Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития социально-психологической зрелости школьников'

Моделирование процесса развития социально-психологической зрелости школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MATURITY OF PERSONALITY / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / СУБЪЕКТ / SUBJECT / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / FUNCTIONAL FEATURES / DYNAMICS OF STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Главатских Марианна Михайловна

Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия. Показано, что зрелая личность с одной стороны, социально адаптированная, усвоившая нормы социальных систем разных уровней; с другой, индивидуализированная, ориентированная на реализацию своих целей. Движущей силой развития социально-психологической зрелости личности является ее стремление к принятию социумом на этапе ориентации и к внутренней согласованности на критическом этапе. Результаты, полученные по шкале с поляризацией индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных показателей социально-психологической зрелости школьников, позволили рассмотреть процесс ее развития целостно, а также обеспечили возможность применения методов нелинейной динамики. Теоретическая модель обоснована и апробирована эмпирическими исследованиями. Показаны новизна и перспективы применения полученной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MATURITY OF ADOLESCENTS

The research provides the data of theoretical and methodological analysis of the essence of social and psychological maturity of personality from the point of view of socialization/individualization processes and the process of interpersonal interaction. It has been shown that mature personality is, on the one hand, socially functioning personality having acquired the norms of social systems of different levels, and, on the other hand, individualized personality oriented towards achieving one’s own goals. The driving force behind the development of social and psychological maturity is a desire to be accepted by society at the stage of orientation and a desire for internal consistency at a critical juncture. The results obtained on the scale with the polarization of individual-oriented and socially-oriented indicators of social and psychological maturity of students allowed to consider the process of its development holistically, and to provide the possibility of using the methods of nonlinear dynamics. The theoretical model is justified, its performance is investigated. It is shown that the result of modeling is characterized by novelty and theoretical significance.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития социально-психологической зрелости школьников»

36

2016. Т. 26, вып. 1

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Психология. Социальная психология

УДК 159:316 М.М. Главатских

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Изложены результаты теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия. Показано, что зрелая личность - с одной стороны, социально адаптированная, усвоившая нормы социальных систем разных уровней; с другой, - индивидуализированная, ориентированная на реализацию своих целей. Движущей силой развития социально-психологической зрелости личности является ее стремление к принятию социумом на этапе ориентации и к внутренней согласованности на критическом этапе. Результаты, полученные по шкале с поляризацией индивидуально-ориентированных и социально-ориентированных показателей социально-психологической зрелости школьников, позволили рассмотреть процесс ее развития целостно, а также обеспечили возможность применения методов нелинейной динамики. Теоретическая модель обоснована и апробирована эмпирическими исследованиями. Показаны новизна и перспективы применения полученной модели.

Ключевые слова: социально-психологическая зрелость, развитие личности, субъект, моделирование, изменение структуры, функциональные особенности.

В связи с недостаточной степенью изученности динамики и механизмов развития личности проблема ее социально-психологической зрелости остается актуальной. Необходимость изучения этой проблемы утверждается А.Л. Журавлевым [11], Е.А. Сергиенко [18], А.Н. Поддьяков [16]; познания мира ребенком - Г.М. Андреевой [1], О.Б. Чесноковой [22], В.В. Абраменковой [1]. О социальных механизмах развития личности писали Л. И. Анциферова [5], А.Г. Асмолов [6], Л. С. Выготский [9], В.С. Мухина [14], Д.И. Фельдштейн [21], Д.Б. Эльконин [23], Э. Эриксон [24]. Наряду с внешними детерминантами, стремлением адаптироваться к социальной среде выделяют и субъектные детерминанты: самоорганизацию, самодетерминацию, стремление к самореализации личности в концепции антропогенеза [19;20]. Анализ динамики развития субъектных качеств в системе процессов индивидуализации-социализации позволит увидеть движущие противоречия развития, последовательность и преемственность его этапов, утверждать, что развитие социально-психологической зрелости - это целостный процесс. Вышеизложенное предопределило цель исследования - изучить развитие социально-психологической зрелости в школьном возрасте.

Материалы и методы исследования

Известные сегодня теории зрелости личности можно обобщить в две группы. Социально-ориентированные теории утверждают, что зрелость обретается посредством овладения социальным опытом, освоения норм социальной среды и реализации их в непосредственном поведении. В качестве критериев формирования зрелости используются показатели, задаваемые обществом для оценки адаптации личности, в частности - показатели ее социализированности.

С точки зрения индивидуально-ориентированных концепций, развитие личности носит в большей степени индивидуальный характер, направленный на ее самореализацию. При этом социально-психологическая зрелость (далее - СПЗ) может рассматривается и как система субъектных характеристик, саморазвивающихся в процессе взаимодействия линий социального и индивидуального ее развития и обеспечивающих функционирование личности как субъекта жизни [18]. В качестве структурных характеристик СПЗ представлены системообразующие интегративные качества личности, а также сущностные ее признаки как характеристики целостного развития личности, обеспечивающие её эффективное функционирование. Структура СПЗ включает имеющие интегративный характер компоненты, рассматриваемые в теориях зрелости личности и психологии субъекта: активность, ответственность, самостоятельность, уважение к себе и другим, оптимизм, а также порождаемые в процессе их интеграции субъектные образования, формирующие наивысший, сформированный уровень

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 1

СПЗ [12]. Таким образом, интеграция и баланс сфер социального/индивидуального в личности может быть показателем социально-психологической зрелости личности. Проведя анализ исследований зрелости, можно предположить, что зрелая личность - с одной стороны, социально адаптирована, усвоила нормы социальных систем разных уровней; с другой стороны, индивидуализирована, ориентирована на реализацию своих целей.

При этом понимание СПЗ связано с представлениями о зрелом человеке, действующем в определенном жизненном пространстве. Отметим, что при разработке модели СПЗ школьников приоритет отдавался функциональному аспекту субъекта, то есть ученик младшего школьного возраста рассматривался прежде всего как субъект деятельности; подросткового - как субъект общения, а старшего школьного возраста - как субъект профессионального самоопределения.

Отметим, что с позиций дифференционно-интеграционной теории [16] развитие различных систем и их внутренних частей характеризуется различными отношениями между процессами интеграции и дифференциации. Можно предположить, что СПЗ как система субъектных качеств определяется зрелой, и, следовательно, интегрированной системой характеристик. Субъективная позиция школьника не только взаимосвязана с этим процессом, но и влияет на критерии социально-психологической зрелости школьников. Совместная динамика этих функций отражает и позволяет проверить эмпирические данные о закономерных тенденциях изменения СПЗ. Существование системы взаимосвязей социально-ориентированной, индивидуально-ориентированной и субъектной ориентации показателей социально-психологической зрелости в общей выборке школьников, позволяет построить их функции развития. Возможность для их построения в нашей работе обеспечило применение методики исследования социально-психологических особенностей личности Р. Кеттелла в модификации Л.А. Ясюковой [25]. Эта методика позволила рассматривать показатели (критерии социально-психологической зрелости) в индивидуальных, социальных и субъектных ориентациях, а также устанавливать их соотношение. При этом мы изучали следующие показатели методики (на примере младшего школьного возраста): фактор G как характеристику ответственности; фактор Q3 как отражение уровня сформированности самостоятельности (понимаемой в этом возрасте как проявление саморегуляции); фактор D, характеризующий учебную активность; фактор Q5 как показатель степени самоуважения, развивающегося у ребенка на основе саморефлексии, самокритичности, способности адекватно воспринимать себя и оценивать свои поступки; фактор О как характеристику положительного отношения к перспективам на основе уверенности ребенка в своих силах.

Можно установить соотнесенность между понятиями «социально-психологическая зрелость» и «субъектная позиция школьника», которая проявляется изменением меры включенности в учебную деятельность с «извне» на «изнутри», в активности, детерминируемой новой внутренней реальностью школьника [2]. Субъективная позиция учащихся начальных классов представляет собой интегрированный показатель, установленный с помощью анкеты для учащихся и учителя «Диагностика развития познавательного интереса и субъектной позиции учащихся» (модификация методики Л.М. Фридмана). Применение данных, полученных в ходе анкетирования, в качестве предиктора позволило подтвердить, что значения в средней зоне по методике Р. Кеттелла отражают субъектную ориентацию СПЗ, и проанализировать направление развития в системе социализация-индивидуализация. Субъективные позиции в общении подростков, в профессиональном самоопределении юношей и девушек определялись также с помощью анкеты. Высокие значения у подростков свидетельствовали о стремлении ученика к достижению положительных коллективных результатов с участием сверстников. При низких показателях индивидуализм проявлялся в решении узких задач личного благополучия и преуспевания, достижения индивидуального успеха без учета позиций других людей. Высокие баллы старшеклассников свидетельствуют об осознании ими собственных возможностей и жизненных перспектив, что придает старшекласснику уверенность в своих силах, стимулирует его активность, настойчивость в достижении профессиональных целей, самостоятельность в выборе способов ее реализации.

Выборку исследования составили 368 школьников, обучающихся с 4-го по 11-й класс общеобразовательной школы. Анализ динамики развития субъективной позиции в системе индивидуально и социально ориентированных показателей личности учеников позволит выявить периоды и механизмы развития критериев социально-психологической зрелости в субъектной ориентации.

38

М.М. Главатских

2016. Т. 26, вып. 1

Результаты исследования и их обсуждение

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Для проверки вышеизложенной гипотезы полученные результаты лонгитюдного исследования 368 учащихся подвергались регрессионному анализу: был построен ряд функций (линейная, логарифмическая, квадратная, кубическая, роста, в степени четыре и пять). Величину, отражающую меру развития субъективной позиции в младшем, подростковом и юношеском возрасте, обозначим как х. По всем критериям СПЗ в трех возрастных категориях был выявлен достоверный показатель значимости влияния, а функции (рис. 1) наиболее близки к кубическим (графическая и статистическая проверки).

1.5 2.0 2.5 3.0 3.5

Субъектная позиция

Субъектная позиция

В)

1.5 2.0 2.5 3.0 3.5 4.0

Субъектная позиция

1.5 2.0 2.5 3.0 3.5 4.0

Субъектная позиция

2.0 2.5 3.0 3.5

Субъектная позиция

4.0

Рис. 1. Параметры социально-психологической зрелости школьников в зависимости от их субъектной позиции: а) самоуважение (фактор Q5); б) ответственность в учёбе (фактор G); в) оптимизм (фактор О); г) самостоятельность (фактор Q3); д) активность в учебе (фактор D)

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 1

Наложив все функции, с целью выявления закономерностей, мы получили функцию, характеризующую развитие критериев СПЗ (диаграмма 1) или цикл развития, которую можно описать с помощью уравнения:

СПЗ = 1,16х - 0,68х2 + 0,09х3 + 1,21,

где х - субъектная позиция школьника.

Точки на графике отражают ключевые моменты развития субъектной позиции школьника. Анализ направления развития между ними, как система влияний двух факторов индивидуализации и социализации, наполняет его содержанием и позволяет дифференцировать этапы однонаправленного процесса. Три периода развития субъектных качеств, составляющих критерии СПЗ (рис. 2), отличаются содержанием.

Рис. 2. Этапы развития социально-психологической зрелости школьников

На первом, «ориентационном» этапе развитие направлено в сторону социализации. В начальной точке доминирует «физическое Я» или «Хочу». На этом этапе происходит понимание культурно-заданных образцов, интенсивное когнитивное развитие, развитие системы смыслов. Полученные результаты соответствуют мысли о том, что развитие происходит посредством включения личности в социальную среду. Воздействие на личность социума в его многообразии, от культуры до ближайшего окружения, - это первичная детерминация развития [5]. Исходя из работ А.В. Позднякова [17], первый этап любой системы характеризуется установлением внутренних организующих связей и резким, но замедляющимся снижением внешних связей. По нашим результатам, показатель собственной активности не только не увеличивается, но и снижается. Далее происходят усиление внутренних связей и медленное открытие внешним контактам.

На втором, критическом этапе нарастающее стремление к адаптации приводит к напряжению в системе показателей. Если «баланса сил» не возникает, то преобладающая сила формирует ориентацию СПЗ: индивидуальную или социальную. Состояние «баланса сил» внутренних частей нарушает гибкость реагирования системы, приводит к снижению адаптационных возможностей, происходит внутренняя структурная дифференциация в системе и при этом - усиление внешней активности [7; 17]. По нашим данным, на этом этапе увеличивается показатель активности. Желание быть, действовать при несформированных навыках самоуправления приводит к снижению эффективности деятельности, снижаются показатели самостоятельности и ответственности. Объяснить снижение активности на преды-

40_М.М. Главатских_

2016. Т. 26, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

дущем этапе и увеличение на рассматриваемом возможно и позиции понимания детерминант развития. Чем более оказывается внешнее организующее воздействие, тем ниже собственная активность личности. Проявления критичности и внутреннего неблагополучия проявляются в снижении самоуважения. Этот сложный период наиболее важен в цикле развития, поскольку сопровождается новообразованиями. Качественно новые, субъектные образования повышают эффективность функционирования личности, а значит процесс развития далее происходит на качественно новом уровне, в новых условиях.

На завершающем этапе вновь образующиеся субъектные структуры требуют получения нового опыта, умений и навыков самоорганизации. Ребенок определяет возможности реализации себя в социальной системе, функционируя посредством самоуправления, - логичное завершение цикла развития.

Заключение

Рассматриваемую проблему развития социально-психологической зрелости необходимо изучать в системе диалектически дополняющих друг друга факторов социального и индивидуального развития. Применение методов нелинейной динамики позволило изучить развитие СПЗ как целостный, последовательный процесс, имеющий закономерности в динамике. Субъектная позиция школьника - это сложное личностное, субъектное образование, проявляющееся в критериях социально-психологической зрелости школьников и обеспечивающее эффективное решение школьниками возрастных задач. Показатель субъектной позиции школьника является предиктором эффективного функционирования школьников и дополняет критерии СПЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В.Социальная психология детства. М.: Пер Сэ, 2008. 431 с.

2. Агафонова О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников // Человек и образование. 2010. № 3. С. 136-139.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 2004, 288 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 1996. 435 с.

5. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы/ В кн. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С 3-19.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с.

7. Поздняков А.В. Эволюционное развитие и устойчивость целостных систем //Самоорганизация геоморфоси-стем. Томск: ТНЦ СО РАН. 1996. С. 15-24.

8. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организация науки. Кн. 2. М.: Экономика, 1989. 234 с.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ-Медиа, 2008. 364 с.

10. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 1991. № 4. С. 5-18.

11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Директ-Медиа, 2008. 710 с.

12. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 2. С. 44-55.

13. Леонов Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия СГУ. 2014. Т. 14, № 1. С. 55-60.

14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1959. 232 с.

15. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.

17. Поддьяков А.Н. Зрелость и незрелость в контексте ортогенетического закона развития // Феномен и категория зрелости в психологии. М.: РАН. 2007. С. 47-60.

18. Сергиенко Е.А. Зрелость: молярный или модулярный подход? //Феномен и категория зрелости в психологии М.: РАН. 2007. С. 13-28.

19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

20. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С.38-50.

21. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 26-37.

Моделирование процесса развития социально-психологической зрелости... 41

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 1

22. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Познание, общество, поведение. М.: ИП РАН, 1996. С. 54-76.

23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

24. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер., науч. ред. и примеч. А.А. Алексеева. СПб.: Балашиха, 1996. 589 с.

25. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: ИМАТОН, 1999. 184 с.

26. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М: Академия, 2002. 208 с.

Поступила в редакцию 18.12.15

М.М. Glavatskikh

MODELLING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MATURITY OF ADOLESCENTS

The research provides the data of theoretical and methodological analysis of the essence of social and psychological maturity of personality from the point of view of socialization/individualization processes and the process of interpersonal interaction. It has been shown that mature personality is, on the one hand, socially functioning personality having acquired the norms of social systems of different levels, and, on the other hand, individualized personality oriented towards achieving one's own goals. The driving force behind the development of social and psychological maturity is a desire to be accepted by society at the stage of orientation and a desire for internal consistency at a critical juncture. The results obtained on the scale with the polarization of individual-oriented and socially-oriented indicators of social and psychological maturity of students allowed to consider the process of its development holistically, and to provide the possibility of using the methods of nonlinear dynamics. The theoretical model is justified, its performance is investigated. It is shown that the result of modeling is characterized by novelty and theoretical significance.

Keywords: social-psychological maturity of personality, personality development, subject, modeling, dynamics of structure, functional features.

Glavatskikh M.M.,

Candidate of Psychology, Associate Professor at Departament of social psychology and conflictology

Главатских Марианна Михайловна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры

социальной психологии и конфликтологии

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: ni-hao@mail.ru E-mail: ni-hao@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.