Л1. М. Главатских. Соцно-когнптпвнып подход в исследовании
УДК 159: 316
СОЦИО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ
М. М.Главатских
Главатских Марианна Михайловна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии и конфликтологии, Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия E-mail: [email protected]
изложены данные теоретико-методологического анализа сущности социально-психологической зрелости личности с точки зрения процессов социализации/индивидуализации и межличностного взаимодействия. Социально-психологическая зрелость личности рассмотрена и как психологический конструкт, порождаемый в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов зрелости, и как субъектность, смысловое, когнитивное образование личности. Представлены история развития и основные положения социо-когнитивного подхода в психологических исследованиях. Показано, что зрелая личность - это, с одной стороны, личность социально адаптированная, усвоившая нормы социальных систем разных уровней, с другой стороны, индивидуализированная, ориентированная на реализацию своих целей. Показатели социально-психологической зрелости затрагивают сферы функционирования личности: смысловую, субъективность; поведение, субъектность (реализацию субъективности в объективном мире); социальные ситуации как условия взаимодействия (социальности). определены перспективы исследования феномена социально-психологической зрелости с позиций социо-когнитивного подхода.
Ключевые слова: социально-психологическая зрелость личности, развитие личности, субъектность, развитие субъектности, социо-когнитивный подход.
Введение
В настоящее время в психологической науке многие авторы [1-4] отмечают дискретность исследований и отсутствие понимания ключевых факторов психологической категории «зрелость личности». Критерии зрелости обозначены в работах А. Л. Журавлева [1] и Е. В. Панькиной [4] как ориентированные либо на адаптацию к социуму (социально ориентированные), либо на раскрытие ресурсов автономной личности, индивидуальности (индивидуально ориентированные). В первом случае зрелость личности называется социальной или социально-психологической, а во втором -психологической. В изучении социально-психологической зрелости интеграция сфер социального/ идеального в личности возможна на основе помещения в центр концептуальной схемы смысловых образований личности, а именно - взаимозависимость смысловых образований и социального мира в процессе взаимодействия личности с ним.
Анализируя психологические и философские концепции познания, можно выделить
три сферы, определяющие функционирование психики индивида: во-первых, это - реальный мир, во-вторых, процесс конструирования, как писал А. Н. Леонтьев, люди строят, переделывают, частично создают образ реальности [5], и, в-третьих, внутренняя психологическая реальность личности, по С. Л. Рубинштейну, - мысли, чувства и переживания, являющиеся предметом психологии [6]. А. Г. Асмолов предлагает назвать подсистему психики, содержащую смысловые ориентации, смысловыми образованиями в целом, считая их её глубинными ядерными образованиями [7]. По мнению В. В. Абраменковой [8]. смысловые образования - это функциональные системы, являющиеся одновременно продуктами психики, выполняющим функцию жизнеобеспечения, её структурой и механизмом строительства психики.
В современной психологии, несмотря на большое количество исследований, посвященных смысловым образованиям, познанию мира человеком, остается малоизученной и малоразработанной проблема взаимодействия представленных выше пространств - реального социального мира, внутреннего мира индивида и их взаимопроникновение.
Взаимодействия пространств: реального социального мира и внутреннего мира индивида
Окружающий человека мир, создающий условия для развития смысловых систем личности, представлен в виде реальностей: предметного мира; мира ближайшего окружения (семья, малые группы) индивида; культуры как носителя значений широкой социальной общности, в которой живет человек. Все они социальны и могут рассматриваться как смысловые образования социального мира, имеют символически-знаковую, когнитивную природу. Смысловая организация внутреннего мира рассматривается в гештальтпсихологии, когнитивной психологии при решении конкретных интеллектуальных задач. Но это знание малоприменимо для того, чтобы понять, как познает мир «обыденный» [9, 10] человек и как развивается смысловая система в процессе становления личности. По мнению В. В. Абраменковой [11], необходимо создание классификаций смысловых систем по принципам: возрастному, организации, содержательно-методологическому признаку. При соотнесении внешнего, социального мира, имеющего символическую природу, и
© Главатских М. М., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
внутренней смысловой реальности личности актуальны вопросы о соотнесении индивидуального и социального, механизмах развития личности, если мы считаем, что определяющей основой личности являются её смысловые образования, детерминирующие любые преобразования личности, формирование её новых качеств.
Интеграция и баланс сфер социального/ индивидуального в личности может быть показателем её социально-психологической зрелости. Проведя анализ исследований зрелости, можно предположить, что зрелая личность - с одной стороны, социально адаптирована, усвоила нормы социальных систем разных уровней, с другой стороны, индивидуализирована, ориентирована на реализацию своих целей [12].
Прослеживается линия вхождения социального мира во внутреннюю реальность личности и при рассмотрении проблемы субъекта в психологии. О субъектности говорится как о неразрывной взаимосвязи природного и социального, о целостности, об интегративности [13]. Исходные положения психологии субъекта в таком понимании были разработаны С. Л. Рубинштейном. Идея соотнесения социального и индивидуального прослеживается в субъект-субъектном подходе Е. Н. Волковой [14], понимании субъектности как системного качества в работе Н. Х. Александровой [15].
Под термином «субъективность» в концепции С. Л. Рубинштейна понимается внутренний мир человека, онтологическая реальность, внутренняя смысловая картина мира. Основы такого понимания были заложены в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, где рассматриваются смысловые динамические системы с преобладанием в них социальной сферы над личностной. Смыслы, значения - это основа функционирования внутреннего субъективного мира, внутренней деятельности, средство психологического воздействия на чужое или своё поведение, предоставляющее возможное поле действий [11].
Таким образом, социально-психологическая зрелость личности с точки зрения интегративного подхода рассматривается нами как субъектность, порождаемая в процессе интеграции социальных и индивидуальных компонентов зрелости [12]. Показатели социально-психологической зрелости затрагивают следующие сферы функционирования личности: смысловую, субъективность; поведение, субъектность (реализацию субъективности в объективном мире); социальные ситуации как условия взаимодействия (социальности).
Влияние социального мира на когнитивное развитие личности как основная проблема исследования изучалась в рамках социо-когнитивного подхода в психологии. Основоположниками подхода считают Л. С. Выготского - родоначальника «культурно-исторической психологии», Ж. Пиаже, изучающего интеллектуальное развитие ребенка, и представителя чикагской социологи-
ческой школы Д. Г. Мида, изучавшего мыслительную работу как интериоризацию диалога. Одно из основных положений данного подхода заключается в том, что личность овладевает смыслами в представленных выше реальностях предметного мира, культуры и речи посредством социального взаимодействия. В развитии смысловых динамических систем Л. С. Выготский ведущую роль отводил социальному взаимодействию, понимая социальность как систему, которая определяет жизнь личности, язык как средство социальной связи: «.все внутреннее в высших функциях было внешним, т. е. было для других тем, что ныне есть для себя. Это центр всей проблемы внутреннего и внешнего <...> Для нас сказать о процессе "внешний" - значит сказать "социальный"» [16]. Процесс развития заключается в том, что ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые первоначально применяли другие по отношению к нему. Ребенок сам усваивает социальные формы и переносит их на самого себя [17]. Это высказывание раскрывает смысл тезиса о интерпсихическом, совершающемся «между людьми», как основы интрапсихиче-ского, индивидуальных ментальных процессов.
Социальное взимодействие осуществляется в жизненных ситуациях в общении со значимыми людьми, в малых группах. В этой ситуации и происходит развитие путем интеграции смысловых образований личности с действительностью, в понимании Абраменковой. Именно в конкретной ситуации общения ребенок усваивает эту общую социальность, развиваются смысловые образования личности. Таким образом, можно сказать, что смысловая система личности ребенка развивается на основе взаимодействия, общения со значимыми людьми в малых группах, передающих детям социально значимые смыслы.
Кооперация в системе освоения нового знания между детьми-ровесниками воспитывает рефлексию, критический взгляд [18]. Ж. Пиаже, обозначая социальные факторы интеллектуального развития наряду с биологическими, выделяет взаимодействие ребенка с предметами и взаимодействие с миром людей, в котором разделяет общение со сверстниками и со взрослыми.
В данном подходе выделены причины психического развития, основанные на взаимодействии со средой, социальных коммуникациях, социальных отношениях посредством освоения смыслов, значений, знаков, орудий, путем принятия других людей, их образа жизни, использования символи-чески-знаковой системы. В концепциях А.-Н. Пер-ре-Клермон, В. Дуаз [19, 20] утверждается, что процессы социального взаимодействия играют главную роль в постепенном структурировании мышления. Эти авторы в исследованиях подтверждают идею взаимозависимости социальных и когнитивных регуляций.
132
Научный отдел
М. М. Главатских. Социо-когнитивный подход в исследовании
Заключение
Несмотря на длительную историю развития социо-когнитивного подхода, он не получил полного и систематического отражения в отечественной литературе. Перспективы его применения в социальной психологии возможны в области исследований социального развития личности, в изучении влияния социального взаимодействия не только на познавательные процессы, но и на смысловые образования личности, детерминирующие социальное поведение, формирование социально значимых качеств личности и, как следствие, - её социально-психологическую зрелость.
Библиографический список
1. Журавлев А. Л. Социально-психологическая зрелость : обоснование понятия // Психол. журн. 2007. Т. 28, № 2. С. 44-55.
2. Омаров Э. З. Особенности личной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей : дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 1997. 185 с.
3. Орлова В. В. Социальная зрелость молодежи : социально-психологический аспект // Междунар. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 5. С. 124-125.
4. Панькина Е. В. К вопросу о соотношении понятий «психологическая зрелость» и «самоактуализация» в психологии личности // Вестн. МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 26-30.
5. Леонтьев А. Н. Образ мира. Избр. психол. произведения : в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 251-261.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2000. 720 с.
7. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. [и др.]. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. № 4. С. 35-47.
8. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. Воронеж ; М., 2000. 432 с.
9. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. 288 с.
10Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С. 3-14.
11. Абраменкова В. В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 57 с.
12. Леонов Н. И., Главатских М. М. Социально-психологическая зрелость личности : интегративный подход // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 55-60.
13. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000. 320 с.
14. ВолковаЕ. Н. Субъектность педагога : теория и практика : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 48 с.
15 .АлександроваН. Х. Особенности субъектности человека
на поздних этапах онтогенеза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 28 с.
16. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестн. МГУ Сер. 14. Психология. 1986. № 1. С. 54-59.
17. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 5-328.
18. ПиажеЖ. Речь и мышление ребенка. М., 2008. 48 с.
19 .Перре-КлермонА. -Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991. 248 с. 20.Deschamps J. S., Doise W. Crossed category memberships in intergroup relation // Differentation between social groups : studies in the social psychology of intergroup relation / ed. by H. Tajfel. London, 1978. С. 141-158.
Social-Cognitive Approach in the Research on Social-Psychological Maturity of Personality
Marianna M. Glavatsky
Udmurt State University
1/6, Universitetskaya str., Izhevsk, 426034, Russia E-mail: [email protected]
The research provides the data of theoretical and methodological analysis of the essence of social and psychological maturity of personality from the point of view of socialization/individualization processes and the process of interpersonal interaction. Social-psychological maturity of personality has been regarded as a psychological construct appearing in the process of integration of social and individual components of maturity, such as subjectness, meaning and cognitive formation of personality. The article covers the history of development and core ideas of social-cognitive approach in psychological research. It has been shown that mature personality is, on the one hand, socially functioning personality having acquired the norms of social systems of different levels, and, on the other hand, individualized personality oriented towards achieving one's own goals. The values of social-psychological maturity get in touch with the areas of functioning of personality: meaning area, subjectivity; behavior, subjectness - realization of subjectivity in objective world; social situations as a condition for interaction (sociality). The article defines the prospects for the research on the phenomenon of social-psychological maturity from the point of view of social-cognitive approach.
Key words: social-psychological maturity of personality, personality development, subjectness, development of subjectness from the point of view of social-cognitive approach.
References
1. Zhuravlev A. L. Sotsial'no-psikhologicheskaya zrelost': obosnovanie ponyatiya (Socio-psychological maturity : problem statement). Psikhol. zhurn. (Psychological Journal), 2007, vol. 28, no. 2, pp. 44-55 (in Russian).
2. Omarov E. Z. Osobennosti lichnoy zrelosti uspeshnykh i neuspeshnykhpredprinimateley.dis. ... kand. psikhol. nauk (Features of successful and unsuccessful businessmen's personal maturity: diss. ... cand. of psychology). Tyumen', 1997. 185 p. (in Russian).
3. Orlova V. V. Sotsial'naya zrelost'molodezhi: sotsial'no-psikhologicheskiy aspekt (Youth's social maturity: social
Теоретико-методологические подходы к исследованию развития психики
133
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
and psychological aspect). Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh ifundamental 'nykh issledovaniy (International Journal of Applied and Fundamental Research), 2009, no. 5, pp. 124-125 (in Russian).
4. Pan'kina E. V. K voprosu o sootnoshenii ponyatiy «psikhologicheskaya zrelost'» i «samoaktualizatsiya» v psikhologii lichnosti (To question about interrelation of notions «psychological maturity» and «self-actualisa-tion» in psychology of personality). VestnikMGGU im. M. A. Sholokhova. Pedagogika ipsikhologiya (Bulletin of
Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Ser. Pedagogy and Psychology), 2010, no. 4, pp. 26-30 (in Russian).
5. Leont'ev A. N. Obraz mira (World picture). Izbrannye psikhologicheskieproizvedeniya : v 21. (Selected psychological writing: in 2 vol.). Moscow, 1983, t. 2, pp. 251-261 (in Russian).
6. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii (Fundamentals of general рsychology). St.-Petersburg, 2000. 720 p. (in Russian).
7. Asmolov A. G., Bratus' B. S., Zeygarnik B. V. [et al.]. O nekotorykh perspektivakh issledovaniya smyslovykh obrazovaniy lichnosti (About some prospects for study of personality's semantic structures). Voprosy Psychologii (Voprosy Psychologii), 1979, no. 4, pp. 35-47 (in Russian).
8. Abramenkova V. V. Sotsial'naya psikhologiya detstva (Social psychology of childhood). Voronezh ; Moscow, 2000. 432 p. (in Russian).
9. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya (Psychology of social knowledge). Moscow, 2000. 288 p. (in Russian).
10. Moskovichi SMetodologicheskie i teoreticheskieproblemy psikhologii (Methodological and theoretical problems of psychology) Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 1995, vol. 16, no. 2, pp. 3-14 (in Russian).
11. Abramenkova V. V. Genezis otnosheniy rebenka v sotsial'noy psikhologii detstva : avtoreferat dis. ... d-ra psikhol. nauk (Genesis of child's relations in social psycho-
logy of childhood: autoref. dis. ... doct. of psychology). Moscow, 2000. 57 p. (in Russian).
12. Leonov N. I., Glavatskikh M. M. Sotsial'no-psikhologich-
eskayazrelost'lichnosti: integrativnyypodkhod(Persona-
lity's socio-psychological maturity: integrative approach). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Phylosophy. Psychology. Pedagogy. 2014, vol. 14, no. 1, pp. 55-60 (in Russian).
13. Brushlinskiy A. V. Problema sub'ekta v psikhologicheskoy nauke (Problem of subject in psychological science). Moscow, 2000. 320 p. (in Russian).
14. Volkova E. N. Sub'ektnost'pedagoga: teoriya ipraktika: avtoreferat dis. ... d-ra psikhol. nauk (Teacher's subjectness: theory and practice : autoref. dis. ... d-ra of psychology). Moscow, 1998. 48 pp. (in Russian).
15. Aleksandrova N. Kh. Osobennosti sub»ektnosti cheloveka na pozdnikh etapakh ontogeneza: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Features of man's subjectness on late stages of ontogeny: autoref. dis. ... cand. of psychology). Moscow, 2000. 28 p. (in Russian).
16. Vygotskiy L. S. Konkretnaya psikhologiya cheloveka (Concrete human psychology). VestnikMGU, Ser. Psikhologiya (The Moscow University Herald. Ser. 14. Psychology), 1986, no. 1, pp. 54-59 (in Russian).
17. Vygotskiy L. S. Istoriya razvitiya vysshikhpsikhicheskikh funktsiy: v 61. (History of development of higher psychical functions). Sobr. soch. (Collected edition : in 6 vol.) Moscow, 1983. Vol. 3, pp. 5-328 (in Russian).
18. Piazhe Zh. Rech'i myshlenie rebenka (Child's speech and thinking). Moscow, 2008. 48 pp. (in Russian, trans. from French).
19. Perre-Klermon A.-N. Rol' sotsial'nykh vzaimodeystviy v razvitii intellekta detey (Role of social co-operations in development of children's intellect). Moscow, 1991. 248 p. (in Russian, trans. from French).
20. Deschamps J. S., Doise W. Crossed category memberships in intergroup relation. Differentation between social groups: studies in the social psychology of intergroup relation. / Ed. by H. Taijfel. London. 1978, pp. 141-158.
134
Научный отдел