Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ'

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1626
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / LAND LAW / ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ / LAND DISPUTES / СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК / JUDICIAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов С. А.

Цель статьи - определение судебного порядка рассмотрения земельных споров. Автор анализирует правила eq рассмотрения дел в различных eq судах, которые определяются соответствующим eq процессуальным законодательством. В статье речь идёт о зарубежном опыте создания специализированных судов по разрешению eq земельных споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ»

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ

СПОРОВ

Фролов С.А. е

К.ю.н, Волгоградский государственный университет

Аннотация

Цель статьи - определение судебного порядка рассмотрения земельных споров. Автор анализирует правила рассмотрения дел в различных судах, которые определяются соответствующим процессуальным законодательством. В статье речь идёт о зарубежном опыте создания специализированных судов по разрешению земельных споров.

Ключевые слова: земельное право, земельные споры, судебный порядок. Keywords: land law, land disputes, judicial procedure.

В начале исследования судебного порядка рассмотрения земельных споров нужно сказать о статьях Конституции Российской Федерации, которые непосредственно имеют отношение к данной теме. Статья 45 гласит: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. И наконец, статья 46 — каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод [4].

В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Заинтересованные лица могут обращаться в Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, в том числе арбитражные суды, третейские суды.

В судах общей юрисдикции рассматриваются споры с участием граждан. Споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей подведомственны арбитражным судам. В независимые третейские суды стороны могут обращаться по взаимному соглашению. Конституционный Суд определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции РФ.

Согласно ч.1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке[3]. Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), а также в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например, факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.). Кроме того, в арбитражных судах могут рассматриваться другие споры (например, дела о банкротстве, об оспаривании решений третейских судов и др.).

Пункт 2 статьи 64 ЗК РФ впервые закрепляет в федеральном земельном законе права участников земельного спора передать его на разрешение в третейский суд. Некоторые суды необоснованно рассматривают это положение как ведение якобы досудебного порядка урегулирования земельных споров.

Судебный порядок рассмотрения земельных споров мало чем отличается от порядка рассмотрения исков.

Землевладельцы, землепользователи и собственники земельных участков имеют право принимать участие в разрешении дел любой из названных инстанций. Однако наибольший интерес представляют споры, рассматриваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

® Фролов С А., 2017 г.

Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбитражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства РФ, Регламент Конституционного Суда РФ.

Обращение в суд носит заявительный характер путем подачи иска, заявления,жалобы, содержащих обстоятельства и обоснования возникновения земельных споров.

Подача любого из названных обращений в суд должна соответствовать установленной ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ процедуре. В исковом заявлении (жалобе) должно быть указано[1]:

• наименование суда, в который подается заявление;

• наименование сторон в споре с указанием их адресов;

• обстоятельства, на которых основываются требования истца;

• доказательства, подтверждающие исковые требования;

• цена иска, если иск подлежит оценке;

• перечень прилагаемых документов.

Среди документов, которые необходимо приложить к исковому заявлению, закон выделяет сведения об уплате государственной пошлины. По общему правилу, все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, могут являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

Истцом может быть заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с отсутствием денежных средств. Если такое ходатайство будет удовлетворено судом, то исковое заявление принимается без оплаты пошлины. Налоговый Кодекс РФ содержит определенные сведения и положения по порядку уплаты государственной пошлины (НК РФ ст.333.18)[5].

Относительно земельных споров можно отметить, что государственная пошлина рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Узнать кадастровую стоимость можно запросив Выписку из ЕГРП (с 2017 г.).

Несоблюдение указанных требований к форме заявления служит основанием для оставления заявления без движения или возвращения документов. После устранения выявленных недостатков заявление подается вновь.

В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным. При его принятии судья должен руководствоваться требованиями законодательства, оценивая доказательства с точки зрения собственного правосознания.

Решение выносится всеми судьями, принимавшими участие в рассмотрении дела, в совещательной комнате. Это обеспечивает независимость принятого решения от давления сторон или иных лиц.

Решение выносится и оглашается непосредственно после судебного разбирательства. Составление и оглашение решений по сложным, в основном по экономическим, спорам может быть отложено на срок не более трех дней. Однако вопрос об удовлетворении или отказе в удовлетворении иска должен быть разрешен немедленно.

Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством. Копии решения высылаются сторонам или выдаются им лично не позднее трех дней со дня вынесения судом общей юрисдикции и пяти дней со дня вынесения арбитражным судом.

В российской правовой системе решения судебных органов не являются источниками права, однако они имеют самостоятельное значение.

Постановления высших судебных инстанций — Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — определяют порядок рассмотрения дел различных категорий, чем

достигается единый подход судов к оценке аналогичных фактов, что очень важно при принятии решений по сходным делам.

При использовании земель могут возникать такие ситуации, при которых действия или бездействие участников хозяйственных отношений могут нарушить чьи-то права и интересы. Например, происходит самовольный захват земли, нарушение условий аренды, неприведение участка в надлежащее состояние. Возникающие при этом разногласия составляют содержание земельных споров.

Земельные споры могут возникать не только между собственниками земли, землепользователями, арендаторами, землевладельцами, но и между ними, с одной стороны, и государственными органами — с другой.

При разрешении земельных споров судам и государственным органам в соответствии со ст. 64 Земельного Кодекса Российской Федерации рассмотрение земельных споров производится в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Кроме того, применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмещении убытков, а также нормы ГПК РФ и АПК РФ.

Кроме названных имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров. Так, права крестьянских (фермерских) хозяйств определены Законом РФ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»[10].

Многие вопросы, возникающие при разрешении земельных споров, разъяснены в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. В частности, это постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» от 22 апреля

1992 г. и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики применения Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 21 октября

1993 г.[8],[7].

В названном постановлении Пленума Верховного Суда РФ определена подведомственность земельных споров и дается перечень основных категорий дел:

1. Требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства и огородничества.

2. Жалобы на отказ в регистрации и выдаче государственных свидетельств, удостоверяющих права на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли.

3. Требования о признании неправомерным прекращения местной администрации прав на землю.

4. Требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для садоводства и животноводства и наследовании права аренды.

5. Требования о возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков.

6. Жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам.

7. Споры между садоводческими товариществами, дачными кооперативами и их членами, а также споры членов таких товариществ (кооперативов) между собой.

Судам подведомственны и другие категории земельных споров. Все земельные споры разрешаются судами в порядке, предусмотренном для других категорий дел.

На данный момент в юридической литературе часто встречаются предложения о создании специализированных судов по разрешению земельных споров. Некоторые авторы

считают необходимым, одновременно с созданием специализированных земельных судов, формирование особого земельно-процессуального права.

Поэтому интересен зарубежный опыт. Специализированные суды по разрешению земельных споров[6] показали свою эффективность в Великобритании, Германии, Дании, Швейцарии, США, Турции, на Кипре и в ряде других государств. К примеру, в США основной объем земельных споров рассматривают суды общей юрисдикции (районные, окружные, апелляционные, высшие). Наряду с этим в отдельных штатах созданы и успешно функционируют специальные судебные органы, призванные решать земельные споры. В Бостоне (штат Массачусетс) в 1898 г. был основан специализированный суд по разрешению земельных споров (Massachusetts Land Court). Вначале он был образован исключительно для защиты земельных прав граждан, предусмотренных Законом «О регистрации земель», принятым в 1898 г., но постепенно его компетенция в сфере разрешения земельных споров была значительно расширена[9,63]. На данный момент земельный суд считается специализированным судом, назначением которого является разрешение земельных споров. Юрисдикция суда распространяется на весь штат. Особенностью Массачусетского земельного суда является то, что, кроме судей, в этом органе работают инженеры, геодезисты, специалисты по недвижимости, судебный администратор, регистратор земель, ревизоры и ассистенты, помогающие суду более качественно и квалифицированно отправлять судопроизводство.

Считается, что создание специализированных судов по разрешению земельных споров является оправданным и приведет к повышению качества рассмотрения споров, связанных с земельными отношениями. В качестве аргументов в пользу создания специализированных земельных судов приводят следующие.

В первую очередь земельные споры выделяются большей сложностью в сравнении с другими категориями, что предопределяет необходимость более высокой квалификации судей.

Так, по мнению А.Р. Емалтынова, земельные споры представляют собой одну из сложнейших категорий судебных дел. Автор учитывает значительный массив нормативного регулирования земельных отношений, а также особую правовую природу и ценность объекта спора — земли, которая как объект материального мира имеет двойственный характер: в одних отношениях она выступает как природный ресурс, составляющая часть природы, а в других — как один из объектов гражданских прав, имущество, за определенными изъятиями, участвующее в гражданском обороте, в качестве объекта права собственности или других вещных прав [2,100].

Д. А. Тоточенко полагает, что сложность земельных споров можно объяснить следующим:

• разнообразием земельных споров;

• недостаточной сформированностью судебной практики по земельным спорам вследствие коренных преобразований законодательства в результате земельной реформы;

• большим количеством нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, которые часто противоречат друг другу;

• тем, что земельный участок является особым объектом недвижимости, правовой режим которого регулируется как земельным, так и гражданским законодательством.

Таким образом, на данный момент отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества земельных споров, что говорит в пользу создания дополнительных органов по рассмотрению споров данной категории.

Литература

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Емалтынов А. Р. Процессуальные особенности рас—смотрения земельных споров: дис. ... канд. юрид. наук. Ека—теринбург, 2012. С. 192.

3. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) //СПС «КонсультантПлюс».

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС«КонсультантПлюс».

5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

6. О специальных судах по разрешению земельных споров в США. URL: http://www.hay-book.ru/blog/o_specialnykh_ sudakh_po_reshenij u_zemelnykh_sporov_v_ssha/2014-12-03-133.

7. Постановление ВАС РФ от 21.10.1993 N 22 (ред. от 10.04.2000) «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 N 6 (ред. от 25.10.1996) «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» // СПС«КонсультантПлюс».

9. Тоточнеко Д. А. Понятие и классификация споров о правах на земельный участок / Д. А. Тоточнеко // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2015. - №4. - С. 63-68.

10. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.