6. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие / Г.Н. Новикова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Изд-во Мос. гос. ун.-т культуры и искусств, 2010. - 158 с.
7. Пономарев, Г.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Пономарев Г.Н. - СПб., 2003. - 35 с.
8. Хуторской, А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А.В. Хуторской.
- СПб. : Питер, 2001. - 544 с.
9. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 5 / сост. С.Ф. Егоров. -М. : Педагогика, 1990. - 528 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.015
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОК ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Владимир Николаевич Мишустин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),
Павел Анатольевич Сабуркин, преподаватель,
Волгоградский государственный медицинский университет (ВолГМУ)
Аннотация
В статье обосновывается применение тяжелоатлетических средств тренировки, выполняемых циклически для повышения уровня общефизической и специальной подготовленности.
Ключевые слова: юные тяжелоатлеты, общая физическая подготовка, специальная подготовка, циклические тяжелоатлетические средства.
INCREASING THE EFFICIENCY OF YOUNG WEIGHT-LIFTERS TRAININGS, AGED 14-15 YEARS OLD AT THE STAGE OF SPORTS SKILL FORMATION
Vladimir Nikolayevich Mishustin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state Academy of Physical Education,
Pavel Anatolyevich Saburkin, the teacher,
Volgograd State Medical University
Annotation
The article explains the application of weight lifting means in the training, carried out cyclically for increasing the level of general and special physical fitness.
Keywords: young weight lifters, general physical training, special training, cycled weight lifting
means.
В настоящее время продолжается интенсивный процесс омоложения тяжелоатлетического спорта и если тридцать лет назад юноши в возрасте 14-15 лет только начинали соревновательную деятельность, то в настоящее время воспитаннику ДЮСШ к этому возрасту необходимо уже подтвердить выполнение 1-го спортивного разряда, либо выполнить норматив кандидата в мастера спора [3]. Безусловно, вопрос построения тренировочного процесса с учетом возрастных изменений организма и особенностей влияния тяжелоатлетического спорта остается недостаточно изученным.
На практике, подготовка квалифицированного спортсмена невозможна без освоения большого объёма специализированной тренировочной работы. При этом в силу возрастных особенностей развития организма подростков только часть общего объёма нагрузки имеет спортивную направленность, другая необходима для совершенствования функциональных систем [3]. Положение осложняется тем, что специализированные тяжелоатлетические средства при традиционном построении тренировки, повышая реак-
тивность функциональных систем, понижают их общую устойчивость [1]. Поскольку с ростом результата эта тенденция усиливается, то она рассматривается нами как негативная. В качестве профилактики рекомендуется общефизическая подготовка (ОФП), в которой основным тренировочным средством является бег [3]. Однако отношение к бегу у спортсменов и тренеров неоднозначно и противоречиво. Данное обстоятельство побудило нас к поиску возможных путей устранения противоречий в применении средств ОФП и СФП в плане их положительного влияния на рост спортивного мастерства юных тяжелоатлетов, исключающих негативные тенденции тяжелоатлетического спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ фактического выполнения нагрузки по данным дневников показывает, что прирост соревновательного результата у юных тяжелоатлетов обеспечивается преимущественно увеличением объёма специализированной нагрузки и формальным выполнением общефизической. Такой вывод основан на отсутствии какой-либо дозировки бега, а так же в ухудшении результата в беге на 500 м с ростом квалификации.
Однако механическое исключение беговых средств не решает проблемы функциональной подготовки тяжелоатлета. В предварительных исследованиях установлено [1], что в многолетней системе подготовки тяжелоатлетов циклические средства в составе ОФП необходимы для нормирования активности симпатоадреналовой системы растущего организма, положительное влияние которых проявляется в брадикардическом сдвиге ЧСС, а их отсутствие сопровождается тахикардией, отдышкой, снижением работоспособности и т.д. Данные показывают, что у юных тяжелоатлетов, формально относящихся к бегу, среднее значения ЧСС в покое выше, чем у их нетренированных сверстников (на 8,2±2 уд/мин). В то же время на практике, неформальное выполнение беговых упражнений приводит к травмам коленного сустава (нами отмечены случаи, когда в результате тренировок в бега 9 из 11-и квалифицированных тяжелоатлетов-юношей прекратили тренировки по медицинским показателям).
Однако на наш взгляд в данном случае имеется методическая неточность, когда отожествляется тренировочный эффект и средство. Так установлено, что среди средств, оказывающих стабилизирующее воздействие на реакции кардио-респираторной системы более эффективно плавание, поскольку у пловцов в 12 лет ЧСС достоверно ниже, чем у не занимающихся спортом, в то время как у легкоатлетов такой брадикардический сдвиг проявляется к 18 годам. Данный пример показывает, что в тренировках в большей степени необходимо учитывать эффект переноса качества, а не средств.
В таком случае есть основания считать, что моделирование тренировочного эффекта по сходному принципу переноса качеств ОФП возможно с использованием и тяжелоатлетических средств малой интенсивности, выполняемых многократно и повторно (циклически). Циклическое построение тренировки (либо её заключительной части) предполагает воздействие упражнения (группы упражнений) на энергетический компонент вегетативного обеспечения мышечной деятельности, для изменения вегетативного тонуса в сторону преобладания его парасимпатических проявлений над симпатическими, сходных по типу реакций на средства ОФП, но без снижения реактивности.
Для проверки предположения был проведён 3-х месячный педагогический эксперимент на юных тяжелоатлетах, который охватывал два месяца переходного периода и один месяц общеподготовительного периода. За основу построения тренировки нами была взята дифференцированная методика, предложенная Н.И. Семиным [2]. Согласно рекомендациям, тяжелоатлеты распределялись на три подгруппы, объём средств ОФП и СФП для которых был запланирован в пропорции 60/40% с низким физическим развитием, 50/50% со средним и 40/60% с высоким. Отличительной особенностью экспериментальной тренировки было отсутствие бега в составе средств ОФП для всех групп. Бег был заменен подводящими и специальными тяжелоатлетическими упражнениями в равной
пропорции, выполняемых циклами по 6-8-12 повторений в 3-5-7 подходах с регламентированным временем отдыха между подходами и упражнениями.
Эффективность подготовки оценивалась по динамике соревновательного результата и основных показателей общей выносливости (бег 500 м), скоростно-силовой (бег 60 м), силовой подготовленности (приседания со штангой на плечах и груди), технической (траектория движения штанги), функциональной (электропроводимость кожи постоянному току (ЭПК) и частоте сердечных сокращений (ЧСС)). В ходе эксперимента проведены исследования с использованием методов: видеосъемки, системы педагогических контрольных испытаний, кожно-гальванических реакций, вариационный пульсометрии (использовался монитор РС-80В).
Предварительные исследования показали, что межгрупповые различия в показателях уровня функциональной и общефизической подготовленности статистически значимы во всех случаях (Р<0,05). Межгрупповые различия специальной подготовленности статистически недостоверны, но существенны между 1-й и 3-й группами (р<0,05). Данные показывают, что тяжелоатлеты, распределенные на три группы, существенно различаются уровнем физического развития и меньше специальной подготовленности.
В результате проведения 3-х месячной подготовки, межгрупповые различия средних показателей в беге на 60 метров (р<0,05) стали несущественными, но сохранились различия между 1-ой и 3-ей группами. Так же отмечено повышение функциональной устойчивости у подростков с различным физическим развитием, о чём свидетельствуют сохранённый высокий уровень показателей ЭКП и относительно низкой показатель ЧСС, который сопоставим со средней величиной у их сверстников, не занимающихся спортом.
Данные показывают, что в результате проведенной подготовки у тяжелоатлетов сохранена на высоком уровне способность к выполнению скоростно-силовых упражнений и обозначена тенденция к повышению общей выносливости. Это подтверждается улучшением показателей в беге на 500 м во всех группах. При этом в третьей группе прибавка оказалась очень существенной относительно их исходных(р<0,05). Вполне очевидно, что в данном случае тренировочный эффект обусловлен положительным переносом двигательного качества, поскольку юные тяжелоатлеты не выполняли беговых упражнений.
Показатели уровня специальной подготовленности в конце цикла не ухудшились, как это бывает в конце переходного периода при традиционном построении процесса. При этом существенно повысилась стабильность и эффективность техники рывка и подъёма штанги на грудь.
ВЫВОДЫ
1. Применение циклических тяжелоатлетических средств в подготовке юных тяжелоатлетов 14-15 лет, позволяет повысить уровень общей и специальной подготовленности, в которой ОФП становится составной частью специализированной тренировки, а не её базой.
2. Циклическое выполнение специальных средств, способствует стабилизации двигательного навыка (оптимизируется траектория движения штанги) и эффективности техники (уменьшается высота подъёма штанги).
3. Положительное влияние циклических специализированных средств на уровень технической подготовленности позволяет использовать их в течение большого (годичного) цикла подготовки без уменьшения их пропорции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мишустин, В. Н. Обоснование принципа единства общей и специальной подготовки в тренировке юных тяжелоатлетов / В.Н. Мишустин, П. А. Сабуркин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 127-130.
2. Семин, Н.И. Построение тренировочного процесса в группах начальной подготовки тяжелоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Семин Н.И. - Малаховка, 1990.
- 23 с.
3. Тяжелая атлетика : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2005. - 108 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:612.2 - 057.874
НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ ПРОДЛЁННОГО
ДНЯ
Евгений Владиславович Осипенко, преподаватель,
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (УО «ГГУ им. Ф. Скорины),
Республика Беларусь
Аннотация
Статья посвящена совершенствованию одного из видов физкультурно-оздоровительной работы в группе продлённого дня - ежедневных физкультурных занятий для младших школьников. В ней также представлены результаты апробации физкультурных занятий с детьми в группах продлённого дня по авторской программе.
Ключевые слова: младшие школьники, физкультурные занятия, физические качества, уровень физической подготовленности.
ORIENTATION AND CONTENT OF SPORTS LESSONS WITH CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE IN GROUPS OF THE PROLONGED DAY
Evgenie Vladislavovich Osipenko, the teacher,
Francisk Skorina Gomel State University,
Republic of Belarus
Annotation
Article is devoted to the perfection of one of the kinds of physical culture and health-improving work in-group of the prolonged day - daily sports lessons for junior schoolchildren. It also shows the results of approbation of sports lessons with children in group of the prolonged day under the author's program.
Keywords: younger schoolchildren, sports employment, physical qualities, level of physical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы физического воспитания школьников в настоящее время привлекают внимание многих специалистов в связи с низким уровнем физической подготовленности подрастающего поколения к современной жизни.
На начальном этапе школьного общеобразовательного процесса в реализации данной проблемы очевидна приоритетная роль игровой деятельности. В силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности именно спортивные и подвижные игры обладают наибольшими возможностями для формирования у детей позитивного отношения к занятиям физическими упражнениями [5].
В связи с этим группа продлённого дня (ГПД) предоставляет большие возможности для повышения двигательной активности детей, содействия физическому развитию,