ФИЛОЛОГИЯ
УДК 82-94
ББК 84
Бобкова Юлия Зигмундовна аспирант г. Калининград Bobkova Yulia Zigmundovna
Post-graduate
Kaliningrad
Особенности субъектно-речевой структуры художественной биографии Peculiarities of a Subject-Speech Structure of a Novelized Biography
В статье рассматривается характер актуальных для художественной биографии субъектно-субъектных отношений, анализируются особенности функционирования в тексте речевого субъекта. В зависимости от эксплицитной или имплицитной формы проявления субъекта-реконструктора в произведении выделяются субъектно маркированные и субъектно немаркированные виды художественно-биографического повествования.
The article reveals the topical peculiarities of subject-subject relations of a novelized biography, the specifity of speech-subject functioning in a text. In terms of explicit or implicitform of subject-reconstruction occurrences the composition reflects subject-marked and unmarked types of a novelized biographical narration.
Ключевые слова: художественная биография, субъектно-речевая структура художественной биографии, субъект-реконструктор, субъект-реконструкт, субъект-прототип, субъектно-маркированная художественная биография, субъ-ектно немаркированная художественная биография.
Key words: a novelized biography, subject-speech structure of a novelized biography, subject-reconstruction, subject-reconstruct, subject-prototype, subject-marked and unmarked types of a novelized biographical narration.
В последнее время феномен речевого субъекта является предметом повышенного внимания в сфере лингвистических исследований. В художественном мире литературного произведения он представляет особый интерес в силу своей многогранности: с одной стороны, речь идет о триаде «создатель - читатель - интерпретатор текста» в реальной литературной коммуникации, превращающей некую словесно-речевую структуру в произведение искусства, а с другой стороны, -о центральной гносеологической категории субъектно-объектного характера, которая определяет основные жанрово-родовые, композиционно-сюжетные, композиционно-речевые и словесно-образные координаты художественного текста [4, 230].
В данной связи нам хотелось бы обратиться к анализу субъектно-речевой структуры, характерной для текстов художественной биографии. При этом под художественной биографией мы понимаем литературные повествовательные тексты синкретического характера, в которых представлена авторская интерпретация аутентичного фактографического материала, служащего основой для реконструкции жизненного пути известной исторической личности.
И. Я. Лосиевский предлагает говорить о следующей системе отношений, реализующихся в биографическом тексте [7, 35]:
Автор (биограф)
Герой (биографический образ), т. е. созданный автором образ реальной исторической личности
1
Читатель,
Исследователь
Биографический «прототип» (духовноэнергетический потенциал исторической личности, заключенный в формах документального материала)
На наш взгляд, в данной ситуации представляется возможным различать в субъектно-речевой структуре художественно-биографического текста цен-
трального речевого субъекта, или субъекта-реконструктора, а также субъекта-реконструкта и субъекта-прототипа, находящихся между собой в специфических субъектно-субъектных взаимоотношениях. Под субъектом-реконструктором нами подразумевается личность биографа, т. е. реальный автор как субъект творчества, воссоздающий изображаемое прошлое, определяющий основные содержательные характеристики художественно-биографического текста и выступающий в качестве руководящего регулятивного начала в организации текстового материала. В свою очередь под субъектом-реконструктом понимается переосмысленное автором и воплощенное в тексте «Я» реальной исторической биографической личности, ограниченное пространственно-временной перспективой текстового целого, в то время как субъект-прототип - это реальная историческая личность, служащая объектом познания для субъекта-реконструктора. чье «Я» он и пытается реконструировать в биографическом произведении.
Как очевидно, в этой системе основополагающая роль принадлежит субъекту-автору как непосредственному создателю биографического текста, однако все вышеуказанные типы субъектов находятся между собой в отношениях комплементарности. В ходе работы субъекта-реконструктора с документальными источниками, отражающими жизненный путь реальной исторической личности, у автора складывается определенное мнение о субъекте-прототипе, следствием чего является создание в художественной биографии литературного образа данного прототипа, т. е. субъекта-реконструкта как результата вышеупомянутой деятельности. Хотя, по справедливому мнению В. Б. Смоцовитиса, автор жизнеописания всегда старается дистанцироваться от изображаемой им исторической личности [8, 217], тем не менее, работая над биографией какого-либо исторического деятеля, писатель исследует его личность, заново проживает его жизнь, в результате чего происходит неизбежное влияние личности автора на личность героя. Таким образом, биограф как автор остается главным субъектом биографического текста, несмотря на первоавторскую активность биографического «прототипа». Именно в сознании биографа возникает прообраз-символ, который впоследствии развивается в научно-художественный биографический
образ - продукт творческого процесса, главным руководителем которого является автор-биограф [7, 64].
Субъект-реконструкт в свою очередь начинает оказывать воздействие на своего творца, «заставляя» приписывать созданному им персонажу те черты и особенности, которые могли бы быть свойственны именно данному типу личности. Однако решающее слово, несомненно, всегда остается за субъектом-реконструктором как творческой личностью, способной воплотить в художественной биографии свое собственное видение реальных событий и личностей, дистанцированных как от субъекта-реконструктора, так и от современного читателя. Биограф - это создатель прошлой реальности, уже не обладающей субстанциальной полнотой, но обусловливающей основные содержательные характеристики биографического образа. У него как автора жизнеописания - двойное бытие: с одной стороны, он не должен показывать читателю, что ему известно будущее биографической личности, изображенное в последующих главах, а с другой, - писатель сам определяет, о чем пойдет речь дальше в этом произведении.
Таким образом, организующим центром художественной биографии является главный речевой субъект, или автор, который выполняет в тексте произведения ряд функций. Отметим, что Л. М. Бондарева, рассматривая мемуарно-автобиографические тексты, выделяет следующие основные функции повествующего субъекта, т. е. речевого субъекта, идентичного подлинному автору воспоминаний [2, 10]:
1) он выступает в роли реконструктора пережитого прошлого;
2) осуществляет необходимую «режиссуру» повествования (функция рассказчика-организатора текстового пространства);
3) комментирует, анализирует и обобщает изображаемые факты (функция рассказчика-комментатора);
4) оценивает воссоздаваемое прошлое (функция субъекта оценки).
Вслед за Л. М. Бондаревой Ю. И., Коньшина, но уже на материале художественных биографий, выделяет еще одну функцию повествовательного субъек-
та - субъекта новой информации [6, 16]. Мы считаем, что все вышеуказанные функции релевантны и для речевого субъекта в текстах художественных биографий. Рассмотрим наиболее важные из них.
Что касается деятельности речевого субъекта в его основной функции, т. е. функции реконструктора прошлого в биографическом произведении, то она носит разнонаправленный, «лучевой» характер. Ориентация автора на изображаемую им действительность из плана прошлого, актуального для субъекта-реконструкта, ведет к неизбежному диалогу писателя-биографа с этим прошлым. Вследствие того, что биографическая личность жила в определенную историческую эпоху, автор произведения воссоздает колорит этой эпохи, на фоне которого и происходит развитие действия, становление личности героя в жизнеописании. В то же время любой текст в целом, и биографический в частности, - это не монолог, а диалог, продолжающийся во времени и пространстве, - диалог с миром, диалог с самим собой, диалог с аудиторией [5, 4]. Причем, именно «Я» речевого субъекта, т. е. адресант, формирует «Я» Другого, т. е. адресата [1, 649]. В результате того, что любой текст, в том числе и жизнеописание, воспринимается читателем с учетом его настоящей временной позиции, мы можем говорить о том, что для биографий характерны диалогические отношения субъекта-реконструктора также и с миром настоящего.
Об актуализации функции речевого субъекта как субъекта новой информации говорит тот факт, что биографические тексты в большой степени ориентированы на выявление и генерирование нового научного знания. Как отмечает Ю. И. Коньшина, каждая биография встраивается в существующую концепцию, опираясь на другие, предшествующие или современные ей биографические тексты. Данные тексты представляют собой продуктивную форму научного общения, которая способствует сближению когнитивных позиций двух и более субъектов познания, сообщению новых фактов, то есть новой информации, которая вносится в глобальный общенаучный контекст, или же приводит к созданию новых смыслов в уже известных существующих концепциях биографов [6, 16].
Наконец, при функционировании субъекта-реконструктора в роли ком-
ментатора в рамках художественных биографий происходит его определенное «раздвоение». С одной стороны, субъект речи дает анализ поступкам описываемой исторической биографической личности, т. е. выступает в роли аналитика,
а, с другой стороны, он часто принимает на себя роль критика, давая оценку творчеству изображаемых им исторических личностей, если речь идет о композиторах, писателях, поэтах, художниках и т. д. как субъектах-прототипах.
Как показало исследование, для художественных биографических текстов характерно как эксплицитное, так и имплицитное присутствие субъекта-реконструктора в ткани произведения.
Такие жизнеописания, как «Rousseau. Der Roman vom Ursprung der Natur im Gehirn» Л. Гарига, «Mozart» В. Гильдесгаймера, «Hölderlin» П. Гертлинга, «Der kurze Sommer der Anarchie» Х. М. Энценсбергера, «Jacques Offenbach und das Paris seiner Zeit» З. Красауэра, «Goethe. Geschichte eines Menschen» Э. Людвига, явно демонстрируют свою принадлежность к произведениям с эксплицитной выраженностью субъекта-реконструктора в тексте. Мы предлагаем называть такие художественные биографии «субъектно маркированными».
Эксплицитный способ изображения субъекта-реконструктора в художественной биографии основывается на его самопрезентации. При этом речевой субъект может сам рассказать читателю о себе, своей жизни, своем отношении к ней и, соответственно, к описываемым в произведении событиям. В этом случае в художественном биографическом тексте фигурируeт референциально соотносящееся с речевым субъектом личное местоимение первого лица единственного или множественного числа (ich / wir). Как правило, авторизация в «Я»-форме в биографическом тексте имеет место при представлении собственно авторского знания - авторских гипотез, заключений, определений, т. е. в таких коммуникативно-познавательных ситуациях, когда открытая заявленность адресанта должна подчеркнуть личностную принадлежность ряда заключений, выделяющихся, таким образом, в контексте других, которые основываются на «чужих» источниках, использованных биографом.
Иной способ выражения субъекта-реконструктора наблюдается в «субъ-
ектно немаркированных» художественных биографиях, где присутствие авторского «Я» носит имплицитный характер. Наиболее ярким примером биографий подобного типа могут служить произведения С. Цвейга «Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam» и «Maria Stuart». Эти жизнеописания выполнены в форме повествования от третьего лица, благодаря чему автор сознательно отчуждает себя от изображенного мира. В этом случае мы можем говорить о нулевой форме номинации субъекта речи. Стремясь к максимальной объективности, автор старается избегать каких-либо комментариев, оценок личного характера излагаемых в произведении событий. Тем самым, стремясь намеренно дистанцироваться от создаваемого им персонажа, он в наибольшей степени реализует эстетические задачи художественного произведения. Но стремление к объективности произведения и разнообразные приемы объективизации, по мнению В. В. Виноградова, есть «лишь особые принципы конструкции образа автора» [3, 140]. Биограф, создавая произведение, привлекает факты реальной действительности (исторические личности, конкретные даты, подлинные топонимы), однако он интерпретирует их в зависимости от определенной идеи, лежащей в основе жизнеописания. Таким образом, даже если в произведении отсутствует эксплицитная выраженность субъекта-реконструктора, мы все же вправе говорить о «незримом» присутствии этого субъекта в тексте, что проявляется в селекции и способе подачи материала, лежащего в основе художественной биографии, подборе персонажей, аранжировке ситуаций, действий и других элементов, используемых для нарративного материала жизнеописания, в общей композиции текста.
Следовательно, что касается ранее указанных функций, выполняемых субъектом-реконструктором в субъектно маркированной художественной биографии, все они оказываются релевантными и для субъектнонемаркированного типа жизнеописаний с той лишь особенностью, что характер такого функционирования речевого субъекта не получает специальной языковой акцентуации.
В заключение следует подчеркнуть, что с точки зрения субъектно-речевой
структуры тексты художественных биографий представляют собой интересный многогранный объект, который является благодатным материалом для изучения в рамках современной антропоцентрически ориентированной лингвистики.
Библиографический список
1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. - 2-е изд., испр., [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - М. : Язык русской культуры, 1999. - 896 с.
2. Бондарева, Л. М. Структура и функции субъекта речевой деятельности в текстах мемуарного типа / на материале современного немецкого языка / : Автореферат дис. ... канд. филолог, наук. - СПб., 1994. - 16 с.
3. Виноградов, В. В.Проблема авторства и теория стилей [Текст] / В. В. Виноградов - М. : Наука, 1991. - 238 с.
4. Гончарова, Е. А. Интерпретация литературного текста в синергетической парадигме : традиция и перспектива // STUDIA LINGÜISTICA XVII. Язык и текст в проблемном поле гуманитарных наук : Сборник научных трудов. - СПб. : Политехника - сервис, 2008. - С. 227-236.
5. Горохов, М. Ю. Автор публицистического текста как субъект высказывания : Автореферат дис. ... канд. филолог, наук. - Воронеж, 2006. - 22 с.
6. Коньшина, Ю. И. Лингвостилистическая характеристика авторизованной биографии как типа текста : Автореферат дис. . канд. филолог. наук. - СПб., 2001. - 18 с.
7. Лосиевский, И. Я. Научная биография писателя : проблемы интерпретации и типологии [Текст] / И. Я. Лосиевский. - Харьков : Крок, 1998. - 424 с.
8. Smocovitis, V. B. Pas de Deux : The Biographer and the Living Biographical Subject // The History and Poetics of Scientific Biography. Edited by Thomas Soderquist. - Copenhagen : ASHGATE, 2007. - P. 207-219.
Bibliography
1. Arutyunova, N. D. Language and the Human World. - 2nd Emendated Edition. [Text] / N. D. Arutyunova. - Moscow : The Language of Russian Culture, 1999. - 896 p.
2. Bondareva, L. M. The Structure and the Functions of Subject Speech Activity in the Texts of a Memoir Type / on the Basis of Modern German / Dissertation abstract ... Cand. Sc. Philology. - St. Petersburg., 1994. - 16 p.
3. Vinogradov, V. V. The Problem of Authorship and the Theory of Styles [Text] / V. V. Vinogradov. - Moscow : Nauka, 1991. - 238 p.
4. Goncharova, E. A. Literary Text Interpretation in Synergetic Paradigm : Tradition and Prospect // STUDIA LINGÜISTICA XVII. Language and Text in the Problem Sphere of Humane Studies : Collection of Scientific Papers. - St. Petersburg : Politekhnika-Service, 2008. - P. 227-236.
5. Gorokhov, M. Yu. The Author of a Publicistic Text as a Subject of Utterance. Dissertation abstract ... Cand. Sc. Philology. - Voronezh., 2006. - 22 p.
6. Konshina, Yu. P. Linguistic Specification of Authorized Biography as a Type of a Text. Dissertation abstract ... Cand. Sc. Philology. - St. Petersburg., 2001. -18 p.
7. Losievsky, I. J. Scientific Biography of a Writer : the Problems of Interpretation and Typology [Text] / I. J. Losievsky. - Kharkov : Krok, 1998. - 424 p.
8. Smocovitis, V. B. Pas de Deux : The Biographer and the Living Biographical Subject // The History and Poetics of Scientific Biography. Edited by Thomas Söderquist. - Copenhagen : ASHGATE, 2007. - P. 207-219.