Научная статья на тему 'Влияние интерактивных методов обучения на здоровье и развитие личности'

Влияние интерактивных методов обучения на здоровье и развитие личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холматова Зироат, Хушназарова Мавзуна

В данной статье раскрываются интерактивные методы обучения, опираясь на методику проведения тренингов в общеобразовательных школах. Авторы изложили цели, содержание, технологию проведения, размер группы, комментарии тренингов. В своих суждениях авторы особо остановились на том, что подобные тренинги оказывают огромное положительное воздействие на здоровье и социальное поведение личности и обеспечивают его социально-психологическое благополучие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холматова Зироат, Хушназарова Мавзуна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние интерактивных методов обучения на здоровье и развитие личности»

Таким образом, инструменты прямого государственного финансирования модернизации промышленности активно реализуются в современной системе управления. С одной стороны, такая политика с большей вероятностью приводит к искажению рыночных стимулов, особенно в условиях несовершенства институциональной среды. С другой прямое финансирование позволяет оказать адресную помощь предприятиям и отраслям промышленности.

Список литературы

1.Ковалева В.Е. Государственная политика модернизации и инновационный процесс в России // Экономические науки - 2012 г. - №3 (88) - С. 38-43

2. Миндели Л.Э. Модернизации, инновации, инвестиции // Официальный сайт Института проблем развития науки РАН [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.issras.ru/

3. Федеральная служба государственной статистики/ Наука и инновации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/

4. Хаустова Т.В. Об оценке рисков венчурного бизнеса//Креативная экономика-2010г. - №12- С. 22-28

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Холматова Зироат, г.Коканд, КГПИ, Узбекистан Хушназарова Мавзуна, студентка Нефтяной колледж, г.Коканд, Узбекистан

В данной статье раскрываются интерактивные методы обучения, опираясь на методику проведения тренингов в общеобразовательных школах.

Авторы изложили цели, содержание, технологию проведения, размер группы, комментарии тренингов.

В своих суждениях авторы особо остановились на том, что подобные тренинги оказывают огромное положительное воздействие на здоровье и социальное поведение личности и обеспечивают его социально-психологическое благополучие.

На основе изучения и внедрения интерактивных методов обучения в школах Узбекистана проводятся исследования о влиянии умственных и физических нагрузок на двигательные и функциональные возможности организма школьников и предлагаются научно-педагогические основы, организационные и методические условия оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса.

Исходя из основных принципов и положений программы «Года здорового ребенка», Закона «Об образовании», «Национальной программы по подготовке кадров», ребенок должен быть физически и психологически здоров, воспитан в духе мира, равенства, уважения человеческого достоинст-

ва, быть всесторонне и гармонически развитой личностью. Все эти качества способствуют формированию уверенности личности в себе, облегчает его вхождение в социальную жизнь, и позволяет принимать в ней самое активное участие, иными словами - полноценно и достойно жить.

Среди качеств, позволяющих ребенку активно участвовать в жизни общества, ученые отмечают умение общаться и строить конструктивное поведение, понимать эмоциональное состояние других людей, критически самостоятельно мыслить, умение при необходимости сказать «нет».

Использование интерактивных методов обучения оказывают положительное воздействие на здоровье и социальное поведение личности и обеспечивают его социально-психологическое благополучие. На сегодняшний день сложились определённые методы и средства охраны здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Одним из сравнительно новых методов интерактивного обучения является тренинг. Тренинг - метод психокоррекционной работы посредством общения в специально создаваемых малых группах - группах тренинга.

Приведём примеры из методики проведения тренингов, обеспечивающие оптимальные условия для формирования здоровья школьников на всех этапах роста и развития детей.

1.Работа с группой.

Основным принципом интерактивной работы с группой является вовлечение в работу самих участников группы учеников и предоставление им возможности находить ответы самим. Согласно некоторым интерактивным (вовлекающим) подходам к обучающим методикам, человек лучше усваивает информацию и лучше использует опыт, приобретенный и осмысленный им самим. В связи с этим во многих случаях эффективнее использовать подход, построенный на обучающем цикле, чем простую схему «заслушивание / прочтение информации - заучивание информации - проверка знаний». Существует несколько вариаций обучающего цикла, но все они сводятся к одной схеме - «опыт - эмоции - осмысление случившегося -поиск параллелей в жизни - использование осмысленного опыта в жизни», упрощенный вариант - «действие - отражение / рефлексия - планирование». Кроме использования обучающего цикла можно также строить занятия с использованием вопросов.

2. Метод ожидания.

Группе предлагается составить список того, что они ждут от того мероприятия, которое проводится (тренинг, круглый стол...). При этом нужно объяснить, что такое мозговой штурм и его основные правила. Ожидания желательно записывать в совершенной форме. Это упражнение помогает понять группу, с какими ожиданиями они пришли, и что они хотят от вас. Кроме того, оно служит «ломке барьеров» и раскрепощению в группе, поскольку проводится в самом начале мероприятия. Пример ожидания - «познакомиться с новыми людьми», «получить новые знания», и тд.

3.Правила соглашения.

Соглашения - это правила, по которым ваша группа договаривается работать в течение всего мероприятия. Группа должна устанавливать их сама. Проводится мозговой штурм, однако в отличие от ожиданий, необходимо, чтобы все участники согласились со всем списком. После того, как все соглашения записаны, все участники должны их подписать. Соглашения позволяют фасилитатору (тренеру) регулировать вопросы поведения участников в группе на основе правил, выработанных ими самими, периодически напоминая участникам, что у них есть такое-то правило, с которым они сами согласились.

Пример соглашения - «высказывается по одному», «не перебивать друг друга», «уважать мнение других».

4.Картирование.

Эта методика позволяет получить информацию от детей, используя характерную для многих детей (особенно в раннем возрасте) тягу к рисованию. Группа делится на малые группы и получает задание нарисовать карту. В карте должна быть отражена информация об определенной местности и определённой проблеме (Например магазины в нашем дворе, где вы можете купить продукты или места в вашем дворе, играя в которых дети подвергаются опасности).

5.Карточки (У1РР).

Технология этого упражнения следующая:

• Раздаются карточки (обычные листочки)

• Задается вопрос на определенную тему

• Каждый пишет индивидуальный ответ (на карточке)

• Объединяются в группы по 2-3 человека

• Пишется общая карточка, в которой отражается общее мнение группы

• Объединяются по две группы в одну, процесс повторяется

• В результате все составляют один (или несколько, при абсолютной невозможности прийти к общему решению) общий вариант решения.

6.Исследование случаев.

Базируются на реальных случаях или определённых как гипотетические, но таких, которые отражают реальные проблемы. Они обеспечивают материал, на котором ученики практикуются в изучении аналитических навыков. Они также стимулируют поиск достижений и ошибок в своей собственной работе. Это упражнение должно быть чётко направлено на конкретную проблему.

7. Творческая работа.

Содержит коллажи, черчение, рисование, моделирование, сочинение песен, стихов, историй или игр. Может происходить как индивидуально, так и в группе с целью высказывания имеющихся проблем другим путём. Важ-

но помнить, что такая форма-это двигатель идей, а не проверка талантов рисования или пения.

8.Круг.

Упражнение, в котором каждый человек имеет возможность сказать что-то быстро, поочерёдно, отвечая на вопрос или высказывая свою мысль или позицию. Круги полезны для быстрого мониторинга того, как группа или каждый человек в отдельности овладел представленным материалом. Но не на все вопросы и не вся группа захочет отвечать вслух откровенно. Для таких вопросов можно раздать мини-анкеты.

9.Аквариум.

Техника, известная также как кластерная или "группа в группе". Имеет разные конфигурации. Наиболее распространена такая, когда присутствующие садятся в два концентрических круга, при этом внутренний круг обсуждает какой-то вопрос, а внешний наблюдает за процессом, не вмешиваясь. После определённого промежутка времени группы меняются местами и повторяют процесс обсуждения той же темы. Часто выбираются противоречивые проблемы, в особенности, если позиции разделяются в зависимости от целевых групп.(Например, гендерные проблемы могут поочерёдно обсуждаться женщинами и мужчинами или разными возрастными группами). Количество "изменений" может быть большее двух. В таком случае по внешней круге садятся сразу несколько групп, которые последовательно садятся в середину.

Таким образом, использование интерактивных методов зависит прежде всего от самого преподавателя, а также научной значимости содержания изучаемой темы. Интерактивные методы обучения создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и учеником не только придают учебным занятиям активный характер, но и превращают их в процесс воспитательный. Общие воспитательные цели любого тренинга заключается в следующем:

-развитие и укрепление здоровья личности;

-повышение социально-психологической компетентности участников;

-формирование их активной социальной позиции;

-развитие способности наиболее полного познания себя и других людей;

-снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

-понимать себя, уважать мысли другого человека;

Так, например, на занятии "Узнай себя" ставим перед собой такую цель: ознакомить учащихся с чертами личности, развить способности адекватно и полно понять себя, свои личные качества и качества других людей.

Материалы

Флипчарт, маркеры, старые газеты, журналы.

Рисуем автопортрет

Организация работы

Участникам предлагается нарисовать самого себя в любой манере, используя цветные карандаши или маркеры. Изображение может претендовать на точность или быть символическим. Дать своему рисунку название. Предложить участникам по желанию сделать презентацию своего автопортрета.

Вопросы, которые могут задаваться:

- Почему преобладает этот цвет?

- А почему отсутствуют .... части тела?

- А кого бы ты хотел нарисовать рядом...?

Коллаж из достоинств.

Каждый человек умеет делать что-то лучше других - хотя бы жарить омлет, чистить ботинки, рассказывать сказки.

Участникам предлагается вырезать из старых газет и журналов подходящие картинки и заголовки, иллюстрирующие их достоинства и сделать из них коллаж. Предложить участникам по желанию сделать презентацию своей работы.

Характеризуем себя.

Выпишите по порядку 10 слов, или определений, которые наиболее полно вас характеризуют. Проанажируйте эти характеристики от наиважнейшей до наименее важной.

Сколько характеристик можно отнести к положительным оценкам, сколько к отрицательным, сколько являются нейтральными. Выпишите эти слова по следующим трём категориям:

.положительных (например, умный, жизнерадостный.)

... отрицательных (зануда, толстая...)

... нейтральных (женщина, служащая)

Дайте анализ результатов: Если намного больше положительных качеств - завышенная самооценка, если больше отрицательных - заниженная самооценка, а если нейтральных - человек недостаточно хорошо себя знает.

Знаешь, что мне в тебе нравится?

Участники разбиваются попарно. Каждый должен составить список тех черт, которые ему в другом человеке симпатичны. (Постарайтесь, чтобы список включал 10 пунктов). По очереди участники должны объяснить друг другу, почему включён в список именно этот пункт. Начинаем словами: "Что мне в тебе действительно нравится, так это.".

Обсудите следующие вопросы с учащимися:

- Как вы себя чувствовали, когда вас хвалили?

- А вы поблагодарили за добрые слова?

- Вы часто говорите комплименты окружающим вас людям?

Сущность проводимого тренинга, в отличие от многих традиционных

методов обучения, заключается в том, что участие детей в подобных занятиях не сковывает инициативу, а, наоборот, развивает её. Это достигается

благодаря использованию дискуссий, ролевых игр и т.д. Всё это способствует воспитанию нравственного, социально активного, здоровомыслящего человека.

Список литературы

1. Новые идеи для творческих учителей. Учебное пособие по проведению тренингов. Т., 2004г.

2. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников . М., 2003 г.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М; 1998 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Чернышев Алексей Игоревич, к.ист.н., доцент кафедры государственного управления и конституционного права Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы государственного регулирования инновационного развития экономики России.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на создание и организацию производства новой продукции, продукции с новыми потребительскими свойствами, создание новых или модернизацию существующих способов изготовления и использования такой продукции. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкуренции и как результат - получение дополнительной прибыли.

В настоящее время перед российскими предприятиями стоит проблема успешного функционирования в долгосрочной перспективе и в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Развитие промышленности, в которой создается примерно 25% национального дохода, является одним из перспективных трендов российской экономической политики. [5]

В результате реформирования российской экономики уже в середине 1990-х гг. спрос на научную продукцию в отраслях перерабатывающей промышленности сократился в 2-3 раза, не выдержав внешнеэкономической конкуренции, обанкротились многие предприятия гражданского машиностроения, легкой и других отраслей промышленности.

По инициативе государства были созданы следующие государственные корпорации, занимающиеся инновационным развитием: «Ростехнологии» (задача - поднять российское машиностроение); «Нанотехнологии» (задача - осуществить прорыв России в число лидеров научно-технического прогресса в мире). Государство также осуществляет поддержку фундамен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.