Научная статья на тему 'Особенности толерантности у представителей русского и тувинского этносов'

Особенности толерантности у представителей русского и тувинского этносов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комарова Надежда Михайловна

В статье рассматривается проблема толерантности в связи с межнациональными, межэтническими отношениями. Приводятся данные сравнительного анализа, полученные в ходе эмпирического исследования особенностей проявления толерантности / интолерантности у представителей русского и тувинского этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance Features of Representatives of the Russian and Tuvinian Ethnic Groups

The article deals with the problem of tolerance in connection with crossnational and interethnic relations. The author gives data of the comparative analysis obtained during the empirical study of the peculiarities of the tolerance / intolerance manifestation on the part of the Russian and Tuvinian ethnic groups.

Текст научной работы на тему «Особенности толерантности у представителей русского и тувинского этносов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.647.5(=161.1)(=512.156)

ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОГО И ТУВИНСКОГО ЭТНОСОВ

Н. М. Комарова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается проблема толерантности в связи с межнациональными, межэтническими отношениями. Приводятся данные сравнительного анализа, полученные в ходе эмпирического исследования особенностей проявления толерантности / интолерант-ности у представителей русского и тувинского этносов.

Ключевые слова: этнос, толерантность, интолерантность, межэтнические отношения.

Актуальность проблемы толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это связано с ростом экстремизма, агрессивности, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций.

Современный культурный человек - это не только человек образованный, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей каждого индивидуума является формирование умений строить взаимоотношения с окружающими в процессе взаимодействия с ними на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Однако в реальной жизни в обыденном сознании человека часто создаётся негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Актуальность настоящей проблемы и обусловила выбор темы данного исследования, цель которого - изучить особенности толерантности у представителей русского и тувинского этносов.

Реферативный анализ литературы по заявленной проблеме позволил понять природу и сущность толерантности. Понятие «толерантность» берёт свои корни в философских основаниях различных мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Как отмечает В. С. Кукушкин, «...сущность толерантности в мировых религиях основывается на свободном единстве людей, взаимопомощи, равноправии, справедливости и милосердном отношении ко всему живому» [1]. Понимание сущности толерантности в основных религиях мира изначально сводилось к религиозной терпимости и снисходительному отношению к другим конфессиям. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» также полностью отождествляется с категорией «терпимость». В словаре С. И. Ожегова можно найти три слова, близких по значению понятию «толерантность»: «терпение», «терпеть», «терпимость».

В отличие от первоначальной трактовки толерантности как «терпимости» современные интерпретации указанного термина отличаются большим разнообразием. Интересна трактовка понятия «толерантность», предложенная А. Г. Асмоловым и Г. У. Солдатовой. Они связывают толерантность с принятием другого человека, с проявлением сочувствия и сострадания к другому, а также «признанием ценности многообразия человеческой культуры» [2].

А. Г. Асмолов пишет: «В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [2].

По мнению Г. У. Солдатовой, сущность толерантности заключается в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [3].

В научной литературе отмечается многоплановость понятия «толерантность». Можно выделить целый перечень аспектов данной категории, позволяющий рассматривать толерантность как социальную норму современного общества, в которую входят следующие компоненты: признание равенства партнёров по взаимодействию; интерес к особенностям друг друга; готовность принять другого таким, какой он есть; отказ от доминирования и насилия; способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; доверие, умение слышать и выслушивать другого; отказ от преобладания какой-либо одной точки зрения; способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия; готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия; признание многообразия человеческой культуры: норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций, личностных смыслов и ценностей. В нашем понимании толерантность -это ценность и качество личности, которое проявляется в соответствующем толерантном поведении, в поступках, дающих образцы такого поведения.

А. Г. Асмолов вводит противоположное толерантности понятие - «интолерантность», диапазон которой, по его мнению, колеблется от обычной невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей [2].

Рассматривая толерантное и интолератное поведение, С. К. Бондырева и Д. В. Колесов утверждают, что это «взаимообратимые понятия: чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот» [4]. Авторы отмечают, что «толерантность как отношение порождает доверие, готовность к компромиссу и сотрудничеству, радость, общительность, дружелюбие». Соответственно, интолерантность порождает «негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, негативные эмоции - гнев, досаду, злобу» [4].

При попытке дать научное определение термину «толерантность» возникают трудности, потому что это понятие используется в самых разных областях знания. В последнее время проблема толерантности всё чаще рассматривается в связи с межнациональными, межэтническими отношениями.

По мнению Ю. В. Бромлей, слово «этнос» «в узком значении представляет собой исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» [5].

Под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре. Экспериментальные исследования этнической толерантности И. М. Карлинской, Е. И. Шлягиной, А. Б. Щербаковой показали наличие её «неосознаваемого и осознаваемого уровней» [6]. Данные авторы отмечают, что в большинстве случаев эти два уровня «находятся в противоречивых отношениях»:

- на осознаваемом уровне проявляется этническая толерантность личности;

- наличие неосознаваемого уровня свидетельствует об интолерантности личности.

Для того, чтобы изучить особенности толерантности у представителей разных этносов, мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 80 человек, из них 40 (20 мужчин и 20 женщин) - русские и 40 (20 мужчин и 20 женщин) - тувинцы. Все испытуемые в возрасте 30-35 лет имеют среднее профессиональное и высшее образование. Мы предполагали, что поведение представителей изучаемых этносов имеет свои особенности проявления толерантности.

В научной литературе описаны следующие отличительные черты русского национального характера: высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность. Также для русских характерны такие черты: естественная непринуждённость; сострадательность и великодушие; чувство риска; надежда на удачу; доверчивое смирение с судьбой; умение работать быстро, лихорадочно и споро. Представители данного этноса отличаются доброжелательностью, общительностью, терпимостью в отношениях с людьми других этнических общностей.

Попытки описать этническую идентичность тувинцев можно встретить в работах тувинских исследователей, в частности З. В. Анайбан, М. В. Монгуш, В. С. Донгак, Б. А. Мышлявцева. Национальное самосознание тувинцев продолжает крепко держаться за самобытность, за свои корни. Если говорить об отношении тувинцев к представителям других национальностей, проживающим в республике, а также к народам соседних территорий, то здесь тоже лучше употреблять понятие «неоднозначное». Существует мнение, подкреплённое данными социологического исследования, что тувинцы к русским в целом относятся с наибольшим дружелюбием и уважением, чем, к примеру - к монголам [7]. Однако и русские вызывают у тувинцев неоднозначные чувства. Как отмечает В. С. Донгак, образ русских у коренного населения Тывы складывается из сочетания негативных и позитивных гетеростереотипов, с преобладанием первых.

В проведённом нами эмпирическом исследовании особенностей толерантности / интолерантности у представителей русского и тувинского этносов использовались следующие методики: опросник «Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений» В. С. Собкина и Д. В. Адамчука, тест «Интолерантность - толерантность» Л. Г. Почебут, экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой.

Данные, полученные нами в ходе исследования, подтверждают теоретические положения, изложенные в научной литературе. Для обоих этносов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях и русские, и тувинцы ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерант-ность. Представители этих этносов принимают человека другой культуры таким, каков он есть, уважают его точку зрения. Но в то же время они не безразличны к любым взглядам и действиям. По их мнению, каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими.

У представителей русского этноса проявляется высокий уровень этнического аспекта толерантности, а у представителей тувинского этноса - низкий. Этнический аспект толерантности выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. В первом случае можно говорить о выраженности черт толерантной личности, а во втором - об интолерантности к людям другой культуры. Представители русского этноса, активно защищая свою позицию, способны принять конструктивное мнение оппонента, невзирая на его этническую принадлежность, а также понять и принять допустимые обществом и рамками этого общества его культуры действия. Представители тувинского этноса менее терпимы в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, не до конца осознают существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств.

У представителей обеих этнических групп ярко выражен социальный аспект толерантности, указывающий на проявление толерантности в отношении различных социальных групп и толерантных установок личности по

отношению к некоторым социальным процессам, а также толерантности как личностной черты, в значительной степени определяющей отношение человека к окружающему миру.

Таким образом, данные, полученные в ходе эмпирического исследования и сформулированные на их основе выводы об особенностях толерантности у представителей русского и тувинского этносов, подтверждают теоретические положения, изложенные в научной литературе.

Библиографический список

1. Кукушкин, В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: пособие для учителя / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д: Гин Го, 2001. - 401 с.

2. Асмолов, А. Г. О смыслах понятия «толерантность» / А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 8-18.

3. Солдатова, Г. У. Практическая психология толерантности: поиск устойчивости в неустойчивом обществе / Г. У. Солдатова // Толерантность - норма жизни в мире разнообразия: мат-лы научной конференции. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2002. - С. 132-135.

4. Бондырева, С. К. Толерантность: введение в проблему / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. - 240 с.

5. Бромлей, Ю. В. Этнографические аспекты изучения человека / Ю. В. Бромлей // Человек в системе наук. - М.: Наука, 1999. - 240 с.

6. Карлинская, Е. И. О построении типологии толерантности / Е. И. Карлинская, Е. И. Шлягина, А. Б. Щербакова // Электронное приложение к журналу «Ежегодник Российского психологического общества // Психология и культура: мат-лы III съезда РПО. - М., 2003. -С. 76-79.

7. Монгуш, М. В. Этническая идентичность тувинцев / М. В. Монгуш // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 5-8 сентября 2006 года. - Кызыл, 2006. - С. 94-109.

© Комарова Н. М., 2016

УДК [159.95-055.2-053.88]:81'246.2

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЖЕНЩИН В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ С ИСКУССТВЕННЫМ СУБОРДИНАТИВНЫМ БИЛИНГВИЗМОМ

Т. М. Шандро

Научный руководитель — Т. А. Фотекова, доктор психологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Проведена нейропсихологическая диагностика 80 женщин в возрасте 40—55 лет, 40 из которых билингвы и 40 монолингвы. Сделан вывод о положительном влиянии билингвизма на высшие психические функции человека. Выявлено, что у билингвов более развиты функции программирования и контроля произвольных форм деятельности, переработки слухоречевой и зрительно-пространственной информации.

Ключевые слова: функциональные блоки мозга, высшие психические функции, поздняя взрослость, женщины, билингвизм.

Билингвизм [лат bi дву(х) + лат. lingua язык], или двуязычие, является предметом изучения различных наук, в каждой из которых его сущность трактуется по-разному. Лингвистика характеризует данное явление как параллельное применение в речевой практике двух языков в пределах определённой социальной общности [1, с. 125, с. 127; 2, с. 94, с. 95]. В социологии билингвизм рассматривается в связи с поведением или местом двуязычного человека или группы билингвов в обществе. Билингвизм, изучаемый с позиции соотношения между механизмом речи и порождением текста, относится к предмету изучения психолингвистики. Наконец, в психологии билингвизм исследуется с точки зрения механизмов производства речи [3].

Проблемы билингвизма освещаются в исследованиях многих как отечественных, так и зарубежных авторов, например: И. Эпштейна (1915), Л. С. Выготского (1935), У. Ламбера (1972), Е. Бялысток (2003) и др. Исследователи чаще всего акцентируют внимание на двух основных видах билингвизма - естественном и искусственном. Первый из них формируется в обществе, в котором в естественных условиях функционируют два разных языка. Понятно, что условием рождения естественного билингвизма является, прежде всего, наличие спонтанных речевых практик на двух взаимодействующих языках, которые могут поддерживаться радио- и телевещанием. Причём специфика системы усваиваемого языка билингвами, как правило, не осознаётся в силу того, что они погружаются в разноязычную среду общения в обычных условиях его функционирования. В другом случае - при искусственном билингвизме - второй язык осваивается в специально созданных условиях, в учебной обстановке, где обязательным является использование усилий воли, а также системы приёмов и методов обучения неродному языку [4].

Нейропсихологические исследования показывают, что билингвизм положительно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Люди, владеющие и активно пользующиеся двумя языками, обладают более гибким мышлением, имеют большую концентрацию внимания; у билингвов также лучше развиты общеречевые способности и способности к решению проблем. Исследования последних лет говорят о том, что изучение нового языка стимулирует память, рост и выживаемость новых клеток мозга. Кроме того, носители нескольких языков имеют более высокий коэффициент интеллекта, а их душевное здоровье многим лучше, чем у тех, кто говорит только на своём родном языке [5].

В настоящее время в нейропсихологии существуют различные исследования в области двуязычия, особенно это касается детского билингвизма, но проблема билингвизма и его влияние на высшие психические функции женщин в период поздней их взрослости является недостаточно изученной, что и определяет актуальность данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.