Научная статья на тему 'Особенности субкультур юношей и девушек малого города России'

Особенности субкультур юношей и девушек малого города России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СУБКУЛЬТУРЫ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК / SOCIALIZATION / EARLY YOUTH / GENDER SUBCULTURES / SUBCULTURES OF YOUNG MALES AND FEMALES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью старшеклассников в жизненном самоопределении в контексте гендерной социализации и неготовностью системы школьного воспитания к реализации этой потребности. Целью исследования, представленного в статье, являлось выявление особенностей субкультур юношей и девушек малого города России. Проверялась гипотеза о качественноколичественных различиях в субкультурах юношей и девушек провинциального города. С научной позиции раскрыто содержание понятия «гендерные субкультуры», актуализирована важность изучения на этапе первичной социализации особенностей субкультур юношей и девушек. Исследование выполнено на двух выборках старшеклассников (N = 185), юношей и девушек, из средней школы № 3 г. Новоульяновска с применением авторской методики «Опросник по изучению субкультур юношей и девушек» (Л. П. Шустова). Установлено, что существуют специфические для субкультур юношей и девушек особенности, которые заключаются в особых способах свободного времяпрепровождения и выборе любимых занятий, источниках получения информации и имеющихся в их субкультурах «нормах» поведения, стиле одежды и музыкальных пристрастиях, выборе любимых учебных предметов и игровых занятий, тематике шуток и употребляемых жаргонных словах и высказываниях, выборе любимых мест для прогулок в городе и во взглядах на моду. Вместе с тем имеется сходство в их ценностной ориентации. Оказание помощи и поддержки юношам и девушкам в формировании готовности к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению на данном этапе социализации, проведение бесед и дискуссий с обсуждением вопросов мужской и женской субкультур будет способствовать коррекции гендерных установок старшеклассников, пониманию и принятию индивидуальных особенностей и вариативности полоролевого поведения юношей и девушек на пороге вступления их во взрослую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шустова Любовь Порфирьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarity of Subcultures of Young Males and Females in Russian Town

The relevance of the study is associated with the contradiction between the need of high school students for life self-determination in the context of gender socialization and the unpreparedness of the school education system to fulfil this need. The purpose of the study Педагогика развития и сотрудничества presented in the article is to identify the features of subcultures of young males and females in a Russian town. We tested the hypothesis of qualitative and quantitative differences in the subcultures of young males and females living in a provincial town. We defined the “gender subcultures” notion from a scientific point of view and highlighted the importance of studying the features of subcultures of young males and females at the stage of primary socialization. The study was performed on two samples of high school students (N = 185), young males and females of secondary school No. 3 of Novoulyanovsk using the author’s technique “Questionnaire for the study of subcultures of young males and females” (L. P. Shustova). It was established that there are features specific to the subcultures of young males and females, which include special ways of spending free time and choosing their favourite activities, sources of informa tion and behavioural “norms” in their subcultures, clothing styles and musical preferences, choosing their favourite school subjects and games, topics of jokes and slang, the choice of favourite walking routes in the town, fashion preferences, and, alongside with that, there is a similarity in their value orientations. Providing assistance and support for young males and females in creating preparedness for life, personal and professional self-determination at this stage of socialization, conducting discussions of male and female subcultures will contribute to correcting the gender attitudes of high school students, understanding and accepting individual characteristics and variability of gender-role behaviour of young males and females before they become adults.

Текст научной работы на тему «Особенности субкультур юношей и девушек малого города России»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 371.8-055.1:371.8-055.2

Особенности субкультур юношей и девушек малого города России

Л. П. Шустова

Шустова Любовь Порфирьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и образовательных технологий, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, [email protected]

Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью старшеклассников в жизненном самоопределении в контексте гендерной социализации и неготовностью системы школьного воспитания к реализации этой потребности. Целью исследования, представленного в статье, являлось выявление особенностей субкультур юношей и девушек малого города России. Проверялась гипотеза о качественно-количественных различиях в субкультурах юношей и девушек провинциального города. С научной позиции раскрыто содержание понятия «гендерные субкультуры», актуализирована важность изучения на этапе первичной социализации особенностей субкультур юношей и девушек. Исследование выполнено на двух выборках старшеклассников (N = 185), юношей и девушек, из средней школы № 3 г. Новоульяновска с применением авторской методики «Опросник по изучению субкультур юношей и девушек» (Л. П. Шустова). Установлено, что существуют специфические для субкультур юношей и девушек особенности, которые заключаются в особых способах свободного времяпрепровождения и выборе любимых занятий, источниках получения информации и имеющихся в их субкультурах «нормах» поведения, стиле одежды и музыкальных пристрастиях, выборе любимых учебных предметов и игровых занятий, тематике шуток и употребляемых жаргонных словах и высказываниях, выборе любимых мест для прогулок в городе и во взглядах на моду. Вместе с тем имеется сходство в их ценностной ориентации. Оказание помощи и поддержки юношам и девушкам в формировании готовности к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению на данном этапе социализации, проведение бесед и дискуссий с обсуждением вопросов мужской и женской субкультур будет способствовать коррекции гендерных установок старшеклассников, пониманию и принятию индивидуальных особенностей и вариативности полоролевого поведения юношей и девушек на пороге вступления их во взрослую жизнь.

Ключевые слова: социализация, ранняя юность, гендерные субкультуры, субкультуры юношей и девушек.

Поступила в редакцию: 10.09.2019 / Принята: 26.11.2019 / Опубликована: 31.03.2020 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-85-92 Введение

Изучение особенностей пола человека и связанных с ним психологических различий в связи с изменением роли и статуса мужчины и женщины в современном мире является одной из актуальных проблем, обсуждаемых в научном сообществе. Ее исследованием занимались такие ученые, как Ш. Берн, Д. Майерс, И. С. Кон, И. С. Клецина, Т. В. Бендас, О. А. Воронина и др. [1-91.

Данная проблема остается в ряду актуальных и для современного образования, поскольку в условиях многомерности мира возникает потребность в изучении потенциала различных субкультур, имеющихся в образовательной организации. Поликультурное пространство любого образовательного учреждения представляет собой многообразие субкультур: этнических, тендерных, возрастных, конфессиональных и др. В этом пространстве создается «поле пересечения» этих культур, их взаимопредъявление, взаимооткрытие и взаимообогащение [10]. Следовательно, встает задача изучения всего многообразия субкультур, взаимодействующих в одном пространстве, как особой поликультурной среды, способствующей наращиванию их воспитательного потенциала.

Следует подчеркнуть, что термин «субкультура» (от латинского sub - под и cultura - культура) переводится как «подкультура» и является частным случаем по отношению к более крупной культуре. Характеризуя субкультуры юношей и девушек как разновидности молодежных субкультур, исследователи отмечают, что они обладают рядом специфических признаков - самостоятельными названием, системой ценностей, обычаями и нормами, имиджем и стилем поведения, эстетическими предпочтениями и др. [11].

Согласно гипотезе «гендерных субкультур» Дж. Гамперца, социализация индивида есть присвоение им определенной субкультуры, для которой характерны особые речевые практики, отличающиеся у женщин и мужчин. Автор полагает, что люди, находясь преимущественно в однополых группах в течение длительного времени, образуют гендерные субкультуры со свойственным им речевым этикетом [12].

Позднее Д. Таннен предложила «теорию двух культур», говоря о мужчинах и женщинах как о совершенно не похожих друг на друга организованных группах. Это связано с тем, что с детства они вращаются преимущественно в однополых группах, которым свойственны особые речевые практики, системы ценностей и виды деятельности, разные в мужской и женской среде. На взгляд сторонников гипотезы, во взрослом возрасте это ведет к непониманию и речевым конфликтам, которые приравниваются к межкультурным [13].

Отметим, что в науке не сложилось единого толкования понятия «гендерные субкультуры». Так, Э. Маккоби считает, что половые различия между людьми более выражены, чем возрастные, этнические или расовые. Согласно автору, уже в младшем школьном возрасте складываются две субкультуры, «мужская» и «женская», показателями которых являются интересы, речевые штампы, игровые роли, устойчивость группировок, особенности проявления любви и дружеских предпочтений [1].

Анализируя понятие «молодежная культура» с позиций разного научного подхода (функцио-налистского, гендерного, расового, синергети-ческого и др.), Л. В. Мосиенко выделяет особую роль аксиологического подхода к ее изучению, определяющего ценности представителей различных культур [14].

С точки зрения О. Г. Троицкой, гендерная субкультура есть комплекс норм и ценностей, предписывающих индивиду жизненные стратегии и поддерживающих его потребительские практики. Это нормативное представление о «настоящей (нормальной)» девочке, девушке, женщине, о «настоящем» мальчике, юноше, мужчине. Ключевым элементом в данной модели выступают потребительские практики - особенности коммуникации, наличие свойственных для представителей субкультуры знаний и умений, определенных одежды и украшений, прически и макияжа и др. К примеру, было установлено, что для обозначения принадлежности к той или иной субкультуре индивиды применяют различные речевые паттерны. Так, маскулинные индивиды более склонны к употреблению грубой лексики, а фемининные включают в свою речь множество прилагательных [15].

С позиции социологической классификации выделение двух типов гендера (женского и мужского) является недостаточным. Их представители считают, что не существует единого социокультурного поля, объединяющего всех женщин или всех мужчин в мире. В разных обществах посредством законов, морали, СМИ, рекламы конструируются свои варианты моделей «настоящего» («нормального») мужчины и «настоящей» («нормальной») женщины. Их символами становятся функции, которые им предписано выполнять на работе и дома, способ времяпрепровождения, набор психологических качеств и черт личности, тип фигуры и модели прически, стиль одежды и обуви, особенности речи и походка, формы выражения чувств и эмоций, тип автомобиля и круг общения, направленность увлечений и чтения, избираемый вид спорта или физкультуры и многое другое. Сторонники данной позиции высказывают мнение, что в рамках каждой гендерной субкультуры есть определенная иерархия - «настоящие», «нормальные» и «маргиналы». К примеру, в «мужском поле» «настоящие» - это те, что хорошо разбираются в автомобилях, футболе, хоккее, борьбе, рыбалке, охоте и т.д. «Нормальные» обладают неплохими знаниями и умениями в пределах необходимого минимума или компетентны лишь в одном из компонентов гендерной субкультуры (например, разбираются в моторах, но не способны поддержать разговор о мужских видах спорта). «Маргиналы» и вовсе не знают или не поддерживают свойственных их субкультуре «норм» [16].

С. Бем выделяет четыре типа тендерных субкультур, взяв за основу сбалансированность мужских и женских психологических характеристик в личности, - маскулинный, фемининный, андро-гинный и недифференцированный. Маскулинный тип - это индивид с преобладанием мужских психологических особенностей над женскими; фемининный тип отличается преобладанием женских психологических проявлений над мужскими; андрогинный - индивид, сочетающий в себе ярко выраженные мужские и женские психологические характеристики; недифференцированный тип - человек с низким уровнем проявления как мужских, так и женских характеристик [17].

Следует отметить, что в работах современных исследователей, посвященных молодежным культурам, встречаются описания субкультур внутри гендерных сообществ. Так, Е. А. Вершинина и Д. Н. Гриненко выделяют субкультуру «пацанки», состоящую из представительниц женского пола, характеризуя ее через явление буллинга [18].

Поскольку в большинстве образовательные организации по половому признаку являются гетерогенными, объективно длительное сосуществование полов в пространстве организации становится их культурным со-быти^м, во многом определяющим дальнейшую личную жизнь юношей и девушек. Возникает задача изучения особенностей субкультур мальчиков и девочек, юношей и девушек и использования его в воспитательных целях. Особенно важно сделать это в ранней юности, когда встает вопрос о смысле своего существования как предвосхищение будущей взрослой жизни. Социальная ситуация развития в юности определяется тем, что выпускник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, завершается этап первичной социализации личности, психологическим новообразованием которого является готовность к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.

Целью исследования, представленного в статье, являлось выявление особенностей субкультур юношей и девушек малого города России.

В исследовании проверялась гипотеза о качественно-количественных различиях в субкультурах юношей и девушек небольшого провинциального города.

Процедура и методы

Участники исследования. Исследование выполнено на двух выборках старшеклассников, юношей и девушек. Всего в опросе приняли участие 185 учащихся 10-х классов средней школы № 3 г. Новоульяновска Ульяновской области, относящегося к категории малых городов России. Из них 71% - девушки и 29% - юноши.

Методики. В качестве диагностического средства, с помощью которого было осущест-

влено исследование особенностей субкультур старшеклассников, стало анкетирование. Использовалась специально разработанная анкета «Опросник по изучению субкультур юношей и девушек» [19, 20]. Она содержит тринадцать вопросов и суждений, которые касаются таких особенностей субкультур, как ценности, источники информации, увлечения, стили одежды, способы и места свободного времяпрепровождения, музыка, речь, игры, мода. Юношей и девушек попросили ответить на вопросы или расставить по степени значимости для них те или иные позиции. Анкета заполнялась индивидуально в ходе специально организованных мероприятий со старшеклассниками. Текст анкеты в приложении.

Методы. Обработка данных, полученных в ходе анкетирования (суммирование баллов с последующим усреднением), и интерпретация результатов осуществлялись дифференцированно по группам респондентов с использованием метода ранжирования. Сравнительный анализ данных позволил выявить как специфические особенности субкультур юношей и девушек, так и общие тенденции.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов анкетирования старшеклассников позволил интерпретировать каждую позицию, касающуюся особенностей субкультур юношей и девушек.

Ранжирование ценностей юношами и девушками выявило как сходство, так и отличительные особенности двух субкультур (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1 Выраженность рангов значимости ценностей юношей и девушек Degree of relevance ranks of the young males and females' values

Ценности Ранг Средний ранг

Юноши Девушки Обшая выборка

Взаимопонимание 11 9 11

Семья 2 1 1

Карьера 5 5 5

Творчество 9 10 10

Любовь 4 2 3

Секс 7 11 9

Здоровье 1 3 2

Деньги 6 8 6

Свобода 8 6 6

Дружба 3 4 4

Дети 10 7 8

Как видно из табл. 1, первые пять позиций у обеих групп практически совпадают по рангу. В качестве приоритетных у юношей выступают ценности «здоровье», «семья», «дружба», «любовь», «карьера», у девушек - «семья», «любовь», здоровье», «дружба», «карьера». Наименее значимыми для обеих групп респондентов оказались ценности «творчество» (9 позиция у юношей и 10 - у деву-

шек) и «взаимопонимание» (11 и 9 соответственно). А вот ценность «дети» занимает более высокую позицию у девушек (7), чем у юношей (10).

В качестве наиболее значимых источников получения информации у юношей выступают телевидение, Интернет и общение с друзьями, у девушек - телевидение, общение с друзьями и журналы (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Выраженность рангов значимости источников получения информации юношей и девушек Degree of relevance ranks of young males and females' favourite information sources

Источник информации Ранг Средний ранг Содержание источника информации

Юноши Девушки Общая выборка Юноши Девушки

Межлично стная коммуникация 3 2 2 Друзья Друзья

Книги 7 6 7 Детективы, исторические романы, научно-популярная литература Приключения, любовные романы

Газеты 4 5 4 «Телесемь», политические «Телесемь», «Комсомольская правда», «Женские известия»

Журналы 5 3 4 «Playboy», «За рулем», «Страна игр» «Лиза», «Все звезды», «Домашний очаг»

Радио 6 6 6 «Европа плюс», «Максимум», «Русское радио», «Энергия» «Русское радио», «Европа плюс», «2x2», «Максимум», «Энергия», «Love радио»

Телевидение 1 1 1 Новости, познавательные, спортивные и музыкальные передачи «Дом-2», «Ты - супермодель», музыкальные и спортивные передачи, сериалы

Интернет 2 4 2 Социальные сети, игры, рефераты, фильмы Социальные сети, игры, рефераты, поздравления

Следует отметить, что газеты, радио и книги как источники информации утратили для молодежи свое некогда лидирующее положение. Вместе с тем внутри одного и того же источника информации юноши и девушки указывают разные жанры, сайты, телевизионные каналы и т. д. Так, что касается телевидения, юноши предпочитают смотреть новости, познавательные, спортивные и музыкальные передачи, девушки - развлекательные передачи «Дом-2», «Ты - супермодель», а также сериалы, музыкальные и спортивные каналы. Юноши любят слушать музыку на волнах «Европа плюс», «Максимум», «Русское радио», «Энергия», девушки - «Русское радио», «Европа плюс», «2^2», «Максимум», «Энергия», «Love радио». В выборе газет, журналов и книг для чтения также прослеживаются различия между выборками. Так, журналы «Playboy», «За рулем», «Страна игр» просматривают юноши, а девушки - «Лиза», «Все звезды», «Домашний очаг» и др. Детективы, исторические романы, научно-популярную литературу предпочитают читать юноши, а девушек больше увлекают приключения и любовные романы.

Анализ ответов старшеклассников относительно любимых занятий и способов свободного времяпрепровождения показал значительные расхождения между группами юношей и девушек. Так, в списке любимых занятий и хобби у юношей оказались автомобиль, мотоцикл, компьютер, тяжелая атлетика, бокс, стрельба, хоккей, футбол, волейбол, теннис, лыжи, коньки, игра на гитаре, чтение литературы, рыбалка, походы, музыка, азартные игры, общение с друзьями. У девушек - музыка, шитье, вязание, вышивание, рисование, игра на гитаре, прогулки по улице, общение с подругами, компьютер, посещение кинотеатра, шашки, карты, коньки, бассейн, теннис, баскетбол, дискотека, фортепиано, книги, уход за собой, приготовление пищи, просмотр телевидения, шопинг, беседа по телефону. В списке юношей можно заметить довольно много «традиционно мужских» занятий (автомобиль, мотоцикл, тяжелая атлетика, бокс, стрельба, хоккей, футбол, рыбалка), а у девушек - «типично женских» (шитье, вязание, вышивание, общение с подругами, шопинг, приготовление пищи). Вместе с тем есть виды занятий, которые объединяют

обе группы респондентов, - компьютер, теннис, коньки, игра на гитаре, чтение книг, общение.

Что касается выбора стиля одежды, то представители обеих групп предпочтение отдают спортивному стилю или «унисекс», как принято говорить в последнее время (табл. 3). На втором месте у юношей находится деловой стиль, на третьем романтический, у девушек - романтический и классический соответственно. В числе менее любимых у тех и других остается одежда в стиле авангард.

Таблица 3 / Table 3

Выраженность рангов значимости в предпочтении стилей одежды юношей и девушек

Degree of relevance ranks in young males and females' fashion styles

Стиль одежды Ранг Средний ранг

Юноши Девушки Общая выборка

Классический 5 3 4

Спортивный 1 1 1

Романтический 3 2 2

Деловой 2 4 3

Авангард 4 5 5

Так, три наиболее предпочитаемые позиции у юношей занимают стили рок, хеви-метал и рэп, у девушек - попса, рэп и хаос. Вместе с тем практически совпадает выбор двух групп в отношении рок-н-ролла (4-е место у юношей и 5-е у девушек), классической музыки (8-е и 9-е места), шансона (9-е и 11-е места соответственно) и народной песни (последнее место у обеих групп).

Анализ музыкальных вкусов старшеклассников выявил ряд различий между группами юношей и девушек в выборе тех или иных направлений в мире музыки (табл. 4).

В вопросе выбора игр ответы в обеих группах респондентов оказались наиболее близки друг к другу. Независимо от пола на первых пяти позициях оказались компьютерные игры, баскетбол, шахматы и карты как наиболее предпочитаемые в субкулыурах юношей и девушек. Однако нельзя не отметить увлеченность юношей футболом, ко -торый они поставили на высокую вторую позицию.

Субкультурные особенности прослеживаются в юморе и шутках представителей двух групп. Так, любимая тематика анекдотов и шуток у юношей - про алкоголиков, евреев, чукчей, семью, Вовочку, Штирлица, студентов, наркоманов, «новых» русских, «ментов», «пошлые» и т. д. В группе девушек - про Вовочку, негров, животных, семью, школу, спорт, «неприличные». Из списков видно, что только в анекдотах про Вовочку, семью и из разряда «неприличных» выбор юношей и девушек совпадает.

Таблица 4 / Table 4 Выраженность рангов значимости в предпочтении музыкальных направлений юношей и девушек Degree of relevance ranks in young males and females' music tastes

Музыкальное направления Ранг Средний ранг

Юноши Девушки Общая выборка

Джаз 10 7 9

Рок 1 4 1

Авторская песня 10 6 7

Попса 5 1 3

Классика 8 9 9

Рок-н-ролл 4 5 4

Хеви-метал 2 8 6

Блюз 6 10 7

Шансон 9 11 11

Народная песня 12 11 12

Рэп 3 2 1

Хаос 6 3 4

Анализируя молодежный сленг, следует отметить, что практически не встречается повторений в жаргонных словах и выражениях у юношей и девушек. Так, в списке наиболее часто употребимых у юношей значатся слова «зи-шибись», «ништяк», «чумовой», «прикольно», «давить косяк», «тупишь», «балбес», «динозавр», «отвали», «чмо»,«блин»,«клоун», «придурок», «лох», «баран». У девушек - «тупица», «супер», «прикольно», «отстой», «клево», «круто», «дерьмово», «классно», «овца», «осел», «гусь лапчатый», «борзой». Исключение составляет слово «прикольно». Следовательно, и данный признак характеризует особенности субкультур юношей и девушек.

Анкетирование показало, что существует особое «нормирование» у каждой половозрастной группы, при этом указанные юношами нормы поведения соотносятся с нормами «твердости», характерными для мужчин: общение с «ледяной холодностью», «будь человеком слова», «слово пацана». Девушки отметили такие нормы, как «не урони себя», «будь всегда опрятной и элегантной», «уважай себя».

Выбор группами юношей и девушек учебных предметов в школе также имеет отличительные особенности. Анализируя списки учебных дисциплин, наиболее предпочитаемых юношами (физкультура, физика, алгебра, информатика, биология, география, технология, русский язык, литература, химия, иностранный язык) и девушек (алгебра, информатика, русский язык, география, история, иностранный язык, обще-

ствознание, биология, физкультура, литература, технология), отметим, что большинство юношей на первое место ставят физическую культуру, тогда как в группе девушек она занимает лишь девятую позицию. Далее в юношеском списке идет физика, которая в списке девушек вовсе отсутствует. И третьей по предпочтению у юношей стоит алгебра, которая занимает первую позицию у девушек. Информатика занимает вторую позицию у девушек и четвертую у юношей, зато русский язык, занимающий третье место у девушек, стоит лишь восьмым у юношей.

Еще один показатель, который характеризует субкультуру, - это места в городе, где предпочитают проводить свое свободное время представители разных субкультур. Анализируя ответы респондентов, можно сказать, что юноши предпочитают находиться прежде всего там, где можно активно двигаться и в то же время быть не на виду у взрослых (стадион, танцпол, центр города, парк профилактория, памятники, пустыри, подъезд дома). Девушки в целом предпочитают «центральные» места - памятники, главную аллею города и набережную, где проводят время горожане. Вместе с тем центр города как любимое место свободного времяпрепровождения и подъезды домов (на последнем месте) отметили представители обеих групп. Любопытно, что в списке юношей, в отличие от девушек, не обнаруживается школы.

И, наконец, еще один вопрос - насколько важным считается для представителей двух групп идти в ногу с модой, быть «в тренде» (табл. 5).

Таблица 5 / Table 5 Выраженность предпочтений юношей и девушек следовать моде (%)

Degree of young males and females' preferences to follow fashion (%)

Следование моде Юноши Девушки Общая выборка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обязательно 37 45 41

Желательно 37 45 41

Не обязательно 26 10 18

Из табл. 5 видно, что девушки проявляют большую конформность в этом вопросе - 90% из их числа ответили, что обязательно или хотя бы желательно следовать моде. Среди юношей это количество составило 74%. Лишь 10% девушек предпочитают оставаться независимыми, быть самими собой, у юношей это число более чем в два раза больше - 26%.

Заключение

Результаты выполненного исследования выявили отличительные особенности установок и поведенческих паттернов юношей и девушек по

многим параметрам, характеризующим субкультуру, и указали на целесообразность организации цикла занятий со старшеклассниками в форме бесед, дискуссий, мини-тренингов, направленных на обсуждение особенностей «мужской» и «женской» субкультур в различных обществах, ценностных ориентиров, интересов, игровых ролей, речевых паттернов. Проведение подобных занятий в юношеском возрасте будет способствовать, на наш взгляд, коррекции гендерных установок и взглядов старшеклассников, развитию способности к пониманию и принятию субкультурных особенностей мужчин и женщин, безусловному принятию индивидуальных качеств и вариативности полоролевого поведения, выработке умения отстаивать в диалоге личную позицию исходя из индивидуальных выбора и предпочтений, признанию права каждого быть самим собой, усвоению бесконфликтной модели взаимодействия юношей и девушек на пороге их вступления во взрослую жизнь.

Приложение ОПРОСНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ СУБКУЛЬТУР ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Уважаемые старшеклассники! Просим вас высказать свое мнение относительно суждений или дать ответы на вопросы, касающиеся субкультуры.

Текст опросника

1. Расположите в порядке значимости для вас человеческие ценности: взаимопонимание, семья, здоровье, карьера, деньги, свобода, творчество, дружба, секс, дети, любовь.

2. Расположите по степени значимости лично для вас источники получения информации с указанием их названий: каналы межличностной коммуникации, книги, газеты, журналы, радио, передачи ТУ, интернет.

3. Перечислите ваши любимые увлечения, хобби.

4. Назовите способы свободного времяпрепровождения.

5. Определите в порядке предпочтения для вас стили одежды: классический, спортивный, романтический, деловой, авангард.

6. Определите ваши любимые направления в музыке (по степени значимости): джаз, шансон, рок, авторская песня, попса, хэви-метал, блюз, народная песня, рэп, рок-н-ролл, хаос (электронная музыка).

7. Перечислите наиболее значимые для вас игры (интеллектуальные, спортивные, компьютерные...).

8. Анекдоты на какие темы пользуются у вас наибольшей популярностью?

9. Напишите часто употребляемые вами жаргонные слова и выражения.

10. Каких норм поведения и общения вы придерживаетесь?

11. Перечислите ваши любимые учебные предметы в школе.

12. Назовите предпочитаемые вами места для прогулок в городе.

13. Как вы считаете, следовать моде: обязательно, желательно, не обязательно?

Библиографический список

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 320 с.

2. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб. : Питер, 1999. 684 с.

3. Кон И. С. Сексология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 384 с.

4. Клецина И. С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М. : Проспект. 2017. 144 с.

5. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2005. 431 с.

6. Воронина О. А. Гендерные перспективы философской антропологии // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. Вып. 9. С. 198-216.

7. Шустова Л. П., Дюльдина Ж. Н. Проблема ген-дера в педагогических исследованиях // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5 (ч. 3). С. 629-633.

8. Шишлова Е. Э. Межкультурная гендерная коммуникация как диалог субкультур // Новая наука : от идеи к результату. 2017. Т. 1, вып. 3. С. 211-215.

9. Шишлова Е. Э. Типология культур в гендерном изме-

рении // Новая наука : проблемы и перспективы. 2017. Т. 2, № 3. С. 198-201.

10. Шустова Л. П., Гриценко В. В., Никитина О. Г. Поликультурный подход в социальном воспитании личности как инновация в дополнительном образо-

вании // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. 2016. № 6. С. 33-42.

11. Основные параметры и закономерности формирования молодежных субкультур [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/longreads/2491 (дата обращения: 14.11.2019).

12. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. М. : Изд-во «Информация - XXI век», 2002. 256 с.

13. Tannen D. You Just Don't Understand. N.Y. : Morrow, 1990. 330 p.

14. Мосиенко Л. В. Исследования молодежной субкультуры: аксиологический аспект // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2011. № 2. С. 236-242.

15. Троицкая О. Г. Гендерные особенности коммуникации // Проблемы межкультурной коммуникации : межвуз. сб. Иваново : ИГХТУ, 2000. С. 374-380.

16. Гендерные модели потребления. URL: http://www. consumers.narod.ru/lections/ gender.html (дата обращения: 14.11.2019).

17. Бем С. Линзы гендера : Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. Д. Викторовой. М. : РОССПЭН, 2004. 336 с.

18. Вершинина Е. А., Гриненко Д. Н. Проблема буллинга и ее возможные причины на примере девушек - представительниц субкультуры «пацанка» // Современное общество : проблемы, идеи, инновации. 2016. № 5. С. 9-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604890 (дата обращения: 14.11.2019).

19. Шустова Л. П. Формирование гендерной толерантности старшеклассников. Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2017. 143 с.

20. Шустова Л. П., Данилов С. В., Кузнецова Н. И. Исследование гендерных аттитюдов юношей и девушек // Современные проблемы психологии и образования : в контексте работы с различными категориями детей и молодежи / гл. ред. Р. Е. Барабанов. М. : МИТУ-МАСИ, 2018. С. 118-125.

Образец для цитирования:

Шустова Л. П. Особенности субкультур юношей и девушек малого города России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 85-92. Б01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-85-92

Peculiarity of Subcultures of Young Males and Females in Russian Town

Lyubov P. Shustova

Lyubov P. Shustova, https://orcid.org/0000-0002-2552-2310, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, 4 Ploshad' 100-letiya so dnya rozhdeniya Lenina, Ulyanovsk 432071, Russia, [email protected]

The relevance of the study is associated with the contradiction between the need of high school students for life self-determination in the context of gender socialization and the unpreparedness of the school education system to fulfil this need. The purpose of the study

presented in the article is to identify the features of subcultures of young males and females in a Russian town. We tested the hypothesis of qualitative and quantitative differences in the subcultures of young males and females living in a provincial town. We defined the "gender subcultures" notion from a scientific point of view and highlighted the importance of studying the features of subcultures of young males and females at the stage of primary socialization. The study was performed on two samples of high school students (N = 185), young males and females of secondary school No. 3 of Novoulyanovsk using the author's technique "Questionnaire for the study of subcultures of young males and females" (L. P. Shustova). It was established that there are features specific to the subcultures of young males and females, which include special ways of spending free time and choosing their favourite activities, sources of informa-

tion and behavioural "norms" in their subcultures, clothing styles and musical preferences, choosing their favourite school subjects and games, topics of jokes and slang, the choice of favourite walking routes in the town, fashion preferences, and, alongside with that, there is a similarity in their value orientations. Providing assistance and support for young males and females in creating preparedness for life, personal and professional self-determination at this stage of socialization, conducting discussions of male and female subcultures will contribute to correcting the gender attitudes of high school students, understanding and accepting individual characteristics and variability of gender-role behaviour of young males and females before they become adults.

Keywords: socialization, early youth, gender subcultures, subcultures of young males and females.

Received: 10.09.2019 / Accepted: 26.11.2019 / Published: 31.03.2020 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Bern Sh. Gendernayapsikhologiya [Gender Psychology]. St. Petersburg, Praim-Evrpznak Publ., 2004. 320 p. (in Russian).

2. Mayers D. Sotsial'nayapsikhologiya [Social Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. 684 p. (in Russian).

3. Kon I. S. Seksologiya [Sexology]. Moscow, Akademiya Publ., 2004. 384 p. (in Russian).

4. Kletsina I. S. Gendernyye normy kak sotsial'no-psikho-logicheskiy fenomen [Gender Norms as Social and Psychological Phenomenon]. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 144 p. (in Russian).

5. Bendas T. V. Gendernaya psikhologiya: Uchebnoye poso-biye [Gender Psychology: Manual]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 431 p. (in Russian).

6. Voronina O. A. Gender Perspectives of Philosophical Anthropology. Novyy vzglyad. Mezhdunarodnyy nauchnyy vestnik [New View. International Scientific Bulletin], 2015, iss. 9, pp. 198-216 (in Russian).

7. Shustova L. P., Dyul'dina Zh. N. Gender Problem in Pedagogical Researches. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii [Modern High Technologies], 2016, no. 5 (pt. 3), pp. 629-633 (in Russian).

8. Shishlova E. E. Cross-Cultural Gender Communication as Dialogue of Subcultures. Novaya nauka: ot idei k rezul 'tatu [New Science: from Idea to Result], 2017, vol. 1, iss. 3, pp. 211-215 (in Russian).

9. Shishlova E. E. Typology of Cultures in Gender Measurement. Novaya nauka: problemy i perspektivy [New Science: Problems and Prospects], 2017, vol. 2, no. 3, pp. 198-201 (in Russian).

10. Shustova L. P., Gritsenko V. V., Nikitina O. G. Poly-Cultural Approach in Social Education of Personality

as Innovation in Additional Education. Munitsipal'noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment [Municipal Unit: Innovations and Experiment], 2016, no. 6, pp. 33-42 (in Russian).

11. Osnovnyye parametry i zakonomernosti formirovaniya molodezhnykh subkul'tur [Key Parameters and Regularities of Formation of Youth Subcultures.]. Available at: https://post-science.ru/longreads/2491 (accessed 14 November 2019) (in Russian).

12. Slovar' gendernykh terminov [Dictionary of Gender Terms]. Ed. by A. A. Denisova. Moscow, Informatsiya -XIX vek Publ., 2002. 256 p. (in Russian).

13. Tannen D. You Just Don't Understand. New York, Morrow, 1990, 330 p. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 15 November 2019).

14. Mosiyenko L. V. Researches of Youth Subculture: Axi-ological Aspect. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Orenburg State University], 2011, no. 2, pp. 236-242 (in Russian).

15. Troitskaya O. G. Gendernyye osobennosti kommunika-tsii [Gender Features of Communication]. In: Problemy mezhkul 'turnoy kommunikatsii [Problems of Cross-Cultural Communication]. Ivanovo, IGKhTU, 2000, pp. 374-380 (in Russian).

16. Gendernyye modelipotrebleniya [Gender Models of Consumption]. Available at: http://www.tsonsumers. people. ru/letstions/gender.html (accessed 14 November 2019) (in Russian).

17. Bem S. Linzy gendera: Transformatsiya vzglyadov na problemu neravenstva polov [The Lenses of Gender. Transforming of Debate on Sexual Inequality. Trasl. from engl. D. Viktorova]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2004. 336 p. (in Russian).

18. Vershinina E. A., Grinenko D. N. Bullying Problem and Its Possible Reasons on Example of Girls - Representatives of Subculture "Patsanka". Sovremennoye obshchestvo: problemy, idei, innovatsii [Modern Society: Problems, Ideas, Innovations], 2016, no. 5, pp. 9-15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp? id=25604890 (accessed 14 November 2019) (in Russian).

19. Shustova L. P. Formirovaniye gendernoy tolerantnosti starsheklassnikov [Formation of Upper-Form Pupils' Gender Tolerance]. Ulyanovsk, Ulyanovskiy gos. ped. un-t, 2017. 143 p. (in Russian).

20. Shustova L. P., Danilov S. V., Kuznetsova N. I. Issle-dovaniye gendernykh attityudov yunoshey i devushek [Research of Young Men's and Girls' Gender Attitudes]. In: Sovremennyye problemy psikhologii i obrazovaniya: v kontekste raboty s razlichnymi kategoriyami detey i molo-dezhi [Modern Problems of Psychology and Education: in Context of Work with Various Categories of Children and Youth]. Ed. R. E. Barabanov. Moscow, MITU-MASI Publ., 2018, pp. 118-125 (in Russian).

Cite this article as:

Shustova L. P. Peculiarity of Subcultures of Young Males and Females in Russian Town. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 1 (33), pp. 85-92 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-85-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.