Е. В. Мельник, Н. И. Боровская, Т. В. Киселева
УДК 378.1:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Проблема повышения эффективности организации образовательного процесса за счет использования возможностей формирования личности студентов выступает одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой. Развитие личности студентов и формирование их готовности к будущей профессии являются определяющими в совершенствовании современного высшего образования. Однако, несмотря на значимость и проявляемый исследовательский интерес к роли педагога и психолога, многие компоненты их профессиональной деятельности остаются малоизученными. Существующее противоречие между необходимостью формирования личности будущего педагога во всех сферах жизнедеятельности (двигательной, когнитивной, эмоциональной, волевой, поведенческой и др.) и недостаточным вниманием к развитию эмпа-тии у студентов, особенно в процессе обучения в учреждениях высшего образования педагогического профиля, определили проблему исследования. Эмпатия как склонность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей выступает профессионально-значимым качеством педагогов. Все это указывает на актуальность изучаемой проблемы, решение которой имеет не только практическое, но и теоретическое значение для реализации задач профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования.
Эмпатия помогает эффективному взаимодействию людей, являясь частью «эмоциональной культуры», отвечающей за социальные навыки и основой всех положительных социальных взаимоотношений [2]. Отличительная особенность эмпатии заключается в том, что это свойство касается широкого спектра профессионально значимых качеств личности. Эмпатия способствует повышению продуктивности деятельности, развитию компетентности в общении, обеспечивает создание более глубоких и личных отношений. Однако развитию эмпатии у студентов педагогических вузов - будущих специалистов для работы с детьми уделяется недостаточно внимания.
В современной психологической литературе эмпатия рассматривается как механизм регуляции межличностных отношений, мотив альтруистического поведения, фактор развития личности, средство развития нравственных отношений и др. [2; 5; 6; 7; 9; 17; 19; 22; 23; 24; 25 и др.]. Термин «эмпатия» получил широкое распространение в психологической науке. Эмпатия характеризует способность поставить себя на месте другого человека, доброжелательно относиться к ближнему, понять его эмоции и чувства, желания, настроения, идеи и действия; понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Понятие «эмпатии» раскрывают с различных сторон такие составляющие ее компоненты, как сопереживание, сочувствие, проницательность, симпатия, эмоциональная отзывчивость и отклик, эстетическое наслаждение, идентичность чувств и помощь другому, альтруистические мотивы.
В настоящее время изучение эмпатии как профессионально важного качества для педагога, работающего с различным контингентом, начиная от детей с особыми образовательными потребностями и заканчивая спортсменами, является приоритетным направлением для прикладных исследований в психологии эмпатии [1; 10; 15; 21].
Несмотря на высокий уровень компьютеризации современного мира и, как следствие, появление обширных возможностей для разнопланового досуга, классические настоль-
ные игры продолжают сохранять свою востребованность. Понятие «настольная игра» включает в себя обширный перечень игр от классических шахмат и шашек до пазлов, мозаик, дидактических материалов и прочих игр, не требующих активного перемещения и сложного технического инвентаря. Часто воспитательный потенциал настольной игры является скрытым, благодаря чему увлекательный процесс решения задач сочетает в себе качественное обучение, являясь незаменимым средством для формирования личности [8; 13; 14].
Задачи, которые в образовательном процессе решают психологические игры, крайне актуальны, они могут помочь педагогам в построении индивидуальных эффективных жизненных позиций студентов и умений делать осознанный выбор, находить способы и формы реализации целей.
Цель - разработка и апробация в образовательном процессе педагогических вузов психологической игры для развития эмпатии у студентов.
Задачи:
- методологически обосновать психологическую игру «БМРАТН08»;
- разработать задания и упражнения для психологической игры, направленные на развитие эмпатии у студентов.
Игра является одним из видов человеческой активности, необходимым условием, средством воспитания и обучения личности. В игре создаются благоприятные условия для формирования гармоничной личности. Игру отличает разнообразие функций, высокая степень спонтанности и свободы, реализующаяся в рамках четко заданных правил и условностей как в группе, так и индивидуально. Современные подходы к обновлению образования позволяют рассматривать психологические игры как эффективную технологию для формирования осознанного отношения к проблеме эмпатии.
Игра «БМРЛТН08» относится к группе психологических игр и носит полифункциональный характер, с ее помощью можно решать различные задачи, в том числе и кор-рекционной направленности.
Методологическую основу игры «БМРЛТН08» составили:
- закономерности нашего сознания и механизмы «неосознанности» (В. М. Алахвер-дов «Сознание как парадокс»);
- понимание эмпатии как многомерного системного образования, рассматривающего ее в совокупности взаимосвязанных процессуальных (децентрация, способность к фантазии) и результативных (эмпатическая забота, личный дистресс) компонентов и включающую когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие (М. Дэвис, Т. Д. Ка-рягина, В. В. Бойко, М. А. Пономарева, Н. В. Кух-това, Н. И. Олифирович и др.);
- психоанализ (З. Фрейд, М. Кляйн, О. Керн-берг, Н. Мак-Вильямс и др.);
- гештальт-подход (Ф. Перлз, С. Гингер, Г. Масколье, И. Польстер, М. Польстер, Ж. М. Робин, Д. Н. Хломов, Н. И. Олифирович и др.);
- представление о роли игры в психическом развитии ребенка (К. Бюлер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Д. Н. Узнадзе, А. П. Усова) и др.
Содержательная сторона игры «ЕМРАТН08» включает игровой сюжет, правила игры, формы выполнения заданий, систему штрафов и поощрений. Психологическая игра содержит задания и упражнения, направленные на развитие эмпатии как склонности к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, а также рационального, эмоционального и интуитивного каналов; эмпатийных установок; идентификации. Предусмотрены задания для развития эмпатии по отношению к животным, детям, родителям, старикам, незнакомым людям. Особое внимание отводится развитию эмпатии к героям художественных произведений и произведений искусства (книги, фильмы, мультфильмы, фотографии, картины).
Инструментальная сторона игры направлена на отработку индивидуальных и групповых действий студентов. Для коррекционно-го воздействия создаются такие условия, в которых студент для успешного завершения задания будет вынужден выполнить конкрет-
Рис. 1. Игровое поле
ные действия. Коррекционный блок - это своеобразный конструктор психолого-педагогических ситуаций, которые заранее планируются психологом в зависимости от стоящих перед ним задач. Для типичных форм поведения разрабатываются комплекты коррек-ционных ситуаций и заданий, которые являются частью сюжетных действий игрока, а сам процесс игры становится педагогическим воздействием на играющего.
Количество игроков может варьироваться от 2 до 12. Игра может проходить как индивидуально, так и в команде. Рекомендуется формировать 2 команды по 6 человек в каждой. Преподаватель является модератором игры. Время проведения - 5 занятий по 4 академических часа и больше.
В комплект игры входит игровое поле -1 шт., кубик - 1 шт., фишки - 2 шт., карточки с заданиями - 100 шт., игровые бонусы - 100 шт. Все игровые карточки двухсторонние: на лицевой стороне представлена картинка, являющаяся изображением к заданию; на оборотной стороне - задание. Комплект карточек является вариативным и может дополняться новыми.
Игровое поле содержит пять пронумерованных от 1 до 6 секторов, отражающих проявления эмпатии к животным, родителям, старикам, детям, незнакомым людям, героям художественных произведений (рассказов, картин, фильмов) (рисунок 1).
Задания по каждому сектору делятся на три шкалы: идентификация, полярности, про-
20/у//-
Рис. 2. Примеры картинок по секторам «Эмпатия к старикам», «Эмпатия к детям»
и «Эмпатия к животным»
явление сочувствия и сопереживания. Каждый участник игры за выполненное задание получает игровые бонусы, от 1 до 3-х.
Выполнение заданий начинается со шкалы идентификации. Игроки поочередно бро-
сают кубик и в соответствии с выпавшей цифрой выполняют задание. Например, если выпадают цифры от 1 до 5, то игрок выполняет задание в соответствии с номером сектора. Карточки-задания содержат соответствующие
средства и методы, которые позволяют решить поставленную задачу по развитию эм-патии и формированию его компонентов. Перечень заданий может дополняться и варьироваться в зависимости от ситуации или поставленных задач.
Задание № 1 представлено картинками с животными, родителями, детьми, стариками, незнакомыми людьми (рисунок 2). Студентам предлагается описать увиденное на картинке и поделиться с присутствующими своими чувствами, которые вызвала эта картинка.
При выполнении этого задания важны положения об определяющей роли идентификации и децентрации (основных конструктов эмпатии) в усвоении студентами социальных норм, правил и культурных ценностей и их роли в преемственности и единстве духовной культуры.
В генезисе становления эмпатии как категории психологии идентификация послужила своеобразным «пусковым механизмом», который позволяет принимать человеку ту или иную социальную роль, осознавать свою социальную и культурную принадлежность, формировать свои социальные установки. В то же время через принятие особенностей другого человека идентификация помогает преодолевать чувство одиночества, неадекватности.
Наравне с идентификацией важным конструктом эмпатии является и децентрация, позволяющая индивиду преодолеть собственное «я», изменить свою точку зрения, вступить в диалог.
Аналитики рассматривают идентификацию в совокупности с проекцией и интроек-цией. Все эти феномены представляют собой проблемы с психологическим отражением собственной личности и окружающего внешнего мира. М. Кляйн (1946) - одна из первых аналитиков - описала защитный процесс, обнаруженный у наиболее сложных пациентов, его она назвала «проективной идентификацией». Х. Сегал (1973) описывает проективную идентификацию как «самую раннюю форму эмпатии». Д. Мельтцер (1975) видит действие проективной идентификации в меха-
низме нарциссической идентификации и как основу ипохондрии, состояний спутанности, клаустрофобии, паранойи, психотической депрессии и некоторых психосоматических заболеваний. По словам О. Кернберга, «субъект проецирует невыносимое интрапсихическое переживание на объект, сохраняет эмпатию с тем, что проецируется, пытается контролировать объект в постоянных попытках защититься от невыносимого переживания и бессознательно, в реальном взаимодействии с объектом заставляет объект переживать то, что на него проецируется» [11].
Если выпадает цифра 6, то игрок выполняет задание по сектору «Эмпатия к героям художественных произведений». По шкале «Идентификация» это будут картины художников. На карточках этого уровня имеются картинки, которые участники игры описывают и высказывают свое отношения к ним. Участникам игры могут задаваться различные вопросы, например: «Какие эмоции, чувства, мысли, фантазии вызывает изображение?», «Хотите ли рассказать историю, которая навеяна картинкой?», «Какое название вы могли бы дать этой картинке?», «Что является целью в преодолении кризисной ситуации?» и др.
Затем игроки переходят к шкале полярностей и также поочередно бросают кубик, и в соответствии с выпавшей цифрой выполняют задание. Карточки этого уровня содержат картинки, отражающие полярные высказывания. Игроки двух команд получают по два высказывания для дискуссии: одно эмпатий-ное, второе - антиэмпатийное (таблица 1). Задача игроков доказать свой тезис, привести ряд аргументов, примеров и др.
Задание № 2 представлено суждениями, которые противоположны по смыслу. При выполнении этого задания одна из команд получает эмпатийное суждение, а вторая - анти-эмпатийное. Участники команды, взаимодействуя друг с другом, должны представить определенные точки зрения с целью убедить третью сторону в верности данного суждения. Для доказательства следует привести аргументы в его пользу. Это задание представля-
20/ß//
Таблица 1.
Пример карточек с высказываниями
Сектор Игрок А Игрок Б
Эмпатия к детям Дети - это «монстры», манипуляторы. Дети - это «цветы жизни» и очень милые создания.
Ни при каких обстоятельствах нельзя использовать физическое наказания детей. Непослушных детей надо наказывать «ремнем».
Эмпатия к животным Родившееся потомство надо утопить. Родившееся потомство надо отдать в добрые руки.
Домашние животные способны вылечить многие болезни. Домашние животные являются источником болезней.
Эмпатия к старикам У старых людей маразм. Старые люди - мудрые.
В транспорте старикам надо уступать место. Старикам надо сидеть дома, а не ездить в транспорте.
Эмпатия к незнакомым людям Просящим на улице нищим нельзя ничего давать. Просящим на улице подаяние нужно давать деньги (еду).
Все люди по своей природе добры. Все люди необоснованно агрессивны.
Эмпатия к родителям Престарелых родителей надо отдавать в «Дом престарелых». О престарелых родителях всегда надо заботиться.
Родителей с возрастом надо поддерживать и материально. У родителей можно и надо брать деньги.
ет собой структурированный и целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями - дебаты. Вступая в такую форму дискуссии, студенты представляют полярные точки зрения и убеждающие аргументы. При этом у них развиваются навыки критического мышления, умение отстаивать свою позицию, действовать в непредсказуемых ситуациях, быть терпимым к другим точкам зрения. Студенты учатся правильно строить свою речь, обучаются логике.
Если выпадает цифра 6, то игрок выполняет задание по сектору «Эмпатия к героям художественных произведений». По шкале «Полярности» это будут фильмы (мультфильмы). Игроки делятся своими впечатлениями от просмотра фильма (мультфильма). Участникам игры могут задаваться различные вопросы, например: «Какие эмоции, чувства,
мысли, фантазии вызывает фильм?», «С кем из героев вы себя идентифицировали?», «Если у вас свой вариант развития сюжета?» и др. С этой целью были подобраны фильмы, мультфильмы, вызывающие эмпатийные переживания: фильмы «Титаник», «Белый Бим, Черное ухо», «Мухтар, ко мне!», «Дорога домой», «Хатико», «Лесси», «Марли и я», «Не стреляйте в белых лебедей» и др.; мультфильмы «Бемби», «Спирит», «Король лев», «Маленькая кастрюлька Анатоля», «Вне зрения», «Скар-летт», «Про Диму», «Тамара», «Преодолевшая», «Вальсовый дуэт», «Струны», «Секрет Маэла», «Мой братик с Луны» и др.
Полярность (от лат. polaris - полярный): противоположность двух сущностей, сил или свойств, находящихся во взаимных отношениях; наличие двух полюсов с противоположными притягательными или отталкиваю-
щими свойствами. Еще Гераклит писал, что мир составляют противоположности, и именно их борьба определяет смысл любой вещи или процесса. Этот тезис объяснялся общеизвестным примером лука, у которого оба дугообразных конца стараются разогнуться, но тетива сжимает их, и эта взаимная напряженность образует высшее единство. Возможно, это понятие имеет корни в восточных философских учениях. Категория «дао» приводит нас к пониманию существования инь и янь, женского и мужского, тени и света. К. Юнг также рассматривал проблему противоположности. Он предполагал наличие между так называемыми противоположностями связи, благодаря которой возможны их объединение или синтез. Вышестоящая целостность, которая виртуально всегда существует, при особых жизненных обстоятельствах проявляется в виде напряжения между двумя полюсами [20].
Мир такой, какой он есть. Но людям, похоже, трудно воспринимать его таким. Проще разделить его на конфликтующие между собой данности: «любовь - отвержение», «добро - зло», «безопасность - угроза», «красота - уродство», «святость - распутство» и т. д. Между тем, все это - наш мир, а разделение его на противоположности нужно для оформления своего мировоззрения и системы ценностей, что очень условно.
Работа с полярностями является одной из наиболее «действенных» в гештальт-терапии. Человек обладает не только одной характеристикой или способом бытия, он не одномерен. Исследование «противоположного», которое мы не знаем или отвергаем, приводит к открытиям [12]. Познание той части, которую индивид отвергает, несет в себе много ресурсов, ранее недоступных. Человек не может в полной мере проявить свою силу и мужественность, если он не осознает своей слабости. Стремление быть всегда сильным и «на высоте» влияет на отношения с окружающими не в лучшую сторону. Это стремление отвергает близость и интимность в отношениях, что превращает здоровое функционирование в патологичное. Это может выра-
жаться в отчуждении отдельных своих качеств и проецировании их на другого.
Чтобы разобраться в полярных качествах, нужно помочь человеку побыть и в одной и другой роли. Это уменьшает вероятность того, что одна часть будет отторгнута. Тогда, когда контакт между противоборствующими частями установлен, рождается нечто новое. Признание возможности существования обоих черт дает возможность быть более гибким и целостным, увидеть преимущества противоположных полюсов и направить энергию на удовлетворение насущной потребности. «Отыгрывание полярности - это драматическое воплощение человеческого характера, но в данном случае речь идет о двух противоположных чертах характера - «ангельской» и «дьявольской»; большой и маленькой и т. п. Здесь могут участвовать также два противоположных направления действия -оставаться или уходить, говорить или молчать. Такое расщепление внутри одного человека может привести к раздвоенности или смятению, а может и приблизить к достижению желанной цели - избавлению от неопределенности» [18, с. 124-125]. Целостное позитивное восприятие себя, сочетающее в себе как качества, которые нравятся индивиду, и те, которые ему не симпатичны, приближает к внутренней гармонии и здоровому функционированию. Если личность способна принять свои противоречивые чувства и импульсы, не мечется между противоположными и конкурирующими между собой образами жизни, а находит баланс между своими полярностями, ее можно назвать гармоничной.
Таким образом, работать надо с обоими полюсами. Проработка только одного полюса удерживает противоположность другого, непроработанного. Способность свободно двигаться по континууму актуальных полярностей является признаком психического здоровья.
И завершает это поле шкала сочувствия и сопереживания. Игроки так же поочередно бросают кубик и в соответствии с выпавшей цифрой выполняют задание. Если выпадают цифры от 1 до 5, то игрок выполняет задание в соответствии с номером сектора. Карточки
20/у//
этого уровня содержат истории (жизненные ситуации), вызывающие определенные чувства. Игроки зачитывают историю и высказывают свое отношение к ней, описывают, как бы они поступили в этой ситуации. Другие игроки дают обратную связь.
Задание № 3 представлено историями (жизненными ситуациями), которые зачитываются в группе, и студенты высказывают свое отношение к услышанному. Какие эмоции и чувства это вызвало? Как бы они поступили?
Ели выпадает цифра 6, то игрок выполняет задание по сектору «Эмпатия к героям художественных произведений». По шкале сочувствия и сопереживания это будут литературные произведения. Участники игры пересказывают сюжет произведения, делятся своими впечатлениями и выражают свое отношение к прочитанному. Студентам предлагается перечень художественных произведений, вызывающих эмпатийные переживания: «Мой дедушка был вишней» А. Нанетти, «Му-Му» И. Тургенева, «Белый клык» Дж Лондона, сказки Г. Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб», «Снежная королева», «Девочка со спичками» и др.
История по компоненту «Эмпатия к ^си-вотным»: «Проваливай! И скажи спасибо, что не усыпил! - дверца автомобиля захлопнулась, машина умчалась вдаль. На обочине шоссе остался пес. В сумерках он казался крупным, ширококостным - на самом же деле, это был всего лишь пятимесячный щенок алабая. Малыш бросился вслед, но сил у него было слишком мало, чтобы догнать автомобиль. С трудом переставляя неуклюжие лапы, запыхавшийся песик медленно побрел вдоль шоссе. Куда идти? Где дом? Хозяин? Вокруг ни души, по пустынной трассе лишь изредка пролетали машины, ослепляя щенка огнями фар... Темнело. Короткий зимний день подходил к концу. Малыш сел на обочину, завыл, зарыдал... Он плакал, как плачут все брошенные маленькие дети - о том, что никто во всем белом свете, не любит его и не ждет. Его мир рухнул.» [4].
История по компоненту «Эмпатия к детям»: «Шестилетний мальчик жил в Рочесте-
ре с родителями и сестренкой. Девочка родилась очень больной. Ей было три года, когда родители спросили мальчика, мог бы он отдать ей «кровь, без которой она не сможет дальше жить». Мальчик согласился, не раздумывая. Через несколько дней врачи университетской клиники провели прямую трансфузию. Мальчик лежал рядом с сестренкой, и из его вены переливали кровь в ее вену. В какой-то момент, когда мальчику показалось, что трансфузия длится очень уж долго, он спросил врача: «Так умирают?». Врач, наблюдавший за процедурой, не знал, что ответить. После короткого разговора с мальчиком стало ясно, что тот не понял родителей. Думал, что должен отдать свою кровь и умереть, чтобы могла жить его сестра. Я не в силах преодолеть страх, когда спрашиваю себя, смогли бы сделать нечто подобное. Бывает, настоящая любовь проявляется только тогда, когда не все до конца понимаешь.» [4].
История по компоненту «Эмпатия к родителям»: «Почтительный сын, - говорил китайский мудрец Конфуций, - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью. Рассказывается, что один человек решил, во что бы то ни стало, отплатить своему отцу за то, что тот вырастил и воспитал его. Он ухаживал за немощным от старости отцом, кормил его с ложки, менял белье и так далее. Он даже носил отца на своей спине, когда тому хотелось на прогулку. Однажды сын спросил отца: Папа, я столько ухаживал за тобой и даже ношу на руках, как ты меня в детстве. Не отдал ли я тебе сполна долг за все, что ты для меня сделал? Сынок, - ответил отец с грустной улыбкой, - я носил тебя на руках, мечтая о том, чтобы ты жил. а ты носишь меня, ожидая, когда же я умру.» [16].
История по компоненту «Эмпатия к старикам»: «Дождливым осенним вечером Бабуля сидела в кресле-качалке и вязала разноцветные варежки своим внукам. У ее ног уютно устроился маленький Ангел. Подслеповатая Бабуля не замечала Ангела, она была уверена, что рядом сидит ее пушистый белый кот. Старушка за вязанием всегда разговаривала сама с собой, а Ангел очень любил слушать эти разговоры. Бабуля вспоминала теп-
лые летние дни, когда внуки приезжали к ней на дачу. Она рассказывала, как жарила по утрам вкусные оладушки, как смазывала зеленкой детские ссадины и ушибы, как учила внуков собирать грибы, как рассказывала им сказки по вечерам. Ее слова были такими теплыми, а в каждой буковке жило столько любви и нежности, что Ангел буквально грелся под бабулиными рассказами. «Жаль, что внуки не могут также согреться бабулиной любовью», -подумал Ангел, и тут его взгляд упал на пушистый клубок шерсти. Бабуля продолжала свой рассказ, но теперь маленький Ангел не сидел без дела: он вплетал в шерстяную нить теплые бабушкины слова. Наступила зима. В этом году она выдалась особенно снежной. Сколько же радости было детворе: снежки, санки, снежные бабы. И не один раз за длинную зиму внуки с благодарностью вспомнили: какие же теплые бабулины варежки!» [3].
История по компоненту «Эмпатия к незнакомым людям»: «Он спас чужую жизнь буквально за 15 минут до собственной гибели! Он уже много лет подряд занимался благотворительностью <.. .> Его последний взнос составил 500 000 рублей. Спортсмен перечислил их с борта самолета Як-42. Мать 16-летней Дианы Ибрагимовой не могла даже представить, кто этот таинственный незнакомец, приславший ее дочери большую сумму на лечение. Она знала только то, что его зовут Иван Леонидович. Лечение прошло успешно, и только после крушения самолета Як-42, отправлявшегося из Ярославля в Минск, Диана узнала, что обязана своей жизнью Ивану Тка-ченко - капитану хоккейного клуба «Локомотив». Очень мало кто знал, что Иван постоянно отправлял большие денежные суммы для тяжелобольных деток. Он был из тех людей, кто не может закрывать глаза на проблемы других, поэтому никогда не оставался в стороне. В благотворительном фонде рассказывали, что Ткаченко не хотел, чтобы кто-то знал о его благородных поступках. Он был бескорыстным и не стремился к признанию и благодарностям. Как же много жизней было спасено благодаря его доброй душе!» [4].
В конце этой части игры подводятся итоги. Игроки делятся впечатлениями, отмечают
задания, которые вызвали наибольший интерес. Говорят о возникающих трудностях при выполнении заданий. Проводится подсчет игровых бонусов и завершается игровой день. Если команды не могут мирно завершить игру, то приводится история «Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: «Тот из вас, кто первым добежит до дерева, удостоится всех сладких фруктов». Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Пораженный антрополог спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили: «Обонато». Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные? «Обонато» на их языке означает: я существую, потому что мы существуем» [7, с. 110]. Командам предлагается завершить игровой день в традициях африканского племени.
Психологическая игра может быть использована в воспитательно-образовательных мероприятиях, проводимых со студентами высших учебных заведений, как на учебных занятиях, так и в досуговый период. Отличительной чертой настольной игры является непринужденный характер общения со студентами. При этом истинной целью игры является развитие стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций и чувств другого человека и формирование моделей эмпатийного поведения.
Эмпатия приобретает особое значение не только в деятельности психолога, но и педагога: преподавателя физической культуры, тренера, инструкторы по лечебной, оздоровительной и адаптивной физической культуре, физической реабилитации и др.
С целью формирования компонентов эм-патии была разработана настольная психологическая игра «БМРЛТН08», включающая упражнения и задания, представленные в форме психологической игры. Игра была апробирована в образовательном процессе кафедры психологии Белорусского государственного
SO/?//
университета физической культуры и Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Подобранные задания и упражнения для развития эмпатии были методологически обоснованы. Даны методические рекомендации по организации и проведению психологической игры со студентами.
Психологическая игра «БМРЛТН08» направлена на развитие эмпатии, совершенствование способностей понимания мимики и языка телодвижений, психологической наблюдательности и внимательности; формирование умения выражать свои чувства в приемлемой форме; навыков конструктивного общения, развитие умения контролировать позитивный эмоциональный тон взаимодействия; формирование умения анализировать причины эмоциональных состояний и чувств других людей; развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию другого человека; поиск когнитивных, эмоциональных и интуитивных ресурсов, значимых для повышения профессиональной успешности; расширение зоны осознавания психологических проблем и поиск путей их разрешения; формирование мотивации к педагогической деятельности, позитивного отношения к профессии; отреагирование эмоций и чувств, обеспечение психической разрядки; повышение информированности о профессионально-важных качествах личности, эмпатии, сопереживании, сочувствии; воспитание волевых и нравственных качеств личности (гуманности, отзывчивости, чувства долга, сочувствия, сострадания, милосердия, доброты и др.); формирование благоприятного социально-психологического климата в группе студентов.
АННОТАЦИЯ
В статье обоснована необходимость развития эмпатии у студентов педагогических вузов и использования для этой цели различных средств и методов, которые объединены в систему - психологическую игру. Игровая деятельность пользуется большой популярностью среди современной молодежи. Разработанная игра направлена на развитие эмпа-тии и ее отдельных компонентов у студентов
педагогических вузов. Психологическая игра «EMPATHOS» содержит описание и правила игры, а также раскрывает содержание упражнений и заданий, предлагаемых для развития как отдельных компонентов эмпатии, так и повышения ее уровня.
Ключевые слова: задание; игра; карточка; настольная психологическая игра; правила; упражнение; студент; эмпатия; компоненты эмпатии.
SUMMARY
The article substantiates the necessity of development of empathy among students of pedagogical Universities and the use for this purpose of various means and methods that are advisable to combine into a system - psychological play. It is very popular among modern young people to use the play activity. The developed game is aimed at the development of empathy and its individual components in students of pedagogical universities. Psychological game "EMPATHOS" contains a description and rules of the game, as well as reveals the content of exercises and tasks offered for the development of both individual components of empathy and increase its level.
Key words: board of psychological game; card; empathy; exercise; game; rules; student; the components of empathy; quest.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедзянова А. Э. Актуализация эм-атии личности средствами кинотренинга на примере студентов гуманитарного профиля: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Казань, 2011. - 23 с.
2. Бережковская Е. Л., Радинская Н. Г. Культурно-историческая и гуманистическая пси-ология: возможные точки схода. Эмпатия как высшая психическая функция // Вестник Рос. гуманитар. гос. ун-та. - 2006. - № 1. - С. 126145.
3. Безлюдная А. Варежки. [Электронный ресурс]. - URL: http:// proza.ru/2010/12/21/694 (дата обращения: 25.04.2012).
4. Говорят, Бог смотрит на людей глазами собак [Электронный ресурс]. - URL: https://liwli.ru/animals/govoryat-bog-smotrit-na-
lyudey-glazami-sobak/ - (дата обращения: 28.09.2017).
5. Горбатова Е. А. Эмпатия: психологи-еская структура и механизмы реализации // Ученые записки Санкт-Петербургского гос. ин-та психологии и социальной работы. -2014. - Вып. 1. - Т. 21. - С. 23-29.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 560 с.
7. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - Питер, 2013. -304 с.
8. История появления настольных игр. Классный час [Электронный ресурс] / сост. О. В. Несмиянова; Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http://festival. 1september.ru/articles/639704 - (дата обращения: 10.12.2014).
9. Карягина Т. Д., Матвеева К. М. Проблема измерения и оценки эмпатии в психотерапии // Психологическая наука и образование. -2012. - № 5. - C. 67-78.
10. Кухтова Н. В. Феномен просоциаль-ного поведения в современной психологии: монография. - Saarbrücken, 2011. - 135 с.
11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / пер. с англ. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 480 с.
12. Масколье Г. Гештальт-терапия вчера, сегодня, завтра. Быть собой. - Изд-во: Боргес, 2010. - 134 с.
13. Мельник Е. В., Корзунова В. И. На-тольная игра «Ресурсы спортсмена» как средство формирования личности юных спортсменов // Ученые записки: сб. рец. науч. тр. / редкол.: Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2016. - Вып. 19. - C. 117-125.
14. Настольные игры - по-прежнему актуально [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический сайт для женщин. -URL: http://femina.by/zhurnal/materinstvo/vos pitanie-i-razvitie/detskie-igry/nastolnye-igry-po-prezhnemu-aktualno (дата обращения: 10.12.2014).
15. Олифирович Н. И., Яценко Т. Е. Эм-патические компетенции будущих специали-
стов помогающих профессий: аспекты научного рассмотрения // Науч. тр. Респ. ин-та высш. школы: сб. науч. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ ст.: в 2 ч. / Респ. ин-т высш. шк.; редкол.:
B. А. Гайсенок [и др.]. - Минск, 2016. - Ч. 2: Исторические и психолого-педагогические науки. - Вып. 16. - С. 171-178.
16. Невозвратимый долг. Мурад Маго-едов [Электронный ресурс]. - URL: http:// islam.ru/content/obshestvo/40929 - (дата обращения: 20.01.2017).
17. Поддубная Т. В. Проблема эмпатии в исследованиях психологических аспектов профессиональной медицинской деятельности (Обзор) // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23. - № 2. - С. 936.
18. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / пер. с англ. А. Я. Логвинской. -М.: Независимая фирма «Класс», 1996. - 272 с.
19. Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
20. Философский энциклопедический словарь / сост: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев,
C. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Изд-во Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
21. Щербакова Н. А. Развитие эмпатиче-ских способностей студентов-психологов средствами художественной литературы: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Курск, 2003. - 17 с.
22. Юсупов И. М. Психология эмпатии: (Теоретические и прикладные аспекты): авто-реф. дисс. . д-ра психол. наук // Санкт-Петербург. гос. ун-т. - СПб., 1995. - 34 с.
23. Boyatzis R., Sala F. Assessing Emotional Intelligence Competencies // Geher G. The Measurement of Emotional Intelligence. - Haup-pauge, NY.: Novas Science Publishers, 2004. -Рр. 80-147.
24. Davis M. H. Empathy: A Social Psychological Approach. - Boulder, CO: Westview Press, 1996. - 260 p.
25. De Corte K. Buysse A., Verhofstadt L. L., Royers H., Ponnet K., Davis M. H. Measuring Empathic Tendencies: Reliability and Validity of the Dutch Version of the Interpersonal Reactivity
Шех // РБусМо^са Belgica. - 2007. - 47-4. Рр. 235-260.
Н. В. Нижегородцева, Е. М. Агафонова
УДК 159
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕЕ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
современной науке накоплен значительный опыт исследования сущности и механизмов чтения как специфического вида деятельности, освоение которой во многом определяет социальное и личностное развитие учащегося, «врастание ребенка в цивилизацию» (Л. С. Выготский). В работах ведущих исследователей в области педагогической психологии определена проблема освоения смыслового чтения как специфического вида деятельности в условиях школьного обучения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, И. И. Ильясов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев и др.).
По мнению И. А. Зимней, чтение как форма речевой деятельности представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения [1]. В структуре речевой деятельности автор выделяет три уровня: пер-
вый уровень - мотивационное звено, второй -уровень планирования (просмотр текста, заголовка, определение темы, установление связей, прогнозирование содержания), третий -исполнительский (смысловая обработка текста). В контексте нейропсихологического подхода А. Р. Лурия определил чтение как «ана-литико-синтетический процесс, включающий звуковой анализ и синтез элементов речи, теряющий свое значение по мере развития и автоматизации этих функций» [4, с. 27].
Все исследователи сходятся во мнении, что чтение - это сложный, неоднородный психический процесс, что обусловливает трудности как овладения чтением, так и его исследования. Выделяют две стороны чтения как процесса: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие и воспроизведение звуковой оболочки слова; речевые движения, направленные на декодирование текстов и перевод их в уст-норечевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Кор-нев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цвет-кова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цвет-кова, Д. Б. Эльконин), перевод авторского кода в свой смысловой код (М. И. Оморокова). У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного - смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
В целях психологического анализа деятельности смыслового чтения нами использован теоретико-методологический опыт, накопленный в исследованиях различных видов деятельности (профессиональной, учебной, игровой) на основе концепции системогенеза деятельности (В. Д. Шадриков, А. В. Карпов, Н. В. Нижегородцева и др.). В соответствии с логикой системогенетического подхода, чтение как деятельность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: физиологическом, предметно-действенном и психологическом. Предметом психологического анализа явля-