ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.647.5(=161.1)(=512.156)
ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО И ТУВИНСКОГО ЭТНОСОВ
Н. М. Комарова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается проблема толерантности в связи с межнациональными, межэтническими отношениями. Приводятся данные сравнительного анализа, полученные в ходе эмпирического исследования особенностей проявления толерантности / интолерант-ности у представителей русского и тувинского этносов.
Ключевые слова: этнос, толерантность, интолерантность, межэтнические отношения.
Актуальность проблемы толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это связано с ростом экстремизма, агрессивности, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций.
Современный культурный человек - это не только человек образованный, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей каждого индивидуума является формирование умений строить взаимоотношения с окружающими в процессе взаимодействия с ними на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Однако в реальной жизни в обыденном сознании человека часто создаётся негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Актуальность настоящей проблемы и обусловила выбор темы данного исследования, цель которого - изучить особенности толерантности у представителей русского и тувинского этносов.
Реферативный анализ литературы по заявленной проблеме позволил понять природу и сущность толерантности. Понятие «толерантность» берёт свои корни в философских основаниях различных мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Как отмечает В. С. Кукушкин, «...сущность толерантности в мировых религиях основывается на свободном единстве людей, взаимопомощи, равноправии, справедливости и милосердном отношении ко всему живому» [1]. Понимание сущности толерантности в основных религиях мира изначально сводилось к религиозной терпимости и снисходительному отношению к другим конфессиям. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» также полностью отождествляется с категорией «терпимость». В словаре С. И. Ожегова можно найти три слова, близких по значению понятию «толерантность»: «терпение», «терпеть», «терпимость».
В отличие от первоначальной трактовки толерантности как «терпимости» современные интерпретации указанного термина отличаются большим разнообразием. Интересна трактовка понятия «толерантность», предложенная А. Г. Асмоловым и Г. У. Солдатовой. Они связывают толерантность с принятием другого человека, с проявлением сочувствия и сострадания к другому, а также «признанием ценности многообразия человеческой культуры» [2].
А. Г. Асмолов пишет: «В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [2].
По мнению Г. У. Солдатовой, сущность толерантности заключается в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [3].
В научной литературе отмечается многоплановость понятия «толерантность». Можно выделить целый перечень аспектов данной категории, позволяющий рассматривать толерантность как социальную норму современного общества, в которую входят следующие компоненты: признание равенства партнёров по взаимодействию; интерес к особенностям друг друга; готовность принять другого таким, какой он есть; отказ от доминирования и насилия; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; доверие, умение слышать и выслушивать другого; отказ от преобладания какой-либо одной точки зрения; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия; признание многообразия человеческой культуры: норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций, личностных смыслов и ценностей. В нашем понимании толерантность -это ценность и качество личности, которое проявляется в соответствующем толерантном поведении, в поступках, дающих образцы такого поведения.
А. Г. Асмолов вводит противоположное толерантности понятие - «интолерантность», диапазон которой, по его мнению, колеблется от обычной невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей [2].
Рассматривая толерантное и интолератное поведение, С. К. Бондырева и Д. В. Колесов утверждают, что это «взаимообратимые понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот» [4]. Авторы отмечают, что «толерантность как отношение порождает доверие, готовность к компромиссу и сотрудничеству, радость, общительность, дружелюбие». Соответственно, интолерантность порождает «негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, негативные эмоции - гнев, досаду, злобу» [4].
При попытке дать научное определение термину «толерантность» возникают трудности, потому что это понятие используется в самых разных областях знания. В последнее время проблема толерантности всё чаще рассматривается в связи с межнациональными, межэтническими отношениями.
По мнению Ю. В. Бромлей, слово «этнос» «в узком значении представляет собой исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» [5].
Под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре. Экспериментальные исследования этнической толерантности И. М. Карлинской, Е. И. Шлягиной, А. Б. Щербаковой показали наличие её «неосознаваемого и осознаваемого уровней» [6]. Данные авторы отмечают, что в большинстве случаев эти два уровня «находятся в противоречивых отношениях»:
- на осознаваемом уровне проявляется этническая толерантность личности;
- наличие неосознаваемого уровня свидетельствует об интолерантности личности.
Для того, чтобы изучить особенности толерантности у представителей разных этносов, мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 80 человек, из них 40 (20 мужчин и 20 женщин) - русские и 40 (20 мужчин и 20 женщин) - тувинцы. Все испытуемые в возрасте 30-35 лет имеют среднее профессиональное и высшее образование. Мы предполагали, что поведение представителей изучаемых этносов имеет свои особенности проявления толерантности.
В научной литературе описаны следующие отличительные черты русского национального характера: высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность. Также для русских характерны такие черты: естественная непринуждённость; сострадательность и великодушие; чувство риска; надежда на удачу; доверчивое смирение с судьбой; умение работать быстро, лихорадочно и споро. Представители данного этноса отличаются доброжелательностью, общительностью, терпимостью в отношениях с людьми других этнических общностей.
Попытки описать этническую идентичность тувинцев можно встретить в работах тувинских исследователей, в частности З. В. Анайбан, М. В. Монгуш, В. С. Донгак, Б. А. Мышлявцева. Национальное самосознание тувинцев продолжает крепко держаться за самобытность, за свои корни. Если говорить об отношении тувинцев к представителям других национальностей, проживающим в республике, а также к народам соседних территорий, то здесь тоже лучше употреблять понятие «неоднозначное». Существует мнение, подкреплённое данными социологического исследования, что тувинцы к русским в целом относятся с наибольшим дружелюбием и уважением, чем, к примеру - к монголам [7]. Однако и русские вызывают у тувинцев неоднозначные чувства. Как отмечает В. С. Донгак, образ русских у коренного населения Тывы складывается из сочетания негативных и позитивных гетеростереотипов, с преобладанием первых.
В проведённом нами эмпирическом исследовании особенностей толерантности / интолерантности у представителей русского и тувинского этносов использовались следующие методики: опросник «Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений» В. С. Собкина и Д. В. Адамчука, тест «Интолерантность - толерантность» Л. Г. Почебут, экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой.
Данные, полученные нами в ходе исследования, подтверждают теоретические положения, изложенные в научной литературе. Для обоих этносов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях и русские, и тувинцы ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерант-ность. Представители этих этносов принимают человека другой культуры таким, каков он есть, уважают его точку зрения. Но в то же время они не безразличны к любым взглядам и действиям. По их мнению, каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими.
У представителей русского этноса проявляется высокий уровень этнического аспекта толерантности, а у представителей тувинского этноса - низкий. Этнический аспект толерантности выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. В первом случае можно говорить о выраженности черт толерантной личности, а во втором - об интолерантности к людям другой культуры. Представители русского этноса, активно защищая свою позицию, способны принять конструктивное мнение оппонента, невзирая на его этническую принадлежность, а также понять и принять допустимые обществом и рамками этого общества его культуры действия. Представители тувинского этноса менее терпимы в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, не до конца осознают существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств.
У представителей обеих этнических групп ярко выражен социальный аспект толерантности, указывающий на проявление толерантности в отношении различных социальных групп и толерантных установок личности по
отношению к некоторым социальным процессам, а также толерантности как личностной черты, в значительной степени определяющей отношение человека к окружающему миру.
Таким образом, данные, полученные в ходе эмпирического исследования и сформулированные на их основе выводы об особенностях толерантности у представителей русского и тувинского этносов, подтверждают теоретические положения, изложенные в научной литературе.
Библиографический список
1. Кукушкин, В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: пособие для учителя / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д: Гин Го, 2001. - 401 с.
2. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 8-18.
3. Солдатова, Г. У. Практическая психология толерантности: поиск устойчивости в неустойчивом обществе / Г. У. Солдатова // Толерантность - норма жизни в мире разнообразия: мат-лы научной конференции. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. - С. 132-135.
4. Бондырева, С. К. Толерантность: введение в проблему / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. - 240 с.
5. Бромлей, Ю. В. Этнографические аспекты изучения человека / Ю. В. Бромлей // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1999. - 240 с.
6. Карлинская, Е. И. О построении типологии толерантности / Е. И. Карлинская, Е. И. Шлягина, А. Б. Щербакова // Электронное приложение к журналу «Ежегодник Российского психологического общества // Психология и культура: мат-лы III съезда РПО. - М., 2003. -С. 76-79.
7. Монгуш, М. В. Этническая идентичность тувинцев / М. В. Монгуш // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 5-8 сентября 2006 года. - Кызыл, 2006. - С. 94-109.
© Комарова Н. М., 2016
УДК [159.95-055.2-053.88]:81'246.2
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЖЕНЩИН В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ С ИСКУССТВЕННЫМ СУБОРДИНАТИВНЫМ БИЛИНГВИЗМОМ
Т. М. Шандро
Научный руководитель — Т. А. Фотекова, доктор психологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Проведена нейропсихологическая диагностика 80 женщин в возрасте 40—55 лет, 40 из которых билингвы и 40 монолингвы. Сделан вывод о положительном влиянии билингвизма на высшие психические функции человека. Выявлено, что у билингвов более развиты функции программирования и контроля произвольных форм деятельности, переработки слухоречевой и зрительно-пространственной информации.
Ключевые слова: функциональные блоки мозга, высшие психические функции, поздняя взрослость, женщины, билингвизм.
Билингвизм [лат bi дву(х) + лат. lingua язык], или двуязычие, является предметом изучения различных наук, в каждой из которых его сущность трактуется по-разному. Лингвистика характеризует данное явление как параллельное применение в речевой практике двух языков в пределах определённой социальной общности [1, с. 125, с. 127; 2, с. 94, с. 95]. В социологии билингвизм рассматривается в связи с поведением или местом двуязычного человека или группы билингвов в обществе. Билингвизм, изучаемый с позиции соотношения между механизмом речи и порождением текста, относится к предмету изучения психолингвистики. Наконец, в психологии билингвизм исследуется с точки зрения механизмов производства речи [3].
Проблемы билингвизма освещаются в исследованиях многих как отечественных, так и зарубежных авторов, например: И. Эпштейна (1915), Л. С. Выготского (1935), У. Ламбера (1972), Е. Бялысток (2003) и др. Исследователи чаще всего акцентируют внимание на двух основных видах билингвизма - естественном и искусственном. Первый из них формируется в обществе, в котором в естественных условиях функционируют два разных языка. Понятно, что условием рождения естественного билингвизма является, прежде всего, наличие спонтанных речевых практик на двух взаимодействующих языках, которые могут поддерживаться радио- и телевещанием. Причём специфика системы усваиваемого языка билингвами, как правило, не осознаётся в силу того, что они погружаются в разноязычную среду общения в обычных условиях его функционирования. В другом случае - при искусственном билингвизме - второй язык осваивается в специально созданных условиях, в учебной обстановке, где обязательным является использование усилий воли, а также системы приёмов и методов обучения неродному языку [4].
Нейропсихологические исследования показывают, что билингвизм положительно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Люди, владеющие и активно пользующиеся двумя языками, обладают более гибким мышлением, имеют большую концентрацию внимания; у билингвов также лучше развиты общеречевые способности и способности к решению проблем. Исследования последних лет говорят о том, что изучение нового языка стимулирует память, рост и выживаемость новых клеток мозга. Кроме того, носители нескольких языков имеют более высокий коэффициент интеллекта, а их душевное здоровье многим лучше, чем у тех, кто говорит только на своём родном языке [5].
В настоящее время в нейропсихологии существуют различные исследования в области двуязычия, особенно это касается детского билингвизма, но проблема билингвизма и его влияние на высшие психические функции женщин в период поздней их взрослости является недостаточно изученной, что и определяет актуальность данного исследования.