УДК 343.985.7
Т.В. Толстухина, д-р юрид, наук, профессор, (4872)35-39-97, e-mail: [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ),
И. А. Никифорова, асп., руководитель юрид, службы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области, (4872)26-36-31, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
В статье рассматриваются возможности использования специальных знаний в процессуальной и непроцессуальной формах при расследовании нецелевого расходования бюджетных средств.
Ключевые слова: специальные знания, нецелевое расходование бюджетных средств, специалист, ревизия, экономическая экспертиза.
Исследование вопросов применения специальных знаний при расследовании преступлений занимает важное место в системе наук криминалистики и уголовного процесса.
Так, согласно А.А. Эйсману, специальные знания - это «знания не общеизвестные, не общедоступные, не имеющие массового распространения, это знания, которыми располагает ограниченный круг специалистов, но... которыми не располагает адресат доказывания (следователь, суд, участники процесса и др.)» [1, 91]. В свою очередь Е.П. Ищенко отмечает, что специальные знания - «это любые профессиональные знания, которые могут оказать содействие в обнаружении, фиксации и изъятии доказательств» [2, 8]. Стоит отметить, что при всей точности данного определения оно не охватывает вопросы анализа и оценки специалистом уже полученных доказательств. Так, при расследовании нецелевого расходования бюджетных средств именно специалист может дать надлежащую правовую оценку содержащейся в финансовых документах информации, разъяснить следователю значение отраженных в них расчетно-платежных операций. По мнению В.Н. Махова специальные знания - это «знания, присущие различным видам профессиональной деятельности, за исключением знаний, являющихся профессиональными для следователя и судьи, используемые при расследовании и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу в случаях и порядке, определенных уголовно-процессуальным законодательством» [3, 46].
Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений традиционно подразделяются на процессуальные и непроцессуальные. Под процессуальными понимаются формы, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Так, к примеру, в процессуальной форме специальные знания могут применяться путем участия специалиста в производстве следственных действий, выполнения исследования
и подготовки заключения по его результатам, производства экспертизы и т.п. [4, 62].
В то же время «деятельность сведущих лиц не исчерпывается участием в отыскании, закреплении и оценке доказательств по делу» [5, 9], поэтому использование специальных знаний осуществляется также в рамках непроцессуальной формы, а именно путем привлечения специалистов к проведению ревизий и проверок, оказания необходимой консультативной и справочной помощи и т.д.
На стадии выявления таких преступлений, как нецелевое расходование бюджетных средств изъятие и исследование документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации и содержащих материально-фиксированные следы преступлений, имеют крайне важное значение. Расследование и раскрытие указанных преступлений невозможно без использования специальных знаний в области бюджетного учета и бюджетного процесса, в целом.
Основной формой использования специальных знаний при этом является привлечение к участию в процессуальных действиях специалиста для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, исследовании материалов уголовного дела, а также для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Именно исследования специалиста придают изъятым документам доказательственное значение. Участие специалиста необходимо как при собирании доказательств в ходе выемки документов, так и при получении вербальной информации - в т.ч. в ходе допроса главного бухгалтера и иных специалистов финансовой службы учреждения.
Таким образом, в современных условиях важное значение приобретает деятельность контрольно-ревизионных органов, направленная на выявление и предупреждение преступных проявлений в бюджетной сфере. Участие специалистов-ревизоров в раскрытии преступлений, предусмотренных ст. 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ) [6, 2954] позволит следователю правильно квалифицировать подобные противоправные деяния, направит в нужном направлении деятельность по сбору доказательственной информации, позволит выявить смягчающие или отягчающие обстоятельства и т.п.
Расследование нецелевого расходования бюджетных средств означает необходимость более высокого уровня подготовки и производства проводимых при этом следственных действий, тщательного анализа полученной доказательственной информации в связи с существующей спецификой бюджетных правоотношений и определенным статусом субъектов преступления - должностных лиц. Данная специфика неизбежно влияют на особенности тактики проводимых следственных действий и предопределяет необходимость использования специальных знаний.
Основными непроцессуальными формами использования специальных знаний по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств являются справочно-консультационная деятельность специалиста и проведение ревизий
148
и проверок финансово-хозяйственной деятельности. Непроцессуальная форма использования специальных знаний по делам указанной категории чаще всего необходима следователю на так называемой доследственной стадии или на первоначальном этапе расследования и касается получения общих сведений по вопросам осуществления учреждением бюджетных полномочий. Если информация, полученная в результате проверочных мероприятий или консультаций специалиста является криминалистически значимой, то она должна быть надлежащим образом оформлена (как правило, в виде акта ревизии или проверки с соответствующими приложениями, в виде заключения специалиста) и приобщена к материалам уголовного дела в качестве доказательства, предусмотренного соответствующими статьями процессуального закона (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации - далее по тексту УПК РФ [7, 4921]). Также в рамках непроцессуальной формы использования специальных знаний осуществляются обращения следователя за консультациями специалиста по актуальным вопросам осуществления бюджетного учета и санкционирования расчетно-платежных операций.
Так, при расследовании нецелевого расходования средств бюджета федерального уровня специалистами могут выступать ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлений. В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н (ред. от 04.10.2010) [8, 1] Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок. Цель ревизии (проверки) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) специалистами может проводится комплекс интересующих следствие контрольных действий по изучению:
соответствия деятельности учредительным документам; обоснований (расчетов) плановых сметных показателей; исполнения бюджетных смет;
использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии,
149
выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также контроля за их исполнением;
соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации; использования средств государственных внебюджетных фондов; поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
устранения нарушений, выявленных предыдущей ревизией (проверкой). В ходе указанных проверочных мероприятий специалистами осуществляется выявление и первичное документирование признаков преступления. Стадия выявления признаков преступления в случае их фактического обнаружения в действиях конкретных должностных лиц переходит в уголовное судопроизводство. Суть работы специалистов-ревизоров сводится к проведению контрольных действий по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией, которые впоследствии будут использованы следователем для определения предмета доказывания по возбужденному уголовному делу, в первую очередь по объективной стороне состава преступления.
Так как при возбуждении уголовного дела по ст. 285.1 УК РФ учитываются два критерия:
есть ли в представленных документах данные, которые свидетельствуют о нецелевом расходовании бюджетных средств;
- размер использованных на ненадлежащие цели средств - крупный или особо крупный, задачи, решаемые специалистами в ходе ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности по данному преступлению условно можно объединить в несколько групп:
- проведение контрольных действий по документальному изучению финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов проверяемой организации путем анализа и оценки полученной из них информации в целях
150
установления наличия фактов нецелевого расходования бюджетных средств в уголовно наказуемом размере, определения способа его совершения и субъектного состава;
-установление полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета в целях определения перечня материально фиксированных доказательств по делу - следов-носителей информации.
Основное значения результатов подобного использования специальных знаний состоит в сборе исходной информации о преступлении, выдвижении на ее основе типовых версий и определении типовых действий по проверке данных версий.
В рамках процессуальной формы использования специальных знаний по делам о нецелевом расходовании бюджетных средств целесообразно привлекать специалиста к участию в процессе производства таких следственных действий, как осмотр, обыск в служебных помещениях, выемка финансово-хозяйственной документации, допрос работников финансовой службы и материально ответственных лиц. В соответствии со ст. 168 УПК РФ перед началом следственного действия, участие в котором принимает специалист, следователь удостоверяется в его компетентности, выясняет его отношение к подозреваемому или обвиняемому и разъясняет специалисту его права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК РФ.
Специалист-ревизор, принимающий участие в обыске служебных помещений учреждения-бюджетополучателя, может оказать помощь в обнаружении финансово-хозяйственных и организационно- распорядительных документов, договоров (государственных контрактов) и документов по их исполнению, а также пояснить, какая документация может являться носителем криминалистически значимой доказательственной информации. В ходе изучения обнаруженных документов специалист может дать оценку абсолютной или относительной причастности той либо иной документации к числу доказательств по делу.
Участие специалиста в производстве выемки документов позволит оптимизировать процесс осуществления данного следственного действия, конкретизировать необходимый количественный и качественный состав изымаемой материальной информации, в целях недопущения неоправданного увеличения объема уголовного дела за счет не имеющих доказательственного значения документов.
При подготовке и проведении допроса лиц, имеющих отношение к санкционированию осуществления интересующих следствие расчетно-платежных операций необходимо проконсультироваться со специалистом-экономистом для выработки тактики допроса, в том числе для формулирования списка задаваемых вопросов, подбора предъявляемых допрашиваемому документов и повышения общего уровня информированности следователя в
151
вопросах бюджетных правоотношений. Помимо вышеуказанного, присутствие на самом допросе специалиста- ревизора, в том числе при необходимости задающего уточняющие вопросы, оказывает дисциплинирующее воздействие на допрашиваемого, способствует даче последним правдивых и полных показаний.
Необходимо отметить, что в ходе расследования нецелевого расходования бюджетных средств использование специальных знаний в форме проведения ревизий (проверок) специалистами контрольно- ревизионных органов, а также их участия в следственных действиях и оказания консультативно-справочной помощи следователю не исключает возможности назначения судебно-бухгалтерских, экономических экспертиз. В тоже время стоит согласиться с теми авторами, которые утверждают, что, как правило, такая необходимость возникает в случае несоответствия выводов проведенной специалистом ревизии другим материалам дела [9, 30]. Для назначения и производства подобных экспертиз требуется представление эксперту достаточно большого объема предварительно изъятых документов, т.к. эксперт самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования не вправе, в то время как ревизор вправе самостоятельно исследовать все документы, связанные с финансово- хозяйственной деятельностью проверяемой организации [9, 31]. Полагаем, что при расследовании нецелевого расходования бюджетных средств заключение специалиста и его показания не только имеют доказательственное значение, но и являются альтернативой заключения эксперта.
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" [10, 5369] первичные документы могут быть изъяты органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как отмечалось выше, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 285.1 УК РФ именно документы являются важнейшими доказательствами. Таким образом, для расследования нецелевого расходования бюджетных средств необходимо привлечение лиц, обладающих специальными знаниями экономической направленности, с учетом специфики бюджетного учета. Данные лица могут быть задействованы в процессе расследования в качестве специалиста или эксперта.
Консультации специалистов способствуют повышению эффективности производства необходимых следственных действий и избранию оптимальной тактики их производства, выдвижению обоснованных следственных версий, формированию необходимой и достаточной доказательственной базы на основе криминалистически значимой документальной информации.
Список литературы
1. Эйсман А. А. Заключение эксперта. Структура и научные обоснования. М.: Юрид. лит., 1967. 152 с.
2. Ищенко Е.П. Специалист в следственных действиях (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты). М.: Юрид. лит., 1990. 189 с.
3. Махов В.Н. Использование специальных знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М.: Изд-во РУДН, 2000. 296 с.
4. Лившиц Ю.Д., Кудрявцева А.В. Вопросы использования специальных познаний в уголовном процессе. Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. 96 с.
5. Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза. Ростов н/Д: Феникс, 2008. -336 с.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N52 (ч. I), ст. 4921.
8. Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н (ред. от 04.10.2010) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 47, 19.11.2007.
9. Рохлин В., Данилова Н., Николаева Т. Использование специальных бухгалтерских знаний при расследовании экономических преступлений // Законность. 2006. N 4. 29-31 с.
10. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О бухгалтерском учете" // Собрание законодательства РФ, 25.11.1996, N 48, ст. 5369.
Т. V. Tolstukhina, L.A. Nikiforova
USE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN INVESTIGATION OF INAPPROPRIATE USE OF BUDGET FUNDS
The article considers the opportunities of use of special knowledge in procedural and nonprocedural form in investigation of inappropriate use of budget funds.
Key words: special knowledge, inappropriate use of budget funds, specialist, revision, economical expertise.