Научная статья на тему 'Основы спортивной тренировки юных футболистов на этапе начальной подготовки'

Основы спортивной тренировки юных футболистов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эшов Дилмурад Норбаевич, Зарифов Шухрат Зариф Угли

В статье показана методология, которая обусловлена экспериментальным обоснованием целого ряда новых по сравнению с традиционными факторов подготовленности юных футболистов. Систематизация научных данных и многолетние комплексные экспериментальные исследования предопределили формулировку концепции обновления структуры и содержания многолетней подготовки резерва в футболе. Методология учета возрастной динамики доминантных факторов подготовленности позволяет решить данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы спортивной тренировки юных футболистов на этапе начальной подготовки»

акцент делается на ОТП. т.е. на развитие физических качеств, необходимых в этом виде спорта [1].

Основная форма занятий - тренировочный урок. На протяжении первых 4-5 месяцев планируется 2-3 занятия в неделю по 60-90 минут, в дальнейшем 3 занятия по 90-120 минут. Продолжительность тренировки увеличивается за счет различных средств физического воспитания. В тренировочных занятиях следует преимущественно использовать упражнения динамического характера, но чередовать их нужно так, чтобы в работу включились различные группы мышц. Вес штанги должен быть оптимальным (вес который юный спортсмен может легко поднять 5-6 раз в одном подходе). На первоначальном этапе используется постоянный вес штанги. По мере нарастания тренированности и овладения основами спортивной техники рекомендуется переходить к выполнению упражнении с разной степенью отягощения.

Периодически для совершенствования техники классических упражнений и формирования волевых качеств атлета планируется подъем около предельного веса, однако вес должен быть посильным, чтобы не нарушалась структура упражнения (ритм, скорость движения и др.). Интервалы между подходами к штанге должны быть не менее 3-4 минут. Для повышения эмоциональности урока основную часть его рекомендуется проводить с элементами соревнований: например, кто лучше выполнит рывок штанги, технически поднимет штангу на грудь с подседом «разножка» или «ножницы» Очень важной проблемой спортивной тренировки в юном возрасте и целенаправленной подготовки в многолетнем тренировочном процессе является лимит времени. Без этого учета, увеличение времени, затрачиваемого на тренировку, может повлечь за собой трудности с успеваемостью в школе.

Таким образом, проанализировав литературные источники, мы выяснили, что на совершенствование физических и функциональных возможностей организма значительное влияние оказывают возрастные закономерности, присущие тому или иному периоду жизни человека. Следовательно, при занятиях тяжелой атлетикой с юными спортсменами их надо обязательно учитывать.

Список литературы

1. Беркут Андрей Геннадиевич. Методика подготовки тяжелоатлетов 11-14 лет на основе использования изокинетических режимов. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Краснодар, 2004. 151 а

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Эшов Д.Н.1, Зарифов Ш.З.2

1Эшов Дилмурад Норбаевич - преподаватель; 2Зарифов Шухрат Зариф угли - преподаватель, кафедра педагогики и психологии физической культуры, Ташкентский государственный институт востоковедения; г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показана методология, которая обусловлена экспериментальным обоснованием целого ряда новых по сравнению с традиционными факторов подготовленности юных футболистов. Систематизация научных данных и многолетние комплексные экспериментальные исследования предопределили формулировку концепции обновления структуры и содержания многолетней

подготовки резерва в футболе. Методология учета возрастной динамики доминантных факторов подготовленности позволяет решить данную проблему. Ключевые слова: футбол, спортивная тренировка, начальная подготовка, юные футболисты.

УДК 37.1174

Роль юношеского спорта в Узбекистане неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов. Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых, действенных средств и методов работы с юными спортсменами. Современная подготовка спортивных резервов ведется на основе научно-методических положений, разработанных учеными. Результаты исследований последнего десятилетия внесли положительный вклад в совершенствование организационно-методических основ подготовки спортивных резервов.

Спортивная подготовка в футболе строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи учебно-тренировочного процесса. Исследователи предлагают проводить обучение технике в специальных игровых упражнениях и отводить этому не менее 50% времени. Так как в этих упражнениях решается и тактический аспект, его выделяют как «индивидуальная технико-тактическая подготовка», и отнесли в раздел по обучению тактике как одну из составляющих. Те стандартные и игровые упражнения, где превалирует технический аспект, относится к обучению технике. Конечно, подобное разделение носит достаточно условный характер, так как во всех игровых упражнениях наблюдается эффект сопряженного воздействия. Но в программе (в возрасте 10-12 лет) тактике уделяется всего 10-12% тренировочного времени. И это тогда, когда наблюдается благоприятный период для формирования фактора быстродействия. Его составляющие - быстрота оперативного мышления, скорость приема и переработки информации, переключение внимания - развиваются в игровых ситуациях. Необходимо время для формирования и становления индивидуальной тактики - основы всех тактических действий. Логичный вывод -разделить тренинг по тактической подготовке на две составляющие: обучение групповым и командным взаимодействиям и работу по формированию тактической основы игровых действий (индивидуальные тактические возможности в смысле восприятия, внимания и мышления). Это является аргументацией к значительному увеличению учебных часов, отводимых на тактическую подготовку [1].

Применение СФП для групп начальной подготовки это актуально при развитии быстроты, а с 3-го года обучения и скоростно-силовых качеств - упражнения, включающие многократные ударные действия ногами или прыжковые упражнения с завершающим ударом головой, рывковые упражнения (5-7 м), с завершающим ударным действием [2].

Основные средства для работы по формированию индивидуальной технико-тактической подготовки в группе начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения -модифицированные подвижные игры с элементами футбола. Игровые действия, направленные на формирование конкретных проявлений индивидуальной техники и составляющих тактического аспекта: восприятия, свойств внимания и мыслительных процессов. Как правило, абсолютное большинство игровых упражнений для групп начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения проводится с большим количеством мячей и в несколько ворот. Это, помимо развивающего эффекта, позволяет устранить фактор скученности на площадке и ведет к более быстрому освоению навыков. По сравнению с традиционными упражнениями увеличивается моторная плотность. Эффективность таких упражнений высока, в игре всегда учишься быстрее, особенно при многочисленных встречах с мячом. На данных этапах подготовки подобные упражнения должны быть основой в обучении.

В обучении групповым взаимодействиям задача в работе с группами начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения решается в основном посредством разновидности подвижной игры «Борьба за мяч», «Мяч - капитану» и т.д. В игре используется один мяч, но задания могут быть разные.

Перед каждым занятием необходимо сообщать цели и задачи занятия, а также проводить опрос с показательными практическими действиями. Большинство детей 78-летнего возраста быстро запоминают и могут сознательно ответить и показать, как надо бить по мячу различными частями подъема и сторонами стопы, из каких элементов состоит ударное действие, что необходимо сделать, чтобы принять мяч.

Параметры игровой деятельности отражают суть проводимой учебно-тренировочной работы, основная направленность которой технико-тактическая (при других приоритетах учебно-тренировочного процесса такие показатели невозможны). Необходимо заметить, что в возрастных группах 8-9- и 9-10-летнего возраста регулярные соревнования отсутствуют. Проводятся краткосрочные турниры, при этом количественный состав участвующих команд и их степень подготовленности различные. Игры, как правило, проводятся на полях уменьшенных размеров и каких-либо задач получения спортивного результата не ставится. Тренеры основное внимание уделяют технико-тактической подготовки и в этой работе преуспевают. Что же касается так называемой ранней специализации, то при условии соблюдения определенных требований такую работу можно только приветствовать. Для технико-тактической подготовки уделяют внимание требованиям, которые заключаются в следующем:

- учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств;

- включение в учебно-тренировочный процесс различных подвижных игр и акробатических упражнений;

- использование упражнений, развивающих подвижность в суставах.

Тактическая подготовка футболистов, где центральное место занимают

упражнения по групповым взаимодействиям и командным тактическим действиям (игровые упражнения с одним мячом), должна начинаться с 13-14 лет и не раньше. Потому, что только к 14 годам «созревает» ориентировочная основа игрового действия. И групповые взаимодействия дадут результат, если нам удалось подготовить благодатную почву.

Факторная структура спортивного успеха на разных этапах спортивной подготовки имеет различия. Система подготовки квалифицированного резерва должна не просто учитывать, а опираться на факторную структуру высококвалифицированных футболистов при составлении учебных программ. Общие приоритеты учебных программ и факторной структуры не противоречат друг другу. Правильная форма программы должна наполняться соответствующим методическим содержанием. Методическое содержание программы должно корректироваться и опираться на современные требования команд-мастеров, учитывая при этом возраст обучающихся. На данный момент содержание программы для начинающих футболистов находится в отрыве от практики проведения работы с этими возрастными группами.

В заключение следует отметить, что использование в практике подготовки юных футболистов большого количества зачастую автономных показателей, характеризующих уровень подготовленности, вызывает необходимость сведения количества факторов к оптимальному. Можно утверждать, что методология учета возрастной динамики доминантных факторов подготовленности позволяет решить данную проблему. При этом не нарушаются известные методологические требования комплексного подхода к оценке уровня подготовленности юных спортсменов.

Список литературы

1. Вдовенков В.А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: учеб. пособие / В.А. Вдовенков. М.: Физкультура и спорт, 2009. 290 с.

2. Гусева Г.А. Техническая и тактическая подготовка футболистов : учеб. пособие / Г.А. Гусева. М.: Физкультура и спорт, 2001. 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.