Научная статья на тему 'Особенности тренинга психологической безопасности студента в период летней профессионально-производственной практики'

Особенности тренинга психологической безопасности студента в период летней профессионально-производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРЕНИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ЛЕТНЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кечина М. А.

Данная статья посвящена проблеме разработки и апробации одной из важнейших технологий психологического сопровождения будущего педагога в период производственной практики в летнем оздоровительном лагере тренингу психологической безопасности, направленного на развитие внутренних психологических качеств личности (стрессоустойчивости, уверенности, самоконтроля, коммуникативности, снижению тревожности), развитие личностной готовности к выполняемой деятельности. Доказано, что тренинг является эффективным методом профилактики профессиональных деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности тренинга психологической безопасности студента в период летней профессионально-производственной практики»

86

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.

Список литературы:

1. Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Чита, декабрь 2011 г. - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. - С. 94-100.

2. Киберева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. Русский язык 1 класс. - М., 2013.

3. Низиенко Е., Шмелькова Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования // Образовательная политика. -2010. - № 1-2. - С. 108-113.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТА В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ1

© Кечина М.А.*

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Данная статья посвящена проблеме разработки и апробации одной из важнейших технологий психологического сопровождения будущего педагога в период производственной практики в летнем оздоровительном лагере - тренингу психологической безопасности, направленного на развитие внутренних психологических качеств личности (стрессоустойчивости, уверенности, самоконтроля, коммуникативности, сни-

1 Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию N° 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).

* Преподаватель кафедры Психологии.

Теория и методика обучения и воспитания

87

жению тревожности), развитие личностной готовности к выполняемой деятельности.

Доказано, что тренинг является эффективным методом профилактики профессиональных деформаций.

Ключевые слова: психологическая безопасность, тренинг психологической безопасности, технология психологического сопровождения, летней оздоровительный лагерь, летняя профессионально-педагогическая практика.

В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования под воздействием научно-технического и гуманитарного прогресса, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг главной задачей учреждений системы высшего образования в настоящее время становится подготовка конкурентоспособных выпускников, генерирующих и развивающих новые идеи, творчески мыслящих, способных адаптироваться и успешно трудиться в динамично развивающемся обществе [3, с. 13]. Современное высшее профессиональное образование нацелено не только на усвоение обучающимися конкретной учебной информации и получение специализированных умений и навыков, но и на формирование личностной готовности к выполнению ряда профессиональных обязанностей. Особо остро встает вопрос относительно выпускников специальностей, которые впоследствии будут работать в социальной сфере, где от них потребуются морально-психологические ресурсы, формирование и развитие которых крайне необходимо начинать со студенческой скамьи в процессе учебных занятий, и затем проводить психолого-педагогическое сопровождение в период производственных практик, оказывающих поддерживающее-формирующее воздействие. Вследствие этого возникает острый дефицит технологий обеспечения психологического благополучия личности в учебно-профессиональной деятельности.

С целью решения обозначенной проблемы нами был разработан тренинг психологической безопасности, который, на наш взгляд, является одной из эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения личности в период профессионально-производственной практики и деятельности в целом. Говоря об особенностях тренинга, необходимо заметить, что именно данная технология способна «дать побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности» [4, с. 18]. В основу разработанного нами тренинга психологической безопасности легли такие ее основные функции, как: развитие функционального комфорта, поддержание высокого уровня нервно-психической и энергетической экономии, оптимизацию резервных возможностей человека в деятельности, нейтрализацию воздействия экстремальных факторов, стабилизацию мотивационно-потребностных механизмов, упорядочивание социальных контактов, психофизиологическое регулирование [5, с. 12].

88

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Апробация данного тренинга в летнем оздоровительном учреждении имеет 2 блока: психоразвивающий и психопрофилактический, нацеленных на выработку психологически безопасных личностно-профессиональных ориентиров.

Баева И.А. отмечает, что развивающий эффект образовательной среды будет иметь место в том, случае, когда включённость в непосредственное и опосредованное общение будет способствовать становлению внутриличностного общения, развитию «зрелой» личности, способной к самостоятельному выбору. Такой эффект не только высвобождает личность от жёсткого влияния социальной среды, делает её независимой, но и создаёт предпосылки преобразующего воздействия на окружающий мир, то есть обогащение личностью социальной среды, влияние на существующие стандарты и нормы поведения [1]. Внутренние ориентиры на пути профессионально-личностного и духовного совершенствования стимулируют выработку неповторимого, индивидуального стиля психологической безопасности, благодаря которому создается их приоритет перед внешними факторами [2, с. 86].

На базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева для студентов третьего курса факультета психологии и дефектологии направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профилей «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика» разработана и реализуется одна наиболее активных производственных практик «Психолого-педагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях». Студенты в качестве вожатых и воспитателей выезжают в оздоровительные лагеря, расположенные на территории Республике Мордовия, Подмосковья Краснодарского края, Крыма.

В период прохождения производственной практики нами был реализован данный тренинг в Детском санаторно-оздоровительном комплексе «Криница» Краснодарского края. В данном тренинге участвовало 20 студентов педагогического отряда. Его цель - развитие внутренних психологических ресурсов, способствующих полноценной эффективной учебно-профессиональной деятельности. В качестве основных задач выступали следующие: развитие уверенности, снижение тревожности, выработка стратегии конструктивного разрешения конфликтных отношений, коммуникативных навыков, повышение уровня самоконтроля и стрессоустойчивости. Общая продолжительность занятия составляла от 40 до 50 минут. Структура занятий включала следующие элементы: 1) ритуал приветствия для осознания начала занятия, 2) рефлексия предыдущего занятия для понятия важности каждого занятия, 3) разминка для активизации участников, снятие напряжения, настройки на работу, 4) основная часть занятия была представлена совокупностью заданий упражнений, направленных на реализацию основных задач программы, 5) рефлексия занятия проводилась после основной части.

В процессе реализации тренинга нами использовался следующий примерный (представлен фрагмент тренинга) комплекс игр и упражнений:

Теория и методика обучения и воспитания

89

«Визитка».

Каждый участник на своём листе рисует схему, символизирующую щит (смотри схему). Затем он начинает заполнять каждую клетку. Написать имя, нарисовать символ, который отображал ваш внутренний мир сейчас.

- Мое прошлое.

- Мое настоящее.

- Мое будущее.

Упражнение «Дадим отпор...».

Проведение: все участники становятся в круг. Ведущий называет страхи и опасность. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Если остальные участники, оставшиеся в круге, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор...», то считается, что упражнение выполнено правильно и оставшиеся в кругу защищены. Основные критерии этого упражнения - быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы ведущего начинаются со следующего выражения: «На нас напали...». Ответ участников начинается с фразы: «Дадим отпор...».

- Неуверенность.

- Тревога.

- Страх.

- Внутреннее напряжение.

- Отчаяние.

- Беспокойство.

- Боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих.

Контраргументы.

Составьте список собственных слабых сторон. Впишите его в левую половину листа бумаги. На правой, напротив каждого пункта, укажите те позитивные моменты, которые можно противопоставить негативным. Например:

Слабости.

- Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь.

- Во мне почти нет привлекательных черт.

«Контраргументы».

- Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.

- Во мне масса привлекательных черт.

Расширьте и обоснуйте контраргументы, найдите подходящие примеры. Начните думать о себе в положительном ключе.

«Знаешь, что мне в тебе нравится?».

Выберите среди своих друзей того, кому вы более всего доверяете, и проделайте это упражнение вместе с ним. Напишите, какие черты этого человека для вас наиболее симпатичны, и пусть он сделает то же самое относительно вас. (Постарайтесь, чтобы каждый список состоял из десяти пунк-

90

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

тов). По очереди объясните друг другу, почему вы включили в список каждый пункт. Начните словами: «Что мне в тебе действительно нравится, так это...». Как вы себя чувствуете, когда ваш друг вас хвалит? Научитесь принимать похвалу (по крайней мере, говорить спасибо) и наслаждаться той радостью, которую приносят комплименты. Научитесь одаривать комплиментами своих друзей. Используйте этот навык в повседневной жизни, не жалея похвал даже в самых заурядных ситуациях.

Игра «Все на борт».

На полу чертиться квадрат - борт, размеры его зависят от количества игроков. Такой, чтобы все могли поставить не более 1 стопы. Задача уместиться всей командой на этом борте, оторвав ноги от пола за квадратом, и удержаться минимум 5 секунд. Для усложнения игры предлагается вариант, когда за бортом не должно находиться никакой части тела.

«Изображаем Страх».

Помогает скорректировать переживание тревоги ее изображение. Я прошу изобразить в музыке нечто страшное (или даже «твой Страх) Как правило, это диссонансы, угловатая мелодия, басы. Говорю: «страх ушел!» Символически закрываем крышку пианино или выключаем синтезатор. Затем - прошу показать в музыке спокойную картину, помогаю в импровизациях и сама. Если ребенку сложно «сыграть» тревогу - мы ее рисуем. Изображаем чудовище, в котором «все самое Страшное». Затем нужно непременно «сразиться» с ним. Можно придать чудовищу смешные черты, чтоб ребенок мог высмеять собственные страхи. Важно, чтоб оно перестало быть угрожающим, а стало нелепым, слабым и забавным. Затем «Страх» нужно уничтожить. Чаще всего создается изображение в темных тонах - ученик должен старательно заштриховать картину светлыми красками. После чего -старательно порвать рисунок или сжечь бумагу.

Упражнение «Ода о себе».

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе. Любви и всего остального. Форма изложения - небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно - поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе».

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще ... пока, наконец, не понял, что для

Теория и методика обучения и воспитания

91

него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Формирование уверенности».

Цель упражнения: используя эту технику, вы сможете подавить свои страхи и опасения, обрести хорошее самочувствие и уверенность в своих силах.

Инструкция:

- напишите отчет о своих положительных качествах, умениях и достижениях;

- убедите себя в том, что у вас есть качества, которые можно и нужно развить.

- развивая эти качества, постоянно повторяйте это убеждение;

- представьте себе, что вы уверенная в себе личность, которая уже достигла своих целей и завоевала авторитет окружающих;

- научитесь чувствовать внутреннюю уверенность в своих силах каждой клеточкой организма.

Упражнение-рисунок «Я такой какой, какой я есть».

Цель упражнения: выработка более объективной самооценки.

Инструкция: соберитесь группой друзей, где каждый должен нарисовать себя, но так чтобы никто не видел. Когда все рисунки готовы, их нужно перемешать и обменяться впечатлениями по каждому творению, что видят участники на каждом рисунке и чего, по их мнению, в нем не достает.

«Рассказ».

Инструкция. «Возьмите, пожалуйста, листочки и ручки и напишите свои имена и фамилии. Теперь сложите их в этот мешочек. Сейчас каждый из вас вытащит по одному листочку, и о человеке, чье имя написано на листочке, вы напишете короткий рассказ, стараясь рассказать как можно точнее о его внутренних качествах, особенностях. Затем все рассказы мы соберем в одну стопку, перемешаем, и я зачитаю их. Ваша задача - отгадать, о ком идет речь».

Анализ:

- Сложно ли было написать рассказ? Почему?

- Что помогало догадаться, о ком идет речь?

- Что удивило?

- Что очень точно было отражено в рассказе?

- Удалось ли воспользоваться правилами получения и передачи обратной связи при выполнении этого упражнения?

92

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

«Если бы я стал бы ...».

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «... я стал бы требовать жалобную книгу».

«Пословицы».

Упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы» (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, питайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

«Выслушивать до конца».

Процедура группового психологического тренинга. Участники разыгрывают небольшие анекдотичные сценки про то, как важно уметь дослушивать до конца и не перебивать.

«Торговля эмоциями».

Перед началом тренинга ведущий заготавливает карточки с написанными на них эмоциями, из расчета три карточки на одного участника. Если потом окажется, что карточек получилось больше или меньше, то это не страшно: кому-то из участников достанется две или четыре карточки. Примеры эмоций и эмоциональных состояний: радость, грусть, тоска, удивление, любовь, безразличие.

Одну эмоцию можно выписать на несколько карточек. В начале упражнения ведущий на глазах участников перемешивает карточки (желательно поэтому делать карточки такого размера, чтобы удобно было их перемешивать). После этого их раздает участникам. Далее участники распределяются по парам. Напарника выбирают на свое усмотрение. Ведущий ставит задачу -надо рассказать своему напарнику содержание недавно просмотренного фильма. При этом надо стараться изображать эмоции, которые указаны на карточках автора рассказа. Далее напарники меняются ролями: один опять говорит, другой слушает. Если количество участников нечетное, можно организовать одну тройку. Кто-то из участников обязательно выскажет недоумение: как можно одновременно изображать, например, любовь и ненависть. Ведущий в данном случае советует «как-нибудь выкрутиться из ситуации». Когда работа в парах завершена, ведущий объявляет, что это еще

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теория и методика обучения и воспитания

93

не конец упражнения. Далее будет то же самое, только уже с другим напарником и надо будет рассказать содержание последней прочитанной книги. Но перед этим участники могут обменяться между собой карточками с эмоциями. Если кого-то не устраивает, например, карточка «любовь», он ее может поменять на «безразличие». Одну карточку можно менять на две или даже на три другие. Нельзя только дарить свои карточки и оставаться совсем без них. Участники опять разбиваются на пары, при этом пары должны быть новыми. Идет обсуждение книг. По ходу упражнения ведущий предлагает пассивным слушателям задавать уточняющие вопросы. Но задавать эти вопросы можно только в нужных эмоциях (то есть тех, которые указаны на карточках спрашивающего). Опять происходит «обмен эмоциями».

«Я и стресс».

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Содержание. Психолог готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.

Инструкция психолога группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом.

Таким образом, структура данного тренинга базируется на комплексном подходе, так как в него заложены разнообразные упражнения, направленные на формирование основных психологических качеств (стрессоустойчивости, снижение тревожности, самоконтроля, коммуникативности), лежащих в основе эффективной психологически безопасной профессиональнопедагогической деятельности. Необходимо отметить, что разработанный и апробированный нами тренинг психологической безопасности в период летней практики в оздоровительном учреждении, как технология сопровождения, особенно ценен для профилактики проблем, которые возникают в процессе выполнении ими должных обязанностей, влекут серьезные негативные последствия (острые конфликты внутри педотряда с воспитанниками, их родителями, администрацией, отсутствие полноценной социально-психолого-педагогической готовности студента, нарушения психосоматиче-

94

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ского здоровья). Кроме того, данный тренинг предполагает детальный анализ психолого-педагогических ситуаций, возникающих в отрядах, и требующих компетентностного и оперативного решения.

Список литературы:

1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе / И.А. Баева. - СПб.: Речь, 2002. - 251 с.

2. Варданян Ю.В. Студенческая студия развития психологической безопасности - самоорганизующаяся система деятельности субъектов образования / Ю.В. Варданян, О.С. Валуев, А.В. Дергунова // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3 (15). - С. 84-87.

3. Вдовина Н.А. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода / Н.А. Вдовина, Е.Н. Руськина, Т.В.Савинова // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 4 (20). - С. 12-15.

4. Кутняк С.В. Использование тренинга в обучении студентов коммуникативной компетенции как фактора успешного карьерного роста / С.В. Кутняк // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1 (5). - С. 15-18.

5. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности / Н.Л. Шлыкова. - Тверь: ООО Триада, 2004. - 151 с.

РОЛЬ взаимодействия семьи и школы

В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Котлярова Т.С.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск Гимназия № 115, г. Омск

В статье анализируются проблемы организации взаимодействия педагога и родителей младших школьников и обосновывается необходимость сотрудничества семьи и школы для осуществления положительной динамики формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова: образование; младший школьник; универсальные учебные действия; сотрудничество семьи и школы.

Реформирование российского образования влечет за собой новые требования к школе. Современному обществу необходимы образованные люди, гибкие, мобильные, владеющие самоконтролем, умеющие прогнозировать ситуацию и принимать решения, обладающие развитым чувством патриотизма.

* Аспирант кафедры Профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета, учитель начальных классов Г имназии № 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.