Научная статья на тему 'Особенности структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Туризм»'

Особенности структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1490
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Туризм»»

Особенности структуры и содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Туризм»

(из выступления директора ИТиГ (филиал МГУС) к.и.н., доцента Мазина К.А.

Уважаемые дамы и господа, для того, чтобы проанализировать отличие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения от предыдущих стандартов, следует предпринять небольшой экскурс в историю стандартизации вузовского образования в России. Действующая российская система стандартизации и реализации образовательных программ высшего профессионального образования в историческом развитии существует с 1992 г., когда Законом РФ «Об образовании» (ст. 7) было введено понятие Государственного образовательного стандартакакдокумента,регламентирую-щего формирование основных образовательных программ.

Первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования было разработано и введено в действие в 1994-1996 гг. ГОС ВПО содержал федеральные компоненты, включавшие: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

В 1992 г. в России была введена подготовка бакалавров и магистров, которая нормативно закреплялась постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №940 «Об утверждении государственного образовательного стандартавысшего профессионального образования». Постановлением устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня.

В свою очередь модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников к научной и научно-педагогической работе. Важной особенностью государственных образовательных стандартов первого поколения являлось то, что, наряду с требованиями к уровню подготовки выпускников в профессиональной области, они содержали также общие требования к развитию личности. Данный ГОС ВПО, содержал также требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин, что позволяло оценить качество не только вузовской, но и школьной подготовки обучающихся. Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления и 422 специальности. При этом стандарт первого поколения представлял собой лишь расширенный учебный план с комментариями и попыткой анализа образовательного процесса. Совершенно очевидно, что такой документ не мог удовлетворить образовательное сообщество, и в 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать:

— общие требования к основным образовательным программам (ООП);

— требования к обязательному минимуму ООП, условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовке;

— сроки освоения ООП;

— максимальный объем учебной нагрузки студентов.

В соответствии с данным законом в 2000 г. были введены в действие ГОС ВПО следующего поколения.

К позитивным сторонам ГОС ВПО второго поколения необходимо отнести: согласованность с тарифно-квалификационными характеристиками Минтруда России, согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями, одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что значительно повысило уровень технологичности документов и ускорило процесс их внедрения в практику.

В соответствии с действующим перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров по 120 направлениям подготовки, 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки специалистов (для 320 специальностей).

Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: непрерывная подготовка дипломированных специалистов (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатая, обеспечивающая реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по направлениям подготовки высшего профессионального образования. В свою очередь лицензию на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

— независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов, не имеющие общих частей;

— совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших

курсах, чему способствует ГОС ВПО, введенный в 2000 г.

Необходимо отметить, что, несмотря на то что государственные образовательные стандарты как первого, так и второго поколения значительно расширили свободу вузов в формировании образовательных программ, они в полной мере не изменили культуру проектирования и содержания высшего образования, поскольку сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель высшего профессионального образования. В этой модели основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала. К сожалению, ГОСы первого и второго поколений не преодолели отрыва от развивающейся экономики страны и отдельных регионов при проектировании вузовского компонента, обеспечивающего подготовку специалиста под конкретного заказчика.

В 2006 г. Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобранауки России развернул работу по подготовке законопроекта, устанавливающего в соответствии с Конституцией РФ понятие «федерального государственного образовательного стандарта» (далее ФГОС). Разрабатываемый в рамках законопроекта ФГОС не делится на компоненты, а создает необходимую свободу образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.

В целях выполнения условий болонской декларации и дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования в России Министерством образования и науки разработан законопроект, который в декабре 2006 г. одобрен правительством и в настоящее время находится на обсуждении в Госдуме РФ. В этом законопроекте бакалавриат, магистратура и подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоя-

тельных уровней высшего образования. Основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня, причем подготовка магистра может вестись только через бакалавриат, а подготовка специалиста предусмотрена только непрерывной (без возможности реализации через программу бакалавра).

Законопроект предусматривает возможность сохранения непрерывной подготовки по перечню специальностей, который был определен Правительством РФ. Формирование самого перечня специальностей для непрерывной (многоуровневой) подготовки должно исходить из учета уникальных требований к подготовке специалиста в некоторых видах деятельности, особенно в областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности.

В результате деятельности рабочей группы, специально созданной Министерством образования и науки России, к началу 2007 г. были разработаны: проект макета ФГОС по направлению подготовки и принципы формирования перечня «укрупненных» направлений подготовки. Макет ФГОС ВПО формировался с учетом научно-методических разработок разных вузов и учебно-методических объединений, выполненных в рамках программы «Развитие научного потенциала высшей школы», а также сучетом новых законодательных инициатив Минобрнауки России.

Проект макета ФГОС ВПО по направлению подготовки и принципы формирования нового перечня направлений подготовки были вынесены на обсуждение коллегии Минобрнауки 1 февраля 2007 г. и в целом были одобрены. После соответствующих доработок 22 февраля 2007 г. макет ФГОС ВПО был утвержден.

Выполнение работ по данному проекту позволит сформировать значительное количество проектов ФГОС ВПО по направлениям подготовки ВПО, выполненных с учетом новых принципов

стандартизации, с учетом современных требований науки, рынка труда и основных требований болонского процесса крегламентации и реализации образовательных программ высшей школы.

Таким образом, новые ориентиры развития и взятый Правительством России курс вхождения нашей страны в европейское экономическое сообщество привели к необходимости смены парадигмы стандартизации образования вРоссийской Федерации. Следует отметить, что в стандарте третьего поколения просматривается отход от инфор-мационно-знаниевой модели высшего образования и переориентация на ком-петентностный подход. Фактически радикально меняется вектор построения стандарта: основополагающим и определяющим его содержание становится компетенция — способность применять знания и умения для успешной профессиональной деятельности.

Изменение подхода к структуре и содержанию ФГОС в значительной степени решает очень важную задачу-проблему мотивации студента к получению данной специальности. Не секрет, что подавляющее число студентов высших учебных заведений сделали свой выбор случайно: либо по воле родителей, либо «за компанию» с товарищами и пр. В этой связи компетентностный подход позволяет как раз выявить насколько личностные качества студента соответствуют выбранной профессии.

Еще одной особенностью ФГОС третьего поколения является четкая регла-ментизация многоуровневой системы высшего профессионального образования по принципу бакалавр (четыре года), магистр (два года). Предыдущий стандарт давал право выбора вузу обучать студентов, как по многоуровневой системе, так и по традиционной схеме. На наш взгляд, эти изменения дают большие возможности выпускникам бакалавриата укрепить личностную мотивацию к выбранной специальности, проработав несколько лет по выбранной

специальности и только потом решить для себя вопрос об обучении в магистратуре.

В тоже время многоуровневая система воспитывает навык к непрерывности образовательного процесса, ясно показывая, что дальнейший карьерный рост возможен только путем постоянного обучения, что особенно актуально в современном быстро меняющемся мире.

Третьей особенностью образовательного стандарта нового поколения является неизмеримо большая академическая свобода вуза в выборе конкретных дисциплин для приобретения той или иной компетенции. Если в 1988 г. такая свобода составляла 10% от всего времени обучения, то в стандартах второго поколения (2000 г.) — 30%, в новых стандартах ее границы расширяются до 50% ивыше.

Это, несомненно, повышает возможность маневра для образовательного сообщества в принципиально важных сегментах образовательного процесса. Так, например, в рамках стандарта третьего поколения удается насытить учебный план таким важнейшим для сферы туристского образования компонентом, как знание иностранного языка. Отход от деления учебных дисциплин на компоненты позволяет выделить преподавание русского языка, как опорной базы не только для речевых коммуникаций, но и для всей отечественной культуры. Ранее эта важнейшая дисциплина, терпящая ущерб в современном мире от культурных суррогатов, могла фигурировать в учебных планах чуть ли не на факультативном уровне.

Вместе с тем большая свобода накладывает и большую ответственность, т. к. тактические ошибки учебных заведений в выборе набора дисциплин могут свести на нет стратегически важные нововведения, что особенно опасно в сфере туристского образования, которое молодо, как и сама отрасль, и не имеет, например, как инженерное образование, четко выраженных традиций. Поэтому

экспериментальная составляющая, заключенная в новом стандарте должна быть тщательно продумана и взвешена.

Общеизвестно, что туризм стремительно развивается как на мировом уровне, так и в России. Причем эта динамика столь стремительна, что подчас традиционно неторопливое высшее образование не в состоянии угнаться за ним. Поэтому претензии работодателей и государства к качеству выпускников, получивших туристское образование, вполне обоснованы. Вместе с тем следует отметить, что данная ситуация и по объективным обстоятельствам и прежде всего по тому, что наше общество и вся законодательная система не были готовы к осознанию роли и самой сути туризма как такового. В середине 1990-х гг. все мы исходили из определения туризма как временного перемещения людей с места постоянного проживания в другую страну или в другую местность в пределах своей страны всвободное время в различных целях, но без занятия оплачиваемой работой впосещаемомместе [1. С. 88].

Данное определение хотя и является достаточно емким, но в тоже время из него совершенно не ясно как строить компетентностные характеристики выпускника туристского вуза. В этом ключе он представляется неким проводником социально-культурного сервиса (не случайно первая туристская специальность получила такое название). Данное представление бытует до сих пор: например, последний классификатор видов экономической деятельности относит туризм к вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности. Между тем пристальное внимание образовательного сообщества к проблеме туротрасли выявило более актуальное для современности определение туризма, как «комплексное производство и потребление туристического продукта, интегрированное в общественные и международные отношения» [2. С. 66]. Это уже выводит туризм из сферы обслуживания,

придавая ему существенные элементы проектной и производственной деятельности. К тому же следует учитывать и достаточно мощный мультипликативный эффект туризма для других сфер экономики, что в значительное степени изменило представление о содержательной стороне образовательных стандартов направления «Туризм». Это говорит о насущной актуальности введения ФГОС третьего поколения. Вместе с тем на лицо некий симбиоз инновационных прорывов в образовании и архаичности отечественного законодательства, что несет весомую угрозу для реализации новаторских подходов в подготовке специалистов для туротрасли.

Литература

1. Большой глоссарий терминов международного туризма. Том 1. СПб, 2003.

И поэтому одной из самых важных особенностей ФГОС является соответствие его аналогичным стандартам европейских стран. Это делает вполне реальным вхождение России в Болонский процесс, адаптацию учебных планов с учебными планами стран Европы.

Процесс глобализации современного мира — это целая система вызовов, на которые нужно давать адекватные ответы, а вхождение нашей страны в общеевропейское образовательное пространство — это и есть реальная возможность дать ответ в сфере высшего профессионального образования в той человеческой деятельности, где она по праву занимала ведущие позиции.

2. Захаров В.А. Эволюция сущности и многообразие понятий туризма.//Вестник Национальной Академии туризма, №1, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.