Социальная психология
УДК 159.922.7 DOI: 10.14529^у150408
ББК Ю941.4-99
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
М.М. Гпаватских
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск
Изложены данные эмпирического исследования, демонстрирующие особенности динамики комплекса субъектных свойств личности младших школьников в процессе развития. Обнаружены существенные различия в структуре субъектной организации у школьников с разным уровнем социально-психологической зрелости.
Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке из 289 школьников с применением методов диагностики личностных особенностей, самоорганизации, субъектной позиции школьника, индивидуалистической направленности. Статистический метод - дискриминантный анализ. Полученные данные могут быть использованы для организации и проведения консультативной деятельности для психологов и педагогов с целью развития социально-психологической зрелости школьников.
Ключевые слова: структура социально-психологической зрелости школьников, инте-гративный подход, развитие социально-психологической зрелости.
Введение. Анализ публикаций, рассматривающих вопросы социально-психологической зрелости личности, показывает, что исследования проблемы развития социально-психологической зрелости школьников, в отличие от изучения этой проблематики у взрослых, стали разрабатываться относительно недавно. При этом одними из самых актуальных являются проблемы изучения компонентов структуры социально-психологической зрелости личности и особенностей ее развития в школьном возрасте.
Известные сегодня теории зрелости личности можно объединить в две группы.
Социально-ориентированные теории утверждают, что зрелость обретается посредством овладения социальным опытом, освоения норм социальной среды и реализации их в непосредственном поведении. В качестве критериев формирования зрелости используются показатели, задаваемые обществом с целью оценки адаптации личности, в частности, показатели социализированное™ личности.
С точки зрения индивидуально-ориентированных концепций, развитие личности носит в большей степени индивидуальный характер, направленный на самореализацию личности. При этом социально-психологическая зрелость (СПЗ) рассматривается как система субъектных характеристик, самораз-
вивающихся в процессе взаимодействия линий социального и индивидуального развития и обеспечивающих функционирование личности как субъекта жизни (Сергиенко, 2007). В соответствии с этим социально-психологическая зрелость личности в младшем школьном возрасте определяется как качественная и количественная мера взаимодействия субъекта учения со средой обучения, нормами, требованиями, которые становятся частью его внутреннего мира (Журавлев, 2007). Можно установить определенную соотнесенность между понятиями «социально-психологическая зрелость» и «субъектная позиция школьника», которая проявляется изменением меры включенности в учебную деятельность с «извне» на «изнутри», в активности, детерминируемой новой внутренней реальностью школьника (Агафонова, 2010; Кулюткин, Су-хобская, 1972).
В качестве структурных характеристик СПЗ представлены системообразующие инте-гративные качества личности, а также сущностные ее признаки как характеристики целостного развития личности, обеспечивающие её эффективное функционирование. Структура СПЗ, по нашему мнению, включает имеющие интегративный характер компоненты, рассматриваемые в теориях зрелости личности, и психологии субъекта,: активность, от-
ветственность, самостоятельность, уважение к себе и другим, оптимизм, а так же порождаемые в процессе их интеграции субъектные образования, формирующие наивысший, сформированный уровень СПЗ (Леонов, Главатских, 2014).
Такого рода понимание общей структуры социально-психологической зрелости субъекта позволяет определить структуру социально-психологической зрелости в младшем школьном возрасте следующим образом (см. таблицу).
Отметим, что с позиций дифференцион-но-интеграционной теории (Поддьяков, 2007, Чуприкова, 1997) развитие различных систем и их внутренних частей характеризуется различными отношениями между процессами интеграции и дифференциации. Можно предположить, что СПЗ как система субъектных качеств определяется зрелой, и, следовательно, интегрированной системой характеристик.
Разработка модели СПЗ младших школьников проводилась с учетом некоторых выде-
ленных нами ранее необходимых условий, обеспечивающих развитие этого феномена, в частности, рефлексивных способностей; уровня развития произвольной саморегуляции; развития мотивации; развитой ценностно-нравственной сферы.
При этом понимание зрелости личности прежде всего связано с представлениями о зрелом человеке, действующем в определенном жизненном пространстве. Исходя из основных положений психологии субъекта, младший школьник может рассматриваться и как идеальная реальность (субъект познания) и как функция, определяющая активное начало социальной реальности (субъект деятельности). Следует отметить, что при разработке модели СПЗ младших школьников приоритет отдавался функциональному аспекту СПЗ субъекта, то есть ученик этого возраста рассматривался прежде всего как субъект деятельности. Применительно к специфике деятельности младших школьников весь их контингент может быть разделен на три группы: учащиеся с пре-
Содержание компонентов социально-психологической зрелости младшего школьника
Компоненты социально-психологической зрелости Социальная ориентация СПЗ (СО СПЗ) Индивидуальная ориентация СПЗ (ИО СПЗ) СПЗ как субъектная характеристика (СПЗ)
Активность Активная позиция проявляется в выполнении роли ученика в соответствии с требованиями Проявляет активность избирательно в тех сферах, которые представляют для него интерес, соответствует его целям Активная субъектная учебная позиция: продуктивность, гибкость, соотносит свои действия с требованиями в учебной деятельности
Самостоятельность Высокая саморегуляция и самоорганизация при выполнении заданных ролью учебных заданий с целью соответствовать требованиям окружающих Ведет себя независимо, саморегуляция и самоорганизация проявляется в ситуациях, которые представляют для него интерес, соответствуют его целям Способность самостоятельно регулировать и организовывать поведение в учебной деятельности в соответствии с её требованиями, вне зависимости от внешних влияний и оценок
Ответственность Ответственность, исполнительность, настойчивость в реализации заданных учебных целей Ответственность, исполнительность, настойчивость в реализации заданных собственных целей Ответственность за реализацию личных целей в системе учебного социального контекста
Уважение Уважение к другим людям Уважение к себе Реалистичность самооценки и уровня притязаний в учебной деятельности
Оптимизм Оптимистические представления по отношению к сверстникам Оптимистические представления о себе в учебной деятельности Оптимистическое отношение к собственным будущим перспективам в учебной деятельности
Социальная психология
обладающей социальной ориентацией; с преобладающей индивидуальной ориентацией и с высоким уровнем социально-психологической зрелости, характеризующимся прежде всего сформированными субъектными качествами.
Вышеизложенное предопределило цель выполненного нами исследования - определение типологических характеристик младших школьников, определяющихся структурой их социально-психологической зрелости.
Выборка и методы исследования. Выборку исследования составили 289 младших школьников, обучающиеся в четвертых классах общеобразовательной школы.
Психологические свойства личности этих школьников определялись с помощью адаптированного Л.А. Ясюковой опросника Р. Кэттелла (Ясюкова, 2006). При этом изучались следующие показатели методики:
• фактор G как характеристика ответственности;
• фактор Q3 как отражение уровня сформированности самостоятельности (понимаемой в этом возрасте прежде всего как проявление саморегуляции);
• факторы, характеризующие учебную (фактор D) и коммуникативную (Н и F) активность;
• фактор Q5 как показатель степени самоуважения, развивающегося у ребенка на основе саморефлексии, самокритичности, способности адекватно воспринимать себя и оценивать свои поступки;
• фактор О как характеристика уверенности ребенка в своих силах.
Критериями оценки полученных экспериментальных данных по методике Р. Кеттел-ла применительно к задачам исследования социально-психологической зрелости явились ранее опубликованные данные о соотнесении факторно-аналитических характеристик личности с ориентацией на индивидуальную либо социальную линии ее развития (Ясюкова, 2006). В соответствии с этим, например, низкие значения по фактору G (ответственность, исполнительность) характеризуют склонность к индивидуальной ориентации (в частности, ребенок не реагирует на просьбы что-либо сделать, не видит для себя смысла познавательной деятельности и т. п.). При высоких показателях (+G) более выражена социальная ориентация: школьник в высшей степени ответственен и исполнителен, но у него отсутствуют критические, рациональные оценки
того, что от него требуется. Средние значения по этому фактору характеризуют высокую степень развития компонента СПЗ как субъектного качества.
Особенности произвольности и познавательных умений школьников, рассматриваемых как потенциал для развития СПЗ их личности, диагностировали с помощью теста Ту-луз-Пьерона и теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (в адаптации Л.А. Ясюковой). В частности, задания второго субтеста методики Р. Амтхауэра, выполнение которого требует анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, характеризуют способность ребенка выделять основное, существенное, главное в информации (Белави-на, 2013). Такого рода особенность мышления составляет основу целеполагания - «постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно» (Асмолов, 2011).
Для исследования особенностей самоорганизации младшего школьника как одной из основ самостоятельности применялся оригинальный разработанный нами опросник «Самоорганизация младшего школьника», позволяющий оценить проявления волевого контроля, планирования, рефлексии и самоконтроля личности.
Изучение характеристик ориентированности на индивидуализм либо коллективизм в учебной деятельности проводилось с помощью оригинальной анкеты для учащихся «Диагностика развития познавательного интереса и субъектной позиции учащихся» (представляющей собой модификации известной методики Л.М. Фридмана). Высокие значения по методике свидетельствовали о стремлении ученика к достижению положительных коллективных результатов с участием всех сверстников и одноклассников. При низких показателях индивидуализм проявляется в решении узких задач личного благополучия и преуспевания, достижения индивидуального успеха без учета общества (Маркова, 1980)
В качестве главного дифференцирующего критерия для выявления различных типов структуры СПЗ младших школьников в исследовании рассматривалась субъективная позиция учащихся начальных классов, представляющая собой интегрированный показатель, установленный с помощью анкеты для учащихся и учителя «Диагностика развития познавательного интереса и субъектной позиции учащихся» (модификация методики Л.М. Фридмана).
Результаты исследования. Полученные результаты обследования 289 учащихся четвертых классов подвергались дискриминант-ному анализу, по итогам которого были выделены три группы младших школьников численностью п1 = 42 учащихся (14,5 % выборки), п2 = 102 учащихся (35,3 % выборки) и п3 = 145 человек (50,2 % выборки соответственно). В дальнейшем проводилось сравнение данных, полученных у учащихся этих групп.
Наиболее значимое значение в выполненном нами исследовании имеют различия в среднегрупповых показателях выделенных по результатам дискриминантного анализа групп (критерии равенства групповых средних р<0,001) по следующим переменным: активность в учебе, ответственность, самоконтроль (при оценке самоорганизации в учебной деятельности), самокритичность как показатель уважения к себе, активность в общении, самостоятельность, индивидуализм-коллективизм в учебной деятельности (см. рисунок).
Школьники первой группы имеют самые низкие среднеарифметические значения показателя выраженности своей субъективной позиции школьника (0,7 против 1,1 и 3,7 балла у представителей второй и третьей групп соответственно) при относительно одинаковых значениях показателя индивидуализма-коллективизма в учебной деятельности (3,7 балла против 4,0 и 3,6 балла соответст-
венно). Полученные данные позволили определить эту группу как «Индивидуальная ориентация СПЗ». При этом у школьников этой группы также минимально (по сравнению с другими обследованными их сверстниками) выражены активность, исполнительность, самостоятельность и ответственность при выполнении учебных заданий (см. рисунок). Такие школьники ориентированы прежде всего на свои интересы, недооценивают свои возможности, отличаются отсутствием заинтересованности в учебе.
Результаты обследования учащихся второй группы позволяют определить их как младших школьников с социальной ориентацией СПЗ. Обращает на себя внимание тот факт, что исполнительность у них выражена на максимальном уровне (см. рисунок). В силу этого ими руководит стремление соответствовать требованиям исполнения роли ученика, а не собственно познавательная мотивация.
В обеих группах уровень субъективной позиции школьника выражен очевидно меньше, чем у школьников третьей группы. Низкая сформированность исследованных компонентов СПЗ проявляется, в частности, в том, что система отношений школьников первых двух групп носит дисгармоничный, мало интегрированный характер. Тем самым получает подтверждение гипотеза о том, что развитие
1
0,5 О
¥
I Г
# # х» # хо у X» X»
У / / У / у / ^ ^ /
Л-/ с/ ^ ^
■ ИО ■ СО ■ Сформированная СПЗ
Среднеарифметические значения компонентов социально-психологической зрелости (СПЗ) в группах учащихся с различной ее ориентацией и сформированностью: ИО - индивидуальная ориентация СПЗ; СО - социальная ориентация СПЗ
Социальная психология
субъектных качеств происходит посредством интеграции обоих компонентов структуры СПЗ: социальной и индивидуальной ее ориен-таций.
Ученики третьей группы отличаются максимально выраженными показателями субъективной позиции школьника, умеренно выраженными показателями «индивидуализм - коллективизм», оптимальной степенью выраженности активности в учебной деятельности, а также ответственностью, самостоятельностью, адекватностью самооценки (см. рисунок). При этом характеристики выраженности этих показателей достаточно четко свидетельствуют об отсутствии у них какого-либо сдвига в сторону одной из двух ориентаций СПЗ. Все это позволяет охарактеризовать социально-психологическую зрелость школьников третьей группы как сформированную и проявляющуюся в высшей степени развития субъектных качеств у детей этого возраста.
Выводы. Полученные результаты эмпирического исследования подтверждают описанную выше теоретическую модель структуры социально-психологической зрелости учащихся младшего школьного возраста. Составлены профили психодиагностических данных обследования младших школьников на основе функционального аспекта формирования СПЗ, позволяющие определить её особенности. Однако при этом остается без ответа открытым ряд вопросов. Перспективы исследований становления СПЗ в младшем школьном возрасте связаны, по нашему мнению, с исследованием особенностей субъективности младших школьников с различными вариантами ориентирования СПЗ, их смысловых образований, определяющих субъектные проявления социально-психологической зрелости.
Литература
1. Агафонова, О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников / О.П. Агафонова // Человек и образование. - 2010. - № 3. - С. 136-139.
2. Белавина, О.В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в средней школе/ О.В. Белавина //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. -№ 155. - С. 151-155.
3. Журавлев, А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28, № 2. - С. 44-55.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. -М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
5. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Л.: ЛГУ, 1972. - 117 с.
6. Леонов, Н.И. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход / Н.И. Леонов, М.М. Главатских // Известия СГУ. -2014. - Т. 14, № 1. - С. 55-60.
7. Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников /А.К. Маркова //Вопросы психологии. - 1980. - № 5. - С. 47-59.
8. Поддьяков, А.Н. Зрелость и незрелость в контексте ортогенетического закона развития / А.Н. Поддьяков // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Серги-енко. - М.: РАН, 2007. - С. 47-60.
9. Сергиенко, ЕА. Зрелость: молярный или модулярный подход? / Е.А. Сергиенко // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: РАН, 2007. - С. 13-28.
10. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. -М.: Столетие, 1997. - 480 с.
11. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе / Л.А. Ясюко-ва. - СПб.: ИМАТОН, 1999. - 184 с.
Главатских Марианна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и конфликтологии, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Gl.marianna.@hotmail.com
Поступила в редакцию 13 августа 2015 г.
DOI: 10.14529/psy150408
THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY STRUCTURE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
M.M. Glavatskikh, Gl.marianna.@hotmail.com Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation
The article suggests the data of empirical research showing the peculiarities of dynamics of the complex of subject personality characteristics with the adolescents in the process of development. The research has found significant differences in the structure of subject organization in the adolescents of the different the level of socio-psychological maturity.
The article presents the results of empirical research on the sample group of 289 adolescents. The following diagnostic tools have been used: psychological characteristics of personality, self-organization, subject position and individualism-collectivism. Statistical method - discriminator analysis. The results obtained allow using them for organization and running counseling activities for the psychologists and educators in order to develop social and psychological maturity of adolescents.
Keywords: the structure of socio-psychological maturity adolescents, integrative approach , development of socio-psychological maturity.
References
1. Agafonova O.P. [Project-Based Learning as Means of Developing Subject Position of Junior Schoolchildren]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2010, no. 3, pp. 136-139. (in Russ.)
2. Belavina O.V. [Psychological Diagnostics of Universal Learning Actions Development in the Secondary School]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University], 2013, no. 155, pp. 151-155. (in Russ.)
3. Zhuravlev A.L. ["Socio-psychological maturity": problem statement]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 2007, vol. 28, no 2, pp. 44-55. (in Russ.)
4. Asmolov A.G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachalnoy shkole. Ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to Design a Universal Educational Activities in Elementary School]. Moscow, 2011. 152 p.
5. Kulyutkin Yu.N., Sukhobskaya G.S. Motivatsiya poznavatelnoy deyatelnosti [The Motivation of Cognitive Activity]. Leningrad, 1972. 117 p.
6. Leonov N.I., Glavatskikh M.M. [Personality's Socio-Psychological Maturity: Integrative Approach]. Izvestiya SGU [Proceedings of the Saratov State University. Ser. Phylosophy. Psychology. Pedagogy], 2014, vol. 14, no. 1, pp. 55-60. (in Russ.)
7. Markova A.K. [Ways to Study Motivation of Educational Activity of Schoolboys]. Voprosypsikhologii [Questions of Psychology], 1980, no. 5, pp. 47-59. (in Russ.)
8. Poddyakov A.N., Zhuravlev A.L. (Ed.), Sergienko E.A. (Ed.) [Maturity and Immaturity in the Context of Orthogenetic Law Development]. Fenomen i kategoriya zrelosti vpsikhologii [Phenomenon and Maturity Category in Psychology]. Moscow, 2007, pp. 47-60. (in Russ.)
9. Sergienko E.A., Zhuravlev A.L. (Ed.) Zrelost': molyarnyy ili modulyarnyy podkhod? [Maturity Molar or Modular Approach?]. Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii [Phenomenon and Maturity Category in Psychology]. Moscow, 2007, pp. 13-28.
10. Chuprikova N.I. Psikhologiya umstvennogo razvitiya: Printsip differentsiatsii [Psychology of Mental Development: The Principle of Differentiation]. Moscow, 1997. 480 p.
11. Yasyukova L.A. Metodika opredeleniya gotovnosti k shkole: Prognoz i profilak tika problem obucheniya vnachal'noy shkole [Method for determining school readiness]. St. Petersburg, 1999. 184 p.
Received 13 August 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Главатских, М.М. Особенности структуры социально-психологической зрелости младших школьников / М.М. Главатских // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 4. - С. 70-75. Б01: 10.14529^у150408
FOR CITATION
Glavatskikh M.M. The Socio-Psychological Maturity Structure of Elementary School Students. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015, vol. 8, no. 4, pp. 70-75. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy150408