Научная статья на тему 'Диагностика развития игрового мышления в хоккее у детей 8-9 лет'

Диагностика развития игрового мышления в хоккее у детей 8-9 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕИСТЫ / ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ / ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брянцев Вячеслав Вячеславович, Греков Юрий Алексеевич

Данная статья посвящена выявлению уровня развития игрового мышления в хоккее у детей 8-9 лет. Показана эффективность внедрения в тренировочный процесс экспериментальной методики формирования игрового мышления у юных хоккеистов с целенаправленным использованием игровых упражнений в подготовительном периоде подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брянцев Вячеслав Вячеславович, Греков Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of development of playing thinking in hockey among children aged 8-9 years old

This article is devoted to identifying the level of development of game thinking in hockey among the children aged 8-9 years old. The effectiveness of the introduction into the training process of the experimental method of forming the game of thinking among the young hockey players with focused use of the game exercises in the preparatory period of training has been shown.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития игрового мышления в хоккее у детей 8-9 лет»

методов, неодинаково усвоили программу, что говорит об эффективности применяемой нами методики и разработанной модели

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова, Е.В. Методика реализации компетентностного подхода в учебном процессе военного вуза / Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. - 2017. - № 1 (63). - C. 136-141.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. -М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 330 с.

3. Киселев, С.В. Особенности подготовки преподавателей-офицеров к реализации проектной работы на базе информационных технологий / С.В. Киселев, Д.С. Иванова // Материалы Международной научной конференции «Информатизация непрерывного образования». - Москва, 2018. - С. 311-314.

4. Киселев, С.В. Методические аспекты компетентностного подхода к практико-ориентиро-ванному обучению курсантов на средствах связи / С.В. Киселев // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «ХХУ Рязанские педагогические чтения». - Рязань, 2018. - С. 157-160.

5. Шойгу, С.К. Приветствие участникам сбора «Военное образование — на службе Отечеству!» / С.К. Шойгу. Кубинка (Московская область), 23 ноября 2018 гг. - Режим доступа : https://ria.ru/20161123/1481978829.html (дата обращения: 01.05.2019).

REFERENCES

1. Bogomolova, E.V. (2017), "Methodology of realization of competence approach in the educational process of military University", Questions of modern science and practice, No. 1 (63), pp. 136-141.

2. Zeer, E.F. (2003), Psychology of professions: textbook for University students, Academic project, Moscow.

3. Kiselev, S.V. and Ivanov, D.S. (2018), "Features of preparation of teachers-officers to implementation of project work on the basis of information technologies", Materials of the International scientific conference Informatization of continuous education" Moscow, pp. 311-314.

4. Kiselev, S.V. (2018), "Methodological aspects of competence-based approach to practice-oriented training of students in the communications", Modernization of education: academic achievement, domestic and foreign experience. Materials of the all-Russian scientific-practical conference with international participationXXXVRyazan pedagogical readings',''Ryazan, pp. 157-160.

5. Shoigu, S.K. (2018), Greeting to the participants of the collection Military education — in the service of the Fatherland!',' Kubinka (Moscow region), 23 November 2018, available at: https://ria.ru/20161123/1481978829.html.

Контактная информация: bogomolovaev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2019

УДК 796.355

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ В ХОККЕЕ У ДЕТЕЙ 8-9

ЛЕТ

Вячеслав Вячеславович Брянцев, Юрий Алексеевич Греков, кандидат педагогических наук, доцент, Институт экономики и финансов, Российский университет транспорта (РУТ(МИИТ)),

г. Москва

Аннотация

Данная статья посвящена выявлению уровня развития игрового мышления в хоккее у детей 8-9 лет. Показана эффективность внедрения в тренировочный процесс экспериментальной методики формирования игрового мышления у юных хоккеистов с целенаправленным использованием игровых упражнений в подготовительном периоде подготовки.

Ключевые слова: хоккеисты, объем внимания, оперативное мышление.

DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF PLAYING THINKING IN HOCKEY AMONG CHILDREN AGED 8-9 YEARS OLD

Vyacheslav Vyacheslavovich Bryantsev,

Yury Alekseevich Grekov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Economics and Finance, Russian University Transport, Moscow

Annotation

This article is devoted to identifying the level of development of game thinking in hockey among the children aged 8-9 years old. The effectiveness of the introduction into the training process of the experimental method of forming the game of thinking among the young hockey players with focused use of the game exercises in the preparatory period of training has been shown.

Keywords: hockey players, attention span, operational thinking.

ВВЕДЕНИЕ

Игровая деятельность хоккеистов имеет высокую интенсивность действий и связана с преодолением постоянно возникающих трудностей перед спортсменом, которые определяются объемом внимания и воспитанием волевых качеств [1].

Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить следующие особенности общей физической подготовки детей: в процессе игры у детей развиваются всех физические качества, которые будут определять уровень технической подготовленности игроков в будущем, поэтому для максимального развития всех качеств нужно использовать сенситивные периоды. На начальном этапе многолетней подготовки тренеры содействуют укреплению здоровья детей и правильному физическому развитию. От того, как будет построена подготовка в этот период, зависит эффективность последующего процесса спортивного совершенствования [3, 4].

Необходимо учитывать сенситивные периоды развития физических качеств. В связи с этим большое внимание тренеры-преподаватели должны уделять грамотному планированию учебно-тренировочного процесса.

Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Благодаря подвижным играм дети могут добиться желаемых результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные, волевые, интеллектуальные, психологические качества, но и физические. Игра не должна превратиться в монотонный процесс. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата. Поэтому без подвижных игр здесь не обойтись. Занимаясь подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей, корректируют походку.

Объектом исследования является тренировочный процесс детей 8-9 лет в хоккее с шайбой. Предмет исследования - развитие игрового мышления у детей 8-9 лет в хоккее с шайбой. Целью работы является выявление особенностей развития игрового мышления у детей 8-9 лет в хоккее с шайбой.

МЕТОДИКА

Методы исследования: педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, методы первичной математической обработки данных, сравнительный анализ.

Педагогические наблюдения имели своей целью изучение в соревновательных условиях качественной и количественной стороны игровой деятельности хоккеистов различной квалификации.

Педагогический эксперимент, как один из основных методов наших исследований, применялся с целью проверки эффективности внедрения в тренировочный процесс экспериментальной методики формирования игрового мышления у юных хоккеистов с целенаправленным использованием игровых упражнений именно в подготовительном периоде

подготовки. Эксперимент был проведен на базе ГБУ МО «СШОР по хоккею» г. Мытищи в период с сентября 2018 года по апрель 2019 года. В экспериментальную группу вошли дети школьного возраста (8-9 лет). В общей сложности в эксперименте приняло участие 66 юных хоккеистов в возрасте 8-9 лет. Весь контингент исследуемых спортсменов был разделен на три группы, из которых две представляли экспериментальные группы, а одна контрольную. Группы юных хоккеистов были с одним уровнем подготовленности. Это позволило более информативно определять изменения под воздействием применяемых методик.

Формирующий педагогический эксперимент носил тройственную направленность, при которой экспериментальная группа юных хоккеистов №1 (далее по тексту - ЭГ1) занималась по методике формирования игрового мышления. Экспериментальная группа юных хоккеистов №2 (далее по тексту - ЭГ2) - по методике формирования игрового мышления с учетом анализа характеристик соревновательной деятельности, и контрольная группа юных хоккеистов, занимающаяся по общепринятой методике для СШОР по хоккею.

Общая продолжительность эксперимента составила три месяца, по пять занятий в неделю. Занятия проводились с учетом целей и задач экспериментального исследования, которые позволили определить эффективность используемой методики.

Основное содержание тренировочных занятий включало применение специфических игровых упражнений для юных хоккеистов 8-9 лет, которые позволяют формировать игровое мышление, совершенствовать техническую и тактическую подготовленность, а также приобретать теоретические знания по основам хоккея, которые эффективно сказываются на спортивных результатах юных хоккеистов 8-9 лет.

В процессе исследования применялись такие тесты, как «Тройка» - для изучения особенностей оперативного мышления, «Кубики Коса» - для определения уровня способности реализовывать конструктивные решения [2]. Это модифицированный тест «Векс-лера», который применяется для определения уровня интеллектуального развития. Использовались девять деревянных кубиков, стороны которых окрашены в следующие цвета: 2 стороны - в красный, 2 - в белый, 2 - красно-белый (граница цвета по диагонали).

Экспериментальный материал был обработан методами математической статистики на ПК. Был использован математический пакет SPSS, версия 13.0, позволяющий определить среднюю величину - x, среднее квадратическое отклонение - ±с, ошибку средней -±m, достоверность различий по Стьюденту - t.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе педагогического эксперимента установлено, что у юных хоккеистов различных групп показатель объема внимания изменяется разнонаправлено. Так, в начале эксперимента у всех исследуемых групп показатели объема внимания находились на одинаковом уровне, колеблющийся от 3,32 до 3,4 (р>0,05; рисунок 1).

8,00

6,00 4,00 2,00 0,00

5,43

5,81

3,40 3,32 3,37

3,67

4,20

4,44

4 95

3,18

4,00

Sal

is is

B888S

2,95

Декабрь

Январь

Февраль

Март

□ КГ ЕЭГ 1 ИЭГ 2

Рисунок 1 - Динамика показателей объема внимания юных хоккеистов в процессе педагогического

эксперимента

В январе в КГ и ЭГ1-2 юных хоккеистов отмечается увеличение показателей объема внимания до 3,67; 4,2 и 4,44 соответственно. Примечательно, что в феврале наблюдается

снижение показателей в КГ до 3,18, а в ЭГ1 до 4, и лишь в ЭГ2 этот показатель продолжает возрастать (рисунок 1). Анализируя показатели в конце педагогического эксперимента, необходимо отметить, что в КГ юных хоккеистов объем внимания снижается до 2,95, в ЭГ1 и ЭГ2 юных хоккеистов возрастает до 4,95 и 5,81 соответственно. Необходимо отметить тот факт, что в КГ юных хоккеистов к концу эксперимента происходит недостоверное снижение показателей (р>0,05), в ЭГь2 юных хоккеистов отмечается достоверное увеличение показателей, при этом в ЭГ2 оно более существенно (р <0,01).

Установлено, что с увеличением количества юных хоккеистов, обладающих высоким уровнем физической и технической подготовленностью в ЭГ и ЭГ2 к концу эксперимента отмечается достоверное увеличение соотношения юных хоккеистов, обладающих высоким уровнем развития решительности (р<0,05). Так, в ЭГ1 этот показатель по окончании эксперимента составил - 43,2%, а в ЭГ2 юных хоккеистов - 57,3%. В ходе проведения эксперимента в КГ юных хоккеистов показатель настойчивости увеличивается всего лишь на 18,4% (р>0,05); в ЭГ1 на 62,9% и в ЭГ2 на 66,2% (р <0,05; таблица 1). По показателям самообладания отмечается тенденция, при которой в КГ юных хоккеистов показатель увеличивается на 5,8% (р>0,05), в ЭГ1 юных хоккеистов на 50,2% и в ЭГ2 юных хоккеистов на 53,2% (р <0,01). Установлено, что показатели инициативности, дисциплинированности и трудолюбия в КГ юных хоккеистов к концу педагогического эксперимента возрастают, но не значительно и составляют 6,5; 7,1 и 3,2%, соответственно.

Таблица 1 - Динамика изменения волевых качеств юных хоккеистов контрольной и эксперимент^_

Качества КГ ЭГ1 ЭГ2

Декабрь Март Декабрь Март Декабрь Март

Решительность 12 20,1 14,4 43,2 15,3 57,3

Настойчивость 18,3 36,7 19,5 82,4 23,1 89,3

Самообладание 25,6 31,4 27,1 77,3 25,9 79,1

Инициативность 23,7 30,2 22,2 65,0 21,2 71,3

Дисциплинированность 20,3 27,4 21,8 49,5 22,0 59,2

Трудолюбие 16,3 19,5 19,4 41,4 18,6 45,8

В экспериментальных группах юных хоккеистов эти показатели имеют тенденцию к достоверному увеличению по окончанию педагогического эксперимента (таблица 1; р <0,05). Известно, что интеллектуальная подготовка спортсменов-игровиков имеет определяющее значение при решении технико-тактических задач команды, которая на практике реализуется уровнем развития оперативного мышления.

Динамика показателей оперативного мышления по тесту «Кубики Коса» у юных хоккеистов 8-9 лет свидетельствует, что в начале эксперимента эти показатели имели одинаковый уровень развития у всех исследуемых групп и достоверно не отличались друг от друга (р <0,05). На протяжении всего педагогического эксперимента у юных хоккеистов из КГ наблюдается недостоверная тенденция увеличения показателей на 3,3 балла (р>0,05). Таблица 2 - Динамика показателей оперативного мышления юных хоккеистов 8-9 лет в

Тесты «Кубики Коса» (ср. балл) «Тройка» (ср. кол-во ходов) «Тройка» (ср. время выполнения, сек)

КГ ЭГ1 ЭГ2 КГ ЭГ1 ЭГ2 КГ ЭГ1 ЭГ2

Декабрь 26,5 27,1 27,0 7,3 7,5 7,2 8,8 8,7 8,7

Январь 27,0 30,3 32,6 7,8 8,3 9,1 8,4 8,1 7,5

Февраль 28,3 35,1 33,2 8,2 9,4 10,6 8,2 7,6 7,0

Март 29,8 38,2 35,5 8,6 10,7 11,8 7,9 7,0 6,3

Установлено, что у хоккеистов из ЭГ1 отмечается достоверное увеличение в феврале на 6,1 балла, в ЭГ2 эти изменения наступают раньше, в январе месяце и составляют 5,6 балла (таблица 2). Примечательно, что у всех юных хоккеистов наивысшие показатели зарегистрированы в марте при увеличении показателей в КГ на 3,3 балла, в ЭГ1 на 8,4 балла,

а в ЭГ2 на 11,2 балла. В ЭГ1 и ЭГ2 к концу эксперимента отмечается достоверное увеличение показателей (р <0,05; 0,01).

Динамика показателей среднего количества ходов, характеризующих процесс оперативного мышления по тесту «Тройка» у юных хоккеистов свидетельствует, что у всех групп в начале эксперимента этот показатель не отличается друг от друга (р>0,05). К концу эксперимента в КГ юных хоккеистов достоверное увеличение показателей не наблюдается - 0,9 хода (р>0,05). В ЭГ1 этот показатель имеет достоверное увеличение в марте на 3,2 хода, а в ЭГ2 юных хоккеистов в 3,4 хода (р <0,05; таблица 2).

Анализ данных свидетельствует, что наибольший рост результатов 4,6 ходов отмечается у спортсменов из ЭГ2 к концу педагогического эксперимента (р <0,05).

Установлено, что среднее время выполнения теста «Тройка» юными хоккеистами в процессе педагогического эксперимента, определяющего оперативное мышление имеет тенденцию к достоверному снижению показателей в ЭГ1 и ЭГ2 юных хоккеистов (р<0,05), в КГ подобных изменений не наблюдается (р>0,05). Так, к концу эксперимента в ЭГ1 юных хоккеистов происходит снижение времени выполнения задания на 1,7 с, а в ЭГ2 на 2,4 с (таблица 2).

ВЫВОДЫ

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в процессе применения игровых упражнений в экспериментальных группах юных хоккеистов происходит существенное увеличение показателей психологической и интеллектуальной подготовленности юных хоккеистов, которые сказываются на решении тактических задач, однако необходимо констатировать, что в ЭГ2 юных хоккеистов этот процесс выполняется наиболее интенсивно. Это связано с тем, что в учебно-тренировочный процесс были включены задания, направленные на теоретическое решение игровых задач хоккеистов. В связи с этим актуальным является рассмотрение динамики изменения показателей технико-тактической подготовленности юных хоккеистов в ходе педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, А.А. Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.А. Абрамов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 7-10.

2. Основы теории и методики физической культуры : учебник для техникумов физической культуры / В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин [и др.] ; под ред. А.А. Гужаловского. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

3. Захаркин, И.В. Организация учебно-тренировочного процесса хоккеистов в возрасте 6-8 лет / И.В. Захаркин, Л.В. Михно, И.А. Чичелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 68-73.

4. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. - М. : СпортАкадемПресс, 2016. - 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Abramov, A.A. (2011), "Methods of training young hockey players for sports activities at the initial stage of the training process", Uchenye zapiski universiteta P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5. pp. 7-10.

2. Gugalovsky, A.A. (2016), Fundamentals of the theory and methodology of physical culture: textbook for technical schools ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.

3. Zaharkin, I.V. (2017), "Organization of the training process for hockey players aged 6-8 years", Uchenye zapiski universiteta P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1. pp. 68-73.

4. Menhin, Yu.V. (2016), Physical education: theory, methodology, practice, SportAcademPress, Moscow.

Контактная информация: grek_of@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.