деятельности (ПРиПД), факультет психологии и философии (ПиФ), Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Магомедова Барият Магомедовна, магистрант, ПРиПД, ПиФ, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 09.04.2017г.
(PDPA), the faculty of Psychology and Philosophy (PP), Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Bariyat M. Magomedova, undergraduate, PDPA, PP, DSU, Makhachkala, Russia, e-mail: magomedova- [email protected]
Received 09.04.2017.
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159
Гендерные различия в индивидуальных ценностях дагестанской молодежи
© 2017 Магомедов П. ШЛ 2, Магомедова А. П. 1, Шуруха Т. А. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected] 2 Дагестанский государственный университет (филиал), Кизляр, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Определить на основе результатов эмпирического исследования общность и различия в структуре индивидуальных ценностей дагестанских юношей и девушек. Метод. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой (попарное сравнение 11 обобщенных ценностей). Результаты. Между юношами и девушками обнаружены различия в значимости таких ценностей, как материальное благосостояние, высокий социальный статус, признание и уважение людей, высокая социальная активность (они более значимы для юношей) и любовь (значимее для девушек). Более высокий ранг для юношей имеют ценности - признание и уважение людей, общение, познание и высокая социальная активность, для девушек - любовь и приятное времяпрепровождение. Выводы. Различия в ценностных предпочтениях между юношами и девушками отражают ролевые ожидания в отношении к ним, существующие в данной культуре. Мужчины проявляют больше стремления к социальному признанию, женщины - готовность к любви и заботе о ближнем.
Ключевые слова: индивидуальные ценности, гендерные различия в ценностях, социально-ориентированные ценности, ролевые стереотипы.
Формат цитирования: Магомедов П. Ш., Магомедова А. П., Шуруха Т. А. Гендерные различия в индивидуальных ценностях дагестанской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 15-21.
Gender Differences in the Individual Values
of the Dagestan Youth
© 2017 Pakhrudin Sh. Magomedov 1 2, Aida P. Magomedova 1,
Tatyana A. Shurukha 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
2 Dagestan State University (the branch),
Kizlyar, Russia; e-mail: [email protected]
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
ABSTRACT. The aim of this article is to determine on the basis of the empirical study results, the generality and differences in the structure of the individual values of Dagestan young men and girls. Method. S. S. Bubnova diagnostics methods of person's individual structure of value orientations (pair-wise comparison of 11 generalized values). Results. It is found that there are differences in the significance of such values as material well-being, high social status, recognition and respect for people, high social activity (they are more significant for young men) and love (more important for girls) between young boys and girls. The values of recognition and respect for people, communication, knowledge and high social activity are more important for the boys, and the values of love and a pleasant pastime are important for the girls. Conclusion. Differences in value preferences between boys and girls reflect the role expectations in relation to them, existing in this culture. Men show more desire for social recognition, women - readiness for love and care for others.
Keywords: individual values, gender differences in values, socially oriented values, role stereotypes.
For citation: Magomedov P. Sh., Magomedova A. P., Shurukha T. A. Gender Differences in the Individual Values of the Dagestan Youth. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 15-21. (In Russian)
Введение
Одной из важных характерных черт традиционного общества, к которому относится по-лиэтничное дагестанское общество, является большое расхождение в гендерных ролях мужчин и женщин и жесткая фиксирован-ность этих ролей, которая поддерживается культурной традицией [4]. Половые роли и стереотипы, под влияние которых попадают дети с раннего возраста, являются источником индивидуальных различий в самых разных проявлениях, включая способности, достижения, личностные особенности. Это также относится к интересам и ценностям. Так, установлено, что для женщин более значимы эстетические, социальные и религиозные ценности. При этом женщины отличаются большей социальной ориентированностью, которая «проявляется в раннем детстве и продолжается до старости» [1, с. 630]. Таким образом, исследование гендерных различий в индивидуальных особенностях, в частности в ценностях, позволит обнаружить возможные изменения в гендерных ролях в разных этнических культурах, которые произошли под влиянием социальных перемен и трансформации традиционного общества.
Цель и методы исследования
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выяснить, каковы общность и различия в структуре индивидуальных ценностей дагестанских юношей и девушек, исходя из предположения, что для юношей более значимы материальные ценности и ценности социального статуса, а девушки отдают предпочтения больше духовным ценностям - эстетическим, гедонистическим, а также ценностям безопасности.
Выявление ценностных предпочтений осуществлялось путем попарного сравнения ценностей из списка 11 обобщенных
ценностей, выделенных С. С. Бубновой в методике диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности [2], с последующим переводом данных в метрическую шкалу. Преимущество выявления ценностных предпочтений путем попарного сравнения ценностей состоит в том, что такой метод позволяет установить точное соотношение между ценностями и их иерархию. Вместе с тем проблема социальной желательности в ответах остается в значительной степени нерешенной.
С. С. Бубнова в своей концепции выделяет три типа ценностей: духовные, социальные и материальные, компонентами которых являются ценности-идеалы. В системе духовных ценностей - это познавательные, эстетические, гуманистические и др.; к социальным ценностям-идеалам относятся: ценности социального уважения, социальных достижений и социальной активности и т. д.; материальные ценности - богатство, высокое материальное благосостояние. Автор считает, что личностная значимость ценностей «включает в себя разные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений» [3, с. 38-39].
Эмпирическое исследование проводилось в 2016 году. Выборка исследования включала в себя 317 учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов педагогического вуза г. Махачкалы, в том числе 198 девушек 119 юношей.
Результаты эмпирического исследования и обсуждение
В таблице 1 и на рисунке 1 представлены средние значения и ранги ценностей молодежи, полученные на общей выборке.
Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, к доминирующим ценностям молодежи относятся - здоровье, помощь и милосердие к людям, признание и уважение людей. Ценности среднего звена - это приятное времяпрепровождение, общение, любовь, поиск и наслаждение прекрасным, познание. Отвергаемыми ценностями-идеалами являются -высокая социальная активность, высокое материальное благосостояние, высокий социальный статус. Таким образом, в иерархии ценностей молодежи в целом, наряду со здоровьем, отчасти отражающим потребность в безопасности, доминируют аффи-лиативные ценности, указывающие на высокую значимость потребности в принадлежности к группе. Отвергаемыми, напротив, являются ценности социального доминирования и богатства (индивидуалистические ценности), что свидетельствует, с большой вероятностью, о преобладании у молодежи негативного отношения к власти и богатству.
Для проверки предположения о том, что девушки отличаются большей социальной ориентированностью по сравнению с юношами, особенно в традиционных культурах с высокой религиозностью [5], где женщине отводится пассивная роль, был проведен сравнительный анализ структуры ценностей юношей и девушек отдельно. Полученные результаты приведены ниже.
В таблице 2 представлены средние значения и ранги ценностей для девушек и юношей.
Таблица 3 содержит результаты статистической проверки значимости различий в ценностях между девушками и юношами.
Как следует из таблицы 3, между юношами и девушками имеются различия в значимости таких ценностей как материальное благосостояние, высокий социальный статус, признание и уважение людей, высокая социальная активность (они более значимы для юношей) и любовь (значимее для девушек). Очевидно, что для юношей относительно более высокий вес имеют ценности, связанные с достижениями и высоким социальным положением. Эти ценности в традиционной культуре связаны с ролью мужчины в семье и обществе и являются социально одобряемыми.
Вместе с тем выяснилось, что в иерархии ценностей юношей в сравнении с девушками (таблица 2, рисунок 2 и 3) большее предпочтение получили признание и уважение людей, общение, познание и высокая социальная активность. У девушек, по сравнению с юношами, более высокое положение занимают ценности любовь и приятное времяпрепровождение, что вполне согласуется с ролевым стереотипом женщины. При этом из этих ценностей к доминирующей группе у юношей относится признание и уважение людей (3-ий ранг), у девушек -любовь (также 3-ий ранг). Первые и последние пары в иерархии ценностей юношей и девушек совпадают.
Гистограммы на рисунках 2 и 3 наглядно отражают сравнительную значимость ценностей для девушек и юношей.
Таблица 1
Средние значения и ранги ценностей молодежи
ЦЕННОСТИ (по С. С. Бубновой) Средние значения Ранг
Здоровье 7,4398 1
Помощь и милосердие к другим 6,2081 2
Признание и уважение людей 5,6288 3
Приятное времяпрепровождение 5,4822 4
Общение 5,3082 5
Любовь 5,2648 6
Поиск и наслаждение прекрасным 4,8178 7
Познание 4,7924 8
Высокая социальная активность 3,6519 9
Высокое материальное благосостояние 3,5892 10
Высокий социальный статус 2,8136 11
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• йБРи JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
Рис. 1. Ранги ценностей молодежи
Таблица 2
Групповые описательные статистики ценностей юношей и девушек
0-жен.; 1-муж. N Среднее значение Стандартное отклонение Ранг
Приятное 0 198 5,6659 2,25069 4
Времяпрепровождение 1 119 5,1765 2,13782 5
Материальное 0 198 3,3069 2,55936 10
благосостояние 1 119 4,0588 2,63063 10
Наслаждение 0 198 4,9810 2,12070 7
прекрасным 1 119 4,5462 2,24646 7
Помощь и милосердие 0 198 6,3078 2,66224 2
1 119 6,0420 2,92967 2
Любовь 0 198 5,9846 2,77494 3
1 119 4,0672 3,06630 9
Познание 0 198 4,6676 2,45380 8
1 119 5,0000 2,42515 6
Высокий социальный статус 0 198 2,4490 2,36417 11
1 119 3,4202 2,59888 11
Признание и 0 198 5,3855 2,23798 5
уважение людей 1 119 6,0336 2,25469 3
Высокая социальная 0 198 3,3822 2,21806 9
активность 1 119 4,1008 2,39135 8
Здоровье 0 198 7,6183 2,48087 1
1 119 7,1429 2,42265 1
Общение 0 198 5,2511 2,40817 6
1 119 5,4034 2,35897 4
Таблица 3
Результаты применения ^критерия для независимых выборок
Ценности,-идеалы Критерий равенства дисперсий Ливена ^критерий для равенства средних
F Знач. т ст.св. Значимость (2-х сторон.)
Приятное времяпрепровождение ,160 ,689 1,910 315 ,057
Материальное благосостояние ,168 ,682 -2,507 315 ,013*
Наслаждение прекрасным 2,207 ,138 1,728 315 ,085
Помощь и милосердие 2,469 ,117 ,829 315 ,408
Любовь 3,997 ,046 5,725 315 ,000*
Познание ,452 ,502 -1,173 315 ,242
Высокий социальный статус 2,937 ,088 -3,411 315 ,001*
Признание и уважение людей ,167 ,683 -2,490 315 ,013*
Высокая социальная активность ,643 ,423 -2,712 315 ,007*
Здоровье ,023 ,881 1,667 315 ,097
Общение ,001 ,981 -,549 315 ,583
Примечание: *,013; ,000; ,001; ,013; ,007 - значимые различия между юношами и девушками.
юноши
8
Рис. 2. Гистограмма сравнительной значимости ценностей для юношей
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL Vol. 11. No. 2. 2017
Рис. 3. Гистограмма сравнительной значимости ценностей для девушек
Таким образом, различия в ценностных предпочтениях между юношами и девушками отражают ролевые ожидания по отношению к ним, существующие в данной культуре: мужчины проявляют большее стремление к социальному признанию, а женщины - готовность к любви и заботе о ближнем. Частично подтвердилось предположение о большей приверженности девушек духовным ценностям - эстетическим, гедонистическим, а также ценностям безопасности (различия на уровне статистической тенденции, см. таблицу 3). Гипотеза о большей социальной ориентированности женщин в данной культуре не получила подтверждения, в тоже время мужчины в ценностных предпочтениях больше ориентированы на самоутверждение по сравнению с женщинами. Полученные данные об иерархии ценностей юношей и девушек, вероятно, отражают гендерно-ро-левые стереотипы, существующие в дагестанской культуре, а также коллективистский характер традиционной культуры, в которой индивидуалистические ценности являются социально нежелательными, поэтому в нормативных идеалах они не выделяются, однако как индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в реальном поведении, могут быть весьма значимыми.
Выводы
В иерархии ценностей дагестанской молодежи доминирует ценностный идеал здоровье, выражающий стремление к безопасности; преобладающими также являются аффилиативные ценности, отражающие высокую значимость потребности в групповой принадлежности.
Отвергаемыми являются ценности социального доминирования и богатства (индивидуалистические ценности), что указывает не только и не столько на негативное отношение молодежи к власти и богатству, сколько на коллективистский характер общества, в котором принадлежность к влиятельной группе является условием социального успеха.
Гендерные различия имеются на среднем уровне иерархии ценностей, где для юношей относительно более высокий вес имеют ценности, связанные с достижениями и высоким социальным положением (признание и уважение людей, общение, познание и высокая социальная активность), которые в традиционной культуре связаны с ролью мужчины в семье и обществе и являются социально одобряемыми.
Девушки, по сравнению с юношами, выше ценят любовь и приятное времяпрепровождение, что вполне согласуется с ролевым стереотипом женщины в традиционном обществе. Вместе с тем девушки проявляют относительно большую по сравнению с юношами приверженность гедонизму, но не эстетическим ценностям.
Психолого-педагогические науки ••• 21
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Литература
1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М. : Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. 752 с.
2. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности. Методы психологической диагностики / Под ред. А. Н. Воронина. Вып. 2. М., 1994. С. 144-157.
3. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологически журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 36-44.
1. Anastasi A. Differentsial'naya psikhologiya. Individual'nye i gruppovye razlichiya v povedenii [Differential psychology. Individual and group differences in behavior]. Moscow, April Press Publ.; Eksmo-Press Publ., 2001. 752 p.
2. Bubnova S. S. Metodika diagnostiki individu-al'noy struktury tsennostnykh orientatsiy lichnosti. Metody psikhologicheskoy diagnostiki [The method of diagnostics of individual structure of value orientations of personality. Methods of psychological diagnostics]. Ed. by A. N. Voronina. Issue 2. Moscow, 1994. Pp. 144-157.
3. Bubnova S. S. Value orientations of the personality as a multidimensional nonlinear system Psikhologicheski zhurnal [Psychologically journal]. 1999. Vol. 20. No. 1. Pp. 36-44.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Магомедов Пахрудин Шабанович, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; доцент, кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (ГиЕД), филиал Дагестанского государственного университета (ДГУ), Кизляр, Россия; e-mail: [email protected]
Магомедова Аида Пахрудиновна, магистрант, факультет социальной педагогики и психологии (СПП), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Шуруха Татьяна Анатольевна, старший преподаватель, ГиЕД, филиал ДГУ, Кизляр, Россия; e-mail: [email protected]
4. Магомедов П. Ш. Рост этнической идентичности молодежи в свете психологических характеристик традиционной культуры // Ориентиры самосознания молодежи в условиях глобального экстремизма и терроризма / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2016. С. 53-57.
5. Магомедов П. Ш., Чанакаев Г. М. Актуализация этничности и неотрадиционализм на современном Северном Кавказе // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 10. С. 305309.
4. Magomedov P. Sh. Growth of the ethnic identity of youth in the light of the psychological characteristics of traditional culture. Orientiry samosoz-naniya molodezhi v usloviyakh global'nogo ekstremizma i terrorizma. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Guidance of youth self-consciousness in the face of global extremism and terrorism. Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference]. Makhachkala, 2016. Pp. 53-57.
5. Magomedov P. Sh., Chanakaev G. M. Actualization of ethnicity and neotraditionalism in the modern Northern Caucasus. Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk [European Social Science Journal]. 2016. No. 10. Pp. 305-309.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Pakhrudin Sh. Magomedov, Ph. D. (Psychology), assistant professor of the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; assistant professor, the chair of Humanitarian and Natural Science Disciplines (HNSD), the brach of Dagestan State University (DSU), Ki-zlyar, Russia; e-mail: [email protected]
Aida P. Magomedova, graduate, the Faculty of Social Pedagogy and Psychology (FSPP), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Tatyana A. Shurukha, senior lecturer, HNSD, the brach of DSU, Kizlyar, Russia; email: [email protected]
References
Принята в печать 10.04.2017 г.
Received 10.04.2017.