация: в работе рассматриваются теоретические аспекты понятия целевого обучения педагогических кадров. В современном образовательном пространстве все больше возрастает необходимость в профессионалах, способных эффективно решать задачи и достигать поставленных целей. Целевое обучение - один из важнейших аспектов формирования качественных педагогических кадров.
Ключевые слова: целевое обучение, педагогические кадры, обучение.
Основная цель целевого обучения заключается в развитии у педагогических кадров навыков и компетенций, необходимых для повышения экономики, решения проблем с кадровым составом. В рамках целевого обучения акцент делается на индивидуальные потребности каждого педагога, что помогает создать условия для его профессионального роста и саморазвития.
Целевое обучение - это получение гражданином профессионального образования в соответствии в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершению им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией. А организация целевого обучения педагогических кадров является целенаправленный, системно организованный, поэтапный процесс выявления, прогнозирования потребностей в профессиональных педагогических кадрах и обучения граждан по программам среднего профессионального или высшего образования по педагогическим специальностям (направлениям подготовки) на
основе договоров о целевом обучении в соответствии с действующим законодательством, обеспечивающий удовлетворение кадровой потребности образовательных организаций, гарантии трудоустройства молодых специалистов-педагогов, и закрепление их в профессии О чем говориться в методических рекомендациях по реализации в субъектах Российской Федерации целевого обучения педагогических кадров [1].
Сама программа целевого обучения была разработана в рамках реализации национального проекта «Образование». Посредством данной программы планировалось решить проблему кадровой обеспеченности регионов Российской Федерации, так как выпускнику вменяется обязанность трудоустройства в учреждении (предприятии), оплачивающем образование [2]. Тем самым целевое обучение становится одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере кадровой политики.
В связи с повышением уровня экономической неопределенности, быстрой сменой технологий и конкуренцией на рынке товаров и услуг, что создает спрос на новые типы компетенций специалистов и новые формы их подготовки. Для сферы образования характерны три основных направления развития:
1) Образование на протяжении всей жизни и обеспечение возможности переподготовки или повышения уровня профессионального образования,
2) Подготовка высококвалифицированных, творческих работников, способных к самообразованию и самообучению,
3) Высокоскоростное образование, ориентированное на узкий спектр задач, для конкретного рабочего места. Все это происходит при заметном дефиците квалифицированных кадров, что требует решения вопросов кадрового обеспечения на региональном уровне и внедрения новых методик подготовки специалистов [3, с. 93].
Помимо этого, целевое обучение педагогических кадров может включать в себя изучение проблем и вызовов, с которыми сталкиваются образовательные
учреждения в данном месте, разработку стратегий повышения качества образования и развития региональной системы образования.
Целевое обучение педагогических кадров состоит из определённых задач:
- обеспечение системы образования субъекта Российской Федерации востребованными профессиональными кадрами,
- предупреждение и ликвидация дефицита педагогических кадров в образовательных организациях,
- создание условий для приема на обучение подготовленных и мотивированных к профессиональной педагогической деятельности абитуриентов, и поддержание учебной и профессиональной мотивации студентов с последующим их трудоустройством [4].
Целевое обучение педагогических кадров реализуется с учетом региональных особенностей (социально-экономических, демографических, культурных, рынка труда и пр.). Общий порядок целевого обучения, предусмотрен ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и определяет подготовку кадров с любого курса обучения под потребности работодателя. По завершении обучения выпускник обязан трудоустроиться согласно условиям договора на целевое обучение.
Выделяя особенности целевого обучения, можно выделить следующие:
Во-первых, это построение системы на принципе гарантированности, что позволяет обучающемуся быть уверенными в наличии работы. Именно гарантия трудоустройства выпускника учебного заведения выступает базовым преимуществом системы целевого обучения. Для любого образовательного учреждения в первую очередь это гарантия укомплектованности вакантных мест. Но стоит учитывать тот факт, что принцип гарантированности обеспечен штрафными санкциями как к обучающемуся, так и к организации (работодателю). При отказе в трудоустройстве либо недобросовестном обучении обучающийся на целевом обучении обязан возместить затраты на обучение в форме компенсации. Также штрафные меры применимы и к организации, не
трудоустроившей выпускника в рамках договорных обязательств, что отражено в ч. 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ [5, с.43].
Во-вторых, обеспечение финансирования - это форма бюджетности предоставления образования населению с учетом получения стипендии. При этом ввиду изменений в законодательстве с 2024 года в бюджете города и образовательных учреждений не предусмотрены средства на выплату материального стимулирования, т.к. бюджет был сформирован до даты вступления в силу Федерального закона № 124-ФЗ (1 мая 2024 г.), что является одной из возникающих сложностей новых изменений в законодательстве.
В-третьих, на базе работодателя обучающийся в рамках целевого обучения проходит практики согласно учебному плану, что позволяет еще на этапе обучения ознакомиться с основами специальности, особенностями педагогической профессии и вникнуть в рабочий процесс, а образовательному учреждению «присмотреться» к будущему работнику и акцентировать внимание обучающегося на особенностях рабочего процесса.
Вся система целевого обучения в своей совокупности отражает баланс интересов государства в лице организаций (потенциальных работодателей) различных отраслей и человеческих интересов через механизм заказа. В данном случае необходимо выделить принцип эффективности соотношения интересов общества, предприятия (образовательных организаций) и населения как формирование системы высококачественного среднего профессионального, а также высшего образования. Кроме формирования грамотных и высокопрофессиональных специалистов программа целевого обучения обеспечивает гарантированное трудоустройство, что способствует кадровой наполняемости и профессиональному росту специалистов, в которых нуждается отрасль образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бутенко О.Н. Целевая подготовка педагогических кадров - основной механизм подготовки и привлечения учителей в образовательные организации // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. №2 3 (36). С. 43;
2. Методические рекомендации по реализации в субъектах Российской Федерации целевого обучения педагогических кадров. Режим доступа [Электронный ресурс]. URL: http://w.consultant.ru (дата обращения: 25.06.2024);
3. Паспорт национального проекта «Образование»: Протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам: [утверждена 24 декабря 2018 г., №2 16] // Режим доступа [Электронный ресурс]. URL: http://w.consultant.ru (дата обращения: 24.06.2024);
4. Федоров А.А., Седых Е.П. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 93
Mozhaeva M.I.
Perm State Humanitarian and Pedagogical University
(Perm, Russia)
FEATURES OF TARGET TRAINING OF TEACHING STAFF
Abstract: the paper examines the theoretical aspects of the concept of targeted training of teaching staff. In the modern educational space, there is an increasing need for professionals who are able to effectively solve problems and achieve their goals. Targeted training is one of the most important aspects of the formation of high-quality teaching staff.
Keywords: targeted training, teaching staff, training.