Научная статья на тему 'Особенности, сущность, содержание государственного финансового контроля в сфере образования'

Особенности, сущность, содержание государственного финансового контроля в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / AUDIT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE CONTROL / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БЮДЖЕТ / BUDGET / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / КОНТРОЛЬ / MONITORING / РЕВИЗИЯ / INSPECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Алмагуль Омуркуловна

Рассмотрены вопросы государственного контроля в сфере образования в Кыргызской Республике. Изучены основные методы финансового контроля. Приведены практические рекомендации при проведении аудита эффективности при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств и его влияние на финансирование образовательных учреждений Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES, ESSENCE, CONTENTS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN EDUCATION

The questions of state control in the sphere of education in the Kyrgyz Republic. Studied the basic methods of financial control. The author provides practical recommendations in the audit efficiency in the implementation of state financial control over budget spending and its impact on the financing of educational institutions of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Особенности, сущность, содержание государственного финансового контроля в сфере образования»

им расходов, а со стороны исполнителя - полное возмещение заказчику убытков. Как видно, условия сторон неравноценны.

Таким образом, особенности реализации ответственности аудиторов регулируются разными нормативными актами, где ведущую роль играют Кодекс и Закон. Причем к договору оказания аудиторских услуг также применимы и общие правила гражданского законодательства. Нарушение обязательств аудиторами представляет собой неразрывное единство нарушенных обязанностей и соответствующих (корреспондирующих) им прав аудируемых лиц. Договор оказания аудиторских услуг предусматривает разделение ответственности между сторонами: аудируемое лицо (заказчик) отвечает за предоставленные для проверки документы, а аудитор (исполнитель) - за выражение мнения о достоверности этих документов.

список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. №51-ФЗ. Часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 29 января 1996 г. №5, ст. 410 (в ред. 02.11.2013 г.).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 17 июня 1996 г. №25, ст. 2954 (в ред. 21.10.2013 г.).

3. Об аудиторской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 30.12.2008 г. №307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации от 5 января 2009 г. №1, ст. 15 (в ред. 23.07.2013 г.).

4. Колесников В.Н. Договор возмездного оказания аудиторских услуг: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

5. Хахонова Н.Н., Богатая И.Н. Аудит: учебник. М.: КноРус, 2011. 718 с.

МАЛИНИНА Лия Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tserebryakova@rucoop. ru

MALININA, Leah Yurievna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Accounting, Analysis and Audit. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tserebryakova@rucoop.ru

удк 336

особенности, сущность, содержание государственного финансового контроля в сфере образования

А.О. Мусаева

Рассмотрены вопросы государственного контроля в сфере образования в Кыргызской Республике. Изучены основные методы финансового контроля. Приведены практические рекомендации при проведении аудита эффективности при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств и его влияние на финансирование образовательных учреждений Кыргызской Республики.

Ключевые слова: аудит; государственный контроль; образование; бюджет; финансирование; контроль; ревизия.

A.O. Musaeva. FEATURES, ESSENCE, CONTENTS OF STATE FINANCIAL CONTROL IN EDUCATION

The questions of state control in the sphere of education in the Kyrgyz Republic. Studied the basic methods of financial control. The author provides practical recommendations in the audit efficiency in the implementation of state financial control over budget spending and its impact on the financing of educational institutions of the Kyrgyz Republic.

Keywords: audit; state control; education; budget; financing; monitoring; inspection.

В Кыргызской Республике происходят ство все в большей степени использует новые существенные преобразования в области фи- подходы к формированию и использованию нансово-экономического управления, государ- финансовых ресурсов. Большое внимание со

стороны государства уделяется вопросам организации эффективного и рационального финансового обеспечения, что невозможно без организации механизма государственного финансового контроля. Поскольку в последний период увеличивается объем государственных вложений в развитие образования, возникает потребность в осуществлении действенного контроля за целевым, эффективным использованием и сохранностью государственных средств в системе образования в целом и в каждом образовательном учреждении. Образование является важной социальной отраслью, способствующей созданию условий для инновационного развития страны. В настоящее время эта сфера претерпевает глубокие и масштабные преобразования. Политика государства в отношении финансирования образования меняется в сторону повышения степени самостоятельности бюджетополучателей с целью более эффективного использования предоставляемых ресурсов. Одним из главных приоритетов управления государственными ресурсами в сфере образования становится контроль за своевременным финансированием расходов и правильностью их использования. Государственный финансовый контроль необходимо использовать как важное средство регулирования экономических вопросов и финансовых потоков в стране, в сторону обеспечения прозрачности, эффективности и результативности. Такая позиция значительно отличается от существующей практики, где проведение контрольных мероприятий по проверке расходов государственных средств нередко не только на бытовом уровне воспринимается либо как поиск инструментов в борьбе политических взглядов, либо как инструмент выявления коррупционных процессов.

Финансовый контроль, являясь самостоятельной функцией управления, рассматривается государством как особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления, во всех сферах воспроизводственного процесса. В механизме управления государст-

венными активами финансовый контроль можно представить в виде системы (таблица).

На современном этапе недостаточно контролируется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности, теоретические и практические аспекты. В результате финансовый контроль не обеспечивает реализацию своей функции, задач, слежения за жесткой финансовой политикой в укреплении государственности. В настоящее время не создаются условия для финансовой стабилизации экономики. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает не только внешний, но и внутренний контроль, проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов. Финансовый контроль в образовательной сфере использует такие же традиционные формы. Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организацией контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Экономические и политические преобразования в Кыргызской Республике не привели к существенной перестройке действующей в стране системы финансового контроля, которая должна постепенно приближаться к западной модели. Страна нуждается в преобразовании системы контрольных органов, перестройке структур, изменении их функций в сторону их независимости, анализе и сопоставлении фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовых оценках результатов за несколько лет; обеспечении правильности и достоверности финансовой отчетности; прозрачном контроле за финансовым состоянием и ликвидностью.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:

1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);

Таблица

Финансовый контроль

_объект контроля__субъект контроля_

Контролируют - министерства, агентства, службы, Осуществляют контроль - органы внешнего и государственные предприятия, организации, внутриведомственного контроля

использующие бюджетные средства__

_предметом контроля является_

Метод, механизм, принципы и процедуры контроля и действующие как единое целое в процессе определения параметры исполнения целей контроля, анализа состояния объекта контроля и выработки корректирующих воздействий_

2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);

3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки);

4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины);

5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте). Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Необходимость введения аудита эффективности в систему государственного финансового контроля расходов в сфере образования, прежде всего, обусловлена его способностью определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов и, таким образом, давать оценку эффективности использования государственных средств на финансирование деятельности образовательных учреждений. Аудит эффективности расходования бюджетных средств образовательным учреждением можно рассматривать как важный и своевременный шаг в процессе развития системы государственного финансового контроля в сфере образования, перевода системы контроля на современный профессиональный уровень, отвечающий потребностям реформирования системы образования.

Исследование показывает не только недостаточную организацию и неэффективность государственного финансового контроля в системе образования, но и практические моменты, состоящие в использовании выводов и положений в проведении аудита эффективности при осуществлении государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств и его влияние на финансирование образовательных учреждений Кыргызской Республики.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что финансовый контроль является самостоятельной функцией финансов, рассматривается государством как особый вид деятельности, имеющий целевую направленность,

определенное содержание и способы его осуществления.

При реализации управления осуществление контроля в качестве средства обеспечения обратной связи между субъектом и объектом управления позволяет субъекту управления своевременно получать полную и достоверную информацию о фактическом состоянии объекта. При этом может осуществляться как сравнение реально достигнутых в процессе управления результатов с нормативно установленными ими плановыми показателями, так и разработка предложений по корректировке управленческих решений, подходов и действий с целью достижения необходимых результатов.

Действующая система государственного финансового контроля в сфере образования до сих пор не переориентирована, прозрачный контроль нужен для достижения общественно значимых результатов использования бюджетных средств. Решением данной проблемы является внедрение финансового контроля эффективности как наиболее действенной формы государственного финансового контроля расходов на финансирование образования. Основным аргументом к применению аудита эффективности в условиях бюджетного планирования, ориентированного на результат, является, прежде всего, то, что он представляет собой механизм определения результата от использования государственных средств, позволяющий оценить социально значимый эффект этих расходов.

Наиболее сложным элементом является механизм государственного финансового контроля. Реформирование системы образования в Кыргызской Республике, структурные преобразования, изменения принципов бюджетного финансирования диктуют необходимость модернизации механизма государственного финансового контроля расходов на образование. Бюджетные и автономные образовательные учреждения получают большую финансово-хозяйственную самостоятельность, вопросы использования бюджетных средств решаются на уровне отдельного образовательного учреждения, в соответствии с его потребностями.

Осуществление финансового контроля показывает необходимость в применении таких современных методов контроля, как аналогия, экспертиза, индукция, дедукция, моделирование, статистические расчеты, определенный синтез, системный анализ и т.п., которые помогут наиболее полно и объективно раскрыть все вопросы эффективности расходования субъектом Кыргызской Республики.

Обследование широко применяется на практике как метод государственного финансо-

вого контроля и представляет собой сбор данных из различных источников, имеющих непосредственное отношение к проверяемой сфере использования государственных средств или деятельности объекта проверки, и проводится в сочетании с методами проведения проверки.

Перспективным направлением является развитие финансового контроля в сфере образования, где должного внимания заслуживает развитие как внешнего государственного финансового контроля, так и внутрихозяйственного финансового контроля. Требуется разработка соответствующей методологической базы финансового контроля в сфере образования. В первую очередь это принципы, методы, инструменты и субъекты государственного финансового контроля в сфере образования.

Развитие государственного финансового контроля расходов на образование должно сопровождаться внесением изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений. Требуют определения границы контрольной деятельности, права и обязанности органов финансового контроля, порядок их взаимодействия и координации контрольных мероприятий.

список литературы

1. Акбарова Ж.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле // Современная Россия. Информационно-аналитический портал. URL: www.nasledie.ru/schetpal.

2. Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного контроля // Финансы. 2002. № 4.

3. Бурков С., Ефимова Н., Буркова С. О пра-вообеспечении повышения эффективности государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. 2000. № 9.

4. Бурцев В.В. Система финансового контроля // Современная Россия. Информационно-аналитический портал. URL: www.nasledie.ru/ schetpal.

5. Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. 2000. № 11-12.

6. Кармоков X. Экономическая политика и Счетная палата РФ // Российский экономический журнал. 2000. № 3.

7. Кочерин Е. Госконтроль: на одного с сошкой... // Современная Россия. Информационно-аналитический портал. URL: www.nasledie.ru/ schetpal.

8. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2002. № 5.

9. Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. 2002. № 5-6.

10. Степашин С.В. Новые задачи - новые способы решения // Финансовый контроль. 2001. № 1.

11. Финансы: учебник для вузов / под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Финансы: учебник для вузов / под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2001.

МУСАЕВА Алмагуль Омуркуловна - преподаватель. Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова. Кыргызская Республика. Каракол. E-mail: jekshenbek@mail.ru

MUSAEVA, Almagul Omurkulovna - Teacher. Issyk-Kul State University named after K. Ty-nystanov. KyrgyzRepublic. Karakol. E-mail: jekshenbek@mail.ru

УДК 664

нравственные, правовые и бухгалтерские аспекты регулирования качества продовольственных

товаров в России

В.и. натепров, М.А. Орлов, О.В. трубицына

Рассматривается процесс управления качеством продовольственных товаров на основе междисциплинарного подхода, охватывающего в интегральном единстве нравственные, правовые и бухгалтерские проблемы.

Ключевые слова: качество; духовность; нравственность; право; бухгалтерский учет; товар; продовольствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.