ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АДДИКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ1
© Кечина М.А.2
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск
Данная статья посвящена такой актуальной проблеме современного общества как увеличение количества молодых людей, имеющих признаки Интернет-зависимости (технологические аддикции), наиболее распространенными ее видами являются зависимость от социальных сетей и игровая зависимость. В статье приведены результаты апробации программы профилактики Интернет-зависимости «Всемирная непаутина» среди будущих педагогов-психологов посредством развития психологической безопасности, также рассмотрено негативное влияние возникновение технологических аддикций на профессиональное здоровье.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, технологические аддик-ции, профессиональное здоровье, психологическая безопасность, информационно-психологическая безопасность.
В настоящее время одной из наиболее существенных проблем в психологической науке является профилактика возникновения аддиктивного поведения молодежи. В современной литературе под аддиктивным поведением (от лат. addictus - слепо преданный, пристрастившийся) понимается «особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния» [9, с. 22-23]. Необходимо заметить, что наряду с химическими аддикциями (наркомания, алкоголизм, табачная зависимость) возрастает количество молодых людей с нехимическими (азартные игры, видеоигры, интернет-зависимость т.д.). Понятие «интернет-зависимость» (Internet addiction disorder, IAD) было предложено психиатром И. Голдбер-
1 Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации по заданию № 2014/356 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», проект «Психологическая безопасность как фактор развития и реализации профессиональной стратегии личности» (код проекта 2041).
2 Преподаватель кафедры Психологии.
гом в 1995 г., эмпирическое исследование этого феномена было начато клиническим психологом К. Янгом в 1994 г.
Для обозначения новых форм нехимических (поведенческих) аддикций (зависимостей), связанных с высокими технологиями, М. Гриффите предложил термин «технологические зависимости», которые разделил на пассивные (например, зависимость от телевизора) и активные (интернет-игры). В последующем сюда добавились зависимости от различных электронных приборов (электронных ежедневников, игрушек типа тамагочи, и особенно мобильных телефонов), обозначаемые в западной литературе как гаджет-аддикции (от англ. gadjet - безделушка, техническая новинка) [6].
Янг К. [13, с. 26] выделила пять основных типов интернет-зависимости: 1) компьютерная зависимость (computer addiction): обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); 2) компульсивная навигация в Сети (net compulsions): компуль-сивный поиск информации в удаленных базах данных; 3) перегруженность информацией (information overload): патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам; 4) киберсексуальная зависимость (cybersexual addiction): зависимость от «киберсекса», т.е. от посещения порнографических сайтов в Интернете»; 5) киберкоммуникативная зависимость (cyber-relational addiction): зависимость от общения в социальных сетях, форумах, чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными.
Рассматривая проблему психологии интернет-зависимости, обращаемся к работам зарубежных и отечественных ученых. Например, американский исследователь М. Орзак, выделил наиболее общие психологические симптомы, характерными для интернет-зависимости, среди них: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой [14, с. 20]. Отечественный ученый А.Е. Вой-скунский [3, с. 20] описывает следующие поведенческие характеристики интернет-зависимой личности: неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях; стремление освободиться от тревоги или депрессии с целью обретения ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна. Экспери-
ментальные исследования подростков и студентов Е.Ю. Сироты, которые посещают сайт Вконтакте чаще, чем один раз в день свидетельствуют о выявлении повышенной способности к демонстрации поведения, живости, подвижности, легкости в установлении контактов. При этом маловыражен-ными их чертами являются педантичность, т.е. ригидность, инертность психических процессов, тяжелость на подъем, долгое переживание травмирующих событий и тревожность, т.е. низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе [11, с. 118]. В последующим на фоне этого у человека, страдающего Интернет-аддикцией чаще всего возникают проблемы с профессиональной самореализацией, а именно, несоблюдение трудовой дисциплины, пренебрежение профессионально-трудовыми поручениями, наблюдается их невыполнение в установленные сроки, наблюдается нарушение психологического здоровья (депрессии, тревога, необоснованная агрессия) и профессионального здоровья. Митина Л.М. определяет профессиональное здоровье как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие его личности во всех условиях протекания профессиональной деятельности» [10, с. 43]. Возникают профессиональные деформации, и как следствие этого невозможность развития позитивной профессиональной стратегии. Чаще всего в качестве распространенных профессиональных деформаций выступают такие факты как: работник не может контролировать время, проводимое за компьютером, может искажать информацию относительно времени, которого он провел за компьютером, либо, уменьшая оценку длительности работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, говорит, что несколько часов подряд выполнял отчет, как на самом деле все это время он играл в сетевую игру или болтал по сети Интернет), человек страдает от негативных последствий от времени, проведенного за компьютером (в их число могут войти как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли). Всё выше перечисленное, безусловно, отражается на его психофизическом состоянии и работоспособности, утомлении и профессиональной деятельности в целом. Работники, которые имеют доступ к сети, чаще создают лишь видимость работы, а в действительности большую часть рабочего времени они тратят на такие социальные сети как «Вконтакте» и «Одноклассники», либо на игры онлайн, что существенно уменьшает их производительность труда. Следует подчеркнуть, что интернет несет в себе и положительные тенденции в трудовой деятельности, но наша задача состояла в том, чтобы показать все негативные стороны, так как речь идет о нарушении профессионального здоровья. На основании выше изложенного, мы считаем, что одним из наиболее эффективных подходов в решении данной проблемы является профилактика технологических аддикций в контексте развития психологической безопасности. Колесникова Т.И. под психоло-
гической безопасностью личности понимает «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [7, с. 4]. Говоря об информационном аспекте психологической безопасности Г.В. Грачев определяет информационно-психологическую безопасность личности как «состояние защищенности ее психики, от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [5, с. 5].
Варданян Ю.В. отмечает, что «будущему выпускнику педагогического вуза обладать теорией и технологией реализации психологической безопасности (собственной и взаимодействующих субъектов образования) на основе адекватности восприятия и понимания складывающихся отношений» [1, с. 15]. Решение психологической проблемы адекватного восприятия и понимания студентом необходимо искать в уровне сформирован-ности социально-перцептивной компетенции (в целом) и ее составных компонентов (в частности) [2, с. 16]. Относительно проблемы профилактики технологических аддикций необходимо учитывать также мотивационное содержание личности. При формировании мотивации личности Е.А. Лежнева считает, что важным становится «проведение целенаправленной работы по развитию стратегии достижения успеха в психологически безопасных условиях и обучению применять технологии ее реализации в различных жизненных ситуациях» [8, с. 47].
С целью решения заявленной нами проблемы на базе Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева среди студентов второго курса факультета психологии и дефектологии направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология образования» и «Психология и педагогика инклюзивного образования» нами была реализована программа профилактики компьютерной зависимости «Всемирная непаутина», которая содержала психопрофилактический и психоразвивающий блоки. Цель проводимой нами программы - профилактика технологических аддикций посредством развития психологической безопасности, заключающейся в формировании у студентов социально-компе-тентностных ресурсов личности, в овладении ими технологиями психологической защиты, нейтрализации угроз и манипулирования в информационном пространстве и сохранение профессионального здоровья будущих педагогов-психологов. С одной стороны - это профилактические занятия для студентов с целью предотвращения и разрешения у них проблем, связанных
с чрезмерным увлечением Интернетом, с другой стороны - овладение ими современными психотехнологиями профилактики Интернет-зависимости. Программа рассчитана на 12 занятий, проводилась 2 часа в неделю, продолжительностью 40-45 минут. Структура программы состоит из 4 разделов: организационный (определение цели и задач, проведение диагностики компьютерной зависимости, формирование группы, обсуждение правил и принципов работы), информационно-просветительский (сообщение информации о механизмах возникновения, психологических причинах Интернет-зависимости, формы и методы ее профилактики), развивающе-операцио-нальный («Тренинг социально-коммуникативных навыков», «Тренинг уверенного поведения», «Тренинг волевого самоконтроля», проведение мастер-класса «Психология Интернета» и т.д.), рефлексивный компоненты (обсуждение результатов, контрольно-диагностический эксперимент). В исследовании принимало участие 36 студентов. В начале и в конце учебного года нами был проведен контрольно-диагностический срез для определения продуктивности проводимой работы.
С данной целью мы использовали тест на Интернет-зависимость Ким-берли-Янг (в оригинале «Internet Addiction Test» - тест на интернет-аддик-цию) [12]. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели Интернет-зависимости студентов на этапе контрольного эксперимента
Наименование шкал интернет-зависимости студентов Показатели шкал интернет-зависимости студентов
Показатели группы до формирующего эксперимента Показатели группы после формирующего эксперимента
Обычный пользователь Интернета 16 (44,4 %) 26 (77,8 %)
Есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом 18 (50 %) 9 (19,4 %)
Интернет-зависимость 2 (5,5 %) 1 (2,8 %)
Анализ данных таблицы 1 показывает, что после проведения формирующего эксперимента по шкале «обычный пользователь Интернета» увеличилось количество испытуемых на 33,4 %, «есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом» уменьшилось количество испытуемых на 30,6 %, по шкале «Интернет-зависимость» уменьшилось количество испытуемых на 2,7 %. Таким образом, после проведения формирующего эксперимента уменьшилось число испытуемых, имеющих некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, также уменьшилось количество лиц, имеющие признаки Интернет-зависимости.
Затем нами был использован опросник «Киберкоммуникативная зависимость» А.В. Тончевой [4]. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели киберкоммуникативной зависимости студентов до и после формирующего эксперимента
Наименование шкал киберкоммуникативной зависимости Показатели шкал киберкоммуникативной зависимости
Показатели группы до формирующего эксперимента Показатели группы после формирующего эксперимента
Высокий уровень 16 (44,4 %) 8 (22,2 %)
Средний уровень 14 (38,9 %) 18 (50 %)
Низкий уровень 6 (16,7 %) 10 (2,8 %)
Анализ данных таблицы 2 показывает, что после проведения формирующего эксперимента по шкале «высокий уровень» увеличилось количество испытуемых на 22,2 %, «средний уровень» увеличилось количество испытуемых на 11,1 %, по шкале «низкий уровень» увеличилось количество испытуемых на 13,9 %.
Таким образом, после проведения формирующего эксперимента увеличилось число испытуемых с низким и средним уровнем киберкоммуника-тивной зависимостью, уменьшилось число испытуемых с высоким уровнем, произошедшие позитивные изменения способствуют сохранению профессионального здоровья будущих педагогов-психологов и повышению эффективности их учебно-профессиональной деятельности (повышение учебной мотивации, академической успеваемости, дисциплинированности) студентов.
Список литературы:
1. Варданян Ю.В. Психологическая безопасность в контексте развития профессиональной стратегии студента педагогического вуза / Ю.В. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 3. - С. 13-18.
2. Варданян Ю.В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента / Ю.В. Варданян, Е.П. Масанова, Т.Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3 (23). - С. 12-16.
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-40.
4. Все о социальных сетях. Зависимость от социальных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //аИзоаа^е^огк^БйеБ.сот. - Загл. с экрана.
5. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. - М.: РАГС, 2008. - 125 с.
6. Интернет-зависимость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// bookap.info/okolopsy/ieromonah_podsevshie_na_igru/gl24.shtm. - Загл. с экрана.
7. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И. Колесникова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 176 с.
8. Лежнева Е.А. Мотивационное обеспечение психологической безопасности подростка в процессе развития стратегии достижения успеха / Е.А. Лежнева // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 4. -С. 46-50.
9. Мещеряков Б.М. Аддиктивное поведение // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб., 2003. -С. 22-23.
10. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Ми-тин, О.А. Анисимова / Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005. -368 с.
11. Сирота Е.Ю. Личностные особенности постоянных посетителей сайта www.vkontakte.ru / Е.Ю. Сирота // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 115-118.
12. Тест Кимберли-Янг на интернет-аддикцию [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://med-read.ru/test-kimberli-yang-na-internet-addiktsiyu/.
13. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.
14. Orzack M.H. The symptoms of computer addiction [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychiatrictimes. rom. - Загл. с экрана.