Научная статья на тему 'Психологический тренинг как технология'

Психологический тренинг как технология Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7453
1799
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / CONCEPTIONS OF PERSONALITY CHANGING / SOCIAL PSYCHOLOGICAL TRAINING / ACTIVE METHODS OF TEACHING / TECHNOLOGY OF PSYCHOLOGY INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаров Юрий Васильевич

Автор дает анализ основных подходов к психологическому тренингу как отечественных, так и зарубежных ученых. Формулирует основные методологические основания для новой парадигмы тренинга. Предлагает технологическую модель тренинга, которая рассматривает тренинг как технологию психологического воздействия на личность с целью ее обучения, коррекции и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Training as a Technology

The article gives an analysis of basic theories of psychological training. The methodo logical principles are formulated for a new paradigm of the training. A technological model of training is suggested which regards training as a technology of psychological influence on the individual targeted for correction, development and educating.

Текст научной работы на тему «Психологический тренинг как технология»

3. Viljunas K. Psihologija emotsional'nyh javlenij. M., 1976.

4. Vundt V Osnovy fiziologicheskoj psihologii. M., 1880. 589 s.

5. Goulman D. Emotsional'nyj intellekt. M.: AST; Hranitel', 2008. 478 s.

6. Dodonov B. I. Emotsija kak tsennost'. M., Politizdat, 1978. 272 s.

7. Izard K. Je. Psihologija emotsij. SPb.: Piter, 2002. 464 s.

8. Il'in E. P Emotsii i chuvstva. SPb.: Piter, 2001. 749 s.

9. LazurskijA. F. Ocherk nauki o harakterah. M., 1995.

10. Levin K. Dinamicheskaja psihologija. M.: Smysl, 2001.

11. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii. M., 1971.

12. LiperR. U. Motivatsionnaja teorija emotsij // Psihologija emotsij. SPb.: Piter, 2007. S. 210-224.

13. LjusherM. Signaly lichnosti.Voronezh, 1993. 160 s.

14. Mjasishchev V N. Psihologija otnoshenij.M.: Izd-vo “Institut prakticheskoj psihologii”; Voronezh: NPO “MODJEK”, 1995.

15. Ollport G Lichnost' v psihologii. M.: Juventa. SPb., 1998. 345 s.

16. Pyr'ev E. A. Motivatsionnye vozmozhnosti emotsij i potrebnostej: sravnitel'nyj analiz // Vestnik OGU. 2012. № 9 (145). S. 35-42.

17. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii. M.: Prosvewenie, 1946.

18. Tihomirov O. K. Psihologija myshlenija. M.: MGU, 1984. 270 s.

19. Jakobson P. M. Psihologija chuvstv i motivatsii. M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii». Voronezh: NPO «MODJEK», 1998.

Ю. В. Макаров ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ

Автор дает анализ основных подходов к психологическому тренингу как отечественных, так и зарубежных ученых. Формулирует основные методологические основания для новой парадигмы тренинга. Предлагает технологическую модель тренинга, которая рассматривает тренинг как технологию психологического воздействия на личность с целью ее обучения, коррекции и развития.

Ключевые слова: психологический тренинг, концепция изменения личности, психологическое воздействие, социально-психологический тренинг, активные методы обучения, технология, технология психологического воздействия.

Yu. Makarov

Psychological Training as a Technology

The article gives an analysis of basic theories of psychological training. The methodological principles are formulated for a new paradigm of the training. A technological model of training is suggested which regards training as a technology of psychological influence on the individual targeted for correction, development and educating.

Keywords: psychological training, conceptions of personality changing, social psychological training, active methods of teaching, technology of psychology influence

Актуальность проблемы «тренинг — вами, переживаниями, и технологией —

технология» объясняется попыткой разре- системой упорядоченных операций и прошить противоречие между тренингом как цедур, задачей которой является уложить в

феноменом сугубо психологическим, свя- прокрустово ложе все богатство духовного

занным с человеком, с его эмоциями, чувст- мира личности.

Эта проблема возникла как отклик на всеобщую технологизацию всех сфер социальной жизни общества. «Общество достигло такого этапа в своем развитии, когда решение социальных проблем невозможно без соответствующей технологии» [14, с. 16].

Исторически первыми технологии возникли в промышленности. Переход от мануфактуры к крупному машинному производству требовал стандартизации и унификации отдельных этапов и операций производственного процесса, чтобы резко увеличить количество и качество выпускаемой продукции. Именно общественная потребность вызвала к жизни технологии, сыгравшие впоследствии поистине революционную роль в развитии промышленного производства. Человечество сделало новый, качественный скачок в своем движении вперед.

Весь дальнейший прогресс в немалой степени определялся уровнем и степенью технологизации промышленного производства, который затронул и социальную сферу. Коснулись эти процессы как теории, так и практики психологических тренингов.

В настоящее время психологический тренинг активно развивается и как область практической социальной психологии, и как метод, который активно вторгается в сопредельные с психологией другие науки.

Только «... по тематике тренингов за последние 15 лет издано более 1500 монографий, учебных пособий и методических рекомендаций ...» [6, с. 9], в которых исследуются, осмысляются, разбираются различные аспекты этого феномена, делаются попытки найти какую-то единую, универсальную его формулировку.

В работах Н. Н. Богомоловой, В. Ю. Большакова, Ю. Н. Емельянова, Г. И. Ису-риной, Г. А. Ковалева, Л. А. Петровской,

А. У Хараша закладываются традиции анализа опыта использования психологического тренинга применительно к отечественной практике.

В исследованиях М. Н. Григорьева, В. А. Кан-Калина, А. П. Партнал, К. Роджерса,

B. М. Филатова и др. рассматривается применение психологического тренинга в педагогической деятельности.

В работах В. П. Захарова, М. И. Мангура,

C. И. Максимова, Р. Бакли, Дж. Кабила, Дж. Стюарта и др. рассматриваются принципы, проблемы и результаты применения тренингов в различных сферах профессиональной деятельности и деятельности организаций.

В трудах М. Р Битяновой, И. В. Вачкова, Л. Д. Джуэлла, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Т. В. Зайцевой, Девида Ли, С. И. Макшанова, В. В. Никандрова, Л. А. Петровской, Е. В. Руденского, К. Рудестама, Г.

Н. Сартан, А. П. Ситникова, В. Э. Пахалья-на, В. А. Ясвина и др. раскрываются проблемы эффективности как тренинга в целом, так и отдельных методов в его структуре, обосновываются методические принципы тренинга.

Широко представлены в настоящее время разработки различных авторских программ и модификаций психологических тренингов такими исследователями, как В. Ю. Большаков, С. И. Макшанов, Г. И. Марасанов, Л. Г. Почебут, Е. В. Сидоренко, В. А. Чикер и др.

В работах Н. Ю. Хрящевой, В. П. Захарова, Л. А. Иноземцевой, С. И. Макшанова и др. анализируются модели западных тренинговых программ, перенесенных на отечественную ниву.

Довольно большой пласт психологических работ посвящен обмену профессиональным опытом среди психологов-прак-тиков (Л. М. Кроль, Л. А. Почебут, Е. В. Сидоренко, В. А. Чикер и др.).

Об этических проблемах тренинга, в частности о вопросах подготовки ведущих тренинговых групп, писали в своих работах К. Роджерс, Ю. Н. Емельянов, С. И. Мак-шанов и др.

В большинстве упомянутых нами исследований приводятся авторские классифика-

ции видов психологического тренинга, построенные на различных основаниях, однако относительно немногочисленные работы посвящены проблемам создания их единой классификации, проработке интегративного философско-мировоззренческого и теоретико-методологических подходов. В этом плане выделяются целые циклы работ таких исследователей, как В. П. Захаров, Л. А. Петровская, Н. Ю. Хрящева, С. И. Макша-нов, Г. И. Моросанов, А. Д. Чанько и др.

Обобщение исследований в различных областях психологического тренинга позволило выделить наиболее значимые для нашего исследования методологические основания:

• теоретические положения о развитии в ходе совместной деятельности (Л. И. Донцов,

В. Н. Панферов, Г. С. Никифоров и др.);

• концепция изменения и развития личности в условиях специально организованного психологического воздействия и влияния (Л. А. Петровская, В. А. Чикер, Л. Е. Почебут, Е. В. Сидоренко, С. И. Макшанов,

И. И. Маросанов и др.);

• разработки методологических, методических, этических аспектов социальнопсихологического тренинга, включающие анализ западного и российского опыта тренинговой работы (Л. А. Иноземцева, С. И. Макшанов и др.);

• исследование социально-психологических и личностных феноменов и трудностей, возникающих в процессе тренинга (Л. А. Петровская, Л. Ю. Ханин, А. Д. Ча-ньо и др.).

В большинстве рассмотренных нами подходов происходит осмысление специфики, отличающей современные психологические тренинги в соответствии с различными особенностями современного общества, изучается личность ведущих участников тренинговых программ, их мировоззрение, которое включается в структуру данного вида психологической практики. Все это позволяет говорить об обогащении психологических тренингов новыми направлениями.

Здесь есть место как внешним изменениям (формы организации, коммерциализации тренинговой деятельности), так и внутренним, связанным с постоянным развитием и модификацией работы с участниками группы.

Обогащение теории и практики психологического тренинга новыми подходами и идеями не снимает главный вопрос — как же определить понятие «тренинг», которое до сих пор является предметом оживленных дискуссий среди специалистов.

Ю. Н. Емельянов под психологическим тренингом понимает метод активного социально-психологического обучения, в ходе которого формируется коммуникативная компетентность личности [4, с. 4].

И. В. Вачков определяет психологический тренинг как «совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической

психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии» [1, с. 15].

Подавляющее большинство исследователей относит тренинг к активным методам обучения. В психологическом словаре сделан акцент именно на этом критерии.

«Тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [12, с. 410].

Свою позицию по этому определению высказывают Д. С. Петросян, Н. П. Фатки-на. «В целом ряде работ отечественных психологов психологический тренинг рассматривается как один из активных методов обучения. Обучение — действительно, один из важнейших элементов тренинга. Однако, на наш взгляд, их нельзя отождествлять. Обучение не является ключевой характеристикой психологического тренинга, полностью раскрывающей его сущность» [9, с. 182].

С. И. Макшанов рассматривает тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека [7, с. 75].

Еще один подход к тренингу мы находим в Психологическом словаре, он связан с понятием «тренировка» (англ. training) — специальный тренинговый режим, тренировка [11, с. 525].

Довольно эмоционально по этому поводу высказывается А. С. Прутченков. «Слово «тренинг» не означает ничего другого, кроме хорошо известного всем понятия «тренировка» [2, с. 5].

В работах польского психолога Е. М. Мелибруды психологический тренинг в основном рассматривается как форма коррекции коммуникативных действий [8].

В понимании О. В. Евтихова тренинг выступает как интегративный феномен: «... психологический тренинг частично включает в себя такие формы практической деятельности психолога, как психодиагностика, обучение, развитие, социально-психологическая работа с коллективами в их психологических контекстах» [3, с. 68-69].

Новым, по сравнению с предыдущими, следует считать технологический подход к тренингу. Достаточно четко он выражен у Е.

В. Сидоренко: «Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме» и далее: «технологический подход подразумевает целенаправленность и тема-тичность в создании концепции тренинга, его плана, правах, инструкций и алгоритмов» [13, с. 11].

В этом же плане высказывается В. А. Плешаков: «Тренинг как психолого-педа-гогическая технология групповой работы — это упорядоченная и задачно-струк-

турированная совокупность активных методов групповой работы (деловых, организационно-деятельностных, ролевых и психологических игр, заданий и упражнений,

психотехник и рефлепрактик, групповых дискуссий и т. д.), логично и тематически подобранных согласно поставленной цели и обеспечивающих заранее запланированных и корректно диагностируемых результатов для человека, группы и организации в процессе групповой динамики» [10, с. 53-55].

Исходя из вышеизложенного, предлагается следующее определение психологического тренинга:

«Психологический тренинг есть технология психологического воздействия на личность, осуществляемая в единстве и последовательности процессов обучения, коррекции и развития». В этом определении реализуется важнейший философский принцип: единство всеобщего, особенного и единичного.

Всеобщим является то, что обучение, коррекция и развитие есть определенный вид деятельности;

Особенным — все эти виды деятельности отличаются друг от друга;

Единичным — каждый вид деятельности проявляется индивидуально по отношению к каждому участнику тренинга, оказывает на него индивидуальное психологическое воздействие.

Единый групповой процесс охватывает три уровня личности участников:

- когнитивный (получение информации);

- эмоциональный (переживание из-за неудовлетворенности по поводу полученной информации);

- конативный (изменение, расширение поведенческих реакций).

Концептуальную основу такого подхода к тренингу составляет представление:

во-первых, технология имманентно присуща тренингу, так как тренинг есть последовательная совокупность различных процедур и операций.

во-вторых, процессы бучения, коррекции и развития на тренинге должны осуществляться в единстве и последовательности, только тогда можно добиться эффективных результатов.

Единство и последовательность этих про- Выстраивается следующая схема-алго-

цессов заложены в задачах тренинга. В. П. За- ритм единого процесса психологического

харов и Н. Ю. Хрящева [5, с. 6], определив воздействия на личность:

главной целью социально-психологического - познание «себя»;

тренинга «повышение компетентности в об- - коррекция «себя» на основе познанного;

щении», конкретизируют ее в следующих за- - развитие «себя» после устранения все-

дачах: го того, что мешало развитию.

1. Приобретение знаний по психологии Таким образом, тренинг предстает в диа-

группы и общения; лектическом единстве обучающей, коррек-

2. Приобретение знаний, умений и навы- тирующей и развивающей сторон психоло-

ков общения; гического воздействия на личность.

3. Коррекция формирование и развитие Выводы. 1. Обоснована актуальность

установок, необходимых для общения; проблемы «тренинг-технология».

4. Коррекция в развитии системы отно- 2. Дан систематический, научный обзор

шений личности. Эти задачи реализуются в различных подходов отечественных и зару-

процессе коррекции. бежных авторов к понятию «психологиче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Развитие способности адекватно и ский тренинг».

полно воспринимать и оценивать себя и 3. Впервые дано определение психологи-

других. Эта задача реализуется в процессе ческого тренинга, концептуальной основой

развития. которого является технологический подход.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во ОСВ-89, 1999. С. 15.

2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окно в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

3. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография. СПб.: Речь, 2007. С. 68-69.

4. ЕмельяновЮ. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 4.

5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989.

6. Леванова Е. А., Соболева А. Н., Плешаков В. А. и др. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. СПб.: Питер. 2011. С. 9.

7. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997. 238 с.

8. Мелибруда Е. М. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986.

9. Петросян Д. С., Фаткина Н. П. Организационное поведение. Новые направления теории: Учебное пособие / Под ред. проф. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 182.

10. Плешаков В. А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. Вып. 34 / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. М.: МГПУ МОСПИ, 2009.

11. Психолгический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 525.

12. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 410.

13. Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга от замысла к результату. СПб.: Речь, 2007. С. 116.

14. Стефанов Никола. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976. 251 с.

REFERENCES

1. Vachkov I. V. Osnovy tehnologii gruppovogo treninga. Psihotehniki: Uchebnoe posobie. M.: Izdatel'stvo OSV-89, 1999. S. 15.

2. Vachkov I. V, Derjabo S. D. Okno v mir treninga. Metodologicheskie osnovy subjektnogo podhoda k gruppovoj rabote: Uchebnoe posobie. SPb.: Rech', 2004. 272 s.

3. Evtihov O. V Trening liderstva: Monografija. SPb.: Rech', 2007. S. 68-69.

4. Emeljanov Ju. N. Aktivnoe sotsial'no-psihologicheskoe obuchenie L.: Izd-vo LGU, 1985. S. 4.

5. Zaharov VP., HrjashchevaN. Ju. Sotsial'no-psihologicheskij trening. L. 1989.

6. Levanova E. A., Soboleva A. N., Pleshakov V A., Golynov. Igra v treninge. Lichnyj pomoshchnik trenera. SPb.: Piter. 2011. S. 9.

7. Makshanov S.I. Psihologija treninga: Teorija. Metodologija. Praktika: Monografija. SPb.: «Obrazovanie», 1997. 238 s.

8. MelibrudaE. M. Ja — Ty — My: psihologicheskie vozmozhnosti uluchshenija obshchenija. M.: Progress, 1986.

9. Petrosjan D. S., Fatkina N. P Organizatsionnoe povedenie. Novye napravlenija teorii: Uchebnoe posobie / Pod red. prof. A. Rajzberga. M.: INFRA-M, 2011. S. 182.

10. Pleshakov V A. O treninge kak psihologo-pedagogicheskoj tehnologii // Problemy pedagogicheskogo obrazovanija: Sbornik nauchnyh statej. Vyp. 34 / Pod red. V. A. Slastenina, E. A. Levanovoj. M.: MGPU MOSPI, 2009.

11. Psiholgicheskij slovar'. 3-e izd., dop. i pererab. / Avt.-sost. V. N. Koporulina, M. N. Smirnova, N.O. Gordeeva. Rostov n/D: Feniks, 2004. S. 525.

12. Psihologija: Slovar' / Pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Jaroshevskogo. 2-e izd., isp. i dop. M.: Politizdat, 1990. S. 410.

13. Sidorenko E. V. Tehnologija sozdanija treninga ot zamysla k rezul'tatu. SPb.: Rech', 2007. S. 116.

14. StefanovNikola. Obshchestvennye nauki i sotsial'naja tehnologija. M.: Progress, 1976. 251 s.

Л. М. Костина

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Рассматривается понятие психологической безопасности личности и компоненты. Определяются стратегические направления формирования психологической безопасности личности ребенка дошкольного возраста в период перехода его на следующую ступень образования. На научно-методическом уровне обосновывается необходимость формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, работающих с семьей и ребенком на этапе дошкольного и начального образования. На практическом уровне предусматривается реализация программ сопровождения семьи и ребенка.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, дошкольный возраст, стратегия формирования.

L. Kostina

Strategic Directions of Developing Psychological Safety of Preschoolers Personalities

The article discusses the concept of human security and psychological components. A strategic direction for the development psychological security of the preschool child in the period of the transition to the next level of education is suggested. At scientific and methodological level, the need in the development of professional competence of pre-service professionals to the work with the family and the child at the stage of pre-school and primary education is substantiated. At the practical level, programs offamily and child support are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.