Научная статья на тему 'Особенности тренировки у юных тяжелоатлетов'

Особенности тренировки у юных тяжелоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА / ТРЕНИРОВКА / ЮНЫЕ АТЛЕТЫ / ОФП И СФП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эшов Дилмурад Норбаевич, Ваниян Сергей Бораевич

В наше время доступность в выборе тяжелоатлетических средств силовой подготовки еще не стала стимулом для их широкого применения в системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи. Это связано также и с тем, что в практике работы с юными атлетами имеют место случаи неграмотного подхода в использовании отягощений. В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются исключительно благоприятные изменения приспособительных возможностей двигательного аппарата и функциональных систем, позволяющих эффективно реагировать на влияние различных тренировочных нагрузок и быстро восстанавливать физическую работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эшов Дилмурад Норбаевич, Ваниян Сергей Бораевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности тренировки у юных тяжелоатлетов»

замена отдельных деталей и т.д.), связанных с кратковременными значительными силовыми напряжениями. Особенности рабочей позы: туловище и голова наклонены вперед, увеличен кифоз в грудном отделе позвоночника, ноги согнуты под прямым углом, руки в полусогнутом положении на рулевом управлении или рычагах переключения скоростей, длительное значительное статическое напряжение мышц спины. Рабочие движения, как правило, монотонны и однообразны, выполняются в относительно быстром темпе, неритмично. Во время работы рабочий подвергается воздействию шума, общей и местной вибрации. Задачи ППФП: развитие выносливости к игровым действиям; пространственной ориентировки; совершенствование быстроты, точности движений и вестибулярной устойчивости; развитие силы и статической выносливости мышц рук, плечевого пояса и спины.

Таким образом, в процессе занятий физического воспитания учащихся решаются задачи, которые осуществляются на основе оздоровительной и воспитательной направленности каждого занятия.

Список литературы

1. Иващенко Л.Я., Круцевич Т.Ю. Методика физкультурно-оздоровительных занятий.

К.: УГУФВС, 2004. 126 с.

2. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов.

М., 2001. 169 с.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ У ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Эшов Д.Н.1, Ваниян С.Б.2

1Эшов Дилмурад Норбаевич - преподаватель, кафедра педагогики и психологии физической культуры, Ташкентский государственный институт востоковедения;

2Ваниян Сергей Бораевич - старший преподаватель, кафедра общественных наук и педагогики профобразования, Национальный институт художества и дизайна им. Камолиддина Бекзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в наше время доступность в выборе тяжелоатлетических средств силовой подготовки еще не стала стимулом для их широкого применения в системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи. Это связано также и с тем, что в практике работы с юными атлетами имеют место случаи неграмотного подхода в использовании отягощений. В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются исключительно благоприятные изменения приспособительных возможностей двигательного аппарата и функциональных систем, позволяющих эффективно реагировать на влияние различных тренировочных нагрузок и быстро восстанавливать физическую работоспособность.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, тренировка, юные атлеты, ОФП и СФП.

УДК 37.1174

Благодаря созданной спортивной инфраструктуре Узбекистан стал местом проведения крупных международных соревнований, в том числе чемпионатов мира и Азии по боксу, таэквондо, вольной борьбе, тяжелой атлетике, фехтованию и другим видам спорта. В стране серьезное внимание уделяется отбору молодых талантливых спортсменов из числа воспитанников спортивных клубов и команд и организации их подготовки по повышению спортивного мастерства, созданию необходимых условий

для укрепления спортивного резерва на базе дальнейшего развития школ высшего спортивного мастерства и колледжей олимпийского резерва.

Тренировки юных атлетов не должны быть направлены на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. На начальном этапе главное внимание необходимо уделять разносторонней подготовке. СФП (специальная физическая подготовка) в юном возрасте опирается на хорошую ОФП (общую физическую подготовку), которая в каждом виде спорта имеет свои специфические особенности. Особенность тяжелоатлетического спорта заключается в том, что достижение высоких результатов в классических упражнениях практически невозможно без высокого развития скоростно-силовых качеств, можно обладать значительной мышечной силой, но не суметь ее реализовать на соревнованиях, поэтому важно с первых шагов в тяжелоатлетическом спорте развивать скоростно-силовые способности, т.е. вырабатывать «взрывную» силу.

Развитие быстроты и скоростно-силовых качеств предопределяет направленность тренировочного процесса юных тяжелоатлетов, это в полной мере относится к ОФП на начальном этапе. При работе с юными спортсменами на ОФП отводится в среднем 50-80% тренировочного времени. Следует отметить, что не всякая разносторонняя тренировка хороша. Известно, ч то ОФП необходима тяжелоатлетам прежде всего для тренировки кардио-респираторной системы. В то же время ОФП с акцентом на общую выносливость в тренировках тяжелоатлетов может отрицательно сказаться на развитии силовых и скоростно-силовых качеств. В частности, это касается бега на длинные дистанции.

На начальном этапе подготовки юных тяжелоатлетов предлагается следующая программа по ОФП: спринт 30-60 м, бег 800 м; все прыжковые упражнения; метание всех спортивных снарядов; гимнастика, акробатика; волейбол, баскетбол, футбол, кросс до 4 км; сочетание плавания, ныряния, подвижных игр на воде.

В тренировках юных спортсменов-тяжелоатлетов решаются следующие задачи:

а) укрепление здоровья и повышение физической подготовленности;

б) развитие и совершенствование двигательных навыков тяжелоатлета;

в) постепенное раскрытие функциональных возможностей организма и индивидуальных способностей;

г) планомерная подготовка юношей к повышенным физическим нагрузкам и достижению спортивных результатов.

Решение этих задач осуществляется в течение многих лег в неразрывной связи с врачебно-педагогическими наблюдениями. Важным вопросом является распределение детей по учебным группам, в каждой должно быть не более 12-17 человек. Группы комплектуются по возрасту с учетом физического развития и подготовленности: подростковая группа до 14 лет, младшая юношеская - 15-16 лет, старшая юношеская 17-18 лет.

На первом этапе тренировочного процесса юных тяжелоатлетов предпочтение следует отдавать СТП (специальная тяжелоатлетическая подготовка), так как возраст до 13-14 лет является наиболее благоприятным для обучения сложным в техническом отношении классическим упражнениям, этот период в тренировке будет упущен, то в последующие годы, когда координационные возможности человека снижаются, исправить ошибки в технике выполнения упражнений будет значительно труднее.

В связи с этим соотношение между СТП и ОТП (общая тяжелоатлетическая подготовка) будет примерно таким. На первом году обучения 70% и 30%, на втором году 60-50% и 40-50%, на третьем году - 50-40% и 50-60%. Процентное соотношение СТП и ОТП на протяжении многолетних тренировок достигается относительно стабильного уровня на третьем-пятом году и составляет в среднем 40-35% и 60-65%. Это связано с тем, что первых лет обучения, когда сформировались прочные навыки выполнения классических и специально-вспомогательных упражнений, большой

акцент делается на ОТП. т.е. на развитие физических качеств, необходимых в этом виде спорта [1].

Основная форма занятий - тренировочный урок. На протяжении первых 4-5 месяцев планируется 2-3 занятия в неделю по 60-90 минут, в дальнейшем 3 занятия по 90-120 минут. Продолжительность тренировки увеличивается за счет различных средств физического воспитания. В тренировочных занятиях следует преимущественно использовать упражнения динамического характера, но чередовать их нужно так, чтобы в работу включились различные группы мышц. Вес штанги должен быть оптимальным (вес который юный спортсмен может легко поднять 5-6 раз в одном подходе). На первоначальном этапе используется постоянный вес штанги. По мере нарастания тренированности и овладения основами спортивной техники рекомендуется переходить к выполнению упражнении с разной степенью отягощения.

Периодически для совершенствования техники классических упражнений и формирования волевых качеств атлета планируется подъем около предельного веса, однако вес должен быть посильным, чтобы не нарушалась структура упражнения (ритм, скорость движения и др.). Интервалы между подходами к штанге должны быть не менее 3-4 минут. Для повышения эмоциональности урока основную часть его рекомендуется проводить с элементами соревнований: например, кто лучше выполнит рывок штанги, технически поднимет штангу на грудь с подседом «разножка» или «ножницы» Очень важной проблемой спортивной тренировки в юном возрасте и целенаправленной подготовки в многолетнем тренировочном процессе является лимит времени. Без этого учета, увеличение времени, затрачиваемого на тренировку, может повлечь за собой трудности с успеваемостью в школе.

Таким образом, проанализировав литературные источники, мы выяснили, что на совершенствование физических и функциональных возможностей организма значительное влияние оказывают возрастные закономерности, присущие тому или иному периоду жизни человека. Следовательно, при занятиях тяжелой атлетикой с юными спортсменами их надо обязательно учитывать.

Список литературы

1. Беркут Андрей Геннадиевич. Методика подготовки тяжелоатлетов 11-14 лет на основе использования изокинетических режимов. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Краснодар, 2004. 151 а

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Эшов Д.Н.1, Зарифов Ш.З.2

1Эшов Дилмурад Норбаевич - преподаватель; 2Зарифов Шухрат Зариф угли - преподаватель, кафедра педагогики и психологии физической культуры, Ташкентский государственный институт востоковедения; г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показана методология, которая обусловлена экспериментальным обоснованием целого ряда новых по сравнению с традиционными факторов подготовленности юных футболистов. Систематизация научных данных и многолетние комплексные экспериментальные исследования предопределили формулировку концепции обновления структуры и содержания многолетней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.