СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT
УДК/UDC 37:34
DOI10/54509/22203036_2024_1_5 EDNBBEOOD
Сагитов Салават Талгатович
кандидат социологических наук, доцент, ректор ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа
Яхин Филюс Флюрович
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа
Илюшина Наталя Степановна
младший научный сотрудник, начальник управления рекрутинга и карьерного развития, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа
Sagitov Salavat T.
Candidate of Sociology Sciences, Associate Professor, Rector, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa
Jahin Filjus F.
Candidate of Legal Sciences, Senior Researcher, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa
Iljushina Natalja S.
Junior Researcher, Head of the Department of Recruiting and Career Development, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
HISTORICAL EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR STATE REGULATION OF TARGETED TRAINING OF TEACHING STАFF
Аннотация. В статье исследуются опыт и системные проблемы государственного регулирования целевой подготовки педагогических кадров в СССР и Российской Федерации. Вопросы целевого обучения рассматриваются как комплексная социально-
правовая и социально-управленческая проблема, требующая качественной правовой регламентации и учета различных управленческих факторов при реализации правовых норм. Выявленные проблемы действующего механизма целевого обучения и системный анализ
законодательных изменений в рассматриваемой сфере позволили авторам выработать конкретные предложения для органов государственного и муниципального управления по обеспечению готовности системы образования к предстоящим изменениям и достижению целей совершенствования системы целевой подготовки педагогических кадров.
Abstract. The article examines the experience and systemic problems of state regulation of targeted training of teaching staff in the USSR and the Russian Federation. Targeted training issues are considered as a complex socio-legal and social-administrative problem, requiring high-quality legal regulation and taking into account various administrative factors in the implementation of legal norms. The identified problems of the current mechanism of targeted training and a systematic analysis of legislative innovations in the area under consideration made it possible to develop specific proposals for state and municipal authorities to ensure the readiness of the education system for upcoming changes and achieve the goals of improving the system of targeted training of teaching staff.
Ключевые слова: целевое обучение, целевой прием, педагогические кадры, прогнозирование и планирование кадров, трудоустройство, договор о целевом обучении.
Keywords: targeted training, targeted admission, teaching staff, forecasting and planning of personnel, employment, contract on targeted training.
Введение
Объявление 2023 года Указом Президента Российской Федерации Годом педагога и наставника направлено на признание особого статуса педагогических работников и повышение престижа профессии учителя. Проводимые мероприятия должны, в том числе, способствовать укреплению кадрового потенциала образовательных организаций страны и совершенствованию системы подготовки педагогических кадров.
Особо важное значение в этом контексте приобретает планомерная реализация Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р [1]. Согласно данной Концепции, основными задачами являются активное привлечение граждан к обучению по педагогическим направлениям подготовки, вовлечение потенциальных работодателей, включая региональные системы образования, в систему подготовки кадров. В качестве важнейших механизмов решения данных задач Концепция предусмат-
ривает развитие практики приема на обучение по программам подготовки педагогических кадров выпускников общеобразовательных организаций, желающих получить высшее образование на условиях договора о целевом обучении, а также совершенствование системы целевого обучения, особенно по наиболее дефицитным предметным областям. Как результат реализации положений данной Концепции к 2030 году ожидается увеличение приема студентов на обучение по программам подготовки педагогических кадров в рамках целевой квоты. Таким образом, целевому обучению в образовательной политике государства уделяется принципиально важное значение.
Формирование и реализация кадровой политики в сфере образования и развитие института подготовки педагогических кадров в рамках системы целевого обучения в значительной мере зависит от государственного регулирования на уровне нормативно-правовых актов, которые призваны регламентировать комплексные отношения в сфере образования, в том числе отношения, связанные с финансированием целевого обучения, формированием и выделением квот на целевой прием, особенностями целевого приема, реализацией прав абитуриентов, обучающихся, выпускников и заказчиков целевого обучения, а также заключением и исполнением договоров на целевое обучение, ответственностью за их неисполнение.
Существенные изменения в целевой подготовке предстоят в связи со вступлением в силу с 1 мая 2024 года Федерального закона от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2], который существенно меняет подход к организации целевого обучения. Оценка возможных последствий внедрения, заложенных в данных нововведениях, потребует экскурса в историю регулирования вопросов целевой подготовки кадров и подробного правового анализа этих изменений.
Методология
Формирование и реализация кадровой политики в сфере образования и развития института подготовки педагогических кадров в рамках системы целевого обучения в значительной мере зависит от государственного регулирования на уровне нормативно-правовых актов, которые призваны регламентировать комплексные отношения в сфере образования, в том числе отношения, связанные с финансированием получения педагогического образования за счет соответствующих бюджетов, формирования и выделения квот на целевой прием, порядком приема на целевое
обучение, гарантий прав абитуриентов, обучающихся и выпускников, условиям договоров на целевое обучение, порядку их заключения, изменения, расторжения, правовых последствий несоблюдения условий договоров и т.д. Без четкого упорядочения управленческих общественных отношений с помощью нормативно-правовой регламентации сложные процессы в публичном управлении принимают несистемный, порой хаотичный характер, не позволяя решать текущие и стратегические управленческие задачи.
Таким образом, общественные отношения по организации целевого обучения в значительной степени являются правовыми, и в этом смысле механизм реализации целевого обучения, являющийся объектом настоящего исследования, - это социально-правовое явление. Это обусловливает использование в нашем исследовании методов социологии права.
Объектом изучения социологии права является человеческое поведение в обществе в той степени, в какой оно связано с правом, а его главным методом является исследование причинно-следственных связей, то есть каузальное исследование. Как отмечает один из основоположников социологии права как науки Н. С. Тимашев: «Социологический подход с необходимостью образует только своего рода дополнение к аналитическому, историческому, сравнительному или теоретическому исследованию правовых норм, поскольку невозможно создать систему знания, которая в точности сочетала бы в себе формальное изучение норм и каузальное изучение человеческого поведения в связи с этими нормами. Такому исследованию требуется место рядом с юриспруденцией, но не внутри ее» [3, с. 81]. В то же время, несмотря на такое разделение социологии права и юриспруденции, социологическое исследование права зависит от первоначального описания и анализа норм права юриспруденцией. Иными словами, прежде чем понять право, как социальное явление, нам необходимо получить хотя бы формальное представление о том, чем является право и его нормы, которое дает нам юриспруденция [3, с. 87].
В этой связи при проведении настоящего исследования широко используются также методы юридических наук, в частности - формально-юридический, или аналитический метод (анализ правовых норм, выявление пробелов правового регулирования, квалификация правоотношений в области целевого обучения), исторический, или историко-правовой метод (ретроспективное исследование истории правового регулирования отношений по целевой подготовке кадров в СССР и Российской Федерации), сравнительный метод (сравнительный анализ ранее действовавших и действую-
щих норм и законодательных нововведений). Значимую роль также играет метод выработки правовых решений - подготовка конкретных правовых решений проблем, выявленных в механизме организации (реализации) целевого обучения.
При этом целевое обучение кадров для нужд системы образования, то есть для восполнения кадровой потребности муниципальных и государственных образовательных организаций, одновременно является объектом управленческих отношений в области образования, то есть предметом управления в определенной социальной системе. И, таким образом, организация целевого обучения кадров выступает как социально-управленческое явление.
По нашему мнению, системное рассмотрение механизма организации (реализации) целевого обучения как социально-правового и социально-управленческого явлений позволит нацелиться на решение задач, поставленных в настоящем исследовании.
Мы в своих исследованиях исходим из понимания управления как социального процесса, представляющего собой совокупный результат деятельности людей по оптимизации функционирования социальной системы в целом в целях более полного удовлетворения потребностей элементов системы: социальных групп, личности и общества в целом с учетом закономерностей внутреннего саморазвития системы; сущность социологического подхода к управлению заключается в том, что оно не сводится исключительно только к целенаправленному управляющему воздействию, но включает в себя и процессы самоорганизации [4, с. 29-30]. Управление характеризуется такими существенными признаками, как упорядочивающие воздействия в форме регулирования и саморегулирования, целенаправленность и информационный обмен [5, с. 84].
Цель управляющего воздействия имеет общественное значение, а ее практическая реализация - условие рациональной жизнедеятельности общества. На этом этапе в зависимости от цели определяется характер управляющего и управляемого объектов, формируются определенный механизм управления, содержание и принципы, стиль управленческой деятельности, методы, средства и приемы технологий управления, набор и расстановка управленческих кадров. Следует также учитывать, что, даже при наличии общей цели, у каждого из участников процесса управления есть свои потребности и интересы, поскольку организация -это «единство множества целей». В этой связи умение организовывать, т.е. располагать людей в пространственных и функциональных координатах, соединять их орудиями и средствами труда, обеспечивать их взаи-
модействие и взаимообмен в сфере управления, расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий вкупе с практическим регулированием и контролем, при котором создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызывать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления, имеет важное значение при любом управленческом воздействии [4, с. 30-31].
Именно такой подход к целевому обучению как социально-правовому и социально-управленческому явлению должен позволить определить уязвимые точки механизма организации (реализации) целевого обучения, сформулировать проблемы и предложить пути их решения, в том числе в части правового регулирования.
Результаты
Нормативно-правовое регулирование вопросов целевой подготовки в постсоветской России прошло через несколько этапов, и на каждом этапе общие подходы к целевому обучению, в той или иной степени, оказывали влияние на подготовку педагогических кадров.
В связи с распадом Советского Союза перестала действовать так называемая система распределения, согласно которой предоставление рабочего места выпускникам высших и средних специальных учебных заведений в плановом порядке рассматривалось как одна из гарантий обеспечения права граждан СССР на труд, закрепленного Конституцией СССР, а работа выпускника в соответствии с направлением являлась его гражданским долгом и обязанностью [6]. Такая система распределения довольно эффективно работала в условиях плановой экономики, когда расчет потребностей отраслей народного хозяйства в кадрах с соответствующим образованием производился в рамках государственных планов экономического и социального развития СССР [7]. Систему распределения нельзя в полной мере признать целевой подготовкой, поскольку решение о распределении выпускников принималось комиссиями вузов в последний год обучения студентов согласно соответствующим «разнарядкам» - планам распределения и перечнем мест работы для выпускников. Кадровая потребность школ в советский период довольно эффективно удовлетворялась в основной своей массе данной системой распределения.
В то же время, уже в период перестройки, с 1988 г. в систему образования были введены изменения, которые предусматривали в текущую пятилетку переход к целевой подготовке специалистов на основе дого-
воров, заключаемых между соответствующими министерствами и ведомствами, предусматривающих возмещение издержек части затрат на обучение студентов из централизованных фондов министерств и ведомств, для которых эти специалисты подготавливались [8]. В контексте перестроечных реформ они рассматривались как новый тип взаимоотношений высшей школы, производства и науки. Но данным планам не суждено было реализоваться в рамках советской системы образования, но в своей основе положительная идея целевой подготовки специалистов как инструмента приближения потребителей кадров и учреждений профессионального образования получила свое продолжение уже в постсоветской России.
Однако в период с 1992 года, когда начались коренные преобразования системы высшего образования в Российской Федерации, в течении трех лет сохранялся существенный пробел в правовом регулировании целевого обучения, пока не было издано постановление Правительства РФ № 942 от 19 сентября 1995 года «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» [9].
Данное постановление действовало до 2013 года и регулировало права и обязанности студентов, уже обучавшихся за счет федерального бюджета или бюджетов регионов, и не регламентировало случаи, когда вузы изначально принимают на целевое обучение. Суть подхода состояла в том, что работодателям предоставлялась возможность привлечь кого-то из обучающихся и предложить место для будущего трудоустройства. Отношения оформлялись двумя контрактами: между студентом и учебным заведением, а также между студентом и работодателем. В рамках контакта с работодателем студенту могли выплачиваться дополнительные пособия, а после выпуска ему предоставлялось рабочее место на срок до трех лет. В указанном нормативном документе круг возможных работодателей не ограничивался, то есть воспользоваться целевой подготовкой за счет бюджета могли и юридические лица, которые не относятся к государственным или муниципальным органам власти.
В период с 1995 года по 2002 год данное постановление являлось основным нормативным актом, обеспечивавшим государственное регулирование целевого обучения. Наряду с указанным постановлением в 2002 году в статье 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» [10] появился пункт, согласно которому вузы и учреждения среднего профессионального образования на основании соответствующих договоров с органами государствен-
ной власти и местного самоуправления могли вести целевой прием в интересах указанных органов в рамках выделенных бюджетных мест. Указанные органы самостоятельно формировали заявки на необходимое им количество целевых мест и списки претендентов на эти места, и подготовленные сведения передавались в учебные заведения. Порядок отбора претендентов не регламентировался, доступность, публичность и прозрачность процедур не обеспечивалась. В свою очередь, образовательными учреждениями выделялись места для приема на обучение на конкурсной основе среди претендентов-целевиков. Однако при этом никаких правовых механизмов, обеспечивающих гарантированное трудоустройство студентов после завершения обучения или их обязанность «отработать» определенный срок по требованиям заказчика, установлено не было.
Таким образом, в период с 2002 по 2013 год одновременно функционировали две системы: целевой прием по отдельному конкурсу и целевая подготовка студентов, уже поступивших на общих основаниях. Слабая правовая регламентация, отсутствие прозрачности процедур и критериев отбора претендентов, непроработанность четких механизмов ответственности участников правоотношений обусловили крайнюю неэффективность данной системы в части решения кадровых проблем отраслей экономики и социальной сферы. В сфере образования если и были положительные примеры использования данных механизмов для восполнения кадрового дефицита в образовательных учреждениях, то во многом только благодаря персональной активности руководителей местных органов образования или руководителей школ и других образовательных учреждений, а само решение задач качественного удовлетворения кадровых потребностей не носило системного характера.
В связи со вступлением в силу в 2013 году Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» регулирование целевой подготовки было упорядочено: в новом законе появилась отдельная статья 56 о целевом обучении, что ознаменовало начало следующего этапа в государственном регулировании целевого обучения. В соответствии с установленным в данной статье порядком сохранялся как целевой прием для абитуриентов, так и возможность для студента, принятого в общем конкурсе, заключить договор о целевом обучении с будущим работодателем. Второй вариант подразумевал, что заинтересованность студента состоит в получении гарантированного трудоустройства, а также в возможном получении мер материальной поддержки от будущего работода-
теля (стипендия, единовременная помощь, обеспечение жильем и так далее).
Введенный новый порядок предусматривал, что для целевого приема выделяются бюджетные места по специально выделенной квоте, на которые могут претендовать абитуриенты, предварительно заключившие договор о целевом обучении с публичными органами (федеральным, региональным или местного самоуправления), государственным учреждением, предприятием,корпорацией, компанией или компанией с государственным участием. В рамках такого договора заказчик целевого обучения был обязан трудоустроить выпускника, причем необязательно непосредственно к себе. Однако сроки трудоустройства законом не устанавливались, а несовершенный механизм ответственности позволял достаточно легко уклоняться от трудоустройства обеим сторонам договоров о целевом обучении, например, для выпускника - трудоустроиться и уволиться с соблюдением требований трудового законодательства, а работодателю - заявить об отсутствии подходящих вакансий. В таких условиях руководители местных органов образования и образовательных учреждений достаточно свободно пользовались возможностью заключать договоры о целевом обучении, что в определенной степени повышало долю студентов-целевиков по педагогическим специальностям. Однако, с другой стороны, прием на целевое обучение зачастую осуществлялся без какого-либо учета реальной и прогнозируемой потребности в педагогических кадрах.
Регулирование вопросов целевого обучения существенно поменялось с 1 января 2019 г., когда в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения [11]. В связи с тем, что данное регулирование действует и в настоящее время, на анализе основных положений действующего порядка и возникающих при его применении проблемах остановимся несколько подробнее.
В соответствии с внесенными изменениями 2019 года в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» появилась отдельная статья 71.1, которая регламентирует вопросы приема на целевое обучение на бюджетные места в рамках квоты. Согласно действующему порядку, количество бюджетных мест для квоты целевого приема определяется ежегодно с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. В зависимости от уровня финансирования обучения размер квоты определяется либо Правительством РФ, либо органом государственной власти субъекта РФ, либо муниципалитетом. В связи с тем, что подавляю-
щее большинство целевых мест оплачивается из федерального бюджета, основная масса квот на целевое обучение устанавливается Правительством Российской Федерации в виде процентной доли целевых мест в общем количестве бюджетных мест на соответствующий год по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) с указанием субъектов, в которые может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.
В период с 2017 по 2022 годы по педагогическим направлениям устанавливалась квота не более 20% от общего количества контрольных цифр приема. На 2023-2024 год набора впервые педагогические направления подготовки получили целевую квоту в объеме 30 %.
В соответствии с действующим порядком в ходе приемной кампании в рамках квоты среди абитуриентов-целевиков проводится конкурс отдельно от общего конкурса. Это увеличивает возможности для поступления на целевые места, поскольку конкурс, как правило, оказывается значительно ниже (табл. 1).
Однако самые главные изменения заключались во введении минимального срока обязательного трудоустройства и отработки выпускника после целевого обучения в течение трех лет, а также в определении мер ответственности за нарушения этого условия как для гражданина, так и для заказчика: были установлены существенные финансовые санкции за неисполнение обязательств по трудоустройству - штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъ-
екта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина.
Здесь нужно упомянуть законодательную оговорку о том, что действие указанных положений об изменении Закона об образовании не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу этих изменений. Таким образом, под действие нового порядка целевого обучения попали договоры о целевом обучении, заключенные в ходе приемной кампании 2019 года. Соответственно, только в текущем 2023 году произошел первый выпуск таких целевиков. Каково будет реальное состояние дел с трудоустройством, будет ли много случаев отказа в приеме на работу со стороны заказчиков или работодателей в сфере образования, уклонение от трудоустройства целевиков-педагогов, покажет ближайшее время, и можно будет более точно исследовать, смогли ли данные санкционные меры повлиять на преодоление кадрового дефицита педагогических кадров.
В то же время не вызывает сомнений, что установленный срок для отработки после выпуска из вуза, существенные санкции за нарушение условий о трудоустройстве одновременно стали значительным демо-тивирующим фактором для выбора абитуриентов в пользу заключения договоров о целевом обучении. В год вступления в силу нового порядка в вузах было отмечено резкое уменьшение числа зачисленных в рамках целевой квоты [16] (табл. 2). И дальнейший рост обеспечивался исключительно за счет индивидуальной
Таблица 1
Сравнение конкурсной ситуации за последние 3 года по очной форме обучения, бюджетная основа в БГПУ им. М. Акмуллы, чел./место
Направление подготовки Конкурс 2021 Конкурс 2022 Конкурс 2023
Общий Целевой Общий Целевой Общий Целевой
44.03.01 Педагогическое образование 6,61 1,24 6,25 1,6 5,39 1,09
44.03.02 Психолого-педагогическое образование 6,62 0,6 6,34 1,92 5,57 1,52
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование 7,56 1,3 7,04 1,6 7,46 1,86
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 11,8 0,74 11,78 1 8,46 0,7
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 4,97 2,2 5,5 2,64 4,15 1,48
Таблица 2
Динамика приема в рамках целевой квоты в вузах РФ (бакалавриат, специалитет, магистратура), чел.
Количество зачисленных 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Бакалавриат 5893 4683 4787 5669 5771 6692
Специалитет 26 13 15 22 30 28
Магистратура 450 438 613 714 641 728
Итого 6369 5134 5415 6405 6442 7448
работы вузов с муниципалитетами (методическое и консультационное сопровождение) и работы с самими абитуриентами, в т.ч. подготовка к ЕГЭ, встречи на факультетах и онлайн, родительские собрания абитуриентов.
Также рассматриваемые нормативные положения стали одной из непосредственных причин, по которой по большинству направлений подготовки квоты, выделенные для целевого обучения, не заполняются в полной мере. Абитуриенты, изначально планирующие поступать по целевому договору, в ходе приемной кампании отказываются от поступления в рамках квоты и уходят в общий конкурс, получив хорошие баллы по единому государственному экзамену.
По нашему мнению, данный неблагоприятный фактор в отношении целевиков-педагогов должен быть компенсирован обеспечением предоставления мер стимулирующего характера в объеме и размерах, мотивирующих абитуриентов и студентов делать выбор в пользу целевого обучения: дополнительная материальная поддержка в ходе обучения, компенсации на транспорт, проживание, разовые выплаты при трудоустройстве, другие меры поддержки, такие как предоставление наставника из числа опытных учителей и оказание методической помощи с учетом особенностей образовательной организации и т.п.
В сфере образования обязанность по приему выпускника-целевика после завершения им обучения под риском финансовых санкций также является достаточно очевидным фактором, снижающим мотивацию руководителей общеобразовательных учреждений и органов местного самоуправления по заключению договоров о целевом обучении в целях подготовки педагогических работников. Это связано в первую очередь с неопределенностью в вопросе возможности обеспечения трудоустройства выпускников согласно условиям договора о целевом обучении в связи существенным риском отсутствия вакансий в условиях периодического сокращения штатов, нагрузки, сохранения трудовых отношений с педагогами пенсионного возраста и т.д.
В этом плане решением могло бы быть внедрение и реализация соответствующей действующему законодательству практики заключения договоров о целевом обучении не самими образовательными организациями, а в качестве заказчиков - органами местного самоуправления для нужд подведомственных им муниципальных образовательных организаций. Это придало бы гибкости при определении конкретного места трудоустройства выпускника-целевика, так как рисков отсутствия вакансий в масштабах муниципального района (округа) или городского округа ста-
новится значительно меньше. Кроме того, это позволило бы более эффективно закрывать текущий кадровый дефицит педагогических кадров в масштабах муниципалитетов.
На вышеуказанную проблему также накладывается слабое прогнозирование кадрового дефицита на среднесрочную перспективу (4-5 лет) в регионах: нормативные правовые акты на федеральном уровне отсутствуют, конкретные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу в отношении дошкольных и общеобразовательных организаций не закреплены, а органы местного самоуправления без соответствующей нормативной правовой базы и методической поддержки данной работой системно не занимаются, как правило, делая это от случая к случаю, в «ручном режиме».
Также следует отметить, что введенный в 2019 году новый порядок целевого обучения не смог решить проблему отсутствия публичности и прозрачности отбора претендентов на целевое обучение, а также обеспечения контроля качества приема в рамках целевого обучения [12, с. 570-585]. В Положении о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681, равно как и в самом Законе отношения регламентированы лишь с этапа заключения договора. Процедуры, основания и критерии принятия заказчиком решения о заключении договора о целевом обучении с конкретным абитуриентом в указанных документах не регламентировались. Получается, что законодатель оставил данный вопрос на усмотрение организации, принимающей решения направить его на целевое обучение.
Тем не менее на региональном и муниципальном уровнях в разных субъектах Российской Федерации по-разному были предприняты попытки как-то восполнить этот пробел. С учетом особенностей распределения полномочий в сфере образования между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления практика пошла по пути принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации (министерствами, департаментами и т.д.), органами местного самоуправления нормативных правовых актов, которые регулировали, по сути, внутренний порядок отбора претендентов в конкретном органе в качестве заказчиков целевого обучения: порядок, формы и сроки подачи заявок, комиссионное, как правило, проведение конкурсов, условия принятия и критерии оценки заявок [13-15]. Отбором претендентов на целевое обучение педагогических кад-
ров, как правило, занимаются муниципальные органы в области образования. Однако в принципе законодательно на заказчика не возложена обязанность заключать договор о целевом обучении, даже если проведен соответствующий отбор претендентов и выявлены победители. Правовых механизмов защиты прав гражданина в данном случае нет. В некоторых регионах, где даже эта практика не сформировалось и не были изданы соответствующие нормативные правовые акты, дошкольные и общеобразовательные организации «вполне на законных основаниях» самостоятельно принимали и принимают решения о заключении договоров о целевом обучении без проведения каких-либо конкурсных отборов.
Поэтому в соответствии с действующей нормативно-правовой базой отбор претендентов на целевое обучение находится в значительной степени в «серой», слабо урегулированной зоне, не обеспечивающей общедоступность и прозрачность конкурсов, отбор достойных кандидатов, гарантии прав граждан, и в целом эффективность кадровой политики, обеспечивающей в последующем возвращение подготовленного специалиста. Сохраняются серьезные коррупционные риски, что в будущем может приводить и к неконкурентному, закрытому трудоустройству по итогам целевого обучения в государственные и муниципальные организации, в том числе в сфере образования.
Указанные недостатки призваны устранить предстоящие кардинальные изменения в правовом регулировании целевого обучения, которые в полной мере касаются и целевой подготовки педагогических кадров, в связи с принятием Федерального закона от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», основные положения которого должны вступить с 1 мая 2024 года и применяться, начиная с кампании по приему на обучение по основным профессиональным образовательным программам на 2024/25 учебный год.
Основные изменения, которые внесены в статьи 56 и 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вне всякого сомнения, существенно отразятся на организации целевого обучения педагогических кадров и потребуют значительных мер по подготовке систем образования субъектов Российской Федерации и педагогических вузов к таким изменениям.
В первую очередь следует отметить, что законодатель сохранил ранее существовавшие два вида целевого обучения: целевое обучение при поступлении на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования (целе-
вой прием) и переход на целевое обучение студентов, обучающихся по соответствующей образовательной программе. Однако порядок заключения договоров целевого обучения и роль заказчиков на данном этапе коренным образом меняются.
В соответствии с частью 7 ст. 56 Федерального закона процедура, связанная с целевым обучением, начинается с того, что заказчик целевого обучения размещает на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» предложения о заключении договора или договоров о целевом обучении, которые должны содержать: 1) сведения о трудовой деятельности в соответствии с получаемой квалификацией, о месте осуществления трудовой деятельности; 2) сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых должно быть организовано целевое обучение, и о профессиях, которым требуется целевое обучение в каждой из указанных организаций; 3) сведения о мерах поддержки; 4) сведения о требованиях, которые предъявляются заказчиком целевого обучения к гражданам;
5) сведения о требованиях к успеваемости целевика и порядке сокращения заказчиком мер поддержки при невыполнении гражданином этих требований;
6) контакты ответственных лиц. Гражданин самостоятельно знакомится с предложениями о целевом обучении.
Согласно пункту 4 части 7 новой редакции ст. 56 Закона перечень требований, которые предъявляются заказчиком целевого обучения к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении, определяется Правительством Российской Федерации. В данный перечень не должны включаться требования к учебным достижениям, учитываемые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» при приеме на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, а также квалификационные требования к уровню образования.
Таким образом, вышеуказанные нормы направлены на обеспечение открытости информации о возможности целевого обучения и всех его существенных условий, а также доступности целевого обучения для широкого круга заинтересованных граждан, что безусловно является большим плюсом по сравнению с ранее действовавшим порядком, устраняя в значительной степени пробел в правовом регулировании стадии до заключения договора о целевом обучении.
В новой редакции закона также установлено, что гражданин, желающий заключить договор о целевом обучении, может подать заявку при приеме на обуче-
ние или непосредственно во время обучения по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования. При приеме на обучение указанная заявка подается в бумажном или электронном виде, во время обучения она подается в бумажном виде.
При подаче заявки в бумажном виде гражданин непосредственно обращается к заказчику целевого обучения или в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой должно быть организовано целевое обучение. В электронном виде заявка подается посредством платформы одновременно с подачей заявления о приеме на обучение. Гражданин представляет сведения, подтверждающие его соответствие требованиям, предъявляемым заказчиком целевого обучения к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении.
При приеме на обучение договор о целевом обучении заключается после проведения всех процедур, установленных порядком приема (проведения конкурса) и издания распорядительного акта о приеме гражданина на обучение, но не позднее начала учебного года. Договор о целевом обучении заключается с гражданином, соответствующим требованиям, предъявляемым заказчиком целевого обучения к гражданам, с которыми может быть заключен договор о целевом обучении и которые приняты на обучение. Особенности поступления на обучение по образовательной программе высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в пределах установленной квоты, установлены статьей 71.1 Федерального закона.
Главная особенность целевого приема на бюджетные места по квотам в новой редакции закона также пока сохраняется: предусматривается проведение отдельных конкурсов на места в пределах квоты приема на целевое обучение. При этом на этапе до издания акта о приеме гражданина на обучение предусматривается оформление им согласия на заключение договора о целевом обучении (новая редакция части 1 ст. 71.1 Закона об образовании). Не исключается, что процедурно данное согласие может быть выражено в самом заявлении о приеме на обучение.
Также в новой редакции Закона появилась норма о том, что в случае, если заказчиком целевого обучения является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления сведения о месте осуществления трудовой деятельности могут содержать только данные об основном виде дея-
тельности и организационно-правовой форме организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении, а также о субъекте Российской Федерации, на территории которого такое юридическое лицо расположено.
Таким образом, кардинально меняется алгоритм приема на целевое обучение: вместо действующей в настоящее время схемы «заключение договора на целевое обучение - заявление на прием на обучение - конкурс в рамках целевых мест - прием на обучение» выстраивается схема «публикация информации заказчика с предложением о заключении договора о целевом обучении - одновременная заявка на целевое обучение и заявление на прием на обучение - конкурс в рамках целевых мест - прием на обучение -заключение договора о целевом обучении».
Как это отразится на целевой подготовке педагогических кадров?
С одной стороны, как может показаться на первый взгляд, внедрение общедоступной электронной платформы с предложениями заказчиков целевого обучения дает возможность муниципалитетам, школам и дошкольным образовательным организациям привлекать абитуриентов на целевое обучение со всей России. Однако очевидно, что такие же возможности появляются у всех других заказчиков и потенциальных работодателей, которые могут иметь больше конкурентных преимуществ по сравнению с образовательными организациями, прежде всего, по уровню заработной платы, карьерных перспектив и т.д. В таких конкурентных условиях важным фактором привлечения абитуриентов на целевое обучение по педагогическим специальностям могут быть выполнение заказчиками установленных законом требований о том, что при приеме на целевое обучение меры материального стимулирования гражданина, с которым заключается договор о целевом обучении, в период его обучения устанавливаются в объеме на уровне не ниже размера государственной академической стипендии (часть 1.1 ст. 71.1 новой редакции Закона об образовании). Более того, как представляется, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитеты должны прилагать усилия по расширению перечня и (или) повышению размера мер поддержки на период обучения, а также вводить дополнительные меры социальной поддержки для выпускников-целевиков по педагогическим специальностям. Без этого сложно будет добиться конкурентоспособности целевого обучения педагогов для восполнения кадровых потребностей образовательных организаций регионов и муниципалитетов.
В новой редакции закона также появились положения, которые направлены на укрепление связки «вуз -студент-целевик - заказчик (работодатель)» в период обучения студента. В действующей на настоящий момент редакции закона содержалась несколько неопределенная норма о том, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения студентом-целевиком практики. Как правило, это положение дублируется в договорах о целевом обучении.
В новой редакции положения о прохождении практики студентом-целевиком сформулированы более конкретно, а также появились нормы об индивидуальном сопровождении наставником. Согласно измененной редакции Закона договором о целевом обучении могут предусматриваться условия о прохождении гражданином практической подготовки у заказчика целевого обучения или в организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении, и об индивидуальном сопровождении гражданина представителем заказчика целевого обучения или организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении (наставником). В случае если в договор включаются такие положения, то обязательства по обеспечению условий для прохождения практики, предоставлению наставника возлагаются на заказчика (п. 2 ч. 5 ст. 56 Закона об образовании).
В случае если в договор о целевом обучении вводятся условия о прохождении практики, индивидуальном сопровождении наставников, контроле за успеваемостью, то обязательной стороной договора должна быть организация, осуществляющая образовательную деятельность: у нее появляются обязательства по организации практической подготовки гражданина в местах, определенных договором о целевом обучении, по предоставлению заказчику целевого обучения по его заявлению сведений о результатах освоения гражданином образовательной программы, результатах прохождения им промежуточной и итоговой аттестации (п. 1 ч. 5 ст. 56 Закона об образовании).
Новая редакция закона в целом сохранила основные положения о мерах ответственности за неисполнение отдельных условий договора о целевом обучении.
В соответствии с частью 15 новой редакции Закона в случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, или расторжения им договора о целевом обучении в односторон-
нем порядке, заказчик целевого обучения выплачивает гражданину компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения). Новым положением здесь является то, что указанная компенсация будет выплачиваться и в случае расторжения заказчиком договора о целевом обучении в одностороннем порядке.
Появилась также норма о том, что в случае непредоставления гражданину мер поддержки, предусмотренных договором о целевом обучении, гражданин вправе досрочно расторгнуть договор о целевом обучении. Данная норма будет иметь важное значение для сохранения заказчиками мер поддержки, которые изначально «обещаны» студенту-целевику при размещении предложения на публичной электронной платформе.
Для образовательных организаций и муниципалитетов это означает необходимость долгосрочного планирования своих расходов на поддержку студентов-целевиков. Существует риск того, что заказчики будут стремиться предусматривать минимальные формы такой поддержки, чтобы избежать возможного расторжения договоров о целевом обучении. Но для сферы образования такое уменьшение гарантированных мер поддержки опять угрожает снижением привлекательности поступления на целевое обучение на педагогические специальности.
Новые редакции статьи 56, статьи 71.1 Закона об образовании сохранили установленные еще в 2019 году меры ответственности граждан и заказчиков в случаях одностороннего расторжения договоров о целевом обучении, необеспечения трудоустройства (со стороны заказчиков) или трудовой деятельности в установленный договором срок (со стороны граждан, проходивших целевое обучение): установленные законом компенсации (ч. 15-16 ст. 56 Закона об образовании), а при обучении за счет ассигнований бюджета -штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который зачисляется в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (ч. 6 ст. 71.1 Закона об образовании). Однако кроме этого, в статье 71.1 Закона появилась норма, призванная регулировать неоднозначные ситуации на начальном этапе отношений по целевому обучению: если заказчик целевого обучения отказался от заключения договора о целе-
вом обучении с гражданином, принятым на обучение по образовательной программе высшего образования за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты, или расторгнул договор о целевом обучении в одностороннем порядке до прохождения гражданином первой промежуточной аттестации, заказчик целевого обучения выплачивает штраф в размере бюджетных расходов за первый год обучения гражданина.
Несмотря на то, что в новой редакции Закона об образовании многие вопросы целевого обучения урегулированы намного более детально, чем в предыдущей версии, многие нюансы регулирования будут определяться в подзаконными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, требования, которые могут предъявлять заказчики целевого обучения к гражданам, с которыми заключается договор о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок и сроки размещения сторонами договора о целевом обучении на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» уведомлений о случаях неисполнения договора о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, типовую форму договора о целевом обучении, форму предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении, форму заявки на заключение договора о целевом обучении, порядок и сроки размещения предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении на платформе, содержание и порядок подачи согласия на заключение договора о целевом обучении через единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Однако какие бы новые нюансы ни появились, установленную в новой редакции закона концепцию целевого обучения они кардинально не изменят. И всей системе образования необходимо будет готовиться к грядущим изменениям, каждому уровню этой системы -на своем уровне.
Заключение
Выявленные в ходе настоящего исследования проблемы в действующей модели целевого обучения и системный анализ законодательных изменений в рассматриваемой сфере позволили авторам выработать
следующие предложения в целях обеспечения готовности системы образования к предстоящим изменениям и совершенствования системы целевой подготовки педагогических кадров:
1. Внедрение в регионах системы учета и прогнозирования потребности в педагогических кадрах на короткую (1 год) и среднесрочную перспективу (4-5 лет). Для того чтобы система полноценно работала, необходимо наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в области прогнозирования и подготовки кадров в сфере образования на уровне федерального закона не только в отношении средних профессиональных образовательных организаций, но и дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. Как альтернативный вариант, возможно перераспределение этих полномочий между органами государственной власти регионов и муниципалитетов.
2. Организация системы подготовки кадров в регионах таким образом, чтобы функции заказчиков по договорам целевого обучения для нужд дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций выполняли органы местного самоуправления, а в небольших регионах - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Рекомендуется на уровне муниципалитетов и регионов определять специалистов, ответственных за вопросы организации целевого обучения. При этом предлагается в разумной степени использовать предоставленную законом возможность в таких случаях в качестве сведений о месте осуществления трудовой деятельности указывать данные об основном виде деятельности и организационно-правовой форме организации, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении, а также о субъекте Российской Федерации, на территории которого такое юридическое лицо расположено. Это предоставит возможность органам местного самоуправления (органам исполнительной власти регионов) гибко решать вопросы в случае возникновения риска отсутствия вакансий к моменту выпуска из учебного заведения студента-целевика и в целом более эффективно проводить кадровую политику. В то же время должен быть обеспечен баланс публичных интересов и интересов граждан. Если абитуриенты и студенты при рассмотрении предложений заказчиков целевого обучения по педагогическим специальностям будут видеть «перспективы» отправления в отдаленные сельские районы или населенные пункты, или города с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, то желающих поступать на целевое обучение будущих
педагогов будет не очень много. При этом потенциальных работодателей - муниципальные образовательные организации - из процесса полностью исключать нельзя: целесообразны различные формы их участия как на стадии формирования предложения о заключении договора о целевом обучении, так и - подписания договора о целевом обучении (как минимум, получение информации о заключении договора), и самое главное - вовлекать их в процесс индивидуального сопровождения студентов-целевиков.
3. В конкурентной борьбе за кадры и студентов-целевиков важное значение приобретает совместная скоординированная профориентационная работа общеобразовательных организаций, муниципальных органов в сфере образования и педагогических вузов. Это обусловливает необходимость подготовки четких методических рекомендаций по организации такой работы.
4. Следует учитывать, что согласно действующим нормам закона при приеме на целевое обучение меры материального стимулирования гражданина, с которым заключается договор о целевом обучении, в период его обучения устанавливаются в объеме на уровне не ниже размера государственной академической стипендии (ч. 1.1 ст. 71.1 новой редакции Закона об образовании). Поэтому в бюджетном планировании на 2024 год и последующие годы регионам и муниципалитетам следует предусматривать источники финансирования мер поддержки студентов-целевиков, а также определять меры социальной поддержки для будущих педагогов, в том числе завершающих получение образования в рамках целевого обучения. Более того, как представляется, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитеты должны прилагать усилия по расширению перечня и (или) повышению размера мер поддержки на период обучения, а также вводить дополнительные меры социальной поддержки для выпускников-целевиков по педагогическим специальностям. Без таких стимулов сфере образования с не самим высоким уровнем заработной платы (особенно для молодых специалистов) будет довольно сложно выдерживать конкуренцию с другими заказчиками целевого обучения, а также давать преимущество перед получением образования с поступлением по конкурсу на общих основаниях.
Литература
1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года : утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqf ohMeoToZAwtA5.pdf. (дата обращения: 10.08.2023).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202304140038 (дата обращения: 13.08.2023).
3. Мережко А. Социология права Н. С. Тимашева. Одесса : Фешкс, 2012. 240 с.
4. Сагитов С. Т. Управление сферой культуры: социологический анализ. М. : Наука, 2022. 223 с.
5. Зборовский Г Е., Костина Н. Б. Социология управления. М. : Гардарики, 2004. 272 с.
6. Положение о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений от 1 августа 1988 года : утвержденное Гособразование СССР, Госплан СССР, Госкомтруд СССР, Министерство финансов СССР, Министерством юстиции СССР [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14935.htm (дата обращения: 15.08.2023).
7. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М. : Экономика, 1980. 776 c.
8. О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве : Постановление ЦК КП СС и Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. № 325 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901778983 (дата обращения: 11.08.2023).
9. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием : Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942 // Собрание законодательства Российской Федерации, № 39, 25.09.95 г.
10. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» : Федеральный закон от 25.06.2002 № 71-ФЗ (ред. от 08.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2517.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения : Федеральный закон от 03.08.2018 № 337-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201808040004 (дата обращения: 04.08.2023).
12. Андреев К. Г. Целевое обучение: проблема публичности и объективности конкурса на заключение договора между гражданами и государственными или муниципальными органами // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 570-585.
13. Об утверждении Порядка отбора граждан для заключения договоров о целевом обучении по образовательным программам высшего образования в 2022 году : Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 22 марта 2022 г. № 323 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ hotlaw/altay/1538173/ (дата обращения: 09.09.2023).
14. О порядке проведения отбора претендентов на заключение договора о целевом обучении в образовательной организации среднего профессионального или высшего образования : Постановление Исполнительного Комитета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан от 31.05.2021 № 159 [Электронный ресурс]. URL: https:// pravo.tatarstan.ru/file/npa/2021-06/782739/npa_782740.pdf (дата обращения: 09.09.2023).
15. Об организации отбора претендентов на заключение договора о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образова-
ния : Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27 июня 2019 года № 226 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553380593 (дата обращения: 09.09.2023).
16. Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki. gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 29.01.2024).
References
1. Koncepcija podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sistemy obra-zovanija na period do 2030 goda, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 ijunja 2022 g. N 1688-r [The concept of training teaching staff for the education system for the period until 2030, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of June 24, 2022 no. 1688-r]. URL: http://static. government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZA wtA5.pdf ^^ssed 10.08.2023). (In Russian).
2. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". Federal'nyj zakon ot 14 aprelja 2023 g. N 124-FZ [The Federal Law of April 14, 2023 no. 124-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202304140038 (accessed 13.08.2023). (In Russian).
3. Merezhko A. Sociologija prava N. S. Timasheva [Sociology of law of N. S. Timashev]. Odessa, 2012. 240 p. (In Russian).
4. Sagitov S. T. Upravlenie sferoj kul'tury: sociologicheskij analiz [Managing the cultural sphere: sociological analysis]. Moscow, 2022. 223 p. (In Russian).
5. Zborovskij G. E., Kostina N. B. Sociologija upravlenija [Sociology of Management]. Moscow, 2004. 272 p. (In Russian).
6. Polozhenie o raspredelenii i ispol'zovanii v narodnom hozjajstve vypusknikov vysshih i srednih special'nyh uchebnyh zavedenij ot 1 avgusta 1988 goda, utverzhdennoe Gosobrazovanie SSSR, Gos-plan SSSR, Goskomtrud SSSR, Ministerstvo finansov SSSR, Mini-sterstvom justicii SSSR [The Regulations on the distribution and employment in the national economy of higher and secondary specialized educational institutions graduates dated August 1, 1988, approved by the State Education Committee of the USSR, the State Planning Committee of the USSR, the State Committee for Labor of the USSR, the Ministry of Finance of the USSR, the Ministry of Justice of the USSR]. URL: https://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_14935.htm/ (accessed 15.08.2023). (In Russian).
7. Metodicheskie ukazanija k razrabotke gosudarstvennyh planov jekonomicheskogo i social'nogo razvitija SSSR [Guidelines for the development of state plans for economic and social development of the USSR]. Moscow, 1980. 776 p. (In Russian).
8. O merah po korennomu uluchsheniju kachestva podgotovki i ispol'zovanija specialistov s vysshim obrazovaniem v narodnom hozjajstve. Postanovlenie CK KP SS i Soveta Ministrov SSSR ot 13 marta 1987 g. N 325 [The Resolution of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union and the Council of Ministers of the USSR "On measures to radically improve the quality of training and employment of specialists with higher education in the national economy" dated March 13, 1987 no. 325]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901778983] (accessed 11.08.2023). (In Russian).
9. O celevoj kontraktnoj podgotovke specialistov s vysshim i srednim professional'nym obrazovaniem. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19 sentjabrja 1995 goda N 942 [The Decree of the Government of the Russian Federation of September 19, 1995 no. 942 "On targeted contract training of specialists with higher and secondary vocational education"].
Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, no. 39, 25.09.95. (In Russian).
10. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Rossijskoj Federacii "Ob obrazovanii" i Federal'nyj zakon "O vysshem i posle-vuzovskom professional'nom obrazovanii". Federal'nyj zakon ot 25.06.2002 N 71-FZ (red. ot 08.05.2010) [The Federal Law of June 25, 2002 no. 71-FZ (as amended on May 8, 2010) "On Amendments and Additions to the Law of the Russian Federation "On Education" and the Federal Law "On Higher and Postgraduate Professional Education"]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2002, no. 26, art. 2517. (In Russian).
11. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovanija celevogo obuchenija. Federal'nyj zakon ot 03.08.2018 N 337-FZ [The Federal Law of 03.08.2018 no. 337-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of improving targeted training"]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201808040004] (accessed 04.08.2023). (In Russian).
12. Andreev K. G. Celevoe obuchenie: problema publichnosti i ob"ektivnosti konkursa na zakljuchenie dogovora mezhdu grazhdanami i gosudarstvennymi ili municipal'nymi organami [Targeted training: the problem of publicity and objectivity of the competition for concluding an agreement between citizens and state or municipal authorities]. Voprosy rossijskoj justicii, 2020, no. 9, pp. 570-585. (In Russian).
13. Ob utverzhdenii Porjadka otbora grazhdan dlja zakljuchenija dogovorov o celevom obuchenii po obrazovatel'nym program-mam vysshego obrazovanija v 2022 godu. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Respubliki Altaj ot 22 marta 2022 g. N 323 [The Order of the Ministry of Education and Science of the Altai Republic dated March 22, 2022 no. 323 "On approval of the Procedure for selecting citizens for concluding agreements on targeted training in educational programs of higher education in 2022"]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/altay/1538173/ (accessed 09.09.2023). (In Russian).
14. O porjadke provedenija otbora pretendentov na zakljuchenie dogovora o celevom obuchenii v obrazovatel'noj organizacii sred-nego professional'nogo ili vysshego obrazovanija. Postanovlenie Ispolnitel'nogo Komiteta Al'keevskogo municipal'nogo rajona Respubliki Tatarstan ot 31.05.2021 N 159 [The Resolution of the Executive Committee of the Alkeevsky Municipal District of the Republic of Tatarstan dated May 31, 2021 no. 159 "On the procedure for selecting applicants for concluding an agreement on targeted training in an educational organization of secondary vocational or higher education"]. URL: https://pravo.tatarstan.ru/file/ npa/2021-06/782739/npa_782740.pdf (accessed 09.09.2023). (In Russian).
15. Ob organizacii otbora pretendentov na zakljuchenie dogovora o celevom obuchenii po obrazovatel'nym programmam sred-nego professional'nogo i vysshego obrazovanija. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Severnaja Osetija-Alanija ot 27 ijunja 2019 goda N 226 [The Decree of the Government of the Republic of North Ossetia-Alania dated June 27, 2019 no. 226 "On organizing the selection of applicants for concluding an agreement on targeted training in educational programs of secondary vocational and higher education."]. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/553380593 (accessed 09.09.2023). (In Russian).
16. Forma № VPO-1 "Svedenija ob organizacii, osushhestvljajush-hej obrazovatel'nuju dejatel'nost' po obrazovatel'nym program-mam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury" [Form no. VPO-1 "Information about the organization carrying out educational activities in educational programs of higher education - bachelor's programs, specialty programs, master's programs"]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/action/stat/ highed/ (accessed 29.01.2024). (In Russian).