УДК 316.77
ДЫБОВСКИЙ Александр Сергеевич Осакский университет г. Осака, Япония aledybo@gmail.com
ЛАРИНА Лилия Львовна Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточное отделение Российской академии наук г. Владивосток, Россия
О НЕКОТОРЫХ СХОДСТВАХ И РАЗЛИЧИЯХ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ, УСТРЕМЛЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КИТАЙСКИХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК. ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТНОГО ОПРОСА 2016 г.
В этой статье, написанной на основе проведенного в 2016 г. анкетного опроса в пяти городах Китая (Пекин, Шанхай, Харбин, Чанчунь, Далянь), обсуждаются сходства и различия жизненных позиций, устремлений и ценностный ориентаций китайских юношей и девушек. Респондентами анкетного опроса стали 650 этнических китайцев (314 юношей и 336 девушек) преимущественно в возрасте до 25 лет. Анкета состояла из 22 вопросов, сгруппированнык в четыре раздела. Ответы на каждый вопрос анкеты представлены в графиках. В первом разделе содержались вопросы, призванные выявить отношение китайских молодых людей к жизни, их наиболее общие устремления и ценности, во втором разделе предметом изучения стали отношения китайских молодых людей с родителями и друзьями. Вопросы третьего раздела были предназначены для выявления отношения китайских молодых людей к вопросам трудоустройства, наконец, четвертый раздел был предназначен для дальнейшей конкретизации социального портрета респондентов этого анкетного опроса. В результате проведенного исследования можно сказать, что жизненные устремления и ценности китайских юношей и девушек во многом оказались сходными. Было выювлено больше сходств, чем различий, и этнический фактор был явно весомее гендерного. Отличия большей частью состояли в том, что китайские юноши, по всей вероятности, дальше продвинулись по пути вестернизации, они проявили большую готовность к пересмотру многих традиционных ценностей, чем китайские девушки, для которых была характерна большая консервативность в быту и большая склонность к традиционным семейным ценностям. В то же время девушки были более эгоцентричны, чем китайские юноши, когда речь шла о трудоустройстве и выборе условий работы.
Ключевые слова: китайская молодежь, жизненные позиции, устремления, ценности, ген-дерные сходства и различия
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-85-101
Alexander S. DYBOVSKY Osaka University Osaka. Japan aledybo@gmail.com
Lilia L. LARINA
Institute of History, Archeology and Ethnography of Peoples of the Far-East, Far-Eastern Branch of Russian Academy
of Sciences Vladivostok, Russia
ON GENDER SIMILARITIES AND DIFFERENCES IN ATTITUDES TOWARDS LIFE POSITIONS, ASPIRATIONS AND VALUE ORIENTATIONS AMONG CHINESE YOUTH - BASED ON QUESTIONNAIRE SURVEY RESULTS, 2016 -
The present article, based on a survey conducted in 2016 in five cities of China (Beijing, Shanghai, Harbin, Changchun, Dalian), discusses the similarities and differences in attitudes, aspirations and value orientations of Chinese young people. The survey respondents were 650 ethnic Chinese young people (314 males and 336 females), mostly under the age of 25. The questionnaire was comprised of 22 questions, grouped into four sections. The first section contained questions designed to reveal the attitudes of Chinese young people to life, including their most common aspirations and values; the second section focused on the Chinese young people's relationships with parents and friends. The third section targeted the attitudes of Chinese young people to employment issues, and, finally, the aim of the fourth section was to specify the social portrait of the respondents of the questionnaire. The responses to each question of the questionnaire were statistically analyzed and presented in graphs. The results of the present survey reveal that life aspirations and values of young Chinese males and females are similar in many aspects. More similarities than differences between the two sexes were identified, and the ethnic factor proved to be more important in determining life attitudes and values than the gender factor. Yet, a number of gender differences were detected. The survey results reveal that young Chinese males - in contrast to females - have advanced further along the path of westernization and demonstrate greater willingness to revise many traditional Chinese values. The Chinese females' responses, on the other hand, are characterized by greater conservatism in daily life, and a stronger inclination towards traditional family values. Nevertheless, females demonstrated more egocentric tendencies than males in regard to finding employment and choosing working conditions.
Key words: Chinese youth, life attitudes, aspirations, values, gender similarities and differences
Для цитирования: Дыбовский А.С., Ларина Л.Л. О некоторых сходствах и различиях жизненных позиций, устремлений и ценностных ориента-ций китайских юношей и девушек. По материалам анкетного опроса 2016 г. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 5-2. с. 85-101. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-85-101.
For citation: Dybovsky A.S., Larina L.L. On gender similarities and differences in attitudes towards life positions, aspirations and value orientations among chinese youth - Based on questionnaire survey results, 2016 -. Historical and Social-Educational Idea. 2 018. Vol. 10. No. 5-2. Pp. 85-101. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-5/2-85-101. (in Russ)
Введение
В последние десятилетия Китай, стремительно идущий по пути модернизации и ставший в 2017 г. второи экономикои мира, привлекает внимание исследователеи самых разных специальностей Однако по сравнению с интересом к китаискои экономике, росту производства, участию Китая в международном разделении труда, перспективам даль-неишеи экономическои экспансии Китая меньше внимания уделяется гуманитарнои сфере, в частности, исследованию социально-культурнои трансформации, происходящеи в китаиском обществе. Обратившись к проблеме гендерных сходств и различии жизненных позиции, устремлении и ценностных ориентации китаискои молодежи, мы попытаемся внести свои скромныи вклад в исправление вышеуказаннои диспропорции.
По интересующеи нас проблеме на русском языке работ существует не так много. Из них особенно интереснои оказалась для нас статья М.Ю. Леонтьева, позволяющая составить представление о трудах китаиских исследователеи, связанных с изучением ценностных ориентации китаиских молодых людеи [8]. Следует отметить и публикацию аспирантки факультета психологии Санкт-Петербургского университета Ли Цзыхань, в ко-торои гендерные различия в ценностных ориентациях китаиских юношеи и девушек анализируются в русле теории личных ценностеи Ш. Шварца [9]. Исследование Ли Цзыхань показало, что для китаиских девушек более важны такие ценности, как конформизм, доброта,универсализм, а для юношеи - самостоятельность, стремление к достижениям, безопасность и власть (при этом популярность ценности «традиция» в обеих гендерных группах была минимальнои) [9:83]. Ли Цзыхань интерпретировала данные ответов как соответствие «традиционным гендерным ролям, предписывающим женщинам подчинение правилам, доброту в отношениях с близкими и заботу об их благополучии, а мужчинам - активность в достижении своих целеи и заботу о безопасности семьи» [9:84]. О важности для китаиских молодежи таких нравственных ценностеи, как доброта, сердечность, честность, скромность, трудолюбие (правда, без указания гендерных различии) сообщается в статье И.Б. Смирнова [10]. Ценности китаиских студентов (без указания гендерных различии), с точки зрения их значимости и достижимости, анализируются в работе О.И. Даниленко и И. Сюи [1]. Авторы приходят к выводу о том, что наиболее значимыми ценностями для китаиских студентов являются благополучие семьи, счастье и обеспеченная жизнь, а наиболее доступными - благополучие семьи, свобода и самоуважение [1:34].
На англииском языке по проблеме гендерных различии китаиских молодых людеи существует немало публикации самых различных направлении: социокультурных, социально-психологических, психиатрических и прочих, преимущественно прикладных, исследовании, проливающих свет на многие общие и частные, порои весьма экзотические стороны проблемы. Например, E.C. Chang, H. Yang и T. Yu, исследуя межличностные источники удовлетворенности жизнью у китаиских и американских студентов, выявили гендерные различия факторов-источников удовлетворенности жизнью у китаиских юношеи и девушек: если для юношеи в качестве факторов-источников удовлетворенности жизнью значимость имели сам респондент, родители и преподаватели, то для девушек -только сам респондент и родители [11] (при этом для юношеи был более значим фактор собственнои личности, а для девушек существенно более значим фактор родителеи). Общии уровень удовлетворенности жизнью был выше у американских студентов по сравнению с китаискими [11:420]. В исследовании F. Kong, K. Ding, J. Zhao рассматривалась взаимозависимость (корреляция) между благодарностью, самооценкои, социальнои под-держкои и удовлетворенностью жизнью у китаиских студентов [15]. Результаты анализа показали, что юноши с высокими баллами благодарности с большеи степенью вероятно -
сти получали большую социальную поддержку, чем представители фемининной группы, в то время как девушки с высоким уровнем социальнои поддержки, как правило, были в большеи степени удовлетворены жизнью, чем юноши [15:77]. В социологическом исследовании L. Wang , J. Mei, L. Tian, H.E. Scott, которое было осуществено на материалах опроса 2158 китаиских школьников 4-11 классов [18], большую степень удовлетворенности своим пребыванием в школе проявили девочки в отличие от мальчиков. В работе Ch. Moon, K. Ohk, Ch. Choi, посвященнои изучению финансовои грамотности китаиских студентов, было установлено, что студенты женского пола имели меньше возможностеи для получения образования в области финансов и меньше опыта финансовои деятельности, чем студенты мужского пола (при этом уровень финансовои грамотности китаиских студентов был ниже, чем в Южнои Корее и других странах ОЭСР) [19]. Исследование Sh. Ye, L. Yu, K. Li было предпринято для выявления связи между самооценкои и удовлетворенностью жизнью у китаиских студентов [21]. Было установлено, что у представителеи обоих полов высокая самооценка устоичиво коррелировала с удовлетворенностью жизнью; при этом соци-ально-экономическии статус респондентов также оказывал существенное влияние на степень удовлетворенности жизнью; в то же время влияние социально-экономического статуса на самооценку респондентов наблюдалось исключительно у представительниц фемининнои группы [21:546]. В статье R. X. Liu, рассматривающеи асоциальное поведение подростков в свете общеи теории деформации личности и гендерного неравенства в социокультурном контексте материкового Китая на материале опроса более 500 школьников, было выяснено, что у мальчиков асоциальное поведение связано с семеиными финансовыми трудностями, нестабильностью семеиных отношении родителеи, а также с любовными разочарованиями, а у девочек - только с любовными разочарованиями и проблемами со здоровьем [17]. В исследовании X. Zuo, Ch. Lou, E. Gao, Y. Cheng, H. Niu, L.S. Zabin на основании опроса 16554 респондентов в трех азиатских городах - Ханое, Шанхае и Таибэе рассматриваются гендерные различия в отношении подростков к добрачным сексуальным связям [23]. Авторы приходят к выводу о том, что мальчики более терпимо относятся к добрачным половым связям, чем девочки. Первые также проявили более традиционное отношение к гендерным ролям, основывающимся на конфуцианских ценностях и предполагающих неравенство полов [23:1-2]. В статье X. Chi и S.T. Hawk рассматриваются результаты опроса китаиских студентов по поводу их отношения к однополым связям [13]. Исследование показало, что большинство китаиских студентов относится к однополым связям отрицательно, причем с более негативным отношением в маскулин-нои группе по сравнению с фемининнои, в которои более терпимое отношение к однополым связям отмечалось по мере роста уровня обучения (в мужскои группе такои корреляции не наблюдалось) [13:1]. В работе Q. Chao и X. Yang, Ch. Luo рассматривались гендерные различия при изучении случаев самотравмирования среди китаиских студентов первого и второго курсов (всего 960 чел.) одного из университетов провинции Шаньси [12]. Было установлено, что случаи самотравмирования (и особенно самотравмирования с тяжелыми последствиями) чаще наблюдаются у юношеи, чем у девушек, хотя в специаль-нои литературе (как отмечают авторы) самотравмирование обычно характеризуются как специфическое фемининное поведение. Основными причинами самотравмирования у юношеи были гендерные ролевые конфликты, а также вербальное насилие, в то время как у девушек к двум названным факторам добавлялись еще два - визуальное и сексуальное насилие [12:1]. В исследовании X. Zhang, Y. Ren, J. You, Ch. Huang и Y. Jiang, M. Lin, F. Leung рассматривалось, как у китаиских подростков проявлялась связь отрицательных эмоции с мыслями о самоубиистве и попытками самоубииства на материале опроса 3600 респондентов [22]. В ходе анализа результатов исследования проверялась гипотеза о том, что несуицидальное самотравмирование является медиатором между негативными эмоциями и попытками самоубииства у китаиских подростков [22:1609]. Гендерные различия при этом состояли в том, что у девочек связь между негативными эмоциями и мыслями о самоубиистве была сильнее, и медиаторами процесса перехода от негативных эмоции к попыткам самоубииства были несуицидальное самотравмирование и мысли о самоубиистве, в то время как у мальчиков медиатором перехода от негативных эмоции к попыткам самоубииства были только мысли о самоубиистве [22:1615]. В коллективном исследовании I.M. Newman, D.F. Shell, Zh. Huang и L. Qia рассматривалась реакция китаиских молодых людеи на покраснение лица в результате алкогольного опьянения участ-
ников студенческих вечеринок [20]. Было установлено, что окружающие ведут себя по-разному в отношении юношеи и девушек: их стремление к тому, чтобы заставить проблемное лицо воздержаться от употребления алкоголя проявлялось сильнее в отношении девушек, чем в отношении юношеи [20:57], что объяснялось наличием культурных ценностеи, в соответствии с которыми женщины больше нуждаются в защите, чем мужчины [20:58]. В 2004 г. в Японии было опубликовано исследование по истории гендерного вопроса в Китае, представившее богатыи материал о положении женщины в китаискои семье в разные эпохи по различным источникам, исключая анкетные опросы [24]. Как видим, усилиями исследователеи гендерные различия обнаруживаются в самых разных сферах жизни и деятельности людеи.
В 2015-2016 гг. мы также осуществили анкетное исследование в нескольких вузах Японии, Кореи, Китая и россииского Дальнего Востока с целью сопоставления мировоззрения, жизненных устремлении и ценностных ориентации молодых людеи указанных стран1. В этои статье будут кратко рассмотрены результаты китаискои части этого исследования с точки зрения гендерных сходств и различии у китаиских юношеи и девушек, ставших респондентами нашего анкетного опроса. Анкетирование проводилось в пяти городах - Пекине, Шанхае, Чанчуне, Даляне и Харбине 2. Среди 650 респондентов (этнических китаицев) было 336 юношеи и 314 девушек. Анкета состояла из четырех разделов, содержавших в общеи сложности 22 вопроса. Рассмотрим их по порядку, фиксируя наше внимание на основных сходствах и различиях мировоззрения, жизненных устремлении и ценностных ориентации двух вышеуказанных гендерных групп китаискои молодежи.
Цели, позиции, приоритеты
В первом разделе анкеты было 6 вопросов. Его назначение состояло в том, чтобы выявить основные жизненные позиции и цели респондентов, их интересы и стремления, отношение к деньгам, взгляд на природу человека и некоторые прочие аспекты мировоззрения
молодых людей. В ответах китайских молодых людей на вопросы рассматриваемого раздела между юношами и девушками наблюдается большое сходство.
Наиболее контрастными были ответы на первый вопрос анкеты - «Что более всего доставляет вам радость?» (Рис. 1-1). Ответы на этот вопрос показали, что китаиские девушки в боль-шеи степени, чем юноши, ценят время в кругу семьи (45% упоминании против 32% в мужскои группе), путешествия (43% упоминании против 36%), самосовершенствование (38% упоминании против 28%) и вкусную еду (32% упоминании против 17%), а юноши больше радости находят в получении денег (33% упоминании против 26%), занятиях спортом (27% упоминании против 10%) и в учебе (15% упоминании против 7%).
1 См. описание корпуса исследования и его основных результатов в [16].
2 Обзор литературы и историю вопроса см. в [2, 4, 7].
Рис. 1-1 What gives you the most joy?
Некоторые расхождения в ценностных ориентациях между китаИскими юношами и девушками проявились и в ответах на второи вопрос анкеты - «Ради чего, по вашему мнению, стоит жить на свете?» (Рис. 1-2). Девушки существенно преобладали в стремлении испытать все удовольствия (45% против 27% в мужскои группе), их также было больше среди желающих стать счастливыми (63% против 57%), а юноши преобладали в стремлении осчастливить других людеи (17% и 11%) 1 и создать семью (9% и 4%).
Третии вопрос первого раздела анкеты - «Является ли зарабатывание денег приоритетной целью для вас?» (Рис. 1-3) -предназначался для того, чтобы выявить отношение китаиских респондентов к зарабатыванию денег. При общем небольшом преобладании в обеих группах лиц, для которых зарабатывание денег приоритетнои зада-чеи не является, юноши незначительно преобладали и среди тех, для кого зарабатывание денег приоритетнои задачеи «скорее является» (38% и 33%), и среди тех, для кого зарабатывание денег приоритетнои за-дачеи «скорее не является» (40% и 37%). Такие ответы наших респондентов, по всеи вероятности, можно связать с большеи социальнои активностью представителеи мужского пола в свете традиционного ролевого разделения труда в ки-таискои семье. Обращает на себя внимание заметное преобладание в женскои группе лиц, не определившихся с ответом (30% против 22% в мужскои группе).
Следующии вопрос анкеты - «Какие из перечисленных явлений кажутся вам абсолютно
неприемлемыми?» (Рис. 1-4) -предназначался для того, чтобы
Рис. 1-2 For what, in your opinion, is it worth living in the world?
Рис. 1-3 Is making money a priority for you?
Рис. 1-4 Which of the following phenomena seem to you completely unacceptable?
При введении данных в виде цифровой последовательности сначала приводятся сведения, касающиеся мужской группы, затем - женской.
выявить отношение респондентов к негативным явлениям современности. Из ответов на этот вопрос можно заключить, что подавляющее большинство представителеи обеих гендерных групп (с небольшим преобладанием в женскои группе - 64% против 60%) негативно относится в первую очередь к нарушению норм нравственности, что показывает большую важность последних для китаискои молодежи. Это, по всеи вероятности, свидетельствует об актуальности для китаискои молодежи этических начал китаискои
Пятыи вопрос первого раздела нашеи анкеты - «Какие качества, с вашей точки зрения, преобладают в природе человека?» (Рис. 1-5) - был заимствован из подхода к типологии культур при помощи метода ценностных ориентации (Value Orientations Method), разработанного в 1940-е гг. американскими антропологами Флоренс и Клаидом Клакхонами, а также Фредериком Стродтбеком1. Ответы на этот вопрос в мужскои и женскои группах были почти тождественными (добро - 59% и 58%; зло - в обеих группах по
Рис. 1- 5 What qualities, from your point of view, pre- 14%; затрудняюсь ответить -
1 ' J ê/ l J 'I n Г7 Г\ / О П Г\ / Л 1—Г "
vail in human nature? 27% и 28%). По всеи вероятно-
сти, за этими ответами можно увидеть созидательную мощь китаискои культурнои традиции в плане позитивного отношения к человеку, а также важность ее вышеупомянутых этических начал.
Последнии вопрос первого раздела анкеты - «Вы стараетесь прилагать все возможные усилия для вашего будущего или вам важнее жить полноценной жизнью сейчас?» (Рис. 1-6) - был предназначен для того, чтобы выявить временную ориентацию деятельности наших респондентов. Он показал, что абсолютное большинство китаи-ских молодых людеи (71% и 76%) склонны жертвовать настоящим во имя будущего, на основании чего, вероятно, можно сказать, что временнои фокус жизнедеятельности по-
1 См., например, [14].
культурнои традиции.
Рис. 1-5. Какие качества, с вашей точки
зрения, преобладают в природе
человека?
1 59 п 5S 1 va % от числа опрошенных (юноши). ■ Б % от числа опрошенных (дмушии).
27 га
Н 14
J ■ J
добро 1ЛО затрудняюсь ответить
Рис. 1-6 Are you trying to make all possible efforts for your future or is it more important for you to live a full life now?
давляющего большинства китайских молодых людей ориентирован на будущее, и по уровню вестернизации сознания молодежи Китаи находится далеко позади Японии и Кореи, большая часть молодых людеикоторых считает важным жить полноценнои жизнью в настоящем а не класть все силы на борьбу за место под солнцем в будущем1. Движение в этом направлении, по всеи вероятности, можно считать тенденциеи в смене ценностных ориентации молодежи стран Восточнои Азии. С этои точки зрения в ответах на этот вопрос можно отметить большую консервативность фемининнои группы и большую ориентированность на настоящее в маскулиннои группе (29% и 24%).
Таким образом, в первои части анкетного опроса китаискои молодежи нами было выявлено больше сходств во взглядах юношеи и девушек, чем различии. Подавляющее большинство китаиских молодых людеи видит смысл жизни в достижении счастья, нетерпимо относится к нарушению норм нравственности и готово жертвовать настоящим ради будущего. В соответствии с конфуцианскими воззрениями около 60% молодых ки-таицев считает, что в природе человека преобладает добро. Многие молодые люди стремятся к самореализации и не считают, что смысл жизни состоит в зарабатывании денег. Гендерные различия в этои части анкеты имели частныи характер, а именно: китаиские девушки проявили большую склонность к семеиным ценностям, а также и большее стремление к гедонизму. Китаиские юноши были более склонны к инновации: среди них было больше тех, кто стремится жить полноценнои жизнью в настоящии момент, а не жертвовать настоящим во имя будущего; кроме того, среди них было больше лиц, стремящихся сделать счастливыми других людеи.
Семья, друзья
Второй раздел анкеты предназначался для того, чтобы более предметно рассмотреть отношения наших респондентов с родителями, их взгляды на проблемы семьи и брака, а также на характер их отношений с близкими людьми - родственниками и друзьями. В этом разделе анкеты было пять вопросов. Первый вопрос - «Важно ли для вас мнение родителей при принятии какого-либо решения?» (Рис. 2-1) - показал большую привязанность и близость к родителям китайских девушек (31% против 22%) и несколько большую отстраненность от родителей китайских юношей: 21% из них редко интересуется мнением родителей при принятии жизненных решений (15% в женской группе). При этом количество эгоцентричных молодых людей, спрашивающих мнение родителей только для проформы и поступающих по-своему, в обеих группах составило по 56%, что, по всей вероятности, показывает общую тенденцию роста эмансипации китайских молодых людей по мере повышения уровня экономического благосостояния китайского народа, а также свидетельствует о нарастании кризисных явлений в семейных отношениях в процессе модернизации китайского общества.
1 Ср. с ответами на этот вопрос японских и корейских респондентов [6:142].
Рис. 2-1. Важно ли для вас мнение родителей при принятии какого-либо решения?
56 56
31
22 21
и J
очень важно, я я редко спрашиваю я выслушаю их я никогда не всегда с ними их мнение мнение, но сделаю советуюсь сними
советуюсь по-своему
■ В % отчита опрошенных (юноши).
■ В % от числа опрошенных (девушки).
Рис. 2-1 Does parental opinion matter to you when making a decision?
Рис. 2-2 When you have problems, who do you ask for help?
Рис. 2-3. Что, по вашему мнению, в первую очередь необходимо для создания собственной семьи?
л I ' »
постоянная работа у ^
стабильный доход
собственное жилье
завершение образования
согласие родителей
любовь
■ В % от числа опрошенных (девушки). ■ В % от числа опрошенных (юноши).
Рис. 2-3 What do you think is first necessary to create your own family?
Рис. 2-4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?
48 -
положительно отрицательно национальность не имеет
значения
■ В % отчисла опрошенных(юноши). ■ В % отчисла опрошенных (девушки).
Рис. 2-4 How do you feel about inter-ethnic marriages?
- 92 -
В ответах на следующий вопрос - «Когда у вас возникают проблемы, к кому вы обращаетесь за помощью?» (Рис. 2-2) -выявились большее стремление китайских девушек полагаться в решении своих жизненных проблем на родителей (65% против 51% в мужской группе) и друзей (60% против 54%), а у юношей -большая готовность справляться со своими проблемами самостоятельно (46% против 37% в женской группе). Обращает на себя внимание заметное и примерно равное участие кровных родственников одного поколения - братьев и сестер (соответственно 11% и 10% в мужской и женской группах) - в решении проблем молодых людей обоих полов.
Небольшие гендерные различия проявились в ответах на вопрос «Что, по вашему мнению, в первую очередь необходимо для создания собственной семьи?» (Рис. 2-3). Мнения существенно разошлись только в отношении согласия родителей на брак сына или дочери: 45% девушек (против 28% юношей) назвали его вслед за любовью (76% упоминаний в обеих группах) в качестве условия заключения брака. Для юношей согласие родителей было на четвертом месте - после любви, постоянной работы (42% упоминаний) и стабильного дохода (40% упоминаний). За этими различиями в результатах опроса китайских юношей и девушек, вероятно, можно увидеть более крепкую привязанность китайских девушек к родителям (по сравнению с китайскими юношами), а также более прочную связь с традицией семейных отношений и с семейными ценностями.
В ответах на вопрос - «Как вы относитесь к межнациональным бракам?» (Рис. 2-4) -
китаиские юноши преобладали среди тех, кто относится к международным бракам положительно (48% против 39%), а китаиские девушки - среди тех, кто считает, что национальность при заключении брака не имеет значения (53% упоминании против 42%). Число лиц, относящихся к международным бракам отрицательно и, по всеи вероятности, имеющих националистические предрассудки, составило в мужскои и женскои группах соответственно 10% и 8%.
Незначительные гендер-ные различия были выявлены и в ответах на следующии вопрос анкеты - «Какие качества вы цените в людях больше всего?» (Рис. 2-5). При том, что на первых двух местах в обеих группах оказались такие традиционные ценности, как правдивость (60% и 62% упоминании) и верность (40% и 43% упоминании), для женскои группы существенно большее значение имели интеллект (33% упоминании против 24%) и чувство юмора (28% упоминании против 22%), а для муж-скои - скромность (25% упоминании против 18%).
Рис. 2-5 What qualities do you value most in people?
В заключение можно сказать, что ответы двух гендерных групп китаискои молодежи на пять вопросов второго раздела анкеты выявили больше сходств, чем различии. В семеиных отношениях, а также в оценке положительных качеств личности проявилась известная консервативность китаиских молодых людеи, вероятно, связанная с конфуци-анскои культурнои традицией Однако налицо и явное выхолащивание традиционных семеиных отношении, например, в том, что молодые люди считают любовь важнеишим фактором создания собственнои семьи, а мнение родителеи при принятии жизненных решении спрашивают исключительно для проформы. Гендерные различия в ответах на вопросы этого раздела проявились в несколько большеи склонности китаиских юношеи к самостоятельности, а также в заметно более прочнои связи китаиских девушек с традицией, особенно в сфере семейных отношении.
Карьера, работа
В третьем разделе анкеты наше внимание было сосредоточено на вопросах, связанных с трудоустройством и будущей профессиональной деятельностью респондентов. Раздел состоял из трех вопросов. В ответах на первый вопрос - «Что, по вашему мнению, необходимо для достижения успеха в обществе, в котором вы живете?» (Рис. 3-1) -
расхождения были незначительные: и в мужскои, и в жен-
Рис. 3-1 What do you think is necessary for success in the society in which you live?
ской группах преобладали ответственность (49% и 47% упоминаний), профессиональная квалификация; (46% и 47% упоминании) и талант (28% и 36% упоминании). Далее, для девушек были более важны связи (31% упоминании против 26%) и умение ладить с людьми (24% упоминании против 18%), а для юношеи - следовавшая вслед за «связями» принципиальность (19% упоминании против 11%) .
Ответы на следующий вопрос третьего раздела анкеты - «Кем вы хотите стать после окончания университета?» (Рис. 3-2) - показали б0льшую предпочтительность для женской группы респондентов трудоустройства в качестве сотрудника частной компании (39% упоминаний против 20%), в то время как для представителей мужской группы были заметно более привлекательны профессии инженера (20% и 5% упоминаний), ученого (20% и 13% упоминаний), политика (17% и 10% упоминаний), военного (10% и 4% упоминаний).
В последнем вопросе этого раздела анкеты - «Какие факторы играют для вас решающую роль при выборе работы?» (Рис. 3-3) - мы пытались выяснить сходства и различия мотивации наших респондентов при трудоустрои-стве и, соответственно, ценности, на которые эта мотивация опирается.
И в мужской, и в женской группах респондентов на первых четырех местах оказались возможность самореализации (51% и 52% упоминаний), высокая зарплата (50% и 49% упоминаний), интерес к работе (38% и 46% упоминаний), пер-Рис. 3-3 What factors play a decisive role for you when спективы роста (32% и 36% choosing a job? упоминаний). В женской группе
существенно б0льшую ценность имели удобный график (29% упоминаний против 20%) и интерес к работе (46% против 38%), а в мужской - полезность для общества (19% упоминаний против 14%). Как видим, в нашем опросе китайские девушки чуть большее значение, чем юноши, придавали личным предпочтениям (удобный график работы) и склонностям (интерес к работе). В этом разделе они стали акторами новаций, а для юношей было характерно более традиционное поведение. В остальном различия были несущественны.
Рис. 3-2 What do you want to be after graduation?
Портрет респондента
Последний раздел нашей анкеты состоял из 8 вопросов. Собирая общие сведения о наших респондентах, мы продолжали выявлять тендерные сходства и различия китаиских юношеи и девушек, обращая особое внимание на их жизненные позиции и устремления, а также отношение к окружаю-щеи деиствительности. Ответы на первыи вопрос - «Вы удовлетворены вашей жизнью в настоящее время?» (Рис. 4-1) -не показали существенных различий. В мужской группе незначительно преобладали лица, давшие на этот вопрос утвердительный ответ (57% и 52%), в женской группе было чуть больше лиц, не определившихся с ответом, - 33% против 26% в мужской группе. Весьма сходным оказалось и отношение китайских молодых людей обоих полов к актуальным проблемам современности (Рис. 4-2). В мужской группе на первых трех позициях оказались инфляция, дороговизна образования и безработица; в женской группе - те же явления, оказавшиеся в иной последовательности: инфляция, безработица и дороговизна образования. Далее по всем позициям наблюдались сходные ответы. В качестве основного ген-дерного различия в этом пункте анкеты можно отметить более отчетливое единство в обозначении трех социальных проблем современности в женской группе - инфляции (58% против 50% в мужской группе), безработицы (46% против 33% в мужской группе) и высокой стоимости жизни (33% против 22% в мужской группе). Возможно, эти различия обусловлены неравенством мужчин и женщин на китайском рынке труда, в результате чего вышеуказанные социальные проблемы китайские девушки переживают острее.
Рис. 4-1 Are you satisfied with your life now?
Рис. 4-2. Какие проблемы современности волнуют вас более всего?
■ В % от числа опрошенных (юноши). г в % отчисла опрошенным (девушки).
Рис. 4-2 What problems of modern times worry you most?
Рис. 4-3. Чувствуете ли вы уверенность в будущем?
80
да нет трудно сказать
■ В % отчисла опрошенных (юноши). В % отчисла опрошенных (девушки).
Рис. 4-3 Do you feel confident about the future? - 95 -
Рис. 4-4 Do you feel discomfort when dealing with foreigners?
Рис. 4-5 What is most significant for your self-identification?
Рис. 4-6 Do you trust the media?
Сходные ответы были получены в обеих группах на вопрос «Чувствуете ли вы уверенность в будущем?» (Рис. 43). Подавляющее большинство респондентов обеих групп ответило на этот вопрос положительно (80% в мужскои и 69% в женскои группе). При этом в женскои группе было заметно больше лиц, не определившихся с ответом (25% против 13% в мужскои группе).
Незначительные различия выявились в ответах на вопрос -«Ощущаете ли вы дискомфорт при общении с иностранцами?» (Рис. 4-4). 31% юношей и 24 % девушек ответили на этот вопрос утвердительно, что можно расценивать как проявление ксенофобии у части китайских молодых людей. В то же время 50% представителей мужской группы и 51% женской ответили, что они не ощущают дискомфорта при общении с иностранцами. Думается, что в ответах на этот вопрос можно усмотреть динамику интернационализации китайского общества, около половины молодых людей которого свободны от ксенофобии. И в ответах на этот вопрос в женской группе было больше лиц, не определившихся с ответом - 25% против 19% в мужской группе. Ответы на следующий вопрос -«Доверяете ли вы средствам массовой информации?» (Рис. 45) - показали, что более трети юношей (36% опрошенных), относятся к средствам массовой информации с недоверием, и лишь 22% ответило на этот вопрос утвердительно. В женской группе число лиц, доверяющих средствам массовой информации, составило чуть более одной четверти (26%), в то время как отрицательный ответ о доверии средствам массовой информации дали 25% опрошенных. Как видим, во мнениях мужской группы в отношении средств
массовой информации было больше негатива, а в женской - больше неопределенности.
При высоком сходстве идентификационных особенностеи китаиских юношеи и девушек некоторые различия идентичностеи мужскои и женскои групп выявил вопрос «Что наиболее значимо для вашей самоидентификации?» (Рис. 4-6). Для китаиских юношеи основными были семеиная, национальная и этническая идентичности. Те же три идентичности были важны и для китаиских девушек, однако на первом месте с небольшим отрывом от принадлежности к семье, которая занимала второе место, была названа принадлежность к государству. А этническая идентичность, как и у юношеи, занимала третье место.
Максимальныи разрыв между юношами и девушками наблюдался в принадлежности к семье (54% и 43%), что, по всеи вероятности, можно объяснить культурно-этническими особенностями китаиского народа: при большеи прочности связи девушек с семьеи родителеи, что было установлено выше, юноши по традиции являются наследниками, и они в первую очередь призваны заботиться о родителях в старости. Кроме семеи-нои идентичности, важное значение для наших китаиских респондентов имела принадлежность к большим группам - национальная идентичность (54% и 43%) и этническая идентичность (35% и 29%). Обращает на себя внимание абсолютно маргинальное место в обеих гендерных группах религиознои идентичности (1% и 3%).
Как следует из графика (Рис. 4-7), члены фемининнои группы наших респондентов, в среднем, были немного старше представителеи маскулиннои группы, хотя основная масса опрошенных принадлежала к возрастнои категории 18-20 лет (69% и 73%). Существовала еще одна серьезная диспропорция (Рис. 4-8): в женскои группе абсолютно преобладали лица, получающие гуманитарное образование (75% против 44%), а в мужскои группе было заметно больше лиц, обучающихся техническим специальностям (36% против 10% в женскои группе).
По результатам анализа данных четвертого раздела нашеи анкеты можно сказать, что более половины наших респондентов удовлетворены своеи жизнью, около половины не ощущает дискомфорта при общении с иностранцами и только около четверти молодых китаицев доверяет средствам массовои информации. Гендерные различия проявились в том, что, как и в предыдущих разделах, в ответах девушек преобладали лица, не определившиеся с ответом, они с большеи остротои ощущали
Рис. 4-7. Возраст респондентов
69 73
г
21 23
¿a и ■ 1 0
до 18 лет 18-20 лет 21-24 лет 25 и более лет
■ В % от числа опрошенных (юноши). ■ В процентах от числа опрошенных (девушки).
Рис. 4-7 How old аreyou?
Рис. 4-8. Какое образование
75 - получаете?
АА п JQ 15 ■ п 36 10 Н1 1
гуманнтарноЕ естественной дучнов ТЕХНИЧЕСКОЕ
■ [' от числа опрошенных (юноши}.
■ В % отчислэ опрошенных [девушки].
Рис. 4-8 What kind of education do you get? - 97 -
такие социальные проблемы современности, как инфляция, безработица, высокая стоимость жизни и были менее оптимистичны в отношении своего будущего, чем китаиские юноши. Эта часть опроса также показала, что китаиские девушки чувствуют себя более комфортно, чем юноши, при общении с иностранцами, и они с большим доверием относятся к средствам массовои информации. В отличие от китаиских юношеи, для которых важнеишеи идентичностью оказалась принадлежность к семье, китаиские девушки на первое место поставили принадлежность к стране; принадлежность к семье у них заняла второе место.
Заключение
Таким образом, проведенныи нами сопоставительныи анализ выявил больше сходств, чем различии - этнокультурныи фактор оказался влиятельнее гендерного. В жизненных позициях, устремлениях и ценностных ориентациях китаиских юношеи и девушек, ставших предметом рассмотрения в этои статье, обнаружилась глубокая фундаментальная общность. Это проявилось и в оптимистическом отношении к будущему, и в сходнои оценке человеческих качеств, и в отношении к иностранцам, зарабатыванию денег, оценке негативных явлении современности, и в общем представлении о преобладании доброго начала в природе человека, и в стремлении прилагать усилия для достижения успеха и комфорта в будущем, жертвуя радостями жизни в настоящем времени. Различия, как правило, имели частныи характер. Однако же нельзя не заметить большее стремление китаиских юношеи к новому, их лидерство в движении по пути вестерниза-ции и, с другои стороны, большую склонность китаиских девушек следовать традиционным культурным нормам в семеиных отношениях, иметь более прочную связь с родителями. Впрочем, в ряде ситуации китаиские девушки вели себя даже более эгоцентрично, чем юноши (ср. отношение к выбору работы, рассмотренное в третьем разделе нашеи статьи). Именно инновационное поведение китаискои молодежи, ее социальные девиации и мутации в процессе социально-политических трансформации китаиского общества заслуживают внимания исследователеи современного Китая и китаискои диаспоры в разных странах мира, поскольку по этим параметрам социального развития в какои-то мере можно предвидеть дальнеишие пути развития китаискои цивилизации, набираю-щеи все большую мощь и влияние в мире. К этим проблемам мы и хотели бы обратиться в наших дальнеиших исследованиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Даниленко О. И., Сюй И. Ценности китайских студентов: значимость и доступность
// Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 1. С. 34-46.
2. Дыбовскии А. С. О некоторых сходствах и различиях ценностных ориентации россиискои и японскои молодежи (По результатам социологического опроса среди студентов Владивостока и Осака в 2008 году) // Россия и АТР. 2010. № 4. С. 131-140.
3. Дыбовскии, А.С. О некоторых сходствах и различиях ценностных ориентации японских юношеи и девушек. По материалам анкетирования в 2015-2016 гг. // ШШ XIV.^Ho
2017, pp. 15-21. (// Культура и образ. Вып. XIV. Проект совместных исследовании по языку и культуре 2016. Осака: Школа языка и культуры Осакского университета, 2017. С. 15-21).
4. Дыбовскии А.С. О ценностных ориентациях японскои молодежи (по данным социологического опроса среди студентов Осакского государственного университета) / / Материалы 23 россииско-японского симпозиума историков и экономистов ДВО РАН и раиона Кансаи (Япония). Владивосток, 2008. С. 135-163.
5. Дыбовскии А. С., Ларина Л. Л. О некоторых сходствах и различиях жизненных позиции, устремлении и ценностных ориентации японскои и китаискои студенческои молодежи (On some similarities and differences of Japanese and Chines students' life positions, aspirations and value orientations). Известия Восточного института 2018 № 2 (38) C. 57-84.
6. Дыбовскии А. С., Ларина Л. Л. О некоторых сходствах и различиях ценностных ориентации японской и южно-корейской молодежи // Россия и АТР. 2016. № 3. С. 134 — 156.
7. Дыбовскии А. С., Ларина Л. Л. О ценностных ориентациях россиискои и японскои молодежи (опыт сопоставительного анализа опроса студентов Владивостока и Осака) // Россия и АТР. 2008. № 1. С. 120 — 142.
8. Леонтьев М. Ю. Жизненные ценности китаиских студентов как предмет социологических исследовании в КНР // Вестник ТОГУ 2017. № 1 (44). С. 187 — 194.
9. Ли Цзыхань. Личные ценности китаиских студентов: межполовые различия / / Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 80 — 84.
10. Смирнов Б. И. Нравственные ценности в восприятии современных китаиских студентов / / Система ценностеи современного общества. 2015. № 39. С. 146 — 152.
11. Chang Edward C., Yang Hongfei & Yu Tina. Perceived interpersonal sources of life satisfaction in Chinese and American students: Cultural or gender differences / / The Journal of Positive Psychology Dedicated to furthering research and promoting good practice. 2017. Vol. 12. № 4. P. 414 — 424.
12. Chao Qiuling, Yang Xueyan and Luo Cheng, Boy Crisis? Sex Differences in Self-Injurious Behaviors and the Effects of Gender Role Conflicts Among College Students in China [Электронныи ресурс] // American Journal of Men's Health. 2016. Vol. 10(6) E1-E10. P. 1 — 10. Режим доступа: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1557988315579096 (дата обращения: 4.07.2018).
13. Chi Xinli and Hawk Skyler T. Attitudes toward Same-Sex Attraction and Behavior among Chinese University Students: Tendencies, Correlates, and Gender Differences [Электронныи ресурс] // Front. Psychol. 2016. 13 October. P.1-9. Режим доступа: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01592 (дата обращения: 2.07.2018).
14. Hills D. Michael. Kluckhohn and Strodtbeck's Values Orientation Theory [Электронныи ресурс] / / Online Readings in Psychology and Culture. Режим доступа: https://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol4/iss4/3Z (дата обращения: 6.07.2018 ).
15. Kong Feng, Ding Ke, Zha Jingjing. The Relationships Among Gratitude, Self-esteem, Social Support and Life Satisfaction Among Undergraduate Students. // Happiness Stud. 2015. Vol.16. P. 477-489.
16. Larin V., Larina L. Similarities and differences in life aspirations and value orientations of the young people in North East Asia region (Pacific Russia, China, Japan and South Korea) / / East Asian Review 2017. Vol. 17. P. 101-133.
17. Liu Ruth X. Life Events and Delinquency: An Assessment of Event-Based Stressors and Gender Differences among Adolescents in Mainland China // Sociological Inquiry. 2016. Vol. 86, No. 3, August. P. 400 — 426.
18. Liu Wang, Mei Jie, Tian Lili, Huebner E. Scott. Age and Gender Differences in the Relation Between School-Related Social Support and Subjective Well-Being in School Among Students / / Social Indicators Research. 2015. Vol. 125. Issue 3. Р. 1065 — 1083.
19. Moon Chung-Sook, Ohk Kyungyoung, Choi Chul. Gender Differences in Financial Literacy among Chinese University Students and the Influential Factors / / Asian Women. 2014. Vol. 30 No. 2. P. 3 —25.
20. Newman Ian M., Shell Duane F., Huang Zhaoqing & Qia Ling. The educational potential of alcohol-related flushing among Chinese young people [Электронныи ресурс] / / Drugs: education, prevention and policy. 2014. Vol. 22, iss.1. P. 52—59. Режим доступа: https://doi.org/10.3109/09687637.2014.979764 (дата обращения: 4.07.2018).
21. Ye Shengquan, Yu Lu, Li Kin-Kit. A cross-lagged model of self-esteem and life satisfaction: Gender differences among Chinese university students / / Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52. Issue 4, March. P. 546 — 551.
22. Zhang Xu, Ren Yaxuan, You Jianing, Huang Chao, Jiang Yongqiang, Lin Min-Pei, Leung Freedom. Distinguishing Pathways from Negative Emotions to Suicide Ideation and to Suicide Attempt: the Differential Mediating Effects of Nonsuicidal Self-Injury // Abnorm Child Psychol. 2017. Vol. 45. P. 1609—1619.
23. Zuo Xiayuna, Lou Chaohuaa, Gao Ershenga, Cheng Yana, Niu Hongfengc, and Laurie S. Zabind. Gender Differences in Adolescent Premarital Sexual Permissiveness in Three Asian Cities: Effects of Gender-Role Attitude // Adolesc Health. 2012. March. Vol. 50 (3 Suppl.):S18-25. P.1 —17.
24. ^^У-Й^^сФШЮ^^ // / Ж^*^ 2004 372М
(Китайская семья и женщина с точки зрения гендера / / Составитель: Кансаиское общество изучения истории женщины в Китае / Книжныи Дом Тохо, 2004. 372 стр.).
REFERENCES
1. Danilenko O. I., Xu Y. Values of Chinese students: significance and accessibility. Bulletin of St. Petersburg University. Psychology and pedagogy. 2018. Vol. 8. Issue. 1. P. 34-46.
2. Dybovsky A. S. On some similarities and differences in the value orientations of Russian and Japanese youth (According to the results of a sociological survey among students of Vladivostok and Osaka in 2008). Russia and the Asia-Pacific Region. 2010. No. 4. P. 131-140.
3. Dybovsky A. S. On some similarities and differences in the value orientations of Japanese boys and girls. According to the survey in 2015-2016. Culture and image. Issue XV. Collaborative Language and Culture Research Project 2016. Osaka University School of Language and Culture, 2017. P. 15 -21.
4. Dybovsky A. S. On the value orientations of Japanese youth (according to a sociological survey among students at Osaka State University). Materials of the 23rd Russian-Japanese symposium of historians and economists of the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences and the Kan-sai region (Japan). Vladivostok, 2008. P. 135-163.
5. Dybovsky A. S., Larina L. L. On some similarities and differences in life attitudes, aspirations and value orientations of Japanese and Chinese students. Bulletin of the Eastern Institute. 2018 № 2 (38) P. 57-84.
6. Dybovsky A. S., Larina L. L. On some similarities and differences of value orientations of Japanese and South Korean youth. Russia and the Asia-Pacific Region. 2016. No. 3. P. 134-156.
7. Dybovsky A. S., Larina L. L. On value orientations of Russian and Japanese youth (the experience of a comparative analysis of a survey of students of Vladivostok and Osaka). Russia and the Asia-Pacific Region. 2008. No. 1. P. 120-142.
8. Leontiev M. Yu. Vital values of Chinese students as a subject of sociological research in the PRC. Bulletin of Pacific national university. 2017. No. 1 (44). Pp. 187-194.
9. Li Zihan. Personal values of Chinese students: gender differences. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. No. 4. P. 80-84.
10. Smirnov B. I. Moral values in the perception of modern Chinese students. The value system of modern society. 2015. No. 39. P. 146-152.
11. Chang Edward C., Yang Hongfei & Yu Tina. Perceived interpersonal sources of life satisfaction in Chinese and American students: Cultural or gender differences. The Journal of Positive Psychology Dedicated to furthering research and promoting good practice. 2017. Vol. 12. № 4. P. 414-424.
12. Chao Qiuling, Yang Xueyan and Luo Cheng, Boy Crisis? Sex Differences in Self-Injurious Behaviors and the Effects of Gender Role Conflicts Among College Students in China. American Journal of Men's Health. 2016. Vol. 10(6) E1-E10. P. 1-10. Available at:
http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1557988315579096 (accessed: 4.07.2018).
13. Chi Xinli and Hawk Skyler T. Attitudes toward Same-Sex Attraction and Behavior among Chinese University Students: Tendencies, Correlates, and Gender Differences. Front. Psychol. 2016. 13 October. P.1-9. Available at: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01592 (accessed 2.07.2018).
14. Hills D. Michael. Kluckhohn and Strodtbeck's Values Orientation Theory. Online Readings in Psychology and Culture. Available at: https://scholarworks.gvsu.edu/orpc/vol4/iss4/3Z (accessed: 6.07.2018 ).
15. Kong Feng, Ding Ke, Zha Jingjing. The Relationships Among Gratitude, Self-esteem, Social Support and Life Satisfaction Among Undergraduate Students. Happiness Stud. 2015. Vol.16. P. 477-489.
16. Larin V., Larina L. Similarities and differences in life aspirations and value orientations of the young people in North East Asia region (Pacific Russia, China, Japan and South Korea). East Asian Review 2017. Vol. 17. P. 101-133.
17. Liu Ruth X. Life Events and Delinquency: An Assessment of Event-Based Stressors and Gender Differences among Adolescents in Mainland China. Sociological Inquiry. 2016. Vol. 86, No. 3, August. P. 400-426.
18. Liu Wang, Mei Jie, Tian Lili, Huebner E. Scott. Age and Gender Differences in the Relation Between School-Related Social Support and Subjective Well-Being in School Among Students. Social Indicators Research. 2015. Vol. 125. Issue 3. Р. 1065 — 1083.
19. Moon Chung-Sook, Ohk Kyungyoung, Choi Chul. Gender Differences in Financial Literacy among Chinese University Students and the Influential Factors. Asian Women. 2014. Vol. 30 No. 2.
P. 3 — 25.
20. Newman Ian M., Shell Duane F., Huang Zhaoqing & Qia Ling. The educational potential of alcohol-related flushing among Chinese young people. Drugs: education, prevention and policy. 2014. Vol. 22, iss.1. P. 52 — 59. Available at: https://doi.org/10.3109/09687637.2014.979764 (accessed 4.07.2018).
21. Ye Shengquan, Yu Lu, Li Kin-Kit. A cross-lagged model of self-esteem and life satisfaction: Gender differences among Chinese university students. Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52. Issue 4, March. P. 546 — 551.
22. Zhang Xu, Ren Yaxuan, You Jianing, Huang Chao, Jiang Yongqiang, Lin Min-Pei, Leung Freedom. Distinguishing Pathways from Negative Emotions to Suicide Ideation and to Suicide Attempt: the Differential Mediating Effects of Nonsuicidal Self-Injury. Abnorm Child Psychol. 2017. Vol. 45. P. 1609 — 1619.
23. Zuo Xiayuna, Lou Chaohuaa, Gao Ershenga, Cheng Yana, Niu Hongfengc, and Laurie S. Zabind. Gender Differences in Adolescent Premarital Sexual Permissiveness in Three Asian Cities: Effects of Gender-Role Attitude. Adolesc Health. 2012. March. Vol. 50 (3 Suppl.): S18 —25. P.1 —17.
24. Chinese house and woman seen from gender. Compiled by: Kansai Society for the Study of the History of Women in China. Toho Book House, 2004. 372 p. (In Japanese).
Информация об авторах:
Дыбовский Александр Сергеевич, кандидат филологических наук, профессор, Школа языка и культуры аспирантуры, Осакский университет,
г. Осака, Япония aledybo@gmail.com
Information about the authors:
Alexander S. Dybovsky, Candidate of Philological Sciences, Professor, School of Language and Culture, Graduate School, Osaka University, Osaka, Japan aledybo@gmail.com
Ларина Лилия Львовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией изучения общественного мнения, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, Дальневосточное отделение Российской академии наук, г. Владивосток. Россия
Получена: 21.09.2018
Lilia L. Larina, Candidate of Historical Sciences, Leading Researcher, Head of Laboratory for Public Opinion Research, Institute of History, Archeology and Ethnography of Peoples of the Far-East, Far-Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, Vladivostok, Russia
Received: 21.09.2018