Научная статья на тему 'Особенности трудоустройства и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации'

Особенности трудоустройства и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КВОТА / ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПАТЕНТ / РАБОТОДАТЕЛЬ / FOREIGN CITIZENS / EMPLOYMENT / QUOTA / FOREIGN WORKER / HIGHLY QUALIFIED SPECIALIST / LICENSE / EMPLOYER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клечковская Людмила Герасимовна

Рассмотрены новации российского законодательства о трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации. Раскрыты особенности трудоустройства и трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в порядке, требующем получения визы, и в безвизовом порядке, высококвалифицированных специалистов и работающих у физических лиц при наличии патента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of foreign citizens labour and employment in the Russian Federation

The new norms of Russian legislation aimed at employment and foreign citizens labour are analyzed. The peculiarities of the following issues are disclosed: employment and labour of foreign citizens who came on the condition of getting visa and visa-free order as well; labour of the highly qualified specialists and those who was employed by individuals having license

Текст научной работы на тему «Особенности трудоустройства и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Л. Г. Клечковская

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены новации российского законодательства о трудоустройстве и осуществлении трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации. Раскрыты особенности трудоустройства и трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в порядке, требующем получения визы, и в безвизовом порядке, высококвалифицированных специалистов и работающих у физических лиц при наличии патента.

Ключевые слова: иностранные граждане; трудоустройство; квота; иностранный работник; высококвалифицированный специалист; патент;работодатель.

Демографическая ситуация в России вызывает тревогу. Если на 01.01.1993 г. численность населения страны составляла 148 млн. 561,7 тыс. человек, то на 01.01.2009 г. уже - 141 млн. 820,5 тыс. человек [1], т. е. уменьшилась на 7 млн. человек.

Поэтому в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечено, что повышение трудовой мобильности населения (на 6,7% в год в 2011 - 2015 гг. и на 7,5% в 2016-2020 гг.) и привлечение иностранной рабочей силы рассматриваются как необходимые элементы развития экономики [2].

В 2008 г. в Россию прибыло 2 млн. 215,9 тыс. человек, выбыло - 1 млн. 973,8 тыс. человек, т. е. миграционный прирост составил 242 106 человек [3]. Следовательно, в миграционной политике РФ одним из основных направлений является формирование законодательства о приеме, об условиях трудоустройства и осуществлении трудовой деятельности иностранных граждан.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115) [4] под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается его работа в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ закрепляет права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства наравне с гражданами РФ. На них, как и на граждан РФ, распространяется ч.1 ст. 37 Конституции РФ, которая регламентирует свободу труда, право каждого распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности, профессию.

Л. Г. Клечковская

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Очевидно, что законодательство РФ, закрепляя правовую основу для регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан, заключивших трудовой договор, исходит из трудоправового характера их прав и обязанностей.

Особенности трудовых отношений с иностранным работником обусловлены целью и основанием его пребывания в РФ, наличием между РФ и страной гражданства иностранного лица договора о регулировании трудовых отношений.

Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в РФ, могут выступать в качестве как работников, так и работодателей. В качестве работников они заключают трудовой договор с работодателем.

Работодателем в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона № 115 является физическое или юридическое лицо, которое получило в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и их труда на основании заключенных трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели в трудовых отношениях с работниками и иных непосредственно связанных с ними отношениях обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В то же время ст. 11 Трудового кодекса РФ устанавливает пределы действия общих норм, содержащихся в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах о труде. Так, общие правовые нормы не применяются в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования.

Таким образом, из содержания ст. 11 Трудового кодекса РФ вытекает, что при регулировании труда иностранных работников могут быть использованы как общие, так и специальные нормы, учитывающие особенности регламентации их труда.

Представляется возможным выделить следующие категории иностранных граждан:

- временно проживающие на территории РФ;

- прибывшие в качестве иностранных работников в порядке, требующем получения визы;

- прибывшие в порядке, не требующем получения визы;

- высококвалифицированные специалисты;

- осуществляющие трудовую деятельность у физических лиц при наличии патента;

- участвующие в организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолим-пийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи [5];

- занятые в подготовке встречи глав государств и правительств стран - участниц форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое содружество» в 2012 г. в г. Владивостоке [6].

На основе анализа законодательства, регулирующего трудовую деятельность иностранных граждан в РФ, можно выделить следующие особенности их трудоустройства и осуществления ими трудовой деятельности:

1) порядок привлечения к трудовой деятельности;

2) ограничения в выборе трудовой деятельности;

3) порядок осуществления трудовой деятельности;

4) срок действия разрешения на работу.

1. Для привлечения и использования иностранной рабочей силы законодательно определены требования как для иностранных граждан, желающих работать в РФ, так и для работодателей. К таким требованиям, в частности, относятся: установление квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ, получение работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников, получение иностранным гражданином разрешения на работу.

Правительство РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, учитывая демографическую ситуацию в соответствующем субъекте и его возможности по обустройству иностранных граждан, ежегодно утверждает квоту на выдачу им (за исключением прибывших в порядке, не требующем получения визы) приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности. При этом предложения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Так, например, на 2010 г. была утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 611,08 тыс. приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и 1 млн. 944,3 тыс. разрешений на работу [7], на 2011 г. - 499,65 тыс. приглашений и 1 млн. 745,6 тыс. разрешений на работу [8].

Сокращение числа разрешений на работу для иностранцев связано с введением в июле 2010 г. патентной системы для работников, приезжающих для трудоустройства у физических лиц, а также приглашением высококвалифицированных специалистов, на которых квоты не распространяются.

Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного, нескольких субъектов, так и на всей территории РФ.

Работодатели и заказчики работ (услуг), пригласившие иностранных граждан в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с ними новый трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны: иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (кроме тех случаев, когда они прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, или являются высококвалифицированными специалистами); обеспечить им получение разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации по месту пребывания; уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников; содействовать их выезду по истечении срока договора; оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранных граждан, принятых на работу с нарушением установленного порядка; направлять в соответствующий орган информацию о нарушении иностранными работниками условий договора, досрочном расторжении договора, а также информацию о самовольном оставлении ими места работы или пребывания.

С 15 января 2007 г. порядок постановки на миграционный учет и трудоустройства иностранных граждан стал проще. Указанный Федеральный закон был дополнен ст. 13.1 «Трудовая деятельность иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы». Таким гражданам разрешение на работу выдает федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган на основании заявления о выдаче разрешения на работу и представления соответствующих документов. Причем заявление может быть подано лично иностранным гражданином либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство, либо через лицо, выступающее в соответствии с Гражданским кодексом РФ в качестве его представителя. Эту категорию иностранных граждан, имеющих разрешение на работу, работодатели вправе привлекать к трудовой деятельности без разрешения на их привлечение и использование.

Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они хотят привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски. Нанимать специалистов на вышеуказанных условиях вправе работодатели или заказчики работ (услуг), указанные в п. 5 ст. 13.2 упомянутого Федерального закона.

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, оформления приглашения на въезд работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста, трудовой или гражданско-правовой договор с этим специалистом на выполнение работ (оказание услуг) и другие документы, предусмотренные п. 6 ст. 13.2 указанного Федерального закона.

В ходатайстве отражаются сведения о компетентности и об уровне квалификации данного специалиста, о документах, подтверждающих наличие профессионального образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрены законодательством РФ), для их внесения в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности.

Отказ в приеме ходатайства не допускается, кроме тех случаев, когда работодатели или заказчики работ (услуг) не представляют требуемых документов.

С 1 июля 2010 г. граждане РФ имеют право привлекать к труду по найму на основании трудового или гражданско-правового договора для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем визы, при наличии патента. Для осуществления деятельности, не являющейся трудовой, у физических лиц иностранный гражданин, имеющий патент, обязан получить разрешение на работу в установленном порядке.

2. Следующей особенностью в регулировании труда иностранных граждан являются ограничения при приеме на работу. Согласно ст. 14 Федерального закона № 115 иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе (отношение иностранных граждан к государственной службе определяется законом);

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утвержден постановлением Правительства РФ № 755 [9];

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен законом.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежат Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

3. Порядок осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяется Федеральным законом № 115. Так, ст. 13.1 Закона регулирует трудовую деятельность иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы; ст. 13.2 закрепляет особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами; ст. 13.3 указывает на особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц.

При этом временно пребывающий и (или) проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу и (или) временное проживание.

Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в РФ, - вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающим в РФ - вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

4. Одной из особенностей осуществления трудовой деятельности иностранными работниками является срок действия разрешения на работу.

Среди новаций предусмотрены меры, которые упорядочивают нахождение и ведение трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в РФ в безвизовом порядке.

Разрешение на работу выдается:

1) на срок временного пребывания;

2) на срок действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня въезда в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.2 указанного Федерального закона.

Теперь разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Срок действия

разрешения на работу может быть продлен. Для этого иностранный гражданин должен за пятнадцать рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в территориальный миграционный орган документы, предусмотренные п. 7.1 ст. 13.1 Федерального закона.

Кроме того, с 1 июля 2010 г. расширен перечень обязанностей работодателей. Так, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять соответствующие органы в сфере миграции и центры занятости населения не только о заключении, но и расторжении договоров с иностранными работниками, а также предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, получившему разрешение на временное проживание, может быть продлен. В таком случае он должен представить в территориальный миграционный орган следующие документы: заявление о продлении срока действия разрешения на работу, разрешение на работу, разрешение на временное проживание, трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

Следует отметить, что решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается без учета квот на выдачу таких разрешений и отказ в приеме заявления о его продлении не допускается, кроме случаев непредставления вышеуказанных документов.

Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), который он заключил с работодателем или заказчиком, но не более чем на три года. Указанный срок может быть неоднократно пролонгирован на срок действия договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае если в соответствии с договором предполагается осуществление трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов РФ, то данному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на этих территориях.

Работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны ежеквартально уведомлять федеральный миграционный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения договоров с ними и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем визы, и осуществляющим трудовую деятельность у физических лиц, патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. Но при этом общий срок действия патента с учетом пролонгации не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который

уплачен налог. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи иностранный гражданин вправе обратиться в соответствующие органы в сфере миграции за получением нового патента.

Таким образом, в настоящее время вопросы правового статуса иностранных работников на законодательном уровне в основном регулируются Федеральным законом № 115, однако особенности их трудоустройства и осуществления трудовой деятельности пока еще не нашли своего отражения в Трудовом кодексе РФ.

Поэтому необходимо урегулировать на законодательном уровне следующие вопросы: может ли иностранный работник быть переведен на другую работу в той же организации, к другому работодателю, вместе с работодателем в другую местность; возможно ли изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда; возможен ли временный перевод на другую работу; каковы последствия восстановления на работе незаконно уволенного иностранного работника и др. По нашему мнению, Трудовой кодекс РФ следует дополнить главой «Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными работниками».

В целях совершенствования законодательства об участии иностранных граждан в трудовых отношениях также представляется целесообразным изменить название ст. 13 Федерального закона № 115 «Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях» на название «Условия участия иностранных граждан в трудовой деятельности», так как в данной статье речь идет не только об использовании труда иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, но и об использовании их труда на основании заключенных гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Поскольку законодательно не предусмотрена ответственность работодателя за привлечение к работе мигранта без патента либо с просроченным патентом, а это может привести к бесконтрольному притоку трудовых мигрантов, следует в обязательном порядке требовать предъявления заключенного трудового или гражданско-правового договора при получении разрешения на работу.

Кроме того, целесообразно предоставить ФМС России полномочия приостанавливать действие или аннулировать разрешения на работу в случаях нарушения не только миграционного, но и трудового или налогового законодательства.

Использованные источники

1. Численность населения // Демографический ежегодник России. 2009. Разд. 8.1. С. 499.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17. 11. 2008 № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08. 08. 2009 № 1121-р) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

3. Общие итоги миграции населения // Демографический ежегодник России. 2009. Разд. 7.1. С. 402-403.

4. Федеральный закон от 25. 07. 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23. 07. 2010) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.referent.ru/1/66355.

5. Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные

В. К. Афонин

законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2007/12/05/sochi-dok.htm/.

6. Федеральный закон от 08.05.2009 № 93-Ф3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участниц форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество'' в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2007/05/15/ ates-dok.htm.

7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 № 963 «Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http: //de-palt.alt/ru/normative/legistation/post963/index.html.

8. Постановление Правительства РФ от 12.11.2010 № 895 «Об определении потребности в привлечении в РФ иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2011 год» [Электронный ресурс]. URL: http://www.auditholding.ru/ content/articles/index. php? article=4998.

9. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» (в ред. от 24.09.2010 № 747) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ra/cons/cgi/onlm.cgi?req=doc;base=LAW;n =.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.