Научная статья на тему 'Содержание и структура образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту'

Содержание и структура образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машков Дмитрий Николаевич

Важнейшей задачей профессионального образования в вузах физической культуры и спорта становиться переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения. Одним из путей повышения эффективности является создание образовательной модели формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and structure of educational model for formation of the social cultural competence of physical culture and sports specialists

The most important task of professional education in higher schools of physical culture and sports is the conversion from teaching paradigm (information transmission) to studying paradigm. One of the ways of increasing the effectiveness is the creation of educational model of formation of social cultural competence of future specialists in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту»

Минск : Амалафея, 2006. - 368 с. - (Искусство менеджера).

Контактная информация: gadjiev82@mail.ru

УДК 378

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Дмитрий Николаевич Машков, старший преподаватель,

Подольский социально-спортивный институт (ПССИ)

Аннотация

Важнейшей задачей профессионального образования в вузах физической культуры и спорта становиться переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения. Одним из путей повышения эффективности является создание образовательной модели формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: профессиональное образование, социокультурная компетентность, компетенция, образовательная модель.

CONTENT AND STRUCTURE OF EDUCATIONAL MODEL FOR FORMATION OF THE SOCIAL CULTURAL COMPETENCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

SPECIALISTS

Dmitry Nikolayevich Mashkov, the senior teacher,

Podolsk Social-Sports Institute

Annotation

The most important task of professional education in higher schools of physical culture and sports is the conversion from teaching paradigm (information transmission) to studying paradigm. One of the ways of increasing the effectiveness is the creation of educational model of formation of social cultural competence of future specialists in physical culture and sports.

Keywords: professional education, sociocultural competence, competence, educational model.

Для реализации цели и задач формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в процессе обучения нам необходимо определить, какое содержание должны усвоить студенты, каков необходимый уровень выпускников, соответствующий социальным требованиям, нашедших отражение в образовательных стандартах. В широком смысле слова обучение выполняет одну общую функцию — передачу молодому поколению достигнутого обществом уровня культуры для ее сохранения и дальнейшего развития. Следовательно, выделение структурных элементов культуры позволит определить содержание образовательной модели формирования социокультурной компетентности студентов, наполнения конкретными знаниями, умениями и навыками конкретной деятельности, поскольку обучение как раз и предполагает превращение достижений культуры и искусства, отраженных в содержании образования, в достоянии личности, «которое должно быть адекватно содержанию культуры» [4, C. 38].

В настоящее время содержание образования в общедидактическом плане не сводится только к сумме знаний, умений и навыков, а рассматривается широко как совокупность деятельности, где для анализа содержания в качестве его единицы избирается отдельный акт целенаправленной деятельности, который предполагает предварительное знание о ее цели, способе и результате деятельности [1,2,5,7]. Моделируя содержание социокультурной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, мы учитывали разработанные психологами и педагогами следующие структурные основные элементы: знания постоянно накапливающиеся и изменяющиеся. Это выражается в позна-

нии и осмыслении социокультурных технологий организации и проведения массовых спортивных мероприятий, постановки спортивно-художественных фрагментов; способы деятельности и опыт их осуществления, то есть совокупность уже известных способов, являющихся предпосылкой формирования профессиональных качеств личности студентов в изучении основ социокультурной и физкультурно-спортивной деятельности; опыт художественно-творческой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем, умении решать творческие задачи, предполагающие создание оригинального художественного образа массовых спортивных мероприятий; опыт эмоциональноценностного отношения людей к миру, друг к другу, к социокультурной деятельности, проявляющийся в формировании эмоциональной культуры, ценностной ориентации в духовной, эстетической оценке действительности, физической культуры, спорта и искусства, развитии творческой активности и самостоятельности.

В данной статье мы остановимся на рассмотрении содержания социокультурной подготовки студентов в процессе изучения специального курса «Социокультурные технологии постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников», не принижая роли гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, обеспечивающих общую подготовку студентов в процессе их профессионального становления.

В процессе разработки методики социокультурной подготовки специалистов по физической культуре и спорту мы учитывали важность для нашего исследования такого элемента содержания как опыт эмоционально-ценностного отношения ко всем видам педагогической и тренерской деятельности, поскольку эмоциональная культура представляет собой особое содержание социального опыта, которое должно стать содержанием и качеством личности обучаемого. К.Д. Ушинский писал: «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования...» [3, С. 117].

Таким образом, анализ реальной практики организации учебного процесса в вузах физической культуры и спорта, научной литературы и теоретических исследований в области дидактики, культуры и искусства [1,2,6,8] позволил нам определить содержание социокультурной подготовки специалистов как адаптированную систему знаний, способов и опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности, изучение которой обеспечивает духовно-творческое развитие личности, подготовленной к художественно-образному решению в организации и проведении массовых спортивных мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников.

Данное определение приобретает особую значимость. Во-первых - не только всё содержание социокультурной подготовки студентов состоит из четырех элементов (литературно-драматургическая, композиционно-постановочная, музыкально-пластическая и художественно-изобразительная деятельность), но и каждый компонент воплощает все эти элементы. Во-вторых - необходимо уточнить содержание творческой деятельности по каждому компоненту в определенной системе, ее объем и разработать средства для усвоения этого содержания студентами. В третьих - воспитанность чувств, являясь самостоятельной частью содержания, оказывается продуктом всех остальных элементов в силу специфики учебно-творческого процесса, поскольку по своему характеру деятельность студента близка деятельности профессионала - подготовка и проведение массовых спортивных мероприятий, соревнований и спортивных праздников. Она строится на тех же принципах и протекает в той же последовательности, как и творческая работа профессионала. Различие заключается, во-первых, в том, что работа над номером, эпизодом, праздником в целом в учебном процессе подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период на его освоение. Во-вторых, для профессионала результат деятельности, выступает как средство эстетическо-

го воздействия на зрителя, а в работе студента и подготовка и исполнение проекта важны, прежде всего, как средство художественно-творческого развития личности самого студента.

В связи со сложностью и многофункциональностью художественно-творческой деятельности по художественно-образному решению спортивных мероприятий, возникла необходимость разработки образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.

В качестве решения рассматриваемой проблемы нами на основе целостного, личностно-ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель социокультурной подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузах.

Компонентами данной модели являются: педагогически мотивированное положительное отношение студентов к творческому процессу приобретения знаний, умений и навыков в области социально-культурной и физкультурно-спортивной деятельности; широкие функциональные возможности синтеза культуры, искусства и спорта в педагогической и тренерской деятельности, особенно в социально-спортивной сфере и одновременно интенсивно развивающего творческий потенциал обучающихся. Структура предлагаемой модели включает три основные подсистемы: художественно-теоретическую, художественно-практическую и организационно-дидактическую.

Художественно-теоретическая подсистема представляет собой теоретический курс социокультурной деятельности, раскрывающих следующие основные положения художественно-творческого процесса подготовки и проведения массовых спортивных мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников: социально-культурные технологии как система управления социокультурной деятельностью, особенности и уровни развития социокультурных технологий, классификация социокультурных технологий, цели и содержание социокультурных технологий, средства формы и методы разработки социокультурных проектов и программ.

Художественно-практическая подсистема представляет собой систему формирования практических умений и навыков, опыта творческой деятельности в процессе социокультурной подготовки: сущность и специфика массовых спортивных мероприятий, специфика выразительных средств массовых спортивных мероприятий, соревнований и спортивных праздников (массовые упражнения, построения и перестроения, групповые и сольные номера, художественный фон), литературно-драматургический замысел мероприятия, композиционно-постановочный план, музыкально-пластическое оформление, художественно-изобразительной решение, методика репетиционной работы, организация и проведение массовых спортивных мероприятий.

Организационно-дидактическая подсистема включает систему методов развития творческого потенциала и творческих возможностей студентов посредством изучения основ социокультурной деятельности; приемов формирования положительной мотивации обучения как необходимого условия успешного овладения различными видами творческой деятельности; средств обучения постановочному мастерству, сочетающему нормативные основы и изначально заложенную необходимость творческого создания нового материала.

Данная модель, на наш взгляд, представляет собой основу, на котором должна строиться ее практическая реализация в различных формах социокультурной подготовки (учебная дисциплина, спецкурс, факультатив) в зависимости от учебного плана и условий вуза.

Содержание спецкурса не является статичным, поскольку современные спортивнохудожественные проекты характеризуются достаточно быстрыми изменениями. Они совершенствуются и меняются по мере развития современного спорта, культуры и искусства, исполнительской техники, появления новых спортивных сооружений, предметов,

инструментов, новых произведений и т. д. В соответствии с этим важнейшими моментами организации учебного процесса являются: приведение содержания и характера обучения в соответствие с современным уровнем спортивной педагогики, педагогики культуры и искусств.

Социокультурная технология, основанная на структуре художественно-творческой деятельности, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. Главной ее целью выступает развитие творческого начала студентов.

Целевой компонент представлен рядом конкретных задач: обеспечение осознанного целеполагания, формирование положительной мотивации и потребности в творческой деятельности; приобретение системы знаний; формирование, совершенствование специальных умений и навыков организации художественно-творческой деятельности; развитие рефлексии, обеспечивающей адекватную оценку результатов своей творческой деятельности.

Содержательный компонент социокультурной подготовки студентов включает три основных направления творческого развития студентов: познавательное, практическое, художественно-творческое. Студенты овладевают социокультурными, искусствоведческими знаниями в области культуры и искусства; изучают основы построения спортивно-художественных композиций и технологию их выполнения; знакомятся с выразительными средствами искусства, специфическими приёмами, характерными для спортивно-художественных проектов, используемые при создании собственных сценарнопостановочных замыслов и их реализации.

Процессуальный компонент технологии включает методы, формы, средства художественно-творческого развития студентов с помощью постановочной и авторской деятельности. При выборе методов мы опирались на классификацию, изложенную в работах И.Я. Лернера [4] и В.Г. Кузнецова [3]. В зависимости от характера художественнопознавательной деятельности студентов по усвоению изучаемого материала выделяются следующие методы: наглядно-опытный, частично-поисковый и креативностный. Исходя из главной цели и содержания занятий спецкурса, определялся выбор форм предлагаемой педагогической технологии.

Основной задачей результативного компонента технологии является определение достигнутого уровня сформированности свойств и качеств личности, знаний, умений и навыков, выступающих основой творческой деятельности студентов. Это позволило осуществить мониторинг и коррекцию динамики их развития. Поэтому каждый компонент разрабатываемой педагогической технологии предусматривает значительную вариативность выбора форм, методов и средств творческой деятельности педагога и студентов, опору на самостоятельность и самодеятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В. А. Дьяченко. - М. : Народное образование, 2001. - 496 с.

2. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : Изд-во Мос. гос. ун.-т культуры и искусств,2004. - 539 с.

3. Кузнецов, В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Кузнецов В.Г. - М., 2005. - 47 с.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 184 с.

5. Митин, А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к использованию гуманитарных технологий в профессиональной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 65-69.

6. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие / Г.Н. Новикова. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Изд-во Мос. гос. ун.-т культуры и искусств, 2010. - 158 с.

7. Пономарев, Г.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов физической культуры в современных социокультурных условиях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Пономарев Г.Н. - СПб., 2003. - 35 с.

8. Хуторской, А.В. Современная дидактика : учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.

9. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 5 / сост. С.Ф. Егоров. -М. : Педагогика, 1990. - 528 с.

Контактная информация: babushka37@list.ru

УДК 796.015

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОК ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Владимир Николаевич Мишустин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),

Павел Анатольевич Сабуркин, преподаватель,

Волгоградский государственный медицинский университет (ВолГМУ)

Аннотация

В статье обосновывается применение тяжелоатлетических средств тренировки, выполняемых циклически для повышения уровня общефизической и специальной подготовленности.

Ключевые слова: юные тяжелоатлеты, общая физическая подготовка, специальная подготовка, циклические тяжелоатлетические средства.

INCREASING THE EFFICIENCY OF YOUNG WEIGHT-LIFTERS TRAININGS, AGED 14-15 YEARS OLD AT THE STAGE OF SPORTS SKILL FORMATION

Vladimir Nikolayevich Mishustin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state Academy of Physical Education,

Pavel Anatolyevich Saburkin, the teacher,

Volgograd State Medical University

Annotation

The article explains the application of weight lifting means in the training, carried out cyclically for increasing the level of general and special physical fitness.

Keywords: young weight lifters, general physical training, special training, cycled weight lifting

means.

В настоящее время продолжается интенсивный процесс омоложения тяжелоатлетического спорта и если тридцать лет назад юноши в возрасте 14-15 лет только начинали соревновательную деятельность, то в настоящее время воспитаннику ДЮСШ к этому возрасту необходимо уже подтвердить выполнение 1-го спортивного разряда, либо выполнить норматив кандидата в мастера спора [3]. Безусловно, вопрос построения тренировочного процесса с учетом возрастных изменений организма и особенностей влияния тяжелоатлетического спорта остается недостаточно изученным.

На практике, подготовка квалифицированного спортсмена невозможна без освоения большого объёма специализированной тренировочной работы. При этом в силу возрастных особенностей развития организма подростков только часть общего объёма нагрузки имеет спортивную направленность, другая необходима для совершенствования функциональных систем [3]. Положение осложняется тем, что специализированные тяжелоатлетические средства при традиционном построении тренировки, повышая реак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.