Научная статья на тему 'Межличностные конфликты преподавателей высшей школы'

Межличностные конфликты преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
644
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИИ В КОНФЛИКТЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPERSONAL CONFLICTS / TEACHERS / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / CONFLICT STRATEGIES / INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кручинин Владимир Александрович, Федотова Елена Михайловна

В статье рассматриваются особенности межличностных конфликтов преподавателей вуза. Выявлены предпочтительные стратегии преподавателей в конфликте. Анализируются результаты диагностики межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPERSONAL CONFLICTS OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the teachers’ interpersonal conflict features in higher educational institution. It shows the preferable strategies in conflicts among teachers. The article analyses the results of interpersonal relations diagnosis.

Текст научной работы на тему «Межличностные конфликты преподавателей высшей школы»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Кручинин В.А., Федотова Е.М.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

преподавателей высшей школы

Конфликт - явление сложное, многоуровневое, постоянно изменяющееся, а конфликт в вузе, по мнению Е.В.Тишиной, представляет собой процесс разрешения социальных противоречий, для которого характерна повышенная степень несовпадения ценностно-нормативных установок субъектов конфликтного взаимодействия[1].

Анализ высказываний преподавателей высшей школы о конфликте свидетельствует, что большинство из них проявляет настороженное отношение к слову «конфликт», оно, прежде всего, ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, реже с нарушением дисциплины, явлением нежелательным для воспитательного процесса. По нашим данным, 61 % преподавателей подвержены конфликтам в межличностных отношениях, 29% конфликтуют со студентами и лишь 9% с руководством вуза.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества людей, их личная оценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивности, тип поведения, социокультурные различия. И конфликт как высшая форма выражения противоречий имеет два разнонаправленных последствия: положительное и отрицательное. Именно поэтому одной из главных задач преподавателя высшей школы - суметь распознать конфликт, направить его развитие в положительное русло (как источник развития), ослабить негативные последствия, предупредить его разрешение в крайне негативных формах, приводящих к разрушению. Так, 48% преподавателей вуза признают, что конфликты приводят к нарушению межличностных отношений, 23% склонны думать, что в результате конфликтов у них ухудшается настроение, 26% преподавателей считают, что конфликт является способом устранения противоречий, а 3% из них отмечают, что конфликт способствует развитию личности.

Известно, что межличностный конфликт возникает и протекает в сфере непосредственного общения и отражает постоянно возникающие межиндивидуальные противоречия.

Выбор определенной стратегии поведения в конфликте демонстрирует, насколько преподаватель ориентирован на свои интересы и интересы другой стороны, а также стремление личности к конструктивному или деструктивному поведению в конфликте. В результате анализа поведения в конфликте нами выявлено, что 68% преподавателей ориентированы на сотрудничество, т.е. характеризуются высоким уровнем направленности как на свои интересы, так и интересы противоположной стороны, 10% придерживаются стратегии приспособления, стремясь уйти от конфликта. Это значит, что для данной стратегии характерна низкая направленность на свои интересы и высокая

направленность на интересы соперника. Преподаватели, предпочитающие данную стратегию поведения, ориентированы на сохранение межличностных отношений в ущерб своим собственным интересам. Для 6% опрошенных предпочтительна стратегия избегания, которая отличается стремлением уйти от конфликта. Данный выбор характеризует низкий уровень направленности на свои интересы. Если предмет конфликта не имеет существенного значения для участников конфликта, то конфликт исчерпывается. Если предмет конфликта важен для одной из сторон, то избегание конфликта может впоследствии привести к рецидиву. Стратегия компромисса, для которой свойственен баланс интересов конфликтующих сторон, выбрана также 6% преподавателей. Это значит, что преподаватели готовы идти на взаимные уступки, на поиск приемлемого для обеих сторон решения проблемы ради поддержания гармоничных межличностных отношений.

Нами был проведен также констатирующий эксперимент для изучения особенностей межличностных конфликтов между преподавателями (мужчинами и женщинами) высшей школы. К исследованию с использованием диагностики С.В. Духновского «Субъективная оценка межличностных отношений» были привлечены преподаватели нескольких вузов Нижнего Новгорода. Общая численность испытуемых составила 60 человек: 30 мужчин и 30 женщин в возрасте 23-70 лет. Назначение методики - определение характеристик дисгармонии межличностных отношений; предметом данной методики выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.

Таблица 1

Сравнение с нормативными показателями средних значений дисгармонии межличностных отношений мужчин-преподавателей (п=30)

Индикаторы М Р

межличностном среднее ст. откл.

дисгармонии

Напряженность 5.0 0.76 р>0.1

Отчужденность 5.2 0.82 р>0.1

Конфликтность 4.93 1.64 р>0.1

Агрессия 5.03 1.28 р>0.1

В данной таблице отражены средние значения дисгармонии межличностных отношений мужчин преподавателей. Показатели находятся в рамках нормативных. Серьезные трудности и проблемы в отношениях успешно разрешаются или отсутствуют; установлены доверительные отношения с другими людьми, человек склонен к большему согласию и согласованности в деятельности; преподаватель ориентирован на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; проявление ярости и негативная критика по отношению к людям не выявлены.

Таблица 2

Сравнение с нормативными показателями средних значений дисгармонии межличностных отношений женщин-преподавателей (п=30)

Индикаторы М t-Stud Р

межличностном среднее ст. откл.

дисгармонии

Напряженность 4.7 3.28 P<0.01

Отчужденность 4.93 1.56 P>0.1

Конфликтность 4.4 3.01 P<0.01

Агрессия 4.0 4.1 P<0.001

Как видно из таблицы 2 средние показатели агрессии, напряженности и конфликтности у женщин преподавателей находятся статистически достоверно (р 0.001) значительно ниже нормативных. Это доказывает, что преподавателям женщинам присуща излишняя сосредоточенность, поглощенность мыслями об отношениях, что провоцирует чувство смятения, эмоциональную неустойчивость и гнетущие чувства. Преподаватели женщины больше ориентируются на свои интересы, стремятся навязать предпочтительное для себя решение. Лишь один показатель межличностной дисгармонии - отчужденность - находится на нормативном уровне, т.е. у преподавателей женщин существует стремление устанавливать близкие, чувственные, доверительные отношения с другими людьми.

Таблица 3

Корреляционная матрица показателей дисгармонии межличностных отношений преподавателей (п=60)

Напряженность Отчужденность Конфликтность Агрессия

Напряженность 1

Отчужденность 0.450 1

Конфликтность 0.566 0.566 1

Агрессия 0.625 0.619 0.625 1

t-Stud (критическое) - 0.33 (p 0.01)

Все показатели межличностной дисгармонии преподавателей находятся во взаимосвязи друг с другом и, скорее всего, образуют единый фактор межличностных отно-

шении.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа связей возраста и педагогического стажа преподавателей с показателями дисгармонии межличностных отношений (п=60)

Индикаторы межличностной дисгармонии Напряженность Отчужденность Конфликтность Агрессия

Возраст 0.115 0.029 -0,169 0,220

Р - - - р 0.1

Педагогический стаж 0.00 -0.12 -0.26 0.06

Р - - р 0.05 -

Данные таблицы 4 демонстрируют положительную корреляционную связь на уровне статистической тенденции ф 0.1) между возрастом преподавателей и данными по шкале «Агрессия». Отрицательная корреляционная связь на статистически достоверном уровне ф 0.05) выявлена между данными педагогического стажа преподавателей и значениями по шкале «Конфликтность».

На основании проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

-все средние показатели дисгармонии межличностных отношений мужчин-преподавателей находятся на нормативном уровне;

-напряженность, конфликтность, агрессивность женщин-преподавателей достоверно ниже нормативного;

-все индикаторы дисгармонии межличностных отношений у преподавателей взаимосвязаны между собой;

-в межличностных отношениях преподавателей с возрастом имеется тенденция к повышению уровня агрессии, однако с увеличением педагогического стажа происходит достоверное снижение конфликтности в отношениях.

Изучая высказывания преподавателей относительно способов снижения числа конфликтов в вузе, выявлено, что опрошенные осознают необходимость конфликтологической подготовки в вузе. Так, большинство преподавателей (59%) выражают потребность в организации и проведении специальных психологических тренингов и семинаров с целью повышения своей конфликтологической компетентности.

Таким образом, очевидно, что успешное решение задач, направленных на урегулирование и преодоление конфликтов в рамках высшей школы, в значительной мере, зависит от разработки и внедрения специальной программы, ориентированной на конфликтологическую подготовку преподавателей. Главную роль могут сыграть организация и систематическое проведение специальных психологических курсов и семинаров, целью которых является повышение профессиональной и конфликтологической компетентности преподавателей.

Литература

1. Тишина, Е. В. Управление социальными конфликтами в вузе на основе корпоративной культуры [Электронный ресурс] / Е. В. Тишина. - Режим доступа : М1р://паг&. ru7pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/sin/autoref/autoref_00034.pdf.

2. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 141 с.

3. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 176 с.

4. Практическая психология для преподавателей. - Москва: Филинъ, 1997. - 388 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.