ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА Шокиров П.К.
Шокиров Пулат Каримович - заведующий кафедрой, кафедра физической культуры, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается проблема вузовского образования, недостаточно внимания уделяется персонализации личности в физическом воспитании, полноценной реализации её оздоровительного потенциала. Физическое воспитание учащихся учебных заведений профессионально-технического образования является частью системы воспитания и образования и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил будущих молодых рабочих. Двигательная активность может осуществляться на основе освоения накопленных знаний в области физического совершенствования, целенаправленного изменения биологических составляющих природы человека и опосредованного воздействия на социальные составляющие.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, оздоровительный потенциал, профессионально-прикладной физической подготовки.
УДК 37.1174
Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент общей культуры молодёжи Она призвана способствовать формированию таких общечеловеческих ценностей, как физическое, психическое и социальное благополучие, повышению жизненных ресурсов человека, к числу важнейших из которых относится здоровье. Состояние здоровья необходимо учитывать и при рассмотрении будущей профессиональной деятельности студентов. Укрепление здоровья повышает резервные возможности организма, способствует профессиональной дееспособности будущих специалистов [1].
Вместе с тем в настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья студентов приобретает всё большую актуальность: увеличивается число первокурсников с отклонениями в состоянии здоровья, возрастает количество студентов специальной медицинской группы, повышается заболеваемость в процессе обучения, заболевания затрагивают органы и системы, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется противоположностями во взглядах на оздоровительный потенциал двигательной активности, приводящими к разрозненному использованию педагогических возможностей использования различных средств, методов и форм физического воспитания студентов. Однако в системе вузовского образования недостаточно внимания уделяется персонализации личности в физическом воспитании, полноценной реализации её оздоровительного потенциала.
В содержании оздоровительной программы физического воспитания предусматриваю теоретическую подготовку, профессионально-прикладную физическую подготовку, спортивное совершенствование. Содержание учебного материала каждого раздела программы имеет преемственность с наставлением по физической подготовке Вооруженных сил и программой физической культуры общеобразовательной школы и базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных в школе. Каждый из практических разделов составлен в соответствии с задачами обучения и имеет структуру: теоретические сведения по виду спорта
(разделу, умения, навыки, двигательные действия), составляющие содержание обучения; упражнения для развития двигательных качеств и прикладных навыков; требования к учащимся [2].
Теоретические занятия расширяют кругозор учащихся в области физического воспитания, дают им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности.
Основу общей физической подготовки составляет из следующих разделов: гимнастика в сочетании с акробатическими упражнениями, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис), упражнения художественной гимнастики для девушек и элементы классической борьбы для юношей, профессионально-прикладная физическая подготовка.
Для целенаправленного развития двигательных качеств, способствующих успешному овладению двигательными умениями, навыками и расширению функциональных возможностей организма учащихся, подбираю и использую в течение каждого урока и всего периода обучения наиболее эффективные из них с учетом контингента (наполняемость групп) и условий учебного заведения. Повышению эффективности учебного процесса способствует активизация мыслительной и двигательной деятельности, развитие инициативы, самостоятельности учащихся.
Обучение прикладным для данного вида труда двигательным умение и навыкам, преимущественно в связи с особыми внешними условиями профессиональной деятельности. Повышение функциональной устойчивости и приспособления организма учащихся к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда (гиподинамии, вынужденной рабочей позы с соматическим напряжением, высокой или низкой температуры воздуха, укачиванию и т.п.) Сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретенных умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности.
Кроме занятий используются утренние физические упражнения, соревнования (по группам, районные областные) и привлекаются к самостоятельным занятиям.
Самостоятельные занятия могут быть общими заданиями (для всей группы) и индивидуальными (для учащихся, у которых выявлен низкий уровень развития тех или иных физических качеств и двигательных навыков). Учебные занятия предусматриваю преимущественно упражнения для совершенствования профессионально важных физических качеств. Организацию самостоятельной работы по ППФП начинаю с разъяснения учащимся ее значения для успешного освоения специальности, повышения профессиональной работоспособности, внедрения средств физической культуры в их быт. Предусматриваю меры по закаливанию организма учащихся к воздействию метеорологических факторов, специфических для условий данной профессиональной деятельности (систематическое проведение занятий в любое время года не открытом воздухе, внедрение в быт учащихся закаливающих средств и т.п.).
В нашем вузе обучают учащихся по таким профессиям: "Управление инновационными проектами промышленных предприятий", "Машины и агрегаты холодильной и криогенной техники, систем кондиционирования", "Машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности", "Техническая и технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов", "Сварочная технология и оборудование", "Прикладные космические технологии", "Авиастроение", "Машины и оборудование пищевой промышленности".
В разделе по ППФП отражены особенности видов трудовой деятельности по массовым рабочим профессиям, определены задачи при обучении конкретной профессии и рекомендованы основные средства и контрольные нормативы. Например: помимо непосредственного управления машинами выполнение вспомогательных работ (техническое обслуживание машин, очистка засорившихся и
42
замена отдельных деталей и т.д.), связанных с кратковременными значительными силовыми напряжениями. Особенности рабочей позы: туловище и голова наклонены вперед, увеличен кифоз в грудном отделе позвоночника, ноги согнуты под прямым углом, руки в полусогнутом положении на рулевом управлении или рычагах переключения скоростей, длительное значительное статическое напряжение мышц спины. Рабочие движения, как правило, монотонны и однообразны, выполняются в относительно быстром темпе, неритмично. Во время работы рабочий подвергается воздействию шума, общей и местной вибрации. Задачи ППФП: развитие выносливости к игровым действиям; пространственной ориентировки; совершенствование быстроты, точности движений и вестибулярной устойчивости; развитие силы и статической выносливости мышц рук, плечевого пояса и спины.
Таким образом, в процессе занятий физического воспитания учащихся решаются задачи, которые осуществляются на основе оздоровительной и воспитательной направленности каждого занятия.
Список литературы
1. Иващенко Л.Я., Круцевич Т.Ю. Методика физкультурно-оздоровительных занятий.
К.: УГУФВС, 2004. 126 с.
2. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов.
М., 2001. 169 с.
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ У ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
Эшов Д.Н.1, Ваниян С.Б.2
1Эшов Дилмурад Норбаевич - преподаватель, кафедра педагогики и психологии физической культуры, Ташкентский государственный институт востоковедения;
2Ваниян Сергей Бораевич - старший преподаватель, кафедра общественных наук и педагогики профобразования, Национальный институт художества и дизайна им. Камолиддина Бекзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в наше время доступность в выборе тяжелоатлетических средств силовой подготовки еще не стала стимулом для их широкого применения в системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи. Это связано также и с тем, что в практике работы с юными атлетами имеют место случаи неграмотного подхода в использовании отягощений. В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются исключительно благоприятные изменения приспособительных возможностей двигательного аппарата и функциональных систем, позволяющих эффективно реагировать на влияние различных тренировочных нагрузок и быстро восстанавливать физическую работоспособность.
Ключевые слова: тяжёлая атлетика, тренировка, юные атлеты, ОФП и СФП.
УДК 37.1174
Благодаря созданной спортивной инфраструктуре Узбекистан стал местом проведения крупных международных соревнований, в том числе чемпионатов мира и Азии по боксу, таэквондо, вольной борьбе, тяжелой атлетике, фехтованию и другим видам спорта. В стране серьезное внимание уделяется отбору молодых талантливых спортсменов из числа воспитанников спортивных клубов и команд и организации их подготовки по повышению спортивного мастерства, созданию необходимых условий