Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ХОККЕИСТОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ХОККЕИСТОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HOCKEY / TACTICAL THINKING / ADOLESCENCE / VERBAL-LOGICAL THINKING / SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суплотов Д.А.

В последнее время особое внимание специалистов привлекают особенности тактического мышления хоккеистов подросткового возраста как фактора обеспечения высокого уровня готовности к состязаниям, соревнованиям. В данной статье мы рассмотрели работы других исследователей. Рассмотрели такие понятия, как «подростковый возраст», «тактическое мышление». Была разработана методика определения тактического мышления у хоккеистов. Исследованы особенности тактического и вербально-логического мышления в спортивной и учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суплотов Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TACTICAL THINKING IN ADOLESCENT HOCKEY PLAYERS

Recently, special attention of specialists has been attracted by the peculiarities of the tactical thinking of adolescent hockey players as a factor in ensuring a high level of readiness for competitions and competitions. In this article, we reviewed the work of other researchers. Considered such concepts as "adolescence", "tactical thinking". A methodology was developed for determining the tactical thinking of hockey players. The features of tactical and verbal-logical thinking in sports and educational activities have been investigated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ХОККЕИСТОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ХОККЕИСТОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Д.А. Суплотов, старший преподаватель Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11097

Аннотация. В последнее время особое внимание специалистов привлекают особенности тактического мышления хоккеистов подросткового возраста как фактора обеспечения высокого уровня готовности к состязаниям, соревнованиям. В данной статье мы рассмотрели работы других исследователей. Рассмотрели такие понятия, как «подростковый возраст», «тактическое мышление». Была разработана методика определения тактического мышления у хоккеистов. Исследованы особенности тактического и вер-бально-логического мышления в спортивной и учебной деятельности.

Ключевые слова: хоккей, тактическое мышление, подростковый возраст, вербально-логическое мышление, спортивная деятельность.

Проблемами тактического мышления в спорте занимались такие исследователи как Грабарь М.Н., Медведев В.В., Гирья-тович Е.Г и др.

Данные исследователи выделяют связь тактического мышления с наглядно-образным уровнем сформированности мышления, а также определяют наиболее благоприятный возрастной (сенситивный) период его развития как 12-14 лет [1, 2].

Однако ряд ученых, занимающихся проблемами развития мышления (Ж. Пиаже. Л.С. Выгодский, Л.С. Элько-нин, В.В. Давыдов), определяют данный возрастной этап сенситивным для развития абстрактно-логического мышления [3].

В спортивной деятельности упор делается на тактическом мышлении и не предается большого значения уровню сфор-мированности абстрактно-логического мышления.

Исследования какой-либо взаимосвязи между абстрактно-логическим уровнем в учебной деятельности и тактическим мышлением практически не проводились. Нам представляется интересным насколько они взаимообусловлены, что и определило актуальность нашего исследования.

Результаты исследования. Хоккей (с шайбой) (англ. hockey), спортивная игра, заключающаяся в противоборстве двух команд, которые, передавая шайбу клюшками, стремятся забросить ее наибольшее

количество раз в ворота соперника и не пропустить в свои. В 1924 году хоккей впервые вошел в олимпийскую программу зимних Олимпийских игр. Обучение игры в хоккей начинается с 5-6 лет, отбор в профессиональные спортивные команды проводится в подростковом возрасте (1214 лет) [4].

Подростковый возраст - это период наиболее существенных изменений в развитии мышления. В этот период формируется абстрактно-логическое мышление. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее эффективных условий реализации интеллектуального потенциала в учебной деятельности.

Тактическое мышление - это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Особенности формирования тактического мышления командных видов спорта характеризуются взаимосвязью спортивного результата с практическим и тактическим мышлением на всех этапах многолетнего тренировочного процесса, сенси-тивностью развития в возрастной период 12-14 лет.

Показатели тактического мышления можно определить через следующие особенности: наглядно-образный характер мышления, действенный и ситуационный характер мышления, быстрота и гибкость мышления, целеустремленность мышления, глубина широта и критичность мышления.

Во время соревнований опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание (выражение в словесной форме) наступает уже после совершения действия. Такое мышление получило название антиципация [5].

В отличие от мышления в учебной деятельности тактическое мышление определяется уровнем наглядно-образного мышления, а не абстрактно-логического.

Данное противоречие позволило нам выйти на гипотезу, что между тактическим мышлением хоккеистов подросткового возраста и мышлением в учебной деятельности существует взаимосвязь.

Для определения вербально-логического мышления использовались методики: Матрицы Равена (невербальное мышление) и Парные аналогии (вербаль-но-логическое мышление).

Исследование проводилось на базе детской спортивной юношеской школы спортивного клуба «Югра» г. Ханты-Мансийска. Выборку исследования вошла хоккейная команда 2008 года рождения, обучающиеся в 7 классе школы Югорского колледжа Олимпийского резерва в количестве 20 человек.

По результатам исследования были получены результаты, представленные в таблице 1.

Логическое мышление

Вербальное мышление Невербальное мышление

Высокий уровень 10 чел. (50%) 12 чел. (60%)

Средний уровень 8 чел. (40%) 8 чел. (40%)

Низкий уровень 2 чел. (10%) 0 чел. (0%)

Таблица 1. Сформированность логического мышления в учебной деятельности у хоккеистов подросткового возраста

Для определения тактического мышления нами был разработан опросник (табл. 2).

Таблица 2. Опросник тактического мышления хоккеистов в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности_

№ Показатель тактического мышления Оценка тактического мышления в тренировочном процессе

Практически всегда Чаще всего да Не всегда Редко Почти никогда

1. Хоккеист удерживает тактическую модель игры, определенную тренером перед игрой

2. Во время учебно-тренировочных игр и выступлений на соревнованиях хоккеист способен действовать в соответствии с создавшейся ситуаций, которую заранее невозможно было предусмотреть тренеру

3 Хоккеист способен правильно и быстро среагировать на неожиданное действие соперника

4 Хоккеист способен перестраивать намеченный план тактических действий, подметив изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение

№ Показатель тактического мышления Оценка тактического мышления в тренировочном процессе

Практически всегда Чаще всего да Не всегда Редко Почти никогда

5. Спортсмен способен концентрироваться в любой ситуации игры (даже в случае проигрыша), не прекращает поиски новых решений, осознанно борется до конца. Проявляет волю к победе.

6. Спортсмен проявляет способность к анализу и критическому разбору тактических действий команды и своих лично. Видит и проговаривает как свои «плюсы», так и «минусы» по время игры.

Опросник предназначен для тренеров спортивной команды, который определяет тактическое мышление хоккеистов в соответствие с предложенными показателями и вариантами оценок

Таблица 3. Оценка тактического мышления в тренировочном процессе

Показатель тактического мышления

№ Практически Чаще все- Не все- Редко Почти

всегда го да гда никогда

5 4 3 2 1

Количественная обработка результатов проводится в соответствии с баллами, которые присваиваются каждому ответу (табл. 3).

Количественные показатели результативности распределяются по трем уровням:

- низкий уровень сформированности тактического мышления от 0-10.

- средний уровень сформированности тактического мышления от 11-20.

- высокий уровень сформированности тактического мышления от 21-30.

В соответствии с полученными результатами высокий уровень тактического мышления выявлен у 2 хоккеистов (10%),

средний уровень у 8 человек (40%), низкий уровень у 10 хоккеистов (50%).

Заключение. Обработка результатов методом ранговой корреляции установила прямую достоверную взаимосвязь между тактическим мышлением хоккеистов в спортивной деятельности и невербальным логическим мышлением в учебной деятельности. Результаты исследования позволили рекомендовать тренерам для формирования тактического мышления включать задания с учетом развития невербаль-

ного логического мышления.

Библиографический список

1. Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11-13 лет на этапе начальной специализации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Гирьятович Евгения Геннадьевна; [Место защиты: Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта]. - Омск, 2007. - 23 с

2. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с.

3. Столяренко Л.Д. Психология. - СПб: Питер, 2013. - 592 с.

4. Володин В.А. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 2001. - 624 с.

5. Савин В.П. Теория и методика хоккея: учебник для вузов. - М.: Академия, 2003. -398 с.

FEATURES OF TACTICAL THINKING IN ADOLESCENT HOCKEY PLAYERS

D.A. Suplotov, Senior Lecturer Ugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. Recently, special attention of specialists has been attracted by the peculiarities of the tactical thinking of adolescent hockey players as a factor in ensuring a high level of readiness for competitions and competitions. In this article, we reviewed the work of other researchers. Considered such concepts as "adolescence", "tactical thinking". A methodology was developed for determining the tactical thinking of hockey players. The features of tactical and verbal-logical thinking in sports and educational activities have been investigated.

Keywords: hockey, tactical thinking, adolescence, verbal-logical thinking, sports activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.