Научная статья на тему 'Особенности тактики получения материально - фиксированной информации по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств'

Особенности тактики получения материально - фиксированной информации по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЦЕЛЕВОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ОСМОТР / ОБЫСК / ВЫЕМКА / ДОКУМЕНТЫ / INAPPROPRIATE USE OF A BUDGET FUNDS / INSPECTION / SEARCH / SEIZURE / DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифорова И. А.

В статье рассматриваются и анализируются особенности получения криминалистически значимой материально фиксированной информации по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств. Предлагаются рекомендации по совершенствованию производства необходимых следственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICAL CHARACTERISTICS OF OBTAINING MATERIAL FIXED INFORMATION IN CASES OF INAPPROPRIATE USE OF A BUDGET FUNDS

This article reviews and analyzes characteristics of obtaining forensic relevant material fixed information in cases of inappropriate use of a budget funds. It also gives recommendations how to improve developing necessary investigative actions.

Текст научной работы на тему «Особенности тактики получения материально - фиксированной информации по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств»

A. G. Moiseenko

THE LEGISLATION ON A CIVIL FIREARMS TURNOVER: INNOVATIONS AND TENDENCIES

The article deals with changes in the law on weapons, as well as innovations and trends in the legal regulation of the turnover of civilian firearms.

Key words: civil firearms, civil firearms turnover, licensing, limitation.

УДК 343.985.7

И.А. Никифорова, асп., главный специалист-эксперт Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области, (4872)26-36-31, i.a.nikiforova@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПОЛУЧЕНИЯ

МАТЕРИАЛЬНО- ФИКСИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ДЕЛАМ О НЕЦЕЛЕВОМ РАСХОДОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В статье рассматриваются и анализируются особенности получения криминалистически значимой материально фиксированной информации по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств. Предлагаются рекомендации по совершенствованию производства необходимых следственных действий.

Ключевые слова: нецелевое расходование бюджетных средств, осмотр, обыск, выемка, документы.

Объективно в окружающем мире существуют не доказательства, а следы, оставленные тем или иным событием и содержащие информацию о нем, которой еще только предстоит приобрести надлежащую процессуальную форму с целью преобразования в доказательства. Как справедливо отмечено P.C. Белкиным, «при совершении преступления возникают, строго говоря, не доказательства, а информация о преступлении, которая может приобрести, а может и не приобрести в силу тех или иных причин значения доказательств, так и при собирании доказательств речь идет фактически о собирании информации о преступлении, которая, будучи исследована и оценена следователем, может получить статус доказательства» [1, С. 129].

Практически любые предметы материального мира, несущие на себе сведения (фактические данные) в виде следов преступления могут быть признаны вещественными доказательствами. Криминалистическая ценность материальных предметов со следами преступления состоит в том, что следообразующая информация в данном случае повествует о событии преступления без эмоционально-субъективной составляющей, зачастую содержащей множество искажений и неточностей, как это нередко бывает

в показаниях участников процесса. Именно такая информация является исходной и наиболее значимой, от получения и оценки которой напрямую зависит результат расследования преступления. Данный факт и предопределил те ключевые позиции, которые занимает в криминалистике исследование вопросов понятия и особенностей следа и механизма следообразования, а также его использование в уголовном судопроизводстве соответствующими субъектами доказывания.

Необходимо отметить, что с учетом специфики дел о нецелевом расходовании бюджетных средств большую актуальность и значимость будут представлять следы в широком смысле слова, т.е. своеобразные изменения обстановки происшествия и состояний объектов. Особенность нецелевого расходования бюджетных средств заключается в обязательном документальном отражении проведения соответствующих расчетно-платежных операций, наличии финансовой и товарораспорядительной документации, что обусловливает значимость получения в процессе расследования именно материально фиксированной информации о совершенном преступлении.

Законодательно определение информации закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2], согласно которому информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация как содержание доказательств заключает в себе знания о конкретных обстоятельствах уголовного дела. При этом информация неотделима от своего материального носителя: звуковых и электромагнитных волн, бумажных, машинных и др. носителей.

Традиционно доказательства, несущие наибольшее количество информации при высокой степени ее достоверности, определяют как так называемые обязательные доказательства. Как пишет P.C. Белкин, «под обязательными можно понимать такие источники доказательств и доказательства, при отсутствии которых нельзя сделать вывод о полном и всестороннем расследовании уголовного дела, а собранные доказательства признать достаточными» [3, С.92]. В случае расследования нецелевого расходования бюджетных средств такую роль будут выполнять доказательства-документы, содержание которых определено исполнительно-распорядительной, оперативно-хозяйственной и иной деятельностью организации, служащие средством установления имеющих значение для дела фактов.

Документ представляет собой материальный объект с зафиксированной в нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для использования во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Уголовно-процессуальное законодательство допускает в качестве «иных

документов» объекты, содержащие сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото-и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в установленном законом порядке. Содержанием документа являются изложенные или удостоверенные в нем сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. В ходе расследования нецелевого расходования бюджетных средств документы могут быть отнесены как к законодательно предусмотренной категории «иных документов» (в случае если интересующая следователя информация заключается в самом содержании данного документа, в сведеньях, изложенных в тексте - к примеру, в финансово-распорядительном документе, санкционирующем

расходование), так и к категории «вещественных доказательств» (в случае отражения информации непосредственно на самом документе, пример -документ, содержащий признаки подделки санкционирующей подписи).

Документы, выступающие в роли обязательных доказательств по делу о нецелевом расходовании бюджетных средств, в большинстве своем носят официальный характер, являясь результатом административно-хозяйственной деятельности организаций, и при их изучении необходимо должным образом исследовать вопрос соответствия компетенции лица, подписавшего документ, содержанию данного документа - т.е. с учетом комплексного изучения других доказательств удостовериться в том, что документы исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право подписи данного документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. Так, наличие в тексте документа даты является одним из обязательных удостоверительных реквизитов. Криминалистически значимым для установления причастности конкретных лиц к совершению нецелевого расходования бюджетных средств и виновности их действий является тот факт, что юридическую силу документ обретает только после подписания и, соответственно, достоверность такой материально-фиксированной информации может рассматриваться лишь с даты нанесения последнего из всех необходимых реквизитов (даты подписания, подписи, оттиска печати, исходящего регистрационного номера, и т.п.). Специфика и важность информации, содержащейся в финансовых документах-доказательствах обусловливает то обстоятельство, что зачастую нормативно запрещено нанесение изображения подписи с использованием факсимиле или иных способов копирования на доверенности, платежные документы, другие документы, имеющие финансовые последствия.

Также необходимо отметить, что в связи с совершенствованием информационного обмена во всех сферах общественных отношений все большее развитие получает система электронного документооборота.

Комплексный анализ норм действующего законодательства позволяет считать сущностью определения электронного документа информацию, зафиксированную на материальном носителе, в связи с чем стоит согласиться с А.П. Вершининым в том, что по информации, которая может составлять содержание электронного документа, он (электронный документ) не отличается от информации, которая может составлять содержание иных видов документов, например «бумажных» [4, С.40]. Необходимость ускорения денежных расчетов и информационного обмена в целом потребовала применения технических средств в этой сфере отношений, ранее традиционно ориентированной на бумажные носители информации. Так, в частности это означает наличие обмена данными на машинных носителях, применение дистанционной связи между банком и РКЦ, а также электронный документооборот организаций-бюджетополучателей, находящихся на казначейской системе обслуживания, с органами Федерального казначейства. Данные обстоятельства влекут за собой применение при подписании документов электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП). В связи со специфичностью технической составляющей указанных правоотношений, с целью получения материально-фиксированной доказательственной информации, заключенной в электронных документах финансового содержания, содержащей в себе ЭЦП, целесообразным представляется привлечение следователем специалистов к оценке данной информации.

С учетом изложенного, под документами, являющимися источниками доказательств по делу о нецелевом расходовании бюджетных средств, с нашей точки зрения, следует понимать материальные носители информации, содержащие зафиксированные как в письменной, так и в иной форме сведения: о финансово-хозяйственной деятельности организации, о должностных полномочиях того или иного лица, о результатах внешних проверок организации, проведенных контрольно-надзорными органами, о результатах процессуальных действий и т.п., на основании которых устанавливаются обстоятельства, подлежащие выяснению по этому делу.

Указанные документы в зависимости от их криминалистического назначения в системе доказательств по уголовным делам о нецелевом расходовании бюджетных средств можно классифицировать следующим образом:

1. Документы, характеризующие бюджетный учет в организации в разрезе выделения бюджетных средств и их расходования - документы-основания предоставления целевых бюджетных средств, заявки на получение денежных средств, платежные поручения, чеки, расчетно-кассовые ордеры, выписки со счетов, контракты с документами по их исполнению, бюджетная отчетность и др.

2. Документы организационно-распорядительного характера, характеризующие компетенцию ответственных должностных лиц -приказы о назначении, о временном исполнении обязанностей, должностные регламенты, положения о распределении обязанностей в структурных подразделениях и т.д.

3. Документы, фиксирующие объяснения и пояснения лиц -письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц организации, справки и сведения по возникающим вопросам.

4. Документы, фиксирующие результаты процессуальных действий, совершенных уполномоченными должностными лицами органов, осуществляющих расследование преступления, связанного с нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся, в частности, протоколы протокол осмотра помещения, находящихся там вещей и документов, протоколы выемки вещей и документов и т.п.

5. Документы, составленные компетентными контрольно-надзорными государственными органами, органами местного самоуправления, иными организациями и специалистами, в результате осуществления проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций - акты ревизий и проверок, акты встречных проверок, заключения на возражения, ответы на запросы, справки по результатам проведения контрольных действий по отдельным вопросам программы ревизии (проверки), заключения экспертиз, представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства и др.

На практике в большинстве случаев исходной материально-фиксированной информацией на стадии возбуждения уголовных дел о нецелевом расходовании бюджетных средств выступают данные, полученные именно в результате комплекса бюджетно-проверочных действий, т.е. доказательства по указанным делам устанавливаются прежде всего документами, составленными в рамках бюджетного контроля при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, а также встречных проверок, проводимых в организациях, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы. Вышеуказанные доказательства относятся к категории «иные документы» и их значение для уголовного судопроизводства сложно недооценить. Проведение подобных проверочных мероприятий специалистами-ревизорами как до возбуждении уголовного дела, так и в его ходе способствует получению максимально достоверной материально фиксированной информации, надлежащей профессиональной оценке специфических финансовых правоотношений и, соответственно, установлению объективной истины по делу. Использование указанных материалов в ходе расследования способствует достижению должной

информированности следователя и обеспечения его инструментами для оптимизации криминалистической тактики.

В то же время столь важное и первостепенное значение в ходе расследования нецелевого расходования бюджетных средств получения документальных доказательств категории «иные документы» не исключает необходимость получения и оценки информации, содержащейся в «вещественных доказательствах». Под вещественными доказательствами понимаются вовлеченные в уголовный процесс орудия преступления, предметы, на которые были направлены преступные действия, имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, а также все иные предметы и (или) документы, отобразившие на себе вне уголовного процесса информацию (следы) о событии преступления [5, С.253]. Для вещественных доказательств характерно то, что носителем доказательственной информации в них является материальный предмет (вещь), свойства, признаки которого доступны непосредственному визуальному наблюдению и фиксации в протоколе или иным способом. Так, результат нецелевого расходования бюджетных средств так же возможен в материально выраженном (визуально определяемом) виде, а именно осуществленные расчетно-платежных операции зачастую направлены на приобретение конкретных предметов - материальных ценностей, как поставленных на бюджетный учет, так и неучтенных. В данном случае в ходе расследования нецелевого расходования бюджетных средств указанные материальные ценности будут выступать в качестве вещественных доказательств и должны быть оценены надлежащим образом.

Таким образом, в уголовном судопроизводстве процессуальную и непроцессуальную информацию образуют любые сведения, имеющие значение для уголовного дела, полученные в порядке, определенном законами, и материальная составляющая данных сведений. Материально фиксированная информация превращается в доказательство в результате изучения субъектом доказывания соответствующих следов и их процессуального закрепления.

Статья 85 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [6] определяет доказывание как собирание, проверку и оценку доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 настоящего Кодекса - т.е. обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Собирание доказательств на основе материально-фиксированной информации может осуществляться путем производства следственных действий, истребования документов и предметов, представления этих объектов сторонами. В целях получения материально-фиксированной информации в процессе доказывания по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств представляется целесообразным проведение в

большинстве случаев таких процессуальных действий, как осмотр, обыск и выемка.

Осмотр - это следственное действие, заключающееся в изучении обстановки в целях собирания доказательств путем наблюдения и процессуальной фиксации его результатов.

Мы полагаем, что можно выделить несколько типичных ситуаций осмотра по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств:

1. Осмотр документов;

2. Осмотр предметов - материальных ценностей;

3. Осмотр помещений (в более редких случаях).

Так, в ходе осмотра документов, в частности, представляется возможность проверить компетенцию должностного лица, санкционирующего расчетно-платежную операцию, соблюдение формы данного документа, наличие необходимых реквизитов; даты выдачи, печати, подписи должностного лица, соответствие содержания копии документа подлиннику. При осмотре тщательно изучается основной текст документа, а также имеющиеся в нем надписи, пометки и резолюции. Затем обращается внимание на наличие и содержание реквизитов и подписей, необходимых для данного вида документов, на соответствие формы и содержания документов, правильность их оформления. В целях повышения эффективности осмотра документов целесообразно привлечение к данному следственному действию специалистов, обладающих знаниями бюджетного учета.

Осмотр должен проводиться в соответствии с общими тактическими рекомендациями, разработанными в криминалистике, к которым относят неотложность; объективность, полноту и всесторонность; активность; целеустремленность и плановость; использование специальных познаний, соблюдение криминалистических правил обращения с исследуемыми объектами и др.

В процессе отдельных видов осмотра в ходе расследования нецелевого расходования бюджетных средств предлагаем выделить два основных вида задач:

1. Обнаружение, фиксация, изъятие и исследование объектов материально фиксированной информации, указывающих на совершение непосредственно нецелевого расходования бюджетных средств, а также утаивание, уничтожение и фальсификацию информации о совершенном преступлении;

2. Обнаружение, фиксация, изъятие и исследование следов, свидетельствующих о связи соответствующих должностных лиц с объектом осмотра и лишающих их возможности в дальнейшем отрицать это.

Зачастую противодействие следствию позволяет уличить подозреваемых во лжи. Как справедливо утверждали Е.М.Лившиц и P.C.

Белкин, негативные обстоятельства обладают большой доказательственной силой, поэтому их выявление при осмотре имеет существенное значение для установления истины [7, С. 55].

Производство осмотра по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств направлено на обнаружение и выявление материально фиксированной информации, в то же время во время осмотра имеющие отношение к данному уголовному делу сведения могут быть получены и закреплены, в том числе путем изъятия. Необходимо отметить, что в процессе осмотра принимаются меры к обнаружению следов преступления и их последующей фиксации в протоколе следственного действия, в то же время данная деятельность не может сопровождаться принуждением, даже в случае противодействия подозреваемых лиц. Главным правилом является то, что любая информация, на обнаружение которой направлен осмотр при расследовании нецелевого расходования бюджетных средств, должна иметь значение для дела.

В ходе осмотра предметов в ряде случаев может иметь значение и осмотр помещений, поскольку расчетно-платежные операции, отраженные или не отраженные в документах бюджетного учета организации, как правило, связаны с получением и хранением материальных ценностей. В этих случаях объектом осмотра являются кабинеты руководителей, бухгалтерии, складские и иные помещения, в которых возможно обнаружение неучтенных товаров и их следов.

Выемка - есть следственное действие, состоящее в изъятии индивидуально-определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся [8, С.333], без предварительного поиска. Подлежащие изъятию путем выемки предметы или документы должны быть не только сами по себе известны следователю, но и находиться в известном месте, в ведении установленного лица.

Типичными для дел о нецелевом расходовании бюджетных средств объектами выемки являются следующие носители доказательственной информации: финансовая документация, локальные организационные акты, документы, характеризующие исполнению договорных обязательств, в т.ч. товарораспорядительные документы, материальные ценности и т.п. Соответственно, типичными местами производства выемки в данном случае являются преимущественно помещения организации-бюджетополучателя .

Необходимым условием является закрепление в протоколе следственного действия места нахождения предмета или документа для предупреждения в дальнейшем вопросов о месте его извлечения. В протокол включаются только те сведения, которые непосредственно наблюдались производящим выемку лицом, без каких-либо показаний и умозаключения присутствующих при выемке лиц.

Как правило, по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств основное значение имеет выемка первичных документов, учетных регистров, бюджетной отчетности, проводимая в помещениях финансовых служб. В дальнейшем изъятые объекты упаковываются, опечатываются и удостоверяются подписями следователя, должностных лиц, у которых произведена выемка, и понятых. Законодатель не требует на месте выемки каждую вещь упаковывать и опечатывать отдельно. В одну упаковку, снабженную удостоверительной надписью и подписями, может быть помещено сразу несколько предметов (документов). Тем не менее, в ходе выемки финансовой документации целесообразно составление описи изъятых или передаваемых на особое хранение предметов (документов) с указанием количества или индивидуальных признаков.

Таким образом, в целях получения материально-фиксированной доказательственной информации по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств путем выемки необходимо осуществление следующих действий:

1. Принятие решения о производстве выемки конкретных документов и материальных ценностей и оформление данного решения мотивированным постановлением следователя (в т.ч. если производится выемка предметов и (или) документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну);

2. Подготовка необходимых технических средств фиксации - фото-, видеоаппаратура и т.п.;

3. Решение организационных вопросов - присутствия понятых, специалистов-ревизоров, должностных лиц организации-бюджетополучателя (руководителя и главного бухгалтера);

4. Выполнение требований относительно разъяснения прав и обязанностей участникам выемки и порядка осуществления данного следственного действия.

5. Надлежащее оформление результатов выемки.

Обыск - следственное действие, состоящее в принудительном обследовании отдельных объектов и лиц с целью отыскания и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела [9, С. 63]. В отличие от выемки, обыск в организациях по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств менее распространен в силу тех причин, что основанием к возбуждению данных уголовных дел в большинстве случаев выступают материалы ранее проведенных проверочных мероприятий, позволяющих с должной степенью достоверности делать выводы о том, какие носители информации (и где они хранятся) должны быть изъяты в целях доказывания.

При производстве обыска по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств целесообразно придерживаться общих рекомендаций криминалистической тактики, с учетом специфики данной категории дел.

Так, финансовые особенности объективной стороны данного преступления определяют факт обязательного документального проведения операций, возможности нахождения одних и тех же документов как у бюджетополучателя, так и у контрагентов по договорам, высокая вероятность отражения соответствующей информации в отчетности и т.д. Также необходимо отметить, что присутствие специалиста-ревизора при обыске позволяет придать поиску упорядоченный характер и обеспечить его быстроту.

Таким образом, целью доказывания по уголовному делу является достижение истины, т.е. установление всех фактических обстоятельств расследуемого события в точном соответствии с действительностью. В уголовном судопроизводстве эта цель достигается только в результате доказывания. Собирание доказательств осуществляется, прежде всего, путем обнаружения источников значимой для дела информации. Протекает эта деятельность главным образом в форме предусмотренных законом следственных действий, однако такая информация может быть выявлена и до возбуждения уголовного дела, в ходе проверки сообщений о преступлениях. Основанием для возбуждения дел о нецелевом расходовании бюджетных средств зачастую выступает полученная информация о результатах проведенных контрольно-надзорными органами ревизий и проверок. Спецификой расследования указанных дел является приоритетное значение информации, закрепленной в доказательствах-документах. На основе полученной исходной информации начинается построение следственных версий.

Получение доказательственной информации должно осуществляться с учетом принципа относимости доказательств, т.е. необходимо обеспечить полное и всестороннее установление обстоятельств и фактов, имеющих существенное значение по делу, в то же время не загромождая материалы дела данными, не имеющими отношения к предмету доказывания, и тем самым не осложняя его расследование и рассмотрение. Важность получаемой информации обусловлена тем, что по ней в установленные законом сроки должны быть приняты соответствующие процессуальные решения. Для принятия обоснованных процессуальных решений информация должна также отвечать требованиям как достаточности для их принятия, так и достоверности. В связи с изложенным, необходимо вести речь об оценке совокупности доказательств, в том числе на предмет адекватности отражения действительных обстоятельств происшедшего события. Для расследования нецелевого расходовании бюджетных средств данные требования особенно важны в силу значительного объема документов-доказательств, их специфичности, в связи с чем для оптимизации процесса сбора доказательств целесообразным является привлечение лиц, обладающих

специальными знаниями в сфере бюджетного учета, в частности ревизоров, аудиторов и т.п.

Успех обнаружения документов-доказательств в доказывании по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств во многом зависит от умения следователя, исходя из общей картины расследуемого преступления, представить механизм его совершения, а также от наличия профессиональных знаний, опыта и навыков по обнаружению и выявлению документов, допускаемых в качестве доказательств по уголовному делу.

Список литературы

1. Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. М.: Юристъ, 1997. Т.1: Общая теория криминалистики. 408 с.

2. Федеральный закон от 27.08.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 02.01.1995. - № 1. - Ст. 1.

3. Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. Сущность и методы. М., 1966. 296 с.

4. Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000. 248 с.

5. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2004. 519 с.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ. -24.12.2001. - № 52 (ч. I).

7. Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. М.: Новый Юристъ, 1997. 176 с.

8. Шевчук А.Н. Основания и порядок производства выемки. Комментарий к ст. 183 УПК РФ // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция. М.: ЭКМОС, 2002. 393 с.

9. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007. 224 с.

I.A. Nikiforova,

TACTICAL CHARACTERISTICS OF OBTAINING MATERIAL FIXED INFORMATION IN CASES OF INAPPROPRIATE USE OF A BUDGET FUNDS

This article reviews and analyzes characteristics of obtaining forensic relevant material fixed information in cases of inappropriate use of a budget funds. It also gives recommendations how to improve developing necessary investigative actions.

Key words: inappropriate use of a budget funds, inspection, search, seizure, documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.