Научная статья на тему 'Формирование психологического здоровья будущего педагога-психолога как направление развития его профессиональной стратегии'

Формирование психологического здоровья будущего педагога-психолога как направление развития его профессиональной стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ВНУТРЕННИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кечина М. А.

Данная статья рассматривает проблему формирования психологически здоровой личности педагога-психолога, профессиональная деятельность которого носит стрессогенный характер. Представлены экспериментальные данные апробации тренинга психологической безопасности, являющегося инновационной технологией развития внутренних ресурсов личности. Подтверждено, что данный тренинг препятствует нарушению психологического здоровья, возникновению личностно-профессиональных деформаций и способствует выработке позитивной будущей профессиональной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кечина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование психологического здоровья будущего педагога-психолога как направление развития его профессиональной стратегии»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ1

© Кечина М.А.* *

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Данная статья рассматривает проблему формирования психологически здоровой личности педагога-психолога, профессиональная деятельность которого носит стрессогенный характер. Представлены экспериментальные данные апробации тренинга психологической безопасности, являющегося инновационной технологией развития внутренних ресурсов личности. Подтверждено, что данный тренинг препятствует нарушению психологического здоровья, возникновению личностнопрофессиональных деформаций и способствует выработке позитивной будущей профессиональной стратегии.

Ключевые слова психологическое здоровье, психологическая безопасность, профессиональное выгорание, внутренние психологические ресурсы, профессиональная стратегия.

В настоящее время в системе образования существует одна из наиболее острых и актуальных проблем - формирование психологического здоровья субъектов образования (дети, родители, педагоги). Дубровина И.В. рассматривает «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной [4, с. 153]. Один из важнейших аспектов рассматриваемой проблемы касается педагогов-психологов, так как в силу профессиональной деятельности они сталкиваются с различными негативными стрессовыми, критическими, психотравматическими ситуациями, в которых нужно быстро ориентироваться, выяснить обстоятельства, определить психологический диагноз и принять компетентностное решение. Кроме того, им приходится работать

1 Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).

* Преподаватель кафедры Психологии.

98

НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2015 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

в экстремальных условиях (чрезвычайная ситуация, боевые действия и т.д.), разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения, проводить реабилитационно-развивающую и профилактическую работу с детьми, родителями, опекунами, педагогами, находящихся длительное время в конфликтных взаимоотношениях, в травматической (насилие, военные действия, свидетельства убийства, шок от потери близкого, суицид) ситуации, разрешать бурно и эмоционально развивающиеся повседневные трудности, вследствие этого высок риск быстрого возникновения эмоционально-профессионального выгорания. Одним из вариантов этого являются эмоциональные барьеры, которые по мнению, Ю.В. Варданян, Е.П. Маса-новой, Т.Г. Былкиной оказывают значительное деструктивное влияние на реализацию социально-перцептивной компетенции, поэтому необходима целенаправленная работа над снижением или снятием данных видов барьеров для повышения эффективности межличностного общения [2, с. 15]. Дементьева Е.В. и Ковалева Н.А. косновным факторам, вызывающим профессиональное выгорание, относят следующие: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме» [3, с. 89]. В таких условиях необходим поиск, разработка инновационных психотехнологий, направленных на укрепление внутренних психологических ресурсов педагога-психолога, профилактику «эмоционального выгорания» и нервно-психического истощения, личностной проекции, анализируемых проблем, что составляет основу продуктивно-творческой профессионально-педагогической деятельности. На наш взгляд, данную работу необходимо проводить с младших курсов в вузе в рамках учебных занятий и продолжать ее на старших курсах в период прохождения студентами производственных практик, чем самым развития их профессиональную субъектность.

Субъекты образования оказываются в ситуации, когда ожидаемый профессионал, действия которого в определенной степени прогнозируемы, замещен студентом и им приходится адаптироваться к новым условиям, устанавливать новые отношения, что также снижает общую психологическую безопасность» [1, с. 15].

На базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева среди студентов третьего курса факультета психологии и дефектологии направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профилей «Психология образования» и «Психология и социальная педагогика» организована производственная практика «Психологопедагогическое сопровождение детей в летних оздоровительных лагерях». Студенты в качестве вожатых и воспитателей выезжают в оздоровительные лагеря, расположенные на территории Республики Мордовия, Подмосковья Краснодарского края, Крыма. В рамках психологического сопровождения

Психологические науки

99

профессионально-производственной практики реализуется разработанный нами тренинг психологической безопасности в Детском санаторно-оздоровительном комплексе «Криница» Краснодарского края. Колесникова Т.И. понимает под психологической безопасностью личности «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [6, с. 4]. В данном тренинге участвовало 20 студентов педагогического отряда. Цель тренинга - развитие внутренних психологических ресурсов личности студента, позволяющих эффективно справляться с возникающими ситуациями, в ходе которого происходит обучение способам нейтрализации манипулирования и давления.

В начале и в конце смены нами был проведен контрольно-диагностический срез с целью определения эффективности проводимой работы. С данной целью мы использовали тест-опросник Спилбергера «Шкала реактивной и личностной тревожности» [7, с. 39]. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели тревожности студентов до и после формирующего эксперимента

Показатели шкал тревожности

Наименование шкал тревожности Показатели группы до формирующего эксперимента Показатели группы после формирующего эксперимента

1. Реактивная (ситуативная) тревожность а) высокая 10 (50 %) 6 (30 %)

б) умеренная 7 (35 %) 8 (40 %)

в) низкая 3 (15 %) 6 (30 %)

2. Личностная тревожность а) высокая 11(55 %) 7 (35 %)

б) умеренная 6 (30 %) 8 (40 %)

в) низкая 3 (15 %) 5 (25 %)

Анализ данных табл. 1 показывает, что до проведения формирующего эксперимента по шкале «реактивная (ситуативная) тревожность» высокий уровень характерен для 10 (50 %) испытуемых, умеренный уровень для 7 (35 %) испытуемых, низкий уровень у 3 (15 %) испытуемых, после проведения формирующего эксперимента высокий уровень выявлен у 6 (30 %) испытуемых, умеренный уровень для 8 (40 %) испытуемых, низкий уровень у 6 (30 %) испытуемых, по шкале «личностная тревожность» высокий уровень характерен для 11 (55 %) испытуемых, умеренный уровень для 6 (30 %) испытуемых, низкий уровень у 3 (15 %) испытуемых, после проведения формирующего эксперимента высокий уровень выявлен у 7 (35 %) испытуемых, умеренный уровень для 8 (40 %) испытуемых, низкий уровень у 5 (25 %) испытуемых.

100 НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2015 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

Таким образом, после проведения формирующего эксперимента увеличилось число испытуемых с низким и средним уровнем реактивной (ситуативной) и личностной тревожности, уменьшилось количество лиц с высоким уровнем.

Затем нами была проведена методика «Эмоциональная возбудимость -уравновешенность», разработанная Б.Н. Смирновым [8, с. 548]. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели эмоциональной возбудимости студентов до и после формирующего эксперимента

Наименование показателей эмоциональной возбудимости Показатели шкал тревожности

Показатели группы до формирующего эксперимента Показатели группы после формирующего эксперимента

а) очень высокая 2 (10 %) 0 (0 %)

б) высокая 6 (30 %) 3 (15 %)

в) средняя 7 (35 %) 8 (40 %)

г) низкая 5 (25 %) 6 (30 %)

д) очень низкая 2 (10 %) 3 (15 %)

Анализ данных табл. 2 показывает, что до проведения формирующего эксперимента очень высокий уровень эмоциональной возбудимости имели 2 (15 %) испытуемых, высокий уровень - 7 (35 %) испытуемых, средний уровень - 7 (35 %) испытуемых, низкий уровень - 5 (25 %) испытуемых, очень низкий уровень - 2 (10 %) испытуемых, после проведения формирующего эксперимента высокий уровень - 3 (15 %) испытуемых, средний уровень - 8 (40 %) испытуемых, низкий уровень -6 (30 %) испытуемых, очень низкий уровень - 3 (15 %) испытуемых.

Таким образом, после проведения формирующего эксперимента увеличилось число испытуемых с очень низким, низким и средним уровнем эмоциональной возбудимости, уменьшилось количество лиц с очень высоким и высоким уровнем.

Следующим шагом нашего исследования было проведение методики «Диагностика манипулятивного отношения» (по шкале Банта) [8, с. 192]. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели манипулятивного отношения студентов до и после формирующего эксперимента

Наименование показателей манипугятивного отношения Показатели шкал тревожности

Показатели группы до формирующего эксперимента Показатели группы после формирующего эксперимента

а) высокий показатель 3 (15 %) 0 (0 %)

б) средний показатель с тенденцией к высокому 7 (35 %) 5 (25 %)

в) средний показатель с тенденцией к низкому 6 (30 %) 8 (40 %)

д) низкий показатель 4 (20 %) 7 (35 %)

Психологические науки

101

Анализ данных табл. 3 показывает, что до проведения формирующего эксперимента высокий показатель манипулятивного отношения характерен для 3 (15 %) испытуемых, средний показатель с тенденцией к высокому - 7 (35 %) испытуемых, средний показатель с тенденцией к низкому - 6 (30 %) испытуемых, низкий показатель - 4 (20 %) испытуемых, после проведения формирующего эксперимента средний показатель с тенденцией к высокому -5 (25 %) испытуемых, средний показатель с тенденцией к низкому - 8 (40 %) испытуемых, низкий показатель - 7 (35 %) испытуемых.

Таким образом, после проведения формирующего эксперимента увеличилось число испытуемых со средним показателем с тенденцией к низкому и с низким показателем манипулятивного отношения, уменьшилось количество лиц с очень высоким и средним показателем с тенденцией к высокому.

При сравнении результатов констатирующего и контрольного эксперимента мы пришли к выводу, что реализация тренинга психологической безопасности выявила эффективность проведенной работы: увеличилось количество студентов, имеющих низкий и средний уровень реактивной (ситуативной) и личностной тревожности, увеличилось число испытуемых с очень низким, низким и средним уровнем эмоциональной возбудимости, увеличилось число испытуемых со средним показателем с тенденцией к низкому и с низким показателем манипулятивного отношения. Данные позитивные изменения, произошедшие во внутренних ресурсах студентов, подтвердили эффективность выполняемой ими деятельности (уверенность в принятии решений педагогических ситуаций, активное внедрение творческих идей, организованность, повышение положительного эмоционального фона и т.д.) в качестве воспитателей отрядов в оздоровительном лагере, у большинства из них четко вырисовывается «образ», «модель» профессиональной стратегии будущей психолого-педагогической деятельности, повысился уровень психологической безопасности, поскольку произошло снижение тревожности, эмоциональной возбудимости, манипулятивного отношения как ее ключевых категорий.

Список литературы:

1. Варданян Ю.В. Психологическая безопасность в контексте развития профессиональной стратегии студента педагогического вуза / Ю.В. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 3. - С. 13-18.

2. Варданян Ю.В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента / Ю.В. Варданян, Е.П. Масанова, Т.Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3 (23). - С. 12-16.

3. Дементьева Е.В. Социально-психологические аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов / Е.В. Дементьева, Н.А. Ковалева // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3 (15). - С. 88-91.

102 НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2015 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

4. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службе (руководство практического психолога) / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. -752 с.

6. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

7. Психологические тесты: в 2 т. Т. 1/ под. ред. А.А. Карелина. - М.: Владос, 2002. - 312 с.

8. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 490 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.