УДК [612:616]-055-057.875(470.1 1)
ГЕНДЕРНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ СЕВЕРНОГО МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© 2013 г. Е. Ю. Шаламова, В. Р. Сафонова
Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Оценивали качество жизни студентов северного медицинского вуза (71 девушка и 25 юношей) при помощи опросника SF-36. Выявляли гендерно-половые различия. Качество жизни у юношей было значимо выше, чем у девушек, по шкалам: физическое функционирование ^), интенсивность боли ^), общее состояние здоровья ^), жизненная активность ^), психическое (ментальное) здоровье ^). Низкими в группах оказались значения по шкале социальное функционирование ^). У девушек значимых связей шкалы BP с другими шкалами опросника SF-36 не обнаружили; у юношей показатели этой шкалы значимо коррелировали с величинами четырех шкал. Предположили, что качество жизни девушек значимо больше ограничено болевыми ощущениями, при этом субъективные болевые ощущения в большей мере влияют на качество жизни юношей. Ключевые слова: студенты, качество жизни, здоровье, гендер, пол
В 2004 году Президент России обозначил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России [10]. В биомедицинских исследованиях качество жизни рассматривается как интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанная на субъективном восприятии респондента [13].
Будущее нашей страны будет во многом зависеть от молодых людей, которые в настоящее время проходят обучение в высших учебных заведениях. Студенчество — это особая статусная группа, во многом социально незащищенная, объединенная достаточно четко очерченными возрастными границами (17—25 лет), специфическими условиями труда и жизни (занятие одним видом деятельности — учебой) [1, 5, 11].
Н. И. Латышевская с соавторами отмечают, что «с социальных позиций студенчество можно рассматривать как специфическую группу населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения... молодые люди имеют определенный статус здоровья, который уже сформировался за предыдущие годы..» [9]. На качество жизни студентов оказывают воздействие факторы, имеющие эндогенную и экзогенную природу, такие как учебный процесс, экзаменационные сессии, бытовые и материальные трудности, психологические и физические нагрузки. Ранее мы исследовали взаимосвязь субъективной оценки студентками состояния здоровья с объективными показателями — уровнем физического здоровья [15].
Характеризуя термин «gender», А. М. Ельяшевич [4] указывает, что в настоящее время он обозначает социальный пол, в отличие от биологического пола — «sex». В современном обществе гендерные роли изменяются и сближаются. В свете существующих различий между мужчиной и женщиной (несмотря на изменение и сближение гендерных ролей) представляется важным выявить возможные отличия в их качестве жизни.
Как отмечают С. В. Соловьева и А. Г. Наймушина [13], «общую стратегию адаптации к новой социально-культурологической и экологической среде обитания во многом определяет гендерная идентичность личности. Гендерные различия являются вторичными продуктами социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные стереотипы поведения».
В литературе говорится о том, что пол является важным фактором, определяющим неравенство в здоровье [8]. При этом для женщин характерны более высокие показатели нездоровья. А. В. Курбатов с соавторами [8] приводят так называемый гендерный парадокс — «женщины болеют чаще, мужчины умирают раньше». Причиной этого может служить то обстоятельство, что «женщины демонстри-
руют повышенный уровень нездоровья вследствие ограниченности своего доступа к материальным и общественным ресурсам, способствующим сохранению, а также повышенного стресса, связанного с реализацией гендерных и семейных ролей». Другой причиной могут выступать различия в уязвимости
— «женщины демонстрируют большее количество проблем со здоровьем в силу того, что они иначе, нежели мужчины, реагируют на материальные, поведенческие и социально-психологические условия, формирующие здоровье».
Исходя из этого, мы предприняли попытку выявить различия показателей качества жизни, определенных у юношей и девушек, которые условно обозначили как гецдерно-половые, так как сложно определить количественно и качественно, какой именно вклад в значение шкалы вносят половые отличия, а какой
— гендерные. Таким образом, целью исследования явилось изучение гендерно-половых отличий показателей качества жизни студентов младших курсов ГБОУ ВПО Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» (ХМГМА).
Методы
Исследование проводили в 2010—2012 годах, в нем приняли участие студенты первого и второго курсов лечебного факультета ХМГМА, 71 девушка и 25 юношей. Были получены показатели качества жизни при помощи неспецифического (общего) опросника SF-36 [2]. Опросник SF-36 включает 36 вопросов, которые позволяют характеризовать физический (4 шкалы: физическое функционирование (PF); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (НР); интенсивность боли (ВР); общее состояние здоровья ^Н)) и психологический (4 шкалы: жизненная активность (УТ); социальное функционирование (SF); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (НЕ); психическое (ментальное) здоровье (МН)) компоненты здоровья респондентов. Показатели шкал могут варьировать от 0 (минимальное функционирование) до 100 (наибольшее благополучие) баллов.
Тип исследования — одномоментное (поперечное). Способ создания выборки — неравдомизированный. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием программы SPSS 17.0 для Windows с учетом нормальности распределения признака. Нормальность распределения измеренных переменных проверяли при помощи теста Колмогорова — Смирнова. Сравнение двух независимых выборок проводили при нормальном распределении данных признака с помощью ^критерия Стьюдента для двух независимых выборок с вычислением средней величины (М), стандартного отклонения (SD), стандартной ошибки среднего ^ЕМ) [3]. При распределении, отличном от нормального, использовали непараметрический критерий для двух независимых выборок Манна — Уитни [3]. Результаты непараме-
трических методов обработки данных представлялись в виде медианы (Ме), первого и третьего ^3) квартилей. Критический уровень значимости (р) в работе принимался равным 0,05. Для изучения взаимосвязи между двумя переменными (распределение значений которых подчинялось нормальному) использовали коэффициент корреляции г Пирсона; для признаков, у которых распределение значений значительно отклонялось от нормального, использовали непараметрический коэффициент корреляции г Спирмена. Критерием для отбора «достаточно сильных» корреляций мы использовали как абсолютное значение самого коэффициента корреляции от 0,4 до
1, так и относительную величину этого коэффициента, определяемую по уровню статистической значимости от 0,01 до 0,05 [3].
Результаты
При интерпретации полученных в исследовании результатов, определили, что подчинялись нормальному распределению показатели шкал: ВР, GH, УТ и МН (табл. 1). Значительно отклонялись от нормального распределения у девушек и/или юношей показатели шкал: Р^ НР, SF и НЕ (табл. 2).
Таблица 1
Показатели качества жизни студентов 1-го и 2-го курсов лечебного факультета Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, баллы
Шкала Девушки (п=71) Юноши (п=25) р
М SEM SD М SEM SD
Интенсивность боли 71,75 2,73 22,99 83,88 3,44 17,21 0,023
Общее состояние здоровья 66,66 1,93 16,22 76,92 3,32 16,61 0,009
Жизненная активность 50,35 2,14 18,07 65,8 3,75 18,75 0,001
Психическое (ментальное) здоровье 53,35 2,15 18,10 72,0 3,83 19,15 0,0001
Таблица 2
Показатели качества жизни студентов 1-го и 2-го курсов лечебного факультета Ханты-Мансийской государственной медицинской академии Ме (р1-р3)
Шкала Девушки (п=71) Юноши (п=25) р
Физическое функционирование 95,00 (85,00-95,00) 95,00 (90,00-100,00) 0,035
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием 50,00 (25,00-75,00) 75,00 (37,50-100,00) 0,150
Социальное функционирование 50,00 (38,00-50,00) 50,00 (50,00-50,00) 0,128
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием 67,00 (34,00- 100,00) 100,00 (34,00-100,00) 0,131
Согласно полученным результатам, у представителей обеих групп наибольшие значения были определены по шкале PF (см. табл. 2); при этом
юноши были значимо более благополучны (р=0,035). Шкала PF позволяет оценить, насколько состояние здоровья респондента ограничивает выполнение физических нагрузок: самообслуживание, ходьбу, подъем по лестнице, ношение тяжестей, выполнение существенных мышечных нагрузок [2].
Согласно показателям шкалы ВР, также незначительно, но в несколько большей степени девушки и юноши были ограничены в повседневной деятельности субъективными болевыми ощущениями, которые испытывали за последние четыре недели (см. табл. 1). Эта шкала показывает, насколько болевые ощущения ограничивали респондента в повседневной деятельности в домашних условиях на протяжении последнего месяца [2]. Болевые ощущения ограничивали в повседневной деятельности девушек примерно на 28 % и юношей примерно на 16 %. При этом юноши испытывали болевых ощущений значимо меньше (р = 0,023).
В большей мере девушки и юноши были ограничены проблемами, связанными со здоровьем, в выполнении работы (учебы) и повседневных обязанностей (шкала НР): у 50 % девушек значения находились в диапазоне 25,00—75,00, у 50 % юношей — в диапазоне 37,50—100,00 баллов.
Значимо выше оценивали юноши состояние своего здоровья — шкала GH (76,92 ± 3,32) балла по сравнению с девушками (66,66 ± 1,93) балла (р =
0,009). Шкала GH показывает, как респондент оценивает состояние своего здоровья на момент обследования [2].
Определяя гендерно-половые особенности по шкалам, характеризующим психологический компонент здоровья, выявили, что юноши были значимо более благополучны, чем девушки, по шкалам: УТ (р = 0,001), МН (р < 0,001). Наибольшие различия установили по значениям шкалы МН: юноши чувствовали себя в течение последнего месяца перед обследованием значимо более спокойными, умиротворенными; девушки были более психологически неблагополучны.
Студентки были наименее благополучны по шкале SF и в несколько меньшей степени по шкале УТ. Значения шкалы SF составляли у девушек 50,00 (38,00 — 50,00) балла. У студентов наименьшие значения также оказались по шкале SF — 50,00 (50,00—50,00) балла.
Обсуждение результатов
Согласно результатам исследования, показатели шкал опросника SF-36 у юношей превышали таковые у девушек. Значимые отличия выявлены для шкал PF (р = 0,035), ВР (р = 0,023), GH (р = 0,009) физического компонента и для шкал УТ (р = 0,001), МН (р < 0,001) психологического компонента. Не установлено значимых гендернополовых различий для шкал НР, SF и НЕ. Наиболее низкие значения, независимо от пола респондентов, выявили по шкале SF. По этой же шкале гендерно-
половые различия были минимальными. Шкала характеризует субъективную оценку респондентом, в какой степени физическое и/или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность за последнее время (общение с друзьями, коллегами). Следует отметить, что сравнение данных, полученных нами, с результатами ряда других исследований выявило значительное снижение социального функционирования у студентов исследуемого северного вуза (ХМГМА). Так, в работе Н. А. Агаджаняна и И. В. Радыша [1] приведены средние показатели шкалы SF: (74,3 ± 0,1) и (75,1 ± 0,1) балла у юношей и девушек соответственно. Таким образом, у студентов медицинского вуза социальная активность оказывается ограниченной. Для студенческой среды, уровень контактов в которой весьма обширен, это представляется нелогичным. Вероятно, это объясняется значительным объемом учебной нагрузки, выполнение которой ограничивает круг и время общения с сокурсниками.
В исследовании Н. А. Агаджаняна и И. В. Радыша [ 1] показатели шкал опросника SF-36 девушек значимо превышали показатели юношей, за исключением значений шкал ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, жизненная активность (показатели юношей значимо выше) и социальное функционирование (показатели значимо не отличаются). Авторы высказали предположение, что это объясняется «умением женщин рационально организовать свой распорядок дня ... более ответственным отношением их к учебе».
В нашем исследовании мы наблюдали противоположную картину (см. табл. 1 и 2). Полученные нами результаты, возможно, объясняются суровыми климатогеографическими особенностями ХМАО — Югры, которые предъявляют повышенные требования к организму студента, вынужденно адаптирующегося одновременно к учебной нагрузке и экологическим условиям. Можно предположить, что в данных условиях физический компонент здоровья во многом становится определяющим для качества жизни. В пользу этого говорит то, что девушки значимо ниже оценивают общее состояние своего здоровья. Несмотря на то, что ограничение повседневной активности девушек болевыми ощущениями не столь существенно, оно тем не менее значимо более выражено, чем у юношей. С. В. Соловьева и А. Г. Наймушина [13] также выявили более низкие баллы качества жизни у женщин Севера. Более высокие в сравнении с женщинами показатели качества жизни у мужчин были определены и в исследованиях Г. И. Симоновой с соавторами [12] и Л. А. Терентьева [14].
Встречаются сведения об исследовании корреляционных связей между показателями шкал опросника SF-36 у здоровых людей и лиц, страдающих различными заболеваниями [7]. Мы также попытались проследить эти связи между показателями шкал опросника SF-36 у студентов младших курсов ХМГМА мужского и женского пола для выявления возмож-
ных гендерно-половых различий. Были выявлены значимые корреляции, присутствующие как в обеих группах, так и по отдельности. Мы акцентировали внимание на тех связях, которые имели место между показателями только одной из исследуемых групп, и, возможно, характеризовали гендерно-половые особенности.
Интересным представляется то обстоятельство, что для шкалы SF выявили только одну значимую корреляционную связь — у юношей с PF (г = —0,504; р < 0,01). У девушек шкала SF не коррелировала с другими шкалами. Согласно принятой интерпретации, значение этой шкалы характеризует степень, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает общение (социальную активность). Чем ниже значения этой шкалы, тем в большей степени снижена социальная активность [6]. Полученные данные говорят о некоторой изолированности этой шкалы. Возможно, для студентов медицинского вуза вследствие значительного объема учебной нагрузки социальная активность регламентируется не физическим и/или психологическим состоянием, а временем, которое они могут (или не могут) выделить для общения. Вероятно, это обусловливает и низкие средние показатели шкалы SF в обеих группах.
Существенно различались в группах корреляционные связи шкалы ВР. Для юношей выявили значимую корреляцию значений этой шкалы с показателями одной из шкал, характеризующих физический компонент здоровья — GH (г = 0,434; р = 0,03), и трех шкал, отражающих психологический компонент здоровья: УТ (г = 0,514; р = 0,009), НЕ (г = 0,430; р = 0,03) и МН (г = 0,411; р = 0,041). У девушек не выявили значимых корреляций показателей шкалы ВР со значениями других шкал опросника. Можно предположить, что девушки в большей мере адаптированы к болевым ощущениям, нежели юноши, так как чаще испытывают их в повседневной жизни. При этом юноши, в силу гендерных особенностей, не демонстрируют значительных ограничений повседневной деятельности болевыми ощущениями, но в действительности их самоощущение состояния здоровья и психологическое самочувствие во многом определяется болью.
На основании полученных данных были сделаны следующие выводы.
1. Показатели качества жизни юношей-студентов младших курсов ХМГМА были значимо выше показателей студенток по трем шкалам физического компонента здоровья: физическое функционирование, интенсивность боли, общее состояние здоровья и двум шкалам психологического компонента: жизненная активность и психическое (ментальное) здоровье.
2. Наиболее низкие значения у представителей мужского и женского пола выявлены по шкале социальное функционирование.
3. При анализе корреляционных взаимоотноше-
ний между показателями шкал опросника SF-36 в группах юношей и девушек наиболее выражены были различия по шкале интенсивность боли: у девушек значимые связи показателей этой шкалы с другими отсутствовали; у юношей значения шкалы интенсивность боли значимо коррелировали с четырьмя шкалами.
Субъективные болевые ощущения в большей мере влияют на качество жизни юношей при значимо большем ограничении в повседневной деятельности по этой шкале девушек.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А., Радыш И. В. Качество и образ жизни студенческой молодежи // Экология человека. 2009. № 5. С. 3-8.
2. Амирджанова В. Н., Горячев Д. В., Коршунов Н. И. и др. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ» // Научно-практическая ревматология. 2008. № 1. С. 36-48.
3. Гельман В. Я. Медицинская информатика: практикум. СПб. : Питер, 2001. 480 с.
4. Ельяшевич А. М. Гендерные роли и соционика // Соционика : сборник докладов 1У московской научной конференции [Электронный ресурс]. М., 2001. и^: http://www.sodoniko.net/ги/articles/yel-gender.html (дата обращения: 18.12.2012).
5. Карабинская О. А., Изатулин В. Г., Макаров О. А. и др. Оценка качества жизни студентов, первых лет обучения медицинского вуза // Сибирский медицинский журнал. 2011. № 7. С. 111-113.
6. Коломиец О. И. Влияние занятий спортом на качество жизни студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. Т. 1, № 3. С. 22-24.
7. Сирусина Ад. В., Сирусина Аэ. В., Кот Т. Л. и др. Корреляционные связи между шкалами опросника качества жизни SF-36 у пациентов с метаболическим синдромом // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Югра - за здоровый образ жизни, 14-15 декабря 2012 г., Ханты-Мансийск // Научный медицинский вестник Югры. 2012. № 1-2. С. 248-251.
8. Курбатов А. В., Амлаев К. Р., Муравьев К. А. Современное состояние проблемы неравенства в здоровье: экологические, гендерные, экономические аспекты (обзор) // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 3. С. 24-30.
9. Латышевская Н. И., Клаучек С. В., Москаленко Н. П. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов // Гигиена и санитария. 2004. № 1. С. 51-53.
10. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. и^: http://www.kremlin.ru/text/ appeaгs/2005/09/93296.shtml. (дата обращения 09.01.2013).
11. Палкина О. А., Гудков А. Б., Шаренкова Л. А. Динамика показателей деятельности сердечно-сосудистой системы студенток в течение пятилетнего обучения в вузе // Экология человека. 2007. № 2. С. 22-25
12. Симонова Г. И., Богатырев С. Н., Горбунова О. Г. и др. Качество жизни населения Сибири (популяцион-
ное исследование) // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук . 2006. № 4. С. 52-55.
13. Соловьева С. В., Наймушина А. Г. Качество жизни как медико-биологическая характеристика состояния здоровья жителей севера Тюменской области и города Тюмени // Фундаментальные исследования. 2011. № 6. С. 162-165.
14. Терентьев Л. А. К вопросу мониторинга качества жизни населения на муниципальном уровне // Общественное здоровье и здравоохранение. 2008. № 2. С. 37-40.
15. Шаламова Е. Ю., Сафонова В. Р., Казанцева О. В. Физическое здоровье и показатели качества жизни студенток младших курсов лечебного факультета ХМГМА (статья) // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7591 (дата обращения: 04.12.2012).
References
1. Agadzhanjan N. A., Radysh I. V. Ekologija cheloveka [Human Ecology]. 2009, no. 5, pp. 3-8.[in Russian]
2. Amirdzhanova V N., Gorjachev D. V, Korshunov N. I. i dr. Nauchno-prkticheskaja revmatologija [Research-practical Rheumatology]. 2008, no. 1, pp. 36-48. [in Russian]
3. Gel'man V. Ja. Medicinskaja informatika: praktikum [Medical Information Science: practical course]. Saint Petersburg, 2001, 480 p. [in Russian]
4. Eljashevich A. M. Socionika. Sbornik dokladov IV moskovskoj nauchnoj konferencii [Socionics. The Reports of the IV Moscow Research Conference]. Moscow, 2001. Available at: URL: http://www.socioniko.net/ru/articles/yel-gender.html (accessed 18 Dec. 2012). [in Russian]
5. Karabinskaja O. A., Izatulin V G., Makarov O. A. i dr. Sibirskij medicinskij zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2011, no. 7, pp. 111-113. [in Russian]
6. Kolomiec O. I. Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarst-vennogo universiteta [Newsletter of South-Ural State University]. 2006, vol. 1, no. 3, pp. 22-24. [in Russian]
7. Sirusina Ad. V., Sirusina Aje. V., Kot T. L. i dr. Nauchnyj medicinskij vestnik Jugry [Yugra Research Medical Newsletter]. 2012, no. 1-2, pp. 248-251. [in Russian]
8. Kurbatov A. V., Amlaev K. R., Murav'ev K. A. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Stavropol State University Newsletter]. 2011, no. 3, pp. 24-30. [in Russian]
9. Latyshevskaja N. I., Klauchek S. V., Moskalenko N. P. Gigiena i sanitarija [Hygiene and Sanitation]. 2004, no. 1, pp. 51-53. [in Russian]
10. Oficial'nyj sajt Prezidenta RF [RF President official site]. Available at: URL: http://www.kremlin.ru/text/ appears/2005/09/93296.shtml (accessed 09 Jan. 2013). [in Russian]
11. Palkina O. A., Gudkov A. B., Sharenkova L. A. Ekologija cheloveka [Human Ecology]. 2007, no. 2, pp. 22-25. [in Russian]
12. Simonova G. I., Bogatyrev S. N., Gorbunova O. G. i dr. Bjulleten' Sibirskogo otdelenija Rossijskoj akademii medicinskih nauk [Bulletin of Siberian Branch RAMS]. 2006, no. 4, pp. 52-55. [in Russian]
13. Solovieva S. V, Najmushina A. G. Fundamental’nye issledovanija [Fundamental Studies]. 2011, no. 6, pp. 162165. [in Russian]
14. Terentiev L. A. Obshhestvennoe zdorov'e i zdravo-ohranenie [Public Health and Healthcare]. 2008, no. 2, pp. 37-40. [in Russian]
15. Shalamova E. Ju., Safonova V. R., Kazanceva O. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Contemporary problems of science and education]. 2012, no. 6. Available at: URL: http://www.science-education.ru/106-7591 (accessed 04 Dec. 2012). [in Russian]
HEALTH-RELATED QUALITY OF LIFE, GENDER AND SEX DIFFERENCES IN FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS OF NORTHERN MEDICAL SCHOOL
E. Yu. Shalamova, V. R. Safonova
Khanty-Mansiysk State Medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russia
Health-related quality of life (HRQoL) was studied in 96 students of a northern medical school (71 females and 25 males) using the 36-item Short Form Health Survey questionnaire (SF36). Gender-sex differences were detected. Males had higher scores in SF36 domains according to the scales: Physical functioning (PF), Bodily pain (BP), General health (GH), Vitality (VT), Mental Health (MH). Social functioning domain scores were low in both the males and females. In contrast to the females, the male responders had a significant correlation of the BP domain score with other four domains scores (PF, GH, VT, MH). It has been suggested that despite lower BP score in the females, HRQoL can depend more on BP in the male students.
Keywords: students, health-related quality of life, health, gender, sex
Контактная информация:
Сафонова Виктория Романовна — аспирант кафедры нормальной и патологической физиологии ГБОУ ВПО ХМАО — Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия»
Адрес: 628011, Тюменская область, ХМАО — Югра, г. Ханты-Мансийск, ул Мира, д. 40
E-mail: vikasafonova@mail.ru