Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов неспециализированных вузов на основе оздоровительного потенциала'

Физическое воспитание студентов неспециализированных вузов на основе оздоровительного потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шокиров Пулат Каримович

В статье рассматривается проблема вузовского образования, недостаточно внимания уделяется персонализации личности в физическом воспитании, полноценной реализации её оздоровительного потенциала. Физическое воспитание учащихся учебных заведений профессионально-технического образования является частью системы воспитания и образования и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил будущих молодых рабочих. Двигательная активность может осуществляться на основе освоения накопленных знаний в области физического совершенствования, целенаправленного изменения биологических составляющих природы человека и опосредованного воздействия на социальные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов неспециализированных вузов на основе оздоровительного потенциала»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА Шокиров П.К.

Шокиров Пулат Каримович - заведующий кафедрой, кафедра физической культуры, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается проблема вузовского образования, недостаточно внимания уделяется персонализации личности в физическом воспитании, полноценной реализации её оздоровительного потенциала. Физическое воспитание учащихся учебных заведений профессионально-технического образования является частью системы воспитания и образования и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил будущих молодых рабочих. Двигательная активность может осуществляться на основе освоения накопленных знаний в области физического совершенствования, целенаправленного изменения биологических составляющих природы человека и опосредованного воздействия на социальные составляющие.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, оздоровительный потенциал, профессионально-прикладной физической подготовки.

УДК 37.1174

Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент общей культуры молодёжи Она призвана способствовать формированию таких общечеловеческих ценностей, как физическое, психическое и социальное благополучие, повышению жизненных ресурсов человека, к числу важнейших из которых относится здоровье. Состояние здоровья необходимо учитывать и при рассмотрении будущей профессиональной деятельности студентов. Укрепление здоровья повышает резервные возможности организма, способствует профессиональной дееспособности будущих специалистов [1].

Вместе с тем в настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья студентов приобретает всё большую актуальность: увеличивается число первокурсников с отклонениями в состоянии здоровья, возрастает количество студентов специальной медицинской группы, повышается заболеваемость в процессе обучения, заболевания затрагивают органы и системы, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности.

Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется противоположностями во взглядах на оздоровительный потенциал двигательной активности, приводящими к разрозненному использованию педагогических возможностей использования различных средств, методов и форм физического воспитания студентов. Однако в системе вузовского образования недостаточно внимания уделяется персонализации личности в физическом воспитании, полноценной реализации её оздоровительного потенциала.

В содержании оздоровительной программы физического воспитания предусматриваю теоретическую подготовку, профессионально-прикладную физическую подготовку, спортивное совершенствование. Содержание учебного материала каждого раздела программы имеет преемственность с наставлением по физической подготовке Вооруженных сил и программой физической культуры общеобразовательной школы и базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных в школе. Каждый из практических разделов составлен в соответствии с задачами обучения и имеет структуру: теоретические сведения по виду спорта

(разделу, умения, навыки, двигательные действия), составляющие содержание обучения; упражнения для развития двигательных качеств и прикладных навыков; требования к учащимся [2].

Теоретические занятия расширяют кругозор учащихся в области физического воспитания, дают им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности.

Основу общей физической подготовки составляет из следующих разделов: гимнастика в сочетании с акробатическими упражнениями, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис), упражнения художественной гимнастики для девушек и элементы классической борьбы для юношей, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Для целенаправленного развития двигательных качеств, способствующих успешному овладению двигательными умениями, навыками и расширению функциональных возможностей организма учащихся, подбираю и использую в течение каждого урока и всего периода обучения наиболее эффективные из них с учетом контингента (наполняемость групп) и условий учебного заведения. Повышению эффективности учебного процесса способствует активизация мыслительной и двигательной деятельности, развитие инициативы, самостоятельности учащихся.

Обучение прикладным для данного вида труда двигательным умение и навыкам, преимущественно в связи с особыми внешними условиями профессиональной деятельности. Повышение функциональной устойчивости и приспособления организма учащихся к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда (гиподинамии, вынужденной рабочей позы с соматическим напряжением, высокой или низкой температуры воздуха, укачиванию и т.п.) Сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретенных умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности.

Кроме занятий используются утренние физические упражнения, соревнования (по группам, районные областные) и привлекаются к самостоятельным занятиям.

Самостоятельные занятия могут быть общими заданиями (для всей группы) и индивидуальными (для учащихся, у которых выявлен низкий уровень развития тех или иных физических качеств и двигательных навыков). Учебные занятия предусматриваю преимущественно упражнения для совершенствования профессионально важных физических качеств. Организацию самостоятельной работы по ППФП начинаю с разъяснения учащимся ее значения для успешного освоения специальности, повышения профессиональной работоспособности, внедрения средств физической культуры в их быт. Предусматриваю меры по закаливанию организма учащихся к воздействию метеорологических факторов, специфических для условий данной профессиональной деятельности (систематическое проведение занятий в любое время года не открытом воздухе, внедрение в быт учащихся закаливающих средств и т.п.).

В нашем вузе обучают учащихся по таким профессиям: "Управление инновационными проектами промышленных предприятий", "Машины и агрегаты холодильной и криогенной техники, систем кондиционирования", "Машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности", "Техническая и технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов", "Сварочная технология и оборудование", "Прикладные космические технологии", "Авиастроение", "Машины и оборудование пищевой промышленности".

В разделе по ППФП отражены особенности видов трудовой деятельности по массовым рабочим профессиям, определены задачи при обучении конкретной профессии и рекомендованы основные средства и контрольные нормативы. Например: помимо непосредственного управления машинами выполнение вспомогательных работ (техническое обслуживание машин, очистка засорившихся и

42

замена отдельных деталей и т.д.), связанных с кратковременными значительными силовыми напряжениями. Особенности рабочей позы: туловище и голова наклонены вперед, увеличен кифоз в грудном отделе позвоночника, ноги согнуты под прямым углом, руки в полусогнутом положении на рулевом управлении или рычагах переключения скоростей, длительное значительное статическое напряжение мышц спины. Рабочие движения, как правило, монотонны и однообразны, выполняются в относительно быстром темпе, неритмично. Во время работы рабочий подвергается воздействию шума, общей и местной вибрации. Задачи ППФП: развитие выносливости к игровым действиям; пространственной ориентировки; совершенствование быстроты, точности движений и вестибулярной устойчивости; развитие силы и статической выносливости мышц рук, плечевого пояса и спины.

Таким образом, в процессе занятий физического воспитания учащихся решаются задачи, которые осуществляются на основе оздоровительной и воспитательной направленности каждого занятия.

Список литературы

1. Иващенко Л.Я., Круцевич Т.Ю. Методика физкультурно-оздоровительных занятий.

К.: УГУФВС, 2004. 126 с.

2. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов.

М., 2001. 169 с.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ У ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Эшов Д.Н.1, Ваниян С.Б.2

1Эшов Дилмурад Норбаевич - преподаватель, кафедра педагогики и психологии физической культуры, Ташкентский государственный институт востоковедения;

2Ваниян Сергей Бораевич - старший преподаватель, кафедра общественных наук и педагогики профобразования, Национальный институт художества и дизайна им. Камолиддина Бекзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в наше время доступность в выборе тяжелоатлетических средств силовой подготовки еще не стала стимулом для их широкого применения в системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи. Это связано также и с тем, что в практике работы с юными атлетами имеют место случаи неграмотного подхода в использовании отягощений. В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются исключительно благоприятные изменения приспособительных возможностей двигательного аппарата и функциональных систем, позволяющих эффективно реагировать на влияние различных тренировочных нагрузок и быстро восстанавливать физическую работоспособность.

Ключевые слова: тяжёлая атлетика, тренировка, юные атлеты, ОФП и СФП.

УДК 37.1174

Благодаря созданной спортивной инфраструктуре Узбекистан стал местом проведения крупных международных соревнований, в том числе чемпионатов мира и Азии по боксу, таэквондо, вольной борьбе, тяжелой атлетике, фехтованию и другим видам спорта. В стране серьезное внимание уделяется отбору молодых талантливых спортсменов из числа воспитанников спортивных клубов и команд и организации их подготовки по повышению спортивного мастерства, созданию необходимых условий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.