На вопрос «Входите ли Вы в какую-нибудь общественную молодёжную организацию?», 23,8% студентов РАДК ответили утвердительно, 70,1% - отрицательно.
Анализ вопроса «Сколько у Вас в настоящее время общественных поручений?» показал следующее: 41,7% студентов не имеют общественных поручений; 11,5% - имеют разовые поручения; 12,3% - имеют одно постоянное поручение; одновременно выполняют два и более общественных поручений - 23% опрошенных.
Анализ основных особенностей использования свободного времени молодым поколением свидетельствует о недостаточно четкой ориентации на усвоение реальных общественно значимых ценностей. Учащаяся молодёжь не очень много времени уделяет занятиям, связанным с такими ценностями.
В целом относительно содержания досуговой деятельности студентов РАДК можно сделать некоторые общие выводы.
Для студентов колледжа характерна преимущественно развлекательная направленность досуговой деятельности. Это можно связать со спецификой досуговых занятий, в основном восстанавливающего характера, с помощью которых удовлет-
Библиографический список
воряются физические, психологические, духовные (прежде всего коммуникативные) потребности. Вместе с тем, для многих студентов досуг выполняет рекреативную функцию (ничегонеделание), чему способствуют и ценности массовой культуры, распространяемые с помощью средств массовой информации. Познавательная, креативная функции досуга реализуются явно недостаточно.
Уровень материального достатка оказывает влияние на содержание культурно-досуговой деятельности вне стен учебного заведения. Одни используют все возможности индустрии отдыха и развлечений, другим доступны лишь общение и просмотр телепередач; однако такие способы самореализации, как чтение, художественное творчество оказываются на периферии интересов большинства студентов.
Исследования по изучению свободного времени, проведенные среди студентов РАДК, свидетельствуют об их достаточно высоких духовных запросах. Это способствует тому, что досуг студентов становится более содержательным. Вместе с тем анализ показывает, что не все сферы досуга развиты в достаточной степени.
1. Алижанова Х.А. Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2011; 4: 31 - 33.
2. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка как фактор социально-трудовой адаптации учащихся. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2013; 1 (22): 21 - 25.
3. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Мотивация как ключевой фактор выбора педагогической профессии. Экономика и социум. Саратов, 2014; 4-4 (13): 229 - 233.
References
1. Alizhanova H.A. Profil'noe obuchenie v ramkah udovletvoreniya sovremennogo social'nogo zakaza obschestva na professii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2011; 4: 31 - 33.
2. Alizhanova H.A. 'Ekonomicheskaya podgotovka kak faktor social'no-trudovoj adaptacii uchaschihsya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2013; 1 (22): 21 - 25.
3. Omarova M.O., Alizhanova H.A. Motivaciya kak klyuchevoj faktor vybora pedagogicheskoj professii. 'Ekonomika isocium. Saratov, 2014; 4-4 (13): 229 - 233.
Статья поступила в редакцию 17.10.17
УДК 378
Abdulov M.R., lecturer, Derbent branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN COMBATING EXTREMISM AND TERRORISM. The article describes the physical culture and sports as a way of combating extremism. Currently becoming more and more important problem is extremist behaviour of young people. The analysis of the problem shows that extremism in Russia occurs more frequently among younger generation. This determines the necessity of finding ways to resist the extremist behavior among adolescents and young people, using such important field of activity as physical education and sports. Physical education and sport make a significant contribution to countering extremism and has great educational potential for young people, but even this is not enough. Counter-terrorism is a complex and multidimensional problem, which should involve all social institutions.
Key words: physical education, sports, extremism, society.
М.Р. Абдулов, преп., Дагестанский государственный университет, филиал в г. Дербенте,
E-mail: [email protected]
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Рассматривается физическая культура и спорт как способ противодействия экстремизму. В настоящее время всё более важным становится проблема экстремистского поведения молодёжи. Анализ проблемы показывает, что к экстремизму в России склонно более молодое поколение. Это определяет необходимость нахождения путей противодействия экстремистскому поведению среди подростков и молодёжи с использованием такой важной сферы деятельности, как физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт вносит свой весомый вклад в противодействие экстремизму и обладает огромным воспитательным потенциалом для молодёжи, но этого недостаточно. Противодействие терроризму - проблема комплексная и многоаспектная, в которой должны быть задействованы все социальные институты.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, экстремизм, общество.
Сегодня одной из основных угроз национальной безопасности России выдвинулось террористическая агрессия. В 2016 году в новой Концепции внешней политики Российской Федерации отмечается глобальная террористическая угроза, которая приобрела качественно новый характер с появлением такой международной террористической организации, как «Исламское государство», а также подобных ей объединений, поднявших насилие жестокости на невиданный человечеству уровень, пре-
тендующих на создание собственного государства. Это организация, которая пыталась усилить своё влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана, тем самым знаменуя начало новой эпохи.
Решить эту проблему можно путём устранения корней экстремизма. В его основе идеология, выражением которой являются разнообразные социальные мифы, демонстрируемые в обществе. Конечно же, можно противостоять данному процессу,
заменив эти мифы на другие общественно полезные, такие, как убеждение о мире, гуманизме и толерантности.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической и культурной сферах приводят к усложнению структурных связей, где втягиваются в миграционные потоки разного характера и уровня населения стран. Эти факторы стимулируют напряжённость в межнациональных отношениях. На этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, которые через экстремизм и терроризм пытаются добиться желаемого для них результата.
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является, использование физической культуры и спорта как сферы гуманного и толерантного воспитания гражданина и человека, основанной на стремлении к миру, истине и совершенству. В данном направлении со стороны государства продвижением стало принятие целого ряда государственных программ и проведение множества спортивных мероприятий, которые направленны на противодействие экстремизму. Приведём некоторые из них: это и Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.)» [1], в которой значительное внимание уделено сфере ФКиС, также проведение 27 января 2004 г. в Москве форума «Мировой спорт против международного терроризма» [2]. Во время форума его участники - знаменитые спортсмены, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры и науки - собрались, чтобы объявить: «Нет терроризму, этой чуме современности, и попытаться спасти от него подрастающее спортивное поколение» [3]; проведение Всероссийских соревнований по легкой атлетике «Кросс наций», прошедшие под девизом «Спорт против терроризма» [4]; Всероссийская лыжная гонка «Лыжня России», данные соревнования ежегодно проводятся до сегодняшнего дня. Проведение именно таких мероприятий и привлекают зачастую обширный круг, как профессионалов, так и простых людей, студентов и учеников. Именно поэтому работы по восстановлению города Грозного начались не только с жилых зданий, но и с возрождения сильной и знаменитой ещё со времен Советского Союза футбольной команды «Терек» [5], которая на сегодняшний день переименован в клуб «Ахмат».
Такого рода мероприятия позволяют противостоять в данном случае через физическую культуру проявлению экстремизма и терроризма. Культура является одним из путей преодоления и устранения терроризма, и это основа национальной безопасности страны, так как все лучшие нравственные заповеди поколений передаются через культуру: великие идеи российского правительства, благотворительности, милосердия, душевное благородство, совестливость, уважение к своим национальным традициям и корням, родной земле, отчему дому и к человеку.
Многие учёные и прогрессивные граждане всё чаще говорят о том, что цивилизацию XXI столетия спасёт только лишь обновлённая культура, которая способна к восхождению от абстрактного к практическому гуманизму.
Однако не стоит переоценивать культуру, где рассматриваем в конкретном случае физическую культуру, как одну из её составляющих в противодействии экстремизму и терроризму, ведь «террор есть порождение именно культуры, а вовсе не бескультурья».
Непосредственно, чтобы изучить и понять более углубленно возможности противодействовать экстремизму и терроризму идеями мира и добра, толерантности, гуманизма, сосредоточенными в ФКиС, обратим наше внимание на понимание данного термина.
Спорт представляет собой составную часть физической культуры, которая представляет собой специфический род интеллектуальной и физической активности, которая сочетается с отдыхом и получением морального удовлетворения и стремлением к улучшению собственных физических возможностей, укреплять здоровье и преодолевать творческое долголетие.
Также под физической культурой мы понимаем все движения, объединенные в упражнения, которые выходят за рамки естественной потребности человека в движении, которые не носят игрового характера. Таким образом, к физической культуре мы относим все системы физических упражнений, встречающиеся в различных странах, где одним из примеров может послужить практика - йоги, цигун (разновидность китайской гимнастики).
Как сфера деятельности и образ жизни российский спорт находится на стадии трансформации. Одни виды спорта незаметно исчезают, а другие набирают популярность среди населения и развиваются. В России возникает социальный феномен, который выражается в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Люди в результате этого стали интересоваться спортом. Спорт влияет положительно на психическое и физическое здоровье как фактор того, что даже те, кто раньше воспринимали его только как что-то, что можно было посмотреть по телевизору, теперь уже чаще начали посещать тренажерные залы и бассейны и для себя открывают новые виды спорта.
Анализируя такого рода явления, мы, прежде всего, считаем необходимым уделить особое внимание на различии восприятия физической культуры и спорта в обществе. Выдающийся спортсмен Ю. Власов, который комментировал это явление, указывал на то, что в спорте присутствует такого рода качества как обязательность соперничества. При занятии спортом прививаются данные качества, и играет роль воспитание силы воли, умение через трудности и риск прорываться к победам. Чувство превосходства, хоть и в зачаточном состоянии во всем и всегда непременно есть. Спорт может сработать не только как мощнейшее средство здорового воспитания, но и как средство разрушения или разложения личности. По мнению Ю. Власова, из торжества красоты, мужества, дружбы, уважения и соперничества, спорт на ступенях высшего развития превращается в нечто разрушающее человеческие ценности. Большой спорт несёт в себе программно-разрушительную функцию, искажает такие духовные начала, как душа, презрение к наживе, творчество, добро, справедливость, любовь, жертвенность. А что же далее? Ослепляет свечение и блеск олимпийских наград, рёв и ажиотаж на стадионах. На стадионах не редкость - настроенные агрессивно болельщики, побоища и беспорядки. Даже ношение символики может привлечь за собой как позитивное отношение, так и на редкость негативное отношение к её владельцу. Тысячи людей во время футбольных матчей получают ранения, различного рода травмы, также смерть в результате столкновений фанатов не редкость.
Как показывают социологические опросы населения, особенно среди молодёжи, которая активно занимается спортом, формируется первоначальное представление о жизни и мире. Занятия спортом являются отличной школой для воспитания волевых качеств, таких, как смелость, выдержка, в стремлении спортсмена преодолевать свои недостатки, научиться не бояться трудностей и добиваться поставленной цели. При достижении цели и стремлении к их достижению спортсмены должны поступать в соответствии с принципами морали. За любыми высокими достижениями спортсменов стоят годы напряжённого труда. Высшим стимулом для спортсмена является установление нового мирового рекорда или европейского рекорда, чтобы приумножить спортивную славу соей Отчизны.
Обеспечить безопасность не только участников соревнований, но и зрителей и высокопоставленных лиц гарантируют организаторы соревнований. В последнее время поведение болельщиков и их безопасность превратилось в одну из самых болезненных проблем для организаторов такого рода мероприятий. Ежегодно организаторы тратят огромные средства на обеспечение безопасности спортсменов, особенно таких значимых и популярных, как Олимпийские Игры и чемпионаты мира, прежде всего, по футболу. И всё же, надежных гарантий от проникновения террористов на стадионы или в Олимпийскую деревню нет. Террористы используют тактику запугивания, пытаясь убедить людей в том, чтобы продемонстрировать свою силу. Такими способами они хотят показать свою исполнительность перед спонсорами своей деятельности, отработать полученные деньги и получить тем самым новое финансирование. Это своего рода кастинг радикалов и экстремистов, который направлен на срыв спортивного праздника. Угрозы всегда были и остаются, и поэтому в последнее время ни одна страна не пренебрегает угрозой безопасности.
Необходимо, чтобы каждый задействованный человек в проведении и организации безопасности выполнил качественно и на должном уровне свои обязанности. У нашей страны есть достаточно высокий опыт по организации и проведению различного рода мероприятий и соревнований. Странам, которые выставляют на Олимпиады крупные делегации, разрешено прибывать с необходимым числом собственных охранников.
Эта проблема имеет ещё одну грань. Речь идет, к сожалению, о том, что за счёт притока чаще всего именно молодых,
действующих или бывших спортсменов, довольно часто пополняются ряды террористов. Не всегда можно с уверенностью утверждать, что уничтоженный спортсмен действительно был боевиком. Спорт - это та часть жизни, в которой отражаются как позитивные, так и негативные тенденции. А причины того, почему же всё чаще молодые люди становятся экстремистами, давно понятны. Это в основном огромные деньги, которые выплачиваются террористическими организациями, становятся мощным привлекающим стимулом. Также понятно, что современные боевые действия проходят не врукопашную, и здесь огромная физическая сила и умение драться мало помогут, но в любом случае спортсмены, особенно профессиональные, особенно из тех видов, где требуется очень хорошая выносливость, умение терпеть боль и психологически настраиваться на предстоящее дело - это потенциально всегда отличные воины, которых к тому же не надо готовить с нуля, и которые, скорее всего, будут более успешны во всякого рода операциях, чем обычные люди.
Они порой становятся легкой добычей, а потом и расходным материалом для вербовщиков из террористических банд. Ребята сегодня берут в руки оружие и идут убивать под диктовку боевиков, которые ещё вчера жили под девизом «О, спорт, ты - мир!».
Занятия спортом дисциплинируют, закаляют людей, делают их волевыми, сильными, мужественными. Но не все те, кто побеждает на борцовском ковре и на ринге или тяжелоатлетическом помосте, умеет правильно распорядиться своей силой, приобретенными навыками в жизни. Умело пользуются террористы этими особенностями характера юных спортсменов, для которых
Библиографический список
возможность завлечь в свои ряды такого человека - большая удача. Вот почему так важно прививать им чувство ответственности перед обществом, перед теми, кто болеет за них. Чтобы они умели отделить спорт от терроризма, уделять большое внимание гражданскому воспитанию спортсменов и при этом верит в них. Не причинять людям зло, а бить рекорды на стадионах, приносить им радость является уделом спортсмена. Спорт и терроризм несовместимы.
Тем самым физическая культура и спорт вносит свой вклад в противодействие экстремизму. Однако, этого недостаточно. Подтверждение данной мысли мы находим у величайшего спортсмена Ю. Власова, который говорил о том, что общество, которое не научится беречь свою культуру, обречено на варварство. Никакая развитая экономика, послушная наука послушных академий, форумы различных организаций, тем более олимпийские игры, не в состоянии обеспечить такому обществу здоровье и процветание. Противодействие терроризму - проблема комплексная и многоаспектная. При этом усиление внимания к пропаганде ФКиС, как пути к истине и совершенству, сохранению мира и идеалов гуманизма и толерантности, помогает отвлечь молодёжь от экстремизма во всех его форма.
Однако данных шагов недостаточно, чтобы полностью устранить социальную базу экстремизма, которую он черпает из молодёжного общества. Такого рода мероприятия и программы по развитию искусства ФКиС должны иметь систематический характер и равномерно реализовываться на территории всего мира, в том числе и всех субъектах Российской Федерации.
1. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629.
2. Спорт против терроризма. Спорт для всех. 2004; 30 янв.
3. Ревазова Д. О спорт! Ты - мир. Северная Осетия. 2004; 5 февр.
4. Смирнова А. Ударим спортом по терроризму. Комсомольская правда в Петербурге. 2004; 5 нояб.
5. Кисилева Т.Г. Терроризм и культура. Культура: управление, экономика, право. 2005; 3: 3.
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2001 g. № 629.
2. Sport protiv terrorizma. Sport dlya vseh. 2004; 30 yanv.
3. Revazova D. O sport! Ty - mir. Severnaya Osetiya. 2004; 5 fevr.
4. Smirnova A. Udarim sportom po terrorizmu. Komsomol'skaya pravda vPeterburge. 2004; 5 noyab.
5. Kisileva T.G. Terrorizm i kul'tura. Kul'tura: upravlenie, 'ekonomika, pravo. 2005; 3: 3.
Статья поступила в редакцию 13.11.17
УДК 378
Akhmedova S.L., senior teacher, Department of Computer Science, Dagestan State University of National Economy
(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
REQUIREMENTS FOR BACHELORS IN ECONOMICS IN THEIR ABILITY TO USE A COMPLEX OF TECHNICAL TOOLS AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES. The article identifies the requirements for bachelors in economics when they use a complex of technical tools and information technologies in professional activities such as professional mobility, mastery of computer programs for the solution of professional standard and non-standard economic problems, their ability to express themselves, to show independence, the ability to independently make up plans, execute and control the work to be performed. The article concludes that during the professional training in a university modern bachelor students must master occupational mobility, that is, they are to be prepared for rapid changes in jobs within the economic specialty based on the acquired knowledge and skills using various computer programs. Bachelors in economics must be sufficiently independent and acquire the ability to plan, implement and monitor their own work.
Key words: bachelors in economics, technical means and information technologies.
С.Л. Ахмедова, ст. преп. каф. информатики, ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного
хозяйства», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ТРЕБОВАНИЯ К БАКАЛАВРУ-ЭКОНОМИСТУ В РАМКАХ ЕГО СПОСОБНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье выявлены требования к бакалавру-экономисту в рамках его способности использовать комплекс технических средства и информационных технологий в профессиональной деятельности, такие как: профессиональная мобильность, овладение компьютерными программами для решения профессиональных типовых и нетиповых экономических задач, способность к самовыражению, самостоятельность, способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать выполняемую работу. В статье делается вывод о том, что современный бакалавр в ходе профессиональной вузовской подготовки должен овладеть профессиональной мобильностью, то есть быть готовым к быстрой смене выполняемых заданий в рамках экономической специальности на основе приобретенных знаний и умений использования различных компьютерных программ.
Ключевые слова: бакалавр-экономист, технические средства, информационные технологии.