Научная статья на тему 'Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности'

Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4231
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATION / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / CULTURE / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машков Дмитрий Николаевич

Специфика вузов физической культуры и спорта предусматривает как специально-профессиональную, общенаучную подготовку будущих специалистов, так и создание условий для духовного развития личности студентов, их профессиональной компетентности. В статье рассматривается проблема интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation and peculiarities of cooperation of culture, art and sports in physical-sporting activity

The specificity of physical training and sports universities provides for specially professional, general scientific training of future specialists as well as for the creation of conditions for spiritual development of students and their professional competence. In the given article the problem of the integration of culture and art in the educational and art-creative process of physical training and sports educational institution is considered.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности»

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И СПОРТА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.Н. МАШКОВ,

НОУ ВПО «Подольский социально-спортивный институт»

Аннотация

Специфика вузов физической культуры и спорта предусматривает как специально-профессиональную, общенаучную подготовку будущих специалистов, так и создание условий для духовного развития личности студентов, их профессиональной компетентности.

В статье рассматривается проблема интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта.

Ключевые слова: профессиональное образование, интеграция, социокультурная компетентность,

культура, искусство.

Abstract

The specificity of physical training and sports universities provides for specially professional, general scientific training of future specialists as well as for the creation of conditions for spiritual development of students and their professional competence. In the given article the problem of the integration of culture and art in the educational and art-creative process of physical training and sports educational institution is considered.

Key words: professional education, integration, sociocultural competence, culture, art.

Физическая культура и спорт представляют собой неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни, в котором «интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное» [3, 216]. Развитие теории и практики физического воспитания в России осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах (Н.И. Новиков, К.Д. Ушин-ский, А.С. Макаренко и др.).

Взаимосвязь и взаимодействие культуры, искусства и спорта обусловлены тем, что они являются крупнейшими областями общественной практики, в которой реализуется социокультурная деятельность, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация.

Важным компонентом совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту является интеграция культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс вузов - объединение и использование разных форм воздействия на человека, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его духовных и физических возможностей, развития интеллектуальных способностей [2, 33].

Привлечение искусства в физкультурно-спортивное образование, как показывают научные обоснования и практическая проверка, успешно разрешает многие педагогические задачи. Практическое использование средств и форм искусства, их возможности очень широки. Все средства художественной выразительности (музы-

ка, театр, хореография, изоискусство) могут успешно использоваться в различных частях урока физической культуры в учебных аудиториях и во внеурочное время в постановке массовых художественно-спортивных мероприятий и культурно-досуговых программ.

По мнению специалистов культуры, искусства и спорта, современное искусство нуждается в «спортивной стимуляции», а спортивная деятельность - в «окраске искусством» [4]. Сложная техника при выполнении трюковых элементов в цирке, в танце невозможна без специальной физической подготовки артиста, а успешное выступление спортсменов в фигурном катании на коньках, художественной гимнастике, синхронном плавании, прыжках в воду, фристайле и других невозможно без отработки в тренировочном процессе элементов хореографии, сценического движения.

Более того, специалисты физической культуры и спорта утверждают, что сегодня гарантией победы на международной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и создание им художественного образа, хореографическая и музыкальная культура, художественно-исполнительское мастерство, яркая индивидуальность. Естественно, такой подход требует целенаправленной системной подготовки по основам музыкальной грамоты, хореографии, пластической импровизации.

В научной литературе отмечается, что искусство возможно интегрировать во многих формах организации физкультурных занятий и в тренерской работе.

Прикладной характер в этой деятельности носят физическая подготовка человека к труду, военной службе, к профессиям каскадера, спасателя и т.д., физическая рекреация (восстановление) и физическая реабилитация, в частности людей с различными видами ограничений (инвалидов), использование традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем типа ушу, йога, бег трусцой и т.д.

Физическая культура и спорт являются многоаспектным объектом исследования в связи с решением целого ряда проблем физкультурного образования: психологопедагогических, связанных с совершенствованием физического воспитания и образования, социологических -в связи с формированием ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни.

В настоящее время не вызывает сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой социокультурный феномен, так как с ними связан необычайно широкий круг гуманистических, культурных, духовных ценностей, позволяющих сознательно, целенаправленно и весьма эффективно воздействовать на самые разнообразные физические, психические, духовные качества и способности людей,

Известный психолог Джеймс Верч пишет, что использует термин «социокультурный», когда хочет понять, как осуществляются ментальные действия в культурном, историческом, институциональном контексте, подчеркивая, что более точно было бы говорить о социоисторическо-культуральном подходе [1]. Цель социокультурного подхода, по мнению Дж. Верча, заключается в том, чтобы объяснить, как человеческая деятельность обусловливается культурными, историческими и институциональными факторами. По его мнению, нет чисто культурного, или чисто исторического, или чисто институционального контекста человеческой деятельности.

Поэтому не случайно ведущими учеными и специалистами в сфере физической культуры и спорта предпринимаются попытки обоснования и разработки новой теории, позволяющей реализовать в спорте и посредством спорта гуманистические принципы и идеалы. «При таком подходе на переднем плане находится не спорт, а интересы, потребности, личность человека и человеческие отношения; спорт рассматривается лишь как средство, призванное содействовать такому развитию личности и отношений между людьми, которое соответствует идеалам и ценностям гуманизма» [1, 4]. В соответствии с этим в научной проблематике новой теории центральное место занимают закономерности воздействия спорта на личность и отношения между людьми [1, 2]. На наш взгляд, необходимой основой для создания такой теории может стать разработка новых технологий интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта, в основу которой положены критерии, отражающие социокультурные характеристики спорта [1, 4].

Практическая значимость такой концепции, построенной на основе социокультурного подхода, может заключаться: в определении реальных условий процесса эффективного становления специалистов по физической культуре и спорту на национальном и региональном уровне; в раскрытии основных связей культуры, искусства с различными видами физической культуры и спорта, оптимизации выбора средств и методов обучения и воспитания, спортивной тренировки, прогнозирования тенденций развития профессионального образования в социально-спортивной сфере.

В настоящее время область физической культуры и спорта, как и любая социально-культурная среда (среда досуга, образования, общения и т.д.), не всегда и не везде подготовлена к изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Постоянно возникает необходимость в упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации.

Организуя и развивая социально-культурную среду, необходимо максимально использовать возможности ее основных звеньев: школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурно-спортивных учреждений; повышать мастерство педагога-организатора физического воспитания в сфере досуга, организовывать сам процесс социальнокультурной деятельности и решать проблемы, связанные с созданием совокупности условий, факторов и возможностей для ее реализации, четко определить его педагогические основы: цель, содержание, формы и методы.

Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспитанию, формированию физической культуры без трансформации сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализаторами новых программ.

В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие учреждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурнооздоровительных клубов и объединений. Целый ряд проблем осложняет участие трудовых, учебных, бытовых коллективов в укреплении и развитии материальной базы физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и взрослых. Не везде уделяется должное внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направленности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традициями, ремеслами.

Наиболее полно комплексное сочетание средств музыки, театра, хореографии, изоискусства и литературы в системе физкультурно-спортивного образования и профессиональной деятельности может быть использовано в театрализованных массовых выступлениях, художественных фрагментах соревнований, в спортивных праздниках, «рыцарских турнирах», да и на каждом занятии в сюжетно-ролевых играх.

Постановка спортивно-художественных мероприятий, социально-культурных проектов и культурно-досуговых программ имеет единую основу, которая вбирает в себя все то, что характерно вообще для любого жанра зрелищного искусства. Вместе с тем каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения массовых мероприятий, праздников и представлений в целом.

Массовость, монтажность и действенность спортивных праздников, соревнований, представлений оказывают определяющее влияние на особенности постановки, среди которых можно выделить следующие: главный герой представления - масса, главная сценическая площадка -стадион, дворец спорта, спортивные площадки, спортив-

а

ные залы и т.д., постановщик - сценарист-драматург, одноразовость исполнения, особые условия монтажа, выразительные средства [2, 4, 5].

Первая особенность массовых спортивных мероприятий - существование главного действующего лица, массы участников, создающих коллективную образность. Эта особенность, с одной стороны, значительно расширяет постановочные возможности, а с другой - требует от организатора творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо при идеальной согласованности в движениях, сохранении равнения и рисунка построения.

Вторая особенность - это сценическая площадка -стадион, дворец спорта, ледовый дворец, плавательный бассейн, спортивные площадки, залы и т.д.

Третья особенность заключается в том, что организатор-постановщик является одновременно и сценаристом-драматургом, поскольку жанр массовых спортивно-художественных мероприятий не имеет профессиональных сценаристов. Эту сложную творческую задачу обычно приходится решать ему самому. Следует отметить, что в практике встречаются единичные примеры совместной творческой деятельности постановщика и профессионального сценариста.

Четвертая особенность жанра заключается в одноразовости исполнения, поскольку массовое мероприятие, спортивный праздник, соревнование на стадионе, во дворце спорта проводятся лишь однажды, оставляя глубокое и яркое впечатление. Это обстоятельство, как отмечают организаторы-постановщики, не только повышает их ответственность за конечный результат своей деятельности, но и накладывает отпечаток на всю технологию организации и проведении массового спортивнохудожественного действия в целом.

Пятой особенностью являются особые условия монтажа. Работу с многотысячной массой участников организатор начинает тогда, когда «четко знает: что, как и с кем он будет делать, поскольку в современном массовом спортивно-художественном действовании особое значение приобретает монтаж, т.е. драматургическое и композиционное соединение отдельных номеров

и эпизодов в стройное, целостное и законченное действо» [5, 58-59].

Как отмечают ученые и практики, «одним из основных признаков любого жанра зрелищного искусства является набор выразительных средств, которые определяют жанр и без которых он просто не может существовать» [5, 61].

Наряду с выразительными средствами искусства (музыка, хореография, театр, кино, изобразительно! искусство и т.д.) спортивно-художественные мероприятия имеют свои специфические выразительные средства, обусловленные спецификой их организации и проведения, а также уровнем развития спорта и физической культуры. К ним относятся: упражнения - массовые, вольные, паточные, пирамидковые; построения и перестроения - разомкнутые и сомкнутые, тематические и нетематические, простые и сложные, организующие участников в создании целостной основы композиции праздника; сольные и групповые вставные номера в исполнении сильнейших спортсменов и представителей разных видов искусства, характерной особенностью которых в современных массовых спортивно-художественных мероприятиях является их высокая насыщенность по содержанию; художественный фон (живой экран), который рисунками, плакатами, лозунгами раскрывает тему и идею праздника, активизирует действия участников в художественно-изобразительном решении мероприятия.

Итак, массовые спортивные праздники, художественно-творческие фрагменты соревнований как синтез спортивно-зрелищного искусства имеют свои особенности, отличающие их от любого другого жанра. Эти особенности оказывают решающее влияние на постановку, где конечный результат зависит и от личности организатора-постановщика, и от постановочных возможностей представления. Такая концепция, на наш взгляд, представляет собой фундаментальный процесс научного исследования и первый шаг в развитии научной теории синтеза культуры, искусства, физической культуры и спорта в профессиональной подготовке будущих специалистов к их профессиональной, социально-спортивной и культурно-досуговой деятельности, которая должна обладать признаками культуры.

Литература

1. Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию: учебное пособие /

Дж. Верч - М.: Тривола, 1996.

2. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник / А.Д. Жарков - М.: МГУКИ, 2009.

3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социальнокультурная деятельность: учебник / Т.Г. Кисилева,

Ю.Н. Красильников - М.: МГУКИ, 2004.

References

4. Новикова Г.Н. Технологические основы социальнокультурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова - М.: МГУКИ, 2010.

5. Петров Б.Н. Массовые художественно-спортивные представления / Б.Н. Петров - М.: ТВТ Дивизион, 2006.

1. Verch G. Voices of mind. Sociocultural approach to mediated activity: the manual. - M.: Trivola, 1996.

2. Garkov A.D. Producing and staging of show programs: the textbook. - M., MGUKI, 2004.

3. Kisileva T.G., Krasilnikov U.D. Sociocultural activity: the textbook. - M., MGUKI, 2004.

4. Novikova G.N. Technological bases of sociocultural activity: the manual. - M.: MGUKI, 2010.

5. Petrov B.N. Mass art-sportive performances. - M.: TVT Division, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.