Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №5. -C. 73-83.
5. Мамаева, Л.Н. Управление рисками [Текст] : учеб. пособие / Л.Н. Мамаева. - М.: Дашков и К°, 2009. - 256 с.
6. Романов, В.С. Риск-менеджмент как условие развития предприятия [Текст] / В.С. Романов // Теория и практика реструктуризации предприятий: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза. 2001. - С. 144-146.
7. Романов, В.С. Риски-предприятия как составная часть рисков [Текст] / В.С. Романов, А.В. Бутуха-нов // Моделирование и анализ безопасности, риска и качества в сложных системах: тр. Междунар. науч. шк. МА БРК. - СПб.: Омега, 2001. - 254 с.
8. Романов, В.С. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски [Текст] / В.С. Рома-
нов, А.В. Бутуханов // Моделирование и анализ безопасности, риска и качества в сложных системах: тр. Междунар. науч. шк. МА БРК. - СПб.: Омега, 2001. -С. 222-225.
9. Малашихина, Н.Н. Риск-менеджмент [Текст] / Н.Н. Малашихина, О.С. Белокрылова. - Ростов н/Д., 2004. - 320 с.
10. Ступаков, В.В. Риск-менеджмент [Текст] / В.В. Ступаков, Г.С. Токаренко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 281 с.
11. Шапкин, А. С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций [Текст] : учебник / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. - М.: Дашков и К°, 2005. - 880 с.
12. Шахов, В.В. Страхование [Текст] : учеб. для вузов / В.В. Шахов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 311 с.
УДК 330
К.С. Саманбетов
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АЛМАЗНОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛРОСА»)
Алмазодобывающая отрасль страны представлена предприятием АК «АЛРОСА» (ЗАО), монополистом в этой сфере. АК «АЛРОСА» -одна из крупнейших алмазодобывающих компаний мира, занимающаяся разведкой, добычей, обработкой и реализацией алмазов и бриллиантов. На ее долю приходится 26 % мировой добычи природных алмазов в натуральном выражении. Основная часть активов предприятия находится в Республике Саха (Якутия), вдали от крупных промышленных центров, в связи с чем наличие транспортной составляющей в деятельности компании играет значительную роль в эффективном сбыте продукции и завозе материально-технических ресурсов (МТР).
Якутские алмазные месторождения расположены на труднодоступной малонаселенной территории с суровым климатом, залегают на большую глубину в зоне сплошного распро-
странения вечной мерзлоты и обводнены высокоминерализованными подземными водами. В долгосрочной перспективе Западная Якутия сохранит за собой статус основного стратегического региона добычи алмазов. Согласно стратегии развития АК «АЛРОСА» (ЗАО) до 2015 г. ежегодный объем добычи и выработки руды и песков группой «АЛРОСА» будет обеспечен на уровне 27-31 млн т [1, 8]. С учетом запасов россыпных месторождений, а также прогнозных значений времени выработки, можно предполагать, что сохранение объемов выработки на существующем уровне для данного региона возможно в течение ближайших 15-20 лет [7].
Основная продукция компании - алмазное сырье реализуется как на внутреннем, так и на внешнем рынке (экспорт). Доля продаж алмазного сырья на внутренний рынок России в разные годы составляла от 42 до 75 %. Объемы про-
^ШаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу1'>2012
даж алмазов на внутреннем рынке формируются исходя из реальных производственных мощностей ограночных предприятий на территории России, определяемых на основе анализа их производственно-экономических возможностей. Основными покупателями продукции компании в Российской Федерации являются ограночные предприятия в Республике Саха (Якутия), городах Москве и Смоленске [2, 8].
Для достижения основной цели АК «АЛРОСА» осуществляет несколько видов деятельности, в том числе перевозочную, транс-портно-экспедиционную и другие, связанные с осуществлением транспортного процесса на автомобильном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте, в том числе по международным перевозкам как на собственных, так и на привлеченных транспортных средствах. Такое многообразие видов стало следствием необходимости обеспечения компанией бесперебойной работы по поставке материально-технических ресурсов для осуществления основного вида деятельности - добычи алмазов.
Схема обеспечения предприятий АК «АЛРОСА» материально-техническими ресурсами довольно сложная. Ресурсы по железной дороге доставляются в речной порт Осетрово, в навигацию по р. Лене транспортируются до г. Ленска и затем автотранспортом на предприятия АК «АЛРОСА». В навигационный период через речной порт г. Ленска перерабатывается основной объем грузов, который в среднем достигает 600-800 тыс. т. Город Ленск связан с г. Мирный, Удачный и пос. Айхал круглогодичной грунтовой автомобильной трассой. Общая протяженность круглогодичной автомобильной трассы составляет 1178 км.
Ежегодный объем перевозок автотранспортными средствами составляет около 50 тыс. т. Помимо круглогодичной грунтовой автодороги имеются автозимники (дороги, которые используются только в зимний период времени и в основном проходят по руслам рек), протяженность которых составляет 3042 км.
Основные зимники проходят по следующим маршрутам: от г. Усть-Кут через Таас-Юрях,
Мирный и до пос. Сюльдюкар; от г. Удачный через Оленек, Анабар, Саскылах и до пос. Юрюнг-Хая. Срочные грузы доставляются воздушным транспортом. Мирнинское авиапредприятие имеет в своем составе аэропорты Мирный, Витим, Ленск, Айхал, Полярный, Саскылах. Города Мирный и Удачный имеют современные аэропорты, позволяющие принимать воздушные суда всех типов. АК «АЛРОСА» располагает авиационной техникой: самолетами ИЛ-76, АН-24, АН-26, АН-2, вертолетами МИ-26, МИ-8.
Доля грузов, доставляемых авиатранспортом, составляет порядка 6-10 %. Воздушным транспортом перевозятся электротехническое оборудование, радиоаппаратура, продукция химической промышленности и другие грузы, которые классифицируются как срочные и высокоценные.
В 2010 г. продолжена работа с федеральными органами исполнительной власти по вопросам развития транспортного комплекса Республики Саха (Якутия): строительство железной дороги до г. Якутска с сооружением совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через р. Лена, строительство федеральных и региональных («Амга», «Алдан») автодорог, вопросы авиации [3, 8].
Надежность транспортной схемы завоза МТР обеспечивается:
- в летнее время - бесперебойностью доставки грузов от ж/д станции Лена (Усть-Кут) по р. Лене до г. Ленска и далее по круглогодичной автодороге Ленск-Мирный-Айхал-Удачный;
- в зимнее время (дополнительно) по автозимнику от г. Усть-Кут до г. Мирный и далее по автодороге до г. Удачный;
- круглогодично - авиатранспортом до г. Мирный и Удачный, аэропорты которых принимают самолеты любых типов.
АК «АЛРОСА» постоянно работает над совершенствованием своей системы материально-технического снабжения. Учитывая сезонность завоза МТР навигационных грузов, планы завоза и поставок МТР разрабатываются с учетом потребности до начала навигации после-планового года, т. е. практически на полтора года.
Величина оборотных средств, занятых в ювелирном производстве, определяется в основном длительностью производственных циклов изготовления изделий, уровнем развития техники, технологии и организации труда [1]. Сумма средств обращения зависит, главным образом, от условий реализации продукции и уровня организации системы снабжения и сбыта ювелирной продукции. В ювелирной отрасли время оборота средств имеет достаточно длительный период. Транспортная составляющая в деятельности АК «АЛРОСА» активно учитывает в процессе планирования нормы материальных запасов (товарных и производственных). Определение норм запасов в транс-портно-складской системе АК «АЛРОСА» исходит из основных условий завоза продукции и их поставки, выступающих в качестве исходной информации:
- схем завоза МТР, учитывающих каналы товаропродвижения отдельных номенклатурных видов продукции (только авиатранспортом, только в навигационный период с перевалкой на входном пункте системы или с использованием смешанных схем доставки);
- ожидаемых сроков начала и окончания навигации;
- средних сроков доставки продукции от поставщиков и при внутрисистемных поставках;
- средней частоты (или интервала) поставок при завозе МТР на распределительные склады системы авто- и авиатранспортом.
В связи с тем, что на смену открытому способу добычи алмазов приходит закрытый способ, значение транспортной составляющей в деятельности АК «АЛРОСА» возрастает, что неизбежно требует прогрессивного подхода и в системе планирования поставок. Разветвленная сеть месторождений, разные потребности в оборудовании, дифференцирование месторождений по итоговой продукции - все это сказывается на характере применяемой транс-портно-логистической схемы, характере использования транспорта, а также на качестве выполняемых работ. В компании используется собственный транспорт ведущих автопроизводителей, который прошел проверку по надеж-
ности для использования его в суровых условиях Якутии. Для этого персонал компании проходит обучение в Москве в тренировочном транспортном центре. Наемный транспорт квалифицированный персонал компании может использовать только в центральных районах, не имеющих сложных климатических и географических условий.
При этом в компании используются и комбинированные схемы доставки грузов, что позволяет экономить время, трудовые и финансовые ресурсы, а также минимизировать потери в процессе транспортировки.
В дальнейшем истощение запасов алмазов будет подвигать компании, занимающиеся добычей, к поиску новых месторождений и их разработке, к диверсификации своей деятельности [4].
Строительство подземных рудников с использованием дорогостоящей современной техники позволит продолжить АК «АЛРОСА» геологоразведочные работы на перспективных алмазоносных участках в Якутии и других регионах России. Обеспечение техникой должно производиться за счет своевременных и надежных транспортных поставок, причем в связи с тенденцией географического расширения активной добычи алмазов транспортно-логистические цепочки также должны переориентироваться.
Корпоративная стратегия развития АК «АЛРОСА» предполагает укрепление ее позиций на мировом алмазном рынке за счет имеющихся конкурентных преимуществ (это благоприятная оценка запасов и качества алмазов), а также создания новых преимуществ за счет снижения себестоимости продукции, совершенствования системы управления предприятием, разработки новых эффективных конкурентных схем сбыта алмазов.
Добыча алмазов в рамках компании является сложным процессом не только с технологической стороны, но и со стороны снабжения ее необходимыми МТР. Схема обеспечения предприятий АК «АЛРОСА» материально-техническими ресурсами довольно сложна. Доля грузов, доставляемых авиатранспортом, - порядка 6-10 %. Учитывая сезонность завоза навигационных гру-
Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2012. Экономические науки
зов, планы завоза и поставок МТР разрабатываются с учетом потребности до начала навигации послепланового года, т. е. практически на полтора года. Схемы завоза МТР учитывают каналы товаропродвижения отдельных номенклатурных видов продукции только авиатранспортом, только в навигационный период или с использованием смешанных схем доставки.
Таким образом, выявление и исследование проблем алмазодобывающей компании «АЛРОСА», одной из крупнейших компаний отрасли в стране и в мире, позволяет четче обозначить пути их решения, как в поиске и разработке новых алмазных месторождений, так и в диверсифика-ционной деятельности компании, согласно ее стратегическим целям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов, А.К. Тенденции устойчивого развития алмазной отрасли [Текст] / А.К. Белов // Горный информационно-аналитический бюллетень : [научно-технический журнал] = Mining informational and analytical bulletin: scientific and technical journal. - 2010. -Т. 2, № 12. - С. 85-87.
2. Никитина, А.И. Исследование проблем функционирования алмазно-бриллиантового комплекса в сфере подготовки кадров [Текст] / А.И. Никитина // Горный информационно-аналитический бюллетень : [научно-технический журнал] = Mining informational and analytical bulletin: scientific and technical journal. -2010. - № 3. - С. 49-52.
3. Никишина, З.И. Исследование возможности использования алмазов в качестве инвестиционных активов [Текст] / З.И. Никишина, В.П. Бауэр // Научный вестник Московского государственного горного университета. - 2010. - № 4. - С. 18-21.
4. Бурцева, Е.И. Проблемы компенсации эколо-
гического и социального ущерба в Якутии, вызванного добычей алмазов [Текст] / Е.И. Бурцева, В.Р. Кыч-кин, С.П. Федоров, И.С. Бурцев, Н.А. Барашков // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. -№ 40. - С. 8-17.
5. Данилов, Ю.Г. Роль сезонных алмазодобывающих компаний в экономике Якутии [Текст] / Ю.Г. Данилов, Г.Е. Петухов // ЭКО. - 2010. - № 4. - С. 170-176.
6. Васильцова, В.М. Проблемы развития алмазодобывающего комплекса на примере компании «АЛРОСА» [Текст] / В.М. Васильцова, А.К. Белов // Записки Горного института. - 2009. - Т. 184. - С. 13-17.
7. Бабкин, А.В. Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера [Текст] / А.В. Бабкин, Н.Е. Егоров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2010. - № 1 (92). - С. 64-67.
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. alrosa.ru