Subject-role game as means of development of empathy in children of preschool age
Golubkov V.
Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста Голубков В. О.
Голубков Владимир Олегович / Golubkov Vladimir — студент, кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Проведен анализ эффективности сюжетно-ролевой игры в развитии чувства эмпатии и рассмотрены организационно-педагогические условия, влияющие на развитие гуманизма. Abstract: the article considers the problem of the development of empathy in children of preschool age. The analysis of the effectiveness, plot-role-playing games in the development of a sense of empathy and discussed organizational and pedagogical conditions that influence the development of humanity.
Ключевые слова: эмпатия, сюжетно-ролевая игра, средство, гуманизм, чувство, дошкольный возраст. Keywords: empathy, role-playing game, means, humanism, sense of preschool age.
Тревожной тенденцией в современном социуме является снижение гуманистической составляющей в отношениях между людьми, что представляет собой важную социально-педагогическую проблему. Одной из ключевых характеристик, определяющих гуманное отношение к другому индивиду, является эмпатия - способность к эмоциональной отзывчивости, чувствительности, способности к сопереживанию, вчувствованию во внутренний мир другого человека, а также стремление к оказанию поддержки и помощи другим людям.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эмпатия необходима для полноценного личностного развития, так как, по мнению Л. И. Божович, К. Дембеле, А. Д. Кошелевой, Я. З. Неверович и других ученых, эмпатия, будучи одной из важнейших сторон формирования личности, обеспечивает ее эмоционально-нравственное развитие; является важным условием гуманизации межличностных отношений, одним из основных факторов, тормозящих проявления агрессии (Н. Фешбах, Н. Эпштейн, Н. Айзенберг и др.). Именно недостаток эмпатии, как отмечают многие исследователи, лежит в основе ряда психологических трудностей личности, в том числе и отклонений в поведении.
В связи с чем, современная педагогическая теория и практика уделяет большое внимание развитию эмпатии у подрастающего поколения. Согласно содержанию ФГОС ДО Российской Федерации одним из ведущих приоритетов дошкольного образования является нравственное воспитание детей, так как развитие эмоционально-нравственной, гуманной личности, способной к сочувствию, сопереживанию, а также восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Особую значимость воспитание и развитие эмпатии приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как этот возрастной период во многом предопределяет будущий нравственный облик человека. Способность понимать свои и чужие эмоции, способность прочувствовать психоэмоциональное состояние другого человека, умение сопереживать, проявлять заботу о других - является важным моментом в становлении и формировании всесторонне развитой личности старшего дошкольника.
По мнению ряда ученых, изучающих вопросы генезиса гуманных чувств, в том числе и эмпатию, проблему воспитания гуманных взаимоотношений в среде дошкольников - Р. С. Буре, В. И. Кульчицкого, Г. И. Ляминой, А. П. Усовой и других, старший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития эмпатии. Это же подтверждают исследования психологов и педагогов, изучающих особенности данного возрастного периода (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. ъЭльконина и др.), которые указывают, что данный возраст является сензитивным для эмоционально-нравственного развития ребенка, именно в этот возрастной период дети проявляют особо повышенную чувствительность, восприимчивость к эмоциональному миру человека; способны обобщать и анализировать свой опыт отношений; имеют способности быстро овладеть нравственными нормами поведения [6]. Ряд отечественных ученых: Н. В. Виноградова, И. С.Демина, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева и др. считают, что эмпатия формируется в совместной деятельности детей, где цель совместной деятельности, значимая для детей, соединяет их усилия, содействует гуманизации их отношений. Подключаясь в совместную деятельность, дошкольник нередко проявляет лучшие свои
нравственные качества - необходимость поддержать партнера, радуется успехам сотоварищей, огорчается неудачам, принимает поддержку от сверстников [1, с. 58-59].
Особую эффективность в развитии эмпатии имеет игровая деятельность, которая, по мнению, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Е. Е. Кравцовой, А. Н. Леонтьева и других, является ведущей деятельностью детей данного возрастного периода, и игре принадлежит важнейшая роль в развитии и формирования личности дошкольника. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что игра способствует формированию новообразований ребенка и его психических процессов: «Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность» [4, с. 528].
Как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста, игра всегда привлекала внимание психологов и педагогов, которые считают, что «игровая форма - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания и для воздействия на ребенка, является, конечно, игровая форма» [3, с. 4-7].
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является сюжетно-ролевая игра, значение которой в развитии личности ребенка неоценимо: здесь зарождаются и начинают развиваться все важнейшие новообразования дошкольного возраста. Именно в сюжетно-ролевой игре идет процесс воспитания, обучения и развития старшего дошкольника, в том числе и гуманного отношения к окружающим людям: овладевая ролью, ребенок учится понимать другого человека и входить в его положение, через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о правилах общения со сверстниками, взрослыми людьми.
В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя функции взрослых людей и в создаваемых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними, а, как заметил еще И. М. Сеченов, который в своих исследованиях дал физиологическое обоснование значения игры для формирования эмоционального восприятия ребенка - игровые переживания оставляют след в сознании ребенка, и многократное повторение действий взрослых, и подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка [5, с. 52-55].
Г. А. Урунтаева, изучая особенности игр старших дошкольников, пришла к выводу, что выполнение игровой роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как хочет он, а так, как это предписывает выполняемая им роль, подчиненная социальным нормам и правилам поведения. В игре ребенок встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного и того же сюжета он «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Например, сегодня ребенок играет роль врача, а завтра - больного, при этом он понимает, как важно, чтобы врач заботился о больном, сочувствовал ему, и как необходимо, чтобы «больной» послушно выполнял все указания «врача». Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания необходимых взаимоотношений с людьми [5].
Игра воспитывает дошкольников не только своей сюжетной стороной, но и тем, что в ней изображается: игра заставляет детей по-настоящему переживать те чувства, которые по роли должны испытывать изображаемые детьми персонажи - сочувствие к больным, заботу о детях, уважение к старшим, нежность и любовь к животным [2].
В процессе же реальных взаимоотношений детей, которые разворачиваются при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала и т. п., - дошкольники учатся учитывать интересы сверстника, уступать, сочувствовать ему, овладевать умением проявлять свое отношение к окружающим.
Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, которые они переживают, играя, как уже упоминали выше, реальны, то есть в сюжетно-ролевой игре ребенок не просто играет роль, а как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и верит в правду игры. И эта специфическая особенность игры несет в себе огромные воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В практике дошкольных учреждений для развития эмпатии детей применяют сюжетно-ролевые игры, которые ориентированы на развитие эмоционального компонента эмпатии (констатация в игре эмоциональных состояний людей), на когнитивный компонент (восприятие и понимание внутреннего мира чувств и переживаний другого человека), а также развитие поведенческого компонента эмпатии (сюжетно-ролевые игры, направленные на помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого).
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра, являясь основным видом деятельности старшего дошкольника, оказывает многогранное влияние на развитие личности ребенка, в том числе и эмоционально-нравственном. Проникновение ребенка в роль, ролевые взаимоотношения, которые возникают в процессе реализации игрового сюжета при передаче детьми его эмоционально-выразительного содержания, помогают
старшему дошкольнику понять другого человека, учесть его эмоциональное состояние, желание, настроение. Сюжетно-ролевая игра - является мощным средством педагогов дошкольных учреждений в воспитании гуманных качеств и чувств, развития эмпатии у детей, культуры сопереживания и заботы, отзывчивого отношения к сверстникам, понимание их эмоционального состояния, что побуждает детей к нравственно ценным поступкам.
Литература
1. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л. Н. Прокошенко, В. К. Котырло. Киев: Педагогическая школа, 2011. 220 с.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айри-пресс, 2006. 160 с.
3. Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников [Текст] / Н. Короткова // Ребенок в детском саду, 2006. № 4. С. 4-7.
4. Солнцева О. Играем в сюжетные игры [Текст] / О. Солнцева // Дошкольное воспитание, 2005. № 4. С. 52-55.
5. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений / Г. А. Урунтаева. 6-е издание., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
6. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008.