Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОНЕ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОНЕ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАКОВ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Хомиджонова Дилором Хомиджоновна, Холбекиён Мирзохамдам Ёрбек

В настоящее время темперамент принято считать биологической составляющей индивидуальности, включенной практически во все сферы индивидуальности человека, и рассматривается как ядро психической индивидуальности [1,2]. Для решения проблем психологического воспитания здоровой молодежи, необходимо учитывать их индивидуальные особенности [3,4]. Изучение физиологических возможностей организма человека к условиям среды с разработкой количественных критериев, позволяющих своевременно диагностировать явления патологического состояния. Не все в разной степени браков могут без ущерба сохранить состояние своего здоровья [5,6,7]. Тем не менее, на сегодняшний день отсутствуют данные, охватывающие вопросы изучения изменения физиологических показателей (антропометрические показатели, психофизиологическое состояние, состояние и функции ВНД) на фоне близкородственных браков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОНЕ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАКОВ»

УДК: 612.6052.25

ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОНЕ

БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАКОВ

ХОМИДЖОНОВА ДИЛОРОМ ХОМИДЖОНОВНА

Ассистент кафедры медицинской биологии с основами генетики ГОУ «Таджикский медицинский университет имени Абуали ибни Сино», г.Душанбе,

Таджикистан

ХОЛБЕКИЁН МИРЗОХАМДАМ ЁРБЕК

Заведующий кафедрой медицинской биологии с основами генетики ГОУ «Таджикский медицинский университет имени Абуали ибни Сино», г.Душанбе,

Таджикистан

Актуальность. В настоящее время темперамент принято считать биологической составляющей индивидуальности, включенной практически во все сферы индивидуальности человека, и рассматривается как ядро психической индивидуальности [1,2]. Для решения проблем психологического воспитания здоровой молодежи, необходимо учитывать их индивидуальные особенности [3,4].

Изучение физиологических возможностей организма человека к условиям среды с разработкой количественных критериев, позволяющих своевременно диагностировать явления патологического состояния. Не все в разной степени браков могут без ущерба сохранить состояние своего здоровья [5,6,7]. Тем не менее, на сегодняшний день отсутствуют данные, охватывающие вопросы изучения изменения физиологических показателей (антропометрические показатели, психофизиологическое состояние, состояние и функции ВНД) на фоне близкородственных браков.

Цель исследования: Определить особенности типов ВНД у студентов на фоне близкородственных браков их родителей.

Материал и методы исследования. Материалом для проведения исследования послужили результаты родословных 1000 студентов 1 -го курса всех факультетов ТГМУ имени Абуали ибни Сино, прибывшие на обучение в 2019-2020 учебные годы. На второй этап заключался в сформировании двух групп студентов-добровольцев в зависимости от состояния браков (близкородственный, дальний) родителей на основании полученных результатов родословных таблиц студентов. Первая группа включала в себя 100 студентов (50 юношей и 50 девушек), родившихся на фоне близкородственных браков (исследовательская группа). Вторая группа также состояла из 100 студентов (50 юношей и 50 девушек), которые родились вследствие дальних браков (контрольная группа). Средний возраст юношей составлял 18,8±1,4 , а девушек 18,2 ±1,2.

Нами были проведены исследования по изучению показателей высшей нервной деятельности (2020г). В ходе исследования был использован метод анкетирования, личностный опросник по методике Айзенка по определению темперамента, состоявший из 57 вопросов, на которых студент должен был отвечать в двух вариантах ответов «Да» либо «Нет». Также был соблюден строгий учет времени (10 минут) и произведена проверка ложных ответов посредством данного метода. При расчете значений опросников студентов с использованием формул выявляли тип темперамента и определяли уровень развития нейротизма и их взаимосвязь с работоспособностью.

Результаты исследования. Определяли типы высшей нервной деятельности, исследовали силу процесса возбуждения, подвижность нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, определяли и работоспособности у студентов,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

родившихся на фоне близкородственных и дальних браков. Было осуществлено сравнение данных результатов у двух групп студентов.

По полученным результатам тестов, проведенных на первом этапе исследования по изучению типов высшей нервной системы, среди студентов-первокурсников, родившихся на фоне близкородственных браков, было выявлено, что 38% студентов от общего количества преобладают сильным неуравновешенным подвижным типом нервных процессов, характеризующийся высоким или очень высоким уровнем нейротизма, то есть являются холериками, 24% студентов составили меланхолики со слабым неуравновешенным инертным типом ВНД с проявлениями высокого уровня нейротизма; 18% первокурсников оказались сангвинниками с сильным уравновешенным подвижным типом высшей нервной деятельности с низким значением нейротизма. Всего среди этих групп 20% составили флегматики с сильным уравновешенным типом ВНД со средним значением нейротизма.

По результатам тестов проведенных исследований среди второй группы студентов, родившихся в результате дальнего брака на первом этапе исследования, можно заключить, что оказалось больше всего студентов сангвиников - экстравертов (сильный уравновешенный подвижный) - 34 % и меньше всего меланхоликов-интровертов (слабый тип) - 12 %. По сравнению с показателями студентов, родившихся на фоне родственных браков, изменилось соотношение холериков (на их долю приходится 24%) и флегматиков (сильный уравновешенный инертный) - 30 % от общего количества.

Результаты второго этапа проведенных исследований показывают, что через год, то есть на 2-ом курсе у студентов, родившихся на фоне близкородственных браков, увеличивается процент студентов с неуравновешенным типом нервной системы (до 23%). У второй группы студентов (дальний брак), которая служила контрольной, на втором курсе увеличивается процент студентов с сильным уравновешенным инертным типом ВНД, то есть количество флегматиком (до 16%) что, свидетельствует о влиянии учебной деятельности на состояние нервной системы и, как следствие, на протекающие в ней процессы.

Можно сделать вывод, что при продолжительном воздействии стрессовых факторов учебного процесса, происходит изменение подвижности, уравновешенности процессов возбуждения и торможения у лиц с сильным уравновешенным подвижным, сильным уравновешенным инертным типами ВНД, результатом чего является переход к преобладанию сильного уравновешенного и неуравновешенного подвижного типов ВНД у студентов второго курса.

Таким образом, нервная система большинства исследованных студентов, родившихся из неродственного брака по сравнению со студентами, родившимися вследствие близкородственного брака, способна длительно выдерживать, не обнаруживая запредельное торможение, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.

Наиболее высокие показатели умственной работоспособности были получены у студентов, родившихся на основе неродственного брака на втором курсе, что подтверждается самыми высокими показателями точности выполнения заданий. Они делают в заданиях меньше ошибок и выполняют его с большей точностью и умственная продуктивность у них гораздо выше. Изучение особенностей адаптации студентов и продуктивности их умственной работы показало, что они тесно взаимосвязаны. Самая низкая умственная работоспособность была выявлена у студентов-первокурсников, родившихся на фоне близкородственных браков, особенно в начале обучения в вузе. У них же выявлены напряжение процессов адаптации, высокая тревожность и низкие адаптационные потенциалы.

Анализ умственной работоспособности студентов показал, что между умственной работоспособностью и успеваемостью отмечается корреляция. У студентов, родившихся в результате близкородственных браков, наблюдался низкий уровень физического здоровья, который находился в пределах ниже среднего и высокое напряжение процессов адаптации, успеваемость в среднем оказалась ниже на 11,1 % (в расчете на средний балл) по сравнение со

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

второй группой студентов, родившихся вследствие неродственного брака. Наибольший показатель среднего балла был выявлен у студентов из межнационального брака с удовлетворительной адаптацией.

Установлено, что в обследуемых группах процентное соотношение сангвиников и смешанного типа с преобладанием сангвинического (сангвиник + холерик и сангвиник + флегматик) достаточно большое. На 2 курсе флегматиков больше среди студентов, рожденных на основе близкородственных браков их родителей, чем неблизкородственных их родителей (25 и 15% соответственно).

Результаты, полученные в процесс исследования, показывают, что типы с высокой адаптаций преобладают у студентов на 1 курсе с дальним браком их родителей, что составляет 83,3%, по отношению к студентам с близкородственным браком их родителей, характеризующимся худшей приспособляемостью 46,6%.

Кроме этого выявлено, что выраженным типом меланхолика обладают студенты 1го курса с близкородственным браком родителей, что составляет 16,7%, а у студентов с дальним браком родителей данный показатель меньше и достигает 6,7% из общего количества обследованных студентов. На 2 курсе среди студентов с близкородственным браком родителей тип темперамента меланхолика на 5,5% увеличивается. Среди студентов 2 го курса с дальним браком родителей данный тип темперамента увеличивается всего лишь на 1,7%, то есть у них тип темперамента не является выраженным, что говорит о том, что они обладают свойствами примерно в равных долях соответствующими различным типам темперамента.

Наибольшее количество холериков в процентном отношении: 36,7% - выявлено среди девушек 1 курса, родившихся на основе близкородственных браков родителей, тогда как у студентов с дальним браком родителей данное соотношение составляет 10%; 22,7% - среди девушек 2-курса на первом семестре с дальним браком родителей, тогда как 23,3 % - среди девушек на 2 курсе 2-семестре учебного года с близкородственным браком родителей; 20% -среди девушек 2го курса на втором семестре с дальним браком их родителей и 26, 6% среди девушек 2го курса во втором семестре с близкородственным браком родителей.

Таким образом, на 1 и 2 курсах холериков с худшим проявлением адаптации к окружающей среде, больше среди студентов с близкородственным браком родителей по сравнению со студентами с дальним браком родителей, у которых процентное соотношение меньше.

Также проводилось исследование формально-динамических свойств индивидуальности для более углублённого и расширенного круга изучения свойств темперамента, что позволило выявить уровень психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферы личности. В результате данного исследования был выявлен высокий и нормативный уровень психомоторной сферы у всех исследуемых девушек, как родившихся на фоне близкородственных браков их родителей, так и из дальних браков их родителей. Но более высокие пределы данного показателя наблюдаются у студентов с дальним браком родителей по сравнению со студентами с близкородственным браком родителей, на всех курсах исследования.

Кроме определения преобладающего типа темперамента было проведено исследование психологической структуры темперамента, в результате чего были выявлены: полярные свойства темперамента: экстраверсию - интроверсию, эмоциональную возбудимость, эмоциональную уравновешенность, темп реакции (быстрый медленный), активность (высокую - низкую).

Результаты исследования показывают, что во всех исследуемых группах экстравертов в 2 раза больше, по сравнению интровертов, как у девушек с близкородственных так и неблизкородственных браков. Однако по показателю экстраверсии - на 1 курсе имеются различия, где у студентов с близкородственным браком родителей отмечаются большие показатели. Сходные значения были обнаружены и по показателю интроверсии,

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

подтверждающиеся тем что, на 1 курсе у студентов с близкородственным браком родителей выявлены большие значения.

По результатам проведенного исследования было выявлено, что на 1 и 2 курсах значение показателя эмоциональной возбудимости достоверно выше, чем показателя эмоциональной устойчивости. Причем достоверных отличий по этим показателям между двумя группами студентов не выявлено. На 2 курсе 2- семестре учебного года соотношение показателей эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости равны, как у студентов исследуемой группы с близкородственным браком родителей, так и у студентов контрольной группы с дальним браком родителей.

По данным, полученным в результате исследования, можно сделать вывод, что показатели медлительности реакций ярко выражен у студентов 1-го и 2-го курса с близкородственным браком родителей, по сравнению со студентами с дальним браком родителей, у которых в значительной степени преобладают показатели быстроты реакций.

В зависимости от вида брака родителей показатели активности имеют значительные отличия среди первокурсников, например, у студентов, рожденных на фоне близкородственных браков, отмечены большие значения активности, чем у студентов, рожденных в результате дальнего брака родителей. Показатели пассивности, в свою очередь, у студентов 1 - го курса с близкородственным браком родителей превышают показателей студентов с дальним браком родителей.

У студентов 1 курса, родившихся на фоне близкородственных браков, в большей мере были выявлены высокие показатели экстраверсии, пластичности нервной системы, активности, что позволяют сделать следующий вывод: уменьшение адаптационных ресурсов на физиологическом уровне заставляет индивида активнее показать себя в процессе приспособление к новым условиям среды обучению в вузе.

По результатам проведенных нами исследований были выявлены некоторые особенности психофизиологического состояния девушек, возраст которых колебался в пределах значения 17-22 лет, родившихся на фоне близкородственных браков и проживающих в различных регионах Республики Таджикистан, а также была оценена уровень приспособительной реакции к процессу обучения в нашем учебном заведении. Полученные данные по психофизиологическим особенностям студенток - девушек в процессе обучения в нашем учебном заведении являются основой для разработки и осуществления мероприятий при неблагоприятной экологической среде, которая, в свою очередь служит важным условием сохранения постоянства здоровья девушек.

Таким образом, на основании проведенных исследований можно заключить, что у студентов, рожденных на фоне близкородственного брака чаще встречаются неуравновешенная и неподвижная нервная система, в то время как у студентов с дальним браком родителей - уравновешенная и подвижная нервная деятельность, что отражается на их интеллектуальную работоспособность, успеваемость. Наиболее высокие показатели умственной работоспособности были получены у студентов, родившихся на основе дальних браков, что подтверждается самыми высокими показателями точности выполнения заданий и умственная продуктивность у них гораздо выше. Изучение особенностей адаптации студентов и продуктивности их умственной работы показало, что они тесно взаимосвязаны. Самая низкая умственная работоспособность была выявлена у студентов, родившихся на фоне близкородственных браков, особенно в начале обучения в вузе. У них же выявлены напряжение процессов адаптации, высокая тревожность и низкие адаптационные потенциалы. Тогда как у студентов с дальним браком их родителей наблюдается высокая способность к адаптации. Также необходимо подчеркнуть, что высокие показатели нормативного уровня психомоторной функции мозга наблюдаются у студентов с близкородственным браком их родителей, также они характеризуются наибольшей эмоциональной возбудимостью по сравнению со студентами, у которых низкие значения данных характеристик.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарова Н.К. Изучение особенностей темперамента у студентов разных специальностей вуза. / Н.К.Макарова // Приволжский научный вестник - №6(22) - 2013. -С.163-166.

2. Валиуллина М.Е. Образ мира, агрессивность и рефлексивность у студентов педагогического профиля / М.Е. Валиуллина // Ученые записки казанского университета.Серия гуманитарные науки. - 2016, - Т. 158, кн. 4. - С. 941-949.

3. Магомедова А.Ш.Перинатальные аспекты кровнородственных браков / А.Ш.Магомедова., Н.С. Омаров. Архивъ внутренней медицины. 2016. 6 (1). С.15-16.

4. Макарова Н.К. Изучение особенностей темперамента у студентов разных специальностей вуза. / Н.К.Макарова // Приволжский научный вестник - №6(22) - 2013. -С.163-166.

5. Писарева Л. Ф. Этнические особенности антропометрических показателей гормонального статуса женщин, проживающих в Сибирском регионе / Л.Ф. Писарева и др. // Сибирский медицинский журнал. - 2011- Том 26- № 4. - Выпуск 2.

6. Bowirrat A., Consanguineous Marriages in the Middle East: Nature Versus Nurture / A. Bowirrat, Z. Armaly // The Open Complementary Medicine Journal. - 2013. - Vol. 5. - P. 1-10.

7. Yamamah G., Prevalence of consanguineous marriages in South Sinai Egypt / G. Yamamah et al. // Journal of Biosocial Science. - 2013. - Vol. 45 - №1. - P. 31-39.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.