УДК: 612.6052.25
ОСОБЕННОСТИ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОНЕ
БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАКОВ
ХОМИДЖОНОВА ДИЛОРОМ ХОМИДЖОНОВНА
Ассистент кафедры медицинской биологии с основами генетики ГОУ «Таджикский медицинский университет имени Абуали ибни Сино», г.Душанбе,
Таджикистан
ХОЛБЕКИЁН МИРЗОХАМДАМ ЁРБЕК
Заведующий кафедрой медицинской биологии с основами генетики ГОУ «Таджикский медицинский университет имени Абуали ибни Сино», г.Душанбе,
Таджикистан
Актуальность. В настоящее время темперамент принято считать биологической составляющей индивидуальности, включенной практически во все сферы индивидуальности человека, и рассматривается как ядро психической индивидуальности [1,2]. Для решения проблем психологического воспитания здоровой молодежи, необходимо учитывать их индивидуальные особенности [3,4].
Изучение физиологических возможностей организма человека к условиям среды с разработкой количественных критериев, позволяющих своевременно диагностировать явления патологического состояния. Не все в разной степени браков могут без ущерба сохранить состояние своего здоровья [5,6,7]. Тем не менее, на сегодняшний день отсутствуют данные, охватывающие вопросы изучения изменения физиологических показателей (антропометрические показатели, психофизиологическое состояние, состояние и функции ВНД) на фоне близкородственных браков.
Цель исследования: Определить особенности типов ВНД у студентов на фоне близкородственных браков их родителей.
Материал и методы исследования. Материалом для проведения исследования послужили результаты родословных 1000 студентов 1 -го курса всех факультетов ТГМУ имени Абуали ибни Сино, прибывшие на обучение в 2019-2020 учебные годы. На второй этап заключался в сформировании двух групп студентов-добровольцев в зависимости от состояния браков (близкородственный, дальний) родителей на основании полученных результатов родословных таблиц студентов. Первая группа включала в себя 100 студентов (50 юношей и 50 девушек), родившихся на фоне близкородственных браков (исследовательская группа). Вторая группа также состояла из 100 студентов (50 юношей и 50 девушек), которые родились вследствие дальних браков (контрольная группа). Средний возраст юношей составлял 18,8±1,4 , а девушек 18,2 ±1,2.
Нами были проведены исследования по изучению показателей высшей нервной деятельности (2020г). В ходе исследования был использован метод анкетирования, личностный опросник по методике Айзенка по определению темперамента, состоявший из 57 вопросов, на которых студент должен был отвечать в двух вариантах ответов «Да» либо «Нет». Также был соблюден строгий учет времени (10 минут) и произведена проверка ложных ответов посредством данного метода. При расчете значений опросников студентов с использованием формул выявляли тип темперамента и определяли уровень развития нейротизма и их взаимосвязь с работоспособностью.
Результаты исследования. Определяли типы высшей нервной деятельности, исследовали силу процесса возбуждения, подвижность нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, определяли и работоспособности у студентов,
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
родившихся на фоне близкородственных и дальних браков. Было осуществлено сравнение данных результатов у двух групп студентов.
По полученным результатам тестов, проведенных на первом этапе исследования по изучению типов высшей нервной системы, среди студентов-первокурсников, родившихся на фоне близкородственных браков, было выявлено, что 38% студентов от общего количества преобладают сильным неуравновешенным подвижным типом нервных процессов, характеризующийся высоким или очень высоким уровнем нейротизма, то есть являются холериками, 24% студентов составили меланхолики со слабым неуравновешенным инертным типом ВНД с проявлениями высокого уровня нейротизма; 18% первокурсников оказались сангвинниками с сильным уравновешенным подвижным типом высшей нервной деятельности с низким значением нейротизма. Всего среди этих групп 20% составили флегматики с сильным уравновешенным типом ВНД со средним значением нейротизма.
По результатам тестов проведенных исследований среди второй группы студентов, родившихся в результате дальнего брака на первом этапе исследования, можно заключить, что оказалось больше всего студентов сангвиников - экстравертов (сильный уравновешенный подвижный) - 34 % и меньше всего меланхоликов-интровертов (слабый тип) - 12 %. По сравнению с показателями студентов, родившихся на фоне родственных браков, изменилось соотношение холериков (на их долю приходится 24%) и флегматиков (сильный уравновешенный инертный) - 30 % от общего количества.
Результаты второго этапа проведенных исследований показывают, что через год, то есть на 2-ом курсе у студентов, родившихся на фоне близкородственных браков, увеличивается процент студентов с неуравновешенным типом нервной системы (до 23%). У второй группы студентов (дальний брак), которая служила контрольной, на втором курсе увеличивается процент студентов с сильным уравновешенным инертным типом ВНД, то есть количество флегматиком (до 16%) что, свидетельствует о влиянии учебной деятельности на состояние нервной системы и, как следствие, на протекающие в ней процессы.
Можно сделать вывод, что при продолжительном воздействии стрессовых факторов учебного процесса, происходит изменение подвижности, уравновешенности процессов возбуждения и торможения у лиц с сильным уравновешенным подвижным, сильным уравновешенным инертным типами ВНД, результатом чего является переход к преобладанию сильного уравновешенного и неуравновешенного подвижного типов ВНД у студентов второго курса.
Таким образом, нервная система большинства исследованных студентов, родившихся из неродственного брака по сравнению со студентами, родившимися вследствие близкородственного брака, способна длительно выдерживать, не обнаруживая запредельное торможение, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.
Наиболее высокие показатели умственной работоспособности были получены у студентов, родившихся на основе неродственного брака на втором курсе, что подтверждается самыми высокими показателями точности выполнения заданий. Они делают в заданиях меньше ошибок и выполняют его с большей точностью и умственная продуктивность у них гораздо выше. Изучение особенностей адаптации студентов и продуктивности их умственной работы показало, что они тесно взаимосвязаны. Самая низкая умственная работоспособность была выявлена у студентов-первокурсников, родившихся на фоне близкородственных браков, особенно в начале обучения в вузе. У них же выявлены напряжение процессов адаптации, высокая тревожность и низкие адаптационные потенциалы.
Анализ умственной работоспособности студентов показал, что между умственной работоспособностью и успеваемостью отмечается корреляция. У студентов, родившихся в результате близкородственных браков, наблюдался низкий уровень физического здоровья, который находился в пределах ниже среднего и высокое напряжение процессов адаптации, успеваемость в среднем оказалась ниже на 11,1 % (в расчете на средний балл) по сравнение со
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
второй группой студентов, родившихся вследствие неродственного брака. Наибольший показатель среднего балла был выявлен у студентов из межнационального брака с удовлетворительной адаптацией.
Установлено, что в обследуемых группах процентное соотношение сангвиников и смешанного типа с преобладанием сангвинического (сангвиник + холерик и сангвиник + флегматик) достаточно большое. На 2 курсе флегматиков больше среди студентов, рожденных на основе близкородственных браков их родителей, чем неблизкородственных их родителей (25 и 15% соответственно).
Результаты, полученные в процесс исследования, показывают, что типы с высокой адаптаций преобладают у студентов на 1 курсе с дальним браком их родителей, что составляет 83,3%, по отношению к студентам с близкородственным браком их родителей, характеризующимся худшей приспособляемостью 46,6%.
Кроме этого выявлено, что выраженным типом меланхолика обладают студенты 1го курса с близкородственным браком родителей, что составляет 16,7%, а у студентов с дальним браком родителей данный показатель меньше и достигает 6,7% из общего количества обследованных студентов. На 2 курсе среди студентов с близкородственным браком родителей тип темперамента меланхолика на 5,5% увеличивается. Среди студентов 2 го курса с дальним браком родителей данный тип темперамента увеличивается всего лишь на 1,7%, то есть у них тип темперамента не является выраженным, что говорит о том, что они обладают свойствами примерно в равных долях соответствующими различным типам темперамента.
Наибольшее количество холериков в процентном отношении: 36,7% - выявлено среди девушек 1 курса, родившихся на основе близкородственных браков родителей, тогда как у студентов с дальним браком родителей данное соотношение составляет 10%; 22,7% - среди девушек 2-курса на первом семестре с дальним браком родителей, тогда как 23,3 % - среди девушек на 2 курсе 2-семестре учебного года с близкородственным браком родителей; 20% -среди девушек 2го курса на втором семестре с дальним браком их родителей и 26, 6% среди девушек 2го курса во втором семестре с близкородственным браком родителей.
Таким образом, на 1 и 2 курсах холериков с худшим проявлением адаптации к окружающей среде, больше среди студентов с близкородственным браком родителей по сравнению со студентами с дальним браком родителей, у которых процентное соотношение меньше.
Также проводилось исследование формально-динамических свойств индивидуальности для более углублённого и расширенного круга изучения свойств темперамента, что позволило выявить уровень психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферы личности. В результате данного исследования был выявлен высокий и нормативный уровень психомоторной сферы у всех исследуемых девушек, как родившихся на фоне близкородственных браков их родителей, так и из дальних браков их родителей. Но более высокие пределы данного показателя наблюдаются у студентов с дальним браком родителей по сравнению со студентами с близкородственным браком родителей, на всех курсах исследования.
Кроме определения преобладающего типа темперамента было проведено исследование психологической структуры темперамента, в результате чего были выявлены: полярные свойства темперамента: экстраверсию - интроверсию, эмоциональную возбудимость, эмоциональную уравновешенность, темп реакции (быстрый медленный), активность (высокую - низкую).
Результаты исследования показывают, что во всех исследуемых группах экстравертов в 2 раза больше, по сравнению интровертов, как у девушек с близкородственных так и неблизкородственных браков. Однако по показателю экстраверсии - на 1 курсе имеются различия, где у студентов с близкородственным браком родителей отмечаются большие показатели. Сходные значения были обнаружены и по показателю интроверсии,
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
подтверждающиеся тем что, на 1 курсе у студентов с близкородственным браком родителей выявлены большие значения.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что на 1 и 2 курсах значение показателя эмоциональной возбудимости достоверно выше, чем показателя эмоциональной устойчивости. Причем достоверных отличий по этим показателям между двумя группами студентов не выявлено. На 2 курсе 2- семестре учебного года соотношение показателей эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости равны, как у студентов исследуемой группы с близкородственным браком родителей, так и у студентов контрольной группы с дальним браком родителей.
По данным, полученным в результате исследования, можно сделать вывод, что показатели медлительности реакций ярко выражен у студентов 1-го и 2-го курса с близкородственным браком родителей, по сравнению со студентами с дальним браком родителей, у которых в значительной степени преобладают показатели быстроты реакций.
В зависимости от вида брака родителей показатели активности имеют значительные отличия среди первокурсников, например, у студентов, рожденных на фоне близкородственных браков, отмечены большие значения активности, чем у студентов, рожденных в результате дальнего брака родителей. Показатели пассивности, в свою очередь, у студентов 1 - го курса с близкородственным браком родителей превышают показателей студентов с дальним браком родителей.
У студентов 1 курса, родившихся на фоне близкородственных браков, в большей мере были выявлены высокие показатели экстраверсии, пластичности нервной системы, активности, что позволяют сделать следующий вывод: уменьшение адаптационных ресурсов на физиологическом уровне заставляет индивида активнее показать себя в процессе приспособление к новым условиям среды обучению в вузе.
По результатам проведенных нами исследований были выявлены некоторые особенности психофизиологического состояния девушек, возраст которых колебался в пределах значения 17-22 лет, родившихся на фоне близкородственных браков и проживающих в различных регионах Республики Таджикистан, а также была оценена уровень приспособительной реакции к процессу обучения в нашем учебном заведении. Полученные данные по психофизиологическим особенностям студенток - девушек в процессе обучения в нашем учебном заведении являются основой для разработки и осуществления мероприятий при неблагоприятной экологической среде, которая, в свою очередь служит важным условием сохранения постоянства здоровья девушек.
Таким образом, на основании проведенных исследований можно заключить, что у студентов, рожденных на фоне близкородственного брака чаще встречаются неуравновешенная и неподвижная нервная система, в то время как у студентов с дальним браком родителей - уравновешенная и подвижная нервная деятельность, что отражается на их интеллектуальную работоспособность, успеваемость. Наиболее высокие показатели умственной работоспособности были получены у студентов, родившихся на основе дальних браков, что подтверждается самыми высокими показателями точности выполнения заданий и умственная продуктивность у них гораздо выше. Изучение особенностей адаптации студентов и продуктивности их умственной работы показало, что они тесно взаимосвязаны. Самая низкая умственная работоспособность была выявлена у студентов, родившихся на фоне близкородственных браков, особенно в начале обучения в вузе. У них же выявлены напряжение процессов адаптации, высокая тревожность и низкие адаптационные потенциалы. Тогда как у студентов с дальним браком их родителей наблюдается высокая способность к адаптации. Также необходимо подчеркнуть, что высокие показатели нормативного уровня психомоторной функции мозга наблюдаются у студентов с близкородственным браком их родителей, также они характеризуются наибольшей эмоциональной возбудимостью по сравнению со студентами, у которых низкие значения данных характеристик.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова Н.К. Изучение особенностей темперамента у студентов разных специальностей вуза. / Н.К.Макарова // Приволжский научный вестник - №6(22) - 2013. -С.163-166.
2. Валиуллина М.Е. Образ мира, агрессивность и рефлексивность у студентов педагогического профиля / М.Е. Валиуллина // Ученые записки казанского университета.Серия гуманитарные науки. - 2016, - Т. 158, кн. 4. - С. 941-949.
3. Магомедова А.Ш.Перинатальные аспекты кровнородственных браков / А.Ш.Магомедова., Н.С. Омаров. Архивъ внутренней медицины. 2016. 6 (1). С.15-16.
4. Макарова Н.К. Изучение особенностей темперамента у студентов разных специальностей вуза. / Н.К.Макарова // Приволжский научный вестник - №6(22) - 2013. -С.163-166.
5. Писарева Л. Ф. Этнические особенности антропометрических показателей гормонального статуса женщин, проживающих в Сибирском регионе / Л.Ф. Писарева и др. // Сибирский медицинский журнал. - 2011- Том 26- № 4. - Выпуск 2.
6. Bowirrat A., Consanguineous Marriages in the Middle East: Nature Versus Nurture / A. Bowirrat, Z. Armaly // The Open Complementary Medicine Journal. - 2013. - Vol. 5. - P. 1-10.
7. Yamamah G., Prevalence of consanguineous marriages in South Sinai Egypt / G. Yamamah et al. // Journal of Biosocial Science. - 2013. - Vol. 45 - №1. - P. 31-39.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"