акцент делается на ОТП. т.е. на развитие физических качеств, необходимых в этом виде спорта [1].
Основная форма занятий - тренировочный урок. На протяжении первых 4-5 месяцев планируется 2-3 занятия в неделю по 60-90 минут, в дальнейшем 3 занятия по 90-120 минут. Продолжительность тренировки увеличивается за счет различных средств физического воспитания. В тренировочных занятиях следует преимущественно использовать упражнения динамического характера, но чередовать их нужно так, чтобы в работу включились различные группы мышц. Вес штанги должен быть оптимальным (вес который юный спортсмен может легко поднять 5-6 раз в одном подходе). На первоначальном этапе используется постоянный вес штанги. По мере нарастания тренированности и овладения основами спортивной техники рекомендуется переходить к выполнению упражнении с разной степенью отягощения.
Периодически для совершенствования техники классических упражнений и формирования волевых качеств атлета планируется подъем около предельного веса, однако вес должен быть посильным, чтобы не нарушалась структура упражнения (ритм, скорость движения и др.). Интервалы между подходами к штанге должны быть не менее 3-4 минут. Для повышения эмоциональности урока основную часть его рекомендуется проводить с элементами соревнований: например, кто лучше выполнит рывок штанги, технически поднимет штангу на грудь с подседом «разножка» или «ножницы» Очень важной проблемой спортивной тренировки в юном возрасте и целенаправленной подготовки в многолетнем тренировочном процессе является лимит времени. Без этого учета, увеличение времени, затрачиваемого на тренировку, может повлечь за собой трудности с успеваемостью в школе.
Таким образом, проанализировав литературные источники, мы выяснили, что на совершенствование физических и функциональных возможностей организма значительное влияние оказывают возрастные закономерности, присущие тому или иному периоду жизни человека. Следовательно, при занятиях тяжелой атлетикой с юными спортсменами их надо обязательно учитывать.
Список литературы
1. Беркут Андрей Геннадиевич. Методика подготовки тяжелоатлетов 11-14 лет на основе использования изокинетических режимов. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Краснодар, 2004. 151 а
ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Эшов Д.Н.1, Зарифов Ш.З.2
1Эшов Дилмурад Норбаевич - преподаватель; 2Зарифов Шухрат Зариф угли - преподаватель, кафедра педагогики и психологии физической культуры, Ташкентский государственный институт востоковедения; г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье показана методология, которая обусловлена экспериментальным обоснованием целого ряда новых по сравнению с традиционными факторов подготовленности юных футболистов. Систематизация научных данных и многолетние комплексные экспериментальные исследования предопределили формулировку концепции обновления структуры и содержания многолетней
подготовки резерва в футболе. Методология учета возрастной динамики доминантных факторов подготовленности позволяет решить данную проблему. Ключевые слова: футбол, спортивная тренировка, начальная подготовка, юные футболисты.
УДК 37.1174
Роль юношеского спорта в Узбекистане неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов. Стремительный рост достижений в мировом спорте настоятельно требует неустанного поиска новых, действенных средств и методов работы с юными спортсменами. Современная подготовка спортивных резервов ведется на основе научно-методических положений, разработанных учеными. Результаты исследований последнего десятилетия внесли положительный вклад в совершенствование организационно-методических основ подготовки спортивных резервов.
Спортивная подготовка в футболе строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи учебно-тренировочного процесса. Исследователи предлагают проводить обучение технике в специальных игровых упражнениях и отводить этому не менее 50% времени. Так как в этих упражнениях решается и тактический аспект, его выделяют как «индивидуальная технико-тактическая подготовка», и отнесли в раздел по обучению тактике как одну из составляющих. Те стандартные и игровые упражнения, где превалирует технический аспект, относится к обучению технике. Конечно, подобное разделение носит достаточно условный характер, так как во всех игровых упражнениях наблюдается эффект сопряженного воздействия. Но в программе (в возрасте 10-12 лет) тактике уделяется всего 10-12% тренировочного времени. И это тогда, когда наблюдается благоприятный период для формирования фактора быстродействия. Его составляющие - быстрота оперативного мышления, скорость приема и переработки информации, переключение внимания - развиваются в игровых ситуациях. Необходимо время для формирования и становления индивидуальной тактики - основы всех тактических действий. Логичный вывод -разделить тренинг по тактической подготовке на две составляющие: обучение групповым и командным взаимодействиям и работу по формированию тактической основы игровых действий (индивидуальные тактические возможности в смысле восприятия, внимания и мышления). Это является аргументацией к значительному увеличению учебных часов, отводимых на тактическую подготовку [1].
Применение СФП для групп начальной подготовки это актуально при развитии быстроты, а с 3-го года обучения и скоростно-силовых качеств - упражнения, включающие многократные ударные действия ногами или прыжковые упражнения с завершающим ударом головой, рывковые упражнения (5-7 м), с завершающим ударным действием [2].
Основные средства для работы по формированию индивидуальной технико-тактической подготовки в группе начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения -модифицированные подвижные игры с элементами футбола. Игровые действия, направленные на формирование конкретных проявлений индивидуальной техники и составляющих тактического аспекта: восприятия, свойств внимания и мыслительных процессов. Как правило, абсолютное большинство игровых упражнений для групп начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения проводится с большим количеством мячей и в несколько ворот. Это, помимо развивающего эффекта, позволяет устранить фактор скученности на площадке и ведет к более быстрому освоению навыков. По сравнению с традиционными упражнениями увеличивается моторная плотность. Эффективность таких упражнений высока, в игре всегда учишься быстрее, особенно при многочисленных встречах с мячом. На данных этапах подготовки подобные упражнения должны быть основой в обучении.
В обучении групповым взаимодействиям задача в работе с группами начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения решается в основном посредством разновидности подвижной игры «Борьба за мяч», «Мяч - капитану» и т.д. В игре используется один мяч, но задания могут быть разные.
Перед каждым занятием необходимо сообщать цели и задачи занятия, а также проводить опрос с показательными практическими действиями. Большинство детей 78-летнего возраста быстро запоминают и могут сознательно ответить и показать, как надо бить по мячу различными частями подъема и сторонами стопы, из каких элементов состоит ударное действие, что необходимо сделать, чтобы принять мяч.
Параметры игровой деятельности отражают суть проводимой учебно-тренировочной работы, основная направленность которой технико-тактическая (при других приоритетах учебно-тренировочного процесса такие показатели невозможны). Необходимо заметить, что в возрастных группах 8-9- и 9-10-летнего возраста регулярные соревнования отсутствуют. Проводятся краткосрочные турниры, при этом количественный состав участвующих команд и их степень подготовленности различные. Игры, как правило, проводятся на полях уменьшенных размеров и каких-либо задач получения спортивного результата не ставится. Тренеры основное внимание уделяют технико-тактической подготовки и в этой работе преуспевают. Что же касается так называемой ранней специализации, то при условии соблюдения определенных требований такую работу можно только приветствовать. Для технико-тактической подготовки уделяют внимание требованиям, которые заключаются в следующем:
- учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств;
- включение в учебно-тренировочный процесс различных подвижных игр и акробатических упражнений;
- использование упражнений, развивающих подвижность в суставах.
Тактическая подготовка футболистов, где центральное место занимают
упражнения по групповым взаимодействиям и командным тактическим действиям (игровые упражнения с одним мячом), должна начинаться с 13-14 лет и не раньше. Потому, что только к 14 годам «созревает» ориентировочная основа игрового действия. И групповые взаимодействия дадут результат, если нам удалось подготовить благодатную почву.
Факторная структура спортивного успеха на разных этапах спортивной подготовки имеет различия. Система подготовки квалифицированного резерва должна не просто учитывать, а опираться на факторную структуру высококвалифицированных футболистов при составлении учебных программ. Общие приоритеты учебных программ и факторной структуры не противоречат друг другу. Правильная форма программы должна наполняться соответствующим методическим содержанием. Методическое содержание программы должно корректироваться и опираться на современные требования команд-мастеров, учитывая при этом возраст обучающихся. На данный момент содержание программы для начинающих футболистов находится в отрыве от практики проведения работы с этими возрастными группами.
В заключение следует отметить, что использование в практике подготовки юных футболистов большого количества зачастую автономных показателей, характеризующих уровень подготовленности, вызывает необходимость сведения количества факторов к оптимальному. Можно утверждать, что методология учета возрастной динамики доминантных факторов подготовленности позволяет решить данную проблему. При этом не нарушаются известные методологические требования комплексного подхода к оценке уровня подготовленности юных спортсменов.
Список литературы
1. Вдовенков В.А. Исследование эффективности методики обучения детей 11-12 лет технике футбола: учеб. пособие / В.А. Вдовенков. М.: Физкультура и спорт, 2009. 290 с.
2. Гусева Г.А. Техническая и тактическая подготовка футболистов : учеб. пособие / Г.А. Гусева. М.: Физкультура и спорт, 2001. 221 с.