УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ
СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2011 Е.В.Некрасова
Самарская гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 14.02.2011
В статье рассмотрены результаты исследования структуры взаимосвязи субъективной оценки межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, межличностные отношения, межличностное общение, дисгармоничные отношения.
Проблема межличностных отношений подростков исследовалась многими учеными психологами (В.В.Знаков, Н.Н.Обозов, В.Н.Мясищев, А.В.Мудрик, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, Б.Ф.Ломов, Э.Фромм, Э.Берн и др.). Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особен-ности1. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией, возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений. По мнению А.А.Бодалева невозможно рассматривать отношения без сопряжения их с общением. Ведь многочисленные факты свидетельствуют о том, что отношение проявляется и формируется, как правило, в общении. А с другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения, всегда влияют на многие характеристики общения2. Одной из форм общения, осуществляемое между людьми является межличностное общение.
Межличностное общение — осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения меж-
Некрасова Екатерина Владимировна, аспирант кафедры общей и социальной психологии. E-mail: Ekaterina0782@rambler. ru
1 Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учеб. для вузов. - СПб.: 2001.
2 Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения / / Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С.122.
ду участниками общения. Обязательной составной частью межличностного общения является процесс восприятия одним человеком другого. Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Понимание (познание) человека - это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Механизмы межличностного познания, искажающие адекватность формирующегося образа воспринимаемого. В психологической литературе механизмы, влияющие на адекватность формирования представления о воспринимаемом человеке, называются по-разному: эффекты восприятия, процессы познания, механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого. Особенностью их функционирования является то, что они в разной степени ограничивают возможность объективного познания людей. Некоторые из них экспериментально выверены, большинство же, хотя и описаны в литературе, требуют дальнейшей проверки. К данным механизмам относятся: функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм. Механизмы межличностного познания. При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного
познания. Это зависит от подготовленности субъекта к общению с людьми. К механизмам межличностного познания откосятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и рефлексия других людей. Данные механизмы базируются на когнитивных и эмоциональных процессах. Успешность их работы зависит от чувствительности человека к собственному и чужому внутреннему миру3.
Кроме вышеперечисленных механизмов познания человеку также необходимо иметь следующие свойства для успешного общения: 1) Опыт, под которым понимается зрелость. Жизненный, а не простой житейский, опыт есть следствие хорошо обдуманного на протяжении многих лет результата и характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе как умозаключений, так и интуитивного прозрения и проницательности. 2) Подобие, сходство. Это особый случай опыта, который подсказывает, что чем больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.), тем больше общих черт у вас найдется, что, в конечном счете, и помогает более точным оценкам. 3) Интеллект. Он особенно помогает в оценке незнакомых людей, когда предубеждения еще не мешают видеть людей такими, какие они есть. Именно интеллект помогает в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня, между мимикой, экспрессией и степенью искренности, между характером и судьбой. 4) Понимание себя является необходимым условием понимания других. Ошибки и заблуждения относительно себя переносятся на других людей и часто выступают психологическими барьерами между людьми. 5) Отрешенность. У тех, кто много болеет, предается уединению, находится больше времени для размышления над сложностью человеческой природы; они умеют отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события со стороны, подойти к новому человеку непредвзято. 6) Сложность. Г.Оллпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их намного сложнее и тоньше. 7) Эстетические склонности. Человек с эстетическими склонностями и соответствующим складом ума ищет во всем гармонию, и это способствует искусству его оценки. 8) Социальный интеллект. Особенно важен этот дар для тех, кто непосредственно взаимодействует с людьми. Тот, кто опирается в большей степени на свое воображение (писатель, художник), может им и не обладать4.
3 Социальная психология. Учебное пособие / Отв. ред. А.Л.Журавлев. - М.: 2002.
4 Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В.
Психогимнастика в тренинге. - СПб.: 1996. - С. 6 - 7.
Как правило, подростковое общение как раз и страдает от недостатка вышеперечисленных качеств у партнеров по общению. Кроме свойств, необходимых для успешного общения также очень важно само содержание общения. Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты: 1) идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей); 2) событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы); 3) эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения); 4) предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно-эстетическое окружение).
Кроме того, что нравственные проблемы являются одним из пунктов содержания общения старшеклассников, сходство и различие их ценностей являются основой для выбора партнера по общению и формирования к нему определенного отношения: у каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более субъективно значимы, другие менее. Кроме того, эти ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями, которые обычно отличаются друг от друга по степени своей выраженности. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее положительное отношение. Но, может быть и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение, и если другой человек совершает поступок, отвечающий поддержанию этой ценности, к нему устанавливается положительное отношение, которое иррадиирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на проявлении других сторон характера этого человека5.
В нашем исследовании мы будем ориентироваться на понятие о структуре личностных ценностей А.В.Капцова и Л.В.Карпушиной: аксиологическая направленность личности может быть
5 Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения ....
гуманистической и прагматической. Гуманистическая направленность указывает на важность для личности всего, что связано с человеком и гармонизацией отношений с другими людьми, прагматическая направленность наоборот характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб им6. Кроме вышеперечисленных ценностных направленностей, важно отметить, что, по нашему мнению, в состав ценностной сферы входит7, или является базой для них8, взаимосвязанные с ними смысложиз-ненные ориентации.
Если ценности старшеклассников, участвующих в общении сходны, то можно назвать это межличностное взаимодействие или отношение гармоничным. Гармоничными отношениями называются межличностные отношения стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у обоих партнеров. К сожалению отношения подростков, как правило, далеки от гармоничных, по причине недостатка навыков общения, которые упоминались ранее. Вследствие чего, отношения старшеклассников можно оценить как дисгармоничные: 1) отсутствие единства, согласия между людьми; 2) ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими; 3) гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз»9.
Одними из показателей дисгармонии отношений являются: напряженность отчужденность, конфликтность и агрессивность10. Для того чтобы увидеть целостную картину формирования межличностного отношения необходимо рассмотреть взаимосвязь психологических свойств и характеристик личности а именно компонент ценностной сферы и различных показателей межличностных отношений. Таким образом, целью нашего исследования является определение структуры взаимосвязи субъективной оценки межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников. Исследование проводилось среди учащихся средней школы № 27 г.о. Тольятти Самарской области. Испытуемыми были девушки и юноши, учащиеся в 8, 9 классах. Для диагностики дисгармонии
6 Капцов А.В. Карпушина Л.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. - Самара: 2007.
7 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: 1991.
8 Василюк Ф.Е. Психология переживания анализ преодоления критических ситуаций. - М.: 1984.
9 Fromm Erich. The heart of man, its genius for good and evil// Harper & Row (New York) 1964 156p.
10 Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных
отношений. Руководство по применению. - СПб.: 2006.
межличностных отношений использовалась методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В.Духновского, которая представляет собой психодиагностический инструмент для определения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Непараметрическая процедура методики социометрия Дж. Морено. Испытуемым предлагалось выбрать учеников своего класса, исходя из 2-х критериев: «выберите того, с кем хотелось бы вместе выполнять учебное задание и с кем не хотелось бы выполнять учебное задание; выберите того, кого бы вы пригласили на свой день рождения и кого бы не пригласили». Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить индекс эмоциональной (психологической) экспансивности - степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними11. Для определения ценностных направленностей личности использовалась методика «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ). Для диагностики смысложизненных ориентаций использовался тест Д.А.Леонтьева СЖО12.
Кроме вышеперечисленных основных факторов, включенных в структуру взаимосвязи субъективной оценки межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы необходимо учитывать уровень умственного развития или показатель обученности для составления более полной структуры. Для определения уровня умственного развития учащихся 8-х классов применялась методика ШТУР, для 9-х, 10-х классов - методика ШТУР-2, 11-х классов - методика АСТУР. Все вычисления были обработаны с помощью пакета прикладных программ математической статистики StatSoft STATISTICA 6.0, где использовался метод структурного моделирования дан-ных13. В результате структурного моделирования уравнениями были получены схемы взаимосвязи субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы учеников 8-х и 9-х классов (рис. 1 и 2). Данные структуры имеют общее количество факторов: смысложизненные ориентации, ценностная сфера, показатель уровня обученности и фактор межличностных отношений. Индексы адекватности моделей RMS Stand. Residual у восьмиклассников - 0,089; у девятиклассников - 0,11. Существенные отличия зафиксированы в факторах ценностной сферы: у восьмиклассников это фактор
11 Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. - М. 2001.
12 Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: 2002.
13 Капцов А.В. Компьютерные методы обработки психологических данных: Учеб. пособ. - Самара: 2010.
ценностей прагматической направленности на увлечения, а у девятиклассников ценности прагматической направленности на образование. Это объясняется тем фактом, что юноши учащиеся в 9-х классах под влиянием родителей и общественных норм больше ценят и сконцентрированы на выборе образования. В отличие от них для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увле-
чения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Они делятся на следующие виды: интеллектуально-эстетические увлечения, накопительные увлечения, эксцентрические (Мадорский Л.Р., Зак А.3. Глазами подростков: Книга для учителя. - М.: 1991).
Анализируя построенные схемы взаимосвязи можно сделать вывод о структуре формирования межличностных отношений «среднего» старшеклассника. Несмотря на высокую общую осведомленность и ценности прагматической направленности на увлечения и образование у юношей наблюдаются напряженные межличностные отношения, т.е. молодые люди чрезмерно сосредоточены на отношениях, которые являются неустойчивыми, трудными, доставляющими беспокойство. Таким образом, эрудированность и сосредоточенность на окружающих обстоятельствах дает классическую фундаментальную ошибку атрибуции: значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооценивается.
Поэтому юноши не умеют использовать в общении такие механизмы познания как установление причинно-следственных связей поведения, методы саморефлексии и эмпатии, акцентируя внимание на поверхностной идентификации, стерео-типизации, интеллектуализации поступков партнеров по общению. Неумение адекватно оценить и почувствовать партнера и свои ощущения в межличностных отношениях является основной причиной их дисгармонии. При этом причиной этих проблем юноши видят в случайном стечении обстоятельств, собственной неудачливости. Для нашего исследования из-за сходства моделей удобнее будет сравнить женские выборки 8-х и 10-х классов (рис. 3 и 4):
Структуры взаимосвязи субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы учениц 8-х и 10-х классов состоят из трех основных факторов:
ценностной сферы, смысложизненных ориента-ций и факторов межличностных отношений. Отличаются модели по фактору межличностных отношений у восьмиклассниц агрессивность и
высокий социометрический статус в учебе, как и в мужских выборках, у десятиклассниц это отчужденность и социометрический статус во вне-учебной деятельности. Восьмиклассникам свойственна агрессивность, так как в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. (Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков// Вопросы психологии. - 1983. -№3. - С. 40 - 45). В отличие от них у десятиклассниц наблюдается отчужденность в связанная с тем фактом, что десятый класс состоит из учащихся, ранее обучающихся в разных классах и плохо знающих друг друга. Индекс адекватности модели RMS Stand. Residual - 0,09 у обеих выборок. Фактор уровня обученности отсутствует в данных моделях по причине отсутствия актуальности на этом этапе школьного обучения.
В отличие от мужских выборок восьмиклассницы в своем общении с одноклассниками используют только саморефлексию, так как они сосредоточены только на своих желаниях и потребностях (локус контроля-я), не используют интеллект в общении, и следовательно не понимают истинных потребностей их партнеров. Механизмы идентификации, каузальной атрибуции,
и эмпатии используются ими неадекватно. Согласно структуре формирования межличностных отношений девушек дальнейшее непонимание и столкновение интересов приводит к агрессивным проявлениям с их со стороны (Baker R.G., Dembo T., Lewin K. Frustration and regression: An experiment with young children // Frustration: The development of scientific concept. By ed. R.Lowson. - New-York: Mac Millan Comp., 1965. - Р.77 - 99). Это стремление подчинить себе других, доминировать над ними, эксплуатировать их. Желание угодить всем (ценности прагматической направленности на общественную работу, высокий социометрический статус в учебе), но никому в частности, приводит к дисгармонии в отношениях. В отличие от восьмиклассниц у девушек, учащихся в 10-х классах сосредоточенность на саморефлексии и неадекватности в идентификации выражается в отчужденных отношениях, т.е. в отсутствии глубоких межличностных отношений и в то же время в многочисленных поверхностных отношениях. Далее рассмотрим структурные схемы взаимосвязи субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы учениц 9-х и 11-х классов (рис. 5 и 6):
Индекс адекватности моделей RMS Stand. Residual у девятиклассниц - 0,09, у одиннадца-тиклассниц - 0,06. Модели состоят из четырех факторов, вышеперечисленных в мужских выборках. Основными отличиями явились: фактор обученности у девятиклассниц это общая осведомленность, а у одиннадцатиклассниц - логические схемы; фактор субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений отчужденность у 9-х классов и агрессивность у 11-х; смысложизненные ориентации на процесс жизни - на настоящее у 9-х классов и на цель жизни у 11-х. Также у женской выборки 11-х классов в отличие от остальных выборок наблюдается взаимное влияние смысложизненных ориентаций и ценностной сферы, ведь ценности и смыслы не-
постоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди вследствие накопленного жизненного опыта. Согласно схеме формирования межличностных отношений, девятиклассницы в отличие от учениц одиннадцатого класса, сосредоточены на себе в настоящем, на своих актуальных потребностях смыслах и ценностях, а именно, на образовании. У них высокий уровень общей осведомленности. В общении они используют, как и остальные девушки, адекватно только саморефлексию и видимо неадекватно эмпатию и идентификацию. Вследствие чего, их отношения отчужденные, но в то же время они хотят общаться со всеми, хоть с кем-нибудь. Одиннадца-тиклассницы же сконцентрированы на своих бу-
дущих целях и не замечают настоящих потребностей и желаний окружающих, что приводит к несовпадению мнений и проявляется в излишней агрессивности как и у восьмиклассниц. Все вышесказанное подтверждает исследование Лерне-ра, который составил портрет «среднего» старшеклассника: 1) криминализация сознания и мировосприятия; 2) конфронтационные мотивы поведения, иногда в аутистической форме; 3) стремление быть как все без выпадения из субкультуры тинэйджеров; 4) неуверенность в своих силах, расчет либо на «помощь» родственников, либо на удачу, случай; 5) ограниченный спектр чувств и ощущений, положительных эмоций; и др.14.
Выводы: 1) Одной из причин дисгармоничных отношений старшеклассников является неадекватное использование ими в общении со сверстниками механизмов познания. Юноши используют только идентификацию, а девушки саморефлексию. 2) Структуры взаимосвязи субъективной оценки дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы у
старшеклассников имеют четыре основных компонента: ценностные направленности, смысло-жизненные ориентации, показатели обученности и показатели межличностных отношений. 3) Портрет «среднего» ученика(8 и 9 класс): высокая общая осведомленность и желание из всего получить материальную или социально одобряемую выгоду ведут к напряженным отношениям со сверстниками и при этом наблюдаются неуверенность в себе и расчет на помощь окружающих и случая. 4) Портрет «средней» учени-цы»(8 - 11 класс): желание престижа и признания в жизни класса и учебы, сосредоточенность только на своих потребностях и ценностях ведут к проявлениям дисгармонии в межличностных отношениях со сверстниками: отчужденности и агрессивности.
14 Лернер П.С. Смыслы бытия старших школьников: реальность и мифы. - М.: [Электронный ресурс] Режим доступа URL:http://hpsy.ru/ Публикации / Авторы (30.01.2011).
STRUCTURE PECULIARITIES OF CORRELATION BETWEEN INTERPERSONAL RELATIONS DISHARMONY SUBJECTIVE EVALUATION AND VALUE-SEMANTIC
SPHERE OF HIGH SCHOOL STUDENTS
© 2011 E.V.Nekrasova
Samara Academy of Humanities
The article deals with the results of a research on structure peculiarities of correlation between subjective evaluation of interpersonal relations disharmony characteristics and value-semantic sphere of high school students.
Key words: value-semantic sphere, interpersonal relations, interpersonal dialogue, disharmonious relations.
Ekaterina Vladimirovna Nekrasova, Post-graduate of the chair of general and social psychology. E-mail: Ekaterina0782@rambler. ru